4. Бикбулатова, В.П. Мотивационная направленность как фактор формирования профессиональной компетентности студентов вуза / В.П. Бикбулатова, P.C. Рабаданова, A.C. Кагосян // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2021. - Т. 10. - № 3. - С. 70-73
5. Дубровина, A.M. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / A.M. Дубровина и др. - М.: Академия. 2003.-368 с.
6. Жданова, С.Н. Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / С.Н. Жданова. - Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2007. - 23 с.
7. Жданова, С.Н. Интерактивная игра как средство формирования созидательной позиции подростка / С.Н. Жданова,
A.A. Чиркова. -Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2019. - 76 с.
8. Жданова, С.Н. Социально-педагогическая теория освоения мира личностью / С.Н. Жданова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 10. - С. 125-129
9. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - С. 173-182
10. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000.
11. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
12. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева,
B.Д. Шадриков. -М.: Просвещение, 2001 -256 с.
13. Немов, P.C. Психология / P.C. Немов. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2. Общие основы психологии. - 622 с.
14. Узнадзе, Д.Н. Общая психология / под ред. Н.В. Имедадзе. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. - 413 с.
15. Фридман, Л.М. Мотивация учения / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина // Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С. 192-194
16. Ясадова, С.А. Развитие учебной мотивации посредством внеурочной работы / С.А. Ясадова, Ш.И. Булуева, Л.М. Хамхоева // Материалы международной научно-практической конференции. - Махачкала, 2023. - С. 238-248
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Ольховская Елена Борисовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); кандидат педагогических наук, доцент Сапегина Татьяна Алексеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)
ВОЗМОЖНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ИСКУССТВ
Аннотация. Повышение качества профессиональной подготовки выпускников вузов является стратегической задачей современного общества. Физическое воспитание должно решать задачи как здоровьесбережения студентов, так и способствовать профессиональному становлению будущих специалистов. В статье исследуется влияние занятий физической культурой и спортом на профессиональную подготовку студентов творческих направлений подготовки. Определены факторы образовательного процесса, отрицательно влияющие на здоровье студентов. Указаны особенности будущей профессиональной деятельности работников сферы искусств. Изучены возможные профессиональные заболевания художников, архитекторов и дизайнеров и обозначены причины их возникновения. Проанализирован опыт организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности будущих специалистов в сфере искусств в различных вузах страны. Выявлены оптимальные организационные условия реализации физического воспитания студентов.
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, здоровье, профессиональная подготовка, опорно-двигательный аппарат, органы зрения, профессиональные заболевания, дизайнеры.
Annotation. Improving the quality of professional training of university graduates is a strategic task of modern society. Physical education should solve the problems of both the health of students and contribute to the professional development of future specialists. The article examines the impact of physical education and sports on the professional training of students in creative fields of training. The factors of the educational process that negatively affect the health of students are identified. The features of the future professional activity of workers in the field of arts are indicated. Possible occupational diseases of artists, architects and designers have been studied and the causes of their occurrence have been identified. The experience of organizing physical culture, recreation and sports activities of future specialists in the field of arts in various universities of the country is analyzed. The optimal organizational conditions for the implementation of physical education of students have been identified.
Key words: students, physical education, health, vocational training, musculoskeletal system, visual organs, occupational diseases, designers.
Введение. Физическая культура и спортивная деятельность играют жизненно важную роль в комплексном развитии студенческой молодежи, закладывая основу для их будущего профессионального успеха и социального благополучия. Ежедневная двигательная активность необходима для поддержания и укрепления здоровья. Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельности способствуют физической грамотности, формируя у студентов фундаментальные навыки движения, необходимые кондиционные и координационные способности. Нормативная ежедневная физическая нагрузка на организм является основополагающим компонентом здорового стиля жизнедеятельности любого человека, а молодого поколения особенно. Устойчивая мотивация к систематическому выполнению физических упражнений, сформированная на этапе профессиональной подготовки в университете, определяет как крепкое здоровье на протяжении всей жизни, так и успешное профессиональное долголетие.
Однако физическое воспитание в вузе должно формировать не только здоровьесберегающую компетенцию будущих специалистов, но и способствовать профессиональному становлению студентов, развивая компоненты профессиональных компетенций и воспитывая готовность к предупреждению возможных профессиональных заболеваний. С целью оптимизации профессионально-образовательной составляющей физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности необходимо изучить особенности условий будущей профессии студентов и подобрать наиболее эффективные средства, методы и формы для реализации дисциплины «Прикладная физическая культура» с учетом направления подготовки.
