УДК 316
Оздиев Али Султанович
адъюнкт кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России k [email protected] Ali S. Ozdiyev
graduated in a military academy of chair of philosophy and sociology Ministry of Internal Affairs Krasnodar university of Russia [email protected]
ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПОТЕНЦИАЛ ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
ETHNIC CULTURE AS THE POTENTIAL OF FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS OF YOUTH IN THE MODERN SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT
Аннотация. Статья посвящена системно-функциональному подходу к определению ценностных ориентации. Особое внимание уделяется современной социокультурной ситуации в стране.
Ключевые слова: социокультурная ситуация, молодежь, иерархия ценностей, структура ценностей, нравственные нормы, этническая культура .
Summary. Article is devoted to systemic-functional approach to definition of valuable orientations. The special attention is paid to a modern sociocultural situation in the country.
Keywords: sociocultural situation, youth, hierarchy of values, structure of values, ethical standards, ethnic culture
^временная социокультурная ситуация в российском обществе характеризуется множественностью, противоречивостью, разобщенностью ценностных установок и ориентаций, качественной неопределенностью идейно -мировоззренческой сферы. Такая ситуация является закономерной, поскольку всякий раз, когда в государстве происходит радикальное переустройство, общество откликается на это изменением состояния или даже появлением новых социальных норм, ценностей и стандартов поведения. Известно, что подобный кризис может быть вызван как внутренними (политический или социально-экономический кризис, кризис господствующей идеологии, как светской, так и религиозной, утрачивающей эффективное влияние на сознание масс), так и внешними (изменение природно-климатических условий; агрессия или покорение одного этнического сообщества другим) причинами. Формы его
проявления, вызванные теми или иными причинами, идентичны: в обоих случаях наблюдается понижение уровня социальной интеграции и консолидации сообщества; падение мотивации к осуществлению деятельности, соответствующей коллективным интересам; деградация нормативно-ценностных регуляторов совместной и согласованной жизнедеятельности людей.
Актуальность темы исследования определяется, во-первых, процессами трансформации систем ценностей и ценностных ориентаций в современном российском обществе; во-вторых, тем, что происходящие процессы в большей степени затрагивают именно молодёжь, чем другие слои населения; в-третьих, тем, что осуществляемая молодёжная политика в недостаточной мере отражает систему ценностей и ценностных ориентаций современной молодёжи и не направлена на формирование традиционных ценностей полиэтнического общества.
Социальная психология рассматривает понятие ценности как идеалы, цели, интересы, убеждения, а также иные мировоззренческие проявления, формирующиеся при усвоении социального опыта [6, с. 389]. Ценности трактуются как социальное явление, продукт жизнедеятельности общества и социальных групп. Ценности рассматриваются как субъективный феномен, входящий в структуру направленности личности, обуславливающий её поведение; многомерное явление, интернализованные структуры по линии связи: установка - ситуация - действие.
В социологии ценности рассматриваются как фундаментальные нравственные и этические нормы, «социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п.»[4, с. 360]. Они выполняют одновременно регулятивную и прогностическую функции и обеспечивают целостность социальных систем посредством нормативного регулирования и коррекции происходящих в обществе процессов, перспектив развития личности и поведения людей. При этом они не подвергаются сомнению и служат эталоном для людей, их придерживающихся.
Ценности не могут существовать отдельно друг от друга и всегда образуют целостную систему ценностей, которая является существенным элементом организации общества и ключом к пониманию его культуры. Фундаментом системы ценностей выступают нравственные ценности, определяющие желательный, предпочтительный для отдельно взятого человека, социальной общности, общества способ взаимоотношений людей в терминах «благо», «добро» и «зло», «долг» и «честь», «ответственность», «счастье».
В широком смысле система ценностей есть внутренний стержень культуры, обладающий сверхзначимостью для большинства граждан, обеспечивающий функционирование и стабильность любой социальной системы, при помощи входящих в неё механизмов контроля и корректировки ценностных ориентаций, присущих этой системе. Своя система ценностей может быть у группы людей, общества, культуры. Любая система ценностей того или иного
общества или культуры имеет свою иерархию, обеспечивающую устойчивость, неповторимость и своеобразие развития общества. Иерархия ценностей есть упорядоченная, обладающая определённой целостностью система ценностей, охраняемых и культивируемых в том или ином обществе и государстве.
Производным понятием от понятия «ценности» является понятие «ценностные ориентации». Это более широкое понятие, предполагающее структурную связь или отношения ценностей и ценностно-ориентированного субъекта (личности, группы личностей); синтезирующее конкретную психологию личности и конкретную социологию среды, в которой она существует, представляя собой индивидуальную форму репрезентации ценности.
