Научная статья на тему 'Актуализация проблематики повышения квалификации библиотечных кадров на основе профессионального стандарта "специалист в области библиотечно-информационной деятельности"'

Актуализация проблематики повышения квалификации библиотечных кадров на основе профессионального стандарта "специалист в области библиотечно-информационной деятельности" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / БИБЛИОТЕЧНЫЕ КАДРЫ / ПУБЛИЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / САМОАНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брагина Г. М.

Рассмотрены возможности использования профессионального стандарта для определения актуаль-ной тематики повышения квалификации библиотечных кадров на основе метода самоанализа. Представ-лена характеристика основных тематических направлений, востребованных библиотекарями публичных библиотек для повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация проблематики повышения квалификации библиотечных кадров на основе профессионального стандарта "специалист в области библиотечно-информационной деятельности"»

gov. ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102117162&mtelsearch = %EA %EE %ED %F6 %E5 %EF %F6 %E8 % FF+ %E4 %E5 %EC %EE %E3 %F0 %E0 %F4 %E8 %F7 %E5 %F1 %EA %EE %E9+ %EF %EE %EB %E8 %F2 %E8 %EA %E8.

3. Равенство. Развитие. Мир в XXI веке [Электронный ресурс] : программа деятельности Союза женщин России. - Режим доступа: http://wuor. ru/index. php?route=record/blog&blog_id=3_13.

4. О реализации комплекса мер, направленных на совершенствование деятельности органов исполнительной власти Алтайского края по оказанию помощи детям и подросткам в случае жестокого обращения с ними [Электронный ресурс] : постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края от 16.12.2015 № 13. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www. altairegion22. ru/upload/DOC/doc/postanovl_16. 12. 2015. pdf.

5. Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 29. 12. 1995 № 223-ФЗ (ред. от 30. 12. 2015) / - Режим доступа: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_8982/ d97e3158b12d1907c420a43e1ce229d24956b2b9.

УДК 023.5

Г. М. Брагина

Кемеровский государственный институт культуры,

Кемерово, Россия

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Рассмотрены возможности использования профессионального стандарта для определения актуальной тематики повышения квалификации библиотечных кадров на основе метода самоанализа. Представлена характеристика основных тематических направлений, востребованных библиотекарями публичных библиотек для повышения квалификации.

Ключевые слова: повышение квалификации, библиотечные кадры, публичные библиотеки, профессиональный стандарт, самоанализ.

G. M. Bragina Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia

ACTUALIZATION OF PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF QUALIFICATION

OF LIBRARY EMPLOYEES BASED ON PROFESSIONAL STANDARD «SPECIALIST IN THE FIELD OF LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES»

The possibilities of use of the professional standard for determination of actual themes of professional development of library employees based on of an introspection method are considered. The characteristic of the main thematic directions demanded by librarians of public libraries for professional development is submitted.

Keywords: refresher training, library staff, public libraries, professional standard, introspection.

Проблемы профессиональной подготовки библиотечных кадров через различные формы реквали-фикации (переподготовку, повышение квалификации) постоянно находятся в предметном поле библио-течно-информационной науки и практики. На современном этапе эти проблемы актуализируются в связи с масштабными процессами трансформации, происходящими в библиотечно-информационной сфере и связанными с поиском нового образа библиотеки в современном обществе; с развитием библиотечной профессии с точки зрения ее компетентностного содержания; с обновлением системы профессионального образования в соответствии с профессиональными стандартами библиотечно-информационных специалистов [3; 5; 6].

Система повышения квалификации библиотечных кадров уже сейчас должна быть ориентирована на преобразования в библиотечной профессии в ближайшем будущем, а именно: на усиление информационного компонента; интеллектуализацию и виртуализацию; коррекцию традиционных основ трудовой деятельности и формирование новых форм ее организации и институализации; изменение представления об организации трудовой деятельности в сторону усиления технологий самоменеджмента; снижение доли дисциплинирующих механизмов и усиление приоритетов ее интеллектуального и креативного компонентов [4, с. 21].

