Научная статья на тему 'Тренинговые формы обучения в повышении социального статуса библиотекарей региона'

Тренинговые формы обучения в повышении социального статуса библиотекарей региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
854
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС БИБЛИОТЕКАРЯ / ТРЕНИНГ / БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ / SOCIAL STATUS OF LIBRARIAN / TRAINING / LIBRARY PROFESSION / TRAINING FORMS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неверова Татьяна Анатольевна

Рассмотрен опыт использования тренинговых форм обучения для повышения квалификации библиотекарей Тамбовской области. За период с 2007 по 2013 гг. через систему краткосрочного обучения, организованного кафедрой библиотечно-информационных ресурсов ТГУ им. Г.Р. Державина, прошло более 200 библиотекарей Тамбовской области. Проанализирована тематика и программы тренингов за 6 лет. Выявлены формы и методы обучения, а также факторы организации и проведения эффективного тренинга. Представлены формы и методы посттренингового сопровождения, осуществляемого преподавателями кафедры библиотечно-информационных ресурсов. Сделан вывод о том, что опыт проведения тренингов позволяет считать данную форму обучения площадкой творческого роста библиотекарей Тамбовской области, а также важным фактором повышения социального статуса библиотекарей региона. Тренинговые формы обучения создают условия для самореализации, профессионального и служебного роста, повышения профессионально-должностного социального статуса библиотекарей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING FORMS OF TEACHING IN RAISE OF SOCIAL STATUS OF REGION’S LIBRARIANS

The experience of the use of training forms of teaching to improve the skills of librarians of Tambov region is considered. During the period from 2007 to 2013 through a system of short-term training, organized by the department of library and information resources, more than 200 librarians of Tambov region were through. Subjects and training program for 6 years are analyzed. Forms and methods of teaching as well as factors of the organization and conduct effective training are identified. The forms and methods of tracking of post-training support made by the teachers of the department of library and information resources are presented. It is concluded that the experience of training allows us to consider this form of learning platform of creative growth librarians of Tambov region as well as an important factor in improving the social status of librarians in the region. The training forms of teaching create the conditions for self-realization, professional and career growth, higher professional officer of the social status of librarians.

Текст научной работы на тему «Тренинговые формы обучения в повышении социального статуса библиотекарей региона»

УДК 023.5

ТРЕНИНГОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА БИБЛИОТЕКАРЕЙ РЕГИОНА1

© Татьяна Анатольевна НЕВЕРОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов, e-mail: nev_tat@ mail.ru

Рассмотрен опыт использования тренинговых форм обучения для повышения квалификации библиотекарей Тамбовской области. За период с 2007 по 2013 гг. через систему краткосрочного обучения, организованного кафедрой библиотечно-информационных ресурсов ТГУ им. Г.Р. Державина, прошло более 200 библиотекарей Тамбовской области. Проанализирована тематика и программы тренингов за 6 лет. Выявлены формы и методы обучения, а также факторы организации и проведения эффективного тренинга. Представлены формы и методы посттренингового сопровождения, осуществляемого преподавателями кафедры библиотечно-информационных ресурсов. Сделан вывод о том, что опыт проведения тренингов позволяет считать данную форму обучения площадкой творческого роста библиотекарей Тамбовской области, а также важным фактором повышения социального статуса библиотекарей региона. Тренинговые формы обучения создают условия для самореализации, профессионального и служебного роста, повышения профессионально-должностного социального статуса библиотекарей.

Ключевые слова: тренинговые формы обучения; социальный статус библиотекаря; тренинг; библиотечная профессия.

Кадровый потенциал представляет собой важнейший ресурс развития библиотечного дела региона, т. к. оказание населению качественных услуг зависит от обеспеченности библиотечной сферы специалистами и от уровня их профессиональной подготовки.

Состояние кадрового потенциала библиотечной сферы в Тамбовской области характеризуется относительной нестабильностью, что проявляется в старении кадров и нежелании молодых работать в данной сфере.

В настоящее время наблюдается противоречие между усложнением задач, стоящих перед учреждениями культуры и неуклонным старением кадров. В то же время существует несоответствие между высокой общественной значимостью труда работников культуры и его низкой оценкой.

