Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ РАБОТНИКОВ БИБЛИОТЕЧНОЙ СФЕРЫ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ РАБОТНИКОВ БИБЛИОТЕЧНОЙ СФЕРЫ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1044
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКАРЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Платонова Я. В., Моток В. С.

Представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения представлений студентов 1-4 курсов направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» факультета культуры и искусств ТГУ имени Г.Р. Державина о проблеме профессиональных заболеваний работников библиотечной сферы. Проанализированы факторы профессионального риска, которым подвергаются библиотекари на своих рабочих местах. Среди них: вдыхание книжной пыли, длительная работа за персональным компьютером, многочасовое пребывание в нерациональной рабочей позе, высокие психологические нагрузки, не соответствие метеоусловий на рабочих местах требуемым гигиеническим стандартам, негативное влияние оргтехники, заражение заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем. Результаты исследования показали, что более половины студентов 1-4 курсов направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» факультета культуры и искусств ТГУ имени Г.Р. Державина не имеют представления о возникновении в работе библиотекаря профессиональных заболеваний. Анализируя отклонения в состоянии здоровья студентов, можно говорить, о том, что 80 % студентов имеют нарушения опорно-двигательного аппарата; зрительной, сердечно-сосудистой, вегетативной нервной, дыхательной систем; обмена веществ. Сделан вывод о том, что на занятиях физической культурой и спортом в вузе должна закладываться система знаний и умений, касающихся использования физических упражнений в процессе физиологической адаптации организма к условиям профессиональной деятельности библиотекаря. Одним из эффективных средств в профилактике профессиональных заболеваний будущих библиотекарей являются занятия аэробикой, оздоровительный потенциал которой связан с использованием танцевальных шагов, силовых и дыхательных упражнений, упражнений на растяжку, музыкального сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Платонова Я. В., Моток В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OCCUPATIONAL DISEASES OF LIBRARY WORKERS AND THEIR PREVENTION BY MEANS OF HEALTH-IMPROVING AEROBICS

The article presents the results of a study conducted to study the ideas of 1-4 year students of the direction of training «Library and Information Activity» of the Faculty of Culture and Arts of the TSU named after G.R. Derzhavin on the problem of occupational diseases in library workers. The factors of professional risk that librarians are exposed to in their workplaces are analyzed. Among them: inhalation of book dust, long-term work at a personal computer, long-term stay in an irrational working posture, high psychological stress, non-compliance of weather conditions at workplaces with the required hygiene standards, negative influence of office equipment, infection with diseases transmitted by airborne droplets. The results of the study showed that more than half of the 1-4 year students of the «Library and Information Activity» direction of the Faculty of Culture and Arts of TSU named after G.R. Derzhavin have no idea about the occurrence of occupational diseases in the work of a librarian. Analyzing deviations in the health status of students, we can say that 80% of students have musculoskeletal disorders; visual, cardiovascular, autonomic nervous, respiratory systems; metabolism. The conclusion is made that the system of knowledge and skills related to the use of physical exercises in the process of physiological adaptation of the body to the conditions of the professional activity of the librarian should be laid in the physical culture and sports at the university. One of the effective means in the prevention of occupational diseases of future librarians is aerobics classes, the health potential of which is associated with the use of dance steps, strength and breathing exercises, stretching exercises, and musical accompaniment.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ РАБОТНИКОВ БИБЛИОТЕЧНОЙ СФЕРЫ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ»

In general, we can offer the following directions for improving the training system of personnel for tourism industry: the analysis of labour-market needs in professionals of tourism specialties and occupations; the development of professional standards of the occupations of the tourism industry employees considering new ways and opportunities; the development of certification system of personnel (qualifications and competencies), which can be applied to graduates of all levels of professional education.

However, the study does not cover the whole range of issues related to the training of future tourism specialists. Further research will be needed on the problem of the organization of cooperation between higher education institutions and enterprises of the tourism industry, as well as the improvement of the practical component of professional training and the correction of branch standards for higher education.

Conclusions. The processing of scientific, methodical and educational literature, and analysis of questionnaires of specialists of hotel and tourism enterprises indicates the need to increase the level of professional training of future tourism specialists to animation activities in the recreational and health sphere.

Prospects for further research is to develop scientific and methodological support in order to increase the efficiency of the training for future tourism specialists to animation activities in the recreational and health sphere.

