СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316.723-053.6
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ СОВРЕМЕННОГО ДАГЕСТАНА
®2011 Тагирбекова О.А.
Дагестанский государственный университет
На основе социологического анализа предпринята попытка выявить и проследить пути развития и становления ценностных ориентаций дагестанской молодежи на современном этапе. Автор доказывает, что за последние десятилетия взгляды молодежи претерпели существенные изменения, и это требует внимательного изучения и анализа. Смена общественного строя и господствующей идеологии неоднозначно отразилась на сознании молодежи, что оказывает негативное влияние на дальнейшее развитие дагестанского общества.
On the basis of the sociological analysis the author of the article tries to reveal and retrace the ways of Dagestan young people’s value orientation development and formation at the present stage. The author proves that during last decades young people’s sights have undergone essential changes and it demands the close studying and analysis. The change of the social order and dominating ideology were ambiguously reflected in young people’s consciousness. This fact has the negative impact on the further development of Dagestan society.
Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, молодежь, религия.
Keywords: value, value orientations, young people, religion.
Основным социально-философским фактором, определяющим
взаимоотношения между миром и человеком, является духовная жизнь человека, где основную роль играют базовые ценности, лежащие в основе его существования [2. С. 53]. Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии. Еще более важное значение исследование ценностных ориентаций приобретает на переломном этапе развития общества,
когда старая система ценностей разрушена, а новая еще не сформирована.
Знание реальных ценностных ориентаций, целей и смыслов жизни как в обществе в целом, так и на уровне его конкретных
представителей может не только способствовать продуктивности
общения и воспитания в ситуации всеобщих перемен и кризисов, но и служить материалом для построения программы формирования
гармонично развивающейся
автономной личности, способной
самостоятельно решать проблемные ситуации в политике, экономике, этике, науке и других жизненных сферах через индивидуальную систему личностных ориентаций [6. С. 124].
Хотя проблема ценностей
возникает вместе с философией,
становление теории ценности как самостоятельной дисциплины
(аксиология) относят ко второй половине Х!Х века, когда, по
выражению Ф. Ницше, происходит «переоценка всех ценностей». В это время в западной философии и социологии формируются различные концепции ценностей: а)
натурологический психологизм (Дж. Дьюн, Р. Б. Пьерри),
рассматривающий ценности как объективные факторы бытия; б) аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.), считающий ценность идеальным бытием, не зависящим от
человеческих желаний; в) персоналистический онтологизм (М. Шелер), обосновывающий
объективный характер ценностей; г) социологическая теория ценностей (М. Вебер, Э. Дюркгейм), которая особо подчеркивает роль этических и религиозных ценностей в развитии общества [4. С. 6]; д) структурный функционализм (Т. Парсонс), где ценность рассматривается как способность регулировать поведение личности и связывать ее с системой социальных значений, т.е. нормативная функция ценностей. Согласно Т. Парсонсу, социальный порядок зависит от существования общих, разделяемых всеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта, посредством которого отбираются цели действия [5. С. 115].
В советской философии одно из первых определений ценности дал В. П. Тугаринов: «Ценности суть
предметы, явления и их свойства, которые нужны членам определенного
общества или класса или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» [12. С. 261]. В классификацию
ценностей, основывающуюся на структуре общественных явлений, В. П. Тугаринов, наряду с материальными и духовными,
включает социально-политические: общественный порядок, мир, безопасность, свободу, равенство, справедливость, человечность [12. С. 277].
Кроме материальных, духовных, социально-политических ценностей,
В. П. Тугаринов выделяет еще наличные и нормативные. Первые реально существуют, вторые задуманы как цели деятельности и в большинстве случаев предполагают наличие правил, норм, идеалов и реализуются согласно этим нормам. Предложенные классификации
ценностей являются «открытыми» и могут быть дополнены.
Понятие «ценность» в
философском значении - это многомерное, многоуровневое,
сложное и целостное образование, сочетающее в себе в диалектическом единстве элементы объективного и субъективного, абсолютного и относительного, общезначимого и условного,
общечеловеческого и
индивидуального и т.д. В
философской литературе
высказываются мнения, что дать адекватного определения ценности практически невозможно, - этим и объясняется подобная
многоаспектность [11. С. 216].
