https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.8.16
Исрапилова Зарема Анваровна
ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
В статье предпринята попытка выявить наиболее значимые жизненные ценности и ориентиры дагестанской молодёжи на современном этапе. На материалах социологического исследования, проведенного автором в разные временные промежутки на одном объекте исследования, прослеживается и анализируется динамика ценностных ориентаций современной дагестанской молодёжи. Автор приходит к выводу, что несформированность, неопределенность системы ценностных ориентаций молодежи затрудняет процесс социализации, самоидентификации, может привести к асоциальному поведению. Актуализируется необходимость выработки последовательной государственной политики, направленной на поддержку молодежи.
Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/9/2019/8/16.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 8. C. 82-87. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/8/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Социальная философия
Боаа! РИИозорИу
УДК 1; 316.75 Дата поступления рукописи: 14.05.2019
https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.8.16
В статье предпринята попытка выявить наиболее значимые жизненные ценности и ориентиры дагестанской молодёжи на современном этапе. На материалах социологического исследования, проведенного автором в разные временные промежутки на одном объекте исследования, прослеживается и анализируется динамика ценностных ориентаций современной дагестанской молодёжи. Автор приходит к выводу, что несформированность, неопределенность системы ценностных ориентаций молодежи затрудняет процесс социализации, самоидентификации, может привести к асоциальному поведению. Актуализируется необходимость выработки последовательной государственной политики, направленной на поддержку молодежи.
Ключевые слова и фразы: ценность; ценностные ориентации; дагестанская молодежь; иерархия ценностей; трансформация ценностных ориентаций; молодежная политика.
Исрапилова Зарема Анваровна, к.и.н.
Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала israpilova1966@mail. гы
ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
Под ценностями принято понимать объективную значимость разнообразных компонентов действительности, содержание которых определяется потребностями и интересами субъектов общества. Ценности являются стержнем, определяющим элементом духовной культуры, формирующим мировоззрение личности. Базовые ценности как важнейшие феномены человеческого бытия способствуют формированию устойчивых социальных связей, укреплению стабильности существования и дальнейшему развитию общества. С помощью сложившейся системы ценностных ориентаций индивид ориентируется в социальной реальности, определяет линию своего поведения, направляет и регулирует свою жизнь.
Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направленность позициям личности, поступкам, поведению. Они образуют своеобразную многоуровневую иерархическую систему, которая определяет приоритеты человека, выбор целей и средств их достижения.
Современные исследователи сущность ценностной ориентации видят в избирательном отношении человека к материальным и духовным ценностям, определяют ее как систему индивидуальных установок, убеждений, предпочтений, опосредованных личностными смыслами и находящих свое выражение в поведении индивида. По мнению этих авторов, ценностная ориентация «отражает смысловую сторону направленности личности, ее внутреннюю, содержательную основу внешнего взаимодействия с различными явлениями объективной реальности. Такое взаимодействие выражается в дифференцировании объектов по их значимости для индивида, выявлении личностного смысла различных объектов» [14, с. 178].
Последние десятилетия дагестанское общество (как и все российское) переживает сложные процессы радикальной трансформации всех сфер жизнедеятельности, связанные с модернизацией государства и общества. Эти изменения неизбежно проецируются и на духовную сферу, вызывая разрушение и переоценку духовно-нравственных ценностей, вследствие чего происходит ценностный раскол в обществе. Распад ценностной картины мира, системы ценностных ориентаций привел к духовно-нравственной дезинтеграции общества, утрате ценностных ориентиров у значительной части общества. Молодежь в силу своих социально-психологических особенностей наиболее остро ощущает эти перемены. Она теряет привычные ориентации, не может четко идентифицировать себя, утрачивает связи с обществом. Актуальность проблемы заключается в том, что в условиях смены аксиологических парадигм, социальной дезориентации, разрушения традиционных ценностей и формирования новых молодежь находится в ситуации риска, нестабильности. Ценностные ориентации молодежи находятся под противоречивым воздействием меняющихся социальных
условий, неустойчивости и, как следствие, подверженности внешнему влиянию. Более того, молодежь может стать идеальным объектом манипуляций, включая политические; она оказывается не субъектом общественной жизни, а средством, орудием, материалом для тех или иных сил [4, с. 245]. Крайне неблагополучная социально-экономическая ситуация в Дагестане, усугубляющаяся политическим кризисом, обуславливает усиление фактора нестабильности. А ведь молодежь, как отмечают многие исследователи, важнейшая часть социальной системы, призванная выполнять особую роль в процессе развития общества. Молодежь необходимо рассматривать как «исключительно важный фактор перемен, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность особого рода. Без фундаментального переосмысления роли молодёжи в социальных процессах, без переворота в сознании по поводу феномена молодёжи человечество не сможет быстро прорваться к новым высотам цивилизации» [10, с. 61].