References

1. Hrynkevych O. S. (2007) Monitoring profesiinih znan ta navikiv menedjeriv u sferi gotelno_turistichnogo biznesu [Monitoring of professionals in the field of tourism and sports] Visnik Lvivskogo institutu ekonomiki i turizmu. Vol. 2. pp. 92-96. (In Ukrainian).

2. Knodel L. V. (2007) Teoriya i praktika pidgotovki fahivciv sferi turizmu v krainah - chlenah Vsesvitnoi' turistskoi' organizacii' [The theory and practice of training specialists in the field of tourism in the member countries of the World Tourism Organization] avtoref. dis. na zdobuttya naukovogo stupenya d_ra ped. nauk spec. 13.00.04 "Teoriya i metodika profesiinoi' osviti". Ternopil. 40 p. (In Ukrainian).

3. Fomenko N. A. (2012) Pidvischennya kvalifikacii turistichnih kadriv - vimoga chasu [Improving the qualifications of tourist staff is a requirement of time] Vischa shkola. Vol. 1. - pp. 7-14. (In Ukrainian).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ РАБОТНИКОВ БИБЛИОТЕЧНОЙ СФЕРЫ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ

Платонова Я.В.,

к.п.н., доцент, доцент кафедры физического воспитания Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

Моток В.С.

студентка 4 курса направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» факультета культуры и искусств Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

OCCUPATIONAL DISEASES OF LIBRARY WORKERS AND THEIR PREVENTION BY MEANS OF

HEALTH-IMPROVING AEROBICS

Platonova Ya.,

Ph.D.,

Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Education

Tambov State University named after G.R. Derzhavin

Motok V.

4th year student of the field of study «Library and information activities» Faculty of Culture and Arts Tambov State University named after G.R. Derzhavin

Аннотация

Представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения представлений студентов 14 курсов направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» факультета культуры и искусств ТГУ имени Г.Р. Державина о проблеме профессиональных заболеваний работников библиотечной сферы. Проанализированы факторы профессионального риска, которым подвергаются библиотекари на своих рабочих местах. Среди них: вдыхание книжной пыли, длительная работа за персональным компьютером, многочасовое пребывание в нерациональной рабочей позе, высокие психологические нагрузки, не соответствие метеоусловий на рабочих местах требуемым гигиеническим стандартам, негативное влияние оргтехники, заражение заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем.

Результаты исследования показали, что более половины студентов 1-4 курсов направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» факультета культуры и искусств ТГУ имени Г.Р.

Державина не имеют представления о возникновении в работе библиотекаря профессиональных заболеваний. Анализируя отклонения в состоянии здоровья студентов, можно говорить, о том, что 80 % студентов имеют нарушения опорно-двигательного аппарата; зрительной, сердечно-сосудистой, вегетативной нервной, дыхательной систем; обмена веществ.

Сделан вывод о том, что на занятиях физической культурой и спортом в вузе должна закладываться система знаний и умений, касающихся использования физических упражнений в процессе физиологической адаптации организма к условиям профессиональной деятельности библиотекаря. Одним из эффективных средств в профилактике профессиональных заболеваний будущих библиотекарей являются занятия аэробикой, оздоровительный потенциал которой связан с использованием танцевальных шагов, силовых и дыхательных упражнений, упражнений на растяжку, музыкального сопровождения.

Abstract

The article presents the results of a study conducted to study the ideas of 1-4 year students of the direction of training «Library and Information Activity» of the Faculty of Culture and Arts of the TSU named after G.R. Derzhavin on the problem of occupational diseases in library workers. The factors of professional risk that librarians are exposed to in their workplaces are analyzed. Among them: inhalation of book dust, long-term work at a personal computer, long-term stay in an irrational working posture, high psychological stress, non-compliance of weather conditions at workplaces with the required hygiene standards, negative influence of office equipment, infection with diseases transmitted by airborne droplets. The results of the study showed that more than half of the 1-4 year students of the «Library and Information Activity» direction of the Faculty of Culture and Arts of TSU named after G.R. Derzhavin have no idea about the occurrence of occupational diseases in the work of a librarian. Analyzing deviations in the health status of students, we can say that 80% of students have musculoskeletal disorders; visual, cardiovascular, autonomic nervous, respiratory systems; metabolism. The conclusion is made that the system of knowledge and skills related to the use of physical exercises in the process of physiological adaptation of the body to the conditions of the professional activity of the librarian should be laid in the physical culture and sports at the university. One of the effective means in the prevention of occupational diseases of future librarians is aerobics classes, the health potential of which is associated with the use of dance steps, strength and breathing exercises, stretching exercises, and musical accompaniment.