Изложение основного материала статьи. Открытие новых направлений подготовки студентов в Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ), связанных со сферой искусств (дизайнеры интерьера, дизайнеры одежды, фото-дизайнеры, арт-дизайнеры), определило актуальность данной работы. Перед преподавателями кафедры «Спортивных дисциплин» университета остро возникла проблема научной организации профессионально-прикладной физической подготовки студентов по данным направлениям. Поэтому, анализ будущей трудовой деятельности специалистов и изучение опыта организации занятий физической культурой будущих специалистов в сфере искусств в других вузах страны стало основополагающими задачами.
Оптимизация профессиональной подготовки работников сферы искусств средствами физической культуры и спорта является актуальным. Это способствует профилактике профессиональных заболеваний, характерных для людей творческих специальностей. Длительное воздействие вредных факторов, таких как статические положения и перенапряжение, может вызвать усталость и психологическую нагрузку. Регулярные занятия физической культурой служат эффективным средством профилактики и укрепления здоровья сотрудников сферы искусств.
Современные специалисты в сфере искусства воплощают творческие идеи, как на традиционных материалах, так и при помощи компьютерных технологий. Эта категория работников включает в себя дизайнеров, художников, архитекторов и других творческих профессионалов. Необходимость высокой концентрации, частого использования руки, напряжения глаз и спины является общей чертой заболеваний, характерных для данной категории профессий.
В настоящее время обучающиеся любых специальностей сталкиваются с ухудшением состояния здоровья из-за перегрузки в учебе и продолжительного сидения/стояния в одном и том же положении. Для поддержания здоровья студентов крайне важно поощрять физическую активность, которая поможет предотвратить развитие различных заболеваний. Активный образ жизни способствует улучшению самочувствия и общего состояния организма.
На базе Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова проводилось исследование физического состояния студентов, обучающихся по направлениям подготовки для сферы искусств. Опрос учащихся был направлен на понимание состояния здоровья студентов творческих специальностей и учебных условий для них во время занятий. Это поможет определить, какие рекомендации нужны студентам для сохранения и укрепления здоровья. Полученные результаты продемонстрировали, что во время занятий 55% студентов не следят за своей осанкой, а во время перерывов они не занимаются физической рекреацией, 45% ощущают боль в области спины и шеи в конце дня, а 36% по итогам анализа медицинских карт имеют искривление позвоночника. Таким образом, наиболее страдающей функциональной системой является опорно-двигательный аппарат (ОДА). Физические упражнения, в таком случаи, для коррекции патологических состояний, должны быть направлены на укрепление мышц спины и верхнего плечевого пояса, и выполняться систематически, а не от случая к случаю. Однако 63% опрошенных студентов занимаются физическими упражнениями нерегулярно [1].
В Иркутском национальном исследовательском техническом университете изучалось физическое здоровье студентов творческих направлений подготовки всех курсов. Большую часть профессиональной подготовки студенты проводят, занимаясь стоя и рисуя за мольбертом. К концу учебного дня 49% студентов, принявших участие в исследовании, утомляются, а 17% переутомляются. Показанные результаты говорят о низком уровне сформированности выносливости нахождения в статической позе. Анализ результатов медосмотра студентов убедительно продемонстрировал деривации в ОДА: нарушение осанки - 76%, проблемы с суставами - 25%, наличие плоскостопия - 40%. В дневнике самоконтроля 70% респондентов отмечали болевые ощущения в области спины, 45% - в области шей, 37% - в области плеч. Это свидетельствует о большой специфической аудиторной нагрузке, которая без целенаправленной профилактической работы наносит урон здоровью студентов. Работники сферы искусств имеют большой список профессиональных заболеваний, связанных именно с ОДА: деформированная осанка, артрозы, невралгия т.д. [2]. Следовательно, актуальными средствами профессионально-прикладной физической подготовки в рамках физического воспитания для специалистов в области дизайна и архитектуры являются физические упражнения на оптимизацию ОДА. Задача преподавателей физической культуры - донести до студентов ведущую роль физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в сохранении их профессионального здоровья и плодотворного трудового долголетия. Понимание студентами значимости профилактики возможных заболеваний, связанных со спецификой трудовой деятельности, будет способствовать формированию мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
На базе Тихоокеанского государственного университета были определены профессиональные заболевания работников сферы искусств. Чаще всего у специалистов появляются заболевания опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, сердечно-сосудистой системы и нарушение зрения. Также были выделены задачи физического воспитания будущих работников сферы искусств: формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, имеющих профессиональное значение, повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам, профилактика профессиональных заболеваний и воспитание психических качеств [3].
