местными властями. Замечается, что «неправильные действия местных властей также озлобляют крестьян» (ПермГАНИ Ф.557 Оп.1 Д.52 Л.132).
Указанные факторы, как экономические, так и политические - имеют своим следствием бегство советских работников из партии и организацию восстаний. Так сводка сообщает: «Все мероприятия в деревне вызывают недовольство крестьянства, в некоторых местах переходящее во вполне серьезное положение, готовое вылиться в восстание» (ПермГАНИ Ф.557 Оп.1 Д.52 Л.63), «Некоторые советские работники ввиду отчуждения у крестьян хлеба и других продуктов и совершенной невыдачи чего-либо крестьянству - разочаровываются, устают, не выносят такого положения и бегут из партии» (ПермГАНИ Ф.557 Оп.1 Д.52 Л.141).
Подведем итоги. Во-первых, необходимо говорить о безусловной важности того материала, который содержится в сводках ЧК. Его использование, при внутренней критике источника, позволяет составить целостную картину о политическом состоянии крестьянских масс. Во-вторых, из контекста источника вырисовывается восприятие чекистами крестьянских масс как особого объекта политического контроля. В-третьих, материалы об экономических и политических проблемах, содержащиеся в сводках ЧК, логично использовать как аргумент в пользу тезиса о том, что на рубеже 1920-1921 гг. политическая система РСФСР вошла в полосу глубокого кризиса. Где недовольства крестьян и призывы к восстанию поставили под вопрос власть большевиков. А жестокое подавление данных недовольств без смены экономической политики приводило лишь к временному успокоению.
Список источников и литературы
1. Дианов С.А. Политический контроль в Пермском крае в 1919-1929 гг. - Пермь, 2008. С. 48
2. ПермГАНИ Ф. 557. Оп. 1 Д. 50 Л. 37
3. Там же. Д. 52. Л.6
4. Там же. Л.58
5. Там же. Л.141
6. Там же. Д. 52. Л. 104
7. ПермГАНИ Ф.557 Оп. 1 Д. 10 Л. 27
8. Там же. Л. 70
9. Там же. Д.10 Л.74
10. ПермГАНИ Ф.557 Оп.1 Д.52 Л.6 - 141
Трофимова Р. И., исторический факультет Научный руководитель: д.и.н., профессор А.В. Черных
Проблема этнической идентичности тюркских народов Тулвинского
поречья
Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента -когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы
и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства) (Вяткин, 1996, с. 69).
Сам термин идентичность пришел в социологию из психологии, в которой впервые его применил Фрейд для обозначения процесса и результата эмоционального самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом, идеалом.
В социально-психологической, а затем и в социологической, литературе термин приобрел более широкое значение. Там идентификация рассматривается как один из механизмов социализации личности, посредством которой усваиваются нормы, идеалы, ценности, роли, моральные качества представителей тех социальных групп, к которым принадлежит индивид. (Кожанов, 1994, с. 56).
Этническая идентичность людей может со времен, с влиянием определенных факторов изменятся. Так, например, в деревне Кояново Пермского края 1926 году 50 % жителей считали себя башкирами, 50 % татарами (погрешность 2-5%). А к 2002 году 100 % жителей считают себя татарами. Подобная ситуация была в д. Уфа-Шигири, д. Урмикеево Нижне-Сергинского района Свердловской области в начале XX века.
Исследований, о причинах, повлиявших изменению этнической идентичности нет. И как происходил этот процесс нам доподлинно неизвестно.
На сегодняшний день похожие процессы происходят в Бардымском районе Пермского края. И у нас есть возможность исследовать данный процесс, узнать причины, которые на это влияют.
Южные районы Пермского Прикамья - территория традиционного расселения тюркских народов. В Бардымском районе на р. Тулва проживает особая этнографическая группа, которая до сих пор вызывает споры среди ученых, - Тулвинские башкиры и татары. Этническое самосознание этого народа характеризуется двойственностью: осознанием своей принадлежности, как к татарскому, так и к башкирскому этносам.
У значительной части жителей Бардымского района сохраняется желание познать свою историю и культуру. Этот факт, как и осознание, большинством своей принадлежности к гайнинским башкирам, ставят перед учеными и органами местного самоуправления задачу глубже познать культурно-историческое достояние древнего населения Тулвинского бассейна.
До сих пор в современной тюркологии нет единого мнения по поводу специфики языковых процессов у башкир и татар Бардымского района, идущих в условиях длительно развивающегося двуязычия. Лингвисты из Башкортостана считают, что население района говорит на диалекте северных башкир, их коллеги из Татарстана полагают, что там проявляется диалект татарского языка, вобравший в себя редко встречающиеся в других татарских говорах восточно-тюркские компоненты, в том числе булгарские. Черты говора, имеющие параллели в древнем булгарском языке, получили
распространение в связи с тем, что Тулвинские земли, по преданиям, с конца XII века заселялись выходцами из области Булгарской.