Ключевые слова: библиотекарь, профессиональные заболевания, оздоровительная аэробика.

Keywords: librarian, occupational diseases, health improving aerobics.

В настоящее время проблеме особенностей профессиональных заболеваний библиотечных специалистов уделяется значительное внимание. Этой теме посвящены публикации О.В. Бересневой [1]; С.М. Гришиной [3]; В.Л. Добина [5]; А.В. До-ценко [6]; Ю.П. Нюкиш [8]; Е.В. Рульковой, О.Я. Саковой [11]; Л.Е. Савич [12] и ряда других исследователей. Анализируя публикации авторов по данной проблеме, мы выделили целый ряд факторов профессионального риска, которым подвержены библиотекари в процессе работы. Поговорим о них более подробно.

1. Вдыхание книжной пыли.

Библиотечные документы обладают свойством концентрировать в себе и распространять различные эпидемиологические заболевания. Вдыхание книжной пыли работниками библиотеки является провоцирующим фактором к развитию бронхитов, пневмоний, астматических ринитов и бронхиальной астмы.

На поверхности документов с различной степенью запыленности идентифицировано до 100 видов микроскопических грибов [6], часть из которых условно-патогенные, образующие микотоксины [8]. Длительное взаимодействие организма человека с грибами способствует развитию аллергических поражений дыхательных путей, возникновению расстройств нервной системы, появлению аномалий и пороков развития у плода, образованию опухолей, разрушению клеток печени и почек [6, 8].

Не смотря на то, что особое внимание в помещении библиотек отводится соблюдению санитарных норм (включая санитарную обработку, проводимую каждый месяц, и кварцевание помещений) 86,8 % работников МБУ «Централизованная библиотечная система» г. Назарово Красноярского края отмечают, что возникновение заболеваний у библиотекарей связано с книжной пылью. Следует отметить, что аллергические заболевания работники данного учреждения поставили на первое место в списке рисков, присущих библиотечной профессии (84,2 %) [11].

О наличии потенциального риска в деятельности дыхательной системы от условий профессиональной деятельности говорится в исследовании дыхательной системы студенток 1-2 курсов ТГУ имени Г.Р. Державина, проведённом Я.В. Платоновой, А.Н. Сысоевым, В.В. Пужаевым (2020). Полученные авторами данные говорят, о том, что более 30 % девушек не достигли минимального порога нормальных значений в пробах Штанге и Генчи, а, следовательно, в условиях влияния различных биологических агентов и пылевого фактора дыхательная система данных студенток в первую очередь окажется в зоне риска и будет подвержена опасности получения серьезных заболеваний дыхательной системы [10].

2. Длительная работа за персональным компьютером и различной организационной техникой.

Современные технологии, используемые в библиотеках, несомненно, сделали этот труд более эффективным. Однако теперь библиотекарям приходиться работать с аудио и видеоматериалами,

компакт-дисками, электронными изданиями; иметь дело с компьютерами, ксероксом, сканером, принтером, модемом, видеотехникой и другой аппаратурой; создавать и обновлять содержание информационных ресурсов Всемирной паутины (веб-страница, веб-сайт). Длительную работу за компьютером библиотекари МБУ «Централизованная библиотечная система» г. Назарово Красноярского края поставили на второе место в списке факторов, приводящих к развитию профессиональных заболеваний (60,5 %) [11].

3. Многочасовое пребывание в нерациональной рабочей позе.

