Научная статья на тему 'Этническая история удмуртов Пермского Прикамья в конце XVI - ХХ веках'

Этническая история удмуртов Пермского Прикамья в конце XVI - ХХ веках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2133
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А В. Черных

Раскрываются особенности формирования этнических групп буйских и красноуфимских удмуртов, их взаимодействие с татарами и башкирами в бассейне рек Сылва, Ирень, Тулва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ETHNIC HISTORY OF THE UDMURTS IN PERM PRIKAMYE OF THE XVI-XX CENTURIES

The article represents the characteristics of the formation of Bouy and Krasnoufimsk Udmurts as well as their interaction with Tatars and Bashkirs in the areas of Sylva, Iren and Tulva rivers.

Текст научной работы на тему «Этническая история удмуртов Пермского Прикамья в конце XVI - ХХ веках»

2002

Вестник Пермского университета

История

Вып.3

ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ УДМУРТОВ ПЕРМСКОГО ПРИКАМЬЯ В КОНЦЕ ХУ\ - ХХ ВЕКАХ

А.В.Черных

Раскрываются особенности формирования этнических групп буй-ских и красноуфимских удмуртов, их взаимодействие с татарами и башкирами в бассейне рек Сылва, Ирень, Тулва.

Этническая карта Пермского Прикамья складывалась длительный период. В разное время регион осваивали финно-угорские, тюркские и славянские народы. В ХХ в. этнический состав Прикамья стал еще более сложным. Одним из народов, освоивших Пермское Прикамье уж с конца XVI в., являются удмурты. По переписи 1989 г. в Прикамье их насчитывалось 32756, что составляет 4,4% общей численности удмуртов1.

Переселение удмуртов в Пермский край началось в конце XVI в. Причин его было несколько: присоединение Казанского ханства к Русскому государству, русская колонизация Среднего Поволжья, постепенное распространение крепостного права и православного христианства, а позднее - рекрутской повинности. Удмурты, переселявшиеся на новые земли, осваивали не только районы Южного Прикамья, значительная их часть осела на землях Северной Башкирии и в Зауралье. Часть переселившихся удмуртов принимали участие в формировании этнических групп татар и башкир и были ассимилированы последними.

Значительная часть удмуртов, осевших в Южном Прикамье, обосновалась в верховьях р.Буй. Новопоселенцы и составили основу образовавшейся в XVII-XVIII вв. этнической группы буйских (куединских) удмуртов. Как обособленная этническая группа буйские удмурты сформировались за пределами своей основной этнической территории в результате переселения и освоения новых земель, во взаимодействии с новой этнокультурной средой, в иноэтническом окружении, что и определило их культурно-бытовые особенности.

Впервые деревни закамских удмуртов упоминаются в документах первой половины XVII в.2 Деревни буйских удмуртов возникают во второй половине XVII в. В 1673 г. жители удмуртских деревень Кирга, Гондырь, Барабан заключили договор о припуске с башкирами Уранской волости, этим же годом датируется известие об уплате жителями названных деревень ясака в казну3. К 1707 г. относится договор, составленный жителями удмуртской деревни Шагирт с башкирами 4 .

Вначале удмурты жили на башкирской земле в качестве припущенников и платили кроме кунного ясака в казну оброк за землю башкирам. Несмотря на это, башкиры не раз нападали на удмуртские деревни и разоряли их5. И только в 1737 г. императрица Анна Иоанновна пожаловала удмуртам земли по р.Буй в вечное и безоброчное пользование6. Однако вопрос о землепользовании удмуртов оставался открытым вплоть до второй трети XX в. Пожалованной земли не хватало, и удмурты продолжали арендовать ее у башкир. Документы 1737 г. упоминают вновь образованные удмуртские деревни по р.Буй: Гондырь, Кипчак, Кирга, Барабан (Исет), Шагирт7. Можно предположить, что к середине XVIII в. была определена основная территория расселения буйской группы, так как к этому времени