Сложную ситуацию этнической идентификации раскрывают многочисленные примеры. "Я по паспорту башкирка. Я сама живу и не знаю: может, татарка, а может, башкирка". "Считаем себя татарами, хотя в паспорте записаны башкирами". "По паспорту - башкирка. По языку - татарка...". "В документах башкиры записаны, а так, чистые татары". "Мы по национальности башкиры, а может, и татары". (Бардымский район, 2009, с. 134).
По данным переписи 1989 года, башкирами считали себя 85,1 % населения района, против 4,9 %, записавшихся татарами, а перепись 2002 года отметила значительное увеличение тех, кто посчитал себя татарами (из 100 % татар и башкир 65 % считали себя башкирами, 35 % - татарами).
Этнопсихолог В.Ю. Хотинец провела в 1997г. экспериментальное исследование по специфике этнического самосознания в Бардымской национальной гимназии. В эксперименте участвовали учителя и учащиеся школ, считавшиеся по официальным записям башкирами, причем предки опрашиваемых были башкирами в трех поколениях. (Хотинец, 1995, с. 124) .
В результате выяснилось, что 43 % учителей осознают себя особым народом - гайнинскими башкирами, 32 % - татарами, 21 % - башкирами, 4 % затруднялись в этническом самоопределении. Среди опрошенных учеников 43 % характеризовали свой этнос как особый, отличающийся от других, но схожий в равной степени с башкирами и татарами. 35 % учащихся отнесли себя к татарам, а 11 % - к русским (Хотинец, 1999, с. 15).
Я тоже решила провести свое исследование. В феврале 2011 года, мной были опрошены 57 жителей д. Конюково Бардымского района. В опросе участвовали люди с 14 лет. Все участники опроса отметили, что их родители по официальным документам являются башкирами, проживающими на территории Бардымского района Пермского края.
В опросе участвовало 57 человек, из которых 21 считают себя татарами, башкирами 13, 17 соотносят себя и с татарами и с башкирами в равной степени, 6 человек без определения этнической ориентации.
В 2012 году я продолжила свой опрос в интернете, точнее, в социальных сетях, в котором принимали участие преимущественно люди в возрасте от 14 до 30, проживающие в Бардымском районе Пермского края. В этом опросе участвовало 479 человек, 233 посчитали себя башкирами (48.64 %) , 246 считают себя татарами (51. 36 %).
Сложившаяся этническая ситуация в Бардымском районе объясняется и незавершенностью процесса межэтнической интеграции, то есть слияния близких по языку и культуре народов в более крупную группу. Завершение этого процесса - дело будущего. Но все большое количество людей начинают осознавать себя татарами, хотя их предки в нескольких поколениях по официальным документам были башкирами. На это влияет и образование, во всех 98 школах района, на уроке родного языка и литературы преподается татарский язык, официальные культурно-образовательные программы
татарские. Кроме того, и профессиональной деятельности население впитывает литературный татарский язык и татарскую культуру Татарстана, которые признаются эталоном.
Список источников и литературы
1. Вяткин Б. А., Хотинец В. Ю., Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности. Ижевск, 1996. 69 с.
2. Кожанов А. А. Методика исследования национального самосознания. М. 1994. 56 с.
3. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. Ижевск, 1995. 124 с.
4. Хотинец В. Ю. Гайнинские башкиры и татары. Барда, 1999. 21 с.
5. Бардымский район: прошлое и настоящее. СПб, 2009. 134 с.
Абросимова Е.В., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Л.Г. Сидорчукова.
Образы женщин-воительниц в изобразительном искусстве Античности
В статье рассматривается проблематика мифологической образности в изобразительном искусстве Античности. Предметом исследования являются изображения женщин-воительниц и воинственных богинь в античной художественной культуре.
Вначале обратимся к мифу. Миф в художественной культуре -сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях. Сюжеты различных мифов, легенд, эпосов породили потребность в изображении того мира, о котором в них говорится. Художники претворяли в жизнь свое видение мира с помощью художественного образа. Образ включает: материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображенному, богатство личности творца.
Образы амазонок давно вошли в разные жанры искусства: как в эпическую поэзию, так и в изобразительное искусство. Их изображали в статуях, барельефах и картинах такие известные греческие художники и скульпторы древности как Фидий и Мирон.
Амазонки изображены с идеально красивыми, по представлениям тех времен, формами, но с весьма развитой мускулатурой. Однако, несмотря на очевидные очертания обеих грудей у женщин-воинов, некоторые скульпторы, изображая амазонок, ваяли их с одной прикрытой хитоном грудью. Это делалось потому, что для античности была важна гармония во всем, и если было распространено мнение о традиции амазонок выжигать правую грудь, то ваятели изображали это, прикрывая грудь тканью, но, в то же время, сохраняя телесную красоту и гармонию тела.
Образы амазонок представлены в различных типах античных изображений с точки зрения сюжета. Например, тип сюжетов «Раненая амазонка».
Плиний Старший в «Естественной Истории» (Плиний Старший, 1994) свидетельствует о существовании пяти бронзовых статуй, изображающих раненых амазонок, в храме Артемиды Эфесской. Одной из них является