На материале изучения детей и подростков с двигательными нарушениями: Дис... д-ра психол.наук / И.И. Мамайчук. - СПб.,
2004.
8. Менделевич В.Д. Психологические особенности и реабилитация семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями // В. Д.Менделевич, О. Л .Гончарова, З.М.Аминова //Методические рекомендации для специалистов. Казань. -2003.
9. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина, М., “МЕДпресс-информ”, 2002.
10. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека /В.И.Моросанова // Психол.журн. 2002. Т.23. №6. С.5-17.
11. Окунева Г.Ю. Детский
церебральный паралич как важнейшая причина детской инвалидности /Г.Ю.Оку-нева //Проблемы охраны материнства и детства в Перми, пути решения. Пермь, 1991.
12. Осницкий А.К. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери
работы /А.К.Осницкий, Т.С.Чуйкова // Вопросы психологии. 1999. №1. С. 92-104.
13. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский. - М.: Горбунок, 1992.
14. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний./А.О.Прохоров. -М.: Изд-во Институт психологии РАН»,
1998.
15. Прыгин Г.С. Индивидуальнотипологические особенности субъектной саморегуляции. /Г.С.Прыгин. - Набережные Челны: Изд-во Института управления,
2005.
16. Семенова К.А. Детские церебральные параличи / К.А. Семенова. - М: Медицина, 1968.
17. Тиганов А. С. Отечественная классификация психических болезней / А.С.Ти-ганов, А.В.Снежневский, Д.Д.Орловская и др. //Руководство по психиатрии: Под ред. А.С.Тиганова. В 2-х т.. Т.1. М.: Медицина,
1999.
18. Davis D.W. Review of cerebral palsy, part: Description, incidence and etiology / Davis D.W. //Neonatal - Ne tw. - 1997. -16.
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА
Е.В. Голуб
В данной статье рассматривается влияние этнической идентичности на процессы социализации подростка в условиях полиэтнического региона, которым является Оренбургская область. Представлены некоторые результаты экспериментальной части исследования, в которых доказана роль этнической группы в формировании мотивов социально направленного поведения подростков.
Ключевые слова: этническая идентичность подростков, социализация, фактор, полиэтнический регион.
Ethnic identity as the factor of socialization of teenagers of polyethnic region.
This article examines the influence of ethnic identity on processes of socialization of
teenagers of Orenburg region; moreover the results of experimental analyses are presented where the role of ethos in regulation of teen’s behavior is observed.
Key words: ethnic identity teenagers, socialization, the factor, polyethnic region.
Социализация как процесс усвоения социального опыта происходит под влиянием разных факторов. Это, прежде всего, обучение и воспитание как целенаправленные усилия, прилагаемые семьей, школой, другими социальными институтами по формированию личности [1, 2, 5, 9, 10]. На усвоение социального опыта, безусловно, также влияют социальные, социально-экономические, социокультурные, а также этнические (национальные) и другие условия существования общества в целом [5, 8, 9, 10]. Основываясь на идее о том, что развитие этнической идентичности является одним из существенных факторов социализации подрастающего поколения, С.Н. Бородина утверждает, что усвоенные в процессе осознания этнической идентичности нормы и ценности проецируются на социальное поведение подростков, поэтому «утверждение и распространение определенных норм социального поведения может стать одним из факторов прогноза возможного направления политического развития российского социума» [2].
О.В. Хухлаева отмечает, что «в традициях недалекого российского прошлого социализация ребенка находилась под строгим контролем общества и регулировалась через обряды, обычаи и фольклор, которые служили определенной программой для социального поведения детей, подростков и взрослых» [9, с. 232].
Социальный мир предлагает выбор ценностно-нормативных моделей и образцов поведения, осваивая которые
подросток проходит процесс социализации и приобретает опыт необходимый для исполнения социальных ролей. Согласно психолого-педагогичес-ким словарям, социализация представляет собой процесс передачи культурного наследия, овладения культурой, социально значимыми ценностями, нормами, образцами поведения [4, 6]. Процесс социализации тесно связан с особенностями культурных традиций, той социальной общности, в которой проживает подросток.
О.В. Хухлаева, основываясь на понятийном аппарате, принятом в педагогике, психологии и этнографии, использует понятия «воспитание» и «социализация» синонимично, как процесс освоения и переработки ребенком социально-культурного опыта общества [9, с.8]. О.А. Ещершина рассматривает социализацию как «целостный педагогический процесс» [3]. А.Н. Шарудилова под термином «социализация» понимает «процесс приобретения и усвоения человеком личностных, социально-значимых качеств, ориентированных на осознание собственной значимости... социально одобряемого поведения» [10].
