Научная статья на тему 'ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА'

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
773
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Киреева Ю.А., Ешин С.В.

Для современного туризма характерны следующие тренды: большинство туристов предпочитают индивидуальные поездки или поездки небольшими компаниями, решения по бронированию необходимых услуг принимают незадолго до выбранной даты, особой популярностью пользуются так называемые «медленные путешествия», при выборе средств размещения туристы отдают предпочтение те, которые могут обеспечить быстрый и стабильный доступ в интернет. В современных условиях развития туризма актуальность разработки новых туристских маршрутов, формирования новых турпродуктов, развитие новых видов туризма и форм обслуживания в регионах особенно очевидна. В современном мире высоких технологий и большой скорости движения времени этнографические центры являются местом истинного мира и взаимопонимания. Популяризация данного туристского продукта напрямую зависит от знания данной темы и глубокой интеграции этнографических центров в туристскую инфраструктуру России. Авторами рассмотрены термины «этнографический туризм», «этнографический центр». В статье представлены примеры наиболее интересных этнографических центров, расположенных на территории РФ. Приведенные авторами примеры являются иллюстрацией того, что этнографический центр способен стать точкой притяжения туристов в регионе, сформировать положительный имидж туристкой дестинации, послужить основой для формирования инновационного туристского продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА»

УДК 338.48

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА

Киреева Ю.А.

Канд. пед. наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация kireeva.ya@mail.ru Ешин С.В.

Магистрант Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

e.sergo80@mail.ru

Аннотация. Для современного туризма характерны следующие тренды: большинство туристов предпочитают индивидуальные поездки или поездки небольшими компаниями, решения по бронированию необходимых услуг принимают незадолго до выбранной даты, особой популярностью пользуются так называемые «медленные путешествия», при выборе средств размещения туристы отдают предпочтение те, которые могут обеспечить быстрый и стабильный доступ в интернет. В современных условиях развития туризма актуальность разработки новых туристских маршрутов, формирования новых турпродуктов, развитие новых видов туризма и форм обслуживания в регионах особенно очевидна. В современном мире высоких технологий и большой скорости движения времени этнографические центры являются местом истинного мира и взаимопонимания. Популяризация данного туристского продукта напрямую зависит от знания данной темы и глубокой интеграции этнографических центров в туристскую инфраструктуру России. Авторами рассмотрены термины «этнографический туризм», «этнографический центр». В статье представлены примеры наиболее интересных этнографических центров, расположенных на территории РФ. Приведенные авторами примеры являются иллюстрацией того, что этнографический центр способен стать точкой притяжения туристов в регионе, сформировать положительный имидж туристкой дестинации, послужить основой для формирования инновационного туристского продукта.

Ключевые слова: туризм, внутренний туризм, этнографический туризм, этнографический центр

Мир в наше время представляет собой стремительное общество. Люди с интересом изучают собственные корни, открывают для себя традиции других национальностей. В этом аспекте все большую актуальность и популярность приобретает этнографический туризм.

Этнографический туризм привлекателен и интересен потребителю во всем мире. Он помогает удовлетворить несколько важных духовных потребностей человека [1]. Знакомство с традициями, культурными ценностями, характером проживания делают

этнографический туризм популярным в наше время среди туристов самого разного социального статуса, возраста и финансовых возможностях.

молодёжи, так и среди людей старшего поколения.

Специалисты сферы туризма и не только туризма, трактуют понятие «этнографический туризм» следующим образом:

• одна из разновидностей культурно-познавательного туризма, связанная с посещением объектов традиционных культур, национальных деревень, а также с целью знакомства с этническими культурами и промыслами (Аванесова Г.А., Воронкова Л.П.);

• подвид культурного туризма, направленный на знакомство с отдельными нациями и народами и их изучение в целях культурного и языкового обмена (Биржаков М.Б.);

• сегмент туриндустрии, в котором участвует коренное население, чья этническая особенность и является основной туристской достопримечательностью (Моралева Н.В., Ледовских Е.Ю.);

• одно из направлений культурно-познавательного туризма, которое подразумевает погружение туриста в среду коренного населения, знакомство с местной национальной культурой (Сундуев Ч.Б., Хышиктуева Л.В.);

• знакомство с традиционным бытом местного населения (Кабушкин Н.И.).

