Научная статья на тему 'Основные аспекты формирования правового и морального самосознания студенческой молодежи (на примере Северного Кавказа)'

Основные аспекты формирования правового и морального самосознания студенческой молодежи (на примере Северного Кавказа) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
166
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / ПРАВО / САМОСОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / МНОГОЭТНИЧНАЯ СРЕДА / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / LAW / IDENTITY / VALUE PRIORITIES / MULTI-ETHNIC ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Османова Н. М.

Статья посвящена проблеме формирования и развития правового и морального самосознания современной молодежи Северного Кавказа. Рассмотрены основные аспекты «морального сознания» и «правового сознания». Определено их место в самосознании студенческой молодежи. Раскрываются особенности и сущность многоэтничной среды в самосознании студенческой молодёжи Северного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Османова Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main aspects of forming the legal and moral awareness of the student youth (in the North Caucasus)

The formation and development of the legal and moral consciousness of modern youth of the North Caucasus is discussed. The main aspects of the “moral consciousness” and “legal consciousness” are considered, their place in the consciousness of students is defined. The characteristics and essence of multi-ethnic environment in the consciousness of the student youth of the North Caucasus are described.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты формирования правового и морального самосознания студенческой молодежи (на примере Северного Кавказа)»

УДК 151.8:378 ББК 88.37:74.480

Н.М. Османова

основные аспекты формирования правового и морального самосознания

студенческой молодежи (на примере северного КАВКАЗА)

Статья посвящена проблеме формирования и развития правового и морального самосознания современной молодежи Северного Кавказа. Рассмотрены основные аспекты «морального сознания» и «правового сознания». Определено их место в самосознании студенческой молодежи. Раскрываются особенности и сущность многоэтничной среды в самосознании студенческой молодёжи Северного Кавказа.

Ключевые слова: мораль, право, самосознание, ценностные приоритеты, многоэтничная среда, нравственность.

N.M. Osmanova

THE MAIN ASPECTS OF FORMING THE LEGAL AND MORAL AwARENESS OF The STUDENT Youth (IN THE NORTH CAUCASUS)

The formation and development of the legal and moral consciousness of modern youth of the North Caucasus is discussed. The main aspects of the "moral consciousness" and "legal consciousness" are considered, their place in the consciousness of students is defined. The characteristics and essence of multi-ethnic environment in the consciousness of the student youth of the North Caucasus are described.

Key words: morality, law, identity, value priorities, multi-ethnic environment, morality.

Одним из важнейших социальных институтов в аспекте форм общественного сознания является мораль. Это своеобразная совокупность взглядов, убеждений и основанных на них норм поведения, исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, оценок, определяющих и регулирующих отношения людей к обществу, государству, коллективу, классу, друг к другу, семье, окружающей действительности. Основополагающими морали служат представления о зле и добре. Серьезно познать эти противоположные составляющие, выяснить взаимосвязь между ними помогает объективное сопоставление права и морали. Одной из фаз социализации большинство ученых считают студенческие годы.

Студенчество является не только пассивным объектом социализации со

стороны общественных институтов, но и активным субъектом, для которого характерно стремление к саморазвитию, становление профессионального самоутверждения. С одной стороны, студенческие годы для молодежи является первым этапом становления независимости, ответственности, самостоятельности, что является необходимым элементом социализации, а с другой - в процессе обучения человек получает социальный опыт в форме знаний, развивает свои задатки и способности, формирует интересы и наклонности, отношение к морально-правовым характеристикам. Здесь закладываются основы мировосприятия молодого человека, развиваются его способности, навыки общественной деятельности. Знание являются ведущей формой деятельности субъекта, его социализации. Все это обусловливает фор-

X

го

X

со О о о

го о

го

со

5 *

го со £го

о 2 1

roO ^ф

с О.

к ф s S

£ s

ГО о

ёго Q. Го

О-Ь

_ о Ф S

Го о ф о 5 ф

Si sg

го ш о

X

го ^

о

о

мирование направленности индивида на активную социальную деятельность, инициативу и творчество, объективные представления о морали и праве [4].

