Научная статья на тему 'Пограничные ситуации межэтнических взаимоотношений народов Среднего Урала в XIX – нач. XXI вв'

Пограничные ситуации межэтнических взаимоотношений народов Среднего Урала в XIX – нач. XXI вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РУССКИЕ / ФИННО-УГРЫ / ТЮРКИ / ETHNIC BORDERS / IDENTITY / ETHNOCULTURAL INTERACTION / RUSSIAN / FINNO-UGRY / TURKIC PEOPLES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чагин Георгий Николаевич

Рассматривается проблема межэтнического взаимодействия на примере миграционных и адаптационных процессов, проходивших на территории Среднего Урала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The frontier situations of the peoples` interethnic relations of the Middle Ural in XIX – beginning of XX century

The problem of interethnic relations given in the example of the migration is considered the adaptable process in the Middle Ural.

Текст научной работы на тему «Пограничные ситуации межэтнических взаимоотношений народов Среднего Урала в XIX – нач. XXI вв»

^^_

И С Т О Р И Я, А Р Х Е О Л О Г И Я, Э Т Н О Г Р А Ф И Я

УДК 39(470.5)"18/20"

г. н. чагин

пограничные ситуации межэтнических взаимоотношений народов среднего урала в xix - нач. xxi вв.*

Рассматривается проблема межэтнического взаимодействия на примере миграционных и адаптационных процессов, проходивших на территории Среднего Урала.

Ключевые слова: этнические границы, идентичность, этнокультурное взаимодействие, русские, финно-угры, тюрки.

Пограничье бывает разное - государственное и историко-культурное. Первое из них чаще выстраивается не по этническому признаку, что обусловливается политическими формами объединения территорий и народов. Средний Урал представляет собой этнокультурное пограничье, и с учетом этого фактора открывается возможность по-иному, чем прежде мы делали, оценить материальную и духовную культуру этносов, а в целом увидеть связующую роль пограничья, даже в том случае, если действовали факторы, не всегда способствовавшие интеграции народов.

Средний Урал оказался пограничным регионом по объективным условиям. Здесь стыкуются две части света - Европа и Азия и четыре бассейна рек - Камский, Печорский, Вычегодский, Обь-Иртышский. Горный хребет разделяет Урал на две территории - восточную и западную. Горы здесь пониженные, в отличие от северного и южного Урала. Поэтому по Среднему Уралу пролегли удобные пути для миграции народов [16. С. 8-21, 180-213]. Ранее всего они развернулись по р. Чусовой, берущей начало на восточном Урале и впадающей в р. Каму, а затем по сухопутным дорогам, сначала - Чердынской (Вишерской)-Ивдельской-Лозьвинской, затем - Бабиновской (между реками Кама и Тура) и на позднем этапе - по Сибирскому тракту. По Среднему Уралу прошла дружина Ермака, завоевавшая в 1580-е гг. Сибирское ханство, и с тех пор началась массовая

* Статья написана на основе доклада, прочитанного 22.09.2011 г. на Всероссийском научном симпозиуме «Современная этнология: проблемы трансляции научного знания», посвященном 80-летию УИИЯЛ УрО РАН.

миграция русских и других народов на восточные земли, только что включенные в состав Русского государства [7. С. 13-28].

Актуальность темы, избранной нами, обусловлена тем, что не существует исследований конкретных процессов, развертывавшихся в сфере мобилизации этничности, во взаимосвязи с условиями этнических и природных границ. В данной статье мы только приступаем к интегрированному взгляду. Для более полной разработки темы требуется выявление этнических стереотипов, фактов, символов, ценностей, которые являлись каналами закрепления идентичности в обыденной жизни. Выскажем по теме свои предварительные наблюдения.

Начальный этап формирования современных этносов Среднего Урала приходится на ГУ—У вв. На верхней Каме, по Чусовой и Сылве, складываются два аборигенных этноса - коми-пермяки и манси. Земли в бассейнах Тулвы, Таныпа, Буя осваивались башкирским племенами (самым крупным было племя гайнэ), а с XII в. - волжскими булгарами. На свободных башкирских землях и в поселениях башкир с XVI в. селились казанские татары. Одновременно к башкирам и татарам подселяются марийцы и удмурты [15. С. 50- 55; 18. С. 190-197]. Среди тюркского населения Бардымского района Пермского края сохраняются предания об арах - предках южных удмуртов, которые жили на его территории [1. С. 10- 11; 14. С. 256-282].