Не менее отягощающим факторам в профессиональной среде библиотекарей является дефицит двигательной активности. Постоянное полусогнутое положение тела приводит к болезням суставов и опорно-двигательного аппарата, а длительное выполнение библиотекарем трудовых обязанностей в положении стоя может вызвать варикозное расширение вен нижних конечностей. Слабое развитие спинной мускулатуры усугубляет врождённую или приобретенную патологию, связанную с малоподвижным образом жизни. К этому стоит добавить также то, что у работников библиотечной сферы уже могут быть развиты такие отклонения в состоянии здоровья как нарушения осанки, избыточная масса тела, слабость брюшного пресса и т.д. Если не укреплять мышцы спины и ног простыми упражнениями, то высока вероятность появления симптомов сколиоза и остеохондроза, возникновения мышечных спазмов, развития нарушения кровообращения в нижних конечностях, в брюшной и тазовой областях. Болезни опорно-двигательного аппарата (9 %) занимают второе место среди заболеваний библиотекарей МБУ «Централизованная библиотечная система» г. Назарово Красноярского края [11].

4. Высокие психологические нагрузки.

Профессиональный стресс, который по определению Всемирной организации здравоохранения представляет собой «болезнь XXI века», является распространённым явлением в библиотечной сфере. В настоящее время профессия библиотекаря также требует большой отдачи. Согласно гигиеническим классификациям Р 2. 2. 755-99 и Р 2.2.200605 считается, что труд библиотекарей относится к 3-ей степени 3 класса нервной напряженности, так как он связан с постоянным контактом с большим количеством людей, необходимостью приёма и переработки значительного информационного материала, получаемого в форме вопросов, пожеланий, требований читателей; выраженной речевой активностью, как правило, в условиях не всегда рациональной организации труда [4, с. 17]. В большей степени угрозе эмоционального и коммуникативного стресса подвержены сотрудники отделов обслуживания читателей, находящихся в постоянном общении с пользователями, демонстрирующими разнообразный спектр психо-эмоциональных состояний.

Французский психолог С. Московичи [7] писал: «Несмотря на прогресс науки, постоянно убеждаешься, что лекарством для одного человека является другой человек, это самый универсальный наркотик». Зачастую библиотекарь берет на себя, чаще неосознанно и непрофессионально, функции не просто собеседника, информатора и советчика, но и терапевта, психолога, учителя, критика, что с течением времени на фоне продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности может привести к «эмоциональному выгоранию» [7, 13].

Стоит уметь в виду, что 95-98 % работников библиотечной сферы являются женщины и частота эмоциональных нарушений в женском коллективе, как утверждает статистика, существенно выше, чем у мужчин [6].

К причинам возникновения эмоционального выгорания стоит добавить также наличие постоянной внеурочной работы, не подлежащей учету и необходимой для повышения квалификации, ознакомления с обслуживаемой средой; высокие интеллектуальные нагрузки (определение потребностей читателя, специфики его запроса, анализ информационных возможностей документального собрания библиотеки, выделение круга документов, содержащих нужную информацию, в том числе выявление наиболее релевантных информационному запросу); небольшая заработанная плата. С этим, может быть связано превышение заболеваемости неврастенией и гипертонией среди сотрудников крупных библиотек по сравнению с другими членами профессионального союза работников просвещения [2, 12].

Высокие психологические нагрузки (6,8 %) находятся на третьем месте в рейтинге факторов, провоцирующих возникновение заболеваний у библиотекарей МБУ «Централизованная библиотечная система» г. Назарово Красноярского края [11].

5. Не соответствие метеоусловий на рабочих местах требуемым гигиеническим стандартам.

Не соответствие метеоусловий в помещении библиотек (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, освещенность помещения) влияет на возникновение нарушения теплообмена организма с окружающей средой и его теплового состояния. Не соответствуют норме следующие показатели: температура воздуха (на отдельных рабочих местах в разные сезоны года колеблется от 14 до 28,9° С, при норме 21-22° С); относительная влажность воздуха (изменяется от 17 до 43 %, при норме 30-60 %); освещенность (в течение всего года недостаточна, практически не зависит от сезона года и остается на отдельных рабочих местах в пределах минимума допустимых норм). Скорость движения воздуха в большинстве помещений не превышает 0,1 м/с и соответствует санитарным нормам [6].

Недостаточное освещение рабочего места в совокупности с частой и длительной работой за пер-

сональным компьютером может приводить к зрительной усталости, покраснению век, синдрому сухого глаза, миопии, близорукости и т.д. [9].

6. Неблагоприятное воздействие оргтехники.

Работая длительное время с компьютером, работники библиотеки подвергаются отрицательному воздействию на центральную нервную систему электромагнитного излучения, вызывающего быструю утомляемость, ухудшение памяти, раздражительность, стресс.

