Научная статья на тему 'Ценностный мир человека как объект социологического исследования'

Ценностный мир человека как объект социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1224
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / VALUES / VALUE ORIETATION / PERSONALITY / SPIRITUAL CULTURE / SOCIO-CULTURAL PREFERENCES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Оздиев Али Султанович

В статье представлен материал, посвященный изучению особенностей социологического подхода к анализу ценностного мира человека. Автор рассматривает ключевые понятия «ценности» и «ценностные ориентации», анализирует их теоретические и эмпирические индикаторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

World of values of man as an object of sociological research

The article presents material on the study of features of the sociological approach to the analysis of the valuable world of man. The author examines the key concepts of «value» and «value orientation», analyzes their theoretical and empirical indicators.

Текст научной работы на тему «Ценностный мир человека как объект социологического исследования»

Оздиев Али Султанович

адъюнкт кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России (e-mail: k_fllosofli@krdu-mvd.ru)

Ценностный мир человека

как объект социологического исследования

В статье представлен материал, посвященный изучению особенностей социологического подхода к анализу ценностного мира человека. Автор рассматривает ключевые понятия «ценности» и «ценностные ориентации», анализирует их теоретические и эмпирические индикаторы.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, личность, духовная культура, социокультурные предпочтения.

A.S. Ozdiev, Adjunct of a Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: k_fllosofli@krdu-mvd.ru

World of values of man as an object of sociological research

The article presents material on the study of features of the sociological approach to the analysis of the valuable world of man. The author examines the key concepts of «value» and «value orientation», analyzes their theoretical and empirical indicators.

Key words: values, value orietation, personality, spiritual culture, socio-cultural preferences.

Ценностный мир человека представляет собой весьма сложный объект научного анализа как теоретического, так и эмпирического плана. Объясняется это тем, что ценностный мир личности глубоко интегрирован в социокультурную систему общества. При этом необходимо учитывать, что современное российской общество переживает кризис в социально-духовной сфере, который связан с дезорганизацией общественного сознания, потерей базовых ценностных ориентиров. В период с середины 1980-х до середины 1990-х гг. ХХ столетия в нашей стране (сначала в СССР, а позднее в его правовой и культурной преемнице -Российской Федерации) произошли кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества. В первую очередь эти изменения коснулись экономической и политической сфер, что спровоцировало развитие трансформационных явлений в социально-экономической и духовной сферах жизнедеятельности общества. Естественно, подобные изменения не могли не затронуть культурно-нравственных, ценностных ориентиров общественного сознания. Одним из следствий всех этих трансформационных процессов можно считать нарастание кризисных явлений в ценностной сфере российского общества в целом. Несмотря на положительную динамику 2000-х гг. в сфере ценностных ориен-таций, преодолеть состояние кризиса до сих пор не удалось - об этом свидетельствует анализ

публикаций российских авторов последних лет, специализирующихся на данной проблематике.

Стоит отметить, что ценностная сфера является определяющим звеном в развитии любого общества. Сбои в этой сфере чреваты большими потерями как в морально-этическом, так и в материальном плане. В конечном счете, при самом неблагоприятном сценарии развития, данные сбои могут обернуться деградацией и крахом общества.

В условиях глубокого социально-экономического и духовного кризиса, поразившего российское общество, затронувшего все его социальные институты, происходит активное разрушение прежних стереотипов сознания и поведения: меняются представления о собственности, идет переосмысление социального равенства и права на труд, падает доверие к структурам власти, увеличивается доля населения, считающая, что рассчитывать нужно только на себя.

В этой связи не случайным выглядит тот факт, что ценностная проблематика занимает одно из ведущих мест в исследованиях российских ученых в последние годы. Это объясняется тем, что ценности являются своеобразной призмой, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направления функционирования. По системе ценностных ориентаций можно судить о характе-

314

ре развития общественных отношений, перспективах развития общества. Ценности изучаются под различным углом зрения разными науками: социологией, психологией, социальной психологией, этикой. Ценности в данном понимании рассматриваются как составной элемент культуры, как основа ценностно-нормативной регуляции поведения социальных групп и общностей.

Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческого вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще не сформировались либо находятся на этапе становления.

Необходимо принимать во внимание тот факт, что духовная культура как феномен соткана из сознания, его элементов. Преимущества, которыми наделяет сознание человека, та роль, которую оно играет для становления и развития социального, значимость ценностей в функционировании социальных связей, институтов и общностей - все это с полным основанием должно быть отнесено к культуре. Однако культура - это не вообще сознание, не отдельные его элементы. Культура - это способ, метод ценностного освоения действительности. Духовная культура как способ ценностного освоения действительности воплощается в практической деятельности людей: в производственной и бытовой, художественной и политической, в научной и учебной и т.д.

