Научная статья на тему 'Профессиональный стандарт библиотечной деятельности: мнение работодателей'

Профессиональный стандарт библиотечной деятельности: мнение работодателей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3073
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИЯ / БИБЛИОТЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАДРОВЫЙ СОСТАВ БИБЛИОТЕК / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РЕГЛАМЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абалакова О. В.

Представлены результаты апробации концепции профессионального стандарта, разработанной Лабораторией инновационных образовательных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств. В исследовании приняли участие руководители библиотек из 28 субъектов Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональный стандарт библиотечной деятельности: мнение работодателей»

О.В.Абалакова

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

МНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Представлены результаты апробации концепции профессионального стандарта, разработанной Лабораторией инновационных образовательных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств. В исследовании приняли участие руководители библиотек из 28 субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, профессия, библиотечная деятельность, кадровый состав библиотек, профессиональные компетенции, регламенты профессиональной деятельности.

Olga Vladimirovna Abalakova PROFESSIONAL STANDARDS OF LIBRARIANSHIP: OPINION OF EMPLOYERS

The results of the validation of the concept of professional standard, developed by the Laboratory of Advanced Education Technologies, Kemerovo State University of Culture and Arts. The study involved the heads of libraries from 28 regions of the Russian Federation.

Key words: standard of profession, profession, librarianship, the staff of libraries, professional competence, regulations are of professional activity

Профессиональная деятельность специалистов библиотеки регламентирована рядом документов, в их числе: Единый квалификационный справочник должностей и специалистов, модельные стандарты библиотек, должностные инструкции, действующие в организациях положения об оплате труда и др. Подробный анализ регламентов демонстрирует их несогласованность. Этим обусловлены трудности расстановки кадров и оценки их профессиональной деятельности. В качестве регламента, который станет основой согласования требований к сотрудникам библиотек, может выступить профессиональный стандарт библиотечной деятельности. В профессиональном стандарте отражаются требования к общекультурным и профессиональным компетенциям специалистов, знаниям, умениям, личностным качествам, опыту и условиям работы.

Лабораторией инновационных образовательных технологий, функционирующей на базе Кемеровского государственного университета культуры и искусств, было проведено исследование, имеющее целью изучение мнения представителей библиотечного сообщества о целесообразности разработки единого регламента профессии. Исследование базировалось на использовании методов анкетирования и неформального интервьюирования.

Всего на предложенную анкету отозвались 126 респондентов - руководителей библиотек различных типов, представители 28 субъектов Российской Федерации.

Статистика ответов указывает на наличие прироста молодых кадров в библиотеках. Только 13% респондентов отметили отсутствие в их библиотеках молодых специалистов. Эта ситуация характерна для регионов, в которых отсутствуют профильные учебные заведения, или руководители библиотек не имеют возможности приглашать молодых специалистов. С сожалением работодатели констатируют тот факт, что трудоустраивающихся в библиотеки после окончания вуза молодых специалистов трудно удержать на рабочем месте. По их мнению, «утечка» молодых кадров обусловлена низкой оплатой труда, отсутствием системы социальных мер поддержки молодых специалистов.

Уровень знаний молодых специалистов работодателями был оценен по-разному. 9,8% опрошенных считают достаточным уровень имеющихся знаний и умений молодых специалистов. 59,1% респондентов посчитали, что выпускникам не хватает практических умений. Выход из сложившейся ситуации работодатели видят в совместной работе с преподавателями вузов и организации производственной практики студентов в их учреждениях. Это позволит привлечь выпускников на работу и подготовить их к будущей профессиональной деятельности.

Отсутствие у выпускников достаточной практической подготовки, на наш взгляд, не является исключительно вузовской проблемой. Причина тому - отсутствие согласованных требований к профессии со стороны рынка труда и вузовского сообщества. Опрошенные

работодатели констатируют недостаток общепрофессиональных знаний и умений выпускников. Это связано с сокращением количества академических часов, отводимых на изучение общепрофессиональных дисциплин, предусмотренных образовательными стандартами. Профессиональные знания выпускников профильных учебных заведений были оценены высоко.

31,1% респондентов указали на отсутствие достаточной теоретической базы у молодых специалистов, что свидетельствует о наличии в библиотеках сотрудников, не имеющих профильного образования.

44,3% респондентов указывают на существование проблем расстановки кадров. Работодатели отмечают, что, во-первых, затруднены подбор и расстановка кадров; во-вторых, происходит уменьшение количества библиотекарей, обладающих коммуникативной компетенцией, общей эрудицией и широким кругозором; в-третьих, загруженность сотрудников библиотек, которым приходится занимать по совместительству более одной должности, отражается на выполнении ими своих профессиональных обязанностей.

42,6 % опрошенных не испытывают проблем при расстановке кадров. 13,1% респондентов на данный вопрос не дали ответа.

Несмотря на наличие кадровых проблем, работодатели отдают предпочтение специалистам, имеющим профильное библиотечное образование - 70,4%. Из них 18,5% не предъявляют требования к уровню образования.