© А.В.Черных, 2002

возникли все известные поселения удмуртов. На карте Осинского уезда Пермского наместничества 1792 г. были отмечены удмуртские деревни Большой, Малый и Верхний Гондырь, Кипчак, Кирга, Барабан, Шагирт8. В первой половине XIX в. территория расселения и численность поселений буйских удмуртов не изменялись. В XIX в. в Больше-Гондырской волости было десять удмуртских деревень: Большой, Малый и Верхний Гондырь, Кипчак, Барабан, Кирга, Урада, Ошья, Го-жан, Шагирт.

Изучение микроэтнонимии буйских удмуртов позволяет выявить и места выхода поселенцев. Из 70 известных воршудно-родовых образований удмуртов в Куединском районе зафиксировано около 15. На основе анализа карты размещения микроэтнонимов, опубликованной М.Г.Атамановым, можно установить, что переселение в бассейн Буя в основном шло из южных районов современной Удмуртии, из бассейнов рек Вала, Тойма, Умяк, Кильмезь, Иж9. Исторические предания буйских удмуртов также подтверждают эти выводы. Главную причину своего переселения сами буйские удмурты до сих пор связывают с насильственной христианизацией10.

Буйские удмурты являются составной частью закамской группы удмуртов, включающей также удмуртов современных северных районов Башкортостана. Однако принято считать буйскую группу по происхождению, языку и традиционной культуре особой среди всех закамских удмуртов11.

Документы XVIII в. отмечают на территории современного Куединского района еще одну удмуртскую деревню - Чикаши. Еще и сегодня жители этой деревни, по преимуществу татары и башкиры, вспоминают, что раньше в ней жили вотяки. Куда же они исчезли? Просто к ним подселилось несколько семей татар, которые и ассимилировали удмуртское в прошлом население. Сегодня жители этой деревни считаются татарами и башкирами, разговаривают на татарском языке и исповедуют ислам12.

Удмурты кроме бассейна р.Буй переселялись и в другие районы Прикамья. Ими была освоена территория Тулвинского поречья. Удмуртские семьи отмечены в поречье рек Сылва и Ирень. Во второй половине XVI - XVIII вв. удмурты, поселившиеся по рекам Тулва, Сылва, Ирень, принимают участие в формировании этнических групп татар и башкир Прикамья.

Переселение удмуртов в Тулвинское поречье, видимо, было также достаточно массовым. Многочисленные предания, записанные у современного татарского и башкирского населения Бардымского района, позволяют утверждать об этом. С удмуртским компонентом связывают основание своих сел жители Елпа-чихи, Краснояра, Аклушей, Тюндюка, Усть-Ашапа, Константиновки. «Татары и башкиры пришли по Таныпу примерно пятьсот лет назад. До них жили ары13 и марийцы. На месте села до татар была деревня, и жил ар Константин. В Сосновке (Толбаш-тат.) раньше жили удмурты, в Башапе (Усть-Ашап) тоже. Потом они приняли мусульманство и отатарились ...» (с.Константиновка)14. «Это когда крестить начали, арские бежали сюда. У них звук «о» произносится как «э»... Когда Иван Грозный крестить начал, они бежали. Вот у них цифры 1,2,3 по-другому звучат: 1-одиг... И они были первыми, поэтому №дик от одиг, то есть единственные» (одиг - по-удмуртски «один». - авт.) (с.Елпачиха, татарское название села -Удик)15. Об удмуртах-арах рассказывают и в деревнях Султанае, Таныпе, Барда-башке Бардымского района. В Тулвинском поречье удмурты также селились в качестве припущенников с оплатой башкирам-вотчинникам оброка за аренду земли, а иногда приобретали владельческие права на землю. В социальном отно-

шении удмурты вместе с другими народами (татары, марийцы) составляли категорию тептярского населения. Переселение удмуртов в Тулвинское поречье подтверждается и письменными документами, так, по сведениям 1748 г. в д.Бардабашке проживало удмуртов 3 души мужского пола16, в Барде - 15 душ17.