Ценности - определяющий элемент культуры, ее ядро. Известно, что культура - это способ, метод именно ценностного освоения действительности. Для того чтобы оценить, определить, что значимо, а что нет, что полезно, а что вредно, что является добром, а что злом, т.е. для выявления ценностей, человек должен применить определенные критерии, мерки, по которым будет произведена оценка объекта. Вот эти-то критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре, то, что можно назвать ценностями [1, с. 170].

Таким образом, ценности являются важным элементом духовной культуры, ее неотъемлемой составляющей. Они выступают своеобразным центром мировосприятия личности, позволяют индивиду сформировать собственную «систему социокультурных координат». С помощью такой системы каждый человек, обладая определенной иерархией ценностных ориентаций, воспринимает социальные явления, процессы, отдельные события и т.д. Он легко ориентируется в социальной реальности, определяя для себя, что есть «хорошо» или «плохо», «прекрасно» или «безобразно», «духовно» или «безнравственно».

Культурные ценности и убеждения не только влияют на человеческое восприятие окружающей среды, но и формируют ядро личности. Семья, друзья, школа и религиозные организации учат человека мыслить и поступать в соответствии с определенными принципами, верить в достойные истины и преследовать надлежащие цели [2, с. 35].

Какой же содержательный смысл целесообразно вкладывать в понятие «ценность»? Каждая из наук об обществе предлагает свою специфическую направленность, что позволяет целостно представить этот феномен. Первоначально «ценность» как категория рассматривалась, с одной стороны, в логике, эстетике и особенно в этике, а с другой стороны - в психологии. На рубеже Х1Х-ХХ вв. складывается новая философская дисциплина - теория ценностей, или аксиология. В научной литературе зарегистрировано более 400 разных определений этого понятия, варьирующих в зависимости от научной отрасли, от предпочитаемой данным автором теории акцента в операционализации и измерении (когда речь идет об эмпирических исследованиях).

Понятие «ценность» употребляется: 1) в повседневном обиходе - обозначая способность вещей и явлений окружающего мира воздействовать на нас таким образом, что они становятся благами, побуждающими людей стремиться к ним и добиваться обладания ими; 2) в политэкономическом смысле - обозначая то, благодаря чему вещи обладают общественно признанной стоимостью, вынуждая людей, желающих обладать или пользоваться ими, платить определенную цену; 3) в философском смысле - обозначая самые общие принципы целесообразной деятельности, благодаря которым человек приписывает тем или иным объектам материального и духовного мира практическую значимость, побуждающую его действовать и вести себя определенным образом [3].

Философское понимание ценности предполагает следующие особенности. Во-первых, «ценность» и «сущность человека» - понятия однопорядковые. Во-вторых, осознанность ценности, воплощенность ценности в человеческой жизни в той или иной форме. В-третьих, противопоставленность ценности как должного идеала и реальности («сущего»). В-четвертых, включенность ценности в целеполагающую и оценочную деятельность человека [4, с. 376].

С точки зрения социологического подхода, ценности представляют собой убеждения людей о жизни и приемлемом поведении. В них выражаются цели, которые движут человеком, и со-

315

ответствующие способы их достижения. Устойчивая природа ценностей и их центральная роль в структуре личности обусловили их значение для понимания многих социальных явлений и процессов. Ценности - это значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения соответствия или несоответствия потребностям индивида, социальной группы, общества в целом.

Ценности - это общепринятая в данной организации система образцов, при помощи которых люди соотносят и опосредуют свои взаимодействия друг с другом и при помощи которых систематизируется социальный опыт. Социальной ценностью может называться любой объект в случае, если он служит фокусом устремлений, желаний групп или отдельных лиц, рассматривается как важное условие существования. Он соответственно оценивается и в этой связи регулирует поведение, подчиняет его. Разделяемые индивидами и группами социальные ценности служат мерой оценки поступков с точки зрения их соотношения с данной системой ценностей. Важнейший элемент поведения индивида - оценка ситуации - в значительной мере обусловлен его системой ценностей.

Ценности представляют собой социокультурные предпочтения людей по отношению к различным объектам и явлениям, способным удовлетворять потребности индивидов, служить их интересам и целям; нравственные и эстетические императивы, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, ценности занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта, связаны с реальной деятельностью человека, формулируются как идеалы, жизненные цели, модели должного.

Согласно определению М. Рокича ценность - это устойчивое убеждение в том, что какая-либо форма поведения или конечного состояния существования является для человека или общества более предпочтительной, чем противоположная форма поведения или конечного состояния [5, с. 142-151].

Ценности можно охарактеризовать следующим образом: а) как желательное, предпочтительное для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.; б) критерий оценки реальных явлений; в) они определяют смысл целенаправленной деятельности; г) регулируют социальные взаимодействия; д) внутренне побуждают к деятельности. Другими словами, ценность и ориентирует человека в окружающем

мире, и побуждает, мотивирует на конкретные действия.

