Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТГУ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА)'

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТГУ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / HIGHER LIBRARY EDUCATION / EDUCATIONAL STANDARD / ADVANCED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева О.В.

Статья посвящена проблемам высшего библиотечного образования на современном этапе. Рассматривается опыт работы кафедры библиотечно-информационных ресурсов по подготовке бакалавров и магистров библиотечно-информационной деятельности. Описана деятельность по организации курсов профессиональной подготовки и повышения квалификации библиотекарей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of higher library education (from the experience of TSU NAMED AFTER G. R. DERZHAVIN)

The article is devoted to the problems of higher library education at the present stage. The experience of the department of library and information resources in the preparation of bachelors and masters of library and information activities is considered. The organization of vocational training and advanced training courses for librarians is described.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТГУ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА)»

БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. МЕДВЕДЕВА О.В. ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТГУ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА)

Статья посвящена проблемам высшего библиотечного образования на современном этапе. Рассматривается опыт работы кафедры библиотечно-информационных ресурсов по подготовке бакалавров и магистров библиотечно-информационной деятельности. Описана деятельность по организации курсов профессиональной подготовки и повышения квалификации библиотекарей.

Ключевые слова: высшее библиотечное образование, образовательный стандарт, повышение квалификации.

Medvedeva O.V.

Problems of higher library education (from the experience of TSU NAMED AFTER G. R. DERZHAVIN)

The article is devoted to the problems of higher library education at the present stage. The experience of the department of library and information resources in the preparation of bachelors and masters of library and information activities is considered. The organization of vocational training and advanced training courses for librarians is described.

Keywords: higher library education, educational standard, advanced training.

БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. МЕДВЕДЕВА О.В. ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТГУ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА)

Высшее библиотечное образование в настоящее время находится в очень сложных условиях. Сокращается число вузов, ведущих подготовку библиотекарей, уменьшается количество бюджетных мест, падает уровень подготовки абитуриентов и выпускников. Ведущие ученые библиотечно-информационной сферы на протяжении последних 10-15 лет говорят о кризисе, вызванном отсутствием государственной политики в области подготовки библиотечных кадров [1, с. 21].

Рассмотрим некоторые вопросы подготовки кадров на кафедре библиотечно-информационных ресурсов Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина, которая готовит специалистов по программам бакалавриата и магистратуры, по очной и заочной формам обучения.

В первую очередь следует отметить изменения в нормативной базе. В 2019 году в ТГУ был осуществлен перевод студентов 3 курса бакалавриата (1 и 2 курсов бакалавров нет) на обучение по новому федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО 3++). Внедрение нового образовательного стандарта сопровождалось рядом проблем. Одна из наиболее значимых - это отсутствие профессионального стандарта по библиотечно-информационной деятельности. ФГОС предлагает ориентироваться на профстандарты по педагогической деятельности, организационному и документационному обеспечению управления организацией, которые не отражают специфику деятельности библиотеки [2; 3]. В ТГУ обучение бакалавров

библиотечно-информационной деятельности строится с учетом профстандартов 06.013 «Специалист по информационным ресурсам» и 07.002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» и направлено на освоение технологического и информационно-аналитического типов задач. В качестве профессиональных компетенций, на освоение которых направлена образовательная программа, выбраны следующие:

- готов к использованию научных методов сбора и обработки эмпирической информации при проведении прикладных библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований (ПК-1);

- готов к выявлению и изучению информационных потребностей пользователей услуг в процессе библиотечно-информационного обслуживания (ПК-2);

- готов к участию в научно-методическом сопровождении, координации и интеграции профессиональной деятельности в библиотечно-информационной сфере (ПК-3);

- готов к реализации технологических процессов библиотечно-информационной деятельности (ПК-4);

- готов к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ПК-5);

- готов к аналитико-синтетической переработке информации в процессе создания библиотечно-информационных продуктов и услуг (ПК-6);

- способен к выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов общества (ПК-

7);

- готов к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов (ПК-8).

Для бакалавров определен профиль «Информационно-аналитическая деятельность», и учебный план содержит целый ряд дисциплин, направленных на освоение необходимых компетенций: «Организация информационно-аналитической деятельности», «Информационно-аналитические продукты и услуги», «Информационно-аналитические технологии», «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Отраслевые информационные ресурсы». Предусмотрены ознакомительная, технологическая и преддипломная практики.

Магистры же готовятся по магистерской программе «Инновационный менеджмент в библиотечно-информационной сфере», направленной на освоение научно-исследовательского и организационно-управленческого типа задач, т.к. в магистратуру поступают главным образом библиотекари-практики, изначально ориентированные на карьерный рост, но зачастую не имеющие профильного высшего образования. Образовательная программа ориентирована на формирование следующих профессиональных компетенций:

- готов к разработке, организации и проведению комплексных исследований по конкретным направлениям и проблемам библиотечно-информационной деятельности (ПК-1);

- готов к научно-методическому обеспечению библиотечно-информационной деятельности и организации системы повышения квалификации сотрудников библиотек (ПК-2);

- готов к стратегическому планированию, организации, проектированию, оптимизации, модернизации и нормативно-правовому обеспечению библиотечно-информационной деятельности (ПК-3);

- способен к постановке долгосрочных целей и задач, разработке эффективных стратегий и проектированию оптимальной организационной структуры библиотечно-информационных учреждений (ПК-4);

- готов к стратегическому управлению развитием кадровых, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, внедрению инноваций в библиотечно-информационную практику (ПК-5).

В соответствии с направленностью магистерской программы формировался и учебный план, включающий такие дисциплины, как «Корпоративный менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Инновационный менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Менеджмент качества в библиотеке» и др. К сожалению, на подготовку магистров управленческого профиля не ориентирован ни один профессиональный стандарт, рекомендованный ФГОС ВО 3++, в связи с чем образовательная программа с профстандартами согласована лишь формально.

