ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ / ЕСОШМХСБ
УДК: 796.5 (571.54) 1БЬ: Ь83, Z32, 210
О МЕСТЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ УСАДЕБ, ДЕРЕВЕНЬ И ПАРКОВ В РАЗВИТИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
Е. В. Кондрашова, В. А. Пинюгина1
Статья посвящена раскрытию понятий «этнографическая усадьба», «этнографическая деревня», «этнографический парк». В материале отмечен самобытный культурный ландшафт Бурятии, являющийся ценным туристским ресурсом для развития этнографического туризма и формирования привлекательного регионального туристского продукта. Показано место этнографических проектов в развитии этнографического туризма Бурятии, оцениваются существующие туристские ресурсы для развития новой специализации этнографического туризма в Бурятии.
Ключевые слова: этнографическая усадьба, этнографическая деревня, этнографический парк, развитие туризма, забайкальское казачество.
Познавательный (культурный, культурно-познавательный туризм) является одним из самых массовых видов туризма, охватывает широкий спектр туристских целей, причем познавательные туры способны удовлетворить разнообразные туристские потребности самых требовательных путешественников. Этнографический туризм, являясь разновидностью познавательного, вовлекает в туристскую деятельность ежегодно миллионы туристов. Тесная связь этнографического туризма наблюдается с туристскими этнографическими усадьбами, деревнями, парками. Целью настоящей статьи является определения места этнографических проектов в развитии этнографического туризма в Республике Бурятия (РБ). В связи с чем, становится важным раскрытие понятий «этнографическая усадьба», «этнографическая деревня», «этнографический парк»; оценка туристских этнографических ресурсов РБ и перспективных направлений развития этнографического туризма в РБ.
1 Кондрашова Евгения Владимировна — к.т.н., доцент кафедры сервиса, туризма и рекреации ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры», Улан-Удэ, Россия, [email protected]
Пинюгина Валерия Александровна — студент ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры», Улан-Удэ, Россия, [email protected]
Этнокультурные проекты на базе объектов историко-культурного наследия народов населяющих РФ (коренные малые народы, субэтнические группы), являются мощным инструментом в процессе реализации туристского потенциала России. К определению понятия «усадьба» существуют различные подходы (см. таблицу 1).
Таблица 1 — Определение понятия «усадьба»
Определение Источник
«господский дом на селе, со всеми ухожами, садом и огородом» [10]. «Толковый словарь великорусского языка» В. И. Даля
«...дом с принадлежащими к нему строениями и землею, находящуюся под строением, принадлежащий помещику или крестьянину. Во всяком имении усадьбы бывают господские или крестьянские. Усадьбы обыкновенно помещаются или на берегах рек или оврагов, где можно запрудить пруды.» [3]. И. Н. Березин, издатель «Русского энциклопедического словаря»
«комплекс жилых, хозяйственных, парковых и других построек, составляющих единое целое» [10]. Большая Советская энциклопедия
«Усадьба — организованный участок земли в сельской местности. Обычно под усадьбой подразумевалось помещичье имение. Помещичья усадьба включала жилой дом, иногда с флигелями, людскую избу для дворовых, мастерские, конюшни, каретник, скотный двор,. амбары и погреба с ледниками, оранжерею, грунтовой сарай, сад, огород, иногда парк. При усадьбе в некотором отдалении могла быть церковь...» [3]. «Энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа XVIII — начала XX веков»
Усадьба определяется как ограниченная территория, культурно организованное посредством творческой деятельности и специфических технологий пространство, имеющее определенную структуру: жилой дом, сад, набор хозяйственных объектов [3, 10].
Типичными элементами усадьбы являются жилой дом, придомовая территория, огород и ограда. Каждый и указанных элементов имеет свое предназначение, однако изменение какого-либо элемента усадьбы обязательно оказывает влияние на изменение всех других [13]. В настоящее время усадьбы являются объектами историко-культурного наследия, представляют ценность для туризма РФ: историческую ценность (например, Абрамцево, Архангельское, Середниково, Глинки, Остафьево и т. д.); архитектурную ценность (Кусково, Марьино, Измайлово, Черемушки, Кунцево); ценность в качестве
ландшафтообразующего элемента (в совокупности с их «естественной» средой, хозяйственными угодьями, исходной пейзажной обстановкой).