В условиях изменяющейся социальной среды, кризиса системы традиционных ценностей современная молодежь вынуждена сама вырабатывать ценностные ориентиры, формировать новое ценностное пространство, обуславливающее функционирование ценностно-нормативной системы общества в целом.
Именно поэтому проблемы исследования структуры и динамики ценностей, причин, обусловливающих процесс их трансформации, изменения в поведенческих и ценностных установках молодежи, не теряют актуальности и находятся в центре внимания отечественных социологов (Ю. А. Зубок, В. В. Журавлев, С. Н. Иконникова, А. И. Ковалева, Н. И. Лапин, В. Т. Лисовский, В. И. Чупров и др.).
Многочисленные исследования помогают выявить изменения, которые произошли в ценностных ориен-тациях молодежи в условиях современной социокультурной реальности, их влияние на процесс формирования личности, а также дают представление о том, что осваивает современная молодежь в качестве ценностей и как формирует свои жизненные приоритеты [1-3; 6; 7]. Изучение ценностных ориентаций молодежи позволяет определить духовно-нравственные векторы развития общества, выявить его направленность, перспективы развития.
Целью исследования стали анализ характера ценностных ориентаций современной дагестанской молодежи, определение тенденций и направленности их трансформации, позволяющие выявить закономерности динамики ценностных ориентаций молодежи.
Научная новизна работы заключается в том, что изучена и отражена динамика ценностных ориентаций студенческой молодежи Дагестана за последнее десятилетие. Произошедшие за этот период изменения требуют анализа условий и факторов формирования ценностной системы дагестанской молодежи, их влияния на сознание и поведенческие установки молодых людей.
Практическая значимость работы состоит в том, что выводы, сформулированные на основе анализа динамики нравственных ценностей дагестанской молодежи, могут способствовать как решению локальных воспитательных задач в вузе, так и определению основных направлений по разработке эффективной молодежной политики в сфере создания условий для самореализации молодежи. Представления о реальных ценностных ориентирах молодежи могут помочь разобраться во многих сложных вопросах современной социальной реальности.
Современная социокультурная ситуация сложная и неоднозначная. Снижение уровня жизни, низкие социальные гарантии, ограниченные возможности, чувство незащищенности делают положение молодых людей в обществе нестабильным, что приводит к обострению молодежных проблем. Во-первых, это неизбежно приводит к деформации ценностных ориентиров, к вытеснению общественно значимых ценностей индивидуалистскими ценностями. Во-вторых, приводит к нарушению процессов социализации, самоидентификации, к затруднению интеграции молодежи в современное общество, к высокой степени его дифференциро-ванности. Наконец, особая опасность в том, что это может привести к социальной нестабильности и напряжению, росту всевозможных форм девиантного поведения молодежи (экстремистские, националистические и т.д.). Некоторые исследователи считают возможным говорить о появлении «потерянного» поколения, указывая на кризисное положение российской молодежи в условиях социальной трансформации [7; 8; 11].
Формирование ценностных ориентаций молодежи - многофакторный процесс, на который влияют: семья, воспитание, образование, возрастные особенности, конкретные исторические, социокультурные, политические, экономические и иные условия.
В условиях современного глобализирующегося мира исключительное значение приобрели информационно-коммуникативные технологии, возросло влияние средств массовой информации, в том числе электронных, на формирование жизненных ориентиров и морально-психологическое состояние молодежи. Наряду с информационно-просветительской функцией, СМИ зачастую выполняют деструктивную функцию, способствуют процессу деформации ценностных ориентиров [9, с. 8].