Для анализа профессиональных заболеваний работников сферы искусства необходимо провести анализ состояния здоровья и условий работы сотрудников, которые уже имеют определенный стаж работы. Это включает в себя оценку физического здоровья, выявление возможных профессиональных рисков и нагрузок, а также анализ факторов среды труда, которые могут влиять на здоровье работников. Понимание этих аспектов позволит разработать меры по предотвращению профессиональных заболеваний и улучшению условий труда для работников искусства.
В Костромском государственном университете изучили обязанности и особенности работы дизайнеров, влияющие на формирование профессиональных заболеваний. Работник должен разрабатывать проекты изделий, знать требования и технические возможности для изготовления проекта и формировать трехмерную модель для реализации продукта. Работа дизайнеров включает в себя два основных этапа, которые могут способствовать профессиональным заболеваниям. На стадии эскизирования специалист находится в статичной позе, его локти и запястья находятся в воздухе в процессе рисования. Из-за длительного ежедневного напряжения мышц у дизайнера могут появиться координаторные неврозы, искривление позвоночника и воспалительные заболевания мышц рук или спины. Этап трехмерного моделирования проходит за персональным компьютером. Длительная работа за компьютером отрицательно отражается на органах зрения. Так же дизайнеры постоянно находятся в поиске инновационных решений различных задач, стремятся решить поставленную задачу неординарно и как можно быстрее. Данные аспекты создают повышенную нагрузку на психическое здоровье специалистов, а на фоне физического утомления это способствует возникновению стресса, и зачастую депрессивных состояний [7].
На базе Омского государственного технического университета было проведено анкетирование графических дизайнеров (50 человек), имеющих опыт работы 8-10 лет. Почти половина (48%) респондентов ежедневно работают за компьютером более 5 часов. 45% опрошенных дизайнеров имеют проблемы с рабочей рукой - у них болят кисти, запястья, локти и плечи. Страдают от болей в спине - 29%, от головных болей - 17%, имеют проблемы со зрением - 25%. Основная причина этих проблем определяется неправильным положением тела при работе, некорректной позой рук при работе на клавиатуре и с
мышью, не соблюдение гигиенических норм при длительной работе перед монитором. Эти результаты подчеркивают необходимость формирования у студентов грамотного отношения к своему физическому здоровью и систематического использования определенных профилактических мер для снижения рисков, связанных с длительным использованием компьютера.
Так же результаты анкетирования убедительно продемонстрировали, что первостепенное значение в предупреждении профессиональных заболеваний и в сохранении здоровья графических дизайнеров имеют конкретные условия, в которых они работают. У большинства респондентов нет специально оборудованного рабочего места. Участники опроса выбирают не эргономичную мебель, пользуются простой компьютерной мышкой, маленькой клавиатурой на ноутбуке, монитором без функции поворота. Рабочее место используется ежедневно, поэтому оно должно быть оборудовано надлежащим образом. Только 3 человека обустроили рабочее место в соответствии с инновационной техникой безопасности. Следовательно, у студентов при обучении в вузе необходимо сформировать стремление к самообразованию, что бы использовать в своем труде новейшие технологии, как для повышения эффективности деятельности, так и для здоровьясбережения [5].
Большое внимание организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности отводится в Московском академическом художественном училище. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов училища разделена на общую и специализированную физическую подготовку, и отдельный модуль генерируют упражнения, направленные на профилактику возможных профессиональный заболеваний работников сферы искусств. Преподавателями физической культуры разработана технология подбора оптимальных двигательных средств. Данная технология основана на авторской профессиограмме, разработанной при дательном изучении будущей трудовой деятельности студентов. Были определены принципы подбора физических упражнений, примеры разных видов разминки и заминки, способствующие профилактики заболеваний. Гимнастику для коррекции осанки необходимо подбирать так, чтобы во время тренировки растягивались и укреплялись мышцы, влияющие на деформацию позвоночника, усиливался мышечный корсет позвоночника. Поэтому актуальными являются силовые упражнения, выполняемые в положении лежа на спине, на боку или на животе с подъемом и опусканием различных частей тела. Студентам необходимо знать, что неправильная осанка способствует развитию так называемого «туннельного синдрома». Предупредить его наступление возможно при выполнении различных вращательных и растягивающих физических движений во всех суставах и мышцах рук. Специалисты рекомендуют использовать для этих упражнений специальные тренажёры. Необходимо помнить, что во время обострений и при болевых ощущениях выполнение этих упражнений противопоказано [6].