В сфере туризма усадьба выступает как туристский объект, основная цель которого состоит в приобщении туристов к этнокультурному наследию района путешествия. В связи с этим, помимо исторической, архитектурной ценности и ландшафтообразующей функции, усадьба приобретает значимость с точки зрения этнографии, т. е. несет в себе информацию о каком-либо народе (в т. ч. определенной группе людей).
Следующим по масштабу этнокультурным проектом по сравнению с функционированием этнографической усадьбы выступает этнографическая деревня. Можно сказать, что усадьба — это структурная единица этнографической деревни, основополагающая база для ее создания. С позиции этнографии — «это поселение, сохранившее свой так называемый «этнический тип», с системой признаков, характеризующих традиционную культуру этноса» [8]. В сфере туризма понятие «этнографическая деревня» интерпретируется как специально оборудованный комплекс для развития познавательного туризма, нередко в сочетании с сельским и экологическим туризмом. По мнению некоторых авторов, «этнодеревня» — это образная стилизация традиционного деревенского ландшафта со всеми составляющими его компонентами, актуализирующая этническую и локальную идентичность [4]. Это некая имитация, т. е. копирование некоего культурного ландшафта. При этом некоторые этнографические деревни проектируются как глобальные (иногда представляющие множество культурных направлений), другие же отражают самобытность местной культурной традиции.
В работе «Этническая деревня» — новый тип культурного ландшафта» профессор МГУ Калуцков В. Н., утверждает, что термин «этнографическая деревня» не является устоявшимся, так как в отношении данного объекта используются также термины «этническая», «национальная» и даже «интернациональная» [4].
Выделяют следующие основные цели создания этнографических деревень: сохранение ценных, уникальных архитектурных сооружений, традиционных для данной местности; демонстрация этнических традиций и основных хозяйственных особенностей; приобщение к местной культуре, традициям; демонстрация основных хозяйственных, промысловых и бытовых особенностей реконструируемого поселения; проведение традиционных народных праздников и концертов.
Этнографическая деревня — это целый комплекс, в котором окружающая природная среда сочетается с традиционным интерьером, убранством, набором традиционных предметов быта, показывающих уклад и традиции народа, историю развития общественных отношений, культуры народа. Это объект, не только сохраняющий, но и воспроизводящий традиционные культурные ценности. При этом люди в пределах таких деревень живут обычной жизнью, занимаются ремеслами или традиционными формами сельского хозяйства, а вся их жизнь,
окруженная природно-хозяйственными и этнографическими атрибутами, является также объектом туристского показа [14].
Этнографические деревни уже давно завоевали популярность среди жителей России и иностранных туристов. Создание этнографических деревень в поликультурных регионах — это распространенная тенденция. Практически во всех странах с развитой индустрией туризма есть десятки подобных поселений, знакомящих с многовековой историей, культурой и бытом коренного народа.
Активная деятельность по созданию этнографических деревень и усадеб связана не только с требованиями туристской сферы, но и с глобальными процессами, протекающими в мире, а также с процессами на уровне страны.
Отметим, что на современном этапе развития общества активно происходит процесс урбанизации, в результате которого утрачиваются многие культурные традиции и обычаи. В связи с этим, интерес к подобным объектам, сохраняющим традиционную культуру, возрастает. В то же время, этнографические деревни и усадьбы помогают не только прикоснуться к традиционной культуре, но и отвлечься от привычной среды и городской суеты. В настоящее время этнографические деревни функционируют и строятся практически во всех федеральных округах Российской Федерации.
На Дальнем Востоке этнографические деревни и усадьбы располагаются в основном в Республике Саха (Якутия), в Камчатском и Хабаровском краях. На Камчатке сохранилась самобытная культура коренных малочисленных народов Севера: ительменов, коряков, эвенов и алеутов. На этой основе функционируют ительменская деревня «Пимчах», этнокультурный комплекс «Кайныран», эвенкийские стойбища «Нюлтен» и «Мэнэдек». На стадии проектирования находится корякская этнодеревня.
