Научная статья на тему 'Активные методы обучения в повышении профессионального мастерства библиотекарей региона'

Активные методы обучения в повышении профессионального мастерства библиотекарей региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
838
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ-СЕМИНАР / БИБЛИОТЕКА / БИБЛИОТЕКАРИ / TRAINING-SEMINAR / LIBRARY / LIBRARIANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неверова Татьяна Анатольевна

В статье рассматривается тренинг-семинар как форма профессионального образования и повышения квалификации библиотекарей Тамбовского региона. За период с 2007 по 2011 г. через систему краткосрочного обучения, организованного кафедрой библиотечно-информационных ресурсов, прошло более 100 библиотекарей Тамбовской области. Успех проведения тренингов и положительные отзывы участников предопределили востребованность данной формы обучения среди библиотекарей области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неверова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVE METHODS OF EDUCATION IN PROMOTION OF PROFESSIONAL MASTERY FOR LIBRARIANS OF REGION

The article tells about the training-seminar as a form of vocational training and improvement of ones qualifications for librarians of Tambov region. From 2007 to 2011 through system of the short-term training organized by chair of librarianinformation resources, has passed more than 100 librarians of the Tambov region. The success of carrying out of trainings and positive responses of participants have predetermined a demand of this form of study among librarians of region.

Текст научной работы на тему «Активные методы обучения в повышении профессионального мастерства библиотекарей региона»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА БИБЛИОТЕКАРЕЙ РЕГИОНА

Т. А. НЕВЕРОВА

В статье рассматривается тренинг-семинар как форма профессионального образования и повышения квалификации библиотекарей Тамбовского региона. За период с 2007 по 2011 г. через систему краткосрочного обучения, организованного кафедрой библиотечно-информационных ресурсов, прошло более 100 библиотекарей Тамбовской области. Успех проведения тренингов и положительные отзывы участников предопределили востребованность данной формы обучения среди библиотекарей области.

Ключевые слова: тренинг-семинар, библиотека, библиотекари.

Современный этап развития профессионального образования библиотекарей ставит задачу существенной корректировки методов обучения библиотечных работников в системе повышения квалификации. Кафедра библиотечно-информационных ресурсов Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, являясь региональным центром подготовки и повышения квалификации библиотечных кадров, реализует концепцию непрерывного образования, ориентированную на формирование высокого уровня мастерства библиотекаря, его интеллектуальное развитие и творческий потенциал.

Одной из форм активного обучения, широко применяемой в профессиональном образовании и повышении квалификации библиотекарей, является тренинг. Многолетний опыт использования данной форы обучения позволяет выстраивать оптимальную систему занятий, подбирая тематику, периодичность тренингов, состав групп, тренерский состав таким образом, чтобы охватить обучением основные групп библиотечных работников региона по наиболее значимым и актуальным направлениям библиотечной теории и практики [2]. В рамках тренингов используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), моде-рация, мозговой штурм, кейсы, групповая дискуссия и мн. др.

Пятилетний опыт проведения тренингов для библиотекарей области (первый тренинг-семинар «Библиотечная инноватика» состоялся в апреле 2007 г.) позволяет считать данную форму обучения настоящей площадкой творческого роста библиотекарей [1; 3]. Так, среди наиболее важных вопросов, рассмотренных в ходе теоретических и

практических занятий: реализация инновационного процесса в библиотеке; виды инноваций; разработка инновационного проекта; оформление проектной документации; психология восприятия инноваций; инновационные процессы в библиотеках Тамбовской области; использование новых информационных технологий в расширении ассортимента библиотечных услуг; электронные базы данных в работе библиотеки и др. По результатам тренинг-семинара «Библиотечная инноватика» многие участники получили удостоверения о краткосрочном повышении квалификации в ИДО ТГУ имени Г. Р. Державина, а также высказали пожелание о необходимости в дальнейшем проведения подобных мероприятий. Главными задачами, с которыми успешно справились организаторы тренинг-семинара: стимулирование инновационной деятельности молодых ученых и специалистов библиотечного дела региона, оказание помощи в их профессиональном становлении; привлечение молодых специалистов к более активному участию в модернизации и реформировании библиотечного дела; повышение престижа библиотечной профессии.