Пропаганда культа жестокости и насилия оказывает массированное давление на традиционные ценности, обесценивая их, формирует соответствующие модели поведения и стереотипы восприятия жизни.
Динамично развивающаяся интернет-среда несомненно может способствовать позитивной социализации и развитию личности, усвоению социальных норм, формируя позитивные ценностные ориентации, являясь системой неформального образования и просвещения. Но социальные сети могут оказывать и негативное воздействие, усугубляющееся невозможностью их контроля, навязывая ценности и нормы, чуждые нашему менталитету, нашей культуре.
Молодежь является своеобразным индикатором изменений, происходящих в нашем обществе, и от того, какими ценностями она руководствуется в своей деятельности, во многом зависит не только настоящее,
но и будущее состояние общества. Степень ее адаптации к современным условиям, готовность и способность самостоятельно решать проблемные ситуации в социокультурной, экономической, политической и других сферах жизнедеятельности можно выявить через изучение ценностных ориентаций.
Дагестанская молодежь переживает те же процессы переоценки старых и формирования новых ценностных ориентаций, которые характерны для российской молодежи в целом. Но на этот процесс накладывают отпечаток специфические факторы, присущие региону: геополитический характер республики, многонацио-нальность, многоконфессиональность, политическая нестабильность, несформированность гражданского общества, коррупция, экономическая отсталость.
Изучение ценностных ориентаций молодежи помогает определить мотивацию их социального поведения, позволяет проследить новые тенденции в изменении индивидуальных и социальных ценностей, установок и стратегий поведения.
На протяжении 10 лет, в рамках преподавания философии, провожу исследование среди студентов Дагестанского государственного технического университета с целью выявления ценностных ориентаций и их динамики с учетом трансформационных процессов, происходящих в современном обществе. Исследование проводится в форме анонимного анкетирования «Мои ценностные ориентиры, идеалы и ценности», а также написания эссе «Современная молодежь о смысле жизни».
В результате анализа выявлены существенные изменения в иерархии ценностных предпочтений молодежи за данный период. Так, если в 2010 году студенты на первое место ставили материальные ценности, материальное благополучие, то в последние годы в качестве приоритетной ценности указывают стремление достичь профессионального успеха, сделать карьеру или построить бизнес через образование, творческую и/или профессиональную самореализацию (68%). Установка на получение высшего образования как условие трудоустройства, возможность добиться более высокого материального положения или показатель определенного социального статуса сменяется стремлением самореализации, самоутверждения через повышение культурно-образовательного уровня. Таким образом, прослеживается четкая связь возможности добиться жизненного успеха путем профессиональной подготовки, получения качественного образования.
Такие традиционные ценности, как семья, сохранение этнокультурной идентичности, продолжают устойчиво занимать лидирующие позиции в ценностной иерархии, причем независимо от гендерного признака (72%). Приоритетное значение указанных ценностей может быть связано с традиционным воспитанием и устоями дагестанского общества. Характерной особенностью полиэтничной среды является высокий уровень этнической консолидации как следствие потребности обеспечить защиту и поддержку в сложных социальных реалиях. Практически все молодые люди отметили важное место, которое занимает в их жизни религия (92%). Правда, необходимо отметить, что здесь речь идет больше о самоидентификации, чем о соблюдении религиозных канонов. В целом идентичность молодежи проявляется преимущественно под влиянием территориального, этнического и конфессионального факторов.
В ценностных предпочтениях девушек более высокую позицию стали занимать желание профессионального и личностного роста, возможность реализовать себя как успешного человека (56%), хотя такие ценности, как семья, здоровье, любовь, сохраняют свои приоритетные позиции. В аксиологических системах городской и сельской молодежи не выявлены существенные отличия.
Можно констатировать, что дагестанская молодежь менее ориентирована на западные ценности и нормы, чем в целом российская; наблюдается большая нетерпимость к нарушителям традиционных этических норм.