В Сибири этнографические деревни и усадьбы получили меньшую популярность, однако и здесь есть свои удачно функционирующие проекты. На территории Республики Бурятия проживают потомки забайкальских старообрядцев. В целях сохранения культурных ценностей староверов в с. Тарбагатай, с. Десятниково Тарбагатайского района (ООО «Центр старообрядцев»), с. Хасурта Хоринского района и др. была организована туристская деятельность на территории жилых домов местного населения. При этом самобытная духовная культура старообрядцев в мае 2001 г. в Париже провозглашена «Шедевром устного и нематериального наследия человечества». Жители многовековых сел смогли сохранить традиции и культуру предков, передавая многолетние знания и навыки из поколения в поколение. Туристы могут увидеть быт, уклад жизни, религиозные обряды, одежду, традиционную кухню, жилища, декоративное искусство такими, какими они были сотни лет назад, а также насладиться песенной традицией [2].
Если в 2007 г. Тарбагатайский район Бурятии посетили 1,5 тыс. чел. (в том числе иностранных туристов 700 чел.), объемы оказанных платных услуг составили 0,24 млн руб., то уже в комплексной Программе социально-экономического
развития муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2008-2010 годы и на период до 2017г. указываются плановые показатели итога 2017 г.: количество туристских прибытий 19,6 тыс. чел., объемы оказанных платных услуг в размере 274 млн руб. Однако эти показатели могут быть существенно выше. Так практически весь качественный туристский продукт региона включает экскурсионную программу или размещение у тарбагатайских старообрядцев.
Еще одним успешным проектом является этнокультурный туристский комплекс «Степной кочевник» (ООО «ЖассоТур»), расположенный в Заиграевском районе в Ацагатской долине в 3 км. от с. Ацагат. Этнографический комплекс предлагает туристу знакомство с историей и традициями бурят. В отличии от комплекса услуг ООО «Центр старообрядцев» «Степной кочевник» является новым инфраструктурным туристским продуктом. Второй год подряд этно-комплекс «Степной кочевник» принимает на своей территории международный фестиваль «Голос кочевника», один из брендов современной туристской Бурятии.
Аналитическое агентство «Турстат» считает этнотуризм в России одним из самых быстрорастущих во внутреннем событийном туризме в 2017 г., и международный фестиваль «Голос кочевника» вошел в десятку самых популярных этнографических фестивалей (этнофестивалей) России в 2017 г. (в рейтинг не включены г. Москва, г. Санкт-Петербург).
В 2016-2017гг. ассоциацией туроператоров Бурятии был организован ряд встреч с крупнейшими российскими туроператорами по продвижению на российский рынок тура «Легенды Бурятии», куда входят вышеперечисленные проекты. С летнего сезона 2017 г. началась его реализация, тур включён в каталоги федеральных туроператоров. Тур «Легенды Бурятии» призван стать брендом Бурятии, и первым продуктом, ориентированным на массовый туризм.
Этнопарки это комплексы под открытым небом, позволяющие всем желающим познакомится с аутентичными жилищами, бытом, традициями и культурой народов разных стран. Этнопарки пытаются соединить решение задач преобразования историко-культурных и природных объектов в объекты музейного показа и культурно-познавательного туризма с рекреационными целями, а также использовать возможности создания благоприятных условий для приобщения посетителей к народной культуре, проведения мероприятий массового характера, призванных возрождать традиции народных празднеств и промыслов [5].
Примерами этнопарков являются этнокультурный досуговый комплекс «Русская деревня» и «Усадьба Богослова» в Ленинградской области, этнокультурный комплекс северных народов «Хаски Лэнд» в Московской области, «Вишера-порт» в Пермском крае, «Этномир» в Калужской области, «Изумрудная долина» в Приморском крае. В окрестностях г. Сочи, вблизи поселка «Красная поляна», на курорте «Роза Хутор» располагается культурно-этнографический комплекс «Моя Россия». Этнопарк «Моя Россия» представляет собой архитектурный ансамбль, возведенный с учетом многовековых традиций домостроения различных народов
России. На территории парка располагаются 11 тематических павильонов. Они демонстрируют архитектуру регионов России. Здесь представлены: Кавказ, Суздаль, Центральная Россия, Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Русский Север, Казань, Урал, Сибирь и Бурятия. При комплексе работают 4 этнографических отеля и рестораны с национальной кухней [6].
Таким образом, организуя просветительскую работу и предоставляя сопутствующие рекреационные услуги, туристские этнокомплексы (этнографические усадьбы, деревни и этнопарки) фактически выполняют функции региональных визитно-информационных центров.
