Научная статья на тему 'Теоретические и эмпирические аспекты социологического анализа ценностных ориентаций'

Теоретические и эмпирические аспекты социологического анализа ценностных ориентаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
482
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПОТРЕБНОСТИ / ИДЕАЛЫ / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / METHODOLOGICAL PROBLEMS / METHODICAL PROBLEMS / REQUIREMENTS / IDEALS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Светиков Игорь Александрович

В статье отмечается, что социологический анализ ценностных ориентаций личностей и социальных групп сопряжен с рядом сложностей и системных противоречий, обусловленных спецификой сложного и противоречивого объекта научного познания. Указывается, что в целях успешного преодоления возникшей гносеологической проблемной ситуации целесообразно уделить внимание теоретико-методологическим и методико-процедурным аспектам фундаментального, теоретико-прикладного и эмпирического исследования ценностных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and empirical aspects of the sociological analysis of value orientations

The author notes that the sociological analysis of value orientations of individuals and social groups is associated with a number of complexities and contradictions of the system, due to the specifics of the complex and contradictory object of scientific knowledge. In order their successful overcoming of the epistemological problem situation it is advisable to pay attention to the theoretical and methodological and methodical and procedural aspects of fundamental, applied and theoretical and empirical study of value orientations.

Текст научной работы на тему «Теоретические и эмпирические аспекты социологического анализа ценностных ориентаций»

Светиков Игорь Александрович

адъюнкт кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России (e-mail: k_filosofii@krdu-mvd.ru)

Теоретические и эмпирические аспекты

социологического анализа ценностных ориентаций

В статье отмечается, что социологический анализ ценностных ориентаций личностей и социальных групп сопряжен с рядом сложностей и системных противоречий, обусловленных спецификой сложного и противоречивого объекта научного познания. Указывается, что в целях успешного преодоления возникшей гносеологической проблемной ситуации целесообразно уделить внимание теоретико-методологическим и методико-процедурным аспектам фундаментального, теоретико-прикладного и эмпирического исследования ценностных ориентаций.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, методологические проблемы, методические проблемы, потребности, идеалы.

I.A. Svetikov, Adjunct of the Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: k_filosofii@krdu-mvd.ru

Theoretical and empirical aspects of the sociological analysis of value orientations

The author notes that the sociological analysis of value orientations of individuals and social groups is associated with a number of complexities and contradictions of the system, due to the specifics of the complex and contradictory object of scientific knowledge. In order their successful overcoming of the epistemological problem situation it is advisable to pay attention to the theoretical and methodological and methodical and procedural aspects of fundamental, applied and theoretical and empirical study of value orientations.

Key words: values, value orientations, methodological problems, methodical problems, requirements, ideals.

Социологический анализ ценностных ориентаций представляет собой весьма сложную познавательную процедуру как в теоретическом, так и в прикладном, социально-управленческом аспекте. Место и роль ценностных ориентаций в системе социокультурной регуляции личности, социальной группы, общества обусловлены значительным потенциалом воздействия на сознание и поведение людей.

В настоящее время безусловный интерес представляют механизмы духовно-нравственной, моральной регуляции поведения различных социальных групп в современной России, в том числе сотрудников полиции. Именно формирование целостной позитивной системы ценностных ориентаций, гуманистически ориентированных нравственных идеалов у сотрудников полиции способно в ближайшие годы кардинально улучшить ситуацию с деятельностью полиции, не допускать девиаций полицейских, изменить отношение к полиции значительной части населения. Соответственно, возникнут объективные основания рас-

суждать об успешности реформы полиции в нашей стране.