Целостность права и морали состоит в том, что: они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа; право и мораль преследуют, в конечном счете, одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости; у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают; право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов; право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации; право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал. Цель права - «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры».

Рассматривая формирование морально-правового сознания молодого поколения, а конкретно студенчество, поясним: личностное самосознание современных студентов характеризуется несформиро-ванностью рефлексии и осознания себя во времени, отсутствие уверенности в себе, слабо выраженная способность контролировать свою жизнь. Проекция

тут выступает как эго-защита (другими словами - приписывание социально не-одобряемых поступков другим людям), регрессия (или снижение чувства ответственности путем отхода на низший уровень развития) и отрицание (поддержание самоуважения личности путем отказа от тревожащей информации). Наличие высокого уровня механизмов психологической защиты у большинства студентов свидетельствует о личностной незрелости, отсутствии ответственности за себя и свои поступки. Переход этнического осуществляется в направлении снижения включенности личности в этнокультурный контекст. Лидирующим тут являются личностные, индивидуальные проблемы, что обусловлено, с одной стороны, возрастным изменением ценностных приоритетов, а так же особенности социальных условий развития. Параллельно с этим, наблюдается снижение эмоционального самоотношения, которое проявляется в усилении противоречивости и критичности этнокультурных оценок.

Главной составляющей жизни молодого поколения республики является специфика жизни регионов Дагестана и межнациональные отношения. Молодежь Дагестана понимает свои традиционные нюансы, а также зависимость от окружения, куда входит не только семья, но и род, родовые связи. Это ни есть плохо, так как зависимость принципиально строится на соблюдении норм поведения - чтение традиций, уважение старших. Наряду с положительными сторонами необходимо учитывать и отдельные субъективные тенденции. Зачастую это «не дает «возможности молодежи быть полноценно «самостоятельной личностью», так как приходится беспрекословно следовать указаниям старших, дабы не разрушать репутацию семьи.

В целом, мировосприятие молодежи Северного Кавказа характеризуется значительной двойственностью - одни и те же коренные устои их жизни несут в себе как явные преимущества, так и жесткие ограничения. В качестве ценностного приоритета молодые люди пропагандируют уважение других национальностей - как внутри республики, так и за ее

пределами. В настоящее время наблюдается тенденция замены понятия этнического самосознания другим - общегражданским понятием «российское самосознание». В силу последних политических событий данное отождествление рассматривается как ключевой компонент морально-правовых и межэтнических отношений. Вопросы этнического (национального) самосознания в России сегодня являются актуальными с точки зрения широкого круга проблем, связанных с поиском путей культурной морально-правовой преемственности в воспитании молодого поколения.

Сегодня этнокультурное состояние Дагестана, а также народов, проживающих на его территории, заключается в том, чтобы суметь понять и познать себя. Неоспоримо, что при условии понимания, знания и уважения себя, своей национальной культуры можно понимать и уважать других. Это касается всех поколений, но в большей степени это касается современного молодого поколения. Перестройка самосознания, в первую очередь, связана с появлением новых амбиций и ряда вопросов к самому себе. В рамках формирования самосознания происходит моральнонравственное самоопределение, от которого зависит не только дальнейшая жизнь молодых людей, но и жизнь общества, членом которого он является. Особый интерес представляет самосознание студенческой молодежи, как поколения будущей интеллигенции. Так, еще Д.Н. Овсянико-Куликовский указывал, что национальность есть явление по преимуществу интеллектуального порядка. Поэтому интеллигенция полнее других слоев населения выражает национальную «подоплеку» [3].

