Научная статья на тему 'Этнокультурная составляющая подготовки будущих педагогов в условиях Арктики'

Этнокультурная составляющая подготовки будущих педагогов в условиях Арктики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЭТНИЧНОСТЬ / ETHNICITY / ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ETHNOFUNCTIONAL ACTIVITIES / КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ / COLLECTIVE WAY OF TEACHING / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / NATIONAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ядрихинская Лидия Сергеевна

Рассматриваются возможности этнокультурного образования в национальных регионах России. Делается попытка доказать эффективность технологии коллективного способа обучения, которая создает рациональные условия для формирования универсальных компетенций, общеучебных умений и навыков, способствующих воспитанию саморазвивающейся личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ядрихинская Лидия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL COMPONENT OF THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN ARCTIC CONDITIONS

The possibilities of ethno-cultural education in national regions of Russia. An attempt is made to prove the effectiveness of the collective mode of learning technology, which creates conditions for the formation of rational universal jurisdiction, obshcheuchebnyh skills that encourages self-developing personality.

Текст научной работы на тему «Этнокультурная составляющая подготовки будущих педагогов в условиях Арктики»

УДК 378.02 Л.С. Ядрихинская

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. Педагогический

институт, доцент

677000 Россия, г. Якутск, пр. Ленина, 2

[email protected]

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В

УСЛОВИЯХ АРКТИКИ

Аннотация: Рассматриваются возможности этнокультурного образования в национальных регионах России. Делается попытка доказать эффективность технологии коллективного способа обучения, которая создает рациональные условия для формирования универсальных компетенций, общеучебных умений и навыков, способствующих воспитанию саморазвивающейся личности.

Ключевые слова: образование, этничность, этнофункциональная деятельность, коллективный способ обучения, национальная школа.

L.S. Yadrihinskaya

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Teacher Training Institute, associate professor

677000 Russia, Yakutsk, Av. Lenin, 2

[email protected]

ETHNOCULTURAL COMPONENT OF THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN ARCTIC

CONDITIONS

Abstract: The possibilities of ethno-cultural education in national regions of Russia. An attempt is made to prove the effectiveness of the collective mode of learning technology , which creates conditions for the formation of rational universal jurisdiction , obshcheuchebnyh skills that encourages self-developing personality.

Keywords: education , ethnicity, Ethnofunctional activities , collective way of teaching , national school.

Философское обоснование необходимости учета этничности в образовании находим в монографии «Живой университет Г.Н.Волкова», авторы которой отмечают необходимость развития «специфики каждой культуры, а не их единообразия или унификации», созидания будущего на основе «особой формы социальной гармонии, которая зародилась в рамках гармонии Природы» у чувашей и северян [9, с. 28].

Этап наследования «этносреды ареала своего рождения и проживания», по мнению А.В.Сухарева, неразрывно связан с феноменом учительства [8, с. 58], потому что только учитель с этнокультурной компетентностью может формировать гармоничную саморазвивающуюся личность в условиях современной «мозаичности этносреды». Для обеспечения оптимального развития ребенка «необходимо снижение степени этнофункциональной неоднородности психолого-педагогических внешних воздействий» [8, с. 102]. Только педагог может способствовать разумному снижению количества этнофункциональных рассогласований в содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса, т.е. снижению влияния массовой культуры, средств массовой информации и коммуникаций, оказывающих разрушительное воздействие на личность ребенка. Содержание и технологии обучения в современной культурно-исторической ситуации, особенно на относительно ранних возрастных этапах, должно быть, по мнению психологов, «максимально этнофункционально согласовано с этносредой рождения и проживания учащихся» [8, с. 104].

ФЗ «Об образовании» требуетучета национальных, региональныхи этнокультурных потребностей народов РФ не только в содержании обучающих программ, но и в методах и технологиях образования. Современный этнофункциональный подход психологов к практическим аспектам воспитания выделяет в современной стадии развития личности в родной этносреде духовное содержание или «энергетическую характеристику» и деятельностное начало, т.е. «модулирующую характеристику», отвечающую за эмоциональные, когнитивные и двигательные стороны отношений [8, с. 52]. Именно модулирующие характеристики этнофункциональной деятельности определяют качество сформированности этнической идентичности - «степень целостности и индивидуального своеобразия личности» [8, с. 52].