Удмурты Тулвинского поречья по причине дисперсного расселения, совместного проживания с другими народами - башкирами, татарами, марийцами - были достаточно быстро ассимилированы. В деревнях Барде, Бардабашке, Констан-тиновке, Султанае, Таныпе, скорее всего, большая часть удмуртов влилась в состав тептярей, а в деревнях Елпачиха, Краснояр, Аклуши, Тюндюк, где документами не отмечены не только удмурты, но и тептяри, удмурты были ассимилированы башкирами-вотчинниками. Возможно, поток переселенцев шел не напрямую из южных районов Удмуртии на Тулву, а через Северную Башкирию и территорию нынешнего Куединского района, поскольку в преданиях, известных по Тулве, часто упоминается с.Гондырь - исторический и культурный центр куедин-ских удмуртов. Удмурты-переселенцы были представлены в основном выходцами из южных районов современной Удмуртии, которые к этому времени уже испытали значительное влияние тюркской культуры, что и явилось фактором, ускорившим ассимиляционные процессы новоприходцев на Тулве. Ассимиляция некоторой части удмуртов татарами и башкирами произошла и в районах Северной Башкирии, где удмурты-переселенцы также оказались в иноэтническом - татарском и башкирском - окружении18.

В настоящее время упоминание об удмуртском компоненте встречается лишь на уровне исторических преданий, хотя удмурты сыграли важную роль в формировании этнокультурных особенностей татар и башкир Тулвинского поре-

чья19.

Несколько иная ситуация сложилась с жителями д.Усть-Ашап Бардымско-го района, также ведущими свое происхождение от удмуртов. «Были здесь ары, пришли из деревни Кунчак (предположительно, удмуртская д.Кипчак Куединско-го р-на. - А. Ч.) Когда ары сюда пришли, здесь был дремучий лес. Они пришли на Тулву. Когда они пришли на Тулву, они увидели плывущие по реке щепки и подумали, что выше по реке живут люди, они поднялись, там была д.Танып. Ары тоже поднялись и образовали свою деревню - Усть-Ашап»20. «А нашу (деревню. - А. Ч.) называли Арский Ашап. Раньше здесь был дремучий лес. Из Кипчакской земли пришли сюда три старика ара» (д.Усть-Ашап.)21. На карте Осинского уезда 1792 г. д.Усть-Ашап названа Башаб Вотяцкий22. Видимо, данная группа удмуртов мигрировала в бассейн р. Тулва позднее, поселилась компактно и впоследствии образовала обособленную субэтническую и диалектную группу в составе тулвинских татар и башкир. Но эта группа оказалась малочисленной и была оторвана от родственников. На нее оказало сильное социальное и духовное воздействие коренное тюркское население. Это способствовало полной ассимиляции удмуртского населения. Xотя в официальных документах жители д.Усть-Ашап всегда записывались тептярями, жители соседних деревень, в отличие от других тептярских деревень, не употребляли этого термина, а называли их арами.

В настоящее время этноним «ар» сохраняется на уровне прозвища жителей деревни, включен в структуру этнического самосознания татар и башкир д.Усть-Ашап. «У бабая мама говорила, что они с арами в семиюродном родстве. Чем дальше родство, тем лучше. Потому что на том свете спросят: "Кто ты - ар или мусульманин?". Если скажешь - ар, тебя накажут, так как раньше они были не мусульмане. Семиюродное родство - пограничное, то есть можно считать себя

уже не арами, а татарами. Мой муж ар, но он не считает себя аром, а считает башкиром»23 .

