Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА ЭВЕНКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА ЭВЕНКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнокультурное воспитание / внеурочная деятельность / музыкальный фольклор / эвенкийский язык / культура / традиции / патриотизм / ethnocultural education / extracurricular activities / musical folklore / Evenki language / culture / traditions / patriotism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Сардана Игнатьевна

В данной статье рассматривается вопрос об этнокультурном воспитании младших школьников средствами музыкального фольклора эвенков во внеурочной деятельности «СИГУНКАН» (знакомство с музыкальным фольклором эвенков и их особенностями в песнях и танцах). Цель: проверить результативность программы внеурочной деятельности, направленной на этнокультурное развитие младших школьников средствами музыкального фольклора. Задачи: проанализировать сущность понятий «этнокультурное воспитание» в контексте рассматриваемой проблемы; определить педагогические возможности музыкального фольклора эвенков; разработать программу внеурочной деятельности, направленную на этнокультурное развитие младших. Гипотеза исследования основана на том, что процесс этнокультурного воспитания у младших школьников будет эффективным, если на занятиях во внеурочной деятельности использовать музыкальный фольклор эвенков. Для достижения поставленных целей были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической и культурологической литературы, а также организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы. В рамках внеурочной деятельности по этнокультурному воспитанию младших школьников с использованием музыкального фольклора обучающиеся сформировали бережное отношение к своему родному языку, истории и культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Сардана Игнатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the issue of ethno-cultural education of younger schoolchildren by means of Evenk musical folklore in extracurricular activities "SIGUNKAN" (acquaintance with the musical folklore of the Evenks and their peculiarities in songs and dances). Purpose: to test the effectiveness of the extracurricular activities program aimed at the ethno-cultural development of younger schoolchildren by means of musical folklore. Tasks: to analyze the essence of the concepts of "ethno-cultural education" in the context of the problem under consideration; to determine the pedagogical possibilities of musical folklore of the Evenks; to develop a program of extracurricular activities aimed at the ethno-cultural development of the younger. The hypothesis of the study is based on the fact that the process of ethno-cultural education among younger schoolchildren will be effective if the musical folklore of the Evenks is used in extracurricular activities. To achieve these goals, the following research methods were used: theoretical analysis of pedagogical and cultural literature, as well as the organization of purposeful experimental work. As part of extracurricular activities for the ethno-cultural education of younger schoolchildren using musical folklore, students formed a careful attitude to their native language, history and culture.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА ЭВЕНКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

6. Малыгин, М.А. Повышение профессиональной компетентности студентов-художников посредством физической подготовки / М.А. Малыгин // Педагогика, образование и воспитание: актуальные вопросы теории и практики: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Пенза. - Пенза, 2024. - С. 91-94

7. Ястребкова, K.M. Профилактика профессиональных заболеваний при разработке дизайна сувенирной продукции / K.M. Ястребкова, Е.К. Прянишникова // Ступени роста - 2019: материалы Межрегион, науч.-практ. конф., Кострома. -Кострома: Костромской государственный университет, 2019. - С. 73-74

Педагогика

УДК 37.022

ассистент Осипова Сардана Игнатьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА ЭВЕНКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос об этнокультурном воспитании младших школьников средствами музыкального фольклора эвенков во внеурочной деятельности «СИГУНКАН» (знакомство с музыкальным фольклором эвенков и их особенностями в песнях и танцах). Цель: проверить результативность программы внеурочной деятельности, направленной на этнокультурное развитие младших школьников средствами музыкального фольклора. Задачи: проанализировать сущность понятий «этнокультурное воспитание» в контексте рассматриваемой проблемы; определить педагогические возможности музыкального фольклора эвенков; разработать программу внеурочной деятельности, направленную на этнокультурное развитие младших. Гипотеза исследования основана на том, что процесс этнокультурного воспитания у младших школьников будет эффективным, если на занятиях во внеурочной деятельности использовать музыкальный фольклор эвенков. Для достижения поставленных целей были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической и культурологической литературы, а также организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы. В рамках внеурочной деятельности по этнокультурному воспитанию младших школьников с использованием музыкального фольклора обучающиеся сформировали бережное отношение к своему родному языку, истории и культуре.

Ключевые слова: этнокультурное воспитание, внеурочная деятельность, музыкальный фольклор, эвенкийский язык, культура, традиции, патриотизм.