Методология воспитывающего обучения, присущего всем народам и этносам, отражена в Модели межэтнической гармонии Г.Н.Волкова [1]: программа-минимум - межэтническое согласие, программа-оптимум - межнациональная солидарность, программа-максимум - создание надежно, безотказно действующей этнопедагогической модели межнациональной гармонии. Программа-максимум нацелена на недостигнутую пока ни одним народом в мире стадию «мудрости» развития этносреды.

Механизм достижения указанной Г.Н.Волковым стадии развития этносреды якутские педагоги увидели в величайшем открытии 20 века - в учении В.К.Дьяченко о коллективном способе обучения [2,3].

Положительные итоги экспериментов позволили выйти на более сложную идею, которая связана с вопросами перехода на новую образовательную систему через формирование новой теории этнодидактики [7], раскрывающей пути решения ключевых проблем общего образования в тесной взаимосвязи с этносредой рождения и проживания, а именно: переход от простой передачи знаний к формированию универсальных учебных действий, от знаниевой парадигмы образования к развитию ключевых компетенций через развитие способов этнофункциональной деятельности.

Среди современных институтов воспитания наибольшим потенциалом влияния обладают технологии обучения во время учебных занятий. Как показывает опыт, такими обучающими технологиями, оказывающими уникальное комплексное воздействие на личность обучаемых с учетом их этнопсихологических особенностей, являются якутские аналоги известных российских образовательных технологий, адаптированных для национальных школ:

- «Куолаан уерэтии» (коллективный способ обучения) - А.Д.Семенова;

- «Сатабыл», продуктивная технология формирования универсальных учебных действий - П.П.Кондратьев;

- «Педагогика олонхо», технологии эстетического и нравственного воспитания посредством ценностей эпоса - Е.П.Чехордуна;

- Технологии этнопсихологии и этносоциологии в учебном процессе -У.А.Винокурова;

- «Этнориторика народа саха» - Л.С.Ядрихинская;

- «Песенная педагогика саха» - А.К.Калининский;

- «Современная этнодидактика» - А.Д.Семенова, У.А.Винокурова.

Названные этнокультурные образовательные технологии являются эффективным механизмом управления учебным процессом на основе родного и русского языка, т.е. педагогическим инструментарием гарантированного достижения поставленных целей во время учебных занятий, что в условиях полиэтнического общества становится основой формирования культуры межнационального общения.

В педагогическом институте СВФУ третий год идет опытно-экспериментальная работа по апробации дисциплин, являющихся этнокультурной составляющей подготовки будущих учителей. По решению Ученого совета в основную образовательную программу «Педагогика и методика начального образования» были введены соответствующие авторские курсы, составляющие учебный модуль «Этнокультурные образовательные технологии».

Таблица 1

Содержание этнокультурной составляющей основной образовательной программы подготовки учителей начальных классов

№ Код Название дисциплины Зач.ед. Часов Компетенции

1 ОПД.В.3.2. Продуктивная 1 36 Способность к

технология Сатабыл Зач. созданию условий для

этнофункциональной

деятельности

продуктивного образования

в школе

2 СД. В.1.1. Этнопедагогизация технологий обучения 3 88 Экз. Готовность будущих учителей к этнофункциональной деятельности общения по формированию универсальных учебных действий обучаемых

3 СД.В.2.1. Педагогика олонхо 1,5 56 Экз. Готовность к этнофункциональной деятельности по раскрытию педагогического потенциала олонхо.

4 ДС.Ф.3 Этнориторика саха 1,5 42 Зач. Способность к этнофункциональной деятельности коммуникативно-риторического общения на родном языке

5 ДС.Ф.9 Этносоциология 1,5 42 Экз. Способность к изучению междисциплинарных представлений о взаимоотношениях человека, этноса и общества

6 М.2.В.2 Этнопсихология народов Севера и Арктики 3 108 Экз. Овладение основами экософского мировоззрения, моральными и этическими принципами арктической циркумполярной цивилизации

7 ДС.Ф.10 Современная этнодидактика 3 108 Экз. Овладение основами современной этнодидактики, как основного направления развития национальной системы образования

8 Факультатив Песенная педагогика саха 2 72 Готовность к этнофункциональной деятельности обучения песенному искусству народа саха