25,9% респондентов рассматривают в качестве кандидатов на вакансии специалиста , имеющих непрофильное высшее образование. 14,8% руководителей отметили, что отдают предпочтение специалистам, имеющим высшее образование независимо от профиля. Свою позицию опрошенные объясняют тем, что значение представляет уровень образования, его качество и знания соискателя должности, а не профиль подготовки. 11,1% опрошенных директоров библиотек ответили, что при подборе персонала учитывают специфику деятельности библиотеки: так, для работы с пользователями, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности, на работу принимают специалистов, имеющих непрофильное образование -тифлопедагог, логопед, дефектолог, психолог.

88% опрошенных работодателей считают магистратуру приемлемой формой повышения компетентности для своих сотрудников. По мнению работодателей, обучение в магистратуре актуально для сотрудников библиотеки, не имеющих профильного библиотечного образования - 8%. Для таких работников магистратура - возможность формирования профессиональных компетенций. 16% респондентов сообщили, что для обучения в магистратуре направят сотрудников, имеющих базовое библиотечное образование, это позволит углубить профессиональные знания и как следствие - повлияет на карьерный рост. 64% респондентов рассматривают магистратуру в качестве формы повышения квалификации для всех сотрудников, независимо от профиля их подготовки. 12% опрошенных перспективы обучения сотрудников в магистратуре не видят.

Ответы на блок вопросов, оценивающих идею разработки профессионального стандарта библиотечной деятельности, показали разную реакцию респондентов.

Положительные отзывы, поддерживающие идею разработки профессионального стандарта, были получены от 85% респондентов. Они выразили свою заинтересованность в данном проекте, посчитав его своевременным и предоставив свои контактные данные для будущего взаимодействия.

15% респондентов выразили неверие в продуктивности идеи профессионального стандарта, не сочтя ее жизненно важным приоритетом сохранения и развития библиотечной отрасли.

78% респондентов выразили готовность участвовать в реализации проекта по подготовке профессионального стандарта библиотечной деятельности. Из них: 26,8% предоставят свою организацию для реализации любых целей; 12,5% сами готовы выступить в качестве экспертов; 14,3% заинтересованы в разработке профессионального стандарта; 30,4% готовы участвовать в разработке документа при условии, что проект не отвлечет сотрудников от их должностных обязанностей.

22% работодателей не пожелали принять участие в разработке профессионального стандарта, обосновав свой отказ: хлопотами и затратами, которые могут возникнуть при реализации проекта (12,5%); отсутствием перспектив для своей организации (10,7%); небольшим количеством сотрудников (10,7% респондентов).

Вопросы возникают относительно вариантов проектирования профессионального стандарта. Опрос работодателей выявил различия в понимании формата документа.

Большинство респондентов (51,8%) отмечают, что необходим единый документ, в котором будут отражены все виды профессиональной деятельности сотрудников библиотек и требования ко всем должностям библиотечных работников. Этот подход был востребован при разработке проекта профессионального стандарта педагогической деятельности, в котором отражены

педагогическая и управленческая деятельность на уровне организаций, функционирующих в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей. Объединение в одном документе требований к работникам библиотек поможет выстроить полную картину профессии. Помимо этого, в документе будут отражены единые требования к должностям, что устранит необходимость их дублирования. Это значительно облегчит работу исследователей.

25,9% респондентов разделяют мнение о необходимости создания системы

профессиональных стандартов по основным должностям библиотечных работников (библиотекарь, библиограф, методист и др.). Возможность такого подхода обусловлена

дифференциацией профессиональных компетенций сотрудников и их должностных обязанностей. Известна практика подготовки системы профессиональных стандартов по должностям. Так, например, в 2007 г. были введены в действие профессиональные стандарты в области

информационных технологий для 9 должностей (администратор баз данных, системный аналитик, специалист по информационным ресурсам, программист и др.).

Четверть респондентов придерживается мнения, что необходима подготовка профессиональных стандартов для основных типов библиотек (25,9%). К сожалению, практика подготовки профессиональных стандартов в зависимости от типа организации нам не известна. Возможность подобного подхода обусловлена спецификой библиотек различных типов: в научной библиотеке требования к кадровому составу отличаются от требований, предъявляемых в муниципальных библиотеках, активно реализующих досуговую и образовательную функции; в специальных библиотеках приоритет отдается личным качествам сотрудников, обслуживающих людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Профессиональный стандарт библиотечной деятельности большинством работодателей рассматривается как перспектива развития кадрового потенциала своей организации. Многие из руководителей библиотечных учреждений понимают, что благодаря профессиональному стандарту появится возможность совершенствовать должностную структуру библиотеки; планировать кадровый резерв; объективно оценивать кандидатов при трудоустройстве; вести мониторинг кадрового потенциала; проводить аттестацию персонала.

________________________________

• • •-------#• • »># >•»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.