Научная статья на тему 'Сравнительный анализ погребальной посуды на примере Плотниковского могильника (по итогам раскопок 2007-2013 гг. )'

Сравнительный анализ погребальной посуды на примере Плотниковского могильника (по итогам раскопок 2007-2013 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛОТНИКОВСКИЙ МОГИЛЬНИК / ПОГРЕБАЛЬНАЯ ПОСУДА / ПЕРМСКОЕ ПРЕДУРАЛЬЕ / КЕРАМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПЛОТНИКОВСКОГО МОГИЛЬНИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ погребальной посуды на примере Плотниковского могильника (по итогам раскопок 2007-2013 гг. )»

Список источников и литературы

1. Вайман Д.И. Проявления этничности у коми-пермяцкой молодежи г. Перми (по результатам опроса студентов коми-пермяцко-русского отделения ПГПУ). // Молодежь в этнокультурном пространстве Прикамья. Сборник статей и материалов - г. Пермь, 2005.

2. Весна Е.Б. К проблеме формирования этнической идентичности в полиэтничном мире. // Вестник КРАУНЦ. Выпуск №2. -М., 2004.

3. Курбанов Н.И. Этнокультурная идентичность в современной социокультурной ситуации. // Автореферат диссертации по культурологии. 2012 г.

4. Особенности этнической идентичности коми-пермяков и русских в связи с местом проживания // Философия. Социология. Культурология. Научный журнал под ред. А.С. Колесникова. Выпуск 30. Материал подготовлен в рамках проекта № 023-ф программы стратегического развития ПГГПУ.

5. Особенности этнической идентичности коми-пермяков и русских в связи с местом проживания [Электронный ресурс] / - Электрон.дан.- Философия. Социология. Культурология. Научный журнал под ред. А.С. Колесникова. Выпуск 30.- Режим доступа: http://knigilib.net/book (Дата обращения: 8.09.2013).

6. Рогов Н.А. Материалы для описания быта коми-пермяков // Пермский сборник. - М., 1860. - Кн. 1.

7. Шабаев Ю. П. Этносоциальные последствия объединения регионов: (Из опыта формирования Пермского края) // Социол. исслед. 2006. № 3.

8. Шабаев Ю.П. Изменения в этническом самосознании коми - 1999 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://komi.com/Folk/komi/80.htm (Дата обращения: 8.09.2013).

Батуева Н.С., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Е.Л. Лычагина

Сравнительный анализ погребальной посуды на примере Плотниковского

могильника (по итогам раскопок 2007-2013 гг.)

Плотниковский могильник привлекает внимание исследователей тем, что это один из немногих некрополей на территории Пермского Предуралья, относящихся к периоду позже XII в., и его изучение представляет значительный интерес как в плане решения вопросов этногенеза коми-пермяков, так и в плане уточнения хронологии позднего этапа родановской культуры. На сегодняшний день памятник датируется XIII-XV вв.

Плотниковский могильник расположен на левом берегу р. Серва, левого притока р. Иньва, в 7 км к северо-востоку от г. Кудымкар, и в 300 м к северо-востоку от д. Плотниково.

В 1989, 2007, 2009 гг. могильник исследовался Н.Б. Крыласовой (Крыласова, 1989,1990). В 2010-2013 гг. работы были продолжены под руководством Н.Г. Брюховой. В данный момент на Плотниковском могильнике изучено 83 погребения (Брюхова, 2012). Большинство исследованных могил оказались разграбленными, но, не смотря на это, в погребениях удается

зафиксировать костные останки погребенных, непотревоженные части погребальной конструкции и вещевой материал.

Целью данной статьи является анализ погребальной посуды, найденной при раскопках могильника в 2007, 2009-2013 гг.

Коллекция керамики Плотниковского могильника насчитывает 35 сосудов, большинство из которых реконструированы. Посуда или её фрагменты найдены в каждом женском и почти в каждом детском погребении, в том числе в погребениях новорожденных детей. В трех случаях фрагменты посуды встречены в мужских погребениях. В нескольких могильных ямах удалось зафиксировать положение сосудов, каким оно было при погребении покойного. Во всех случаях посуда располагалась в ногах погребенного.

Сосуды Плотниковского могильника были изготовлены ленточным способом без применения гончарного круга. Обжиг полученного изделия осуществлялся на костре, о чем свидетельствует неравномерная окрашенность некоторых сосудов (Голдина и др., 2011, с.40).

Анализ показал, что самой распространенной формой был чашевидный сосуд, встреченный в нескольких вариациях: в форме приземистой чашечки, как с прямой, так и с расширенной нижней частью, в форме высокой чашки, также с расширением в нижней части, еще один сосуд имел подцилиндрическое тулово. Стоит отметить, что 43% сосудов Плотниковского могильника имеют одну или две петлевидные ручки с площадкой в верхней части или без нее.