9 СД.Р.1 Формирование универсальных учебных действий в начальной школе 2 80 Способность к реализации требований ФГОС ОО в этнофункциональной деятельности взаимообучения

10 СД.Р.2 Коллективный способ обучения 1,5 68 Готовность к этнофункциональной деятельности по технологии В.К.Дьяченко КСО

Итого: 20 700

Разработчики инновационного проекта имеют целью показать, что этнокультурные образовательные технологии могут работать «в штатном режиме» и могут стать точным инструментарием формирования требуемых универсальных учебных действий в школе и компетенций в ССУЗе и вузе на основе индивидуализации темпов достижения планируемых результатов обучения. Внедрение этнокультурных образовательных дисциплин в основную образовательную программу подготовки учителей приведет к учету индивидуальных психолого-физиологических особенностей развития школьников, что особенно важно в условиях Севера и Арктики.

Проект может заинтересовать все современные школы и всех учителей, желающих реально повысить качество обучения и воспитания. По мнению российских экспертов, этнокультурные образовательные технологии обладают большим конкурентным потенциалом, и, постановка на поток введения их в практику становится важной задачей разработчиков на ближайшее время. Кроме школ, проект может заинтересовать всех преподавателей, готовящих будущих учителей и воспитателей.

Таким образом, образовательная модель, нацеленная на становление человека как субъекта собственной деятельности и собственного образования, со временем вполне может перерасти в Модель учителя с этнокультурной компетенцией в школе новой формации.

Литература

1. Волков, Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. - М.: Издат. дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. - Т.1. - 460 с.

2. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной

работы. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.

3. Дьяченко, В.К. Новая дидактика. - М.: Народное образование, 2001. - 496 с.

4. Семенова, А.Д. Современное функционирование этнопедагогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности. - Якутск: изд-во ЯГУ, 2005. - 117 с.

5. Семенова, А.Д. Научно-методическое обеспечение этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса как условие повышения эффективности работы школы. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009. - 118 с.

6. Семенова, А.Д., Ядрихинская, Л.С. Формирование универсальных учебных действий: технологический подход. - Якутск: Изд.дом СВФУ, 2012. - 220 с.

7. Семенова, А.Д., Винокурова, У.А. Современная этнодидактика: Учебное пособие (рукопись).

8. Сухарев, А.В. Этнофункциональный аспект воспитания в психотерапии: Учебное пособие. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. - 264 с.

9. Шилин, К.И., Винокурова, У.А., Лапина, З.Г. Живой университет Г.Н.Волкова -прорыв в творимо-экофильное будущее: монография. Серия «Энциклопедия живого знания». Т.31. - М.: Изд-во «Пробел-2000», 2014. - 100с.

References

1. Volkov, G.N. Pedagogy of love. Selected ethnic pedagogical works: In 2 volumes -Moscow: Izdat.house MASTER-PRESS, 2002. - V. 1. - 460 p.

2. Dyachenko, V.K. Cooperation in education: the collective way of training. - Moscow: Education, 1991. - 192 p.

3. Dyachenko, V. K. New didactics. - Moscow: National education, 2001. - 496 p.

4. Semenova, A.D. Modern functioning of pedagogy in technology of training and education of self-developing harmonious personality. - Yakutsk: Publishing house of the YaSU, 2005. - 117 p.

5. Semenova, A. D. Scientific and methodological support of ethnopedagogizationof the educational process as a condition of increasing the efficiency of school. -Yakutsk: Publishing house of the YaSU, 2009. - 118 p.

6. Semenova, A. D., Yadrikhinskaya L.S. The Formation of universal educational actions: a technological approach. - Yakutsk: Publishing House NEFU, 2012. - 220 p.

7. Semenova, A.D., Vinokurova, U.A. Modern antitactile: textbook (manuscript).

8. Sukharev, A.V. Ethnofunctional aspect of education in psychotherapy: a manual. -Moscow: Publishing house of MPSI; Voronezh: Publishing house of NPO MODEK, 2008. - 264 p.

9. Shilin, K.I., Vinokurova, U.A., Lapina, Z.G. Living University G.N.Volkov is a

breakthrough in creating-ecophilfuture: monograph. Series «the living encyclopedia of knowledge». V 31. - Moscow: Publishing house «Space 2000», 2014. - 100 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.