На основе анализа существующих в литературе определений мы рассматриваем ценность как философскую категорию,
отражающую избирательные
отношения человека, группы, класса, общества к материальной и духовной реальности [3. С. 49]. Это отношение определяет и структуру общества.
Так, с точки зрения Л. И. Анциферовой, направленность
личности на определенные ценности
- ценностные ориентации -формирует общество [4. С. 427].
Ценностные ориентации - это сложный социально-психологический феномен, характеризующий
направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и
направленность позициям личности, поступкам, поведению [8. С. 83].
Актуальность исследования
ценностных ориентаций дагестанской молодежи определяется тем, что, во-первых, современная молодежь республики развивается в
неблагоприятных социально-
экономических условиях (низкий прожиточный уровень, безработица, преступность и т.д.), обусловленных кризисом в российском обществе, что способствует усилению фактора социальной нестабильности молодежи; во-вторых, особенностями положения молодежи как специфической социально-демографической группы в структуре общества.
Система ценностей молодежи позволяет судить о культуре, гуманистическом потенциале,
перспективах развития общества, о том, какие перемены ожидаются. Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня оказывает влияние на формирование образа будущего. Как отмечает С. И. Иконников, «молодежь содержит в себе «проекцию» на следующие периоды жизни. От того, какой нравственно-эстетический фундамент заложен в этот период, во многом зависит будущее человечества» [9. С. 166].
Проблема заключается в том, что в силу объективных причин молодежь отличает
несформированность ценностных и жизненных ориентиров, что увеличивает вероятность
ошибочного выбора при принятии ответственных решений. И, соответственно, молодежь может явиться фактором как ускорения (являясь источником социально-
экономического и духовного возрождения общества)
общественного развития, так и ее торможения (являясь источником
пополнения криминала, наркомании, социальной напряженности).
Данная проблема особенно актуальна в процессе
реформирования общества, в котором наиболее уязвимой
социальной группой также является молодежь. Именно она испытывает сильное давление со стороны политических сил и движений, так как не обладает четкими социальными и ценностными ориентирами и находится в состоянии жизненного самоопределения.
Сегодня все более значимым становится преодоление раздвоения в духовно-нравственном состоянии общества, где, с одной стороны, плюрализм есть определенный качественный этап на пути демократизации всех сфер его жизни, а с другой - может утратить свое позитивное значение, поскольку на его почве произрастает идеология
невежества. Тем не менее «издержки» современного этапа общественного развития не должны заслонять главного - общество и личность стоят перед проблемой духовного обновления, и ее надо решать на основе разработки наиболее
конструктивных программ,
учитывающих специфику ценностных ориентаций молодого человека в
современном мире. Сама целостность общества сохраняется в таком состоянии в случае стабильного
«удержания» собственной духовной целостности каждым конкретным
индивидуумом [7. С. 59].
В целях исследования обозначенной проблемы нами была изучена система ценностных ориентаций молодежи в возрасте от
15 до 29 лет в период с марта по июнь 2010 года. Для получения эмпирической базы исследования нами были использованы методы анкетирования и интервью. В выборку вошли 2094 человека, в том числе мужчин - 46%, женщин - 54%. По возрасту респонденты распределились следующим
образом: от 15 до 20 лет - 43%, от 21 года до 25 лет - 29%, от 26 до 30 лет
- 28%. Из них старшеклассники -17%, студенты средних учебных заведений - 13%, студенты высших учебных заведений - 36%,
безработная молодежь - 18%,
работающая молодежь - 16%.
Исследование проводилось в основном в рамках изучения
ценностных представлений,
направленных на общечеловеческие ценности, жизненные ориентации молодежи, а также ценностные представления-ориентации на
конкретные ценности образования, религии.
Цель исследования: выявить
приоритетное направление
ценностных ориентаций
дагестанской молодежи, а также
иерархическое строение ценностных ориентиров с учетом
трансформационных процессов, происходящих в современном обществе.