Регулярное преобладание новостной ленты о Дагестане, чаще негативного характера, создает, с одной стороны, стереотипное, с другой - правдоподобное видение ситуации в республике. Не испытывая ни малейшего когнитивного диссонанса, респонденты соглашаются с обеими точками зрения: собственный негативный имидж дикого волосатого кавказца для них такой же стереотип, как прежнее западное восприятие русского

грубым мужиком - алкоголиком в лаптях. Чаще всего, отрицают они и постоянное ощущение опасности от близости Ингушетии и Чечни и частоты террористических актов; в то же время, соглашаясь, что в республике «постоянно стреляют на соседней улице», но к этому уже «привыкли». Жители Ростовской области и граничащей с Украиной территорией, также испытывают постоянный страх и тревогу, слыша и видя беженцев из «горячих» точек. Разумеется, тем, кто живет в «иной реальности», трудно понять возможность «привыкания» к регулярным выстрелам за окнами, а когда это становится неотъемлемым элементом повседневности, тогда, скажем, закладывание на ночь окон фанерой, картоном, подушками от срикошетивших пуль, воспринимается не серьезнее, чем «позавтракать» или почистить зубы.

Развитие самосознания личности является центральным образованием молодого поколения и одним из основных условий формирования индивидуального осознания моральных и правовых параметров. Самосознание - это процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе, о самом себе. При этом можно сталкиваться с проблемами в формировании личности: во-первых, это снижение самоуважения и как частное следствие - социальная деградация, агрессивность и тяга к преступлению (условно аморальные и антиправовые действия); во-вторых, подверженность влиянию группы, комфортность, отсутствие своего мнения, глубокое изменение восприятия. Молодые люди с негативной Я-концепцией не осознают, что совершают хорошие поступки, оправдывая себя неспособностью так поступить. Оценить значение внутренних процессов самосознания часто бывает трудно потому, что они неразрывно связаны с практической деятельностью личности, ее взаимодействием с внешним миром.

Если рассматривать молодежную аудиторию, как наиболее восприимчивую к изменениям окружающей действительности и способную к ее преобразованию, то характерной особенностью

X

го

X

со О о о

го о

- со

5 *

ГО СО

£го

о 2 1

8*

гоО ф

с О.

к <0

£ 5

ГО о

ё £ о. Го

3 §

о

Ф 2 5 '§

Го ° ф о

о

X

о

о

го ш о

X

го о

о

молодежной среды в сфере формирования самосознания являются поиски новых средств объективной деятельности. Новаторский дух, свойственный многим молодежным объединениям, способствует росту активности и создает оптимальные условия для личностной самореализации.

Регулярное, внутренне осознанное и активное участие юношей и девушек в тех или иных видах коллективного творчества и, что особенно перспективно, в создании культурных ценностей способствует развитию двусторонней связи учреждений культуры и молодежной аудитории. Углубление взаимопонимания специалистов культурно-досуговой деятельности и различных групп молодых людей расширяет возможности позитивного взаимодействия на мотивацион-ную и поведенческую сферы личности. Важным моментом является создание условий для открытых дискуссий, спонтанного самовыражения, сопереживания и сочувствия, активного стремления к самоутверждению в процессе неофициальных отношений, для лучшего понимания нормативных и ненормативных морально-правовых аспектов.

В связи с вышеперечисленным возникает необходимость формирования у юношей и девушек адекватного самосознания, развития осознания своих когнитивных способностей, эмоциональной сферы и умения прогнозирования своего поведения. Интересно то, что основными проблемами нынешнего поколения молодежь Северного Кавказа считает следующие:

• всеобщая коррупция, начиная с роддома, детских садов, школ, Сузов, Вузов, медицины, чиновнического аппарата, правительства и др. Вследствие этого, у молодого поколения формируется порой «извращенное» представление морали и тем более, права;

• сложности трудоустройства по специальности - так, чтобы «социально устроиться и финансово подкрепить личное состояние». Выход для многих - это выезд в Центральную Россию, реже в Европейскую Россию. Отъезд из Дагестана, помимо финансовых и образовательных

ограничений, поднимает вопрос национальной, или региональной, принадлежности. Бытующий в обиходе штамп «лицо кавказской национальности» зачастую провоцирует нарушать те самые «нормы морали», а соответственно становится «правонарушителем»;