Южные территории Среднего Урала, включая и верховья р. Уфы, после разгрома Волжской Булгарии в 1236 г. входят в Золотую Орду, позднее -в Казанское ханство. После завоевания войсками Ивана IV Казанского ханства в 1552 г. поречья тулвинское, сылвенское, иренское, таныпское, буйское, верхнеуфимское становятся частью Русского государства [15. С. 24-26].

На сложной в этническом отношении территории с приходом русских крестьян в XV в. началось формирование новой этнической карты Среднего Урала. Русские переселенцы не только осваивали новые территории, но и создавали базу для развития Русского государства как евразийского. Карта расселения народов, сложившаяся в XVII в., сохраняется до нашего времени.

На раннем этапе русские взаимодействовали с коми-пермяками и манси, а на позднем - с другими финно-уграми (удмуртами, марийцами) и с тюрками южных районов. В ходе расселения русские обустраивали свои поселения не только на свободных землях, но и в местах проживания коми-пермяков, манси, марийцев, удмуртов, татар и башкир. Проявлялась тенденция сближения районов заселения русских и образования достаточно крупных и компактных очагов их расселения: междуречье Камы, Вишеры и Колвы; район Соликамска, Усолья, Орла-городка; побережья Чусовой, Сылвы и Ирени; Ново-Никольская слобода (будущий г. Оса); бассейны Ирени, Сылвы; в Зауралье бассейны Туры, Тагила, Ницы, Нейвы и верховьев Уфы.

На Среднем Урале русские стали численно преобладающим этносом в первой пол. XVII в. Количественное преобладание, компактность в расселении, наличие устойчивых черт в культурном развитии способствовали упрочению этнического единства русских как сельского, так и городского населения.

Многие места проживания русские превратили в развитые земледельческие районы, что другим народам виделось как важнейший источник существования.

Поэтому земледелие очень рано оказалось в поле внимания местных народов. Коми-пермяки стали использовать орудия обработки почвы и уборки урожая русских и выращивать культуры, которых прежде не знали. Наибольшего успеха в этом достигли южные (иньвенские) коми-пермяки. У манси на момент знакомства с русскими преобладали элементы присваивающего хозяйства (охота, рыболовство), вследствие чего земледелие по русскому образцу внедрялось медленно. Серьезный прогресс в земледелии наблюдался у башкир и татар: их хозяйство быстро приобрело производящий характер [2; 10. С. 19-39].

В письменных источниках отражено восприятие русской культуры другими этносами, в частности в таких выражениях: «русские трудолюбивые», «одежда русских добрая», «русские дома теплые», «нас принимают охотно». Подобные наблюдения были закономерны: уровень хозяйственно-культурного развития русских действительно был выше [17].

Русские высоко ценили навыки и черты характера коми-пермяков и манси, например: распознать местонахождение зверей и метко стрелять в них, быстро ходить на лыжах, в короткий срок обустроить в лесу удобное охотничье становье. При этом русские удивлялись тому, что при изобилии пушнины коми-пермяки ограниченно использовали меха для своей одежды. Но вскоре поняли, что это обусловлено мифологическими представлениями народа о том, что в мехах продолжают пребывать духи природы, не всегда положительно воздействующие на человека. Очевидно, русские в это не верили и широко использовали меха для головных уборов и отделки верхней одежды. Впоследствии эта традиция была все же усвоена и аборигенным населением.

Добрососедские отношения сложились у коми-пермяков и русских ввиду однотипности природных условий проживания и исповедания одной православной религии. К тому же, как свидетельствуют примеры, на раннем этапе заключались браки русских первопоселенцев с коми-пермяцкими женщинами и дети от таких браков вливались в среду русского населения. Такие факторы контактов разных этносов с самого начала способствовали интеграции культур при активном проникновении русской культуры в коми-пермяцкую среду. Впоследствии сложилась следующая картина: то, что русские когда-то отдали коми-пермякам, вскоре сами они забыли или отказались под воздействием рыночных отношений и городской среды. Но элементы русской культуры в среде коми-пермяцкого населения заимствовались не повсеместно, а избирательно, и не всегда изменяли исконным навыкам и традициям. Сегодня в этой сложной ситуации не разобраться без знаний истоков элементов культуры и систематизации конкретного материала в двух направлениях: что заимствовано от русских и что заимствовано русскими.

