Научная статья на тему 'Ценностные установки студенческой молодежи'

Ценностные установки студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2274
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / УСТАНОВКА / МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЗМ / РОДИНА / ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юсупов Муса Мовлиевич

В статье рассматриваются ценностные представления студенческой молодежи о родине, исторических периодах, выявляются тенденции культурного, социального, межэтнического взаимодействия, векторы ценностной ориентации, характеризуются особенности проявления идентичности, формы языковой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Юсупов Муса Мовлиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные установки студенческой молодежи»

УДК 316.33 316.35.39

Юсупов Муса Мовлиевич

кандидат социологических наук, доцент.

Чеченский государственный университет

[email protected]

Musa M. Yusupov

Candidate of the sociological sciences,

associate professor.

Chechen state university

Musa_y 17@hotmail .com

Ценностные установки студенческой молодежи Value installations of student's youth

Аннотация. В статье рассматриваются ценностные представления студенческой молодежи о родине, исторических периодах, выявляются тенденции культурного, социального, межэтнического взаимодействия, векторы ценностной ориентации, характеризуются особенности проявления идентичности, формы языковой коммуникации.

Ключевые слова: ценности, установка, молодежь, патриотизм, родина, идентичность, культура, взаимодействие

Annotation. The article considers value representations of student's youth about the native land, the historical periods, tendencies of cultural, social, interethnic interaction, vectors of value orientation come to light, features of display of identity, form of language communication are characterized.

Keywords: values, installation, youth, patriotism, native land, identity, culture, interaction

В словарях установку определяют как состояние предрасположенности субъекта к активности в определенной ситуации. Она считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность [1]. Ценностные установки рассматривают как предрасположенность субъекта ценностного отношения к объекту оценки. Они вырабатываются в процессе социокультурного взаимодействия членов общества, представителей разных поколений в семьях, общественной среде, воспроизводятся в каждый социально-исторический период. Совокупность установок образует ценностные ориентации, которые формируют модель поведения и деятельности индивида в жизненных ситуациях [2].

Ценности и установки органически взаимосвязаны, последние выражают готовность индивида к действию в соответствии со своим ценностным миром. Во всех обществах и региональных сообществах имеется своя структура и иерархия ценностей. Они служат «основой и фундаментом

всякой культуры» [3]. Ценности во многом определяют жизненные ориентиры личности, социализацию молодых людей [4].

Процессы, происходящие в среде современной молодежи, неотъемлемы от более общих социальных проблем российского общества [5]. В нем культивируется определенный тип молодого человека, одновременно сама молодежь определяет перспективы развития социума [6].

Студенческая молодежь - это социальная группа определенного возраста, занятая профессиональной учебой в средних и высших учебных заведениях. Ей предстоит занять соответствующие нищи в сфере профессиональной и управленческой деятельности. Ценностные установки и ориентации этой категории молодежи представляют теоретический и практический интерес, характеризуют определенный социокультурный срез общества.

В данной статье предметом анализа являются ценностные представления студенческой молодежи о родине, историческом и социальном опыте, культуре межличностного и межэтнического общения.

Метод. В исследовании применялся социокультурный подход, использовались методы количественного анализа, данные экспертного и массового социологических опросов «Социокультурные проблемы региона» (Центр социально-стратегических исследований, 2009, объем выборки -1000чел.), «Социокультурная ситуация:2013» (ЦССИ, 2013, объем выборки -750 чел.).

15-30 октября 2013 г. был проведен социологический опрос по молодежной тематике, предусматривающей выявление современных тенденций коммуникации в молодежной среде, моделей социального поведения в области межэтнических и конфессиональных отношений. В выборку были включены студенты Чеченского госуниверситета, Грозненского нефтяного технического университета, обучающиеся по специальностям гуманитарного, медицинского, технического профиля. Опрошены на 1-3 курсах - 30,5%, 4-6 курсах -69,5%, мужчин-50% женщин -50%, чеченцы - 96%, другие национальности -4%. Выборка представляет долю выборочной совокупности в СКФО, всего в округе опрошено - 1715 чел.