В поречье рек Сылва и Ирень, верховьях р.Уфа и их притоков с конца XVI в. также появляются удмурты-переселенцы, которые принимали участие в качестве одного из компонентов в формировании этнической группы пермских татар -сылвенско-иренских татар. Немногочисленность удмуртов в этом регионе, совместное проживание в одних поселениях с татарами повлекли за собой ассимиляционные процессы. Жители татарских деревень Усть-Турка (Кунгурский район), Енапаево (Октябрьский район) утверждают, что в их селениях были роды, смешанные с удмуртами24. Согласно переписной книге Кунгурского уезда 1704 г. в Сылвенско-Иренском поречье проживало 18 удмуртских семей и числилась одна удмуртская деревня25. В переписи 1719 г. удмурты уже не отмечены26.

Видимо, некоторая часть удмуртов этого региона влилась в состав этнической группы уральских марийцев. Переселенческий поток марийцев из Среднего Поволжья в поречье рек Сылва, Ирень, верховья р.Уфа был более мощный, чем поток удмуртов. Это привело к формированию обособленной этнической группы марийцев. До настоящего времени в марийской д.Юва (Красноуфимский уезд Пермской губернии, ныне - Красноуфимский район Свердловской области) удмурты, проживавшие в прошлом компактно в одном конце деревни, сохранили этническое самосознание, язык, некоторые черты этнической культуры. Несколько удмуртских семей обосновалось в д.Верхний Бугалыш. В научной литературе эту группу удмуртов принято называть красноуфимскими удмуртами27. В данной группе удмуртов наблюдается интеграция с марийской культурой, трансформация этнического самосознания, что приводит к ассимиляционным процессам и растворению удмуртов в среде доминирующего марийского населения.

Таким образом, можно считать, что к середине ХУШ в. закончилось массовое переселение в Прикамье удмуртов из районов Приуралья, преимущественно южных районов современной Удмуртской республики. Активно протекали и адаптационные, консолидационные и ассимиляционные процессы. Результатом этих процессов явилось образование на территории Прикамья двух этнических групп удмуртов - в Осинском (буйские) и Красноуфимском (красноуфимские) уездах, а также ассимиляция части удмуртов пермскими татарами и башкирами в Тулвинском и Сылвенско-Иренском поречье.

Этническое развитие удмуртов Прикамья во второй половине ХУШ-Х1Х в. характеризуется несколькими процессами. Удмурты, оформившиеся в компактные этнические группы - буйскую и красноуфимскую, сохраняли этническое самосознание, язык, все основные черты традиционной культуры. Именно на этом этапе формируются основные этнокультурные особенности пермских удмуртов. Важным фактором этнической стабильности, консолидации пермских удмуртов явилось сохранение и функционирование древних религиозно-мифологических представлений, системы общественных, в том числе окружных, молений. Проживание на периферии, в отрыве от основного этнического массива, приверженность язычеству, отсутствие влияния христианства наряду с другими факторами способствовали сохранению ряда архаичных черт традиционной культуры.

Вместе с тем этническая культура удмуртов Прикамья развивалась в условиях иноэтнического окружения. Буйские удмурты, находившиеся до начала XIX в. в окружении башкирского населения, восприняли некоторые элементы культуры соседей, многие свободно владели языком башкир, часть удмуртов приняла ислам28. Такая же ситуация наблюдалась и в соседних районах Башкортостана,

где удмурты также оказались в окружении татарского и башкирского населения29. С начала XIX в. в крае появилось русское население. Активные контакты с русскими обусловили ряд культурных заимствований. Из всей закамской группы удмуртов удмурты Куединского района испытали наибольшее влияние со стороны русского населения. Численность удмуртов Осинского уезда в этот период постоянно возрастала за счет естественного прироста населения. По материалам пятой ревизии (1795) в Осинском уезде насчитывалось 2100 удмуртов, к середине

XIX в. их численность увеличилась до 3346 человек30. В 1888 г. в Больше-Гондырской волости проживало 5645 удмуртов, из них в деревнях, относящихся сейчас к Куединскому району, - 430431.