Интересен опыт реализации оздоровительно-профилактической деятельности в Институте традиционного прикладного искусства в Москве. На протяжении всего периода обучения осуществляется комплексное применение различных оздоровительных программ в течение всего учебного дня. Широко используются как малые формы физической активности в перерывах между занятиями (бадминтон, дартс, настольный теннис, гимнастика для глаз, шашки, шахматы), так и большие формы, представляющие собой секционные занятия избранными видами спорта. Такой подход к организации физического воспитания студентов позволяет уменьшить эмоциональное напряжение во время выполнения учебной работы, развивать основные психофизические кондиции. Это особенно важно для студентов первого курса, испытывающих стресс и беспокойства из-за привыкания к новому образовательному учреждению и смене места жительства. Так же учащиеся испытывают повышенный уровень стресса в конце семестра из-за зачетено-экзаменационного периода. Предоставляя возможности для физической активности в эти периоды, образовательные учреждения способствуют оптимизации эмоционального напряжения студентов и поддерживают их физическое и психическое здоровье. Студенты могут отдыхать и снимать напряжение, сменяя интеллектуальный и физический виды деятельности. Это помогает в профилактике профессиональных заболеваний и формирует у студентов правильные привычки в заботе о своем здоровье [4].
Анализируя особенности профессионального труда специалистов в сфере искусств, можно сделать заключение, что физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность студентов в рамках физического воспитания должна быть направлена на укрепление здоровья, способствовать профессиональному становлению через развитие компонентов профессиональных компетенций, а так же формировать готовность к профилактике возможных профессиональных заболеваний посредством выполнения физических упражнений.
Выводы:
1. Физическое воспитание в высших учебных заведениях должно решать не только оздоровительные задачи, но способствовать эффективности профессионального становления будущих специалистов, формирую компоненты профессиональных компетенций, воспитывая готовность предупреждать возможные профессиональные заболевания посредством систематических занятий специальными комплексами физических упражнений.
2. Изучение профессиональных особенностей дизайнеров, архитекторов, художников показало, что в ходе трудовой деятельности подвержены экстремальному напряжению в первую очередь опорно-двигательный аппарат и органы зрения. Данные профессии предъявляют повышенные требования к эмоциональной устойчивости и к способности саморегуляции в процессе выполнения работы.
3. Анализ организационных особенностей физического воспитания студентов творческих направлений подготовки в различных вузах страны убедительно продемонстрировал необходимость реализации профессионально-прикладной физической подготовки с учетом специфики будущей специальности выпускников. На наш взгляд наиболее эффективным является комплексное применение различных оздоровительных программ в течение всего учебного дня и секционные занятия избранными видами спорта за пределами аудиторных занятий.
Литература:
1. Андреева, A.C. Профилактика нарушения осанки и упражнения для её коррекции / A.C. Андреева, К.А. Шаповалова, O.A. Голубина, A.B. Кочнев // StudNet. - 2022. - № 6. - С. 6731-6741
2. Благих, A.A. Профессиональные заболевания студентов художников и архитекторов / A.A. Благих // Novainfo. -2018.- 1 (86).-С. 143-148
3. Закасовская, H.H. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов факультета искусств, рекламы и дизайна / H.H. Закасовская // Актуальные проблемы физического воспитания, спорта и безопасности жизнедеятельности: теория и практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Хабаровск. - Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2018. - С. 101-105
4. Кереселидзе, А.Ш. Особенности применения оздоровительного комплекса в преподавании физической культуры будущим художникам традиционных художественных промыслов / А.Ш. Кереселидзе // Традиционное прикладное искусство и образование. -2021. - № 3 (38). - С. 76-82
5. Костина, A.C. Причины развития профессиональных заболеваний опорно-двигательного аппарата на рабочем месте дизайнера / A.C. Костина, Е.М. Миленина // Техносферная безопасность: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Омск. -Омск: Омский государственный технический университет, 2019. - С. 87-90
6. Малыгин, М.А. Повышение профессиональной компетентности студентов-художников посредством физической подготовки / М.А. Малыгин // Педагогика, образование и воспитание: актуальные вопросы теории и практики: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Пенза. - Пенза, 2024. - С. 91-94
7. Ястребкова, K.M. Профилактика профессиональных заболеваний при разработке дизайна сувенирной продукции / K.M. Ястребкова, Е.К. Прянишникова // Ступени роста - 2019: материалы Межрегион, науч.-практ. конф., Кострома. -Кострома: Костромской государственный университет, 2019. - С. 73-74
Педагогика
УДК 37.022
ассистент Осипова Сардана Игнатьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА ЭВЕНКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос об этнокультурном воспитании младших школьников средствами музыкального фольклора эвенков во внеурочной деятельности «СИГУНКАН» (знакомство с музыкальным фольклором эвенков и их особенностями в песнях и танцах). Цель: проверить результативность программы внеурочной деятельности, направленной на этнокультурное развитие младших школьников средствами музыкального фольклора. Задачи: проанализировать сущность понятий «этнокультурное воспитание» в контексте рассматриваемой проблемы; определить педагогические возможности музыкального фольклора эвенков; разработать программу внеурочной деятельности, направленную на этнокультурное развитие младших. Гипотеза исследования основана на том, что процесс этнокультурного воспитания у младших школьников будет эффективным, если на занятиях во внеурочной деятельности использовать музыкальный фольклор эвенков. Для достижения поставленных целей были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической и культурологической литературы, а также организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы. В рамках внеурочной деятельности по этнокультурному воспитанию младших школьников с использованием музыкального фольклора обучающиеся сформировали бережное отношение к своему родному языку, истории и культуре.