Таким образом, этнографический туризм - это один из видов культурно-познавательного туризма, в основе которого лежит знакомство с культурой народов мира и местного населения путем посещения центров традиционных культур и вовлечения туристов в активную деятельность. Необходимо отметить, что ряд авторов кроме термина «этнографический туризм» используют термин «этнический туризм» [2].

Ученые констатируют, что в нашем обществе остро ощущается нехватка живого человеческого общения. Стремительный бег времени, постоянный стресс. Поэтому все больший интерес среди туристов вызывают проживание народов в определённой географической местности, определенная народность, населения с особой верой, например, старообрядцы, и многое другое. Потребности в знаниях и новых ощущениях позволяют удовлетворить этнографические центры, способствуют увеличению туристского потока в регионе или страны в целом [6].

Этнографический центр является одним из типов туристского центра - местность, привлекающая туристов наличием специфических рекреационных ресурсов, географическим положением, удобным транспортным сообщением.

Этнографический центр преподносит путешественнику бесценный бар -возможность окунуться в размеренный мир удаленной народности, вернуться к истокам, осознать важность простых вещей. Этнографический центр не просто собрание лаптей,

корзинок, одежды, домашней утвари и построек. Центр предлагает «открыть» свою национальность заново либо посмотреть на жизнь людей другой национальности в быту.

Согласно определению Международного Совета ЮНЕСКО, культурно-этнографический центр - коллекция зданий, открытая для всеобщего обозрения, состоящая из образцов доиндустриальной эпохи, всегда оборудованная мебелью и утварью соответствующего периода, открытой площадкой для выступления художественных народных коллективов, рестораном, где можно получить народные кушанья и т.д.

Этнографические центры уникальны, каждый из них обладает своим неповторимым характером, что позволяет туристам посещать каждый из них с чувством новизны и оригинального опыта. Данный вид путешествия может привлечь туриста повторно в край, либо дополнить эмоциями первое путешествие, поможет разнообразить обыденный просмотр культурно-исторических объектов местности. В этнографических центрах туристы имеют возможность увидеть объект изучения или его часть, поучаствовать в местном ритуале или празднике, попробовать традиционные блюда, примерить национальный костюм, побывать в роли невесты или жениха на свадьбе, пострелять из лука, поймать оленя, сплести корзинку и поучаствовать во множестве других видах деятельности народа. Туристы могут жить в национальном строении и пользоваться предметами обихода. Они смогут полноценно почувствовать себя «своим» в другой национальности [4].

Этнографические центры в России и этнографический туризм находится на самом первом этапе - становления. У турфирм и у этнических центров есть огромный потенциал к развитию, как в плане количества, так и в плане разнообразия этногеографических объектов и мероприятий. На данный момент в стране работает 49 этнографических центров в 36 регионах по всей стране [8]. В России проживает 190 народов, в которые в свою очередь входят коренные малые народы. Важно, что русские на севере и на юге страны имеют разные традиции и обычаи. Потенциал развития этнографических центров в этом разрезе очевиден.

В регионе можно привлечь местное население к познаванию собственной культуры если создать этнографический центр. Это может быть целый кластер, привлекательный для туристов из других регионов.

Этнографические центры используют современные средства и методы продвижения туристского продукта и увеличивают туристский поток в регион. В 2019 году из 780 тыс. туристов, что посетили Карелию, приехали посмотреть этнографический музей

заповедник в Кижах - 21%, что говорит о большой привлекательности данных проектов для туристов.

Этнографический центр является конкурентом классического музея, за счет своей интерактивности, однако он привлекает путешественников, которые категорически не любят ходить в музеи. Таким образом, центры восполняют пробел, вызванный предпочтениями туристов, увеличивая туристский поток региона.

Этнографические центры разнообразны. Часть из них обладают большой площадью и богатой природой вокруг, другие - находятся на ограниченном пространстве в связи с географическим положением, например, в горах [8].

Этнографические центры бывают мульти национальные либо моно. Бывают исторические, развлекательные и организованные на базе музея. Встречаются центры, где туристы находятся только в роли зрителя, в других же они полноценные участники интерактивной жизни центра.

Важно оговорить такие события этнографической культуры, как реконструкции исторических событий. Например, реконструкция Бородинского сражения, происходит регулярно с большим числом участником и зрителей. Данные события случаются только раз в год, но также имеют просветительское начало и привлекают туристов, как местных жителей, так и международных гостей.

