возможных вариантов этнического развития группы: 1) консолидация на основе башкирского этнического самосознания; 2) консолидация на основе татарского самосознания; 3) осознание себя отдельной этнокультурной общностью, отличной от других групп как татар, так и башкир. Так как коренное население чувствует свою принадлежность к особой этнокультурной группе, отличной от других этнографических групп татар. На этом уровне самоидентификации функционирует этноним "гэйнэ" (гэйнэ), восходящий к башкирской компонентной основе группы. Возможно, последний вариант окажется наиболее вероятным. Однако приоритет его требует проведения политики, направленной на сохранение самобытности группы во всех ее проявлениях: на уровне языка, материальной и духовной культуры.
Список источников и литературы
1. Абрамов М. Д. Национальная идентификация в постсоветском социальном пространстве/ Пермь, 2005.
2. Бардымский район: от прошлого к настоящему/ Колл. авт. - СПб., 2009.
3. Вяткин Б. А., Хотинец В. Ю., Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности / Ижевск, 1996.
4. Кожанов А. А. Методика исследования национального самосознания / М. 1994.
5. Молодежь в этнокультурном пространстве Прикамья / Колл. авт. Пермь, 2005.
6.Тулвинские татары и башкиры/ Колл. авт. Пермь, 2004.
7.Скоробогатая А. А. Этническая идентичность и межкультурное взаимодействие/ М., 2008.
8. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание / Ижевск, 1995.
9. Хотинец В. Ю. Тулвинские башкиры и татары / Барда, 1999.
Евдокимова О. В. , исторический факультет ПГГПУ Научный руководитель Черных А.В.
Идентичность у коми-пермяков на современном этапе этнического развития (по материалам этносоциологического исследования)*.
На сегодняшний день один из наиболее важных векторов развития этнической культуры и ее дальнейшего функционирования являются вопросы идентичности.
Глобализация культурного пространства, возрастаниероли средств массовой информации, телевидения, кинематографа, расширение сети Интернет, а также массовые миграции и радикальные преобразования социальных и экономических систем влияют на этническую идентичность различных национальных групп (Курбанов, 2012, с.3). В различных аспектах взаимодействия с миром у одного и того же человека возникают многочисленные формы идентичности, в зависимости от того, что ему потребуется для успешного действия и получения эффективного результата.
* Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 14-11-59009, «Традиционная культура в условиях диаспоры».
По мнению исследователя, вхождение Коми-Пермяцкого округа в состав Пермской области, изменение статуса субъекта территории не могло не отразиться на самосознании людей проживающих на самой территории (Шабаев, 2006, с.64-71). В частности, объединение двух ранее не зависимых субъектов в единое территориальное объединение - Пермский край, способствовало выработке нового регионального самосознания у коми-пермяков, впрочем, как и у многих других народов. По замечанию исследователей, отождествление своей территории с более крупным территориальным объединением повлияло на уровень значимости этнической идентичности для коми-пермяцкого народа и возросла важность гражданской идентичности (Там же). На социально-психологическом уровне это выражается в стремлении коми-пермяков принадлежать к широкой группе, которая уже имеет более «привлекательную» для коми-пермяков этничность. Под более «привлекательной» мы имеем в виду либо гражданскую идентичность, которая приобретает статус надэтничной,либо иную идентичность -характерную для титульной нации. Такой эффект в социальной психологии объясняется оценкой статуса другой группы. В данном случае принадлежность к представителям, имеющим русскую этническую идентичность, представляется как более статусная и приоритетная.
Подобные процессы были характерны для коми-пермяков и в конце XIX века (когда Россия была империей, и национальное деление не приветствовалось). Н.А. Рогов в своем исследовании пишет, что «с давних лет у коми-пермяков формировалось так называемое колонизированное состояние, когда они стали относиться к своему языку и культуре с пренебрежением, перенятым от представителей преобладающего большинства» (Рогов, 1860, с.69-71). С этим мнением нельзя не согласиться, так как русские для коми-пермяков всегда были идеалом, к которому они стремились, копируя те же бытовые особенности, одежду, постройки.
Так, еще вначале XX в. наблюдался процесс переноса ядра этнического самосознания у коми-пермяков из сферы этничности в сферу гражданства (Особенности этнической идентичности, эл.ресурс).
Известно, что с даже образованием Коми-Пермяцкого округа среди национальной интеллигенции были те, кто не считал необходимостью пропаганду родного языка и культуры. По мнению ряда авторов «современная ситуация в округе показывает, что фактор социального сравнения (когда коми-пермяк сравнивает себя с другой более привлекательной этнической группой, например, русскими), является основой для размывания генетических и культурных черт цельного этнического образования» (Шабаев, эл. ресурс).