Важно повышать социальный статус библиотекаря, который выступает как обобщенный показатель сравнительного положения данной профессии в профессионально-квалификационной структуре регионального сообщества. Исходя из того, что социальный статус профессии характеризует официальное или неофициальное признание ее необходимости и популярности, очевиден дисба-

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-13-68004.

ланс данных позиций применительно к сфере культуры.

С одной стороны, наблюдается тенденция повышения экономической составляющей социального статуса работника библиотекаря (на протяжении 2013 г., который был объявлен в Тамбовской области Годом культуры, произошло увеличение заработной платы и улучшение материально-технической базы библиотек), а с другой стороны, престижная составляющая социального статуса профессии библиотекаря остается чрезвычайно низкой. Незаинтересованность молодых специалистов в получении соответствующего образования, устойчивость стереотипа о непрестижности работы в сфере культуры приводят к старению контингента работников, высокому проценту текучести среди молодых специалистов, отсутствию условий для самореализации, профессионального и служебного роста.

В этих условиях чрезвычайно важно скорректировать методы обучения библиотечных работников в системе повышения квалификации.

Кафедра библиотечно-информационных ресурсов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, являясь региональным центром подготовки и повышения квалификации библиотечных кадров, реализует концепцию непрерывного образо-

вания, ориентированную на формирование высокого уровня мастерства библиотекаря, его интеллектуального развития и творческого потенциала.

Одной из форм активного обучения, широко применяемой в профессиональном образовании и повышении квалификации библиотекарей, является тренинг. Многолетний опыт использования данной формы обучения позволяет выстраивать оптимальную систему занятий, подбирая тематику, периодичность тренингов, состав групп, тренерский состав таким образом, чтобы охватить обучением основные группы библиотечных работников региона по наиболее значимым и актуальным направлениям библиотечной теории и практики.

В рамках тренингов используются следующие методы:

- игровые (деловые, ролевые игры);

- модерация;

- мозговой штурм;

- кейсы;

- групповая дискуссия и многое другое.

Шестилетний опыт проведения тренингов для библиотекарей области (первый тренинг-семинар «Библиотечная инноватика» состоялся в апреле 2007 г.) позволяет считать данную форму обучения эффективным средством повышения социального статуса библиотечной профессии [1; 2]. Так, например, среди наиболее важных вопросов, обсуждаемых в ходе первого тренинг-семинара, были:

- реализация инновационного процесса в библиотеке;

- виды инноваций; разработка инновационного проекта;

- оформление проектной документации;

- психология восприятия инноваций;

- инновационные процессы в библиотеках Тамбовской области;

- использование новых информационных технологий в расширении ассортимента библиотечных услуг;

- электронные базы данных в работе библиотеки и др.

Главными целями, достигнутыми в результате проведения тренинг-семинара, стали: стимулирование творчества и нестандартного мышления специалистов библиотек региона, оказание помощи в их профессиональном становлении; привлечение молодежи к обсуждению актуальных проблем библиотечного дела; повышение статуса библиотечной профессии.

По результатам тренинг-семинара «Библиотечная инноватика» многие участники получили удостоверения о краткосрочном повышении квалификации в ИДО ТГУ им. Г.Р. Державина, а также высказали пожелание о необходимости проведения подобных мероприятий в дальнейшем. Прямой положительный эффект проведения тренингов предопределил необходимость их дальнейшего проведения, а также расширения количественного состава участников за счет вовлечения в профессиональное общение рядовых библиотекарей из всех районов Тамбовской области. Анализ динамики состава участников подтверждает востребованность данной формы повышения квалификации. Наличие обратной связи и посттренинговое сопровождение позволили сформировать блок наиболее актуальных для профессионального обсуждения проблем, которые задали тематику последующих тренингов.

Участниками тренинга «Библиотечное обслуживание: новая реальность», организованного кафедрой в апреле 2008 г., стали 42 сотрудника отделов обслуживания библиотек Тамбовской области, а акцент сместился на различные аспекты подготовки и проведения досуговых мероприятий. Организаторы стремились раскрыть проблемы досуговой деятельности применительно к специфике работы сельских библиотек и библиотек небольших городов, что было продиктовано интересами участников семинара.