В конце XIX в. у буйских удмуртов складывается система национального образования, открываются первые национальные школы в с.Большой Гондырь, деревнях Кирга, Гожан, Кипчак. В это же время устанавливаются постоянные связи с удмуртами метрополии. Учителями в школах Больше-Гондырской волости Осинского уезда Пермской губернии были удмурты Казанской и Вятской губерний.

Красноуфимские удмурты оказались в окружении марийского населения. Их немногочисленность, дисперсное расселение, проживание с марийцами в одних поселениях способствовали восприятию удмуртами элементов марийской культуры при сохранении удмуртского этнического самосознания и языка32. К сожалению, ни одна перепись населения не дает полного представления о численном составе красноуфимских удмуртов.

В середине XIX в. в Южном Прикамье появляется еще одна удмуртская деревня - Новые Калмияры (ныне - Куединский район Пермской области) . Ее основали выходцы из д.Старые Калмияры Уфимской губернии (ныне - Татышлинский район Башкортостана).

Новый этап в этнической истории удмуртов Пермского Прикамья начинается после 1917 г. Особенность его заключается в появлении городского удмуртского населения, массовой ситуационной миграции удмуртов из различных районов Удмуртии и Северной Башкирии в Пермскую область, активизации ассимиляционных процессов, повлекших за собой растворение части удмуртов в русском этносе Прикамья33.

Удмуртское городское население появилось в Прикамье только в начале

XX в. В 1920 г. городских удмуртов было 16, из них 3 проживали в г.Оса, 13 - в г.Пермь34. По переписи 1989 г.35 51% удмуртов Пермской области (32756 человек) составляло городское население. Крупные городские диаспоры удмуртов сложились в городах Перми (8574), Чайковском (3157), Березниках (1178), Чернушке. Формирование удмуртского городского населения происходило как за счет удмуртов-переселенцев из районов республик Удмуртия, Башкортостан, так и за счет выходцев из мест традиционного проживания удмуртов на юге Пермской области (Куединский район). Пермскую городскую диаспору удмуртов составили преимущественно выходцы из северных районов Удмуртии, диаспору Чайковского - выходцы из центральных и южных районов Удмуртии. Основу удмуртов г.Чернушка образовали выходцы из северных районов Башкортостана. Фактором, активизирующим миграцию, было строительство крупных промышленных предприятий, требующих значительного притока рабочей силы.

В сельские районы Прикамья удмурты мигрировали преимущественно из районов Удмуртии и Башкортостана. Большое число удмуртов в разные периоды осело в пограничных районах Пермской области и республики Удмуртии - Чай-

ковском (по переписи 1989 г. - 378 человек), Больше-Сосновском (525), Верещагинском (966). Значительное число удмуртов проживало в 1989 г. в Пермском районе (1664).

В 1970-1980-е гг. большая удмуртская диаспора формируется в Чернушин-ском районе (в 1989 г. в г.Чернушка и Чернушинском районе проживал 1951 удмурт). Строительство города Чернушка, становление здесь нефтедобывающей промышленности, наличие рабочих мест и развитая социальная инфраструктура на селе были основными факторами массового притока удмуртов из Янаульского и Татышлинского районов Башкортостана, Куединского района Пермской области. Сельское удмуртское население появляется в деревнях Рябки, Ореховая Гора, Ананьино, Ивановка и др.

Этнокультурное развитие куединских (буйских) удмуртов в XX в. во многом обусловлено сложными социально-экономическими изменениями, происходящими в государстве. Коллективизация привела к разрушению традиционного хозяйственного уклада, новые идеологические установки - к запрещению общественных религиозных ритуалов - молений. Начавшийся в 1960-е гг. процесс урбанизации вызвал миграцию удмуртов в города. Так, если в 1959 г. в Куединском районе проживало 8840 удмуртов, то в 1989 г. их насчитывалось только 544236. Однако куединские удмурты сохранили свою этническую территорию, процесс укрупнения деревень в 1960-1970-е гг. не привел к исчезновению старых удмуртских поселений, социальные связи внутри группы (которые уже не поддерживались системой общественных молений) не разрушились. В советское время продолжалось преподавание в некоторых школах родного языка. Более активными стали культурные контакты с Удмуртией.

