Научная статья на тему 'Ценностный мир как объект социологического анализа: методологические и методические проблемы'

Ценностный мир как объект социологического анализа: методологические и методические проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
147
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЙ МИР / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / СЕМЬЯ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / VALUES / VALUABLE WORLD / SOCIAL GROUP / FAMILY / INSTITUTE OF A FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Светиков Игорь Александрович

В статье рассматриваются ценностные ориентации как специфический ценностный мир, являющийся одной из основополагающих структурных элементов системы социокультурных координат. Отмечается, что сложность и противоречивость ценностного мира как объекта научного анализа актуализирует ряд методологических и методических проблем, от решения которых зависит развитие эффективных социально-управленческих моделей, призванных усилить механизмы социального контроля в социокультурной сфере, создать систему противодействия девиантному, антисоциальному поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuable world as an object of sociological analysis: methodological and methodical problems

In the article the values and value orientation as specific value world, which is one of the basic structural elements of the socio-cultural origin are considered. It is noted that the complexity and inconsistency of value as objects of scientific analysis updates the number and methodological problems from the success of the solution depends development of efficient social and management models designed to strengthen the mechanisms of social control in the socio-cultural sphere, to create a system of combating deviant, anti-social behavior.

Текст научной работы на тему «Ценностный мир как объект социологического анализа: методологические и методические проблемы»

Светиков Игорь Александрович

адъюнкт кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России (e-mail: k_fllosofli@krdu-mvd.ru)

Ценностный мир как объект социологического анализа: методологические и методические проблемы

В статье рассматриваются ценностные ориентации как специфический ценностный мир, являющийся одной из основополагающих структурных элементов системы социокультурных координат. Отмечается, что сложность и противоречивость ценностного мира как объекта научного анализа актуализирует ряд методологических и методических проблем, от решения которых зависит развитие эффективных социально-управленческих моделей, призванных усилить механизмы социального контроля в социокультурной сфере, создать систему противодействия девиантному, антисоциальному поведению.

Ключевые слова: ценности, ценностный мир, социальная группа, семья, институт семьи.

I.A. Svetikov, Adjunct of the Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: k_fllosofli@krdu-mvd.ru

Valuable world as an object of sociological analysis: methodological and methodical problems

In the article the values and value orientation as specific value world, which is one of the basic structural elements of the socio-cultural origin are considered. It is noted that the complexity and inconsistency of value as objects of scientific analysis updates the number and methodological problems from the success of the solution depends development of efficient social and management models designed to strengthen the mechanisms of social control in the socio-cultural sphere, to create a system of combating deviant, anti-social behavior.

Key words: values, valuable world, social group, family, institute of a family.

Современное российское общество переживает кризис в социально-духовной сфере, который связан с дезорганизацией общественного сознания, потерей базовых ценностных ориентиров, деморализацией, общим духовно-нравственным кризисом. В период с середины 1980-х по середину 1990-х гг. ХХ столетия в нашей стране (сначала в СССР, а позднее ее правовой и культурной преемнице - Российской Федерации) произошли кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества. В первую очередь эти изменения коснулись экономической и политической сфер, что спровоцировало развитие трансформационных явлений в социально-экономической и духовных сферах жизнедеятельности общества. Естественно, подобные изменения не могли не затронуть культурно-нравственных, ценностных ориентиров общественного сознания. Одним из следствий всех этих трансформационных процессов можно считать нарастание кризисных явлений в ценностной сфере российского общества [1]. С позиции В.В. Плотникова, современное российское общество переживает сложный этап неравномерного социального развития, что явля-

ется существенным основанием для смещения аксиологических ориентиров [2].

Стоит отметить, что ценностная сфера является определяющим звеном в развитии любого общества. Сбои в этой сфере чреваты большими потерями как в морально-этическом, так и материальном плане. В итоге при самом неблагоприятном сценарии развития данные сбои могут обернуться деградацией и даже крахом общества [3].

Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческого вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще не сформировались либо находятся на этапе становления [4].