Самый первый этнографический центр в нашей стране - ВДНХ. Выставка достижений народного хозяйства, знакомила со всеми национальностями СССР, предавала атмосферу, знакомила с бытом, особенностями и традициями. Исторически данный объект претерпевал множество изменений вплоть до упадка, но данный объект внес огромный вклад в историю страны и туризм в СССР.

Чаще всего этнографические центры возникают в регионах, для привлечения туристов, так как они не обладают достаточным количеством интересных исторических объектов. Этнографический парк «Этномир» находится в Калужской области между Можайском, Наро-Фоминском и Обнинском. Сложно представить туриста, который бы поехал сюда ради новых впечатлений до открытия парка. Сейчас данное место является пунктом притяжением, для многих туристов. Парк пользуется популярностью у школьников и их родителей, молодежи. Также парк пользуется популярностью у корпоративных клиентов, сюда приезжают компании в полном составе на выходные, чтобы провести командный тренинг на природе, полноценно отдохнуть с коллегами и насладится неповторимым духом парка [9].

Площадь парка 140 га. Парк мульти национальный, включает многочисленные постройки, рестораны с национальной кухней, представляет множество ремесел и

традиции многих стран. Парк является кластером в своем роде. На его территории находятся гостиницы, рестораны и даже есть СПА.

На территории парка действуют ремесленные мастерские, анимационные программы, сувенирные лавки и музеи каждый день. Регулярно проходят тематические фестивали, включая традиционную Масленицу и Новый год [3]. В парке много животных, что привлекает маленьких туристов в парк. «Этномир» не только этнографический парк это и большой парк развлечений. Посещение парка одним днем обычно продолжается возвращением с проживанием на несколько дней или неделю, так как находиться в нем очень интересно, а посмотреть все за один день практически невозможно. Парк «Этномир» реальный пример привлечения туристов в местность, которая не являлась привлекательной для посещения туристами до момента создания парка.

Другой принцип возникновения этнографического центра отражает пример в городе Сочи - культурно-этнографический центр «Моя Россия». Открытие состоялось 5 февраля 2014 года, за два дня до открытия в городе зимних Олимпийских Игр 2014. На территории в 3,3 га расположились 11 тематических павильонов с разной архитектурой регионов России: Кавказ, Суздаль, Центральная Россия, Москва, Краснодарский Край, Санкт-Петербург Русский Север, Казань, Урал, Сибирь и Бурятия. Каждое здание создано с учетом культурных, исторических и архитектурных особенностей региона. Комплекс протянулся на 950 метров вдоль живописной реки Мзымта. В центре есть 4 этнографических отеля, рестораны и кафе национальной кухни. Иконописная мастерская и ремесленные мастеровые в формате мастер-классов и мастер-шоу работают в двух концах этнопарка. Интерактивные развлечения в парке есть каждый день и на любой вкус

[7].

Центр строили для популяризации национальных традиции и ценностей России среди международных спортивных туристов, а теперь парк пользуется большой популярностью у российских туристов. В отличии от парка «Этномир», парк в Сочи не привлекает туристов в город сам по себе, однако он успешно встроился в туристскую инфраструктуру города и является популярным объектом посещения всех туристов в Сочи.

Часть уникальных этнографических центров находится очень далеко от потенциального потребителя турпродукта. На Камчатке объекты располагаются на достаточном расстоянии друг от друга, для их посещения необходимо организовывать специальные этнографические туры, иначе услугами данных центров очень сложно воспользоваться туристам. Туристские компании предлагают программы с посещением местных деревень коренных жителей Камчатки, комплекс «Кайныран», деревня Пимчах,

стойбище «Мэнэдек», Палана, стойбище «Чау-Чив», этнографическая площадка «В гостях у Кутха», питомник ездовых собак «Сибирский клык», этническая деревня Танынаут, этнографический центр-музей «Тигильский острог» [8].

Федеральное агентство по туризму провело социологическое исследование, которое показало, что этногеографические маршруты с посещением нескольких этнографических центров очень популярны.