В настоящее время необходимо уделять повышенное внимание духовной культуре сотрудников полиции, системе их социокультурных координат. В данной системе важную роль играют ценности, имеющие определенную структурную иерархию. В настоящее время в научной литературе ощущается определенный вакуум теоретических и эмпирических исследований, посвященных именно структуре ценностей сотрудников полиции. Стоит отметить, что структура ценностей российских полицейских представляет большой интерес не только с научной точки зрения, но и в социально-управленческом аспекте. Получив научно обоснованную информацию о структуре ценностей полицейских, можно оптимизировать работу с личным составом, придать ей большую научную направленность. Это особенно важно в аспекте организации коммуникативного воздействия на целевые аудитории, непосредственно или опосредованно связанные с деятельностью полиции, преодоления негативно

311

окрашенных информационных тенденций, слухов [1, с. 16-17].

Необходимо принимать во внимание тот факт, что ценности личности играют одну из определяющих ролей в системе социальной и духовной регуляции социума. Ценностная сфера является определяющим звеном в развитии любого общества. Сбои в этой сфере чреваты большими потерями как в морально-этическом, так и материальном плане. В конечном итоге при самом неблагоприятном сценарии развития данные проблемы могут обернуться деградацией и крахом общества. В условиях трансформирующегося российского общества возникает состояние определенного идейно-мировоззренческого вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще не сформировались либо находятся на этапе становления. Принцип естественного социокультурного развития нуждается в осмыслении, тогда как современное состояние общества может быть охарактеризовано как аксиологически нестабильное [2].

Ценностная проблематика относится к числу наиболее важных направлений социологического анализа. Система ценностей - одна из основополагающих составляющих культуры. Тео -ретический и практический анализ ценностей может дать многое для изучения общества и происходящих в нем процессов, поскольку ценности не только входят в число основных компонентов мотивации человеческой деятельности, но и во многом детерминируют специфику восприятия индивидом окружающей действительности. На уровне общества в целом они выполняют фундаментальную функцию интегрирующего элемента в общественной структуре. Единство ценностей у большинства членов общества является основой его целостности, стабильного существования. Диагностика ценностей конкретного общества - эффективный способ его изучения, выявления проблемных областей и в определенной мере прогнозирования будущего состояния [3].

В истории социологической науки ряд выдающихся ученых уделили внимание анализу проблематики ценностей в контексте развития социальных институтов и подсистем. В частности, классик немецкой социологии М. Вебер, изучая феномен ценности в рамках концепции социального действия, применял микроуровень анализа функционирования ценности в социуме. Ценности, наряду с целями, аффектами и традициями, выделяются им как основные мотивы человеческой деятельности. Характеризуя идеальный тип ценностно-рационально-

го социального действия, М. Вебер определяет его как основанный на вере в безусловную -эстетическую, религиозную или любую другую -самодовлеющую ценность определенного поведения как такового [3].

На макроуровне изучения роли ценностей в общественной жизни работал классик структурного функционализма американский социолог Т. Парсонс. В масштабах общества в целом ценности им рассматривались как высшие принципы организации социальных систем, выполняющие функцию интеграции, поддержания социального порядка [3].

Выдающийся социолог П.А. Сорокин отмечал, что «ценности - это ... обобщенные представления людей относительно целей и норм своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культур отдельного этноса и всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. На основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения, в том число социокультурные типы отношения людей к различным проблемам» [4].

Ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях [4].

Таким образом, мы будем рассматривать ценность как синоним и маркер важности, значимости объектов и явлений социума. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям [5].

Для личности ценности выступают в роли ориентиров, способствующих в обширном потоке внешней информации о жизненных явлениях выделению того, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для его поведения, т.е. ценности определяют избирательность отношений человека к миру, характеризуют его жизненную позицию, направленность

312

устремлений личности, а также соизмеримость потребностей и способов их удовлетворения [6].

В ценностях выражается отношение человека к действительности с точки зрения или должного, подчас еще не осуществленного, но желанного, важного, нужного, или нежелательного, неважного, ненужного, вредного. Всякая ценность имеет смысл только в сравнении с другой, противостоящей ей. Люди стремятся к добру потому, что есть зло, защищают истину потому, что есть ложь, восхищаются прекрасным потому, что есть безобразное [7].