Ценностная проблематика занимает одно из ведущих мест в тематике исследований российских ученых в последние годы. Это объясняется тем, что ценности являются той своеобразной призмой, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направления функционирования. По системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития обще-

278

ственных отношений, перспективах развития общества. Ценности изучаются под различным углом зрения разными науками: социологией, психологией, социальной психологией, этикой. Ценности в данном понимании рассматриваются как составной элемент культуры, как основа ценностно-нормативной регуляции поведения социальных групп и общностей [3].

Вопросам происхождения и функционирования категории «ценность», «ценностные ориентации» уделяют внимание современные социальные и гуманитарные науки, среди которых стоит отметить философию, социологию, психологию и др. Каждая из этих наук вносит в отмеченные понятия свою специфическую направленность, что позволяет целостно представить этот феномен. Первоначально «ценность» как категория рассматривалась, с одной стороны, в логике, эстетике и особенно в этике, а с другой стороны - в психологии. На рубеже XIX -XX вв. складывается новая философская дисциплина - теория ценностей, или аксиология [5]. В научной литературе зарегистрировано более 400 разных определений этого понятия, варьирующих в зависимости от научной отрасли, от предпочитаемой данным автором теории акцента в операционализации и измерении (когда речь идет об эмпирических исследованиях) [6].

Необходимо заметить, что понятие «ценность» употребляется: 1) в повседневном обиходе, обозначая способность вещей и явлений окружающего мира воздействовать на нас таким образом, что они становятся благами, побуждающими людей стремиться к ним и добиваться обладания ими; 2) в политэкономиче-ском смысле - обозначая то, благодаря чему вещи обладают общественно признанной стоимостью, вынуждая людей, желающих обладать или пользоваться ими, платить определенную цену; 3) в философском смысле - обозначая самые общие принципы целесообразной деятельности, благодаря которым человек приписывает тем или иным объектам материального и духовного мира практическую значимость, побуждающую его действовать и вести себя определенным образом [7].

С точки зрения социологического подхода, ценности представляют собой убеждения людей о жизни и приемлемом поведении. В них выражаются цели, которые движут человеком, и соответствующие способы их достижения. Устойчивая природа ценностей и их центральная роль в структуре личности обусловила их значение для понимания многих социальных явлений и процессов. Ценности - это значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения соответствия или несоответствия потребностям индивида, социальной группы, общества в целом [8].

Социологический анализ интересуют преимущественно ценности, выступающие регуляторами взаимодействия людей в обществе, т.е. социальные ценности. Среди них следует различать ценности экономические и нравственные, политические и эстетические. Данные ценности в рамках той или иной культуры представляют собой непроизвольную комбинацию, набор, сумму. Они существуют, прежде всего, как целостность, система. Менталитет -выражение этой целостности - проявляется как в общей логике, характерной для данной системы ценностей: ее подчиненности материальной чувственности или задачам духовного совершенствования, идее коллективности или индивидуальной свободы и ответственности, так и в специфике набора ценностей, их иерархии, очередности, последовательности [9].

Ценности - это общепринятая система образцов, при помощи которых люди соотносят и опосредуют свои взаимодействия друг с другом и при помощи которых систематизируется социальный опыт [10]. Социальной ценностью может называться любой объект в случае, если он служит фокусом устремлений, желаний групп или отдельных лиц, рассматривается как важное условие существования. Он соответственно оценивается и в этой связи регулирует поведение, подчиняет его. Разделяемые индивидами и группами социальные ценности служат мерой оценки поступков с точки зрения их соотношения с данной системой ценностей. Важнейший элемент поведения индивида - оценка ситуации - в значительной мере обусловлен его системой ценностей [11].

Ценности представляют собой социокультурные предпочтения людей по отношению к различным объектам и явлениям, способным удовлетворять потребности индивидов, служить их интересам и целям; нравственные и эстетические императивы, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания [12]. Являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, ценности занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта, связаны с реальной деятельностью человека, формулируются как идеалы, жизненные цели, модели должного [13].

В свою очередь, ценностные ориентации -это совокупность убеждений, установок, привязанностей, переживаний, содержание которых обусловлено социокультурными особенностями функционирования общества и характеризуется социально-психологической устойчивостью, культурно-исторической преемственностью и мотивационным воздействием на поведение личности [14].