В ноябре 2013 г. среди коми-пермяков в местах компактного проживания (Коми-Пермяцкий автономный округ) было проведено этносоциологическое исследование коми-пермяцкого населения на определение этнической и языковой идентичности. Проведенное анкетирование строилось по двум подвыборкам - в социально-демографической выборке представлены все основные категории населения по возрасту, полу и образованию; а по «этнической» выборке, изучено мнение только тех респондентов, которые заявили о своей принадлежности к коми-пермякам.
Всего было опрошено 100 человек, в возрасте от 18 до 60 лет и старше. Почти все респонденты родом из мест компактного проживания коми-пермяков и из коми-пермяцких семей. Всего было выделено 3 возрастные группы. Анкеты заполнялись респондентами с высшим, неполным высшим, средним специальным, средним, неполным средним и начальным образованием. Относительно сферы занятости опрошенных, то большинство из них имеют рабочие места, 67 (69,1%) человек, среди опрашиваемых есть 7 (7,2%) студентов.
В проведенном исследовании блок вопросов был посвящен вопросам этнического самосознания, понимания этничности, национальности, гражданской идентичности представителей коми-пермяцкого этноса, а также блок вопросов касался степени владения родным языком и сфер его применения.
На вопрос «Что вы понимаете под словом «Национальность» 70 (72,2%) респондентов дали ответ «принадлежность к народу, этнической группе». 14 (14,4%) человек считают, что это слово обозначает гражданство. 10 (10,3%) человек отметили, что «это и то, и то», 3 (3,1%) человека - затруднились ответить. Для большинства респондентов «национальность» заключается в соотнесении себя с определенным этносом. Не все анкетируемые осознают границы между понятиями «гражданство» и «нация», «национальность», что вполне возможно при наличии негуманитарного образования, при условии нарушении передачи национальных традиций, отсутствия четких структур при формировании общероссийской гражданственности. Заметим, что предметы о национальной культуре в систему образования стали включать сравнительно недавно.
При моделировании ситуации, в которой респонденты оказывались в другой стране, большинство опрошенных - 47 (48,5%) человек хотели бы, чтобы их воспринимали в первую очередь как граждан России, 8 (8,2%) человек выразили желания, чтобы их воспринимали в первую очередь как представителя своей этнической группы. Интересно, что и тот, и другой варианты ответов выбрали 40 (41,2%) опрашиваемых.
На вопрос «В повседневной жизни (или на работе, или на учебе), как вас должны воспринимать окружающие - как гражданина страны, или как представителя этнической группы, или как жителя региона?» были получены следующие ответы: «как жителя своего региона» - 39 (40,2%) респондентов, «как гражданина страны» - 33 (34,0%) человека, «как представителя этнической группы» - 21 (21,6%) человек.
В целом показатели ответов на данный вопрос имеют слабую выраженность. В тех сферах, где не актуализируется этническое самосознание, оно не играет существенной роли. Так, например, в случае исследуемого этноса, выезжая за пределы своего региона (в данном случае, Пермского края), например, в Московскую область, человек предстает как житель другого региона, а уже затем как представитель определенной этнической группы.
Сегодня в гражданском паспорте не указывается принадлежность человека к народу, этнической группе. Однако, определенное число респондентов, 46 (47,4%) человек, изъявляют желание в указании принадлежности человека к народу, этнической группе в гражданском паспорте.
В графе «принадлежность к какому-нибудь народу, этнической группе» 74 (76,3%) человека идентифицировали себя коми-пермяками, 15 (15,5%) человек дали отрицательный ответ, 8 (8,2%) респондентов - «затрудняюсь ответить». Приведенные данные могут позволить нам сделать предположение о процессах размывания этнического самосознания,о некой подвижности этничности у коми-пермяков. Правда, полученные цифры не критичны для некой стабильности самосознания этноса.
Кроме того, более половины респондентов выявляют желание в том, чтобы их дети или внуки имели такую же этническую принадлежность. На вопрос «Давайте представим, что у Вас есть взрослые дети или внуки. Хотели бы вы, чтобы у них была такая же, как у вас принадлежность к народу, этнической группе? Или лучше пусть у них будет другая принадлежность?» 64 (66,0%) человека ответили, что принадлежность должна быть, как у них, 22 (22,7%) человека затруднились ответить, только 3 (3,1%) респондента дали отрицательный ответ.
На наш взгляд, на изменения этнической идентичности может влиять целый ряд факторов: усложнение социальной структуры, изменение типа расселения, контакты с другими народами (прежде всего, с русскими), которые постоянно увеличиваются, усиление информационного воздействия на этнос.