В социальной психологии понятие «ценностные ориентации» используется в двух значениях, как: 1) «идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов по их значимости. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности» [5, с.197]. Они связаны с развитием направленности личности и характеризуют общий подход человека к миру, к самому себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Базируются на сформировавшихся потребностях личности, её желаниях и стремлениях, играя ведущую роль в процессе принятия подавляющего числа решений.
В социологии ценностные ориентации (этические, эстетические, политические, религиозные и т. п. основания) представляют собой критерии оценочного отношения личности (группы личностей) к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы (или их свойства), цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы личностей) [10, с. 559]. В самом общем понимании - это есть установки личности на ценности материальной и духовной культуры [5, с. 197]; отражение в сознании людей ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров; основа их социальной жизни, жизненных устремлений и профессиональных амбиций.
Ценностные ориентации - это сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет сложную многоуровневую структуру. Различают семь видов социальной ориентации личности: альтруистическую, кооперативную, эгалитарную, состязательную, индивидуалистическую, агрессивную и «максимин». Вершина её - ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности [8, с. 111]. В структуре ценностных ориентаций выявляются два уровня: интеллектуальный и эмоциональный. К
интеллектуальному уровню ценностных ориентаций следует отнести их осознаваемые структурные компоненты, а к эмоциональному уровню - те элементы, которые проявляются как чувственно-бессознательные влечения. Трудовые мотивации можно подразделить на осознанные ориентации в профессиональной сфере и эмоционально-чувственные ориентации, связанные с бессознательным влечением к тем или иным видам деятельности.
Ценностные ориентации носят двусторонний характер: они социальны и индивидуальны. При этом социальность заключается в их обусловленности процессами первичной и вторичной социализации, определенной структурой общественных отношений, а индивидуальность проявляется в зависимости от особенностей, склонностей, жизненного опыта, специфики потребностей, интересов, желаний и идеалов личности.
Специфика ценностных ориентаций заключается в том, что, в отличие от всех остальных ценностных категорий, они наиболее тесно связаны с поведением субъекта, обуславливая его поступки и действия. При этом система ценностных ориентаций зависит от процессов, происходящих в обществе под влиянием различных факторов, и не может быть постоянной: с изменением условий жизни появляются новые ценностные ориентации личности, происходит их полная или частичная переоценка.
Приоритеты в индивидуальных культурных ценностях - это продукт культуры, распространяемой в обществе, и уникального личного опыта. Ценности являются своеобразными трансситуативными критериями или целями, предопределенными важностью руководящих принципов в жизни общества. В современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации личности, и, соответственно, другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только её вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от старших. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов - семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархичной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности. Современный молодой человек имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, чем его сверстник 20-30 лет назад [1, с. 36]. Уровень его запросов, притязания, ожидания характеризуются максимализмом, не соотносятся с его призванием, способностями, что часто ведёт к нереализованности планов и связанными с этим разочарованием, неудовлетворённостью сделанным выбором. В
политической сфере молодежь большой роли не играет, намеренно игнорирует и устраняется от основных политических событий [2, с. 10].
Проблема в том, что существующие в настоящее время нормы и ценности, оказывающие определяющее воздействие на подрастающее поколение в период его формирования, имеют в своей основе либо традиционно советскую, либо западную модели воспитания, в большинстве своем не наполненные этнокультурным содержанием. Данная ситуация привела к утрате целостности родной культуры, удалению из обихода целых пластов этнического наследия, искусства, науки и образования, якобы не вписывающиеся в современные общественно-политические парадигмы. Этническая культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т. п.) воспринимается большей частью молодежи как анахронизм, хотя именно она является основным звеном в цепи социокультурной преемственности, без которого невозможно формирование и развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к истории, обычаям и традициям своего народа и, в конечном счете, истинной любви к Отечеству. Известно, что воспитание можно считать подлинно народным и национальным тогда и только тогда, когда в его содержании присутствует этническое самосознание, этническая культура, этническая психология, образ жизнедеятельности и система духовно-нравственных ценностей.