Освоение Бурятии началось с приходом на ее территорию в XVII в. русских казаков. Длительное совместное проживание казаков с коренным населением Восточной Сибири, а также непосредственное вхождение бурят и эвенков в состав казачьих войск наложили отпечаток на хозяйственную и духовную жизнь региона. На сегодняшний день популяризация культуры казачества активно поддерживается на федеральном уровне, в том числе на территории Бурятии. Практически каждый район РБ обладает соответствующими туристскими ресурсами. В сентябре 2012 г. была утверждена Стратегия развития российского казачества до 2020 года. В плане мероприятий по реализации данной стратегии было уделено внимание развитию внутреннего туризма, направленного на приобщение к культурным и духовным ценностям российского казачества [12]. Таким образом, одним из направлений развития внутреннего туризма в Восточной Сибири в ближайшей перспективе становится забайкальское казачество.
Так, на постоянной основе организованы ежегодные фестивалей казачьей культуры, активно работают самобытные творческие коллективы, активизируется строительство казачьих усадеб, в туристскую деятельность включаются исторические поселения казаков, функционируют музеи, организуются экскурсии, туры и туристская анимация, которые не могут остаться не замеченными туристами. Все вышеперечисленное формирует соответствующую инфраструктуру этнографического, событийного, сельского туризма.
На круглогодичной основе в регионы Восточной Сибири туристов привлекает казачья усадьба (гостевой дом) Беляновых в с. Новопокровка в Алтайском крае, разрабатывается проект казачьей усадьбы в Нерчинском районе в с. Беломестново. Проект предусматривает строительство гостиницы в виде жилой избы, мельницы, конюшни и других построек XIX века. В 2011 г. в селе Арбаты Таштыпского района Республики Хакасия открыт музей-усадьба «Казачья изба». В целях популяризации культуры казачества в Алтайском крае в 2011 г. был разработан туристский маршрут «Казачья подкова Алтая», маршрут имеет межрегиональный и трансграничный характер, так как включает территории Алтайского края, Кемеровской области и восточного Казахстана. Путешествие туристов по данному маршруту сопровождается туристской анимацией, встречей с атаманом и казаками станицы, проведением обрядов: свадьба, посвящение в казаки, купание коней. Туристов
угощают блюдами традиционной казачьей кухни, знакомят с мастерством местных ремесленников, обучают работе с казачьей шашкой, нагайкой, бичом, арканом.
Нередко культура казачества выступает как музейный экспонат. Например, этнографический музей народов Забайкалья в Республике Бурятия предлагает туристам для осмотра усадьбы и хозяйственные постройки с орудиями труда, домашней утварью, мебелью и прочими предметами, характерными для поселений периода с начала XIX по начало XX века. В Предбайкальском комплексе демонстрируется усадьба бурята-казака, а в старожильческом — дом казачьего атамана. Помимо этого, этнографический музей народов Забайкалья проводит автобусную экскурсию «Казачья вечорка» с посещением центра казачьей культуры «Забайкал» в Заиграевском районе. Экскурсантов знакомят с бытом и укладом забайкальских казаков, знакомят с традициями и обычаями, бытовой и праздничной одеждой, воинским снаряжением, обучают элементам и приемам владения шашкой и нагайкой, обучают пользоваться старинной домашней утварью (маслобойкой, коромыслом, ситом, самоваром) [7]. Отметим, что деятельность этнографического музея имеет близкое отношение к деятельности визитно-информационных центров.
Также в Бурятии в с. Желтура Джидинского района функционирует музей-усадьба «Казачья изба». Музей был создан с целью приобщения к материальной и духовной культуре забайкальских казаков. Помимо этого, в с. Новоселенгинск Селенгинского района в 2010 г., честь 345-летия со дня основания Селенгинского острога, одного из первых городских поселений Забайкалья, был открыт музей Селенгинского казачества.
Одним из приграничных районов Бурятии является Селенгинский, территориально исторически охраняемый казаками. В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 гг.) с 2012 г. создается автотуристский кластер «Кяхта» — на границе с Монголией, кластер набирает обороты после введения безвизового режима России и Монголии (2962,2 млн.); ведется работа по созданию кластера «На великом Чайном пути» в Селенгинском районе.