Все указанные факторы имеют свое влияние на коми-пермяков. По результатам опроса 41 (50,0%) человек, на вопрос: «Ощущаете ли вы свою принадлежность еще к какому-нибудь другому народу, этнической группе, кроме коми-пермяков» дали отрицательный ответ, 30 (36,6%) человек отметили свою двойственную идентичность и соотносят себя еще с одним народом, этнической группой и, наконец, 11 (13,4%) человек на данный вопрос затруднились ответить. Правда, при выборе двойственности этнической идентичности остается не выясненным превалирования того или иного компонента национального самосознания.
Безусловно, увеличение количества смешанных браков, слабая востребованность, прежде всего, среди коми-пермяцкой молодежи, своей родной культуры (не соблюдение ими национальных традиций, обрядов) влияет в дальнейшем не только на воспроизводство этнических традиций, но и на трансляцию этнического самосознания.
Принадлежность к какому-либо этносу всегда во многом определяется знанием родного языка. По нашим наблюдениям, в семье, при общении с друзьями коми-пермяки предпочитают говорить на родном (коми-пермяцком) языке. Такие оценки подтверждаются полученными результатами исследования. Так, на вопрос «В семье или при общении с друзьями и знакомыми используете ли Вы другой язык, кроме русского?» 90 (92,8%) человек ответили «да, предпочитаем говорить на коми-пермяцком», и только 7 (7,2%) жителей ответили отрицательно.
Респонденты отметили, что знают как русский язык, так и родной язык: 67 (69,1%) человек. 57 (59,4%) человек предпочитают разговаривать на русском и родном в равной мере. 8 человек (8,3%) общаются в основном на русском.
Что касается регулярности использования коми-пермяцкого языка, то 30 опрошенных (31,3%) используют знания родного языка каждый день. Возможно, это связано с тем, что коми-пермяцкий язык - язык, который они лучше всего знают, т.к. на нем они начали говорить; это язык родного народа. Более того, на коми-пермяцком языке говорят повсюду в окружающей их местности.
Весьма интересные результаты степени владения и использования родного языка были получены при этносоциологическом исследовании проводившегося в 2005 г. среди коми-пермяцкой молодежи, студентов коми-пермяцко-русского отделения филологического факультета ПГГПУ (Вайман, 2005, с. 22).
По результатам этого исследования достаточно большой процент респондентов, 32 (65,3%) человека, считает необходимым обучение в школе на родном языке, 16 (33%) анкетируемых указывают, что обучение в школе на родном языке должно быть по желанию школьников и родителей, 1 (2%) человек высказался в пользу обучения в школе - на русском языке (Вайман, 2005, с. 22).
В анализируемом нами этносоциологическом исследовании на вопрос «Если у вас нет возможности использовать родной язык (кроме русского), то по какой причине? Не знаете этот язык, или испытываете стеснение перед окружающими, или окружающие не знают вашего языка?» мы получили следующие ответы: 12 (13,3%) человек «не знает родной язык в достаточной мере», «тем более его не знают окружающие» ответило 51 (56,7%) человек, 8 (8,9%) человек - «испытываю стеснение».
Сегодня коми-пермяки живут в обществе, где, безусловно, русский язык становится более приоритетным (поскольку часто коми-пермяцкие учащиеся сталкиваются с таким явлением как «неразвитость разговорной речи», вследствие чего возникают трудности в коммуникациях). В городе и в коми-пермяцких селах молодые родители стараются говорить со своими детьми только по-русски, хотя именно сфера домашнего общения у большинства сельского населения в значительной мере коми-язычна.
Снижению уровня использования коми-пермяцкого языка на территории Коми-Пермяцкого округа также способствует своеобразная политика национальных школ Коми-Пермяцкого округа, когда коми-пермяцкий язык приобретает второстепенную роль, становясь только факультативом.
К причинам снижения уровня использования родного языка относится то, что коми-пермяцкий язык не используется во всех возможных сферах, в частности, в периодике, в литературе. Окружной телеканал на коми-пермяцком языке функционирует не во всех района округа. Малодоступность основной массе населения округа просмотра спектаклей в национальном театре (г. Кудымкар) также не отвечает условиям реализации функционирования языка как культурного фактора, способствующего сохранению идентичности.
Важно отметить роль коми-пермяцкой интеллигенции (прежде всего, фундаментальная работа Института исследования языка, истории
и традиционной культуры коми-пермяцкого народа при ПГГПУ), о возрастающем интересе к коми-пермяцкой культуре со стороны краевой власти. Следует указать на интегративную роль местных краеведческих музеев, например, Больше-Кочинский этнографический музей вовлекает учащихся сельской школы в археологические раскопки, собирание местного фольклора.
Определенная роль принадлежит Общественному коми-пермяцкому национально-культурному центру Пермского края, основными задачами которого являются - сохранение и популяризация коми-пермяцкой культуры, формирование национального самосознания нового поколения и др.