В условиях пандемии туристские поездки в некоторых регионах страны приостановились. Для поддержания интереса туристов к этногеографическим центрам и для популяризации этих объектов среди населения России, этнографические центры проводили онлайн трансляции, лекции и другие мероприятия в сети интернет. Это позволило привлечь туристов после снятия ограничений в этнографические центры и парки.

Корме того появляются специальные интернет-ресурсы, которые аккумулируют информацию по всем этнографическим центрам в России. Это способствует продвижению данного вида туризма, что должно благотворно сказаться на потоки туристов в центры [8].

Положительное влияние развития этнографического туризма в регионах характеризуется:

• формированием новых тенденций в сфере регионального туризма;

• сохранением ценных и неповторимых природных и культурных достояний, архитектурных ансамблей, типичных для конкретной местности;

• демонстрацией пространственно-организационных и планировочных особенностей этноса;

• демонстрацией промысловых, хозяйственных, культовых, бытовых особенностей этноса;

• увеличением туристского потока путем организации национальных народных мероприятий;

• повышение конкурентоспособности туристкой дестинации путем развития этнокультурной деятельности;

• сохранением исторического и культурного достояния этноса, предоставление возможности населения к культурным традициям и фигурирования в культурной сфере, осуществление творческих возможностей народа;

• актуализацией и рациональным использованием культурного достоинства местности;

• улучшением условий жизнедеятельности через внедрение механизмов гостевого туризма;

• повышением доступности и качества услуг в отношении внутреннего и международного рынков;

• формированием благоприятной атмосферы устойчивого становления индустрии туризма и культуры;

• формированием в обществе бережного отношения к окружающей среде, традициям и культуре народов;

• повышением в обществе привлекательности отдыха в сельской местности.

В связи с ограничениями выезда за границу в 2020 году, массовый туризм переориентировался на путешествия внутри страны, что является большим плюсом для туристских объектов в России за счет отсутствия конкуренции с иностранными курортами.

Этнографические центры помогают сохранить культурное, социальное и экологическое разнообразие [5]. Центры финансово поддерживают музеи, театры и иные объекты культуры в совместных проектах. Центры укрепляют чувство идентичности и дальнейшего сохранения культуры региона. Этнографические центры возрождают национальные традиции, местные способы изготовления традиционных предметов быта и ремёсел. Этнографические центры налаживают культурные связи с представителями иных культур.

Этнографические объекты полноправные участники туристского бизнеса, которые используются в составе туристских услуг и удовлетворении потребности в этнографическом туризме.

Литература

1. Александренков Э.Г. Теория в российской этнографии, что это такое? Этнографическое обозрение, 2009 - №3. - С. 37-39.

2. Барлукова, А.В. Методический подход к формированию структуры системы управления этническим туризмом / А.В. Барлукова // Известия Иркутской государственной академии, 2010. № 6. С. 31-33.

3. Киреева, Ю.А. Событийный туризм как драйвер развития туристского рынка в регионах России / Ю.А. Киреева, И.В. Охотников, И.В. Сибирко // Московский экономический журнал. - 2020. - № 9. - С. 61. - Б01 10.24411/2413-046Х-2020-10657.

4. Киреева, Ю.А. Роль этнодеревень в развитии тризма в регионах РФ / Ю. А. Киреева, Д.С. Табачная // Менеджмент и маркетинг в массовом спорте и туризме : Материалы Всероссийской конференции с международным участием научно-практической, Волгоград, 28-29 марта 2018 года. - Волгоград: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Волгоградская государственная академия физической культуры", 2018. - С. 234-238.

5. Ковынева, Л.В. Этнографический туризм в России: опыт, проблемы и перспективы / Л.В. Ковынева // Инновационные технологии по транспорту и

промышленности: материалы международной научно-практической конференции -Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. - С.67-69.

6. Сундуев Ч.Б. Этнотуризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма / Ч.Б. Сундуев, Л.В. Хышиктуева // Вестник Бурятского государственного университета, 2009. - № 4. - С. 53-56.

7. Этнографический парк «Моя Россия» (электронный ресурс). Режим доступа - https://myruss.su/ (дата обращения: 26.03.2021).

8. Этнопарки России [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.этнопаркироссии.рф (дата обращения: 26.03.2021)

9. Этнографический парк-музей Этномир [Электронный ресурс]. Режим доступа https://ethnomir.ru/ (дата обращения 26.03.2021 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.