Вместе с тем, в настоящее время изменение специфики трудовой деятельности библиотекарей и расширение профессиональных компетенций, требующих глубокого профессионального мастерства, сопровождаются существенным пополнением кадрового потенциала (особенно в публичных библиотеках), специалистами без библиотечного образования (филологами, историками, инженерами, др.), а также сотрудниками, не имеющими какого-либо специального образования [8, с. 139; 9, с. 70].

Данное противоречие ставит библиотеки перед выбором адекватных направлений и форм профессионального развития своих кадров - использование регионального образовательного потенциала (вузы, центры повышения квалификации), разработку собственных моделей повышения квалификации. При этом внутренняя система повышения квалификации, реализуемая силами самой библиотеки, обладает рядом преимуществ, поскольку ориентирована на решение производственных задач конкретной библиотеки, формируется с учетом ее потребностей в воспроизводстве кадров и способна быстро реагировать на ситуационные образовательные задачи, связанные с их практической деятельностью [1, с. 28-29].

Основой для разработки образовательных программ в системе повышения квалификации библиотечных кадров является профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности, устанавливающий требования к знаниям, умениям, компетенциям, опыту, системе ценностей и личным качествам работника, необходимым для выполнения им разнообразных трудовых функций [7]. Он позволяет актуализировать проблематику обучения, органично сочетать функциональный и процессный подходы в развитии компетенций сотрудников различных структурных подразделений библиотеки.

Возможности профессионального стандарта не ограничены принятием организационно-методических решений в данном направлении. Не менее важным представляется его роль в мотивировании библиотечных специалистов на профессиональный рост, на осознанный выбор ими траектории своего профессионального развития. Являясь документом с исчерпывающими требованиями к трудовым функциям, профессиональный стандарт может служить для каждого библиотекаря эффективным средством диагностики собственных знаний и умений и, что не менее важно - получения представления, по выражению Э. Р. Сукиасяна, «каковы границы профессионального незнания» [9, с. 69].

Действенным (и мало затратным) методом мотивации сотрудников на развитие своих профессиональных компетенций является метод самоанализа. Он успешно использован в некоторых библиотечных исследованиях [2]. Самоанализ позволяет максимально индивидуализировать проблематику повышения квалификации или формировать целевые учебные группы на основе совпадающих оценок.

В целях апробации использования метода самоанализа для выявления актуальной проблематики повышения квалификации нами проведено пилотажное исследование. В нем приняли участие 56 библиотекарей публичных библиотек Кемеровской, Новосибирской, Томской областей и Красноярского края, из них: 19 человек, не имеющих библиотечного образования; 23 - со средне специальным библиотечным образованием; 14 - с высшим и неоконченным высшим библиотечным образованием.

Участникам исследования было предложено:

1) на основе профессионального стандарта провести самоанализ своих умений по выполняемым трудовым функциям и действиям (табл. 1);

2) выразить свое мнение о пользе проделанной работы по параметрам: «очень полезно», «в целом полезно», «бесполезно».

Таблица 1

Результаты самоанализа выполнения трудовых функций

Обобщенная трудовая функция Выполняемые трудовые функции Выполняемые трудовые действия Умения, выполнение которых вызывает затруднения

Отметим, что никто из библиотекарей не назвал свой самоанализ бесполезным, 41 выбрали ответ «очень полезно», 15 - «в целом полезно».

Учитывая пилотажный характер исследования и сравнительно небольшой охват его участников, результаты самоанализа обобщены без учета таких параметров, как образование, стаж, занимаемая должность.

В результате обработки полученных данных составлен рейтинг умений, востребованных в повышении квалификации. Для проведения анализа умения сгруппированы по обобщенным трудовым функциям (табл. 2).