Отсутствие профильного профстандарта - не единственная проблема высшего библиотечного образования. На знакомых всем материально-технических и кадровых проблемах не стоит останавливаться подробно, так как в ТГУ первые решаются за счет привлечения ресурсов областных библиотек, а вторые - путем привлечения к преподаванию профессиональных дисциплин директоров библиотек, среди которых -известные ученые доктор философских наук Л.А. Пронина и доктор социологических наук Н.А. Стефановская, выступающие в роли представителей работодателей.

Одна из самых серьезных проблем - это уровень абитуриентов. Ни для кого не секрет, что выпускники школ в условиях обширного выбора направлений подготовки выбирают более конкурентоспособные специальности, и на бакалавриат по библиотечно-информационной деятельности поступают абитуриенты с довольно низкими баллами ЕГЭ и с отсутствием соответствующей мотивации. Надо отдать должное преподавателям, так как в процессе обучения интерес к профессии все-таки появляется, и зачастую до 50% студентов приходят работать в библиотеки уже на 3-4 курсах. Однако большая часть выпускников бакалавриата, даже получив опыт работы в библиотеке, в итоге там не остаются, выбирая более высокооплачиваемую работу. По данным директора Фундаментальной библиотеки ТГУ имени Г.Р.Державина доля молодых специалистов, оставшихся работать в библиотеке, составляет всего 30% [4, с. 170].

За два прошлых года в Тамбове выпустилось 26 бакалавров и 20 магистров, в 2020 и

2021 гг. ожидается 17 выпускников бакалавриата и четырех - магистратуры. В связи с отсутствием бюджетных мест в 2018 и 2019 гг. не будет выпуска бакалавров в 2023 г., а в

2022 г. ожидается выпуск всего шести студентов заочной формы обучения (2017 год набора). В общем количестве выпускников последних двух лет более 21% выпускников составляют библиотекари из Воронежской области, в 2018 г. также выпустились два магистра-иностранца. Очевидно, что количество выпускников совсем невелико, учитывая кадровый голод во многих библиотеках, особенно в районных и сельских муниципальных библиотеках Тамбовской области.

В связи с этим возникает необходимость обучения библиотекарей, не имеющих профессионального образования, что возможно либо с использованием заочной формы бакалавриата/магистратуры, либо путем организации курсов профессиональной переподготовки. Учитывая отсутствие бюджетных мест на заочной форме обучения и более длительный срок обучения, практики выбирают второй вариант. В 2018 г. кафедрой библиотечно-информационных ресурсов была разработана программа профессиональной

переподготовки «Библиотечно-информационная деятельность», подготовленная с учетом профессиональных стандартов 07.002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» и 01.005 «Специалист в области воспитания» и рассчитанная на 252 часа. В программу вошли 6 основных модулей: «Введение в библиотечно-информационную деятельность», «Информационные ресурсы библиотеки», «Информационно-аналитические технологии в библиотечно-информационной деятельности», «Библиографическая деятельность библиотеки», «Библиотечно-информационное обслуживание», «Управление библиотечно-информационной деятельностью».

Программа позволяет библиотекарям получить целостное представление о деятельности библиотеки, изучить работу с библиотечными фондами, библиографические процессы, познакомиться с технологиями проектной деятельности и вопросами управления библиотекой. В 2018-2019 учебном году обучение по программе успешно прошли 14 человек, в 2019-2020 году набрана группа из 27 библиотекарей - сотрудников областных и муниципальных библиотек, а также Фундаментальной библиотеки ТГУ.

Начиная с 2018 г., кафедра библиотечно-информационных ресурсов реализует также курсы повышения квалификации с применением дистанционных технологий на базе электронной образовательной среды MOODLE, которая позволяет организовать работу с разными вариантами текстовых, аудио- и видеолекций, а также разных форматов заданий. Библиотекарям предлагается несколько программ: «Современные тенденции в библиотечном менеджменте», «Технологическая культура библиотечного специалиста», «Организация библиотечного обслуживания, в том числе лиц с ограниченными возможностями и инвалидов», «Инновационно-методическая работа библиотеки». Программы рассчитаны на 72 часа. Дистанционный формат курсов привлек представителей библиотек разных регионов: всего за 2018 и 2019 годы было обучено около 200 библиотекарей Тамбовской (57% от общего числа слушателей), Липецкой (3%), Рязанской (4%), Воронежской (22%), Псковской (5%), Мурманской (9%) областей.

Непосредственная работа с практиками ведется и очно. Краткосрочные курсы в форме семинаров-тренингов проходят на кафедре библиотечно-информационных ресурсов раз в один-два года. В 2019 г. были проведены курсы по одному из наиболее востребованных направлений - «Создание инклюзивного пространства в библиотеке».

Таким образом, реализация курсов профессиональной переподготовки и дополнительного профессионального образования позволяет частично решать кадровые проблемы библиотек. Однако низкий престиж профессии библиотекаря, демотивирующий абитуриентов и студентов, наряду с сокращением бюджетных мест, обостряет проблему подготовки кадров и вынуждает искать новые пути ее решения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Мазурицкий А.М. Кризис библиотечно-информационного образования, или По ком звонит колокол // Научные и технические библиотеки. - 2018. - № 5. - С. 14-23.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1182 от 06.12.2017 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность"

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1188 от 06.12.2017 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность"

4. Стефановская Н.А. Региональные тренды подготовки библиотечных кадров // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2018. - № 13-1. - С. 166-174.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Медведева Ольга Владимировна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», заведующая кафедрой библиотечно-информационных ресурсов, кандидат исторических наук, доцент movlad2009@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.