Исключительный интерес представляет этнокультурное взаимодействие русских и обособленных этнических групп коми населения - зюздинцев и язьвинцев, сильно интегрированных в русскую среду [3. С. 16-94; 5. С. 3-23]. Самоидентификация их в большей степени определяется языковым фактором, музыкальным и повествовательным фольклором, мировоззренческими представлениями. Но основным языком стал русский, который приобрел особый оттенок [12. С. 157-167], вобрав в себя фонетические, морфологические особенности

и лексику родного языка. Сложившаяся языковая ситуация, по нашим наблюдениям, будет сохраняться длительное время [19. С. 10-11].

Взаимоотношения русских с тюркскими народами Среднего Урала не всегда были стабильными. Большое влияние оказывала конфессиональная среда (русские православные, башкиры и татары - мусульмане), что не позволяло развивать более тесные контакты. Из сферы хозяйственной жизни русских башкиры и татары допускали больше заимствований, чем из духовной. Примером может быть приуроченность ими некоторых своих обрядов и праздников к датам и периодам православного календаря русских [14. С. 184-208].

Во взаимодействии русских с финно-угорскими группами удмуртов, марийцев, манси результаты контактов показывают такую же избирательность. Духовная культура этносов ориентировалась на сохранение языческих взглядов и природного равновесия. Нивелирование духовных ценностей допускалось в исключительных случаях. Важнейшими факторами, поддерживавшими их эт-ничность, являлись язык и языческое мировоззрение [4]. Удмуртов, например, пытались обратить и в православие, и в мусульманство, но свои жрецы уберегли население от чужой веры, хотя заимствования из башкирской речи удмурты допустили [11. С. 205-219; 13. С. 6-7].

У манси, в отличие от удмуртов, языческая вера не создала серьезного барьера для других верований [8. С. 157-158, 161-176]. Ослабление самоидентификации манси наступило под воздействием дисперсного расселения и малочисленности населения, в связи с переходом к хлебопашеству, заключением браков с русскими и забвением родного языка. Поэтому на этнической карте Среднего Урала манси осталось очень мало [6]. В 2002 г. в Пермском крае проживал 31 чел. манси, причем не в деревнях, а в городской среде, а в Свердловской области -около 150 чел. в деревнях бассейна р. Лозьва [9. С. 7].

Татары верховьев рек Сылвы, Ирени, Уфы на протяжении длительного времени не меняли территории своего проживания. Их населенные пункты не исчезли и все сохранились до нашего времени. Несомненно, такая картина сохранится и в будущем.

На Среднем Урале есть один регион с тюркским населением, где процесс межэтнической интеграции не завершился до нашего времени. Это бассейн Тулвы, входящий в Бардымский район Пермского края. Как уже отмечали, здесь жило башкирское племя гайнэ, в которое влились волжские булгары и казанские татары [1. С. 8-11]. Многие башкиры, жители Бардымского района, овладели татарской речью и татарский язык стали признавать родным, хотя в их самосознании сохранилась история происхождения от племени гайнэ. По переписи 2002 г. таковых насчитывалось 30 % среди населения названного района. Во многом сложная этнокультурная ситуация исторически обусловлена несколькими факторами - общей этнической экологией, единым вероисповеданием (мусульманством), начальным образованием на татарском языке в медресе, продолжившемся в светской школе, а также разносторонними культурно-образовательными программами, ориентированными на Татарстан, а не на Башкортостан.

Из сказанного следует заключить, что большую роль в сегодняшней этнокультурной картине Среднего Урала сыграли исторически сложившиеся этносы.

В условиях пограничного, тесного проживания этносов, от русских много заимствовали коми-пермяки, в меньшей мере - марийцы, удмурты, татары и башкиры. Показателем этого является традиционная культура и степень распространения русского языка, без которого общение людей было бы невозможно. Наряду с этим русские заимствовали элементы культуры у тех народов, которым передавали свой накопленный опыт, хотя и не в равной степени. Процесс взаимодействия этносов стал одним из путей синтеза этнических культур - традиций, новаций, инноваций.

