М.З. Закиев УДК 321; 323
ЭТНОГЕНЕЗ НАРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ Г. ТУКАЯ
В статье данный вопрос освещается на примере творчества Габдуллы Тукая, который в отличие от некоторых татарских исследователей («ордынцев») доказывает, что этногенез современных татар восходит к местным тюркоязычным племенам, в основном, к населению Волжско-Булгарского государства.
Mirfatykh Z. Zakiev
NATION BUILDING IN GABDULLA TUKAY'S CREATIVE WRITING ACTIVITY
The article considers the given problem exemplified by the poet Gabdulla Tukay's works. Unlike some partisans of the Golden Horde G. Tukay proves that the modern Tatars trace their ancestry to the local Turkic-speaking tribes, namely to Volga Bulgaria's population.
Ключевые слова: этногенез, этнические корни, местные племена, «ордынцы», булгары, татары, агрессоры, аборигены, пришлые.
Key words: ethnogenesis, ethnic roots, local tribes, the partisans of the Golden Horde, Bulgars, Tatars, aggressors, indigenous people, newcomers.
Не подлежит сомнению то, что без знаний истории своего народа писатель не может поднимать насущные проблемы национального возрождения. С уверенностью можно сказать, что все творчество Габдуллы Тукая пронизано идеями сохранения и развития современной татарской нации. Следовательно, поэт владел основными направлениями истории своего народа, прекрасно представлял себе роль истории в решении вопросов национального возрождения. В своем публицистическом произведении «Хиссияте миллия» (1906; «Национальные чувства») Тукай советует молодежи постоянно обогащаться знаниями. Он утверждает, что знание прошлого необходимо для улучшения будущей жизни нации: «Укымак - уз яныцда булып торган нэрсэлэрдэн бигрэк, фикерлэрне булачакларга сузмак. Укымак - уткэннэрдэн
1 Перевод В.С. Думаевой-Валиевой.
кичеп, килэчэклэр - истикъбальлэр тугрысында пэйгамбэрлек итмэк. Укымак - хэзерге кеннэрне килэсе кеннэр ечен, бу кенге мэсьэлэлэрне килэчэктэге мэсьэлэлэрне чишу угърында ташламак (юлына чыгармак) димэктер» [3, с. 187] («Учение означает направить мысль от того, что ближе к тебе, в будущее. Учение означает: пройдя прошлое, предрекать будущее, светлое будущее. Учение означает посвятить сегодняшние дни будущим дням, обратить решение сегодняшних задач на решение будущих задач»).1 Г. Тукай утверждает: «Миллэт фай-дасын куз естендэге кашы дэрэ^эсендэ га^из тота торган миллэт арысланнарына мохта^» [3, с. 186] («На пути национального возрождения народ нуждается в национальных львах, готовых беречь национальные интересы как зеницу ока»).
Закиев Мирфатых Закиевич, доктор филологических наук, профессор, академик АНРТ, заведующий отделом Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ (Казань), в-та11:т.2.2ак1вУ@таИ.ги
© З.М. Закиев
Какие же исторические суждения были распространены по этому поводу в ту историческую эпоху?
В конце XIX и начале XX в. в официальных исторических трудах и учебниках по истории западноевропейских, русских, восточных, в частности арабских, иранских, народов продолжалось, как и сейчас, сугубо отрицательное отношение к современным татарам как к потомкам монголо-татарских агрессоров. Нет сомнения в том, что Тукай был знаком с такой постановкой вопроса у нетатар, он четко различал, какой татарин свой, родной, какой - чужой, всегда гордился своим народом, всей душой хотел возрождения своей нации. Так, в стихотворении «Уз-уземэ» («Самому себе») он писал:
Куцел белэн свям бэхтен татарныц,
Курергэ щанлылык вактын татарныц,
Татар бэхте вчен мин щан атармын:
Татар бит мин, узем дэ чын татармын [1, с. 120].
Мне счастье татар дороже жизни, Дождусь ли я для них хорошей жизни? До срока думой тяжкою состарен, Я сам татарин, истинный татарин.2
Прекрасно представляя отрицательное отношение мировой истории и русских историков к татарам в широком смысле этого слова, т.е. к монголо-татарским агрессорам и татарам Ура-ло-Поволжья, поэт в стихотворении «Бер татар шагыйренец сузлэре» («Размышления одного татарского поэта») заметил:
Щырлап торам, торган щирем тар булса да, Курыкмыйм, свйгэн халкым бу татар булса да, Кукрэк биреп каршы торам, мица миллэт Хэзерге квн мылтык — ук атар булса да [1, с. 175].