Этническую идентичность мы рассматриваем как фактор, то есть обстоятельство и условие, влияющие на эффективность системы воспитания и побуждающие человека к активной деятельности. Этническая идентичность позволяет подростку конструировать не только собственные внутренние установки и поведение, но и успешность социализации, поскольку позволяет
ему определить свое место в социуме, развить систему ценностей, включиться в современные социальные отношения, самоутвердиться в них. С формированием этнической идентичности, как подчеркивает В.С. Кукушин, «закрепляются формы поведения и действий, которые, превращаясь, в народные обычаи, приводят к успеху, вознаграждаются, приносят удовлетворение, повышают вероятность выживания» [5, с. 101]. Таким образом, развитие положительной этнической идентичности становится, на наш взгляд, одной из важнейших практических задач в поиске действенных механизмов успешной социализации современного подростка.
В различных странах этнос рассматривается как фактор социализации разного уровня. В государствах, где подавляющее большинство жителей принадлежит к одному этносу, он -акрофактор. В том случае, когда какой-либо этнос представляет собой интенсивно общающееся национальное меньшинство в том или ином поселении, он -микрофактор. В России этнос, по мнению А.В.Мудрика, - мезофактор, так как даже многочисленные этносы, имеющие собственную государственность (автономные республики), не могли не испытать на себе влияния других этносов и не воспроизвести в своей жизнедеятельности характерные для них свойства и признаки.
На очевидность влияния этнокультурных факторов на процесс социального развития и становления молодого поколения указывает О.Л. Романова, проводя исследование развития этнической идентичности детей и подростков [7].
Мы считаем, что факторы не действуют однозначно, автоматически, они всего лишь «будят личностный потенциал». Для актуализации процессов социализации необходимы условия. Педагоги создают эти условия и осуществляют управляемый и целенаправленный процесс формирования у подростка ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, позволяющий состояться подростковой социализации.
З.В. Сикевич подтверждает взгляды Т.Г. Стефаненко на то, что «этнообус-ловленные социальные нормы и предписания становятся важными регуляторами поведения людей, а этничность в культурно-символическом смысле образует ценностно-нормативное ядро социальной интеграции и контроля» [8, с. 37]. Важным для нас в высказывании З.В. Сикевич является и то, что этничность выполняет эту функцию и в период актуализации, то есть в подростковый период.
Мы считаем этнические традиции и обычаи теми механизмами, которые регулируют поведение и социализацию подростка в рамках своего этноса и полиэтнического общества. Поэтому мы утверждаем, что этническая идентичность является фактором социализации подростков.
Одним из ведущих социальных институтов, способствующих успешной социализации подростков в обществе, является система образования. Она, наряду с семьей, давно стала одним из наиболее действенных инструментов социального конструирования идентичности. Система образования предоставляет педагогам уникальную возможность спланированного воздействия на процесс формирования
жизненных ориентиров и поведенческих стратегий молодежи, поскольку состоявшаяся в условиях правильно организованной педагогической поддержки идентичность, в том числе и этническая, определяет социально одобряемое поведение подростков.
В рамках темы нашего исследования нам было необходимо рассмотреть влияние этнической идентичности на успешность процессов социализации подростка в условиях полиэтничного региона, которым является Оренбургская область.
Экспериментальная работа по исследованию влияния этнической идентичности подростков на успешность их социализации нами проводилась в полиэтничной среде - в образовательных учреждениях города Оренбурга, а также в городах Оренбургской области - Соль-Илецке и Бузулуке. Всего за пять лет работы, с 2005 по 2010 год, выборка контингента исследуемых подростков составила около 400 человек. Интересную информацию о процессах формирования этнической идентичности у подростков нам дал метод беседы. Респондентам, которыми стали 28 подростков из Соль-Илецка и 51 из города Оренбурга, были предложены следующие вопросы: «Кем по национальности Вы себя ощущаете?», «В чем отличие Вашего народа от других этносов?», «Отличается ли поведение представителей Вашей национальности от других народов?», «Что является главным при определении своей этнической принадлежности?». Результаты беседы показали, что нерусские подростки (в основном казахской национальности), считая себя типичными представителями своего народа, указывали на антропологические признаки, на владение
родным языком в среде первичного общения (семья, друзья, соседи), на со-циобытовую практику (национальная кухня, песни, традиции).