В процессе анкетирования на вопрос «Изменились ли Ваши
ценностные ориентации за
последние годы?» 26,4%
респондентов ответили: «Да,
значительно изменились»; 47,7% -«Да, несколько изменились»; 5,7% -«Не изменились совсем» и 16,2% затруднились ответить на данный вопрос. Причем большая часть
респондентов указывает как
основную причину изменения ценностных ориентаций такие
факторы, как «Расширение мировоззрения как следствие
получения новых знаний» - 53,1%; «Расширение круга общения» -
50,1%; «Религия» - 38,5% и
«Осознание того, что ты есть личность» - 18,2%.
Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются: семейные
отношения - 83,2%, здоровье - 61%, друзья - 36,2%, образование - 27,9% и религиозные ценности - 26,5%, затем следуют: карьера - 15,3%, деньги - 11,4%. Столь единодушное выдвижение главных ценностей (семейные отношения, здоровье, друзья) на первое место говорит об определенных этнокультурных
особенностях ценностных
ориентаций молодежи Дагестана. Такое видение жизни - это результат традиционного воспитания в духе многовековых обычаев Дагестана. Здесь издревле многодетная, крепкая, дружная семья составляет важнейшую ценность, женатый мужчина и замужняя женщина имеют почет и уважение.
Так как социальное становление основной части молодежи происходит в рамках системы образования, то важно отметить роль образования в сознании молодежи. Так, в качестве конечной цели образования на первое место молодежь выдвигает материальную обеспеченность -39,05% и жизненный успех - 37,3%, что подчеркивает экономическую заинтересованность и проявление индивидуалистических ориентаций молодежи. Это не удивительно, учитывая неблагоприятное
социально-экономическое положение республики. Более 36% молодежи считают своей целью «Стать
высокообразованным и культурным человеком». И это подчеркивает понимание молодежью важности и необходимости активного характера самосовершенствования и
саморазвития человека в
современном обществе.
О росте самостоятельности, ответственности за свою судьбу, восприимчивости к новому и
адаптивность к жизненным переменам свидетельствуют ответы
респондентов, которые одной из главных целей своей жизни видят: «Стать сильным и независимым человеком». Такую цель жизни отметили 43,86% респондентов, причем 25,6% из них - молодежь женского пола. Стремление к независимости и успеху вызвано новой социальной ситуацией и влиянием идей нового миропорядка.
Особое место занимают в сознании современной дагестанской молодежи религиозные ценности, что связано с «возрождением» религии за последние 20 лет. Из общего числа опрошенных (мусульмане - 96%,
христиане - 3,5%, иудеи - 0,5%). 87% на вопрос «Считаете ли вы себя верующим человеком?» ответили: «Да, я верю в бога», 6,9% ответили: «Скорее да, чем нет», 4,2%
затруднились с ответом и только 1,5% из общего количества респондентов считают себя неверующими. Таким образом, к религиозному типу мировоззрения относят себя 93,9% от общего числа респондентов.
Следует отметить, что выбор критериев религиозности на сегодняшний день остается нерешенной проблемой. Если за основу критерия религиозности человека принимать строгое соблюдение всех столпов ислама, то количество верующих в наших социологических исследованиях резко уменьшится. Так, например, все столпы ислама (шахада, пятикратная молитва, пост и закят, помимо поездки в хадж) соблюдают 23% молодежи. Если же рассматривать в качестве критерия религиозности
самоидентификацию респондентов, то количество верующих, как уже было указано выше, составляет 93,3% молодежи. В таком случае любого, считающего себя верующим, можно отнести к таковым. И лишь потом можно говорить о степени его религиозности, о знании и следовании принципам, религиозным ценностям.
Тем не менее, влияние религии на сознание молодежи на сегодняшний
день велико. Исламские организации Дагестана активно используют возможности республиканского
телевидения и радио для пропаганды исламского
просвещения. В республике многотысячными тиражами
публикуется религиозная литература (в том числе и на национальных языках) [10. С. 228]. На вопрос «Как Вы проводите свое свободное время?» 14,8% молодежи, среди
прочих вариантов, ответили: «Читаю религиозную литературу».