Практический полюс исследования ценностей вызывает немалые затруднения у ис-

279

следователей. Объясняется это сложностью и противоречивостью объекта научного анализа. По мнению многих ученых-социологов, наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 1960-х - 70-е гг. в США М. Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения [15].

Автор провел эмпирическое социологическое исследование, включающее индивидуальное анкетирование с использованием элементов ранжирования ценностей (шкалы Ч. Осгуда и метода О-сортировки), общий объем выборки -225 человек, это сотрудники КрУ МВД России.

Проведенное исследование показало, что респонденты в большинстве своем разделяют такие ценности, как Родина (73,5%), справедливость (66%), любовь (61,3%), добро (55,3%), правда (53,2%). К числу отвергаемых ценностей в среде сотрудников КрУ МВД России можно отнести творчество (68,3%), независимость (65,5%), веру в Бога (62,3%), красоту (50,5%), свободу (46,8%).

Полученные результаты в целом репрезентируют особенности менталитета, духовно-нравственного облика сотрудников КрУ МВД России. Очевидно, что разделяемые и отвергаемые ценности существенным образом коррелируют с образом жизни и трудовой деятельностью опрошенных. В частности, в число отвергаемых ценностных установок чаще всего попадали те ценности, которые мало совместимы с жестко регламентированной службой в МВД, сложившейся системой служебных взаимоотношений (в частности, свобода, независимость, творчество и т.д.). Данные ценности вступают в противоречие с требованиями системы МВД и поэтому (вполне закономерно) не разделяются в данный момент участниками исследования.

Относительно наиболее близких респондентам смысложизненных ценностей ситуация выглядит также достаточно предсказуемой. В этом сегменте представлены как универсальные общечеловеческие ценности (Родина, любовь, добро), разделяемые большинством

россиян, так и достаточно специфические социокультурные установки, непосредственно связанные со служебной деятельностью респондентов, взаимоотношениями между сотрудниками, экстремальными ситуациями несения службы (справедливость, правда).

Таким образом, перед исследователем в процессе анализа полицейских как социальной группы возникает ряд сложностей. Сказывается и «закрытость» респондентов, сложность установления коммуникации с исследователем, особый характер несения ими службы, имеющиеся регламентации и запреты служебной деятельности. Не менее сложными для социолога-исследователя выступают и социально-психологические, социокультурные характеристики полицейских. Для получения первичной социологической информации о структуре ценностей российских полицейских требуется не только умение установить и поддерживать коммуникацию с сотрудниками полиции, но и использовать оригинальный, не похожий на ранее разработанные аналоги инструментарий. Требованиями к инструментарию должны быть его лаконичность (моральная и физическая усталость сотрудников не позволяют им долгое время работать над сложным, многоуровневым инструментарием) и определенная простота (чего, например, крайне сложно добиться по отношению к инструментарию анализа структуры ценностей, особенно количественного).

Ценностный мир людей представляет собой сложный объект междисциплинарного научного познания. На теоретическом, фундаментальном уровне анализа актуализируется ряд проблем, связанных с конфликтом методологий познания проблемной ситуации вследствие реализации междисциплинарного подхода (философского, социологического, культурологического, психологического и т.д.). Еще сложнее ситуация на прикладном и эмпирическом уровнях. Объясняется это двумя обстоятельствами. Во-первых, сложности возникают вследствие специфической темы научного исследования, вызывающей неоднозначную реакцию у респондентов, как правило, не стремящихся допустить исследователя в личностную, духовную сферу. Во-вторых, весьма непросто провести операционализацию понятия «ценности» и разработать релевантную систему соответствующих индикаторов применительно к уникальной ситуации анализа той или иной социальной группы. Например, ценности молодежи, как и представления данной социальной группы о ценностях, существенно отличаются от взрослых. Нередко рационально-логическая конструкция инструментариев, созданная социологами - представителями

280

взрослого общества, - сложно воспринимается молодежью, вследствие чего возникают искажения в ответах, происходит ухудшение качества получаемой первичной информации. В настоящее время становится очевидным, что существует ряд методологических и методи-

ческих проблем анализа ценностного мира, не нашедших эффективного решения на данный момент. От успешности действий специалистов в данной сфере зависят и перспективы получения релевантной информации о специфике ценностного мира людей.