Неблагоприятное воздействие на здоровье библиотечного персонала оказывает и копировально-множительная техника: в результате трения движущейся бумаги с рабочими механизмами, а также при некачественном заземлении аппаратов, высока вероятность образования статического электричества; а при электрографическом способе копирования (с использованием специальных ультрафиолетовых ламп) возникает угроза ультрафиолетового излучения [11].

7. Заражение заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем.

Постоянное общение библиотекарей с большим количеством людей повышает риск заражения заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем. Особое внимание работникам библиотек, по мнению В. Л. Добрина, следует уделить профилактике туберкулеза. Так, в скоплениях книжной пыли на книжных шкафах и стеллажах библиотечного фонда выживаемость возбудителей туберкулеза составляет до 1,5 лет, а между страницами книги, с которой контактировал больной заразной формой туберкулеза, - до трех месяцев [5].

Вирусные заболевания (6,8 %) замыкают тройку болезней, характерных для работников МБУ «Централизованная библиотечная система» г. Назарово Красноярского края [11].

Цель данного исследования направлена на изучение представлений студентов 1-4 курсов направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» факультета культуры и искусств ТГУ имени Г.Р. Державина о проблеме профессиональных заболеваний работников библиотечной сферы.

В исследовании приняли участие 20 студентов (19 девочек и 1 мальчик) 1 -4 курсов направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» факультета культуры и искусств ТГУ имени Г.Р. Державина. С целью изучения представления студентов о проблеме профессиональных заболеваний работников библиотечной сферы нами проведено анкетирование, включающее следующие вопросы:

1. Знаете ли Вы о профессиональных заболеваниях работников библиотечной сферы?

2. Какие заболевания на Ваш взгляд существуют в профессиональной среде библиотекарей?

3. Необходимо ли на Ваш взгляд использование физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний библиотекарей?

4. Выполняете ли Вы физические упражнения? Какие именно и как часто?

6. Перечислите отклонения в состоянии Вашего здоровья.

7. Используете ли Вы цифровые технологии для занятия спортом?

Результаты исследования показывают, что данная проблема нуждается в исследовании, так как 65 % студентов не имеют представления о возникновении в работе библиотекаря профессиональных заболеваний.

Но, логически размышляя, студенты правильно предложили следующие заболевания, возникающие в процессе профессиональной деятельности:

- нарушения опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, сколиоз, болезни суставов);

- нарушение деятельности зрительной системы (снижение остроты зрения);

- нарушение деятельности дыхательной системы (аллергия на книжную пыль, бронхит);

- болезни желудочно-кишечного тракта (гастрит, холецистит);

- нарушения, связанные с плохой циркуляцией крови (варикозное расширение вен);

- простудные заболевания (ОРВИ, грипп);

- возникновение депрессии (эмоциональное выгорание);

О необходимости использования физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний библиотекарей все респонденты ответили положительно.

На вопрос о выполнении в повседневной деятельности физических упражнений положительный ответ дали 12 человек из 20. В основном это: утренняя гигиеническая гимнастика, отдельные приседания или наклоны, упражнения на суставы, занятия фитне-сом, езда на велосипеде. Выяснилось, что при выполнении физических упражнений 12 человек используют шагомер.

По результатам анкетирования получено, что 80 % студентов имеют стойкие отклонения в состоянии здоровья. Из имеющихся в состоянии здоровья нарушений студенты 1-4 курсов перечислили:

- проблемы с опорно-двигательным аппаратом и болезни суставов (артрит, остеохондроз, нарушение осанки);

- проблемы со зрением (близорукость);

- проблемы с сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системами (повышенное давление, аритмия, головокружение);

- проблемы с обменов веществ (ожирение);

- проблемы с дыхательной системой (аллергия на пыль).

Физическое воспитание студентов библиотечной сферы, как и других специальностей, должно характеризоваться профессионально-прикладной направленностью, задачами которой является, во-первых, специальная психофизическая подготовка к профессиональной деятельности, формирование и совершенствование профессионально важных физических качеств и умений, а во-вторых, развитие и укрепление необходимых физиологических функций.