Таблица 2

Рейтинг умений, востребованных в повышении квалификации

Обобщенные трудовые функции Всего ответов Умения, выполнение которых вызывают затруднения (порог рейтинга - не менее 10 % выбора)

1. Библиотечное обслуживание пользователей 91 % 12 умений 1. Владеть методиками и технологиями индивидуальной и групповой работы по продвижению книги и чтения, формирования читательской культуры (19,6 %). 2. Свободно владеть информационными технологиями и уметь их использовать в процессах библиотечного обслуживания (14,3 %). 3. Владеть методиками и технологиями работы с различными категориями пользователей: детьми, юношеством, лицами с ограниченными физическими возможностями и др. (12,5 %). 4. Владеть методикой и консультировать пользователей по правилам составления запросов и методике поиска информации о документах (12,5 %).

2. Предоставление культурно-просветительных и досуговых услуг пользователям библиотеки 75 % 21 умение 1. Владеть методикой разработки и реализации культурно-просветительных и интеллектуально-досуговых мероприятий, акций, клубов по интересам, др., в т. ч. краеведческой тематики (51,8 %). 2. Владеть методикой проектной деятельности в сфере культуры и библиотечного дела (44,6 %). 3. Владеть технологиями еуеп1;-менеджмента (28,6 %). 4. Владеть информационно-телекоммуникационными технологиями для продвижения и сопровождения культурно-досуговых услуг (в т. ч. в социальных сетях) (14,3 %). 5. Владеть технологиями социального партнерства с различными организациями и СМИ (10,7 %).

3. Научно-аналитическая, методическая и консультационная работа в области библиотеч-но- информационной деятельности 73,2 % 31 умение 1. Анализировать библиотечную деятельность и осуществлять ее диагностику, составлять аналитические материалы по результатам мониторинга и диагностики (26,8 %). 2. Составлять стратегические, текущие, целевые и проектные планы и программы развития библиотеки (25 %). 3. Владеть методикой обработки результатов исследования (23,2 %). 4. Разрабатывать служебную нормативную и регламентирующую документацию (положения, технологические инструкции, стандарты и др.) (19,6 %). 5. Владеть социологическими и маркетинговыми методами изучения пользователей (14,3 %). 6. Умения, связанные с организацией и проведением форм повышения квалификации (14,3 %). 7. Разрабатывать целевые программы и инициативные проекты библиотеки (10,7 %). 8. Научно обобщать материалы исследования и предоставлять его результаты (10,7 %).

4. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей 67,8 % 17 умений 1. Организовывать обратную связь с потребителями справочно-библиографических услуг (14,3 %). 2. Использовать методы поиска в сетевых информационных ресурсах (навигация, браузинг и др.) (12,5 %). 3. Владеть технологиями размещения и передачи информации в сети Интернет / Интранет (10,7 %).

5. Формирование библиотечного фонда 55,4 % 16 умений 1. Анализировать предложения книгоиздательского и книготоргового рынков и рынка электронных продуктов и услуг; проводить конкурсные процедуры по текущему и ретроспективному комплектованию библиотечного фонда (12,5 %). 2. Документационно оформлять процедуры передачи поступивших документов в функциональные подразделения библиотеки (12,5 %). 3. Проводить конкурсные процедуры по текущему и ретроспективному комплектованию библиотечного фонда (10,7 %).

6. Организация справочно-поискового аппарата библиотеки 53,6 % 13 умений 1. Работать в режиме корпоративной каталогизации (14,3 %). 2. Владеть методами аналитико-синтетической переработки документов (10,7 %). 3. Организовывать, вести и редактировать электронный каталог (10,7 %).

В целом полученные результаты отражают типичную картину тематических направлений повышения квалификации для библиотекарей публичных библиотек. Вместе с тем, масштабность выявленной проблематики указывает на необходимость разработки детализированных мер поддержки по развитию кадрового потенциала в каждой библиотеке, особенно в связи с предстоящей аттестацией на основе профессионального стандарта.

