Научная статья на тему 'Этно-отели - новый тренд в развитии этнографического туризма'

Этно-отели - новый тренд в развитии этнографического туризма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1666
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНО-ОТЕЛЬ / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ТУРИЗМ / ЭТНОТУРИЗМ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / СЕРВИС / РАЗМЕЩЕНИЕ ТУРИСТОВ / ETHNOHOTEL / HOTEL BUSINESS / TOURISM / ETHNO-TOURISM / ETHNOGRAPHIC TOURISM / SERVICE / ACCOMMODATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Руденко Л.Г.

Дано определение этно-отеля, представлен опыт развития этно-отелей в отдельных туристско-рекреационных кластерах России, выявлены проблемы и определены перспективы и потенциал развития этно-отелей как нового тренда в развитии этнографического туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-hotels as a new trend in development of ethnographic tourism

The article defines an ethnohotel and presents knowledge about development of ethnohotels in some tourism and recreational clusters of Russia. The investigation identifies problems and prospects for development of ethno-hotels as a new trend in ethnographic tourism

Текст научной работы на тему «Этно-отели - новый тренд в развитии этнографического туризма»

УДК 338.48-6

Л.Г. РУДЕНКО

ЭТНО-ОТЕЛИ - НОВЫЙ ТРЕНД В РАЗВИТИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Дано определение этно-отеля, представлен опыт развития этно-отелей в отдельных туристско-рекреационных кластерах России, выявлены проблемы и определены перспективы и потенциал развития этно-отелей как нового тренда в развитии этнографического туризма.

Ключевые слова: этно-отель, гостиничный бизнес, туризм, этнотуризм, этнографический туризм, сервис, размещение туристов.

The article defines an ethnohotel and presents knowledge about development of ethnohotels in some tourism and recreational clusters of Russia. The investigation identifies problems and prospects for development of ethno-hotels as a new trend in ethnographic tourism.

Keywords: ethnohotel, hotel business, tourism, ethnotourism, ethnographic tourism, service, accommodation.

Новое I тысячелетние ознаменовалось новым витком развития международного туризма, появлением инновационных тенденций в туриндустрии. Если ранее главной целью туризма являлось познание новых стран и расширение кругозора, то сейчас эта отрасль проникает во все сферы общественной, культурной, религиозной жизни, и приоритеты сдвигаются в сторону получения иных ощущений. В турин-дустрии активно продвигается новое направление в культурно-познавательном туризме - этнотуризм (этнографический туризм), который способен удовлетворять целый ряд духовных потребностей общества. В настоящее время у многих исследователей возник значительный интерес к культуре народов, заселявших регионы. Развитие этнографического туризма - это один из способов возрождения этнокультурного наследия. Россия обладает безграничными возможностями по развитию

© Руденко Л.Г., 2018

этнотуризма благодаря многообразию культур, народностей, населяющих территории. Развитие этнотуризма позволит формировать уважение к культуре другого народа, сплочению наций, укреплению позиций единого и неделимого Российского государства. Эт-нотуризм служит основой для укрепления этнокультурных традиций народов, языка, искусства и литературы. Он способствует возрождению памятников культуры, развитию транспортных сообщений и связи между территориями, развивает межрелигиозное и межнациональное общение, способствует обогащению социального мира.

Залогом успешного развития этнот-нотуризма является развитая и доступная туристская инфраструктура, представляющая собой систему организаций, учреждений, деятельность которых ориентирована на удовлетворение потребностей человека, участвующих в оздоровлении или отдыхе, включающая дорожно-транспортную систему, связь, объекты размещения туристов,

обеспечивающих условия стабильного функционирования туризма. Важным элементом инфраструктуры являются объекты размещения, самый распространенный из которых - гостиницы. Во многом туристские потоки непосредственно находятся в зависимости от качества предоставления услуг в местах размещения, от профессионализма обслуживающего персонала, а также материально-технической базы и предложенного сервиса. С развитием этнографического тризма формируется новый тип отелей - этно-отели.

