Трофимова Р. И., исторический факультет Научный руководитель: д.и.н. профессор А. В. Черных
Этническая идентичность Тулвинских башкир и татар на современном
этапе этнокультурного развития*
Бардымский район Пермского края - территория расселения особой этнической группы тулвинских башкир и татар, исторически сложившейся в процессе межэтнических контактов башкир племени гэйнэ (гэйнэ) и татар, включающих в себя и финно-угорский компонент. (Бардымский район: от прошлого к настоящему, 2009, с.133)
Сегодня в Бардымском районе сложилась весьма интересная ситуация этнического развития территории. Этническое самосознание татар и башкир, проживающих в Тулвинском поречье характеризуется двойственностью: осознанием своей принадлежности, как к татарскому, так и к башкирскому этносам. В связи с этим представляется актуальной задача проследить основные тенденции к изменению структуры этнической идентичности тулвинских башкир и татар, выявить основные факторы, влияющие на процесс консолидации этнической группы.
Сложную ситуацию этнической идентификации раскрывают многочисленные примеры. "Я по паспорту башкирка. Я сама живу и не знаю: может, татарка, а может, башкирка". "Считаем себя татарами, хотя в паспорте записаны башкирами". "По паспорту - башкирка. По языку - татарка...". "В документах башкиры записаны, а так, чистые татары". "Мы по национальности башкиры, а может, и татары". (Бардымский район: от прошлого к настоящему, 2009, с.135).
По данным переписи 1989 года, (из 100% татар и башкир) башкирами считали себя 94,6% против 5,4%, записавшихся татарами, а перепись 2002 года отметила значительное увеличение тех, кто посчитал себя татарами (из 100% татар и башкир 65% считали себя башкирами, 35% - татарами). По переписи 2010 года 60,5% записались башкирами, 39,5% татарами. С одной стороны официальная статистика фиксирует тот факт, что большинство населения Бардымского района является башкирским, однако подавляющее большинство населения района говорит на татарском языке. При этом мы видим определенную тенденцию к смене этнической идентичности части населения исследуемой территории с башкирской в пользу татарской. С другой стороны, данные цифры демонстрируют нам некую подвижность идентичности, ее изменчивость на протяжении времени, что объясняется протеканием сложных, противоречивых этнических процессов. В этом ключе мы можем говорить о незавершенности этнических процессов в Тулвинском поречье.
* Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 14-11-59009, «Традиционная культура в условиях диаспоры».
Этнические исследования конца 1990-х гг. проводимые на территории Бардымского района (Хотинец, 1999, с.21) - показали весьма пеструю и неоднозначную этническую картину.
Например, этнопсихологические исследования (Хотинец, 1997) по специфике этнического самосознания, проводимые в Бардымской национальной гимназии в 1990-х., когда в эксперименте участвовали учителя и учащиеся школ, считавшиеся по официальным записям башкирами, причем предки опрашиваемых были башкирами в трех поколениях. В результате работы выяснилось, что 43% учителей осознают себя особым народом -гайнинскими башкирами, 32% - татарами, 21% - башкирами, 4% затруднялись в этническом самоопределении. Среди опрошенных учеников 43% характеризовали свой этнос как особый, отличающийся от других, но схожий в равной степени с башкирами и татарами. 35% учащихся отнесли себя к татарам, а 11% - к русским. (Хотинец, 1999, с. 21).
В 2000-х гг. в Бардымском районе было проведено комплексное этнографическое исследование, которое затрагивало, в том числе и вопросы этнической идентичности (Тулвинские татары и башкиры, 2004). По мнению исследователей (Абрамов, 2005, с.59), сегодня этническое самосознание тулвинских татар и башкир представляется явлением сложным, не завершенным. По своей структуре его можно квалифицировать как двойственное и многоуровневое. Двойственность этнической самосознания заключается в осознании принадлежности как татарскому, так и башкирскому этносу. (Тулвинские татары и башкиры, 2009, с. 133).
В течение последних лет, автором были проведены исследования в Бардымском районе в деревнях, Конюково, Краснояр I, Усть-Тунтур и в селах Елпачиха и Барда. В рамках экспедиционной работы в 2011 года, которая проводилась в д. Конюково Бардымского района, было опрошено 57 человек, в возрасте от 14 до 97 лет. Все участники опроса отметили, что их родители по официальным документам являются башкирами, проживающими на территории Бардымского района Пермского края. Из 57 опрошенных, татарами считают себя 21 человек, башкирами 13 чел., 17 чел. соотносят себя и татарами и башкирами в равной степени, 6 чел. без определения этнической ориентации.