Культура воспитания чеченцев имеет свои неповторимые особенности, в которой основными являются: предъявление к ребенку жестких требований и ограничений с первых лет жизни; доминирование в системе воспитания чеченцев формирования волевых и морально-нравственных качеств личности [3, с.110]. Так, на наш взгляд, чеченский этический кодекс «Къонахалла» -вершина ценностной шкалы национальной этической системы, уникальный памятник нравственной мысли человечества, должен сыграть значимую роль в формировании личности в образовательном пространстве современной Чеченской Республики. В качестве социального контроля выступают существующие у чеченцев строгие правила межличностного общения, регламентированные в зависимости от возраста и социального статуса общающихся (старший-младший, дети-родители, брат-сестра, сверстник-сверстник). В них много условностей и запретов, частично выраженных посредством нравственной категории «эвхьазалла» - мощного регулятора межличностного общения. Понятие «эвхьазалла» - нарушение норм, правил и запретов (этических, нравственных и социальных). Сегодня особенно актуально использование идейного потенциала суфизма в духовно-нравственной сфере чеченцев.
Общеизвестно, что родной язык, в котором спрессован исторический опыт народа, заложены начала его духовной культуры и жизнедеятельности, является мощным средством формирования духовного мира личности, ее развития, воспитания и приобщения к ценностям национальной культуры, накопленными предыдущими поколениями. Свободное владение родным языком - прочная основа жизнедеятельности человека. Примечательно, что в чеченских семьях, даже живущих среди иноязычного населения отдельными,
изолированными островками, чеченский язык и чеченская литература, периодическая печать на родном языке всегда занимали достойное место.
В заключение хотелось отметить, что в условиях социокультурного кризиса, нарушившего баланс структурной упорядоченности локальной социокультурной системы, сопровождающийся утратой согласованности и взаимодополняемости в функционировании ее различных подсистем, эффективности взаимосвязей между ее компонентами, наиболее четко проявляется амбивалентность цивилизационных процессов: развитие тенденций унификации, с одной стороны, и сохранение этнокультурного своеобразия народов, с другой. Мировой опыт показывает, что наиболее успешной стратегией данного процесса является интеграция, предполагающая сохранение собственной культурной идентичности каждого народа, наряду с овладением им культурой других этносов. Сегодня обществу необходима личность, способная жить и работать в полиэтнической среде, знающая и уважающая не только свою этническую культуру, но и культуру других этнических групп, умеющая сочетать национальные и интернациональные интересы, способная успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды.
Литература:
1. Грядунов М. В. Специфика современной социализации студенческой молодежи в аспекте обновленных ценностей. - Научные труды МГУПИ. Сборник статей. - 2007.
2. Грядунов М. В. Динамика социокультурных ценностей во взаимодействии Запада и Востока. // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 2.
3. Дадашев Р. Х., Мусханова И. В. Социокультурный кризис и формирование личности в контексте теории этногенеза//Известия Южного Федерального университета. - 2012.
4. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. М.: Инфра-М, 2012.
5. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат. 2006.
6. Краткий психологический словарь. Сост. Л. А. Карпенко. М.: Политиздат, 2005.
7. Кубякин Е.О.Социализация российской молодежи в условиях глобализации информационного пространства // Власть. 2011. - №3.
8. Муздыбаев К. Социальные дилеммы и способы их решения // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2007. - № 2.
9. Словарь практического психолога. Минск, 2007.
10. Сурина И. А. «Социология молодёжи. Энциклопедический словарь», М.: ACADEMIA, 2008.
Literature:
1 . Gryadunov M. V. Spetsifika of modern socialization of student's youth in aspect of the updated values. - Scientific works of MGUPI. Collection of articles. -2007 .
2 . Gryadunov M. V. Dinamika of sociocultural values in West and East interaction. // Social and humanitarian knowledge. - 2009 . - No. 2.
3 . Dadashev R. H. Muskhanova I. V. Sociocultural crisis and formation of the personality in a context of the theory of ethnogenesis//News of the Southern Federal university. - 2012 .
4 . Dobrenkov V. I. Kravchenko A. I. Sotsiologiya. M.: Infra-M, 2012.
5 . Zdravomyslov A. G. Requirements. Interests. Values. M.: Politizdat. 2006.
6 . Short psychological dictionary. Cocm. L. A. Karpenko. M.: Politizdat, 2005.
7 . Kubyakin E.O.Sotsialization of the Russian youth in the conditions of globalization of information space//the Power. 2011 . - No. 3.
8 . Muzdybayev K. Social dilemmas and ways of their decision//Magazine of sociology and social anthropology. - 2007 . - No. 2.
9 . Dictionary of the practical psychologist. Minsk, 2007.
10 . Surina I. A. "Youth sociology. Encyclopedic dictionary", M.: ACADEMIA, 2008.