Вниманию участников тренинг-семинара были предложены:

- лекция «Формы и методы культурно-досуговой деятельности общедоступной библиотеки»;

- тренинг «Организация и проведение досугового мероприятия»;

- консультация «Подготовка культур-но-досуговой программы»;

- консультация по использованию информационных технологий в организации культурно-досугового библиотечного мероприятия;

- советы психолога по работе библиотекаря с аудиторией в процессе проведения культурно-досугового мероприятия;

- моделирующая игра «идентификация личности через литературный тип»;

- практикум «Планирование досуговой деятельности библиотек».

В ходе посттренингового сопровождения участники тренинг-семинара подтвердили

высокое значение подобных мероприятий для актуализации профессиональных знаний и формирования инновационно-творческого подхода к выполнению профессиональных функций библиотекаря. Важно отметить, что создание условий для творческой самореализации личности является важным элементом формирования профессиональной мотивации и повышения социального статуса библиотекаря.

В 2008 г. кафедра впервые реализовала проект «Дистанционная система повышения квалификации», в рамках которого 3 группы библиотечных специалистов: директора библиотек, методисты и библиотекари областных библиотек, - смогли повысить свою квалификацию без отрыва от основной деятельности.

Концепция дистанционных курсов рассчитана на организацию обучения посредством обмена информацией по электронной почте и не требует разработки и освоения специального программного обеспечения ни преподавателями, ни слушателями курсов. Минимальные технические требования - наличие электронной почты у слушателей.

Несомненными плюсами данного образовательного проекта являются:

- безотрывный характер (позволяет совмещать работу и обучение);

- модульная структура;

- применение новейших образовательных технологий.

Главной идеей тренинг-семинара «Маркетинговые технологии в деятельности библиотек», состоявшегося в марте 2010 г., стало обобщение имеющегося опыта использования маркетинговых технологий в библиотечной сфере, обучение специалистов инновационным формам и методам формирования общественного мнения и имиджа библиотеки, PR-деятельности библиотек, рекламы библиотечной продукции, анализа ситуации на информационном рынке.

В условиях формирования информационного рынка библиотеки должны уметь четко позиционировать себя как информационные учреждения, определять конкурентоспособность своих продуктов и услуг, эффективно продвигать их к потребителям. В связи с чем необходимо изучение библиотечными специалистами современных технологий некоммерческого маркетинга, обуче-

ние их эффективным приемам продвижения информационных продуктов и услуг. В ходе тренинг-семинара были рассмотрены следующие вопросы: опыт использования маркетинговых технологий в российских и зарубежных библиотеках; сегментирование библиотечной аудитории; стратегия формирования имиджа библиотеки и общественного мнения о ней; PR-деятельность библиотек; библиотечная реклама. Участниками семинара стали библиотечные специалисты практически из всех районов Тамбовской области.

Вниманию участников тренинг-семинара был предложен перечень разнообразных занятий, в результате которых библиотечные специалисты получили не только новые знания в области маркетинговых технологий, но также практические навыки формирования имиджа библиотек, маркетинговых исследований общественного мнения о библиотеке, проведения PR-компаний библиотеки, составления пресс-релизов, создания библиотечной рекламы и мн. др. Отработка подобных навыков у библиотекарей-практиков положительно сказалась на формировании имиджа библиотек и привлекательного статуса библиотечной профессии в регионе.

Следует отметить, что в ходе проведения тренинг-семинаров преподаватели кафедры библиотечно-информационных ресурсов используют новейшие образовательные технологии. Так, например, вниманию участников тренинга «Маркетинговые технологии в деятельности библиотек» были предложены:

- видеолекция «Использование маркетинговых технологий в библиотеках»;

- лекция-презентация «PR-деятельность библиотек»;

- тренинги «Анализ внешней и внутренней среды библиотеки», «Составление пресс-релиза», «Маркетинговые исследования общественного мнения о библиотеке»;

- консультации «Стратегия формирования имиджа библиотеки», «Виды библиотечной рекламы и возможности ее использования в условиях муниципальной библиотеки»;

- деловая игра «Технология создания рекламного сообщения».