По форме дна всю керамику Плотниковского могильника можно разделить на 3 группы:

1. уплощенное - 24 сос. (68%),

2. округлое - 4 сос. (11,5%),

3. плоское - 2 сос. (6%).

Еще у 5 сосудов форму дна установить не удалось.

Формы венчиков представлены следующими видами:

1. венчик отогнутый с приостренным торцом (3 %),

2. венчик отогнутый с уплощенным торцом (20 %),

3. венчик отогнутый с округлым торцом (42 %),

4. округлый венчик (3%),

5. приостренный венчик (6%) .

У 9 (26%) сосудов верхние части не сохранились.

По размерам все сосуды можно разделить на 2 группы: 1) маленькие чашечки, имеющие высоту 5 см и диаметр по венчику до 8 см, 2) сосуды средних размеров, высотой 9-10 см и диаметром по венчику до 12 см.

По составу формовочной массы керамика Плотниковского могильника характеризуется преобладанием примеси раковины (97%). Один сосуд имел примесь органики.

Цвет керамики Плотниковского могильника варьировался от красно-коричневого до светло-коричневого и серо-коричневого. Основная масса сосудов имела светло-коричневый сероватый цвет, иногда со следами нагара.

Большая часть сосудов - 22 не орнаментированы. Орнамент присутствует на 13 сосудах (37% от всей коллекции). По способу орнаментации преобладал гребенчатый орнамент, который зафиксирован на 7 сосудах (54 % от орнаментированных сосудов). Остальные способы орнаментации встречались реже. Накольчатый орнамент встречается 3 раза (23 %), ямочный 2 раза (15%). Еще один сосуд орнаментирован насечками по венчику (8 %).

Чаще всего орнамент наносился на поверхность тулова и шейки, и всего в двух случаях орнамент был нанесен по плечику сосуда. На первом сосуде он был в виде горизонтальной «ёлочки» выполненной гребенчатым штампом, а во втором случае фиксировались бессистемные горизонтальные отпечатки гребенчатого штампа. Стоит отметить, что оба сосуда были обнаружены в одном погребении (№ 11). Узор по венчику, в виде насечек на торце, был зафиксирован только на сосуде из детского погребения № 48. Вертикальные, горизонтальные и диагональные ряды гребенчатого штампа встретились по одному разу каждый, нанесенные по тулову и шейке сосудов. Так же гребенчатый штамп был представлен в трех видах зигзагов - двойных, чередующихся с двумя линиями обычного гребенчатого штампа, вертикальных, состоящих из резных линий, и третий вид из обычных линий зигзагов.

Ямочный орнамент был представлен узором из волнистых и прямых линий ямок, и просто ямок, а накольчатый орнамент, из обычных линий наколов и наколов, выполненных в виде «отступающей палочки».

Таким образом, для коллекции керамики Плотниковского могильника характерно преобладание чашевидных сосудов с уплощенным дном, выделенной шейкой и отогнутым венчиком с округлым торцом. Одной из особенностей сосудов данного памятника является наличие петлевидной ручки. Цвет сосудов колеблется от красно-серого до коричневого и черного, окраска неравномерная. Большинство сосудов не орнаментировано или украшено несложными орнаментальными композициями в верхней части. Орнаменты представлены в виде «ёлочки» и зигзагов, поставленных гребенчатым штампом, а так же ямочными узорами и наколами.

Такие черты характерны для керамики родановской культуры. Наибольшую схожесть посуда Плотниковского могильника имеет с керамикой могильников Аверинский I в верховьях Камы, Антыбарский и Телячий Брод на р. Чусовой. Для посуды перечисленных памятников характерны чашевидные сосуды с ручками уплощенным или плоским дном, орнаментация верхней части сосуда насечками, гребенкой, ямками (Голдина и др., 1989, с.44-61).

Коллекцию Плотниковского могильника можно сравнить с керамикой могильников расположенных на соседних территориях, относящихся к этому

же времени. Мы провели сравнение с памятниками Вымской культуры, в частности с Ыджыдъельским и Жигановским могильниками (Савельева и др., 1997, с.602-605).

К сходствам можно отнести то, что сосуды всех памятников изготовлены лепным способом. Основными примесями в формовочной массе были раковина и органика, хотя на Жигановском и Ыджыдъельском могильниках распространены и другие виды примесей, такие как песок, кварц, слюда и дресва.

Также схожа орнаментация керамики Плотниковского могильника с сосудами Ыджыдъельского и Жигановского могильника, на которых встречаются орнаменты в виде «ёлочки», зигзагов, рядов гребенчатого штампа, насечек по торцу венчика. Схожи и зоны расположения орнаментов. Но в отличие от могильников Вымской культуры, на Ыджыдъельском могильнике количество зон расположения орнамента намного разнообразнее, чем на Плотниковском могильнике.