Под этническим отелем, для целей данной статьи, целесообразно понимать особый вид отелей, ориентированных на определенную культуру, историю нации,религию и обычаи, традиции народа, его предпочтения и особенности, определенный уклад жизни. Создание таких отелей стало необычным, но уже достаточно популярным. Это не просто комфортная атмосфера, красота интерьера и особое убранство, но и возможность окунуться в целую эпоху отдельной нации, почувствовать, как жили те или иные народы, окружить себя стилем и вкусом отдельного этноса.

Для привлечения туристов в регионы России создаются этнопарки, представляющие собой музеи под открытым небом, созданные с использованием макетов или их копий в натуральную величину, ориентированные на отдых и развлечение. Примерами эт-нопарков служат этнокультурный до-суговый комплекс «Русская деревня» и «Усадьба Богослова» в Ленинградской области, этнокультурный комплекс северных народов «Хаски Лэнд» в Московской области, «Вишера-порт» в Пермском крае, «Этномир» в Калужской области, «Изумрудная долина»

в Приморском крае, культурно-этнографический комплекс «Моя Россия» в г. Сочи [2].

В 2007 г. основан самый большой этнографический парк-музей России «Этномир» (Калужская область). На территории парка площадью 140 га представлены национальные архитектура, быт, кухня, ремесла и традиции нескольких государств [8]. Каждая страна размещается в этнодворе, представляющем собой своеобразный «культурный заповедник». Гостям предлагается размещение в этнических постройках, услуги ремесленных мастерских, музеев, ресторанов традиционной кухни разных народов, сувенирных лавок. В парке-музее предлагается примерить национальные костюмы, сделать своими руками полезные вещицы, освоить редкие ремесла, купить сувениры, попробовать блюда национальной кухни разных стран, посетить парк аттракционов и др. К услугам туристов предлагается одиннадцать уникальных этнических отелей: гостиничный комплекс «Подворье», гостиницы «Сибирия», «Юго-Восточная Азия», «Восточная Азия», этно-отели «Беларусь», «Украина», «Индия», «Караван-сарай», «Непал», апарт-отель «Гималайский дом». Краткое описание отелей представлено в таблице.

Свою известность снискал парк-отель «Юхновград», который также находится в Калужской области в окружении национального парка Угра, рядом с городом Юхнов. Туристам предлагается размещение в больших деревянных домах, декорированных в русском стиле, окрашенных в яркие жизнерадостные цвета.

Проведенные в г. Сочи зимние Олимпийские игры 2014 г., безусловно, активизировали отдых на Север-

Характеристика этноподворий в парке-музее России «Этномир»

№ Название отеля Краткое описание Цена на двоих

1 Этномир, гостиничный комплекс «Подворье» Вековые традиции русского деревянного зодчества. Уют деревенского дома и комфорт современной гостиницы. Бревенчатые стены, натуральные ткани От 3 500 руб. Питание ВВ

2 Этномир, гостиница «Сибирия» Колорит хакасской юрты. Гостям предлагается провести отдых без углов От 5 000 руб. Питание ВВ

3 Этномир, этно-отель «Беларусь» Белорусский хутор. Во всех номерах представлен аутентичный интерьер, натуральные материалы От 4 500 руб. Питание ВВ

4 Этномир, этно-отель «Украина» Деревянные беленые хаты с соломенной крышей, построенные в этническом стиле От 4 500 руб. Питание ВВ

5 Этномир, апарт-отель «Гималайский дом» Соответствует традиции жилищ, построенных у подножия Тибета От 6 500 руб. Питание ВВ

6 Этномир, этно-отель «Индия» Мебель, выполненная руками индийских мастеров. Интерьер дополнен элементами, воссоздающими колорит далекой Индии От 4 500 руб. Питание ВВ

7 Этномир, СПА-отель «Шри-Ланка» Помещения выполнены в стиле цейлонского колорита: пестрые панно, деревянные статуэтки, резные арки От 5 000 руб. Питание ВВ

8 Этномир, гостиница «Юго-Восточная Азия» Выполнен в стиле архитектуры Вьетнама и Лаоса. Это не только отель, но и музей народов солнечного региона. Интерьер напоминает тропические острова Индонезии и Филиппин. Это экзотический этно-отель От 4 500 руб. Питание ВВ