С 2015 г. в целях повышения туристской привлекательности Республики Бурятия, в частности Селенгинского района, организуются туристские сплавы по р. Селенга «От Селенгинского острога до Удинского», воспроизводящие исторический маршрут казаков Селенгинского острога на место основания г. Верхнеудинска (г. Улан-Удэ).
Забайкальский край проводит межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Забайкальскому краю — любо!». В Красноярском крае проводится открытый региональный фестиваль казачьей песни (г. Железногорск); открытый межрайонный фестиваль казачьей культуры «Любо» (Березовский район); региональный фестиваль казачьей культуры «Казачий разгуляй» (Ермаковский район); региональный фестиваль семейных казачьих традиций «Саянский острог»
(Шушенский район); краевой фестиваль народной культуры «Сибирская масленица» (Сухобузимский район). Ежегодный межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Братина» с 2011 г. проводится в Томской области в с. Кривошеино. С 2014 г. фестиваль проходит на территории музея казачьей культуры и быта «Братина».
В Бурятии при поддержке Главы Республики Бурятия, Правительства, Народного Хурала Республики и муниципальных образований ежегодно с 2009 г. в летний период проводится фестиваль казачьей культуры «Единение». Число участников фестиваля ежегодно растет: с 500 чел. в 2009 г., в 2016 достигло 2 тыс. чел. География участников охватывает Республику Бурятия, Иркутскую, Сахалинскую, Московскую область, Забайкальский и Хабаровский край. Практически все фестивали включают в программу ярмарки, конные скачки, выступления казачьих ансамблей, показательные казачьи бои, соревнования по навыкам владения оружием, проведение старинных казачьих обрядов, организована реализация традиционных блюд и напитков, проводятся разнообразные мастер-классы и проч.
Во многих регионах Сибири действуют казачьи творческие коллективы. Например, в Республике Бурятия на постоянной основе работают казачьи ансамбли: «Селенгинская станица», «Любо», «Родные напевы» (Селенгинский район), «Станица» (г. Улан-Удэ), «Колесникова слобода» (Кабанский район), «Сибиряки» (Заиграевский район), «Черемушки» (Джидинский район).
Таким образом, этнографические усадьбы, деревни и парки являются неотъемлемой частью этнографического туризма, более того, обязательным условием существования этнографического турпродукта. Зачастую имеют значительную материально-техническую базу, имеют историческую, архитектурную и иную ценность, выполняют различные функции, в том числе, выполняют роль туристских визино-информационных центров. На территории Сибири эффективно функционирует разнообразные этнографические проекты, в том числе этноусадьбы, этнодеревени, которые зачастую являются «визитными карточками» регионов. РБ не является исключением. В отличие от «раскрученных» брендов тарбагатайских семейских, ацагатских бурят, культурные и туристские проекты, связанные с забайкальским казачеством, находятся на стадии «внедрения» на массовый туристский рынок, являются одним из самых перспективных направлений развития этнографического туризма, однако требуют государственной поддержки при реализации частных инициатив, а также создания достаточного информационного поля при продвижении нового направления этнографического туризма на рынок.
Литература
1. Буяхаев В. Из-за падения курса рубля иностранцы едут на Байкал [Электронный ресурс] / В. Буяхаев // Информ Полис : сайт. — Улан-Удэ, 2015. — Режим доступа: http://www.infpol.ru (дата обращения: 02.07.2016).
2. В гостях у семейских // ООО «Центр старообрядцев» [Электронный ресурс] : офиц. сайт. — 2017. — Режим доступа: http://www.starovery-pro.ru/ (дата обращения: 17.07.2017).
3. Горлова И. И. Разработка и реализация инвестиционных региональных этнокультурных проектов на базе объектов историко-культурного наследия [Электронный ресурс] / И. И. Горлова, О. И. Бычкова, Н. А. Костина // Наследие веков. — 2015. — № 4. — С. 17-23. — Режим доступа: http://elibrary.ru (дата обращения: 01.07.2017).
4. История и культура народов Забайкальского края : музейно-выставочный комплекс ЗабГУ / Жуков А. Б., Баринов И. А., Фомина М. Н., Кондакова Н. С., Соловьева Н. А., Меркушина Я. С. — Москва, 2012. — 278 с.