Annotation. This article discusses the issue of ethno-cultural education of younger schoolchildren by means ofEvenk musical folklore in extracurricular activities "SIGUNKAN" (acquaintance with the musical folklore of the Evenks and their peculiarities in songs and dances). Purpose: to test the effectiveness of the extracurricular activities program aimed at the ethno-cultural development of younger schoolchildren by means of musical folklore. Tasks: to analyze the essence of the concepts of "ethno-cultural education" in the context of the problem under consideration; to determine the pedagogical possibilities of musical folklore of the Evenks; to develop a program of extracurricular activities aimed at the ethno-cultural development of the younger. The hypothesis of the study is based on the fact that the process of ethno-cultural education among younger schoolchildren will be effective if the musical folklore of the Evenks is used in extracurricular activities. To achieve these goals, the following research methods were used: theoretical analysis of pedagogical and cultural literature, as well as the organization of purposeful experimental work. As part of extracurricular activities for the ethno-cultural education of younger schoolchildren using musical folklore, students formed a careful attitude to their native language, history and culture.

Key words: ethnocultural education, extracurricular activities, musical folklore, Evenki language, culture, traditions, patriotism.

Введение. В настоящее время перед школой стоит сложная задача - воспитание культурной, творческой личности, умеющей найти свое место в постоянно изменяющейся действительности. Чтобы найти нравственные основы для воспитания и развития нового поколения, стоит обратиться к народным источникам. Эти источники, сложившиеся за века, всегда были близки и понятны каждому. В рамках выполнения задачи "формирования общей культуры личности", описанной в Законе об образовании, учителям необходимо уделять особое внимание сохранению и расширению родного языка, истории и культуры.

Этнокультурное воспитание - это процесс формирования и развития культурной и национальной идентичности у человека на основе его этнической принадлежности и культурного наследия. Оно направлено на сохранение и передачу ценностей, традиций, языка, обычаев и истории определенной этнической группы. Этнокультурное воспитание помогает укрепить самосознание и самоопределение личности, а также способствует взаимопониманию и толерантности между различными этническими группами в обществе.

Музыкальный фольклор народа - это музыкальное наследие и традиции, которые развивались и передавались из поколения в поколение в определенной этнической группе. Он включает в себя песни, мелодии, ритмы, танцы и инструментальную музыку, которые отражают уникальные культурные особенности и идентичность этого народа. Музыкальный фольклор народа является важной частью его культурного наследия и играет роль в сохранении и передаче традиций, ценностей и истории этой этнической группы.

Изложение основного материала статьи. Далее представлена программа внеурочной деятельности учащихся 3 класса МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №26 им. Е.Ю. Келле-Пелле» (с углубленным изучением отдельных предметов) г. Якутск по этнокультурному воспитанию младших школьников средствами музыкального фольклора.

Полное название программы: «СИГУНКАН» (знакомство с музыкальным фольклором эвенков и их особенностями в песнях и танцах).

На занятиях по внеурочной деятельности изучается музыкальная культура эвенков - хороводные танцы и песни. Человек, уважающий свой народ будет изучать с интересом все, что связано с его народом. Хоровод для эвенков -священный танец. С помощью хоровода можно попросить у Сэвэки (Бог у эвенков), рассказать, что происходит вокруг на данный момент и просто показать свой быт.

Программа разработана для детей младшего школьного возраста и предусматривает организацию групповых занятий на протяжении учебного года. Основная цель программы включает сохранение, изучение и популяризацию музыкального народного творчества эвенков. Дополнительные цели включают знакомство с фольклором и особенностями эвенкийской народной песни и танца, а также продолжение работы по эстетическому и нравственному воспитанию учеников с использованием искусства и художественного творчества.

Задачи программы включают расширение образовательного кругозора детей в области национальной культуры и знакомство с эвенкийской народной и авторской песней. Это достигается путем применения полученных знаний на практике через тематические и интегрированные занятия. Важным аспектом программы является создание методического пособия доя изучения музыкальной культуры эвенков. Также программа стремится к укреплению прямых творческих связей с детским эвенкийским народным фольклорным ансамблем "Гиркилэн".