Для всей исследуемой выборки оказалось, что у русских подростков родной язык утратил свой этнодифферен-цирующий признак, поскольку является средством социального общения, и ребята не выделяли его как основное этническое отличие. Однако в беседе с русскими подростками оказалось, что когда они сравнивали себя с зарубежными народами, родной язык вновь приобретал этнодиффиренцирующую роль. По результатам беседы оказалось, что подростки знают больше о культуре страны изучаемого на уроках иностранного языка, чем об этнокультурах территории проживания и многонационального российского государства. Частота упоминания традиций, ритуалов и особенностей поведения, специфичных своему собственному народу, было также незначительным. Эти затруднения указывали на слабые этнические знания подростков.
Анализ данных, полученных в результате проведенное нами анкетирования подростков, показал, что подростки образовательных учреждений всех исследуемых районов Оренбургской области имеют нечетко выраженную этническую идентичность и обладают низким уровнем этнической компетентности. Они заменяют этническую принадлежность другими социальными категориями или личностными характеристиками, что, по нашему мнению, мешает построению целостного Я - образа и приводит к утрате связей с родной этнической культурой. Подростки вербально признают значимость своей и ценность чужой этнической идентич-
ности. В беседе они достаточно ярко демонстрируют развитость эмотив-но-чувствительной сферы понимания роли знаний этнических традиций и культуры в жизни современного человека. Однако, как показали результаты наших наблюдений, организованных в естественных и моделируемых ситуациях межэтнического взаимодействия, на практике подростки демонстрируют низкую этническую осведомленность, практически не используют образцы и стереотипы поведения, выработанные этносами и руководствуются стандартами индустриальной цивилизации и западной массовой культурой.
Непременным условием социализации подростка является его вхождение в подростковые объединения или референтные группы и общение со сверстниками. В качестве референтной группы в условиях полиэтнического общества, особенно для подростков -представителей не доминирующих этносов, часто выступает этническая группа. Именно этническая группа, в отличие от подростковых групп разного толка и направления, всегда безоговорочно и императивно, принимает подростка и обеспечивает его защищенность. Благодаря такой защите, ощущая единство с себе подобными, подросток вновь обретает уверенность. На такой характер влияния этнической группы на личность указывали нам результаты диагностики в работе с подростками - представителями не доминирующих (не русских) в Оренбуржье этносов. Исходя из этого, нами был обоснован вывод о том, что природа воздействия этнической группы на подростка будет аналогична действию референтной группы, если она станет для него значимой. Таким образом, этническая группа
является фактором формирования системы социально значимых ценностей и норм поведения подростков. Этническая идентичность при этом выступает обязательным условием социализации подростка полиэтнического социума, поскольку усвоенные в процессе осознания собственной этнической принадлежности признаются нормы и осваиваются ценности, глубинные сущности которых лежат в основе большинства этнических культур современного многонационального мира. Осознания собственных этнических корней будит интерес подростка к культуре иных этносов, а освоенные этнические традиции закрепляют модели поведения, ориентированные на миролюбивые и уважительные межэтнические контакты и обеспечивают успешность процессов социализации подростков в полиэтническом социуме.
Литература:
1. Беличева, С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. - М., Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2004. -236 с.
2. Бородина, С.Н. О роли этнического аспекта в ходе формирования модели [Электронный ресурс] / С.Н. Бородина // Социологические науки. - 2008. - №1. - Режим доступа: http: //teoria-practica.iu. Проверено: 23. 01. 2011.
3. Ещершина, О.А. Организационно-педагогические условия социализации подростков в воспитательном пространстве гимназии / О.А. Ещершина: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Волгоград, 2004. -29 с.
4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю.
Коджаспиров. - М.: Академия, 2000. -174 с.
5. Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Сто-ляренко.- Ростов-наДону: Феникс, 2000. -448 с.
6. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бада. - М.: БРЭ, 2002. - 529 с.
7. Романова, О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков / О.Л. Романова: дисс... канд. психол. наук. -М., 1994. - 28с.
8. Сикевич, З.В. Социология и психо-
логия национальных отношений: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.
1999. - 203 с.
9. Хухлаева, О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / О.В. Хухлаева. - 2-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. -160 с.
10. Шарудилова, А.С. Педагогические условия социализации подростков в личностно-ориентированной системе воспитания современной общеобразовательной школе / А.С. Шарудилова: автореферат канд. пед. наук. - М., 2008. - 27 с.