Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ 21 ВЕКА'

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ 21 ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / знания / грамотность / компетентность / инвестирование / education / knowledge / literacy / competence / investing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павицкая Зоя Ивановна, Айтуганова Жанна Илевна, Марзоева Ирина Владимировна

Данная статья раскрывает актуальность, необходимость и особенности инвестирования в знания в условиях вызовов 21 века. Инвестиции в образование весьма сложный, многокомпонентный процесс. Рассматривается роль образования в обществе. Описываются виды инвестиций в образование. В статье всесторонне анализируются причины, которые актуализируют необходимость инвестирования в собственные знания в 2024 году. Кроме того, рассматриваются риски, которым подвергаются инвестиции в знания. Теоретически обосновываются особенности образования в условиях вызовов 21 века. Современное образование непрерывный процесс. «Запасы» знаний должны всегда пополняться. С каждым годом к специалистам предъявляются все более высокие требования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павицкая Зоя Ивановна, Айтуганова Жанна Илевна, Марзоева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reveals the relevance, necessity and features of investing in knowledge in the context of the challenges of the 21st century. Investing in education is a very complicated, multi-component process. The role of education in society is examined. It describes the types of investments that are made in education. The article provides a comprehensive analysis of the reasons that will update the need to invest in one's own knowledge in the year 2024. In addition, there will be a discussion of the risks knowledge investments are subject to. Modern education is an ongoing process. «Stocks» of knowledge must always be replenished. With each passing year, more and more demands are being placed on professionals in the field.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ 21 ВЕКА»

Рефлексия. В конце каждого занятия проводится рефлексия, чтобы выявить, понятна ли обучающемуся пройденная тема, вызвало ли занятие у них мотивацию к дальнейшему изучению музыкального фольклора эвенков. Ученику дается на выбор три карточки в виде кружочков. Карточка №1 - разноцветная, состоящая из разноцветных полосок с эвенкийским орнаментом - выбор этой карточки означает, что ученику тема понятна, урока очень понравился и у него появилось желание к дальнейшему изучению музыкальной культуры. Карточка № 2 - одного яркого цвета кружок, без орнаментов -выбор этой карточки означает, что занятие было не совсем понятны, есть что повторить, но есть желание узнать побольше о музыкальной культуре эвенков. Карточка № 3 - темного цвета кружок, без орнаментов и украшений, если обучающийся выбрал данную карточку, то занятие для него не понятно, что нет желания для дальнейшего изучения. Данный способ выбора карточек, с соответствующими критериями оценивания занятия, дает учителю понять, с каким учеником побольше заниматься по теме, чтобы замотивировать его.

Выводы. Таким образом, на занятиях по этнокультурному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности средствами музыкального фольклора у обучающихся сформировалось бережное отношение к родному языку, истории, культуре, что подтверждает проведенная диагностика, Диагностика проводилась по методике тест с открытыми ответами, состоящий из 8 вопросов:

1. Он гэрбис? (как зовут?)

2. Ады классту татчанни? (в каком классе учишься?)

3. Кто такой икэлэн?

4. Назови 3 эвенкийских икэлэнов-исполнителей эвенкийского хороводного запева.

5. Знаете ли вы как исполняется хороводный танец?

6. Покажите один из знакомых вам хороводных танцев-движений.

7. Знаете ли вы хороводные запевы эвенков?

8. Исполните одну из знакомых вам хороводных запевов.

9. Как вы думаете, на каких праздниках, мероприятиях исполняется хоровод?

10. По пятибалльной шкале выберите свою осведомленность о хороводных запевах и танцах.

По результатам проведенного опроса в контрольной группе не наблюдалось значительного роста, а в экспериментальной же группе есть положительная динамика на 22%, если в начале эксперимента результат был равен -30% (ответы обучающихся с высоким показателем), то в конце стало 52% ответом с высоким показателем ответов обучающихся. Таким образом, сделаем вывод, что разработанная программа по внеурочной деятельности «СИГУНКАН» (знакомство с музыкальным фольклором эвенков и их особенностями в песнях и танцах) включающая сохранение, изучение и популяризацию музыкального народного творчества эвенков эффективна. Внедрение данной программы показало, что она может способствовать сохранению и возрождению культуры эвенкийского народа.

Литература:

1. Айзенштадт, A.M. Песенная культура эвенков / A.M. Айзенштадт. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1995. -288 с.

2. Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование как феномен культурного поля: монография / А.Б. Афанасьева. -Санкт-Петербург: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2014. - 188 с.

3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. - Москва: Академия, 1999. - 168 с.

4. Маркин, Н.И. Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования: диссертация канд. пед. наук: 13.00.05 / Маркин Никита Игорьевич. - Орёл, 2013 - 182 с.

5. Морозов, И.А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения / И.А. Морозов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. - 2011. - С. 49-52

6. Шейкин, Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири / Ю.И. Шейкин. - Москва: Восточная литература, 2002.-718 с.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Павицкая Зоя Ивановна

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Айтуганова Жанна Илевна Казанский государственный энергетический университет (г. Казань); кандидат филологических наук, доцент Марзоева Ирина Владимировна

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Казань)

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ 21 ВЕКА

Аннотация. Данная статья раскрывает актуальность, необходимость и особенности инвестирования в знания в условиях вызовов 21 века. Инвестиции в образование - весьма сложный, многокомпонентный процесс. Рассматривается роль образования в обществе. Описываются виды инвестиций в образование. В статье всесторонне анализируются причины, которые актуализируют необходимость инвестирования в собственные знания в 2024 году. Кроме того, рассматриваются риски, которым подвергаются инвестиции в знания. Теоретически обосновываются особенности образования в условиях вызовов 21 века. Современное образование - непрерывный процесс. «Запасы» знаний должны всегда пополняться. С каждым годом к специалистам предъявляются все более высокие требования.

Ключевые слова: образование, знания, грамотность, компетентность, инвестирование.

Annotation. This article reveals the relevance, necessity and features of investing in knowledge in the context of the challenges of the 21st century. Investing in education is a very complicated, multi-component process. The role of education in society is examined. It describes the types of investments that are made in education. The article provides a comprehensive analysis of the reasons that will update the need to invest in one's own knowledge in the year 2024. In addition, there will be a discussion of the risks knowledge investments are subject to. Modern education is an ongoing process. «Stocks» of knowledge must always be replenished. With each passing year, more and more demands are being placed on professionals in the field. Key words: education, knowledge, literacy, competence, investing.

Если человек облегчает свой кошелек в пользу ума, то никто не сможет его обокрасть.

Инвестиции в знания приносят наибольший доход

Бенджамин Франклин

Введение. Образование - непрерывный процесс. Знаний много не бывает, и их «запасы» должны всегда пополняться. Они помогают специалисту превращать информацию и данные в эффективные действия. Даже после окончания учебного заведения ему нужно продолжать развиваться - профессионально и личностно, так как полученные знания быстро устаревают.

Пандемия нового коронавируса COVID - 19 стала одним из значимых событий. Так, по словам заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Чернышенко, в России во время пандемии запустили 12 цифровых госуслуг. Сильное развитие получила сфера доставки. Пандемия оказала существенное влияние на развитие образовательных технологий и на on-line обучение. Ускоренная цифровизация образования была ответом на ограничения в обществе (пусть вначале она была принудительной). Цифровые технологии стали важной частью образовательного процесса. Преподаватели стали вести занятия с использованием дистанционных средств обучения (кейс-технологий, интернет-технологий, телекоммуникационных технологий, учебники с мультимедийным сопровождением, электронные учебно-методические комплексы, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы).

Удаленные способы коммуникации потребовали масштабного развития новых цифровых платформ, мессенджеров, сетевых курсов, web-страниц, web-сайтов, web-форумов, блогов и приложений для видеоконференций. Кроме того, пандемия способствовала росту самозанятых предпринимателей, росту проектной работы и других удаленных форм. Теперь школы, ВУЗы и прочие учебные заведения легко и быстро уходят на удаленку.

Знания превратились в весьма конкурентный и быстро окупаемый ресурс, а значит, инвестиции в обучение буду приносить стабильный доход на протяжении длительного периода. Например, знания иностранных языков повышают конкурентоспособность специалиста. Дополнительное образование в данной сфере имеет очень высокий потенциал.

Сейчас появился целый пласт услуг, связанных с подготовкой к ЕГЭ. Потребность сдавать данный экзамен и общая неподготовленность к нему породили огромный спрос. Отдельное информационное (чаще) пространство возникает в области самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Появилась еще одна ниша - психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ. Данный вид подготовки развивает психологическую устойчивость к стрессу от самой процедуры сдачи государственного экзамена.