9 Этномир, гостиница «Восточная Азия» Просторные минималистические номера. Уют и комфорт Восточной Азии От 4 000 руб. Питание ВВ

10 Этномир, этно-отель «Караван-сарай» В архитектуре соблюдены традиции среднеазиатских караван-сараев. Вход в отель напоминает архитектуру Самарканда и Хивы От 3 000 руб. Питание ВВ

11 Этномир, этно-отель «Непал» Экзотический оазис спокойствия От 3 000 руб. Питание ВВ

ном Кавказе [7]. Благодаря созданной инфраструктуре появилась возможность привлекать в Сочи новый поток туристов и развивать этнический туризм. В Красной Поляне в 2014 г. создан культурно-этнографический центр «Моя Россия», представляющий собой архитектурный ансамбль, возведенный с учетом многовековых традиций домостроения различных народов. Центр находится в ущелье Кавказских

гор Красной Поляны, на берегу бурной горной реки Мзымта. Комплекс «Моя Россия» окружен красивейшей природой Сочинского национального парка: каньонами, водопадам, горными реками и ручьями, богатой растительностью реликтовых лесов. На территории парка располагаются 11 тематических павильонов. Они демонстрируют архитектуру сразу нескольких территорий России: Кавказа, Суздаля, Цен-

тральной России, Санкт-Петербурга, Москвы, Краснодарского края, Русского Севера, Сибири, Казани, Бурятии и Урала. При комплексе работают четыре этнографических отеля и ресторана с национальной кухней: «Русский Север», «Кавказ», «Санкт-Петербург», «Сибирь» [4].

В Ижевске функционирует этно-комплекс «Бобровая долина», в котором воссоздана атмосфера старинного удмуртского мира в окружении традиционных интерьеров, наполненных элементами национального фольклора. В этно-отеле туристам предлагаются следующие типы номеров: «Кыз корка», «Палэзьпу корка», «Шыр-чик», «Мый корка». На территории комплекса находятся бани «Сьод нянь» и «Чорыг».

Особое внимание должно быть уделено возможностям Крыма не только в части развития санаторно-курортного лечения, но и культурно-познавательного, спортивного, военно-патриотического, эко- и этнотуризма. Территория Крыма имеет уникальную природу, там размещено большое количество исторических памятников и военно-мемориальных объектов, реконструируется транспортная сеть, что дает возможность привлекать в регион потенциальных туристов. Туристская отрасль занимает ведущее положение в экономике Крыма, и полуостров имеет все перспективы для привлечения туристов с разным потребительским спросом. Рост ежегодного числа российских туристов, посещающих полуостров, вырос с 1 млн в 2013 г. до 5,6 млн в 2016 г.

На территории Крыма, в Евпатории, действует этно-отель «Джеваль». Его название означает путешественник, странник. Отель объединил лучшие

многовековые традиции и самые высокие стандарты обслуживания, воплотив в себе уникальный этнический восточный сказочный флер. На территории культурно-этнографического центра у моря находится музей крепостных ворот с уникальным макетом древнего города Кезлёва, а также кофейни и этноресторан.

В число туристско-рекреационных особых экономических зон входит Республика Алтай, которая позиционирует себя как «Сибирская Швейцария», где согласно легенде находится мистическая страна Шамбала [7]. Республика обладает множеством уникальных и непохожих друг на друга природно-климатических комплексов, в ней находится самое теплое и самое холодное место в Западной Сибири. В горах Алтая построен комфортабельный этно-отель «Деревня Берен-деевка». Название его происходит от местных жителей берендеев. Природа Алтая уникальна сама по себе, она дает массу энергии, вдохновения и открытий. Туристам предлагаются избы и терема, у каждого из которых собственное название и легенда. Каждый уголок деревни сделан по-особенному и имеет свою историю и тайну.

Иркутская область также включена в число туристско-рекреационных особых экономических зон. В г. Иркутске построен этно-отель International Hotel SAYEN 4*, который работает по международным стандартам гостиничного обслуживания. Это современный и высокотехнологичный комплекс, включающий в себя отель, рестораны (ресторан японской кухни Киото и европейской кухни Стрижи), комнату переговоров и SPA-салон.