Опрос является фрагментом социологического исследования в 4-х федеральных округах «Социальное самочувствие и социальные ожидания молодежи в многонациональном обществе», проведенного в рамках деятельности Распределенного научного центра на базе Института этнологии и антропологии РАН.

Цивилизационный аспект ценностных ориентаций. В условиях социальной трансформации наглядно выражена векториальная разнонаправленность ценностей. Согласно данным экспертного опроса, молодежь интересуется обычаями народа - 29,6%, ориентирована на западные ценности - 29,6, восточные ценности -14,8, ни на какие ценности не ориентируется -14,8%. Свыше третьей части опрошенной молодежи считает необходимым придерживаться накопленного жизненного опыта, и столько

же за действия по изменению существующей ситуации. Однако потребность в социокультурных изменениях воспринимается в рамках традиционного мировосприятия.

Религиозные установки все более выступают не только как духовные ценности, но и как принципы регулирования социальных отношений, общественного обустройства. По сравнению с 2003 годом более чем 3 раза возросло количество приверженцев исламского устройства республики. Сегодня среди молодежи придерживаются такого мнения 51,9%, а лиц старше 50 лет -45,8%.

О повышении роли религии в общественной жизни свидетельствует и мнение экспертов, из них более двух третей отмечают позитивное изменение отношения людей к религиозным ценностям. Влияние родителей и учителей на формирование у молодежи гражданских ценностей сильное и слабое соответственно - 14,8-51,8 и 14,8-59,2%

Гражданская активность в целом оценивается как вышесредняя и средняя - 11,1 и 25,9% ниже средняя и низкая - 37 и 25,9%.

Ряд социокультурных показателей имеют равное значение для молодежи (18-25) и взрослых (60 лет и старше). Так, представителям молодого и старшего поколения почти в равной степени значимы права на язык и культуру -94-93,7%, религиозную свободу и совесть -93-92,9%.

Однако по некоторым показателя заметны различия в ценностно-правовых предпочтениях молодых и взрослых, например, относительно образования -98,9-96,9, труда (91,4-95,9%), тайны переписки - 66,1-53,6%, эмиграции - 54,8-33,6%.

Ценностные основы патриотизма. Ценностное восприятие природно-географической среды, территории, историко-культурного наследия создает образ Родины. Она ассоциируется в первую очередь с регионом -67,4%, историей края -45,8%, своим городом -20,2%, историей России -11,1%, не возникает никаких ассоциаций у 2,8% опрошенных. Со страной Россией - в Ставропольском крае -77,4%, КЧР -64,6, РСО-А -60,0%, наименьший показатель в Чечне - 24,3%, Ингушетии - 32,6, Дагестане - 52,4% [7].

Символами Родины называют историю и культуру, язык, религию и традиции- 65,3%, государственные символы - 46,5%, природные объекты-41%, регион -18,8%, конкретное место, дом проживания или рождения -16,7%, эмоционально позитивные ассоциации и людей - 9-8,3%.

О привязанности к своей земле, сильно выраженной территориальной идентичности свидетельствует желание свыше двух трети будущих специалистов проживать там, где живут сейчас, хотели бы переехать в Москву и Санкт-Петербург- 4,2%-3,5%, в другие города и населенные пункты РФ - 2,1%, зарубежные страны - 11,9,%.

Таб.1 Понятие «Родина» ассоциируется:(%)*

Со страной Россией 24,3 С историей моего региона 45,8

С моим регионом( республикой) 67,4 Другое 9.7

С моим городом 29,2 Не возникает никаких ассоциаций 2,8

С местом на карте 6,9 Затрудняюсь ответить 2,8

С историей России 11,1

*допускалось несколько ответов

Мировосприятие, ценностное отношение молодого человека к окружающей действительности складывается по данным опроса под влиянием деда и бабушки - 32,6%, духовных (религиозных) лиц-27,8%, старшей сестры и брата - 19,4%.