В 2014 году экспедиционная работа была продолжена и в этот раз в ней приняли участие люди из 5 населенных пунктов Бардымского района, такие как: с. Елпачиха (65 чел.), д. Конюково - (43 чел.), д. Краснояр I - (38 человек), д. Усть-Тунтур - (22 чел.) и с. Барда - (132 чел.). Из 300 человек на вопрос: «Кем Вы себя считаете по национальности?» 96 (32%) чел. ответили, что ощущают себя в равной степени и башкирами и татарами, 78 (26%) чел. отметили свою татарскую этническую принадлежность, 66 (22%) чел. посчитали себя башкирами, 39 (13%) чел. ощущают себя в равной степени и татарами и русскими, 12 (4%) чел. считают себя русскими, 1 (0,33%) чел. относится к грузинскому этносу, 8 (2,64%) чел. не отметили своей этнической принадлежности. Особенно, интересными показались ответы во время интервью в д. Краснояр I и в с. Барда: «я татарский башкир или башкирский татарин», «татарка и немного башкирка», «и башкирка и татарка, хотя, наверно,
больше татарка». Подобные ответы указывают на двойственность этнической идентичности, жителей Бардымского района причисляют себя и к татарскому, и башкирскому этносу. Люди, участвовавшие в нашем анкетировании, во Всероссийской переписи населения 2010 года, дали следующие ответы: 168 чел. (56%) записались башкирами, 108 чел. (38%) татарами, 18 чел. (5%) русскими, 6 чел. (2%) человек дали иные ответы. И из тех, кто 2010 году записался по национальности башкиром/башкиркой, а таких 168 человек, в следующей переписи собираются записываться татарами 51, т.е. 30,3% людей, считавшие себя башкирами, теперь самоидентифицируются как татары. В первую очередь, смена этнической идентичности наблюдается у молодого поколения. Безусловно, здесь есть и объективные факторы, влияющие на эти процессы. Особую роль в данных процессах играет национальная интеллигенция. С одной стороны, местная национальная интеллигенция является носителем башкирского самосознания, идей дальнейшего культурного развития. Ведь она включает в себя людей с высшим и средним специальным образованием, приобщенных к письменной истории края. С другой стороны, именно местная интеллигенция является проводником литературного татарского языка и культуры, так как многие местные учителя, чиновники, технические специалисты получили образование в Казани. Во многом именно с деятельностью местной интеллигенции связано растущее культурное влияние Татарстана: на территорию Бардымского района вещает радио Республики Татарстан, большой популярностью пользуется татарская эстрада, этому способствует такой серьезный объективный фактор как владение татарским языком, а это сужает сферу распространения башкирской учебной и научной литературы, периодики и публицистики. Определенным фактором воздействия на процессы трансформации этнического самосознания является широкое распространение татарской исторической публицистики. В сфере образования применяются учебные пособия, выпущенные в Казани. В Татарстане повышают свою квалификацию учителя татарского языка, литературы, проводятся различные мероприятия для молодежи, например «Дни татарской молодежи». Нельзя не заметить влияние культурной политики Казани. В 97 школах Бардымского района на уроках родного языка и литературы преподают татарский язык, однако есть изменения, с 2013 года в национальной гимназии №1 в с. Барда начались уроки башкирского языка.
Также во время исследований 2014 г. в Бардымском районе показались интересными ответы на вопрос: «Если можно было измерить национальность в процентах, что бы вы написали?» ни один человек не отметил 100% принадлежность к башкирам, а татарами на 100% записались тоже немного, всего 5 человек, в основном, люди, участвовавшие в опросе, чувствуют себя на 40-60% татарами, 30-40% башкирами и на 10-20% русскими. Это свидетельствует о двойственной и многоуровневой идентичности башкир и татар Бардымского района.
Дальнейшее развитие группы во многом зависит от проведения национальной политики в регионе, прежде всего образовательной и культурной. Исходя из вышесказанного мы можем отметить несколько
возможных вариантов этнического развития группы: 1) консолидация на основе башкирского этнического самосознания; 2) консолидация на основе татарского самосознания; 3) осознание себя отдельной этнокультурной общностью, отличной от других групп как татар, так и башкир. Так как коренное население чувствует свою принадлежность к особой этнокультурной группе, отличной от других этнографических групп татар. На этом уровне самоидентификации функционирует этноним "гэйнэ" (гэйнэ), восходящий к башкирской компонентной основе группы. Возможно, последний вариант окажется наиболее вероятным. Однако приоритет его требует проведения политики, направленной на сохранение самобытности группы во всех ее проявлениях: на уровне языка, материальной и духовной культуры.
Список источников и литературы
1. Абрамов М. Д. Национальная идентификация в постсоветском социальном пространстве/ Пермь, 2005.
2. Бардымский район: от прошлого к настоящему/ Колл. авт. - СПб., 2009.
3. Вяткин Б. А., Хотинец В. Ю., Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности / Ижевск, 1996.
4. Кожанов А. А. Методика исследования национального самосознания / М. 1994.
5. Молодежь в этнокультурном пространстве Прикамья / Колл. авт. Пермь, 2005.
6.Тулвинские татары и башкиры/ Колл. авт. Пермь, 2004.
7.Скоробогатая А. А. Этническая идентичность и межкультурное взаимодействие/ М., 2008.
8. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание / Ижевск, 1995.
9. Хотинец В. Ю. Тулвинские башкиры и татары / Барда, 1999.
Евдокимова О. В. , исторический факультет ПГГПУ Научный руководитель Черных А.В.
Идентичность у коми-пермяков на современном этапе этнического развития (по материалам этносоциологического исследования)*.
На сегодняшний день один из наиболее важных векторов развития этнической культуры и ее дальнейшего функционирования являются вопросы идентичности.
Глобализация культурного пространства, возрастаниероли средств массовой информации, телевидения, кинематографа, расширение сети Интернет, а также массовые миграции и радикальные преобразования социальных и экономических систем влияют на этническую идентичность различных национальных групп (Курбанов, 2012, с.3). В различных аспектах взаимодействия с миром у одного и того же человека возникают многочисленные формы идентичности, в зависимости от того, что ему потребуется для успешного действия и получения эффективного результата.
* Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 14-11-59009, «Традиционная культура в условиях диаспоры».