Ряд социологов предпочитает использовать понятие «ценностные ориентации», которое более точно отражает системный характер ценностей и особенности их функционирования в современной социокультурной системе. Ценностные ориентации предстают как система наиболее фундаментальных, основополагающих социальных установок личности.

И.С. Якунина полагает, что ценностные ориентации - значимые элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации через усвоение и принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве целей жизни, а также определяющие средства их реализации [8].

Однако внутренняя структура ценностей крайне неоднородна. Исследователи в этой связи предлагают различные варианты классификации ценностей. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим и наиболее распространенным основанием для типо-логизации является их конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, экономические, политические, духовные и т.д. [9].

Вместе с тем, наиболее общих, базовых ценностей, составляющих основание ценностного сознания людей и подспудно влияющих на их поступки, в различных областях жизни не так много. Их число оказывается минимальным, если соотносить ценности с потребностями людей: З. Фрейд предложил ограничиться двумя, А. Маслоу пятью потребностями-ценностями, М. Рокич оценил число терминальных ценностей в полторы дюжины, а инструментальных -в пять-шесть дюжин, но эмпирически исследовал по 18 тех и других. Словом, речь идет о двух-четырех десятках базовых ценностей [4].

Другим основанием типологии ценностей может служить их отнесение к соответствующим потребностям индивидов: витальным -простейшим или первичным потребностям, значимым для сохранения и продолжения

жизни (благополучие, комфорт, безопасность); интеракционистским - более сложным потребностям в общении, взаимодействии с другими людьми; социализационным - еще более сложным потребностям в усвоении ценностей, норм, образцов поведения, одобряемых в данном этносе, обществе, культуре; смысложиз-ненным - высшим по сложности и функциям потребностям в наполнении своей деятельности общим смыслом, значимым для всей жизни [4].

Важным социокультурным основанием типологии ценностей является их соотнесение с тем или иным типом цивилизации, в недрах которой возникла данная ценность или к которому она по преимуществу относится. Под этим культурно-генетическим углом зрения различаются: традиционные ценности, или ценности обществ традиционного типа, ориентированных на сохранение и воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни; современные ценности, или ценности обществ типа modernity, ориентированных на инновации и прогресс в достижении рациональных целей; кроме того, на наш взгляд, следует учитывать существование общечеловеческих ценностей, в равной мере свойственных традиционным и современным обществам, хотя большинство из них (но не все) возникли в традиционных обществах как исторически более ранних [4].

Характеризуя особенности эмпирического социологического подхода к анализу ценностей, необходимо обратить внимание на сложный и многоаспектный характер данной гносеологической проблемы. Наиболее богатым и методически обоснованным направлением такого рода исследований мы считаем методические разработки М. Рокича (метод прямого ранжирования ценностей) [10].

Таким образом, социологический анализ ценностных ориентаций имеет большое теоретическое и практическое, социально-управленческое значение.

Социологический подход к изучению ценностей отличается определенным своеобразием, методологической и методической спецификой, продиктованной логикой научного анализа общества, его структурных элементов, в том числе системы культуры и ценностей как ее интегрального элемента. Реализуя социологический подход к анализу ценностей, необходимо основное внимание уделить системе взаимосвязей ценностей личности с более крупными социальными и культурными сегментами, связанными с внешней (цивилизационной) и внутренней (присущей определенному обществу) средой. Именно концептуальное рассмотрение системы ценностей как интегрального элемен-

313

та института культуры отличает социологический подход от подходов, реализуемых в ряде смежных общественных наук.