Современная этнокультурная ситуация в Прикамье характеризуется наличием двух тенденций в протекании этнических процессов у удмуртов. В Куедин-ском районе они сохраняют многие черты традиционной этнической культуры, в 1990-е гг. наметились тенденции развития национального образования и культуры. Предпринимаются попытки восстановить традиционные моления с жертвоприношениями (с.Кирга, д.Кипчак). Около 10 лет назад на съезде удмуртов Куе-динского района был создан культурный центр удмуртов этого района.

Этнокультурное развитие удмуртов Чернушинского района отличается двойственностью этнокультурных процессов. С одной стороны, протекают ассимиляционные процессы, чему способствует дисперсное проживание удмуртов в районе, чаще всего в одних поселениях с русскими (деревни Ореховая Гора, Ананьино, Рябки), чувашами (д .Ивановка). Молодежь не везде владеет родным языком. С другой стороны, сохраняются многие элементы традиционной культуры, в том числе национальный костюм. Это происходит благодаря активным социальным связям (общение с родственниками, участие в семейных и общественных обрядах) с местами выхода переселенцев (деревни Куединского района Пермской области, Янаульского и Татышлинского районов Башкортостана). Показателем роста этнического самосознания, консолидационных процессов черну-шинских удмуртов является создание в последние годы культурного центра удмуртов района.

Удмурты других районов области расселены дисперсно, поэтому они активно интегрируют в инокультурную среду, утрачивают многие этнические признаки, в том числе и язык. Удмурты г.Перми, самая многочисленная диаспора городских удмуртов, до сих пор не заявили о себе. В течение нескольких лет ста-

вился вопрос о создании областного культурного центра удмуртов, однако его возникновение зависит от активности пермской городской диаспоры удмуртов.

Примечания

1 Черных А.В. Буйские удмурты. Пермь, 1996. С.3.

2 Садиков Р.Р. Из истории возникновения деревень закамских удмуртов // Проблемы межэтнических взаимодействий в сопредельных национальных и административных образованиях (на примере региона Среднего Прикамья): Тез. докл. Сарапул, 1997. С.92-93.

3 ГАПО. Ф.177, оп.1, д.1944, л.171; Садиков Р.Р. Из истории возникновения... С.92-93.

4 Там же. Ф.177, оп.1, д.1944, л.7.

5 Там же. Л.54 об.

6 Там же. Л.170 об.

7 Там же.

8 Карта Осинского уезда 1792 г. Пермский областной краеведческий музей (ПОКМ). №427.

9 Атаманов М.Г. Из истории расселения воршудно-родовых групп удмуртов // Материалы по этногенезу удмуртов. Ижевск, 1982. С.89-126; Он же. Удмуртская ономастика. Ижевск, 1988. С.27-42.

10 Полевые материалы, собранные в Куединском районе в 1991- 1997 гг. (деревни Большой Гондырь, Малый Гондырь, Верхний Гондырь, Кипчак, Союз, Кирга, Кипчак, Гожан, Барабан, Удмурт-Шагирт).

11 Атаманов М.Г. Размещение воршудно-родовых групп // Микроэтнонимы удмуртов и их отражение в топонимии. Ижевск, 1980. С.100-102; Кельмаков В.К. К истории удмуртов правобережья Вятки // Материалы по этногенезу удмуртов. Ижевск, 1982. С.128-129; Черных А.В. Буйские удмурты. С.7.

12 Полевые материалы, собранные в Куединском районе в 1996 г. (д.Татарские Чикаши).

13 Ар, арлар - так татары и башкиры Бардымского района называют удмуртов.

14 Полевые материалы, собранные в Бардымском районе в 1997 г. (с.Константиновка, от Хасановых Хемета, 1918 г.р., и Каримы, 1923 г.р.).