5. Гармаев В. История казачества Бурятии: факты, документы, биографии, стихи: республиканская энциклопедия / В. Гармаев. — Улан-Удэ: Весть, 2014. — 310 с.
6. Логиновский К. Д. О быте казаков Восточного Забайкалья [Электронный ресурс] / К. Д. Логиновский // Живая старина. 1902. — вып 2. — Режим доступа: http://library.kazachiy-hutor.ru (дата обращения: 28.06.2017).
7. Ориак П. Район с историей. В Селенгинском районе Бурятии приступили к реализации масштабных турпроектов [Электронный ресурс] / П. Ориак. — Улан-Удэ, 2016. — Режим доступа: http://www.sibtourport.ru (дата обращения: 18.07.2016).
8. Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы : гос. программа РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.14 г. N 317) // Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс] : офиц. сайт. — 2017. — Режим доступа : http://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 28.06.17).
9. Селенгинск — перекресток вековых дорог : сборник-дайджест прессы / Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Гусиноозерская детская библиотека. — Улан-Удэ : Республиканская типография, 2015. — 151 с.
10. Селенгинский район // Муниципальное образование «Селенгинский район» [Электронный ресурс] : офиц. сайт. — Гусиноозерск, 2015. — Режим доступа: http://admselenga.ru/ (дата обращения: 25.06.2016).
11. Сирченко А. А. Роль этнокультурного фактора в развитии въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации [Электронный ресурс] / А. А. Сирченко // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2012. — №3. — С. 11-16. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 02.05.2017).
12. Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года (утв. Президентом РФ 15.09.2012 N Пр-2789) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.05.2017).
13. Туристско-информационный центр «Визит Бурятия» // Визит Бурятия [Электронный ресурс] : офиц. сайт. — 2017. — Режим доступа: http://www.visitburyatia.ru/ (дата обращения: 31.07.17).
14. Харитонов В. Селенгинск: покинутая «столица» / В. Харитонов, М. Харитонов // Сокровища культуры Бурятии. — Санкт-Петербург, 2002. — С. 178-184.
15. Черненко В. А., Колпащикова Т. Ю. Развитие культурно-познавательного туризма в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации :
монография / В. А. Черненко, Т. Ю. Колпащикова. — Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУСЭ, 2012. — 179 с.
16. Эксперты из Москвы оценили туристические возможности республики // Информполис. — Улан-Удэ. — 18.02.2016. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.infpol.ru/news/society/74755-legendy-buryatii-vnesut-v-katalogi-federalnykh-turoperatorov/ (дата обращения: 01.07.2017).
ABOUT THE PLACE OF ETHNOGRAPHIC ESTATES, VILLAGES AND PARKS IN DEVELOPMENT OF ETHNOGRAPHIC TOURISM
Kondrashova E.V., Pinyugina V.A.
Kondrashova Evgenia Vladimirovna — Ph.D, assistant professor, department of service, tourism and recreation of East-Siberian State Institute of Culture, Ulan-Ude, Russia, [email protected]
Pinyugina Valeria Aleksandrovna — Student, East-Siberian State Institute of Culture, Ulan-Ude, Russia, [email protected]
Abstract. Article is devoted to disclosure of the concepts «ethnographic estate», «ethnographic village», «ethnographic park». In material the original cultural landscape of Buryatia which is a valuable tourist resource for development of ethnographic tourism and formation of an attractive regional tourist product is noted. The place of ethnographic projects in development of ethnographic tourism of Buryatia is shown, the existing tourist resources for development of new specialization of ethnographic tourism in Buryatia (the transbaikal cossacks) are described.
Key words: ethnographic estate, ethnographic village, ethnographic park, tourism development, transbaikal rassacks.
References
1. Bujahaev V. Iz-za padenija kursa rublja inostrancy edut na Bajkal [Jelektronnyj resurs] / V. Bujahaev // Inform Polis : sajt. — Ulan-Udje, 2015. — Rezhim dostupa: http://www.infpol.ru (data obrashhenija: 02.07.2016).
2. V gostjah u semejskih // OOO «Centr staroobrjadcev» [Jelektronnyj resurs] : ofic. sajt. — 2017. — Rezhim dostupa: http://www.starovery-pro.ru/ (data obrashhenija: 17.07.2017).