1. Нестеренко А. И. Динамика семейных ценностей (социологический аспект): дис. ... канд. социол. наук. М., 2006.

2. Плотников В. В. Деструктивный потенциал неравномерного социального развития // Теория и практика общественного развития. 2014. № 20. С. 22-24.

3. URL: http://otherallbest.ru/ (дата обращения: 12.05.2015).

4. URL: http://www.dslib.net/sociologia-upravlenia/socialnaja-reguljacija-semejno-brachnyh-otnoshenij-v-sovremennoj-rossii.html (дата обращения: 12.05.2015).

5. Пантич Д. Конфликты ценностей в странах транзиции // Социс. 1997. № 6.

6. Озиева Л. С. Роль семьи в формировании культурных ориентаций, ценностей: дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2009.

7. Очерки по истории теоретической социологии XX века / Ю.Н. Давыдов, А. Б. Гофман, А.Д. Ковалев. М., 1994.

8. URL: http://www.easyschool.ru/sosh/ Socialqnye_cennosti.doc (дата обращения: 12.05.2015).

9. URL: http://www.dslib.net/teorja-kultury/ mentalitet-kak-sociokulturnaja-celostnost.html (дата обращения: 12.05.2015).

10. Рабочая книга социолога / под общ. ред Г.В. Осипова. М., 2003.

11. URL: http://studopedia.ru/6_90815_ predmet-sotsiologii.html (дата обращения: 12.05.2015).

12. Словарь социально-гуманитарных терминов / под. общ. ред. А.Л. Айзенштадта. Минск, 1999.

13. Кобылкин Р.А. Ценности высшего образования в культурной динамике общества: дис. ... канд. филос. наук. Волгоград, 2006.

14. URL:http://www.dslib.net/sociologia-kultury/ semja-kak-faktor-formirovanija-cennostnyh-orientacij-podrastajuwego-pokolenija. html (дата обращения: 12.05.2015).

15. URL: http://psycabi.net/testy/320 (дата обращения: 12.05.2015).

1. Nesterenko A.I. Dinamic of family values (sociological aspect): diss.... Master of Sociology. Moscow, 2006.

2. Plotnikov V. V. The destructive potential of unequal social development // Theory and practice of social development. 2014. № 20. P. 22-24.

3. URL: http://otherallbest.ru/ (date of access: 12.05.2015).

4. URL: http://www.dslib.net/sociologia-upravlenia/socialnaja-reguljacija-semejno-brachnyh-otnoshenij-v-sovremennoj-rossii.html (date of access: 12.05.2015).

5. Pantich D. The conflicts of values in the countries of transition // Sotsis. 1997. № 6.

6. Oziyeva L.S. Role of a family in formation of cultural orientations, values: diss. ... Master of Philosophy. Rostov-on-Don, 2009.

7. Sketches on stories of theoretical sociology of the XX century / Yu.N. Davydov, A.B. Hoffman, A.D. Kovalyov. Moscow, 1994.

8. URL: http://www.easyschool.ru/sosh/ Socialqnye_cennosti.doc (date of access: 12.05.2015).

9. URL: http://www.dslib.net/teorja-kultury/ mentalitet-kak-sociokulturnaja-celostnost.html (date of access: 12.05.2015).

10. The workbook of the sociologist / gen. ed by G.V. Osipov. Moscow, 2003.

11. URL: http://studopedia.ru/6_90815_ predmet-sotsiologii.html (date of access: 12.05.2015).

12. The dictionary of social and humanitarian terms/gen. ed. byA.L. Ayzenshtadt. Minsk, 1999.

13. Kobylkin R.A. Values of the higher education in cultural dynamics of society: diss. ... Master of Philosophy. Volgograd, 2006.

14. URL: http://www.dslib.net/sociologia-kultury/ semja-kak-faktor-formirovanija-cennostnyh-orientacij-podrastajuwego-pokolenija.html (date of access: 12.05.2015).

15. URL: http://psycabi.net/testy/320 (date of access: 12.05.2015).

281

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.