Научная статья на тему 'Башкиры Пермского края'

Башкиры Пермского края Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
645
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЙНА / ГАЙНИНЦЫ / ТУЛВИНСКИЕ / БАРДЫМСКИЕ / УРАНСКИЕ / ЕНЕЙСКИЕ / ГАРЕЙСКИЕ БАШКИРЫ / THE GAINA CLAN / THE BASHKIRS OF THE GAINA CLAN / TULVA / BARDYM BASHKIRS / THE BASHKIRS OF THE URAN / YENEI / GAREI CLANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мурзабулатов Мухамет Валиахметович

According to the evidence from the census of population taken in 2002 Perm territory numbers 40,7 thousand Gaina-Bashkirs. More than 40% live in the district of Barda. The number of Bashkirs has decreased lately: in 1989 in Perm region there were over 52 thousand Bashkirs, and 24,9 thousand of them lived in the district of Barda. During 10 years Perm territory Bashkirs has decreased by 11,6 thousand, and those of the district of Barda — by 8,3 thousand.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASHKIRS FROM PERM TERRITORY

According to the evidence from the census of population taken in 2002 Perm territory numbers 40,7 thousand Gaina-Bashkirs. More than 40% live in the district of Barda. The number of Bashkirs has decreased lately: in 1989 in Perm region there were over 52 thousand Bashkirs, and 24,9 thousand of them lived in the district of Barda. During 10 years Perm territory Bashkirs has decreased by 11,6 thousand, and those of the district of Barda — by 8,3 thousand.

Текст научной работы на тему «Башкиры Пермского края»

БАШКИРЫ2 ПЕРМСКОГО2 КРАЯ

По данным Всероссийской переписи населения POOP г., в Пермском крае (с декабря POO5 г.) проживают 4O,7 тыс. башкир, известных как гай-нинские. Пермских башкир в полтора раза больше, чем в Самарской, Саратовской и Курганской вместе взятых областях, на З6,4—З6,7 тыс. больше, чем в Республике Удмуртия и Саратовской области, на З2,8 тыс.— в Самарской области и на P5,4—P5,8 тыс. — в Курганской области и Республике Татарстан.

Башкиры живут в 1З городах и P8 районах края: наиболее компактно в Бардымском, Чер-нушкинском, Куединском, Осинском и Пермском районах. В первом из них 16,6 тыс. чел. (4O,8% гайнинцев края). По их численности Бар-дымский район опережает 19 сельских районов Башкортостана, в т.ч. такие крупные, как Уфимский (с общим населением 6O,6 тыс.), Чишмин-ский (5P,9 тыс.), Белебеевский (4O,6 тыс.), Аурга-зинский (З7,9 тыс.), Стерлитамакский ^,9 тыс.), Чекмагушевский OP^ тыс.), Бакалинский (З1,9 тыс.), Дуванский (З1,5 тыс.), Мелеузовский (P6,8 тыс.), Мечетлинский (P6,4 тыс.) и др.

В Бардымском районе коренного населения — тулвинских башкир больше, чем в Курганской области и Татарстане, и на 4,7 тыс. больше, чем в Самарской и Саратовской вместе взятых областях.

Более З,5 тыс. башкир насчитывается в южном, граничащем с Башкортостаном, Чернушкин-ском районе. Для такого района с населением 5З,7 тыс. это не много, но в нем башкир больше, чем в отдельно взятых Белебеевском, Бирс-ком и Федоровском районах Башкортостана.

В краевом центре — г. Пермь — 9,5 тыс. башкир. По их численности он опережает города Республики Башкортостан: Агидель, Белебей, Бирск, Благовещенск, Давлеканово и Дюртюли; Российской Федерации: Оренбург (5,5 тыс.), Самара (1,8 тыс.), Казань (1,5 тыс.), Ижевск (1,9), Тюмень (1,5 тыс.), Курган (586 чел.) и Саратов

(364 чел.). Даже в относительно не крупном городе края — Чайковском — башкир намного больше, чем в вместе взятых областных центрах Саратов и Курган.