Я пою, хоть жилье мое тесно и старо, Не боюсь, хоть любимый народ мой — татары — Так безжалостно стрелы вонзают в меня. Я недрогнувшей грудью встречаю удары.3
Тукай никогда не противопоставлял современных татар их предкам - булгарам, не ставил вопроса: мы - татары или булгары? Он прекрасно понимал, что наш народ в составе Бул-гарского государства назывался булгаром, сейчас
он именуется татаром. В отличие от некоторых современных татарских историков - монголо-та-таристов, он четко представлял, кто же является этническими корнями современных татар: монголо-татарские агрессоры или местные тюркоя-зычные племена - булгары, сумевшие трижды отбросить монголо-татарских агрессоров с бул-гарских земель.
В своем первом произведении «В саду знаний», написанном в качестве рекламы журнала «Элгасрел ^эдит» («Новый век»), поэт утверждает:
Безне дэулэтлэр хайван санамасыннар дип, Кыю кэм батыр рэвештэ алга хэрэкэт итик. Телэсж яшэргэ, хаклы икэнебезне исбат итик; Дэлиллэр китереп, каршыларны суздэн туктатыйк. Двньяда болгарлар эле дэ бар икэненэ ышансыннар; Якты бэхетебезгэ квнлэшсен кэм узлэре дэ
омтылсыннар [1, с. 25].
В список диких и отсталых пусть никто
нас не внесет, Мы в порыве благородном будем двигаться вперед. Есть у нас права, о братья, так скорей
докажем их! Только доводами можно в этом убедить других. Пусть поверят все народы в то,
что есть булгар земля, Пусть от зависти бледнеют,
наши доблести хваля!4
В своем публицистическом труде «Халык эдэбияты» («Народная литература»), характеризуя народные песни как древнейшее наследие народа, Тукай писал: «Халык ^ырлары - безнен бабаларымыз тарафыннан калдырылган ин кадерле вэ ин бэЬале бер мирастыр. Эйе, бу -кадерле мирас, кыйммэтле мирас! Мэгъмур болгар шэЪэрлэре, Болгар авыллары, бер дэ бул-маган тесле, кырылдылар да беттелэр, эзлэре дэ калмады. Эмма менэ бу кыйммэтле мирас диде-кемез халык шигырьлэрен туплар да ватмады, уклар да кадамады» [4, с. 173, 174] («Народные песни - наши самые драгоценные наследия, оставленные нашими дедами. Да, они дорогие, ценные наследия! Благоустроенные булгарские города, булгарские деревни были уничтожены, будто их вообще не было, даже следов их не
2 Перевод В. Звягинцевой.
3 Перевод Р. Морана.
4 Перевод А. Ахматовой.
осталось. Но этих народных стихов, которых мы оцениваем как ценные наследия, не могли сломать и пушки, не вонзили их и стрелы»)5.
Как становится ясным из содержания цитаты, булгарские города и деревни были уничтожены агрессорами, а народные песни остались нетронутыми.
Можно привести и ностальгические строки из стихотворения «Милли моцнар» («Национальные чувства»):
Хэйран булып щырны тыцлап тордым, Ташлап тубзн двнья уйларын; Куз алдымда кургэн твсле булдым Болгар кзм Агыйдел буйларын [2, с. 55].
Стоял, потрясенный глубиной Величия страдающей души. Вставал Великий Болгар предо мной, Катила волны Белая в тиши.6
В связи с этим хочу отметить выступление татарского историка Ф.Н. Шакурова на конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Г. Тукая, на которой он прочитал (на совр. тат. и рус. яз.) баит о Булгарском минарете Шигабутдина-хазрата, написанный им под влиянием стихотворения одного арабского поэта. В последние недели жизни Тукай обратился с письмом к Фатыху Амирхану с просьбой прислать ему этот баит.
— Эйтерсец, бу манарадан мвэзиннец Аллакны
зикер итеп, Турылыкка чакыручы авазы кутэрелмэгэн! Эйтерсец, яшэмэгэн Болгарда Аллакны
бер санаучы Мвэмин, булмаган изгелекне таратучылар! Дэшмэ, яман! Чынлыкта, алар гомер-гомергз
монда яшэделэр.
Куцлем иркендэ — бвек гасырлар... Болгарныц рзхзт искзн ягымлы щиленэ, сзлам! Мосафирлар йврзгендз моц-хэсрэтлэр
кузгата алар...7 [14, с. 237, 238].