Преимущественно это молодое поколение в возрасте от 15 до 20 лет.
Сегодня религия все более воспринимается молодежью как носительница общечеловеческих духовных ценностей. Так, на вопрос «Как Вы считаете, в настоящее время верующие люди обладают более высокими нравственными качествами по сравнению с неверующими?» - «Да, обладают» - ответили более 46% респондентов, затруднились с ответом около 36%, и лишь 21% молодежи ответили: «Нет, не обладают». Таким образом, молодежь видит в исламе морализирующий фактор,
способствующий нравственному
усовершенствованию человека.
В то же время религиозные представления о нравственности респонденты воспринимают слишком односторонне: духовность - это только религиозное, то, что дано сопричастностью к сакральному, божественному, как можно полное подчинение себя последним. Тогда как в действительности духовность есть, безусловно, и у неверующего, и у атеиста. Те и другие не менее подвержены угрызениям совести, испытывают любовь к ближнему, стремятся к идеальному. Более того, они активно создают духовнокультурные ценности. Мораль, как часть духовности, может
основываться не только на вере, но и на чувстве долга. Эта мысль была высказана известным итальянским
ученым и писателем Умберто Эко. Он подчеркивал, что мораль присуща человеку независимо от того, верующий он или атеист. Иначе «как объяснить, что неверующие тоже страдают от угрызений совести?» -задавался вопросом Умберто Эко [1.
С. 126].
Анализ результатов исследования показал,что:
а) несмотря на коренные изменения, происходящие в обществе, в структуре ценностных ориентаций дагестанской молодежи отмечается сохранение
традиционных ценностей;
в) среди приоритетов ценностных ориентаций возрастает роль таких ориентиров, как жизненный успех и независимость, профессиональный и личностный рост,
самосовершенствование, что
связано с новыми социально-экономическими условиями и желанием молодежи адаптироваться к новым условиям, нормам и ценностям;
в) на состояние и динамику ценностей существенное влияние оказывает религиозный фактор, который оказывает влияние на сознание дагестанской молодежи.
Примечания
1. Абдулагатов 3. М. Исламоведение // Приоритеты нравственных ориентиров дагестанского мусульманина. Махачкала, 2009. С. 126. 2. Адухова М. М. Духовно-нравственные ценности как основа стабильного развития общества // Материалы региональной конференции. Махачкала, 30 ноября 2007 г. Этническое многообразие и социально-политическое единство народов Дагестана. С. 53. 3. Антипова А. С. Исламские ценности в гражданском обществе: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Махачкала, 2008. С. 49. 4. Анциферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989. С. 427. 5. Берелехис А. А., Ильинская С. Г. О конфликте различных систем ценностей // Философские науки. 2007. № 3. С. 115. 6. Гаджимурадова 3. Г. Дагестанская молодежь в поисках смысла жизни // Развитие личности. 2005. № 2. С. 124. 7. Десяткина М. В. Мировоззрение и ценности в трансформирующемся обществе: Поиск места в социальном пространстве // Наука, религия, образование: Тем. сборник. Уфа, 2005. С. 59-66. 8. Джабуев Г. Р. Сравнительный анализ ценностных ориентаций: возрастно-половой аспект // Материалы
Всероссийской научно-практической конференции «Формирование мировоззрения учащейся молодежи в многоконфессиональном регионе: задачи, опыт, проблемы и пути решения». 29-30 ноября 2006 г. Махачкала, 2006. С. 83. 9. Иконников С. Н. Молодежь: социологический и социальнопсихологический анализ. Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1974. С. 166. 10. Исмаилов А. Ш. Религия в Дагестане: история и современное состояние. Махачкала, 2007. С. 228. 11. Матвеев П. Е. О сущности и специфике моральных ценностей: Философия и будущее цивилизации // Тезисы докладов и выступлений 4-го Российского философского конгресса (24-28 мая 2005 г.). В 5 т. Т. 1. М., 2005. С. 216.12. Тугаринов В. П. Избранные философские труды. Л., 1988.
Статья поступила в редакцию 11.01.2011 г.