Общероссийская тенденция сокращения численности населения не обошла стороной и гай-нинских башкир. В конце 80-х гг. прошлого столетия в Пермской области их насчитывалось 52,3 тыс. и около половины из них (24,9 тыс.) проживало в Бардымском районе. За десять с небольшим лет убыль гайнинцев составила по области (краю) 11,6 тыс., по району — 8,3 тыс., тогда пермских (тулвинских) башкир на 7,5 тыс. было больше, чем хантов и манси, которые имеют свое государственное образование Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

Известно, что пермские (гайнинские, тулвинс-кие, бардымские) башкиры — потомки башкир крупного древнего племени Гайна. По их преданиям, они — выходцы из Булгар — в конце XII в. «поселились в Уральских горах... по всем местам». В прошлом они занимали обширную территорию в междуречье Кама—Сылва—Быстрый Танып. Тул-ва была их «внутренней» рекой, отчего их иногда называют «тулвинскими башкирами». С конца XVI в. гайнинцы вместе с уранскими, енейскими и гарейскими башкирами начали продавать или сдавать в аренду свои вотчинные земли переселенцам из Среднего Поволжья — мишарям.

Многовековые контакты с мишарями, татарами, тептярами, перекрестные браки, общность языков, верования и, наконец, единая природная среда обитания и пребывание в одной административной единице (Осинская дорога, Осин-ская волость) привели к тому, что часть гайнин-ских башкир стала идентифицировать себя с татарской диаспорой, обитающей по р. Тулва и в Сылвенско-Иренском поречье. В историко-этнографической литературе нередко встречаются слабо аргументированные утверждения о том, что башкир в Южном Прикамье не было и нет, что тюр-

Мурзабулатов Мухамет Валиахметович, кандидат исторических наук, доцент Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

©Мурзабулатов M.B., 2O1O

коязычное население этого региона — татары и язык у них татарский или «татарский, близкий к мишарскому диалекту» [10, с. 403]. Среди тех, кто считает пермских (бардымских) башкир татарами, а их язык татарским, к сожалению, есть и коллеги из Татарстана. Член-корреспондент РАН, академик АН РБ Р.Г. Кузеев писал: «Сегодняшние попытки углядеть в Западной Башкирии под названиями «башкиры», «татары», «тептяри» только одну единственную общность, а именно, татар, являются научным анахронизмом» [4, с. 37—41]. На наш взгляд, не меньшим анахронизмом является утверждение о том, что язык бардымских башкир — татарский. И это понимают даже школьники. В 1999 г. в школах Бардымского района проводился эксперимент с целью изучения, как указано в итоговом документе, «феномена формирования этничности гай-нинских башкир». Опрошено 28 учителей и 37 учеников старших классов Бардымской национальной школы-гимназии № 1. Все респонденты по официальным документам — башкиры. Учащиеся в возрасте от 14 до 16 лет на вопрос об их родном языке отвечали: «Гайнинские башкиры владеют собственным уникальным языком, схожим по диалекту с татарским, а по словарному составу и с башкирским языками» [11, с. 15]. Как видно, сознание языковой принадлежности раздвоенное, что, в свою очередь, детерминирует бинарность этнического самосознания пермских башкир. Из 28 опрошенных учителей 6 (21%) осознают себя башкирами, 9 (32%) — татарами и 12 (43%) — особым народом — гайнинскими та-таро-башкирами (1 чел. — без определенной этнической ориентации). Ответы учащихся сводились к следующему: 43% старшеклассников считают, что бардымцы отличаются от других народов, они в равной степени схожи как с башкирами, так и с татарами, 35% — в большей степени осознают себя татарами, 11% учеников (4 чел.) — в некоторой степени русскими. В целом, все ученики в определенной мере осознают свою принадлежность к башкирскому народу. Опрошенные учителя с сожалением отмечали, что они не имеют объективной информации о происхождении своего народа, о его историческом прошлом, о духовном и культурном наследии. В школах Бардымского района в качестве родного языка преподается татарский литературный язык; учебники, учебные пособия, газеты и журналы поступают из Татарстана, который, в отличие от

Башкортостана, проявляет повышенный интерес к этнокультурной ситуации в Бардымском районе. При переписи населения 1989 г. более 98% бардымских башкир (24,5 тыс. из 24,9 тыс.) назвали родным языком татарский и лишь 378 чел. — башкирский, что составляет 1,5% башкирского населения района. Между тем по Пермской области в целом этот показатель значительно выше: 28,5%. Казалось бы, в районе, граничащем с этнической родиной — Башкортостаном, общепризнанном административно-культурном центре всех пермских башкир должно быть наоборот. К сожалению, реальность другая. Большинство башкир области в целом, Бардымского района в частности, задается вопросом: «Кто мы?» или «Я башкир или все-таки татарин?». В то время, когда башкирская интеллигенция этнической родины занята решением проблем возрождения и развития культур финно-угорских, славянских и иных диаспор в РБ, с берегов великой русской реки увещевают: «Вы — татары и язык у вас — татарский». Широким потоком идет так называемая историческая литература, которая вводит людей в заблуждение.