15 Полевые материалы, собранные в Бардымском районе в 1997 г. (с.Елпачиха, от Кунакаевой М.С., 1928 г.р.).

16 Асфандияров А.З., Асфандиярова К.М. История башкирских сел Пермской и Свердловской областей. Уфа, 1999. Вып.8. С.77.

17 Там же. С.91.

18 Садиков. Р.Р. Указ. соч. С.92-93; Черных А.В. Буйские удмурты.

19 Черных А. В., Плюхин А.А. К вопросу о формировании тулвинских татар и башкир // Научно-информационный вестник истории и этнографии татарского населения Урала. Екатеринбург, 1999. №1. С.27-35; Черных А.В. Традиционный народный календарь татар и башкир Прикамья в конце XIX - начале ХХ вв. // Научно-информационный вестник истории и этнографии татарского населения Урала. Екатеринбург, 1999. №1. С.57-77.

20 Полевые материалы, собранные в Бардымском районе в 1998 г. (д.Усть-Ашап, от Алешкиной Н.Г., 1927 г.р.).

21 Полевые материалы, собранные в Бардымском районе в 1998 г. (д.Усть-Ашап, от Алешкиной Г.М., 1915 г.р.).

22 Карта Осинского уезда 1792 г. ПОКМ. №427.

23 Полевые материалы, собранные в Бардымском районе (д. Усть-Ашап, от Алешкиной Назихи, 1927 г.р.).

24 Материалы по истории деревень пермских татар (по полевым данным, собранным Ю.Г.Мухаметшиным) // Пермские татары. Казань, 1983. С.155.

25 Чагин Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVI - первой половине XIX в. Пермь, 1995. С.46.

26 Там же. С.47.

27 Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск, 1991.

C.15.

28 Черных А. В. Буйские удмурты; Он же. Межэтнические взаимоотношения в Южном Прикамье (на примере календарной обрядности куединских удмуртов) // Национальный вопрос в прошлом, настоящем и будущем России. Пермь, 1995. С. 165167; Он же. Миссионерство среди народов Прикамья // Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Материалы международной научно-практической конференции 1996 г. Пермь, 1997. Т.1. С.83-91; Он же. Этническая история куедин-ских удмуртов по материалам традиционного костюма // Материалы 1 Всероссийской конференции финно-угроведов. Йошкар-Ола, 1995. С.188; Он же. Этнический состав населения и особенности расселения в южном Прикамье в XVI - первой четверти XX вв. // Этнические проблемы регионов России: Пермская область. М., 1998. С.39-113.

29 Xристолюбова Л.С., Миннияхметова Т.Г. Удмурты Башкортостана (история, культура, современность). Уфа, 1994.

30 Чагин Г.Н. Указ. соч. С.74-75.

31 Тезяков Н.И. Вотяки Больше-Гондырской волости // Земский врач. 1881.

№ 40.

32 Владыкин В.Е., Xристолюбова Л. С. Указ. соч. С.15

33 К сожалению, этнические процессы, протекавшие у народов Прикамья в советский периода до настоящего времени не получили освещения в научной литературе, не выявлен круг источников по данной проблеме, что затрудняет проведение данного исследования.

34 Итоги Всероссийской переписи 1920 года по Пермской губернии. Пермь, 1921; Статистический сборник на 1923 г. Оханск, 1923.

35 Материалы переписи опубликованы в кн.: Межэтнический мир Прикамья. М., 1996. С17-21.

36 Черных А.В. Буйские удмурты. С.6.

THE ETHNIC HISTORY OF THE UDMURTS IN PERM PRIKAMYE OF THE XVI-XX CENTURIES

A.V. Chernikh

The article represents the characteristics of the formation of Bouy and

Krasnoufimsk Udmurts as well as their interaction with Tatars and Bashkirs

in the areas of Sylva, Iren and Tulva rivers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.