Вместе с тем, стоит подчеркнуть, что ценностный мир представляет собой один из наиболее противоречивых, закрытых, сложных объектов социологического познания. В теоретическом аспекте сказываются трудности фундаментального, междисциплинарного анализа проблемы, когда контактируют (и не всегда успешно) социально-философские, социологические и психологические методологии. В практическом аспекте превалируют сложности переходатеория - эмпирическиефакты -теория. Кроме того, сказываются сложности взаимодействия с респондентами - носителями информации, т.к. ценностный мир связан с наиболее глубокими социальными установками личности и многие не хотят, чтобы посторонние люди (в том числе и социолог-исследователь) сюда проникали.

Стоит также отметить, что характер деятельности сотрудников полиции, их поведенческие практики, стиль и образ жизни во многом регламентируются нормативно-правовыми документами МВД России. В результате их ценностная система имеет ряд специфических атрибутов, отличающих ее от аналогичной системы граждан России. На наш взгляд, особые условия несения службы способны видоизменять иерархическую матрицу ценностей, выводить на первый план одни специфические ценности и затенять другие, общепринятые в российском обществе. В среде российских полицейских на первый план выходят ценности семьи, детей, а также ценности ответственности, решительности, целеустремленности, соблюдения закона, товарищества, что формирует особый социокультурный мир сотрудников российской полиции.

1. Куликов Е.М. Слухи как элемент сетевой коммуникации в интернет-пространстве современной России: дис. ... д-ра социол. наук. Краснодар, 2014.

2. Плотников В.В., Плотников Н.В. Естественное социокультурное равновесие как фактор, определяющий общественное развитие // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16. С. 226-228.

3. Прокудина Д. А. Особенности теоретико-методологических подходов к социологическому анализу ценностей // Ломоносовские чтения 2004 г.: сб. ст. аспирантов «Россия и социальные изменения в современном мире». М., 2004. Т. 1.

4. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. 1996. № 6.

5. Ценности. URL: http://dic.academic.ru/dic. nsf/ruwiki/137139

6. Карпушина Л. В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов: дис. . канд. психол. наук. Самара, 2003.

7. URL: http://философу.рф/словарь/ста-тья/3-философия-ценностей/48-ценность

8. Якунина И. С. Динамика структуры ценностных ориентаций студенчества среднего российского города: дис. ... канд. социол. наук. Новочеркасск, 2007.

9. Абдурагимова Х.А. Структура и классификация ценностей //Журн. научн. публикаций аспирантов и докторантов. 2008. № 10.

10. Обидин И.Ю. Клинико-психологические характеристики патоморфоза истерических расстройств: в период социально-экономических перемен в России: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2007.

1. Kulikov E.M. Gossips as an element of network communication in the Internet space of modern Russia: diss. ... Dr of Sociology. Krasnodar, 2014.

2. Plotnikov V.V., Plotnikov N.V. The natural socio-cultural equilibrium as a factor that determines social development // Theory and practice of social development. 2014. № 16. P. 226-228.

3. Prokudina D.A. Features of theoretical-methodological approaches to the sociological analysis of values // Lomonosov readings, 2004: coll. of papers of post-graduates «Russia and social changes in the modern world». Moscow, 2004. Vol. 1.

4. Lapin N.I. Modernization of basic values of Russians // Sotsis. 1996. № 6.

5. Values. URL: http://dic .academic.ru/dic.nsf/ ruwiki/137139

6. Karpushina L.V. Structure of vital values of various social groups of students of higher education institutions: diss. ... Master of Pshychology. Samara, 2003.

7. URL: http://philosophy.rf/dictionary/article/3-philosophy-value/48-value

8. Yakunina I.S. Dinamic of structure of valuable orientations of students of the average Russian city: diss. ... Master of Sociology. Novocherkassk, 2007.

9. Abduragimova H.A. Structure and classification of values // Magazine of sci. publications of graduate students and doctoral candidates. 2008. № 10.

10. Obidin I.Yu. Clinical psychological characteristics of a patomorfozis of hysterical frustration: during social and economic changes in Russia: diss. . Master of Psychology. St. Petersburg, 2007.

314

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.