Учебная программа

Тема | Кол-во часов

1 четверть

Историческая справка: Знакомство с эвенкийскими хороводными напевами 2

Знакомство с эвенкийскими хороводными танцами 2

Язык эвенков. Учимся выговаривать слова правильно 1

Знакомство со знатоками эвенкийского языка 1

Репетиция хоровода «Дэвэйдэ» 1

2 четверть

Знакомство с икэлэнэми (запевалами) хороводов 2

Просмотр видео эвенкийский хороводов 2

Владимир Колесов -Иенгринский композитор. Знакомство с творчеством. 5

3 четверть

Знакомство с эвенкийскими музыкальными инструментами 1

Знакомство с бубном 1

Знакомство с варганом 1

Знакомство с эвенкийским музыкальным инструментом из копыт оленя 1

Посмотреть мастер класс от руководителя 1

Практическое использование музыкальных инструментов 1

4 четверть

Репетиция хороводов 1

В. Гончиков, Е. Козулин, А. Болтян, Д. Лоргоктоев - музыканты и поэты эвенкийского народа 2

Знакомство с творчеством эвенкийских поэтов и музыкантов (2часа) 2

Показ комплексного занятия по эвенкийской музыкальной культуре 1

Проверочное занятие 1

Приведем пример одного интегрированного занятия по этнокультурному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности.

Алагумни (учитель) далее А. Куцакар (дети) далее К.

А: Ая инэцит, куцакар! Он биденни? (Здравствуйте дети, как ваши дела?)

К: Дорово, алагумни! (Здравствуйте, учитель!)

А: Икэн - в переводе с эвенкийского песня. Икэлэн - это человек, который исполняет песни. Сегодня мы познакомимся с эвенкийским хороводным запевом «Одёра» Одёрайкан одёрай, икэндигэр, икэндигэр; Одёрае гасогае, икэндигэр, икэндигэр; Одёрайкан, одёрай, икэндигэр, икэндигэр; Одёрае гасогае, икэндигэр, икэндигэр. Аяканди, гудейканди, осорайкан, осорай; Гиркалдяри,саргандяри,одёрайтэн, одёрай; Эвиденас гиркандяци, одёрайтэн, одёрай. Одёрайкан одёрай, икэндигэр, икэндигэр; Одёрае гасогае, икэндигэр, икэндигэр; Одёрайкан, одёрай, икэндигэр, икэндигэр; Одёрае гасогае, икэндигэр, икэндигэр. Аяканди, гудейканди, осорайкан, осорай; Гиркалдяри,саргандяри,одёрайтэн, одёрай; Эвиденас гиркандяци, одёрайтэн, одёрай.

Учитель напевает мелодию хороводного запева, также показывает движения хороводного танца. Для того чтобы танцевать хоровод народов севера, потребуется изучить основные движения и технику этого танца. Учитель дает рекомендации:

1. Изучить основные шаги. Хоровод - это кольцевой танец, в котором участники держатся за руки и двигаются вместе по кругу. Основные шаги включают шаги вперед, назад, в стороны и повороты.

2. Синхронизироваться с остальными участниками. Важно синхронизироваться с остальными участниками хоровода. Следуйте ритму музыки и двигайтесь в такт с остальными танцорами.

3. Соблюдать правила и традиции. В разных народах севера могут быть свои особенности и правила для танца хоровода.

4. Практиковать регулярно. Как и в любом танце, практика играет важную роль. Регулярно тренироваться, чтобы улучшить свою технику и синхронизацию с остальными участниками.

В середине занятия учитель проводит физкультминутки. Физкультминутки проводятся на эвенкийском языке.

Умун (один) - руки вверх;

Дюр (два) - руки в стороны;

План (три) - руки на пояс;

Дыгин (четыре) - руки вниз.

Далее сделать 5 приседаний, также считая на эвенкийском языке.

Исполнение хоровода. Сперва хороводный запев напевает учитель, далее, по кругу, каждый обучающийся по желанию может напевать хороводный напев.

Рефлексия. В конце каждого занятия проводится рефлексия, чтобы выявить, понятна ли обучающемуся пройденная тема, вызвало ли занятие у них мотивацию к дальнейшему изучению музыкального фольклора эвенков. Ученику дается на выбор три карточки в виде кружочков. Карточка №1 - разноцветная, состоящая из разноцветных полосок с эвенкийским орнаментом - выбор этой карточки означает, что ученику тема понятна, урока очень понравился и у него появилось желание к дальнейшему изучению музыкальной культуры. Карточка № 2 - одного яркого цвета кружок, без орнаментов -выбор этой карточки означает, что занятие было не совсем понятны, есть что повторить, но есть желание узнать побольше о музыкальной культуре эвенков. Карточка № 3 - темного цвета кружок, без орнаментов и украшений, если обучающийся выбрал данную карточку, то занятие для него не понятно, что нет желания для дальнейшего изучения. Данный способ выбора карточек, с соответствующими критериями оценивания занятия, дает учителю понять, с каким учеником побольше заниматься по теме, чтобы замотивировать его.