Как бы второй эшелон идейного воздействия составляют учителя -13,2%, знакомые взрослые - 8,3%, вузовские преподаватели - 7,6%. Однако некоторые указали, что сами себе авторитет - 9% и на отсутствие для них авторитета -5,6%. В качестве фактора влияния выделили исторические фигуры - 4,9% опрошенных.

На осуществление массовых ожиданий способствовали и способствуют, по мнению студентов, В.В.Путин (37,5%), Петр I (29,9%), Д.А.Медведев (21,5%), Н.С.Хрущев (13,2%), В.И.Ленин (12,5%), Л.И.Брежнев (11,1%), Екатерина II (10,4%), Иван Грозный, И.В.Сталин (9%), М.С.Горбачев (5,6%) и другие. Никто не способствовал, отметили - 7,6%, затруднились ответить - 22,9%.

В наибольшей степени соответствует идеалам и представлениям молодежи в истории России современный период жизни - 27,3 %, СССР в 1960-1980 гг., эпоха Хрущева и Брежнева - 11,9% , Российская империя-9,1%, СССР в период Сталина, 1930-1950 гг -7%.

Выделен также период преобразований 1990-х годов- 6,3%, период перестройки-4,2%, "политическая оттепель" конца 1950-начала 1960 гг. -2,1% , ни один из них - 21,7%, затрудняюсь ответить - 29,4%.

Структура идентичности. Структура идентичности молодежи многоуровневая, подвижная, в ней наблюдается акцентирование на значимость духовной, родственной и этнической общности. Одним из показателей проявления этнического самосознания, толерантности и интолерантности в межэтническом общении является восприятие своего и иного. Так, думая о своих людях, испытывают чувства гордости и любви -76,1,% опрошенных. Данный индикатор подтверждает исследовательские выводы этнологов, которые относят чеченскую идентичность к числу сильных этнических идентичностей.

Этническую самоидентификацию респондентов нужно характеризовать как терпимую к представителям других культурных общностей. В ходе опроса отметили, что не нравится слышать на улице, транспорте, в магазине речь на чужом языке - 7,2%. В Ставропольском крае -43,2%, КЧР -32,1%, КБР - 23,7% РИ -12,1%.

Уместно подчеркнуть, что насилие в межнациональных и межрелигиозных спорах считают недопустимым свыше двух третей. Однако отдельные полагают, что все средства хороши для защиты интересов людей своей национальности, и насилие допустимо, если в их отношении

нарушается справедливость - 15,2%. Этническая индифферентность, равнодушие к этническим проблемам в жизни свойственна скорее отдельным лицам, указавших « я редко задумываюсь о том, кто я по национальности» -3,6%.

Групповая или коллективная идентификация имеет интегрирующее ядро, которое включает компоненты ощущения близости с людьми одного вероисповедания -76,4%, членами семьи -70,1%, друзьями - 56,3%, людьми одной национальности -48,6%.

Интегрирующий резерв образует ощущение принадлежности к товарищам по учебе -30,6%, жителям своего города, села - 27,8%, людям, разделяющим взгляды на жизнь и придерживающихся тех же обычаев и традиций -27,1%, гражданам России -25%.

Идентификационную периферию представляет отождествление себя с людьми одного поколения -20,1%, той же профессии, рода занятий -18,1%, гражданами исторической родины, людьми схожих политических взглядов-12,5 и 4,9%, незначительная часть выразила близость с людьми того же материального достатка и представителями русской культуры -2,1%.

Интересны представления молодежи относительно определения этнической идентичности русского. На их взгляд, русским можно назвать того, кто русский по происхождению -32,6%, вырос в России и воспитывался в традициях русской культуры -24,3%, придерживается русской православной веры и её традиций - 14,6%, для кого русский язык является родным - 13,2%, честно трудится на благо России-6,9%.

При этом готовы считать русским любого гражданина РФ - 3,5%, кто сам себя считает русским -1,3%. Любопытно, что ощущают близость представителей чеченской и русской культуры менее 3%. Молодые и взрослые пока не сознают свою «русскость», формирующуюся через русский язык и культуру, совместное общежитие. Более приемлемо представителям нерусского народа понимание культурной и языковой общности в стране как «российскость».