Будто, с этого минарета не был слышен голос
муэдзина,
Призывающего с именем Аллаха
к справедливости.
5 Перевод М.З. Закиева.
6 Перевод Р. Бухараева.
7 Перевод М.З. Закиева
8 Перевод Ф.Н. Шакурова
Будто, в Булгаре не жил мусульманин,
преклоняющийся Единому Аллаху, будто, не было там святых. Молчи, дрянь! В действительности они здесь
жили вечно.
Душой чувствую — великие столетия... Привет блаженным, ласковым ветрам булгар, Они пробуждают уныние-печаль в сердце
странников.8
Как видно из содержания стиха, Шига-бутдин Марджани, которого монголо-татаристы стараются превратить в защитника монголо-татарских агрессоров, в действительности этническими корнями поволжских татар считал местные племена, именовавшиеся в период Булгарского государства булгарами.
Часто задают вопрос, на основе каких сведений Тукай считал булгар предками современных татар? По сведениям, идущим из поколений в поколения. Кроме того, как русские, так и татарские историки тогда уже писали, что предками современных татар были булгары. Об этом ясно сказано в «Истории Российской» (1848) В.Н. Татищева. Эти сведения зафиксированы в первоисточниках, которые приводятся всемирно известным археологом Поволжья и Прикамья А.П. Смирновым: «Монголы, пройдя огнем и мечом Волжскую Булгарию.., не оказали заметного влияния на формирование физического облика современных татар. После завоевания Булгарии монголами (татарами) булгары еще долгое время сохраняли свое имя ... Под собственным именем булгар, а не татар, знает их и русская летопись. Так, в событиях 1311, 1366, 1370, 1374-1391 годов булгары назывались или булгарами или (в Никоновской летописи) - казанцами или бесермянами, но нигде не обозначаются татарами. Даже касаясь событий начала XV в., в частности похода князя Федора Пестрого, летопись называет булгар их именем» [13, с. 14].
Таким образом, Тукай, как певец национального возрождения и народной памяти, предками современного татарского народа считал местные тюркские племена, носившие общий этноним булгар от названия государства, корни
которых восходят к добулгарским временам. Следовательно, Тукай был сторонником так называемого булгаризма, возникшего и получившего развитие в борьбе против монголо-татаризма, сформированного европоцентристской исторической наукой с целью уничтожения следов монголо-татарской агрессии, которые, по их мнению, сохранились в качестве современного татарского народа.
В настоящее время булгаризм имеет два направления: первое - доказать, что этническими корнями современного татарского народа являются местные тюркские племена, получившие в свое время название булгар; второе - вместо чужого этнонима татар возвратить этноним булгар. Последнее требует специального рассмотрения.
В данной статье мы рассматриваем только первое направление, которое среди татарских историков долгие годы не имело противников, хотя в западноевропейской, русской, восточной исторической науке татар Урало-Поволжья считали прямыми потомками монголо-татар, тем самым представители этой исторической науки ставили своей целью постепенно уничтожить наследие монголо-татарских агрессоров, где бы они ни сохранились. Поэтому и слово татар/ тартар применялось как название народов, подлежащих в будущем уничтожению и забвению.
Следует добавить, что европоцентристская историческая наука пропагандирует точку зрения, согласно которой Европа и самые лучшие регионы Азии испокон веков принадлежали индоевропейцам, другие народы, в частности тюрки, пришли на эти территории как дикие кочевники лишь в вв. н.э., а предки
современных татар якобы наступали на эти земли как монголо-татарские завоеватели только в XIII в. н.э.
В конце 80-х гг. XX в. в период перестройки, во время развития теории о происхождении современного татарского народа усилиями так называемых «татарских ордынцев» - приверженцев Золотой Орды - эта европоцентристская точка зрения о единстве современных татар с монголо-татарскими агрессорами была протащена и в татарскую историческую науку. Под благовидным прикрытием обеспечения единства татарской нации, т.е. единства современных татар с монголо-татарскими агрессорами, «ордынцы» взялись пропаганди-
ровать позиции монголо-татаристов, умалчивая также то, что последние представляют собой внутренний фронт разрушения реальной, правдивой истории современных татар. Приведем пример: также под благовидным прикрытием возвеличить монголо-татаризм «ордынцы» стараются опорочить булгаризм тем, что Булгарское государство якобы занимало незначительную территорию лишь с булавочную головку только в Среднем Поволжье. Таким образом, булгаризм якобы ограничивает татарский мир Средним Поволжьем, а монголо-татаризм татарский мир идентифицирует с великой Золотой Ордой. При этом монголо-татаристы «забывают», что Золотая Орда охватывала территории предков не только современных татар, но и других тюркских народов, что кроме послемонгольской Бул-гарии существовало домонгольское Булгарское государство. Как известно, его западные границы совпадали с восточными границами Древней Руси; северными границами были северные границы Биармии, которые «охватывали весь обширный регион, начиная от северной Двины, кончая рекой Печерой» [11, с. 22]; восточные границы доходили до Иртыша, Тобола - до границ Кимакского государства; южные границы были общими с северными границами Хорезма (т.е. хуар>суар-асов).