• сложности собственной реализации в других сферах жизнедеятельности: литературные и спортивные увлечения требуют значительной финансовой подпитки для выезда за пределы республики сводятся к отсутствию должного финансирования. И тут подвох. Молодежь, не сумевшая устроить свой досуг, «идет искать его на улицах», «в лесах» и т.д. Опять парадигма - нарушение правопорядка, отсюда - несоответствие моральным нормам поведения;

• все ранее сказанное порождает цепочку негативных явлений: рост масштабов и «омоложение» наркомании, проституции и суицида. Зачастую дагестанская студенческая молодежь убеждена в том, что они не стали «потерянным поколением»: они признают, что сегодняшняя жизнь в республике очень сложна и противоречива, в ней много разнонаправленных тенденций и веяний, имеющих одновременно позитивные и негативные последствия для каждого конкретного человека, но большинство сохраняет незыблемую морально-нравственную основу и чтит традиции предков, встраиваясь в современные реалии.

В повествованиях сквозит определенная гордость за себя, потому что «дагестанская молодежь не самая плохая молодежь, у нее есть человеческий и творческий потенциал», - ей удается балансировать на очень тонкой грани соблюдения одновременно национальных традиций, формальных предписаний ислама и требований современного этапа общественного развития. Если говорить о религиозности, то большинство дагестанской молодежи характеризует себя как «обыкновенных верующих», «богобоязненных приверженцев ислама», которые живут по принципу «не делай другому зла»; с точки зрения традиций, подчеркивает особенности кавказского воспитания и акцентирует важность толерантного поведения («со

своим Кораном в монастырь не ходи»); для реализации своего потенциала требует государственной поддержки, а именно -создания объективных условий для развития бизнеса, спорта, производства и т.д. [2]. Важной особенностью молодых дагестанцев можно считать существенное увеличение конфессионального компонента в их представлениях, что выражается в ценностных ориентациях, открытых высказываниях о смыслах жизни, в поведении, в выраженной внешней знаковой представленности. Структура самосознания, согласно теории В.С. Мухиной, является целостной и включает в себя четыре звена [5].

Первый компонент - имя собственное, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека. Вторым компонентом структуры самосознания является притязание на признание. В онтогенезе потребность в признании формируется благодаря пристрастному отношению взрослого к проявлениям ребенка. Третьим компонентом структуры самосознания является половая идентификация, которая несет в себе ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль, сексуальную потенцию и сексуальное поведение, а также включает психологическое признание своей идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане. Четвертый компонент структуры самосознания - психологическое время личности. Человек в своем самосознании относительно своей персоны мыслит в трех временах: в индивидуальном прошлом, в настоящем и будущем [5].

И последнее, пятое, звено структуры самосознания, определяемое В.С. Мухиной как социально-нормативное пространство личности. Так как родовая культура содержит в себе определенную совокупность идей и взглядов, отраженных в традиционной культурной форме (мифы, табу и т.д.), то она формирует сознание и самосознание родового индивида посредством воспитания (мифы, сказания, ритуалы, обычаи, пословицы, песни и т.д.). Именно эти формы родового воздействия определяют, по мнению автора, содержание формирующегося

мировоззрения родового человека и придают ему традиционные поведенческие формы межличностных отношений, детерминирующих его бытие. Освоение нормативов родового долга в истории человечества имело универсальное значение, как для выживания самого рода, так и каждого из рода в отдельности человека. Внутри рода формирование долга у нового поколения осуществлялось через традиционные социальные ожидания, мифологию, сказания, песни и прививалось через поступки конкретного человека посредством инициации [1; 5]. Через обряды инициации рождался социально ответственный индивид, в структуру самосознания которого глубоко входили родовые понятия «надо», «можно» и «нельзя».

Правовое и моральное самосознание студенческой молодёжи Северного Кавказа в условиях иноэтнической среды остается фиксированным на традициях и ценностях внутриэтнической и общедагестанской межнациональной иден-тичностях. В то же время самосознание начинает продвигаться в сторону общероссийской идентичности.