Таб.2 Групповая идентификация: «Это - Мы» (%)*

Группы % Ранг Группы % Ранг

Члены семьи 70,1 2 Товарищи по работе, учебе 30,6 5

Граждане России 25.0 8 Люди моего поколения 20,1 9

Люди того же 2,1 13 Люди той же профессии, 18,1 10

материального достатка рода занятий

Люди той же 48,6 4 Люди, разделяющие мои 27,1 7

национальности, что и взгляды на жизнь

моя национальность

Жители моего города, 27,8 6 Друзья 56,3 3

села

Люди моей веры, 76,4 1 Представители русской 2,1 13

вероисповедания культуры

Граждане моей исторической родины (если страна, откуда, ваши предки - не Россия) 12,5 11 Другое 4,9 12

Люди схожих политических взглядов 4,9 12 Затрудняюсь ответить 0,7 14

Люди, придерживающиеся тех же обычаев и традиций 27,1 7

* допускалось несколько ответов

Языковая коммуникация. В республике население двуязычное, в основном функционирует русско-чеченское двуязычие, в местах компактного проживания этнических групп в рамках сельских населенных пунктов языковая коммуникация происходит на аварском, кумыкском, ногайском языках. Кстати, многие жители этих поселений трехъязычные, говорят на родном, русском и чеченском. В управлении, законотворчестве, сфере образования, используется официальный русский язык.

Среди опрошенных студентов чаще общаются на чеченском языке -87,9%, русском и чеченском -6,4%, ингушском - 2,1%, русском - 56,2%. На наш взгляд, показатели языкового общения неадекватно отражают языковую действительность. На ответы сказалась этническая «однородность» в учебных коллективах и по месту жительства. По итогам Всероссийской переписи 2010 г., в ЧР чеченцев - 95,3%, русских -1,9%, других национальностей -2,8%. Высокий процент общения на чеченском языке указан таким образом под эмоциональным влиянием этнической среды и скорее представляет собой идентификационный маркер, в то время как в реальности часто наблюдается двуязычное поведение. Например, сейчас и в семьях прослеживается рост общения на русском и чеченском зыках. В высших учебных заведениях почти все студенты чеченской национальности, в учебном процессе общение протекает на русском языке. Причем студенты не испытывают потребность усвоения программных тем на родном языке. Вне учебных занятий примерно треть говорит на русском и чеченском, только чеченском - 16,1%, русском - 16,1%.

В коммуникативных контактах с друзьями половина опрошенных использует чеченский язык, русский и чеченский - 35,1%. Наблюдения показывают, что общение на чеченском языке протекает постоянным переходом на русский или на «смешанном» чеченском с вкраплением без надобности многих русских слов.

Знание иностранных языков, по данным Всероссийских переписей 2002 и 2010 гг., в республике незначительное по сравнению с сопредельными регионами. В ходе социологического опроса третья часть респондентов отметила знание арабского языка, пятая - немецкого, на владение латынью указали - 3,9%, турецким, французским языками -2,6%, испанским и украинским - 1,3%, а наибольшее число английским - 78,9%. Конечно,

уровень владения этими языками, можно предположить, невысокий. Из языков народов России студенты знают ингушский язык - 21,3%.

Культура межэтнического взаимодействия. Студенческое сообщество в вузах «однородное», информацию о межэтнических отношениях черпают из электронных СМИ и печатных изданий, литературы, близких и знакомых, по личным наблюдениям в период поездок за пределы ЧР. Среди опрошенных студентов были в 31 регионе, например, в Москве -23,0%, Кабардино-Балкарии - 19,5%, Ставропольском крае - 17,7% и в других. Они побывали также в 15 зарубежных странах, в основном в качестве беженцев во время военных действий, в Казахстане -27,3%,Украине -13,6%, Азербайджане, Турции, Великобритании - 9,1%, Германии, Австрии - 4,5% и в других.