Ключевые слова: этнокультурное воспитание, внеурочная деятельность, музыкальный фольклор, эвенкийский язык, культура, традиции, патриотизм.
Annotation. This article discusses the issue of ethno-cultural education of younger schoolchildren by means ofEvenk musical folklore in extracurricular activities "SIGUNKAN" (acquaintance with the musical folklore of the Evenks and their peculiarities in songs and dances). Purpose: to test the effectiveness of the extracurricular activities program aimed at the ethno-cultural development of younger schoolchildren by means of musical folklore. Tasks: to analyze the essence of the concepts of "ethno-cultural education" in the context of the problem under consideration; to determine the pedagogical possibilities of musical folklore of the Evenks; to develop a program of extracurricular activities aimed at the ethno-cultural development of the younger. The hypothesis of the study is based on the fact that the process of ethno-cultural education among younger schoolchildren will be effective if the musical folklore of the Evenks is used in extracurricular activities. To achieve these goals, the following research methods were used: theoretical analysis of pedagogical and cultural literature, as well as the organization of purposeful experimental work. As part of extracurricular activities for the ethno-cultural education of younger schoolchildren using musical folklore, students formed a careful attitude to their native language, history and culture.
Key words: ethnocultural education, extracurricular activities, musical folklore, Evenki language, culture, traditions, patriotism.
Введение. В настоящее время перед школой стоит сложная задача - воспитание культурной, творческой личности, умеющей найти свое место в постоянно изменяющейся действительности. Чтобы найти нравственные основы для воспитания и развития нового поколения, стоит обратиться к народным источникам. Эти источники, сложившиеся за века, всегда были близки и понятны каждому. В рамках выполнения задачи "формирования общей культуры личности", описанной в Законе об образовании, учителям необходимо уделять особое внимание сохранению и расширению родного языка, истории и культуры.
Этнокультурное воспитание - это процесс формирования и развития культурной и национальной идентичности у человека на основе его этнической принадлежности и культурного наследия. Оно направлено на сохранение и передачу ценностей, традиций, языка, обычаев и истории определенной этнической группы. Этнокультурное воспитание помогает укрепить самосознание и самоопределение личности, а также способствует взаимопониманию и толерантности между различными этническими группами в обществе.
Музыкальный фольклор народа - это музыкальное наследие и традиции, которые развивались и передавались из поколения в поколение в определенной этнической группе. Он включает в себя песни, мелодии, ритмы, танцы и инструментальную музыку, которые отражают уникальные культурные особенности и идентичность этого народа. Музыкальный фольклор народа является важной частью его культурного наследия и играет роль в сохранении и передаче традиций, ценностей и истории этой этнической группы.
Изложение основного материала статьи. Далее представлена программа внеурочной деятельности учащихся 3 класса МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №26 им. Е.Ю. Келле-Пелле» (с углубленным изучением отдельных предметов) г. Якутск по этнокультурному воспитанию младших школьников средствами музыкального фольклора.
Полное название программы: «СИГУНКАН» (знакомство с музыкальным фольклором эвенков и их особенностями в песнях и танцах).
На занятиях по внеурочной деятельности изучается музыкальная культура эвенков - хороводные танцы и песни. Человек, уважающий свой народ будет изучать с интересом все, что связано с его народом. Хоровод для эвенков -священный танец. С помощью хоровода можно попросить у Сэвэки (Бог у эвенков), рассказать, что происходит вокруг на данный момент и просто показать свой быт.
Программа разработана для детей младшего школьного возраста и предусматривает организацию групповых занятий на протяжении учебного года. Основная цель программы включает сохранение, изучение и популяризацию музыкального народного творчества эвенков. Дополнительные цели включают знакомство с фольклором и особенностями эвенкийской народной песни и танца, а также продолжение работы по эстетическому и нравственному воспитанию учеников с использованием искусства и художественного творчества.