Тем не менее определенная часть молодежи затрудняется дать моральную оценку девиантным действиям, в том числе противоправным (делинквентным). Так, резко осуждая воровство, наркоманию, непорядочность, некоторая часть молодых людей допускает «сокрытие доходов», «уход от налогов», считает возможным «обойти закон» ради успеха в бизнесе (24%). Этот факт демонстрирует не столько низкий уровень правосознания и правовой культуры, сколько правовой нигилизм, характеризующийся оппозиционной направленностью. Низкая политическая активность, недоверие к власти и институтам права находят отражение в системе ценностных приоритетов. Как показывают исследования, личные интересы преобладают над государственными и общественными. Такие либеральные ценности, как права и свободы человека, демократия, толерантность, активная гражданская позиция и политическое участие, занимают последние позиции в шкале ценностей (12%). Отсутствие мотивации социально-политической активности является индикатором неблагополучия социальной среды для самоактуализации, самоутверждения личности и коррелирует с низким уровнем доверия к власти, неуверенностью в своих возможностях влиять на принятие политических решений.
Аморфный характер ценностной системы находит отражение в иерархии ценностей, в которой причудливо переплетаются противоречивые ценности: тенденция к сохранению традиций и открытость новому; аполитичность, абсентеизм и социальная активность; инфантилизм, апатичность и предприимчивость; эгоизм и альтруизм; тяга к знаниям, саморазвитию и стремление к материальному благополучию. Наличие множества разных систем ценностей, их противоречивость - естественная и характерная особенность динамизма современных ценностных ориентаций молодежи.
Приятно, что в последние годы достойное место в системе ценностей занимают патриотизм, желание способствовать процветанию Родины (64%). В этой связи можно констатировать заметное уменьшение оттока молодежи за пределы республики; многие молодые люди занимают принципиальную позицию, стремясь реализовать свой созидательный потенциал именно в республике. Молодежь активнее участвует в различных форумах, грантовых конкурсах, культурно-образовательных и спортивных мероприятиях. Такие
традиционные ценности, как почитание старших, помощь ближнему, обуславливают позитивное отношение и готовность дагестанской молодежи к участию в благотворительной, волонтерской деятельности.
В целом результаты исследования показывают рост самосознания значительной части дагестанской молодежи, которая в сложных условиях социальных перемен и кризисов пытается определить свое место в обществе.
Эталоны, образцы ценностей могут получить свое воплощение в идеале. Идеал выступает как стимул духовного развития, выступает в качестве мотивов самовоспитания, способствует формированию лучших духовных качеств личности. В этом случае идеал содержит программу работы по самопознанию, способствующей достижению соответствия человека идеальному образу. В определенном смысле персонифицированным идеалом, идентифицируясь с которым многие юноши пытаются определить ориентиры для своего развития, стал чемпион UFC в легком весе Хабиб Нурмагомедов. Парень родом из горного аула, благодаря своему упорству, силе воли достиг успехов на мировой спортивной арене, стал всемирно известной медийной личностью. В глазах юного поколения он позиционируется как образ современного дагестанца, успешного, образованного, владеющего разными языками, не забывающего при этом своих корней, своей культуры и чтящего традиционные духовные ценности. Не будет преувеличением утверждать, что его успехи мотивировали молодых ребят не только на занятия спортом, но и на более серьезное изучение английского языка. Можно неоднозначно оценивать его вмешательство в культурную жизнь республики, высказывания на ниве борьбы за морально-нравственную чистоту, но резонанс на его высказывания на самых разных уровнях общества (включая главу республики В. А. Васильева и пресс-секретаря Президента РФ Д. С. Пескова) показывает степень влияния на настроения общественности.
Являясь наиболее мобильной частью общества, дагестанская молодежь эффективно адаптируется к новым реалиям. Среди ее представителей немало талантливых, инициативных, творческих, патриотичных молодых людей, стремящихся к активной общественной деятельности, участвующих в научных, культурных, спортивных и других мероприятиях. Многие из них успешно участвуют в федеральных проектах «Я - профессионал», «Лидеры России», в региональном проекте «Мой Дагестан».