Ценности - несущая конструкция культуры человека, его сообществ и групп. Имея рациональный и эмоциональный характер, они становятся основной составляющей в формировании личности, в образовании чувств солидарности и создания социальности. Ценности одухотворяют человеческие действия, наполняя жизнь людей смыслом.

Ценности возникают и реализуются в процессе удовлетворения потребностей. Потребности и интересы обусловливают объектно-предметную определенность ценностей, создают мотивацию стремлений и конкретных действий. Однако превращение этих действий из желаний, замыслов, намерений и проектов в реальность зависит от того, какие ценности и каким образом приобретут через формирование социальных установок значение ориентирующей и мотивирующей силы, какие цели станут определять направление действий [6, с. 6].

Ценности - это определенные духовно-идеальные образования . Поскольку ценности являются динамичной системой, обладают определенной структурой, постольку правомерен и целесообразен подход к ним как к ценностному миру, обладающему полюсами позитивного и негативного. Ценностный мир дихотомичен: каждому позитивному ценностному суждению, представлению, убеждению в реальных жизненных практиках находится его противоположность по типу: добро - зло, красивое - безобразное и т.д. [6, с. 7-8].

С понятием «ценность» в социологии тесно связано и другое понятие - «ценностные ориентации». Ценностные ориентации можно определить как систему важнейших, наиболее устойчивых социальных установок личности. Ценностные ориентации определяются социальной средой, в которой воспитывается человек, условиями его жизни, уровнем развития его интеллекта, особенностями его психологии, характера, порой даже отдельными событиями. Основное содержание ценностных ориентаций личности - мировоззренческие и нравственные убеждения человека, принципы поведения, глубокие эмоциональные привязанности [7, с. 136].

Именно для характеристик индивидуальных ценностей и установок социологи используют понятие «ценностные ориентации». Это понятие отражает ориентацию индивида на определенные ценности (здоровье, карьеру, богатство, честность, порядочность). Ценностные ориентации формируются в социокультурной реальности при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других аспектах сознания личности.

316

Для уяснения сущности термина «ценностные ориентации» следует обратиться к работам Т. Парсонса. По Парсонсу, ценностные ориентации могут быть определены как связующее звено между культурой, личностью и социальными системами. Посредником между действием и ценностью является мотив, за которым всегда стоит мотивационная система, формирующаяся как производная от системы ценностей, принятых в данной культуре.

Для описания ценностных ориентаций широко используется понятие «установка», т.е. целостная модификация субъекта, его готовность к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, являющихся основой целесообразной избирательной активности.

Таким образом, ценностные ориентации - это совокупность убеждений, установок, привязанностей, переживаний, содержание которых обусловлено социокультурными особенностями функционирования общества и характеризуется социально-психологической устойчивостью, культурно-исторической преемственностью и мотива-ционным воздействием на поведение личности.

По мнению многих ученых- социологов, наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 1960-х - 70-е гг. в США М. Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все

люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Проанализировав множество различных пониманий и определений ценностей, можно прийти к выводу о неизбежности соотнесения этого понятия с тремя различными группами явлений. Было сформулировано представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую: 1) общественных идеалах - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни, 2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3) мотивационных структурах личности («моделях должного»), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую.

Относительно ценностных ориентаций следует отметить, что они выступают важнейшим фактором мотивации поведения человека и лежат в основе его социальных поступков. Содержание и уровень развития личностных ценностей определяют меру социализации и степени вхождения индивида в систему социальных учреждений и общностей. В силу этого ценностные ориентации являются одной из самых приоритетных областей изучения психологии, социологии, политологии и других наук, изучающих человека и общество.

1. Ерасов Б. С. Социальная культурология: пособие для студентов высш. учеб. заведений. М, 1997.

2. Дискин И.Е. Социокультурный базис перестройки. М., 1992.

3. Петров А. В. Ценностный мир молодежи Кубани. Краснодар, 2007.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1998.

5. Юлдашев Л. Г. Теория ценности в социологии: вчера и сегодня // Социологические исследования. 2001. № 8.

6. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб., 2002.

7. Косов Г.В. Ценностные ориентиры современной провинциальной молодежи // Политические, правовые, социальные и экономические проблемы современного российского общества. Ставрополь, 2001. Т. 2.

1. Erasov B.S. Social cultural science: manual for students in higher education. Moscow, 1997.

2. Diskin I.E. Sociocultural basis of adjustment. Moscow, 1992.

3. Petrov A.V. World of values of Kuban youth. Krasnodar, 2007.

4. Hjelle L., Ziegler D. Theories of personality. St. Petersburg, 1998.

5. Juldashev L.G. Value theory in sociology: yesterday and today // Case studies. 2001. № 8.

6. Ritzer J. Contemporary sociological theories. 5th ed. St. Petersburg, 2002.

7. Kosov G.V. Value orientations of modern provincial youth // Political, legal, social and economic problems of contemporary Russian society. Stavropol, 2001. Vol. 2.

317

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.