В основе успешного проведения корпоративного тренинга лежит серьезный анализ потребностей библиотеки. Руководители библиотеки осознают потребность персонала

в обучении, однако именно преподаватели кафедры библиотечно-информационных ресурсов помогают не только выявить потребности тех или иных групп библиотечных работников в обучении и повышении квалификации, но и выстроить систему занятий, оптимальных по продолжительности и наполняемости.

Поддерживать обратную связь с участниками тренингов, а также планировать тематику занятий на ближайшую перспективу позволяет заполнение «анкеты участника» по завершении каждого тренинга, где оцениваются не только сами тренеры и их занятие, но и высказываются пожелания относительно тех аспектов профессиональной деятельности, знания и умения по которым необходимы обучающимся.

Опыт показывает, что важными факторами успешности проведения тренинга являются:

- максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям обучаемых;

- создание атмосферы поиска и непринужденности во время занятий;

- тщательная подготовка учебно-сопроводительной и наглядной документации;

- наличие необходимого оборудования;

- оптимальный состав группы.

В качестве инструментов управления групповой динамикой во время тренинга наиболее часто используются игры-разминки (расслабляющие и позволяющие снять напряжение групповые задания) и фасилитация (стимулирующие обмен информацией внутри группы).

Тесное сотрудничество преподавателей кафедры с руководством большинства библиотек области позволяет осуществлять посттренинговое сопровождение, которое не только помогает поддерживать позитивные тренинговые эффекты, но и обеспечивает применение знаний, умений, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности. Наиболее часто посттренинг проводится в формате семинара, повторения фрагментов тренинга или с помощью дистанционного консультирования. Посттренинговое сопровождение часто осуществляется в стенах библиотеки, куда для консультирования приглашают преподавателей кафедры.

За период с 2007 по 2013 гг. через систему краткосрочного обучения, организованно-

го кафедрой библиотечно-информационных ресурсов, прошло более 200 библиотекарей Тамбовской области. Успех проведения тренингов и положительные отзывы участников предопределили востребованность данной формы обучения среди библиотекарей области на несколько лет вперед.

Так, например, участниками тренинг-семинара «Психология общения в библиотеке», организованного кафедрой в ноябре 2012 г., стали 26 библиотекарей из всех городов и районов Тамбовской области. Данный семинар позволил подвести итоги курсов повышения квалификации «Психология общения в библиотеке», а всем участникам выданы удостоверения об окончании краткосрочных курсов повышения квалификации.

В рамках тренинг-семинара «Психология общения в библиотеке» участникам были предложены разнообразные по тематике и форме проведения занятия:

- «Профессиональные основы делового общения: техника трансактного анализа Э. Берна» (интерактивная лекция);

- «Психология взаимоотношений библиотекаря и пользователя» (лекция);

- «Коммуникативная компетентность библиотекаря» (лекция);

- «Искусство общения с пользователями» (тренинг);

- «Психологическая защита от стрессов в библиотеке» (тренинг).

Так, в процессе раскрытия психологических основ взаимоотношений сотрудника библиотеки и пользователя были проанализированы как непосредственные, так и опосредованные причины возникновения конфликтных ситуаций, рассмотрена специфика общения с различными группами «трудных» читателей (по типологии, предложенной А.Е. Шапошниковым), даны конкретные рекомендации по предотвращению конфликтов. В качестве тренингового задания участникам семинара было предложено рассмотреть инсценированные студентами конфликтные ситуации с «участием» представителей различных групп «трудных» читателей, проанализировать поведение библиотекаря на предмет его профессиональной и социально-психологической компетентности, указать варианты оптимального разрешения конфликта.

В современных условиях успех работы библиотеки с пользователями во многом зависит от того, насколько сотрудники владе-

ют навыками оптимального общения, умеют выстраивать взаимоотношения как с пользователями, так и в собственном коллективе, предотвращать конфликты, учитывать индивидуально-психологические и социально-психологические характеристики партнеров по общению. В связи с этим библиотечным специалистам необходимо изучение психологических основ взаимоотношений в библиотеке с учетом принципов делового общения, обучение эффективным приемам взаимодействия в различных ситуациях.