В ценностный мир личности в условиях обучения иноэтноса проникают новые ценности - продукт интенсификации интеграционных процессов. Студенческая молодёжь (как и другая молодёжь в подобных обстоятельствах), наряду с сохранением традиционного этнического самосознания, подвержена влиянию ценностей иной (русской и европейской) культуры. Это происходит через изменения таких звеньев самосознания, как притязания на признание, половая идентификация, социально-нормативное пространство. Студенческая молодёжь подвержена влиянию ценностей русской культуры.

Моральное самосознание студенческой молодежи при сохранении исконных традиционных ориентаций интегрирует в ценностные ориентации иной культуры, что проявляется в выраженной лояльности к её ценностям. Особенностью этнического самосознания студенческой молодёжи в иноэтническом окружении является противоречивость аккультура-

X

го

X

со О о о

го о

- со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 *

ГО СО

£го

о 2 1

гоО ф

с О.

к ф

£ 5

ГО о

ё £ о. Го

о

Ф 2 5 '§

Го ° ф о

о

X

о

о

ционных стратегий - при внешнем принятии интеграционной, значительно выражена сепаративная стратегия. В иноэт-нической среде подавляющее большинство испытуемых, - студентов Северного Кавказа, - избирает приоритетную инте-гративную стратегию поведения, что говорит об их успешной адаптации. У студенческой молодёжи в иноэтнической среде сохраняется стремление к внутри-этническим бракам, что обеспечивает естественное обособление и самосохранение дагестанских этносов. В условиях иноэтноса снижаются аффилиационные тенденции и усиливается идеоцентриче-

ский тип поведения. Студенческая молодёжь проявляет этнотолерантность и сенситивность к ценностям нового этнокультурного окружения. В условиях мно-гоэтничной среды России самосознание студенческой молодёжи детерминировано сопряжением между миром исконных этнических традиций и иной культурной среды, объединённой сущностным значением общего понятия «россияне». При этом этническое самосознание стабильно удерживает элементы внутриэтниче-ских ценностей, что находит отражение в содержательном наполнении структурных звеньев.

Библиографический список

1. Давыдов, В.Н. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: региональный фактор [Текст] / В.Н. Давыдов // Вестник РУДН. Серия «Политология». - 2004. - № 1(5). - С. 39-48.

2. Джунусов, М.С. О мере своеобразия национальных культур [Текст] / М.С. Джунусов // СОЦИС. - 2002. - № 5. - C. 125-128.

3. Луговой, P.A. Моральное самосознание молодёжи Дагестана в традиционной и иноэтнической среде [Текст] / Р.А. Луговой // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 3(16). - С. 18-22.

4. Лукашевич, Н.П. Социология. Общий курс [Текст]: учебник / М.П. Лукашевич, М.В. Тулен-ков. - Киев: Каравелла, 2004. - 456 с.

5. Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности [Текст] / В.С. Мухина. - Воронеж: Академия, 1999. - 141 с.

Referencеs

1. Davydov V.N. Ethno-political conflicts in the North Caucasus: regional factor. Bulletin of People's Friendship University of Russia. Series of "Political Science", 2004. №1 (5). P. 39-48. [in Russian].

2. Dzhunusov M.S. On the measure of originality of national cultures. SOTsIS, 2002. №5. P. 125-128. [in Russian].

3. Lugovoi P.A. The moral consciousness of youth of Dagestan in traditional and another ethnic environment. Izvestia Dagestanskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta. Psykhologo-pedagogicheskie nauki, 2011. № 3 (16). P. 18-22. [in Russian].

4. Lukashevich N.P., Tulenkov M.V. Sociology. General Course: A Textbook. Kiev: Caravel, 2004. P. 456. [in Russian].

5. Mukhina V.S. The phenomenology of development and life ofthe person. Voronezh: Academia, 1999. P.141. [in Russian].

ro m о x го s

о О

Сведения об авторе:

Османова Наида Магомедсаидовна,

соискатель, кафедра психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Российская Федерация. Ктай: Gadjiev82mail.ru

Information about the author: Osmanov Naida Magomedsaidovna,

External Doctorate student Department of Psychology Dagestan State Pedagogical University,

Makhachkala, Russia. E-mail: Gadjiev82mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.