Конечно, нельзя отрицать тот факт, что существует крайняя диспропорция в структуре ценностей среди молодежи: определенная часть молодежи ориентирована на западный образ жизни, материальные ценности; другая - видит спасение только в религии и религиозно-духовном воспитании. Между этими противоречивыми жизненными ориентациями складывается прослойка инициативной творческой молодежи, которую характеризует стремление сохранить и развивать традиционные ценности и в то же время - открытость и готовность к изменениям, инновациям.
В качестве примера можно назвать молодого предпринимателя Магомеда Курбайтаева, который после окончания РЭУ им. Плеханова получил престижное образование за рубежом. Так, он получил степень магистра Международной бизнес-школы HULT по специальности «Международный бизнес» в Сан-Франциско, дополнительное образование по специальности «Международный бизнес-менеджмент» Европейской школы экономики в Милане. Но, несмотря на предоставляемые там возможности, вернулся в Дагестан, чтобы применить полученные знания и опыт на родине, и продолжил семейный бизнес - тепличное хозяйство. Магомед является представителем Агентства стратегических инициатив (АСИ) в Дагестане, также в качестве эксперта в рамках федерального проекта «Ты предприниматель» рассказывает о возможностях поддержки начинающих предпринимателей. С несколькими друзьями в рамках проекта «Истоки гор», направленного на возрождение истории и культуры Дагестана, организовал цикл бесплатных образовательных лекций по истории Дагестана, с которыми выступает доктор исторических наук Хаджи Мурад Доного. Встречи стали уже регулярными, и с каждым разом собирают все больше заинтересованной в сохранении духовного наследия и укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей молодежи. Такие позитивные инициативы надо поддерживать, предоставлять условия для проявления социальной активности, участия в общественно-полезной деятельности.
Проблему духовного обновления общества невозможно решить без разработки конструктивной государственной программы, помогающей интеграции молодежи в устойчивое социальное и профессиональное сообщество, формированию у нее социально ориентированных позитивных ценностных ориентаций, идеалов. В последнее время проводится определенная работа, направленная на создание условий для самореализации молодежи, эффективного использования ее творчески-созидательного потенциала, вовлечения в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества. Но эта работа должна носить не декларативный, а систематический и целенаправленный характер, включать комплекс мер поддержки всех категорий молодежи. Поэтому важнейшей задачей государственных структур является создание широкой платформы социальных лифтов, предоставление максимальных условий для участия в жизни общества. Необходимо направить потенциал молодежи на развитие республики, оказывать реальную поддержку развитию предпринимательской деятельности молодежи, предоставить надежные социальные гарантии. Это особенно важно для региона с неустойчивой социально-экономической ситуацией, отягощенной коррупционной составляющей, которая обостряет проблему противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Не секрет, что исключенная из процессов социального взаимодействия молодежь легко становится объектом внимания идеологов религиозно-политического экстремизма.
Система образования как важнейший институт социализации (в том числе профессиональной) более эффективно должна осуществлять подготовку молодого поколения к самостоятельному усвоению новых знаний, формировать способность к непрерывному совершенствованию и решению различных проблем, развивать способность свободно ориентироваться в меняющемся мире новых технологий.
Не менее важны защита семьи и меры по повышению ее престижа, так как семья является важнейшим фактором, определяющим ценностный мир подрастающего поколения; она должна стать островком стабильности в стремительно меняющемся мире [5, с. 63-64].
В современных условиях модернизации остро стоит необходимость превращения талантливой целеустремленной молодежи с современными знаниями и опытом в активного субъекта политики. В связи с этим необходима смена патерналистской политики государства по отношению к молодежи, включающая отказ от старых стереотипов и идеологических штампов, переход от директивно-командной системы политического руководства молодежью к демократической молодежной политике. Такие отношения предполагают «обратную связь» и контроль «снизу» [13, с. 130].
Говоря о самых важных вопросах развития страны, в своем Послании к Федеральному Собранию 2019 года Президент РФ В. В. Путин призвал российскую молодежь активнее использовать предоставляемые возможности: «Я вообще хочу обратить внимание молодёжи: ваш талант, энергия, креативные способности - в числе самых сильных конкурентных преимуществ в России. Мы это понимаем и очень ценим. И чтобы каждый молодой человек (студент, школьник) мог проявить себя, мы уже создали целую систему проектов и конкурсов личностного роста. Это так называемые "ПроеКТОриЯ", "Мой первый бизнес", "Я - профессионал", "Лидеры России" и многие другие», - отметил он [12].