Необходимость сдачи ЭГЭ влияет на рынок профориентации. Школьникам нужно определяться по поводу своей будущей специальности раньше, чем это было 30 лет назад. Ему уже нужно определиться в 8 - 9 классах, так как от его выбора зависят предметы, которые он будет сдавать. Например, автор данной статьи со своей будущей специальностью определился только в 10 классе.

Современный школьник учится в условиях замкнутого круга:

• У него возникает желание поступить в ВУЗ;

• С этим связана потребность в сдачи ЕГЭ;

• Появляется определяющая важность правильного выбора предметов для сдачи ЕГЭ [3].

В моей педагогической практике были случае, когда абитуриент, из-за неправильной сдачи предмета, не смог поступить на желаемую специальность. Например, сдал дисциплину «Иностранный язык» вместо «Обществознание» и не смог поступить в ПГУФКСиТ на специальность «Гостиничное дело».

Цель исследования: рассмотреть необходимость и особенности инвестирования в образование и знания в реалиях вызовов 21 века.

Методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, изучение и обобщение опыта Международного института гостиничного менеджмента и туризма, собеседование и опрос.

Изложение основного материала статьи. Образование в современном мире является залогом успеха не только человека, но и всей страны. Оно имеет огромную социальную ценность для общества. Кроме того, России приходится выдерживать дополнительную нагрузку в виде огромного числа экономических санкций, которые косвенно влияют на процессы, происходящие в сфере образования.

Специалисты, получая образование в 21 веке, должны не только иметь профессиональные знания, навыки и компетенции, но и обладать глобальным мышлением, финансовой и экономической грамотностью, гражданской грамотностью, грамотностью в вопросах здоровья и безопасности жизнедеятельности, экологическим мышлением, критическим мышлением, технологической грамотностью [1,4].

Никто не спорит о том, что чем больше образованных людей, тем ниже уровень преступности, выше уровень толерантности. Образование выгодно с экономической точки зрения не только для государства, но и для самого гражданина. С каждым годом к специалистам, к их знаниям и квалификации предъявляются все более высокие требования.

Исследователи отмечают, что у лиц с высоким интеллектом желание инвестировать в свое образование больше, чем у людей, имеющих показатели ниже среднего [1,4].

Инвестиции в образование дадут ощутимый эффект в виде престижной работы и зарплаты [4]. В условиях нынешнего технологического этапа общественного развития виртуальная реальность превращает некоторые дорогие продукты в дешевые. Сейчас многие учебные заведения стали предлагать свои услуги он-лайн, снижая стоимость обучения [4].

Наше профессиональное образование все еще принадлежит к индустриальной эпохи. Оно не учит нас жить в сложном мире, не развивает системное мышление, умения находить новые возможности в нестабильном, неустойчивом мире, навыки миротворчества, сотрудничества и медиации (посредничество в урегулировании конфликтов). В современном мире стали прослеживаться весьма опасные тенденции: масштабные манипуляции общественным сознанием, «навешивание ярлыков», поиск «козлов отпущения», взаимная агрессия.

К сожалению, пока мы четко не понимаем, что такое инвестирование в собственное образование. Инвестиции в образование - весьма сложный процесс, а не просто покупка он-лайн курсов, вебинаров, книг и платное участие в научных конференциях и мастер-классах. В наше время появились способы, которые активно поддерживаются цифровой средой. Например, подписка на образовательные видеоблоги, участие в профессиональных форумах и социальных сетях, создание нового визуального контента в Instagram, Дзен и т.д. Все это стимулирует людей обучаться цифровым компетенциям и навыкам социальной коммуникации в новых условиях.

Этот процесс включает в себя следующие виды вложений:

• финансовое - платное обучение;

• временное - мы тратим на обучение определенное количество времени;

• энергетическое - мы прикладываем определенные усилия, чтобы достичь определенные учебные цели [4].

Перечислим основные причины, актуализирующие необходимость инвестирования в собственные знания в 2024 году:

1. Необходимость одновременной самореализации как личности и как специалиста, иметь сформированные определенный личностные качества.

2. Возможность достижения финансовой стабильности и даже независимости.

3. Знания и образование - это наша страховка. Валюта и акции могут обесцениться, недвижимость может перестать котироваться, репутацию можно потерять, а знания останутся с тобой навсегда. Кроме того, знания из силы превратились в реальную власть.

4. Возможность достичь материального благосостояния.

5. Возможность обеспечить себе достойную старость.

6. Образование расширяет нашу картину мира, формирует современное мышление.