Участниками тренинга «Библиотечное обслуживание: новая реальность», организованного кафедрой в апреле 2008 г., стали 42 сотрудника отделов обслуживания библиотек Тамбовской области, а акцент сместился на различные аспектах подготовки и проведения досуговых мероприятий. Организаторы стремились раскрыть проблемы досуговой деятельности применительно к специфике работы сельских библиотек и библиотек небольших городов, что было продиктовано интересами участников семинара.

Вниманию участников тренинг-семинара были предложены: лекция «Формы и методы культурно-досуговой деятельности общедоступной библиотеки»; тренинг «Организация и проведение досугового мероприятия»; консультация «Подготовка культурно-досуговой программы»; консультация по использованию информационных технологий в организации культурно-досугового библиотечного мероприятия; советы психолога по работе библиотекаря с аудиторией в процессе проведения культурно-досугового мероприятия; моделирующая игра «Идентификация личности через литературный тип»; практикум «Планирование досуговой деятельности библиотек». Участники тренинг-семинара отметили, что приобрели по-настоящему интересные знания и умения, которые необходимы для практической деятельности.

В 2008 г. кафедра впервые реализовала проект «Дистанционная система повышения квалификации», в рамках которого три группы библиотечных специалистов: директора библиотек, методисты и библиотекари областных библиотек смогли повысить свою квалификацию без отрыва от основной деятельности. Концепция дистанционных курсов рассчитана на организацию обучения посредством обмена информацией по электронной почте и не требует разработки и освоения специального программного обеспечения ни преподавателями, ни слушателями курсов. Минимальные технические требования - наличие электронной почты у слушателей. Несомненными плюсами данного образовательного проекта являются: безотрывный характер (позволяет совмещать работу и обучение), модульная структура, применение новейших образовательных технологий.

Главной идеей тренинг-семинара «Маркетинговые технологии в деятельности библиотек», состоявшегося в марте 2010 г., стало обобщение имеющегося опыта использования маркетинговых технологий в библиотечной сфере, обучение специалистов инновационным формам и методам формирования общественного мнения и имиджа библиотеки, PR-деятельности библиотек, рекламы библиотечной продукции, анализа ситуации на информационном рынке.

В условиях формирования информационного рынка библиотеки должны уметь четко позиционировать себя как информационные учреждения, определять конкурентоспособность своих продуктов и услуг, эффективно продвигать их к потребителям. В связи с чем необходимо изучение библиотечными специалистами современных технологий некоммерческого маркетинга, обуче-

ние их эффективным приемам продвижения информационных продуктов и услуг. В ходе тренинг-семинара были рассмотрены следующие вопросы: опыт использования маркетинговых технологий в российских и зарубежных библиотеках; сегментирование библиотечной аудитории; стратегия формирования имиджа библиотеки и общественного мнения о ней; PR-деятельность библиотек; библиотечная реклама. Участниками семинара стали библиотечные специалисты практически из всех районов Тамбовской области.

Вниманию участников тренинг-семинара был предложен перечень разнообразных занятий, в результате которых библиотечные специалисты получили не только новые знания в области маркетинговых технологий, но также практические навыки формирования имиджа библиотек, маркетинговых исследований общественного мнения о библиотеке, проведения PR-компаний библиотеки, составления пресс-релизов, создания библиотечной рекламы и мн. др.

В ходе проведения тренинг-семинаров преподаватели кафедры библиотековедения и докумен-товедения используют новейшие образовательные технологии. Так, например, вниманию участников тренинга «Маркетинговые технологии в деятельности библиотек» были предложены: видеолекция «Использование маркетинговых технологий в библиотеках»; тренинг «Анализ внешней и внутренней среды библиотеки»; консультация «Стратегия формирования имиджа библиотеки»; тренинг «Маркетинговые исследования общественного мнения о библиотеке»; лекция-презентация «PR-деятельность библиотек»; тренинг «Составление пресс-релиза»; консультация «Виды библиотечной рекламы и возможности ее использования в условиях муниципальной библиотеки»; деловая игра «Технология создания рекламного сообщения».