Молодое поколение Дагестана - будущее республики, ее основной стратегический ресурс, и от его нравственных ориентиров зависит дальнейшее развитие дагестанского общества и государственности. Поэтому важнейшими задачами государственных структур являются создание широкой платформы социальных лифтов для молодежи, предоставление максимальных условий для участия в жизни общества, направление молодежного потенциала на развитие республики.
Таким образом, исследование показало, что молодежь развивается в условиях взаимодействия целого ряда факторов и в совокупности общественных отношений, в которые она включена. Диверсификация ценностей обуславливает плюрализацию ценностного сознания молодежи.
Несмотря на то, что ценностные ориентации детерминированы социально-экономической и политической ситуацией, подвержены изменениям, аксиологическая система дагестанской молодежи сохраняет традиционные ценности. Ценностная дезориентация дагестанской молодежи нивелируется традиционным воспитанием, народным моральным кодексом.
Материальные ценности, сохраняя свою актуальность, теряют доминирование над духовными. Наблюдается усиление роли религии и религиозных ценностей. Ценностные ориентации отражают индивидуальные различия и определяются, в первую очередь, возрастными особенностями, а затем уже гендерными, этническими, социальными и т.д.
В иерархии ценностных ориентаций приоритетное место занимают ценности индивидуального характера, в то время как общественно-значимые ценности занимают низшие позиции, что, на наш взгляд, отражает кризисное состояние общества. Тем не менее внушает оптимизм то, что для студенческой молодежи актуализируются конструктивные ценности, мотивирующие к самореализации, саморазвитию, достижению профессионального и личностного роста.
Это свидетельствует о ее инновационном потенциале и достаточно высокой степени готовности к адаптации в новых социально-экономических условиях. В этой ситуации особенно важна роль государства и общества в целом в совершенствовании институтов социализации в целях продуктивного воздействия на процесс формирования позитивных ценностных ориентаций и установок молодежи. Одной из главных и неотложных задач современного общества является выработка эффективной, системной, целенаправленной и прозрачной политики в отношении молодежи, учитывающая как ее потребности, так и возможности для максимальной самореализации.
Список источников
1. Журавлев В. В., Родионов В. А., Цепляев А. Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность. М.: Социум, 2002. 122 с.
2. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социокультурный механизм формирования отношения молодежи к образованию // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 78-90.
3. Ковалева А. И. Социализация молодежи: проблемы нормы и отклонения // Научные труды аспирантов и докторантов. 2005. № 50. Юбилейный выпуск. С. 93-108.
4. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А., Хохлушкина Ф. А. Образование и жизненные траектории молодежи: 1998-2008 годы. М.: Институт социологии РАН, 2011. 277 с.
5. Кудзиева Ф. С. Механизмы становления ценностных ориентаций подрастающего поколения в условиях трансформации семьи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Социология. Политология». 2014. Т. 14. Вып. 2. С. 61-65.
6. Лапин Н. И. Традиционные и либеральные ценности в современном российском обществе // Человек. Наука. Цивилизация: к семидесятилетию акад. В. С. Степина / отв. ред. И. Т. Касавин. М.: Канон+, 2004. С. 738-754.
7. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи в России. СПб.: СПбГУП, 2000. 508 с.
8. Луков В. А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 27-35.
9. Матвеева Н. А. Влияние телевидения на формирование ценностных ориентаций подростков и пути преодоления его негативных последствий: автореф. дисс. ... к. психол. н. Курск, 2009. 27 с.
10. Молодёжь России: тенденции, перспективы / под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. М.: Молодая гвардия, 1993. 224 с.
11. Мяло К. Т. Время выбора: молодежь и общество в поисках альтернативы. М.: Политиздат, 1991. 251 с.
12. Российская газета. 2019. 21 февраля.