Точку зрения о склонности представителей отдельных национальностей распространяют те, кому хочется спровоцировать межнациональные конфликты, по мнению 54,9% опрошенных, расценивают это как выдумки СМИ, которые гонятся за громкими сенсациями -10,4%, отмечают такую склонность -6,9%.

Нынешние молодые родились и выросли во время конфликта, многие из них травмированы, в подсознании некоторых отлегли трагические сюжеты, но почти все они адаптировались к мирным условиям жизни, их общему настрою характерно осознание необходимости устойчивого мира и согласия в обществе.

В случае межнационального конфликта с участием представителя своей национальности готовы поддержать, занять его сторону -33,3% респондентов, выступят на стороне того, кто прав -44,4%, не будут ввязываться в драку ни в каких обстоятельствах -5,6%.

В разных сферах общения не испытывали дискриминацию по полу, возрасту -(91%-84%), по национальной принадлежности и вероисповеданию - (76,4%-84,7%), по идейно-политическим убеждениям -90,3%.

В то же время некоторые лично сталкивались с ущемлением прав при поиске работы -12,4%, получении медицинской помощи -1%, контактах с представителями правоохранительных органов -17,5%, получении образования -17,5%, в общественных местах -12,4.

В различных обстоятельствах опрошенные испытывали чувство стыда за представителя своей национальности, прежде всего, за низкий уровень культуры и поведения -52,6% ,отсутствие уважения к своей родине -17,9%, неудачи в международных мероприятиях / соревнованиях, конкурсах/-10,3%, межэтническую напряженность, интолерантность -7%, низкий уровень образования -3,5%.

На вопрос: «Приходилось ли им испытывать чувство стыда за представителей своей национальности?» Большинство опрошенных респондентов (61,8%) отметили, что им не приходилось испытывать чувство стыда за представителей своей национальности. Однако более трети (38,2%) дали утвердительный ответ. Студенты поясняли, что подобные негативные чувства возникали тогда, когда люди стесняются своей национальности, а

также когда их соплеменники проявляют низкий уровень культуры и поведения (76,4%).

Такие чувства приходилось переживать за страну по причине низкого уровня культуры сограждан - 17,9%, низкого уровня экономического благополучия -15,4%, ошибок внутриполитической стратегии управления-12,8%, проблем в межнациональных отношениях -5,1%.

Отношение к трудовым мигрантам. Отношение к трудовым мигрантам у молодежи проявляется через дихотомию «свои» - «чужие». Некоторые готовы включить приезжих в «свои», но многие нет. Причем для молодых «чужие» не просто другие, а нежелательные члены российского и регионального сообщества. Это не активная или агрессивная позиция, а оценочная установка.

Следует отметить, что трудовых мигрантов в республике немного, с ними молодые крайне редко контактируют в повседневной жизни. Мигранты из Таджикистана выполняют малоквалифицированную физическую работу по найму, строительные бригады из числа вьетнамцев и китайцев по краткосрочным договоренностям трудятся в строительных организациях и у частных лиц. Турецкие рабочие более квалифицированы и были заняты в свое время на строительстве высотных зданий. Взрослые наиболее часто общаются с представителями азербайджанской национальности на продуктовых и вещевых рынках. К ним относятся терпимо и уважительно, признается нужность их труда. Неприязнь, или вернее, раздражительность вызывают отдельные неопрятные индивиды и малочисленные группы без определенного вида занятий, пребывающие временно на территории региона и нередко просящие подаяние.

Основные источники информации о живущих в Росси трудовых мигрантах можно сгруппировать по степени влияния следующим образом. В первую очередь, к ним относятся электронные и печатные СМИ, в частности, интернет (53,5%), телевидение (47,2%), радио и материалы газет, журналов (10,4-15,3%). Во вторую, - личные наблюдения и оценки -40,3%.

В-третьих, общение с родителями и близкими - (21,5-15,3%). В-четвертых, непосредственные контакты, общение с представителями иных этнических групп - 11,3%. И, наконец, в - пятых, заявления представителей элиты, уважаемых людей, официальные информации местных и федеральных властей -(1,4-9%).