Проводимые мероприятия в крае - от национальных праздников до молодежных обменов подпитывают интерес к традиционной культуре, ситуационно влияют на проявление этнической идентичности, самосознания коми-пермяков, гордость за свои самобытные традиции и культуру и т.д.
Мы рассмотрели различные ситуации, где основной акцент направлялся на язык - как яркий маркер культуры народа, а также - на этническое самосознание респондента. Нам представляется, что колебания между представлением себя как гражданина, или как жителя своего региона, или как представителя своего этноса не так высоки, однако акцент делается в пользу национальной - этнической идентичности. При этом, общение на родном языке играет здесь не последнюю роль. Заметим, что коми-пермяцкий язык чаще всего используется в бытовых ситуациях в селах, деревнях округа и приобретает все большую локализацию. Например, жители г. Кудымкара предпочитают говорить на русском языке. Часто выбор русского языка при общении объясняется тем, что окружающие не знают коми-пермяцкого. По мнению некоторых исследователей сегодня главными этносообразующими факторами становятся психологические. Т.е. этническая идентификация формируется в большей степени на основе психологических маркеров и определяется по тому, как ты мыслишь, какой позиции ты придерживаешься, на каком языке ты говоришь, какую культуру считаешь близкой, родной (Весна, 2004, с.151). Сценарии формирования этнической идентификации становятся все более разнообразными (часто зависят от места проживания). Все чаще эти сценарии личность формирует самостоятельно. В контексте этого направления особую актуальность приобретает исследование проблемы сохранения этнической идентичности среди населения округа. Именно они помогут найти способы настройки своеобразного «фильтра», способного защитить самобытность национальных культур в перенасыщенном информацией мире.
Однако, на основании собственных наблюдений отметим, что национальный вопрос для молодого поколения коми-пермяков имеет не второстепенное значение. В связи с этим, нам представляется необходимым провести дополнительные этносоциологические опросы на выявление культурных репрезентаций, их роли в структуре воспроизводства этничности и конструировании этнической идентичности, прежде всего, в коми-пермяцкой молодежной среде.
Список источников и литературы
1. Вайман Д.И. Проявления этничности у коми-пермяцкой молодежи г. Перми (по результатам опроса студентов коми-пермяцко-русского отделения ПГПУ). // Молодежь в этнокультурном пространстве Прикамья. Сборник статей и материалов - г. Пермь, 2005.
2. Весна Е.Б. К проблеме формирования этнической идентичности в полиэтничном мире. // Вестник КРАУНЦ. Выпуск №2. -М., 2004.
3. Курбанов Н.И. Этнокультурная идентичность в современной социокультурной ситуации. // Автореферат диссертации по культурологии. 2012 г.
4. Особенности этнической идентичности коми-пермяков и русских в связи с местом проживания // Философия. Социология. Культурология. Научный журнал под ред. А.С. Колесникова. Выпуск 30. Материал подготовлен в рамках проекта № 023-ф программы стратегического развития ПГГПУ.
5. Особенности этнической идентичности коми-пермяков и русских в связи с местом проживания [Электронный ресурс] / - Электрон.дан.- Философия. Социология. Культурология. Научный журнал под ред. А.С. Колесникова. Выпуск 30.- Режим доступа: http://knigilib.net/book (Дата обращения: 8.09.2013).
6. Рогов Н.А. Материалы для описания быта коми-пермяков // Пермский сборник. - М., 1860. - Кн. 1.
7. Шабаев Ю. П. Этносоциальные последствия объединения регионов: (Из опыта формирования Пермского края) // Социол. исслед. 2006. № 3.
8. Шабаев Ю.П. Изменения в этническом самосознании коми - 1999 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://komi.com/Folk/komi/80.htm (Дата обращения: 8.09.2013).
Батуева Н.С., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Е.Л. Лычагина
Сравнительный анализ погребальной посуды на примере Плотниковского
могильника (по итогам раскопок 2007-2013 гг.)
Плотниковский могильник привлекает внимание исследователей тем, что это один из немногих некрополей на территории Пермского Предуралья, относящихся к периоду позже XII в., и его изучение представляет значительный интерес как в плане решения вопросов этногенеза коми-пермяков, так и в плане уточнения хронологии позднего этапа родановской культуры. На сегодняшний день памятник датируется ХШ-ХУ вв.
Плотниковский могильник расположен на левом берегу р. Серва, левого притока р. Иньва, в 7 км к северо-востоку от г. Кудымкар, и в 300 м к северо-востоку от д. Плотниково.
В 1989, 2007, 2009 гг. могильник исследовался Н.Б. Крыласовой (Крыласова, 1989,1990). В 2010-2013 гг. работы были продолжены под руководством Н.Г. Брюховой. В данный момент на Плотниковском могильнике изучено 83 погребения (Брюхова, 2012). Большинство исследованных могил оказались разграбленными, но, не смотря на это, в погребениях удается