Ввиду ограниченного объема статьи, остановимся на рассмотрении наиболее востребованной проблематики для повышения квалификации.

Наибольшее количество ответов связано с библиотечным обслуживанием пользователей - 91 % опрошенных. Названо 12 умений, выполнение которых вызывают затруднения. Чаще других отмечались умения, связанные с методиками и технологиями индивидуальной и групповой работы по продвижению книги и чтения, формирования читательской культуры, а также с дифференцированным обслуживаем различных категориями пользователей: детьми, юношеством, лицами с ограниченными физическими возможностями. Очевидно, что при всей широте освещения данных тем в профессиональной среде, имеющегося их многоаспектного теоретического и научно-методического обоснования, у многих библиотекарей существует потребность в их развитии.

В предоставлении культурно-просветительных и досуговых услуг пользователям библиотеки испытывают затруднения 75 % опрошенных, отметивших 21 умение. При этом половина ответов приходится на умения, связанные с разработкой и реализацией культурно-просветительных и интеллектуально-досуговых мероприятий (51,8 %) и с методикой проектной деятельности (44,6 %). Также, библиотекари заинтересованы в овладении технологиями: еуеШ-менеджмента (28,6 %), сопровождения культурно-досуговых услуг в социальных сетях (14,3 %), социального партнерства с различными организациями и СМИ (10,7 %).

В развитии умений при выполнении научно-аналитической, методической и консультационной работы в области библиотечно-информационной деятельности испытывают затруднения 73,2 % опрошенных, названы 31 умение, среди которых наиболее востребованы:

1) умения, связанные с научно-исследовательской деятельностью: анализировать библиотечную деятельность и осуществлять ее диагностику, составлять аналитические материалы по результатам мониторинга и диагностики (26,8 %); владеть методикой обработки результатов исследования (23,2 %); владеть социологическими и маркетинговыми методами изучения пользователей (14,3 %); научно обобщать материалы исследования и предоставлять его результаты (10,7 %);

2) умения, связанные с программно-целевой деятельностью: составлять стратегические, текущие, целевые и проектные планы и программы развития библиотеки (25 %); разрабатывать служебную нормативную и регламентирующую документацию (положения, технологические инструкций, стандарты, др.) (19,6 %); владеть методикой разработки целевых среднесрочных и долгосрочных программ развития библиотечного дела и его отдельных направления, других сфер социокультурной деятельности (12,5 %);

3) умения, связанные с организацией повышения квалификации (их назвали 14,3 %): осуществлять диагностику уровня профессиональной подготовки обучающихся (5,3 %); осуществлять выбор наиболее эффективных методов, технологий, форм и средств обучения с учетом потребностей обучающихся (5,3 %); разрабатывать образовательные программы повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров (3,5 %); владеть инструментарием оценки эффективности обучения (1,8 %).

При выполнении справочно-библиографического и информационного обслуживания пользователей (67,8 % назвали 17 умений) наиболее востребованы умения, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий: организовывать обратную связь с потребителями справочно-библиографических услуг (14,3 %); использовать методы поиска в сетевых информационных ресурсах (12,5 %); владеть технологиями размещения и передачи информации в сети Интернет / Интранет (10,7 %).

Отметим, что умения по использованию компьютерно-технических средств присутствуют в каждой из групп анализа. И, хотя большинство из них находятся за рейтинговым порогом (т. е. упомянуты менее 6 раз), это не снимает остроты потребности в их развитии. Например, указаны такие умения, как (в скобках указан номер обобщенной трудовой функции в табл. 2):

- свободно владеть информационными технологиями и уметь их использовать в процессах библиотечного обслуживания (1);

- свободно ориентироваться в СПА библиотеки, библиотечном фонде, базах данных ресурсах Интернет (1);