3. Gorlova I. I. Razrabotka i realizacija investicionnyh regional'nyh jetnokul'turnyh proektov na baze ob#ektov istoriko-kul'turnogo nasledija [Jelektronnyj resurs] / I. I. Gorlova, O. I. Bychkova, N. A. Kostina // Nasledie vekov. — 2015. — № 4. — S. 17-23. — Rezhim dostupa: http://elibrary.ru (data obrashhenija: 01.07.2017).
4. Istorija i kul'tura narodov Zabajkal'skogo kraja : muzejno-vystavochnyj kompleks ZabGU / Zhukov A. B., Barinov I. A., Fomina M. N., Kondakova N. S., Solov'eva N. A., Merkushina Ja. S. — Moskva, 2012. — 278 s.
5. Garmaev V. Istorija kazachestva Burjatii: fakty, dokumenty, biografii, stihi: respublikanskaja jenciklopedija / V. Garmaev. — Ulan-Udje : Vest', 2014. — 310 s.
6. Loginovskij K. D. O byte kazakov Vostochnogo Zabajkal'ja [Jelektronnyj resurs] / K. D. Loginovskij // Zhivaja starina. 1902. — vyp 2. — Rezhim dostupa: http://library.kazachiy-hutor.ru (data obrashhenija: 28.06.2017).
7. Oriak P. Rajon s istoriej. V Selenginskom rajone Burjatii pristupili k realizacii masshtabnyh turproektov [Jelektronnyj resurs] / P. Oriak. — Ulan-Udje, 2016. — Rezhim dostupa: http://www.sibtourport.ru (data obrashhenija: 18.07.2016).
8. Razvitie kul'tury i turizma na 2013-2020 gody : gos. programma RF (utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 15.04.14 g. N 317) // Federal'noe agentstvo po turizmu [Jelektronnyj resurs] : ofic. sajt. — 2017. — Rezhim dostupa : http://www.russiatourism.ru/ (data obrashhenija: 28.06.17).
9. Selenginsk — perekrestok vekovyh dorog : sbornik-dajdzhest pressy / Ministerstvo kul'tury i massovyh kommunikacij RF, Gusinoozerskaja detskaja biblioteka.
— Ulan-Udje : Respublikanskaja tipografija, 2015. — 151 s.
10. Selenginskij rajon // Municipal'noe obrazovanie «Selenginskij rajon» [Jelektronnyj resurs] : ofic. sajt. — Gusinoozersk, 2015. — Rezhim dostupa: http://admselenga.ru/ (data obrashhenija: 25.06.2016).
11. Sirchenko A. A. Rol' jetnokul'turnogo faktora v razvitii v#ezdnogo i vnutrennego turizma v Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] / A. A. Sirchenko // Vestnik associacii vuzov turizma i servisa. — 2012. — №3. — S. 11-16. — Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/ (data obrashhenija: 02.05.2017).
12. Strategija razvitija gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v otnoshenii rossijskogo kazachestva do 2020 goda (utv. Prezidentom RF 15.09.2012 N Pr-2789) // Konsul'tant Pljus [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashhenija: 01.05.2017).
13. Turistsko-informacionnyj centr «Vizit Burjatija» // Vizit Burjatija [Jelektronnyj resurs] : ofic. sajt. — 2017. — Rezhim dostupa: http://www.visitburyatia.ru/ (data obrashhenija: 31.07.17).
14. Haritonov V. Selenginsk: pokinutaja «stolica» / V. Haritonov, M. Haritonov // Sokrovishha kul'tury Burjatii. — Sankt-Peterburg, 2002. — S. 178-184.
15. Chernenko V. A., Kolpashhikova T. Ju. Razvitie kul'turno-poznavatel'nogo turizma v Severo-Zapadnom federal'nom okruge Rossijskoj Federacii : monografija / V. A. Chernenko, T. Ju. Kolpashhikova. - Sankt-Peterburg : Izd-vo SPbGUSJe, 2012. — 179 s.
Jeksperty iz Moskvy ocenili turisticheskie vozmozhnosti respubliki // Informpolis.
— Ulan-Udje. — 18.02.2016. — [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.infpol.ru/news/society/74755-legendy-buryatii-vnesut-v-katalogi-federalnykh-turoperatorov/ (data obrashhenija: 01.07.2017).