13. Ховрин А. Ю. Государственная молодежная политика: синтез патернализма и социального партнерства // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 1. С. 121-138.
14. Яницкий М. С., Серый А. В., Пелех Ю. В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. 2013. № 1 (46). С. 175-185.
DYNAMICS OF THE MODERN YOUTH'S VALUE ORIENTATIONS (BY THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)
Isparilova Zarema Anvarovna, Ph. D. in History Daghestan State Technical University, Makhachkala israpilova1966@mail. ru
The article attempts to identify the most significant life values and guiding principles of Dagestan youth at the present stage. By the materials of a sociological study conducted by the author in different time periods with the same object, the dynamics of modern Dagestan youth's value orientations is traced and analysed. The researcher comes to the conclusion that incompleteness and uncertainty of the young people's value orientation system make the process of socialization, self-identification difficult and can lead to asocial behaviour. The need to develop consistent state policy aimed at supporting young people is highlighted.
Key words and phrases: value; value orientations; Dagestan youth; hierarchy of values; transformation of value orientations; youth policy.
УДК 1; 947.085(6) Дата поступления рукописи: 17.06.2019
https://doi.org/10.30853/manuscript2019.8Л7
Статья посвящена исследованию возможностей, условий и факторов профессиональной деятельности, позволяющих обрести и реализовать смысложизненные ценности человека. Несмотря на то, что смысл жизни субъективен и связан с призванием, в нем присутствует объективный - нравственный - содержательный стержень, обеспечивающий ценность жизнедеятельности индивида как для него, так и для социума. На примере рассмотрения конкретных характеристик долга воина-профессионала (напряженность боевой учебы, экстремальные условия, готовность к самопожертвованию и др.) авторы показывают их альтруистические требования как детерминанты смысла жизни человека, позволяющие максимально реализовать его личностный потенциал. Критерием истинности нравственного выбора является оценка истории. И она применима к деятельности в любой профессии.
Ключевые слова и фразы: воинский долг; смысл жизни; нравственность; служение; ценности; призвание.
Кулешов Валерий Ермолаевич, д. филос. н., профессор Данильченко Сергей Алексеевич, к. филос. н., доцент
Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С. О. Макарова, г. Владивосток [email protected]; [email protected]
ДОЛГ ВОИНА-ПРОФЕССИОНАЛА КАК ДЕТЕРМИНАНТА СМЫСЛА ЖИЗНИ
В данной статье на примере рассмотрения основных характеристик долга воина-профессионала выявляется диалектическая взаимосвязь атрибутов профессиональной деятельности и смысла жизни человека. Об актуальности темы свидетельствуют следующие основные факторы. Во-первых, выживание России как суверенного государства в современных условиях обеспечивает высокая боеготовность армии и флота, неотъемлемым элементом которой являются морально-боевые качества военнослужащих. Во-вторых, проводимая в постперестроечный период абстрагированная от нравственности пропаганда жизненных ценностей «цивилизованного потребителя» является деструктивной как для судьбы индивида, так и для прогрессивного развития социума. В-третьих, констатация современной тенденции дегуманизации социально-экономических отношений в стране заставляет презентовать и рассматривать смысложизненную ценность долга, служения, патриотизма в качестве духовного противовеса, неоднократно выполнявшего спасительную роль в истории России.
Каждый однажды родившийся человек оказывается заброшенным в совершенно незнакомую ему собственную жизнь, которую он обречен осваивать и в зависимости от результатов этого освоения так или иначе проживать. Генетическая программа, семья, общественные отношения, система образования и множество других факторов в их уникальных сочетаниях влияют на выбор поступков, действий человека, которые, в свою очередь, определяют каждую индивидуальную судьбу. Стержнем, стратегическим направлением реализации судьбы в большинстве случаев является деятельность на поприще избранной профессии.
И если рассматривать человека как существо мыслящее, задающее себе и миру вопросы о временности и ценности своего пребывания на земле, то нельзя не увязывать выбор профессии с пониманием им смысла своей жизни. Этим духовным феноменом философия интересовалась во все времена. Несмотря на то, что законченное доказательство в варианте формулы (например, как в математике) на данном поприще размышлений