- владеть информационно телекоммуникационными технологиями для продвижения и сопровождения культурно-досуговых услуг (включая работу в социальных сетях (2);

- использовать информационно-телекоммуникационные технологии для реализации проектов и программ (2);

- использовать информационно-телекоммуникационные технологии для проведения профильных научных и прикладных исследований (3);

- использовать информационно-телекоммуникационные технологии для составления и реализации стратегических, текущих, целевых и проектных планов и программ развития библиотеки (3);

- использовать современные информационно-коммуникационные технологии и коммуникативные средства социальных сетей (4);

- использовать методы поиска в сетевых информационных ресурсах (4);

- использовать форматы машиночитаемой каталогизационной записи: библиографических данных, авторитетных данных и классификационных данных (6);

- работать в режиме корпоративной каталогизации (6).

Результаты самоанализа выявили еще одну важную проблему повышения квалификации библиотечных кадров - необходимость усиления роли профессионального самообразования. Далеко не все заявленные умения требуют специально организованных обучающих курсов, многие должны формироваться в результате самостоятельного (или с помощью наставника) изучения и использования регламентированной документации, например, такие как: владеть методикой и правилами библиографического описания документов; владеть методами исключения документов из состава библиотечного фонда; владеть методами расстановки поступивших документов в функциональные подразделения библиотеки; оформлять поступившие документы в соответствии с требованиями их технической обработки; оформлять дары и пожертвования в библиотечный фонд и др. Тем не менее, подчеркнем, что библиотекари должны быть мотивированы на необходимость самостоятельного освоения недостающих знаний и умений, а само профессиональное самообразование должно быть организованным и контролируемым процессом внутренней системы повышения квалификации.

Результаты проведенного исследования подтверждают возможность использования метода самоанализа на основе профессионального стандарта специалиста для определения перспективной тематики повышения квалификации библиотекарей публичных библиотек.

Список литературы

1. Аврамова, Е. В. Модель внутренней системы повышения квалификации кадров публичной библиотеки / Е. В. Аврамова // Научно-техническая информация. - 2016. - № 9. - С. 26-30. - (Серия 1: Организация и методика информационной работы).

2. Аврамова, Е. В. Изучение мотивации специалистов в повышении квалификации / Е. В. Аврамова // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - Т. 205. - С. 103109.

3. Давыдова, С. Б. Диверсификация деятельности библиотеки в культурном пространстве / С. Б. Давыдова // Библиотечное дело - 2016 : библиотечно-информац.е коммуникации в поликультурном пространстве : материалы ХХ1 междунар. науч. конф. (Москва, 27-28 апр. 2016 г.). - Москва, 2016. - С. 278-283.

4. Лопатина, Н. В. Библиотечная профессия в информационном обществе: разрушение или развитие / Н. В. Лопатина // Научно-техническая информация.- 2014. - № 5. - С. 18-23. - (Серия 1: Организация и методика информационной работы).

5. Неверова, Т. А. Модель социального статуса библиотекаря / Т. А. Неверова // Вестник Томск. гос. унта. Культурология и искусствоведение. - 2015. - № 1(17). - С. 122-125.

6. Пилко, И. С. Библиотечная профессия в зеркале профессиональных стандартов / И. С. Пилко, О. В. Дворовенко // Библиотековедение. - 2017. - № 1 (66). - С. 95-101.

7. Профессиональный стандарт «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» [Электронный ресурс] // РБА. - Режим доступа: http://www. rba. ru/cms_rba/news/upload-files/news/2014/23_09/4. pdf (дата обращения: 11.05.2017).

8. Руссак, З. В. Дополнительное профессиональное образование в становлении и развитии компетенций библиотечных специалистов / З. В. Руссак // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2015. - № 1(17). - C. 139-142.

9. Сукиасян, Э. Р. Профессиональное самообразование / Э. Р. Сукиасян // Научные и технические библиотеки. - 2010. - № 1. - С. 68-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.