Относительно необходимости трудовой миграции в России студенты придерживаются разных точек зрения, наименьшее количество опрошенных (8,3%) согласны принять тех мигрантов, которые намерены остаться в России и пытаются интегрироваться в наше общество, пятая часть отмечает необходимость лишь тех мигрантов, которые приезжают на заработок, но затем возвращаются к себе домой. При этом полагают, что необходимы и те, и другие трудовые мигранты - 22,2%, но четвертая часть категорична: нет, никакие трудовые мигранты не нужны России, затруднились ответить-24,5%.

Ценностные представления молодежи о влиянии трудовых мигрантов на жизнь региона и страны можно типологизировать по признаку позитивной и негативной направленности. К первому типу ценностных суждений относятся:

-делают работу, на которую не соглашается местное население -46%;

- вносят разнообразие в культуру России - 24,5%; -обладают высокой квалификацией и навыками -10,8%;

- поднимают те сферы экономики, которые в России в последние годы находились в упадке -7,2%;

-укрепляют семейные и нравственные ценности -6,5%. Ценностные суждения второго типа: -отнимают рабочие места у местного населения - 40,3%; -мало квалифицированы, не имеют компетенции и опыта -30,2%; -не уважают традиции, язык местных жителей - 17,3%; -привносят архаичные нормы и ценности -2,2%;

-берут под свой контроль, захватывают российские сферы экономики-

2,2%.

В количественном выражении положительные и отрицательные суждения примерно в равном соотношении, и тем самым образуют конфронтационный потенциал, способный актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Социальная и общественная активность. В становлении личности и специалиста большую роль играет возможность выбора. На формирование самостоятельности и ответственности за тот или выбор жизненной стратегии влияют семья, школа, среда. Как показывает опрос, внутренняя мотивация, познавательный интерес к конкретной области знаний предопределили выбор специальности и вуза -38,2% опрошенных, изначально готовились поступить на избранный факультет вуза -34,0%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На внутренний поиск профессионального будущего молодых оказало влияние внешнее воздействие, например, субъективный фактор - настояния родителей и советы родственников, друзей - (25,7-18,1%), а также объективный фактор - престиж вуза и специальности (12,5-13,2). Некоторые руководствовались прагматизмом, учитывали востребованность специальности и перспективу гарантированного трудоустройства, возможность получения хорошей зарплаты после окончания вуза (16%-9,7%). В числе других причин назывались качество преподавания и удобное расположение вуза, близость к дому (13,9-10,4%).

Рынок труда в республике весьма ограничен, многим выпускникам проблематично трудоустроиться. Они хотели бы после окончания вуза организовать собственное коммерческое дело, заниматься индивидуальным трудом (38-15,5%), работать на государственном и частном предприятии (30,3-26,1%), быть государственным служащим, чиновником (26,1%), работать за рубежом (21,1%), заниматься творческой деятельностью, не связанной с полученной специальностью (7%).

Таб.3 Предпочтительный вид деятельности (%)*.

Государственный служащий, чиновник 26,1 Индивидуальная трудовая деятельность 15,5

Работа на государственном предприятии 30,3 Творческая деятельность, не связанная с получаемой специальностью 7,0

Работа на частном предприятии 26,1 Не планирую работать 0,7

Работа за рубежом 21,1 Другое 7,0

Организация собственного коммерческого дела 38,0

*допускалось несколько ответов

В исследовании предусматривалось выявить предпочтительные варианты самореализации и возможные препятствия в достижении жизненных целей. К ожидаемым трудностям были отнесены проблемы познавательного характера, связанные с получением хорошего образования, интересной работы, посещением разных стран мира (18,3%-13,4-27,5%). Выделены были также проблемы, касающиеся обретения статуса посредством престижной работы, удачной карьеры, достижения известности, став знаменитостью (38%-13,4-3,5%). Видятся трудности и в осуществлении чисто человеческих потребностей создания семьи, воспитания детей (19,7%-10,6%). Отдельным присущи чувства обладания, желание стать богатым человеком (9,2%). Сознаются всевозможные барьеры в организации собственного бизнеса, самоутверждении как хозяина самого себя (21,8%-12%). Следует отметить предвидимые молодежью сложности в реализации стремления честно жить - 25,4%. Отдельные студенты не ожидают каких-либо трудностей - 16,9%.