Выводы. Таким образом, на занятиях по этнокультурному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности средствами музыкального фольклора у обучающихся сформировалось бережное отношение к родному языку, истории, культуре, что подтверждает проведенная диагностика, Диагностика проводилась по методике тест с открытыми ответами, состоящий из 8 вопросов:

1. Он гэрбис? (как зовут?)

2. Ады классту татчанни? (в каком классе учишься?)

3. Кто такой икэлэн?

4. Назови 3 эвенкийских икэлэнов-исполнителей эвенкийского хороводного запева.

5. Знаете ли вы как исполняется хороводный танец?

6. Покажите один из знакомых вам хороводных танцев-движений.

7. Знаете ли вы хороводные запевы эвенков?

8. Исполните одну из знакомых вам хороводных запевов.

9. Как вы думаете, на каких праздниках, мероприятиях исполняется хоровод?

10. По пятибалльной шкале выберите свою осведомленность о хороводных запевах и танцах.

По результатам проведенного опроса в контрольной группе не наблюдалось значительного роста, а в экспериментальной же группе есть положительная динамика на 22%, если в начале эксперимента результат был равен -30% (ответы обучающихся с высоким показателем), то в конце стало 52% ответом с высоким показателем ответов обучающихся. Таким образом, сделаем вывод, что разработанная программа по внеурочной деятельности «СИГУНКАН» (знакомство с музыкальным фольклором эвенков и их особенностями в песнях и танцах) включающая сохранение, изучение и популяризацию музыкального народного творчества эвенков эффективна. Внедрение данной программы показало, что она может способствовать сохранению и возрождению культуры эвенкийского народа.

Литература:

1. Айзенштадт, A.M. Песенная культура эвенков / A.M. Айзенштадт. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1995. -288 с.

2. Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование как феномен культурного поля: монография / А.Б. Афанасьева. -Санкт-Петербург: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2014. - 188 с.

3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. - Москва: Академия, 1999. - 168 с.

4. Маркин, Н.И. Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования: диссертация канд. пед. наук: 13.00.05 / Маркин Никита Игорьевич. - Орёл, 2013 - 182 с.

5. Морозов, И.А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения / И.А. Морозов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. - 2011. - С. 49-52

6. Шейкин, Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири / Ю.И. Шейкин. - Москва: Восточная литература, 2002.-718 с.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Павицкая Зоя Ивановна

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Айтуганова Жанна Илевна Казанский государственный энергетический университет (г. Казань); кандидат филологических наук, доцент Марзоева Ирина Владимировна

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Казань)

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ 21 ВЕКА

Аннотация. Данная статья раскрывает актуальность, необходимость и особенности инвестирования в знания в условиях вызовов 21 века. Инвестиции в образование - весьма сложный, многокомпонентный процесс. Рассматривается роль образования в обществе. Описываются виды инвестиций в образование. В статье всесторонне анализируются причины, которые актуализируют необходимость инвестирования в собственные знания в 2024 году. Кроме того, рассматриваются риски, которым подвергаются инвестиции в знания. Теоретически обосновываются особенности образования в условиях вызовов 21 века. Современное образование - непрерывный процесс. «Запасы» знаний должны всегда пополняться. С каждым годом к специалистам предъявляются все более высокие требования.

Ключевые слова: образование, знания, грамотность, компетентность, инвестирование.

Annotation. This article reveals the relevance, necessity and features of investing in knowledge in the context of the challenges of the 21st century. Investing in education is a very complicated, multi-component process. The role of education in society is examined. It describes the types of investments that are made in education. The article provides a comprehensive analysis of the reasons that will update the need to invest in one's own knowledge in the year 2024. In addition, there will be a discussion of the risks knowledge investments are subject to. Modern education is an ongoing process. «Stocks» of knowledge must always be replenished. With each passing year, more and more demands are being placed on professionals in the field. Key words: education, knowledge, literacy, competence, investing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.