Овладение основами деловой коммуникации позволит библиотекарям не только эффективно взаимодействовать с пользователями, но и формировать позитивный имидж библиотечной профессии.

Компетентность можно рассматривать как совокупность когнитивных, проектировочных, конструктивных, коммуникативных, организаторских и аксиологических умений. Коммуникативная компетентность - одно из приоритетных направлений самосовершенствования и образования библиотекарей.

Структура коммуникативной компетентности библиотекаря включает:

- умение находить контакт, общий язык и правильный тон с различными пользователями в разных обстоятельствах;

- умение находить пути решения проблем с администрацией библиотеки;

- умение проявлять требовательность, касающуюся выполнения правил пользования библиотекой, бережного отношения к книжному фонду;

- умение выстраивать профессиональные отношения в коллективе библиотеки;

- умение выстраивать профессиональные отношения во внешней среде, с другими учреждениями и организациями;

- ораторские (речевые) умения;

- умение вести дискуссионные формы работы;

- умение излагать свои мысли четко, логично, убедительно, образно, доступно;

- эмоциональная сдержанность в любых ситуациях.

Опыт проведения тренингов для библиотекарей области позволяет не только считать данную форму обучения настоящей площадкой творческого роста библиотекарей Тамбовской области, но и важным фактором по-

вышения социального статуса библиотекарей региона.

Помимо прямого положительного эффекта от использования современных образовательных технологий, наблюдается и косвенный эффект - совершенствование профессиональных коммуникаций на внутрирегиональном уровне. Опыт показал, что налаженные в ходе тренинга контакты обязательно становятся каналами профессионального взаимодействия, а участники тренинга стремятся попасть в программу тренингов на следующий год.

Таким образом, важным положительным эффектом использования тренинговых форм обучения кафедрой библиотечно-информа-ционных ресурсов является повышение сре-дового статуса библиотекаря в регионе, т. к. результатом систематического проведения тренингов стало:

- привлечение молодых специалистов к активному участию в модернизации библиотечного дела региона;

- создание благоприятных условий для инновационной творческой деятельности библиотечных специалистов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечение конкурентоспособности молодых специалистов библиотечно-инфор-мационной сферы в условиях свободного рынка труда.

Периодически повышая свою квалификацию, библиотекари не только актуализируют профессиональные навыки, но и создают условия для самореализации, профессионального и служебного роста, т. е. повышения профессионально-должностного социального статуса личности.

1. Неверова Т.А. Активные методы обучения в повышении квалификации библиотекарей Тамбовского региона // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12. С. 251-255.

2. Неверова Т.А., Шаталова Н.В. Тренинг-семинар состоялся: что дальше? // Мир библиографии. 2007. № 5. С. 28-30.

1. Ыеуегоуа Т.А. Aktivnye metody obucheniya v povyshenii kvaИfikatsii bibliotekarey Tambovskogo regiona // Sotsial'no-

ekonomicheskie yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 12. S. 251-255. 2. Neverova T.A., Shatalova N.V. Trening-seminar sostoyalsya: chto dal'she? // Mir bibliografii. 2007. № 5. S. 28-30.

nocTynnna b pega^nro 15.04.2014 r.

UDC 023.5

TRAINING FORMS OF TEACHING IN RAISE OF SOCIAL STATUS OF REGION'S LIBRARIANS

Tatyana Anatolyevna NEVEROVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Library and Information Resources Department, e-mail: nev_tat@mail.ru

The experience of the use of training forms of teaching to improve the skills of librarians of Tambov region is considered. During the period from 2007 to 2013 through a system of short-term training, organized by the department of library and information resources, more than 200 librarians of Tambov region were through. Subjects and training program for 6 years are analyzed. Forms and methods of teaching as well as factors of the organization and conduct effective training are identified. The forms and methods of tracking of post-training support made by the teachers of the department of library and information resources are presented. It is concluded that the experience of training allows us to consider this form of learning platform of creative growth librarians of Tambov region as well as an important factor in improving the social status of librarians in the region. The training forms of teaching create the conditions for self-realization, professional and career growth, higher professional officer of the social status of librarians.

Key words: training forms of teaching; social status of librarian; training; library profession.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.