Идеи монголо-татаристов («ордынцев») о единстве современных татар с монголо-татарскими завоевателями проталкиваются мощными силами извне с целью опорочить современных татар, извратить их прошлое, отрицать их абори-генность в Урало-Поволжье, тем самым ставить под сомнение их дальнейшее развитие и будущее на этой земле.
В этом направлении заметно действует газета «Звезда Поволжья». Еще в то время, когда она называлась «Крис», выступила с сообщением, что наши татары, как выходцы из Монголии, смогут возвратиться на родину своих предков - в Монголию [12].
Газете «Звезда Поволжья» особенно не понравилась деятельность бывшего президента РТ М.Ш. Шаймиева по восстановлению города Булгар, судьба которого была связана с официальным принятием ислама волжскими булгарами. Сначала она выступила с беспокойством, что «булгаризм возрождается», что его возрождением серьезно может заняться будущий институт археологии [8]. Но М.Ш. Шаймиев, не обращая
внимания на беспокойство этой газеты, продолжал работу по возрождению города. Газете надо было найти более действенные меры, чтобы сбить М.Ш. Шаймиева с истинного пути. И они были найдены: лучше всего свести на нет значение возрождения Булгара, взяв все направления по этому делу в свои руки, разрушая планы М.Ш. Шаймиева изнутри. Как? Очень просто, объявив город Булгар городом, построенным монголо-татарами Золотой Орды, и что восстановление его как города Булгарского государства разрушит единство современного татарского народа с монголо-татарскими агрессорами [9]. Далее пропаганда дошла до того, что Булгар - это город предков чувашей, следовательно, можно и нужно перестать заниматься вопросами булгар и передать его Чувашской Республике. Газета утверждает, что Булгар - это город Золотой Орды, ибо основные его сооружения воздвигнуты в период Золотой Орды не местным народом, а пришлыми татарами. Если пойти по такому пути, то мы и Казань должны будем объявить только русским городом, ведь она построена в основном в период Русского государства.
Еще больше удивляет то, что Булгар был объявлен золотоордынским городом, якобы здесь была ставка Батыя, построен его дворец, поэтому город Булгар якобы был «первой столицей улуса Джучи» [10]. Мы не удивимся, если «Звезда Поволжья» скоро выступит с предложением не ограничиться организацией «памятного знака Батыю», а возвести ему памятник (на коне) и Булгар назвать Батыйградом.
«Проект для Шаймиева» [10] построен на основе полного искажения этнической истории современного татарского народа. Ведь всем ясно, что монголо-татарские завоеватели в назидание другим народам за оказанное им сопротивление потопили в крови Булгарию, камня на камне не оставив от ее городов, беспощадно вырезав большинство ее населения. Батый никогда не забывал, что именно булгары три раза отбросили агрессию татар, он самого начала определил местом своей ставки известный булгарский город на Нижней Волге - Сак-син-Сарай, Булгар никогда не был столицей Золотой Орды, там бесполезно искать дворец Батыя. Батый не разрешал местным тюркам восстанавливать крупные города, в т.ч. и Биляр, который он сравнял с землей. Батый мечтал не ограничиться разрушением Булгара в 1236-
1240 гг., хотел окончательно ликвидировать его, который в какой-то степени был восстановлен булгарами. Его мучило то, что он сам не успевает совершить акт мести по отношению к булгарам за решительное сопротивление монголо-татарской агрессии. Это сделал его последователь Менгу Тимур, который в 1277-1278 гг. при помощи князя Смоленского и Ярославского Федора Ростиславовича окончательно разорил Булгар, превратив его в руины. Федор Ростиславович за помощь татаро-монголам был щедро награжден Менгу Тимуром: хан выдал за него свою дочь и в приданое подарил ему 36 булгар-ских городов [15, с. 164].