Одним из эффективных средств формирования системы знаний и умений у студентов в работе по профилактике профессиональных заболеваний в библиотечной среде являются занятия оздоровительной аэробикой. Положительный эффект занятий связан с:

1)длительным выполнением в аэробной части занятия по аэробике базовых танцевальных шагов и их вариантов, бега, прыжков и других элементов без остановки - методом «Non Stop», развивающих аэробную выносливость и повышающих функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

2)постоянной и быстрой сменой танцевальных упражнений, сопровождающихся переключением внимания и фиксацией взгляда, что лежит в основе укрепления и улучшения зрительных функций и обеспечивает тренировку глазных мышц;

3)чередованием в партерной части занятия по аэробике упражнений, направленных на совершенствование силовых возможностей различных мышечных групп.

Упражнения для укрепления спинных мышц предупреждают дегенеративные изменения межпозвоночных дисков, помогают справиться с повышенной нагрузкой на позвоночник, вызванной нерациональной рабочей позой. Кроме того, улучшение состояния позвоночника положительным образом повлияет на состояние сердца, легких, органов желудочно-кишечного тракта. Для укрепления мышц спины можно порекомендовать выполнение следующих физических упражнений: «шраги с гантелями», «сведение лопаток лежа», «разведение рук в наклоне», «лодочка» и т.д. [14].

Лечебное воздействие упражнений на тренировку мышц нижних конечностей связано с тем, что мышцы ног являются крупнейшим мышечным массивом человеческого тела. Работа ног включает «мышечное» сердце вследствие чего работающие мышцы начитают активно участвовать в прокачке венозной крови, устраняя застой венозной крови в брюшной полости и полости малого таза, усиливая омывание кровью внутренних органов, стимулируя выработку энергии для обеспечения основного обмена. Эффективными в тренировке мышц нижних конечностей являются «приседания плие», «махи в положении лежа на боку», «сведение и разведение ног лежа на спине», «поднимание фитбола» и т.д.

[14].

Упражнения для развития мышц грудной клетки такие как «сгибание и разгибание рук в упоре лежа», «жим гантелей в положении лежа», «разведение рук с гантелями лежа» [14] укрепляют дыхательную мускулатуру, стимулируют деятельность сердца, легких и других внутренних органов, нормализуют функцию щитовидной железы.

4)включением дыхательных упражнений, направленных на выработку умения управлять своим психическим состоянием (нижнее или диа-фрагмальное дыхание, среднее или грудное дыхание, задержка дыхания с последующим длинным выдохом, ступенчатое дыхание на вдохе и выдохе);

5)выполнением упражнений на растяжку (наклоны головы, наклоны туловища, махи ногами, боковые выпады, приседы, скручивание позвоночника). Выполняя упражнения на растяжку, можно улучшить кровообращение в мышцах, увеличить эластичность мышц, повысить подвижность суставов тела, ускорить восстановление мышц, снизить вероятность получения травм.

6)использованием музыкального сопровождения. Музыка не только помогает придерживаться нужного темпа при выполнении упражнений, но и задает хорошее настроение, тонизирует и снимает психо-эмоциональное напряжение. Активная мышечная работа, объединенная с ритмичным музыкальным произведением, благотворно влияет на деятельность нервной системы: как высших психологических функций, так и регуляторных способностей вегетативной системы.

Таким образом, мы выяснили, что в трудовой деятельности библиотекарей помимо умственной работы имеет место длительная работа за компьютером, нервно-эмоциональное напряжение, дефицит двигательной активности. В списке заболеваний, присущих библиотечной профессии, лидируют аллергические заболевания, болезни опорно -двигательного аппарата, вирусные заболевания.

По результатам анкетирования получено, что 80 % студентов имеют стойкие отклонения в состоянии здоровья (у 25 % - артрит, остеохондроз и нарушение осанки, у 25 % - вегето-сосудистая дистония, у 20 % - близорукость различной степени, у 5 % - ожирение, у 5 % - аллергия на пыль), а 65 % студентов не имеют представления о возникновении в работе библиотекаря профессиональных заболеваний.

Поэтому важное значение имеет формирование системы знаний и умений, касающихся профессиональной безопасности и охраны здоровья у студентов уже в период обучения в вузе и осуществление профилактики отдельных заболеваний на занятиях оздоровительной аэробикой.