В основе успешного проведения корпоративного тренинга лежит серьезный анализ потребностей библиотеки. Руководители библиотеки осознают потребность персонала в обучении, однако именно преподаватели кафедры библиотековедения и документоведения помогают не только выявить потребности тех или иных групп библиотечных работников в обучении и повышении в квалификации, но и выстроить систему занятий, оптимальных по продолжительности и наполняемости. Поддерживание обратной связи с участниками тренингов, а также планирование тематики занятий на ближайшую перспективу позволяет заполнить «анкеты участника» по завершении каждого тренинга, где оцениваются не только са-

ми тренеры и их занятие, но и высказываются пожелания относительно тех аспектов профессиональной деятельности, знания и умения по которым необходимы обучающимся.

Опыт показывает, что важными факторами успешности проведения тренинга являются: максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям обучаемых; создание атмосферы поиска и непринужденности во время занятий; тщательная подготовка учебно-сопроводительной и наглядной документации; наличие необходимого оборудования; оптимальный состав группы.

В качестве инструментов управления групповой динамикой во время тренинга наиболее часто используются игры-разминки (расслабляющие и позволяющие снять напряжение групповые задания) и фасилитация (стимулирующие обмен информацией внутри группы).

Тесное сотрудничество преподавателей кафедры с руководством большинства библиотек области позволяет осуществлять посттренинговое сопровождение, которое не только помогает поддерживать позитивные тренинговые эффекты, но и обеспечивает применение знаний, умений, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности. Наиболее часто посттренинг проводится в формате семинара, повторения фрагментов тренинга, или с помощью дистанционного консультирования. Посттренинговое сопровождение часто осуществляется в стенах библиотеки, куда для консультирования приглашают преподавателей кафедры.

За период с 2007 по 2011 гг. через систему краткосрочного обучения, организованного кафедрой библиотечно-информационных ресурсов, прошло более 100 библиотекарей Тамбовской области. Успех проведения тренингов и положительные отзывы участников предопределили востребованность данной формы обучения среди библиотекарей области на несколько лет вперед.

Важным свидетельством социальноэкономической эффективности применения активных форм обучения кафедрой библиотечноинформационных ресурсов стало:

- привлечение молодых специалистов к активному участию в модернизации библиотечного дела региона;

- создание благоприятных условий для инновационной творческой деятельности библиотечных специалистов;

- обеспечение конкурентоспособности молодых специалистов библиотечно-информационной сферы в условиях свободного рынка труда.

Помимо прямого положительного эффекта от использования современных образовательных технологий, наблюдается и косвенный эффект -совершенствование профессиональных коммуникаций на внутрирегиональном уровне. Опыт показал, что налаженные в ходе тренинга контакты, обязательно становятся каналами профессионального взаимодействия, а участники тренинга стремятся попасть в программу тренингов на следующий год.

Литература

1. Неверова Т. А., Шаталова Н. В. Об итогах тренинг-семинара «Библиотечная инноватика» // Библиотеки Тамбовской области. Тамбов, 2007. Вып. IV. С. 16-21.

2. Неверова Т. А., Шаталова Н. В. Тренинг-семинар состоялся: что дальше? // Мир библиографии. 2007. № 5. С. 28-30.

3. Неверова Т. А. Тренинг-семинар как форма повышения профессионального образования: возможности эффективного роста кадрового потенциала в условиях кризиса // Профессиональное образование: от теории к практике: сб. мат-лов науч. тр. Всерос. науч-практ. конф. с междунар. участием 29 апреля 2009 г. Новосибирск, 2009. С. 111-113.

* * *

THE ACTIVE METHODS OF EDUCATION IN PROMOTION OF PROFESSIONAL MASTERY FOR LIBRARIANS OF REGION

T. A. Neverova

The article tells about the training-seminar as a form of vocational training and improvement of one’s qualifications for librarians of Tambov region. From 2007 to 2011 through system of the short-term training organized by chair of librarian-information resources, has passed more than 100 librarians of the Tambov region. The success of carrying out of trainings and positive responses of participants have predetermined a demand of this form of study among librarians of region.

Key words: training-seminar, library, librarians.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.