Чтобы разобраться в сложных путях заимствования культур, необходимо знать истоки элементов культурных явлений, определять их происхождение, а затем систематизировать по ряду направлений. Прежде всего нужно выяснить, что явилось результатом собственного развития этноса, что заимствовано от других этносов и каким было поведение заимствованных традиций: вошли ли они в этнокультуру этноса, который их заимствовал, деформировались ли, изменив ценность и самобытность, развились ли они во взаимодействии с собственными достижениями.

Таким образом, в условиях пограничья наблюдалась в той или иной мере актуализация этничности русских среди других народов, вызванная как престижностью явлений народной культуры, так и осознанием возможности сближения народов через заимствованные черты. Одновременно категориями этничности русских оперировали и нерусские народы.

Поставленную тему мы рассмотрели только на примере этнических маркеров, то есть культурно-бытовой сферы. Она же требует конструктивных решений с охватом системы образования, печати, церкви, общественно-просветительских организаций, причем не обязательно положительных ситуаций, но и критических, а порой и негативных.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Башкиры-гайнинцы Пермского края: история, этнография, антропология, этно-геномика. Уфа, 2008.

2. Бикбулатов Н. В. и др. Башкиры: этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002.

3. И-в А.[Иванов А. П.]. Кама-река // Волжский вестник. Казань, 1883.

4. Климов В. В., Чагин Г. Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков. Кудымкар, 2005.

5. Лыткин В. И. Коми-язьвинский диалект. М., 1961.

6. Михалевич С. И. Хозяева Уральских гор. Пермь, 2009.

7. На путях из земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии северноуральского крестьянства ХУП-ХХ вв. М., 1989.

8. На стыке континентов и судеб: этнокультурные связи народов Урала в памятниках фольклора и исторических документах. Екатеринбург, 1996. Ч. 1.

9. Национальный состав населения Пермской области. Пермь, 2004.

10. Пермские татары. Казань, 1983.

11. ПГО-в. Освящение храма в с. Б. Гондырь // Пермские епархиальные ведомости. 1897. С. 205-219.

12. Сморгунова Е. М. Старообрядцы Верхней Язьвы: особая языковая ситуация // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 157-167.

13. Тезяков Н. И. Праздники и жертвоприношения у вотяков-язычников // Новое слово. 1896. № 4. С. 6-7.

14. Тулвинские татары и башкиры: этнографические очерки и тексты. Пермь, 2004.

15. Чагин Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVI - первой половине XIX века. Пермь, 1995.

16. Чагин Г. Н. Пермский край на перекрестках истории и культуры. Пермь, 2010.

17. Чагин Г. Н. Исторические знания народов Урала в XIX - начале XXI в. Екатеринбург, 2011.

18. Чагин Г. Н. Тюрки и финно-угры в Сылвенско-Иренском поречье Пермского края во второй половине XVII - начале XVIII века // Актуальные проблемы истории и этнологии: Материалы Всеросс. науч.-практич. конф., посвящ. 70-летию со дня рождения проф. Р. З. Янгузина и 20-летию образования кафедры истории РБ и этнологии. Уфа, 2011. С. 190-197.

19. Чагин Г. Н. Функциональные доминанты языков у коми-язьвинцев в начале XXI века // Лингвистические чтения - 2011. Цикл 7: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. Пермь, 2011.

Поступила в редакцию 17.02.2012

G. N. Chagin

The frontier situations of the peoples' interethnic relations of the Middle Ural in XIX - beginning of XX century

The problem of interethnic relations given in the example of the migration is considered the adaptable process in the Middle Ural.

Keywords: ethnic borders, identity, ethnocultural interaction, Russian, finno-ugry, Turkic peoples.

Чагин Георгий Николаевич,

доктор исторических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный университет»

г. Пермь

E-mail: g-chagin@yandex.ru

Chagin Georgij Nikolaevich,

Doctor of Science (History), professor, Perm' State University Perm'

E-mail: g-chagin@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.