Список литературы

1. Береснева О.В. Профессиональные заболевания библиотекарей // Новые технологии в биб-лиотечно-информационной практике и подготовке кадров, 2006. С. 52-55.

2. Бруй Е.В. Профессиональный стресс в деятельности библиотечных специалистов // Библиотековедение и документальная информация, 2016. № 2 (61) С. 142-146.

3. Гришина С.М. Психосоматические проблемы библиотечной профессии // Научные и технические библиотеки, 2009. № 3. С. 12-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Дмитриева О.В. Анализ состояния здоровья и условий труда женщин-библиотекарей // Современные тенденции развития науки и технологий, 2015. № 1-3. С. 16-18.

5. Добин В.Л. Современные медико-социальные факторы, влияющие на состояние здоровья работников библиотек // Молодые в библиотечном деле, 2006. №5/6. С. 92-97.

6. Доценко А.В. Профессиональные заболевания библиотекарей: Вопросы организации труда в библиотеках // Молодые в библиотечном деле, 2006. № 5-6. С. 103-105.

7. Московичи С. Социальные представления: Исторический взгляд // Психологический журнал, 1995. Т. 16. № 1. С. 3-18.

8. Нюкиш Ю.П. Опасные связи. «Болезни» книг и болезни человека // Библиотечное дело. 2003. № 8. С. 29-30.

9. Пикина И.В. Профессиональные заболевания и риски библиотекарей // Молодые в библиотечном деле, 2006. № 5-6. С. 105-108.

10. Платонова Я.В., Сысоев А.Н., Пужаев В.В. Формирование профессионально-прикладной физической культуры личности студентов (на примере специалистов библиотечного дела) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25, № 185. С. 166-175.

11. Рулькова Е.В. Сакова О.Я. Валеология для библиотек // Труды ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 2020. №3 С. 64-70.

12. Савич Л.Е. Библиотечно-информационная деятельность в контексте формирования социального здоровья: теоретико-методологические основы: монография. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2012. 341с.

13. Савич Л.Е. Здоровье библиотечного специалиста: проблема нуждается в исследовании // Биб-лиосфера, 2011. № 2. С. 85-90.

14. Силовые упражнения как средство повышения двигательной активности девушек студенток: учеб.-метод. пособие / Я.В. Платонова, С.В. Сырова; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. 93 с.

К ВОПРОСУ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ИНДИВИДУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ И УРОВНЕМ КОНФЛИКТНОСТИ ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ

Фёдоров А.Ф.

кандидат психологических наук, доцент старший научный сотрудник отдела разработки методологии социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва

TO THE QUESTION OF RELATIONSHIP BETWEEN INDIVIDUAL - PERSONAL CHARACTERISTICS AND THE LEVEL OF CONFLICT OF MILITARY COLLECTIVES

Fedorov A.

candidate of psychological sciences, associate professor senior researcher, department for the development of methodology of social, psychological, educational

and pedagogical work with convicts center for the study ofproblems of the execution of criminal sentences and the psychological support of the professional activities of the employees of the criminal executive system Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow

Аннотация

В статье показано, что оптимизация процесса морально-психологической подготовки военнослужащих имеет недостаточный уровень. Для установления взаимосвязи между индивидуально - личностными характеристиками и уровнем конфликтности военнослужащего использовался множественный регрессионный анализ.

Abstract

The article shows that the optimization of the process of moral and psychological training of servicemen has an insufficient level. To establish the relationship between individual and personal characteristics and the level of conflict of a soldier, multiple regression analysis was used.

Ключевые слова: коллектив, индивидуально-личностная характеристика, уровень конфликтности, военнослужащий.

Keywords: collective, individual and personal characteristics, level of conflict, serviceman.

В современную эпоху быстрых перемен могут быть найдены в результате анализа исследовательских данных новые методы по созданию условий психологической совместимости в воинском коллективе. В современной науке и практике есть уже известные в этой области наработки, но этого не достаточно [2]. Личность военнослужащего развива-

ется в реальных отношениях в коллективе. Управление психологией коллектива военнослужащих требует конкретности. Сегодня в нашей стране наблюдается небывалый рост интереса к истории [1]. Изучая исторические факты, связанные с воспитательной и боевой функцией, можно прийти к совершенствованию стиля руководства в воинском коллективе. Усложняются процессы общественной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.