В 1999 г. и начале 2000 г. в Бардымском районе работала комплексная научная экспедиция, организованная Институтом истории, языка и литературы УНЦ РАН. Ее участники накопили ценный материал по антропологии, этнографии, фольклору, языку и традиционным верованиям башкир района, который ныне опубликован. При непосредственном общении с населением убеждаешься, что гайнинские башкиры, несмотря на все перипетии истории как в дореволюционное, так и в наше время, смогли сохранить себя как органическая часть башкирского этноса, обитавшего от Среднего Поволжья до Тобола, от Камы и Сылвы до Илека, они осознают свою принадлежность к башкирскому народу. Через века они с достоинством пронесли свою самобытную культуру, свой уникальный язык. Однако современная социокультурная реальность не удовлетворяет их естественные запросы: они хотят познать свое происхождение, свою историю, изучать башкирский язык в школах (при реальной поддержке Башкортостана), обучаться в вузах РБ. Все это пока остается в их мечтах и нет никакой уверенности в том, что вскоре осуществится.

Результаты уже упомянутого нами эксперимента в Бардымской школе-гимназии изданы в

виде отдельной брошюры под названием «Этнопсихологический анализ особенностей развития гайнинских башкир». В ее заключении говорится: «Перед учеными и государственными деятелями стоит глобальная задача — помочь познать бардымцам объективное историческое прошлое, ознакомиться с объективными этническими ценностями и культурным достоянием своего народа. Это решит вопрос для многих жителей Бардымского района «Кто мы есть?»... Поэтому необходима разработка концепции национальной политики Бардымского района Пермской области, включающей в себя концепцию национального образования, учитывающей национальные интересы гайнинских башкир в рамках развития национальной культуры, способствующей развитию самобытности народа, обеспечению потребности современного цивилизованного развития этноса, формированию полноценной человеческой индивидуальности» [11, с. 21]. Автор этого исследования, цитату которого мы привели, — В.Ю. Хотинец — преподаватель Удмуртского государственного университета. Данный труд актуален и объективен тем, что ученый не выходец из Башкортостана, тем более — не башкир. Ее тревожит будущее гайнинских башкир, о которых практически забыли в суверенной Республике Башкортостан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкиры-гайнинцьi Пермского края: история, этнография, антропология, этногеномика. — Уфа, 2008.

2. Башкиры племени гайна. — Уфа, 2002.

3. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. — М., 1974.

4. Кузеев Р.Г. Межнациональные отношения: история, теория, пути демократического обновления. — Уфа, 1990.

5. Кулбахтин Н.М. Из истории гайнинских башкир. — Уфа, 1996.

6. Мурзабулатов М.В. Пермские башкиры: проблемы самоидентификации // Социально-экономические и экологические проблемы развития Уральского региона Республики Башкортостан. В 2 т. Т. 2. — Сибай, 2000.

7. Попов Н.С. Хозяйственное описание Пермской губернии. — Пермь, 1804.

8. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. — Уфа, 2000.

9. Тулвинские татары и башкиры. Этнографические очерки и тексты. — Пермь, 2004.

10. Уральская историческая энциклопедия. — Екатеринбург, 1998.

11. Хотинец В.Ю. Этнопсихологический анализ особенностей развития гайнинских башкир. — Барда, 1999.

Ключевые слова: гайна, гайнинцы, тулвинские, бардымские, уранские, енейские, гарейские башкиры.

Key words: the Gaina clan, the Bashkirs of the Gaina clan, Tulva, Bardym Bashkirs, the Bashkirs of the Uran, Yenei, Garei clans.

Mukhamet V. Murzabulatov

THE BASHKIRS FROM PERM TERRITORY

According to the evidence from the census of population taken in 2002 Perm territory numbers 40,7 thousand Gaina-Bashkirs. More than 40% live in the district of Barda. The number of Bashkirs has decreased lately: in 1989 in Perm region there were over 52 thousand Bashkirs, and 24,9 thousand of them lived in the district of Barda. During 10 years Perm territory Bashkirs has decreased by 11,6 thousand, and those of the district of Barda — by 8,3 thousand.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.