В Республике Бурятия есть огромный потенциал для развития туризма.

Она также включена в Федеральную целевую программу по развитию экономических зон туристско-рекреаци-онного типа. В республике активно развиваются этно-отели «Мэргэн Батор» (г. Улан-Удэ), «Байкальская ривьера» (с. Гремячинск), лодж-отель «Байкальская резиденция» (г. Северобайкальск).

«Байкальская ривьера» и лодж-отель «Байкальская резиденция» расположены на берегу живописного и самого глубокого в мире озера «Байкал». В лодж-отеле «Байкальская резиденция» туристы размещаются в резиденции «Таежная усадьба» и «Доме охотника». В комфортабельных номерах сочетается купеческий шарм и таежный комфорт. Гостиничный комплекс « Байкальская ривьера» расположен в живописном лесном массиве поселка Гремячинск на берегу знаменитого озера. На территории комплекса имеется вся необходимая инфраструктура для комфортного и активного отдыха. Отель «Байкальская ривьера» входит в коллекцию отелей «Путник», принадлежащих крупной международной инвестиционной промышленной группе с российским капиталом - компании «Метрополь». В коллекцию отелей «Путник» также входит пятизвездочный этно-отель «Мэргэн Батор». Это современный бизнес-отель в центре Улан-Удэ с европейским комфортом в лучших сибирских традициях. Ресторан национальной кухни «Мэр-гэн» предлагает национальные блюда Бурятии.

Отель «Мэргэн Батор» был признан лучшим этно-отелем 2017 г. В 2014 г. он победил в номинации «Лучший этно-отель» Russian Hospitality Awards. В 2015 г. в этой номинации победил отель «Джаваль», в 2016 г. - International Hotel Sayen 4*.

Russian Hospitality Awards в номинации «Лучший этно-отель» оценивает отели, концепция которых ориентирована на этнические принципы одного народа, имеет ярко выраженную аутентичность и символику. Основными рекомендуемыми критериями для оценки являются: соответствие названия, дизайна интерьера отеля этническим принципам, специальная униформа персонала, специальное меню в соответствии с гастрономическими традициями этноса, наличие этнических развлечений для гостей и др. [5].

Появляются этно-отели необычной формы, так, в 2106 г. на Камчатке и в 2018 г. в г. Сочи были созданы иглу-отели, построенные из снега и льда. Благодаря сферической форме строений внутри создается уникальная атмосфера. Гостиница состоит из нескольких эскимосских домов-иглу диаметром до 6 м. Стены имеют толщину 2 м и абсолютно звуконепроницаемы, поддерживают температуру около ноля градусов. Для сна оборудованы специальные спальные системы - на деревянных основаниях положен накрытый натуральными шкурами мягкий матрас. Спальники изготовлены по специальному проекту компанией RedFox и рассчитаны на температуру -25°С, они позволяют комфортно спать даже в тонком термобелье. Стены и потолок отеля украшены барельефом с изображением мифических героев легенд и эпосов севера, в комнате есть снежный камин с электрическими свечами.

Несмотря на инновационных дух возведения этно-отелей, есть ряд проблем, препятствующих их продвижению и развитию:

• недостаток инвестиций и отсутствие доступных инвесторам дол-

госрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты в приемлемые сроки;

• слабо развитая, а в ряде районов отсутствующая инженерная инфраструктура, в том числе электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, что само по себе является препятствием в привлечении инвестиций для строительства этно-отелей;

• низкий уровень развития туристской инфраструктуры, зачастую наиболее интересные в этнографическом отношении народы живут в самых отдаленных районах страны, где нет соответствующей дорожно-транспортной инфраструктуры, недостаточно объектов культуры, досуга, питания;

• недостаток информации о туристских возможностях регионов, об описании самих этно-отелей, отсутствует информация на иностранном языке об отеле;

• ограниченное количество мероприятий, направленных на продвижение этно-отелей как на территории Российской Федерации, так и в целом на мировом рынке;

• невысокое качество обслуживания вследствие недостатка профессиональных кадров [1];

• противоречия в законодательстве также препятствуют развитию гостиничного бизнеса;

• низкая пропускная способность отдельных объектов туристской ренты;

• утрата части национальных традиций и смешение культур;

• часть местного населения, особенно местной интеллигенции, порой проявляет негативное отношение к самой идее развития этнографического туризма и к постройке этно-

отелей, видя в этом угрозу потери национальной самоидентичности, самобытности и даже осквернения национальной культуры и души народа и др. [6].