Помимо могильников Вымской культуры, нами было проведено сравнение керамики изучаемого могильника с посудой памятников с территории Удмуртии, относящихся к Чепецкой культуре. В частности с керамикой городища Иднакар. Именно в этой коллекции имеются сосуды с петлевидной ручкой. Правда, в отличие от Плотниковского могильника на городище Иднакар такие сосуды не являются ведущей группой в коллекции. Схожи обе коллекции наличием в формовочной массе примеси раковины, в форме сосудов - чашевидная с ручкой, что придает кружкообразный вид керамике (Иванова, 1995, с.72-83).

Наибольшую схожесть посуда Плотниковского могильника имеет с керамикой Маловенижского могильника. Коллекции памятников схожи по форме сосудов, преобладанию примеси раковины, приостренной, закругленной и слегка отогнутой форме венчиков, уплощенной, округлой или плоской форме днищ. Посуда Чепецкой культуры в основном не орнаментирована. К отличиям можно отнести то, что на Маловенижском могильнике присутствуют сосуды только без ручек (Иванова, 1982, с.52-76).

В заключении можно отметить, что в целом керамический комплекс Плотниковского могильника типичен для родановской культуры. Сосуды с ручками и уплощенным дном получили широкое распространение с XII в. М.В. Талицкий связывает появление новых форм с подражанием привозной посуде, наряду с сохранением старых традиций (Талицкий, 1951, с.55). Описанный нами керамический комплекс может быть датирован в пределах ХП-Х1У вв., что не противоречит датировке могильника по другим источникам.

Список источников и литературы

1. Брюхова Н.Г. Отчет о раскопках Плотниковского могильника в Кудымкарском районе Пермского края в 2010 г. Архив МАЭ ПГГПУ.

2. Брюхова Н.Г. Отчет о раскопках Плотниковского могильника в Кудымкарском районе Пермского края в 2011 г. Архив МАЭ ПГГПУ.

3. Брюхова Н.Г. Отчет о раскопках Плотниковского могильника в Кудымкарском районе Пермского края в 2012 г. Архив МАЭ ПГГПУ. Крыласова Н.Б. Отчет о раскопках Плотниковского могильника в 1989 г. Архив МАЭ ПГГПУ.

4. Крыласова Н.Б. Отчет о раскопках Плотниковского могильника в Кудымкарском районе Пермского края в июне 2007 г. Архив МАЭ ПГГПУ.

5. Крыласова Н.Б. Отчет о раскопках Плотниковского могильника в Кудымкарском районе Пермского края в августе 2009 г. Архив МАЭ ПГГПУ.

6. Мокрушин В.П. Отчет о разведке в Кудымкарском районе Коми-Пермяцкого АО в 1981 г. Архив АК ПГУ.

7. Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Древняя Афкула. Пермь: ПГПУ, 2008. - 602 с.

8. Голдина Р.Д., Кананин В.А. Средневековые памятники верховьев Камы. Свердловск: УрГУ, 1989. - 216 с.

9. Голдина Р.Д., Пастушенко И.Ю., Черных Е.М. Бартымский комплекс памятников эпохи средневековья в Сылвенском поречье. Ижевск-Пермь, 2011. - 340 с.

10. Иванова М.Г. Маловенижский могильник // Средневековые памятники бассейна р. Чепцы. Ижевск, 1982. С. 52 - 76.

11. Иванова Т.В. Редкие виды лепной посуды городища Иднакар // Материалы исследований городища Иднакар. Ижевск, 1995. С. 72-83.

12. Конин Г.К. Памятники истории и культуры Коми-Пермяцкого автономного округа. Кудымкар, 1976.

13. Савельева Э.А., Истомина Т.В., Королев К.С. Пермь Вычегодская // Археология Республики Коми. М., 1997. С. 561 - 650.

14. Талицкий М.В. Верхнее Прикамье в X-XIV вв. // МИА, № 22. М.: Наука, 1951. С. 33-96.

Моряхина К.В., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., ст. преподаватель Ю.А. Подосенова

Перстяные украшения Бояновского могильника*

Бояновский могильник расположен на правом берегу р. Исток, правого притока р. Вильвы, в 170 км к северо-востоку от д. Бояново, в Добрянском районе Пермского края. На памятнике проходили раскопки в 1951, 1953 г. под руководством В. А. Оборина, с 2005 г. и по настоящее время под руководством А. В. Данича. На памятнике вскрыто 283 погребения. Бояновский могильник датируется IX-XI вв. и относится к позднему этапу ломоватовской культуры (Данич, 2005-2013).

Бояновский могильник на данный момент один из наиболее изученных средневековых памятников Пермского Предуралья. Памятник богат погребальным инвентарем, в том числе и украшениями. На Бояновском могильнике было найдено 152 экземпляров украшений рук, из 65 экземпляров -перстни.

* Материал подготовлен при поддержке проекта 050-М Программы стратегического развития ПГГПУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.