Современные татары, которые сформировались путем консолидации местных тюркских племен биаров/бигеров, асов, суаров, буртасов, косанов, саков, сакалиба, кыусаков (кыпчаков), сюнов в составе Булгарского государства, от монголо-татар не приняли ни этнических, ни антропологических, ни языковых, ни культурных особенностей. Но эти племена под общим названием булгары, первыми сумевшие дать отпор и отразить волны монголо-татарского нашествия, в дальнейшем, после уничтожения их процветающего государства монголо-татарами, в смутных условиях спора приняли название татар.
Таким образом, мы должны прислушиваться к своим великим личностям, как Габдулла Тукай, Гаяз Исхакый и не противопоставлять булгар современным татарам, рассматривать их как два отрезка одной линии развития современных татар. Что касается ошибочной концепции единства современных татар с монголо-татарскими завоевателями, то надо прямо сказать, что она приносит лишь непоправимый вред нашему народу в международной панораме. Это четко улавливается сознанием передовой части татарской молодежи, которая в условиях глобализации решительно выступает против идентификации своего народа с монголо-татарскими завоевателями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Габдулла Тукай. Эсэрлэр. Биш томда. 1-че т. Шигырьлэр (1901-1908). - Казан: Татар. кит. нэшр., 1985. - 407 б.
2. Габдулла Тукай. Эсэрлэр. Биш томда. 2-че т. Шигырьлэр. Поэмалар. - Казан: Татар. кит. нэшр., 1985. - 400 б.
3. Габдулла Тукай. Эсэрлэр. Биш томда.
3-че том. Проза. Публицистика (1904-1906). - Казан: Татар. кит. нэшр., 1985. - 391 б.
4. Габдулла Тукай. Эсэрлэр. Биш томда.
4-че том. Проза. Публицистика. - Казан: Татар. кит. нэшр., 1985. - 351. б.
5. Закиев М.З. Тукай и татарский литературный язык // Г. Тукай: материалы научной конференции и юбилейных торжеств, посвященных 90-летию со дня рождения поэта / АН СССР. КФ. ИЯЛИ. -Казань, 1979. - С. 125-132.
6. Слово о Тукае: писатели и ученые о татарском народном поэте. - Казань, 1986. - С. 340-346.
7. Зэкиев М.З. Милли усеш Ьэм Тукай и^аты // Тукай и духовная культура XX века (Материалы научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Тукая). - Казань, 1997. - С. 5-11.
8. Звезда Поволжья. - 2010. - 12-18 августа.
9. Звезда Поволжья. - 2010. - 28 октября -11 ноября.
10. Звезда Поволжья. - 2011. - 13- 19 января.
11. Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 1. - (СПб., 1842). - М., 1988.
12. Крис. - 1998. - 10 декабря.
13. Смирнов А.П. К вопросу о происхождении татар Поволжья // Происхождение казанских татар.
- Казань, 1948. - С. 5-26.
14. Шэкуров Ф.Н. Тукай и^атында тарих // Тукай «духовная культура» XX века (Материалы научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Тукая). - С. 233-238.
15. Шпилевский С.М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии.
- Казань, 1877.
Гарустович Г.Н.
След великой замятни 2012. - 222 с.
К сведению читателей
Вышла книга:
(Местонахождение XIV века у деревни Брик-Алга). - Уфа: АН РБ, Гилем,
В монографии публикуются материалы местонахождения «великой замятни» второй половины XIV века (близ дер. Брик-Алга в Белебеевском районе РБ). Попадание в землю самых разнообразных по номенклатуре и назначению вещей автор связывает с событиями феодальной междоусобицы (гражданской войны) в Улусе Джучи. Следует отметить, что ни один клад древних вещей в нашей республике не может сравниться с публикуемыми материалами по количеству и разнообразию изделий из золота, серебра, а также цветного и черного металлов. Материалы местонахождения Брик Алга свидетельствуют об особенностях денежного обращения в средневековом Башкортостане, о тесных торговых и ремесленных связях приуральских народов с Волжско-Булгарским Улусом Золотой Орды. Автор вводит в научный оборот богатый монетный комплекс, а также разнообразный инвентарь военного, хозяйственного и бытового назначения. Помимо археологического анализа, в книге использованы нумизматический, металлографический, исторический и другие способы источниковедческого анализа.
Рекомендуется археологам, историкам, нумизматам, музейным работникам и студентам.