В утвержденной Правительством Российской Федерации концепции ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» предусмотрено решение ряда указанных проблем путем финансирования мероприятий: «комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров по приоритетным видам туризма, развитие отраслевой системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма, формирующих кадровый потенциал для комплексного решения проблем качества туристских услуг, продвижение туристского продукта Российской Федерации и повышение информированности о нем на мировом и внутреннем туристских рынках, стимулирование предпринимательских и общественных инициатив через механизм субсидирования и грантовой поддержки, создание, внедрение и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры управления туристской отрасли» [3].

Целесообразно отметить, что Россия имеет существенные перспективы и хороший потенциал развития системы этно-отелей:

• наличие большого количества уникальных ресурсов: природных, культурных, исторических, многонациональных. В регионах проживают коренные малочисленные народы, что позволит привлечь туристов для знакомства с этносом, в этом плане Россия имеет значительный потенциал для развития

гостиничного бизнеса, в том числе и этнографических отелей [6]; удовлетворительная динамика создания новых туристских программ и маршрутов, привлекающих туристов в этно-отели; развитие уже существующих объектов туристской ренты, связанных с культурой малочисленных народов;

применение инновационных технологий в обслуживании туристов (например, в «Этномире» запланирована работа инновационных школ с передовыми методами образования, а сам «Этномир» станет флагманом в формировании и развитии сильной и цельной личности, гражданина России и мира); использование зарубежного опыта, международных стандартов обслуживания и опыта соседних регионов;

создание соответствующей туристской инфраструктуры, реконструкция разрушенных уникальных объектов для привлечения туристов в этно-отели;

разработка новых проектов и выделение финансирования из бюджета, поиск новых инструментов финансирования с применением механизма государственно-частного партнерства и др.; развитие системы этно-отелей позволит сохранить природное, социальное и культурное многообразие, привлечь в страну иностранных туристов за счет комфортабельных этно-отелей, возрождения традиций как восстановления, так и создания памятников культуры православия, ислама, иудаизма, буддизма и других религий.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Зайцева Н.А. Управление персоналом в гостиницах: учеб. пособие. М.: Форум-Инфа-М, 2018. 416 с.

2. Кондрашова Е.В., Пинюгина В.А. О месте этнографических усадеб, деревень и парков в развитии этнографического туризма// Таврический научный обозреватель. 2017. № 8 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-meste-etnograficheskih-usadeb-dereven-i-parkov-v-razvitii-etnograficheskogo-turizma (дата обращения: 21.08.2018).

3. Концепция Федеральной целевой программы № 872-р «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5мая 2018 г. URL: https://www.russiatourism.ru/content/2/ section/26/detail/27/ (дата обращения: 23.08.2018).

4. Культурно-этнографический центр «Моя Россия». URL: http://mrsochi.ru/about/moya-rossiya/ (дата обращения: 19.08.2018).

5. Лучшие этно-отели страны поборются за Russian Hospitality Awards. URL: http://www. press-release.ru/branches/uslugi/82dd0b23a615a/?print=yes (дата обращения: 29.08.2018).

6. Полухина А.Н. Развитие регионального туризма: этнотуристические кластеры Волго-Камья//Российское предпринимательство. 2013. Т. 14, № 23. С. 112-119.

7. Трофимов Е.Н. Развитие этнографического туризма в России//Вестник РМАТ. 2013. № 4 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-etnograficheskogo-turizma-v-rossii (дата обращения: 21.08.2018).

8. Этнографический парк-музей ЭТНОМИР. URL: https://ethnomir.ru/o-parke/ (дата обращения: 19.08.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.