Социализация студенческой молодежи происходит не только в учебном процессе, но и через участие в различных общественных объединениях. В последние три года они участвовали в организациях спортивных - 28,7%, религиозных - 23,1%, интернет сообществе - 19,6%, национально-культурных и экологических -9,8% и 7,7%. Степень участия в других организациях составляет - 0,7% -4,9%, к ним относятся политические партии, профсоюз, благотворительные, творческие, миротворческие, правозащитные и другие. Ни в каких молодежных организациях не участвовали - 22,4%.

Выводы

Ценностное представление о природно-географической среде, истории края и страны является основой формирования патриотизма. Молодые включены в территориально-пространственные, социальные, общественные ячейки и группы, в которых протекает их социализация, становление идентичности. Структура идентичности студенческой молодежи еще окончательно не оформилась, на данный период доминирующей выступает религиозная и этническая. Актуализация того или иного вида идентичности зависит от конкретной ситуации, стечении обстоятельств.

В постконфликтном регионе некоторые имеют посттравматические травмы, они находятся как бы в спящем режиме, не всегда внешне проявляются в социально-бытовом или общественном поведении. Однако могут в непредвиденной эмоциональной обстановке спровоцировать неадекватные поступки.

В регионе молодые люди не имеют широкого опыта межэтнического общения, но сознают решающую роль культуры в поддержании общественного и межэтнического мира и согласия, выстраивании уважительных отношений в межличностном и межгрупповом взаимодействии. В отношении к трудовым мигрантам просматривается двойственность, но в целом осознается потребность в их труде в различных областях деятельности.

Литература

1.Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. - 450

с.

2.Юсупова Е.В. Ценностные ориентации, установки и направленность личности «человека юридического». Электронный ресурс .- режим доступа:http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/02/pdf/348yusupova.pdf

3.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. -572 с.

4.Шереги Ф.Э. Российская молодежь: настроение, ожидания, ценностные ориентации. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2013.- 93 с.

5.Петров Д.С. Проблемы социально-трудовой адаптации молодежи в регионе/ «Регионология», 2009, №3 Электронный ресурс.- режим доступа: http://regionsar.ru/node/388

6.Романенко И.Б., Султанов К.В. Социокультурная идентичность молодежи и проблема духовно-нравственного воспитания/ Общество. Среда. Развитие. 2014, №1, - С.127-131

7.Молодежь в полиэтничных регионах Северо-Кавказского федерального округа. Экспертный доклад/Ред. В.А. Тишков, М.А. Аствацатурова, В.В. Степанов. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2014. -101 с.

Literature:

1.Uznadze D. N. Psychological researches. - М: the Science, 1966. - 450 p.

2.Yusupova E.V. Value orientation, installations and an orientation of the person "the person legal". http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/02/pdf/348yusupova.pdf

3.Sorokin P. A. Person. Civilisation. Society. М: Politizdat, 1992. -572p.

4.Sheregy F.E. Russian youth: mood, expectations, valuable orientations. М: the Center of social forecasting and marketing, 2013. - 93p.

5.Petrov D.S. Problem of sociolabor adaptation of youth in region / "Regionologiya", 2009, №3, http://regionsar.ru/node/388

6.Romanenko I.B.,Sultanov K.V. Sosio-kultural identity of youth and a problem of spiritually-moral education / Society. Environment. Development. 2014, №1, - Р.127-131

7.Youth in politetnic regions of the North Caucasian federal district. The expert report/edit. V.A.Tishkov, M.A.Astvatsaturova, V.V.Stepanov. - Pyatigorsk: Publishing house PGLU, 2014. -101 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.