Фриц Махлуп в своей работе «Производство и распространение знаний в США» предлагает следующую типологию знаний: практические знания - профессиональные знания; интеллектуальные знания - образованность человека; знания -развлечения, связанные со СМИ, брендами; духовные знания - религиозные или знания, связанные с манипулированием сознанием; нежелательные знания - знания, приобретенные человеком случайно (содержание рекламы) [1].

Инвестиции в знания могут подвергаться определенным рискам. Из-за быстрого технологического прогресса знания могут быстро устаревать, обесцениваться, перестать быть актуальными и востребованными. К сожалению, знания очень часто бывают «скоропортящимся продуктом». Поэтому инвестирование в образование должно происходить на протяжении всей жизни человека. Для этого необходимо повышать качество школьного и вузовского образования, развивать систему непрерывного дополнительного образования - переобучения (reskilling) и повышения квалификации (upskilling).

Все вышесказанное существенно оказывает влияние на роль преподавателя в современном мире. Он из транслятора знаний превратился в исследователя, наставника, консультанта, руководителя проектов.

В 21 веке весь список навыков и умений, необходимых специалисту можно разделить на три категории - базовая грамотность, компетентности и актуальные черты личности. Из этих трех категорий вытекают особенности образовательного процесса:

• Постоянный рост затрат на научные исследования, получение новых знаний и умений. Участие частного капитала в финансировании НИОКР. Увеличение кооперации между научно-исследовательскими учреждениями. Постепенное сближение научных дисциплин.

• Быстрый рост и модернизация профессионального образования. Реализации концепции «Обучение в течение всей жизни» (Life long learning). Увеличение доли населения, обучающихся в возрасте от 28 до 60 лет, так как сейчас вероятность потерять работу доя людей среднего возраста выше, чем это было в 80-е годы. Кроме того, непрерывное образование перестало быть дорогой игрушкой элит и превращается осознанную необходимость современного человека.

• Увеличивается количество людей, занимающихся интеллектуальным трудом. Постоянная инновационная активность. Знания становятся самой главной ценностью 21 века. Будущее принадлежит интеллектуальному труду.

• Бурный прогресс в сфере информационно-коммуникационных технологий. Глубокое проникновение ИКТ в жизнь человека. Постоянная необходимость в оборудовании и новых программных продуктах для обеспечения эффективного образовательного процесса.

• Формирование человеческого капитала с набором определенных качеств (soft skills, hard skills, cross-functional skills). Выпускник должен уметь решать задачи (problem solving), принимать решения (decision making) и уметь учиться (learning to learn).

Выводы. Инвестиции в образование и знания снижают уровень безработицы, повышают качество жизни, способствуют сокращению социального неравенства и стимулируют социальную мобильность. Кроме того, растущая тенденция к увеличению продолжительности жизни требует постоянного обновления знаний и умений. Таким образом, знания - движущая сила прогресса, самый ценный капитал. Главная задача преподавателя - это научить студента учиться. Хотя как говорил легендарный царь Соломон: «Знания умножают печали». К сожалению, самым счастливым героем в наших русских народных сказках является Иван-дурак. Но это просто лирическое отступление. Сейчас самой главной задачей для преподавателей и учителей является необходимость убедить наше общество, что богатства в мозгах, а не в недрах земли. Конечно, Россия - богатая страна. У нас много нефти, газа, пресной воды, но мы не будем жить достойно, пока не научимся ценить и продавать свои знания.

Литература:

1. Аманаков, А.Х. Инвестиции в знания и будущее экономического роста [Текст: непосредственный] / А.Х. Аманаков, Р.Д. Сулейманов, A.C. Гулханов, Х.Т. Абдуллаев // Молодой ученый. - 2023. - № 45 (492). - С. 140-142

2. Бршова, Н.Г. Развитие навыков устной иноязычной речи студентов вуза физической культуры в рамках дистанционного обучения [Текст: непосредственный] / Н.Г. Бршова, Б.В. Дытко, O.A. Смурова // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 9,- С. 137-141

3. Павицкая, З.И. Формы, методы и средства активизации учебной и познавательной деятельности студентов [Текст: непосредственный] / З.И. Павицкая. - Текст: непосредственный. - Казань: КВВКУ, 2015. - 127 с.

4. Павлова, О.Н. Экономика знания [Текст: непосредственный] / О.Н. Павлова. - СПб: Университет ИТМО, 2017.- 123 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.