6. Шильман М. Онтологическое многообразие прошлого // Науковий вшник Чершвецького ушверситету. Вип. 350-351. Фiлософiя.Чернiвцi: "Рута", 2007. С. 117-123.
7. Уткин А. Вызов Запада. М.: Эксмо, 2005. 608 с.
8. Марченя П.П. «Смута» как проблема отечественной истории: Чему учат системные кризисы России? // История в подробностях. 2010. № 5. С. 86-91.
9. Каджая В. Охлос на воле // Новое время. 2006. № 26. С. 34-38.
10. Широкова Е.А. Социальная ностальгия как феномен духовной жизни общества. Автореф. дис. ... канд. социолог. наук. Екатеринбург, 2006. 22 с. REFERENCES
1. Perov Yu.V. Istorichnost' i istoricheskaya real'nost' [The Historicity and historical reality]. St.-Petersburg, Saint-Petersburg philosophical society, 2000, 144 p.
2. Bredikhina N.V. Dinamika modeley interpretatsii v protsesse formirovaniya istoricheskoy real'nosti [Dynamics models of interpretation in the process of formation of historical reality. A thesis submitted for the degree of Candidate of Philosophy]. Barnaul, 2009, 22 p.
3. Bezotosnyy I.A. Pozitivnyy imidzh Rossii: konstru-irovanie i reprezentatsiya simvolicheskoy sotsial'noy real'nosti [A positive image of Russia: the construction and symbolic representation of social reality.
A thesis submitted for the degree of Candidate of Philology]. Rostov-on-Don, 2011, 23 p
4. Rezinko D.B. Ideologicheskie praktiki v kontekste sovetskoy modernizatsii (sotsial 'no-filosofskiy analiz) [Ideological practices in the context of Soviet modernization (socio-philosophical analysis). A thesis submitted for the degree of Candidate of Philosophy]. Moscow, 2002, 33 p.
5. Smolina N.S. Sovetskoe/postsovetskoekak ob"ekt sotsial 'no-filosofskogo analiza:problematizatsiya kolle-ktivnoy identichnosti [Soviet/post-Soviet as an object of social and philosophical analysis: problematization of collective identity. A thesis submitted for the degree of Candidate of Philosophy]. Ekaterinburg, 2009, 25 p.
6. Shil'man M. Ontologicheskoe mnogoobrazie pro-shlogo [Ontological diversity of the past]. In: Naukov-iy visnik Chernivets'kogo universitetu. Issue. 350-351. Filosophy. Chernivtsi, Ruta, 2007, pp. 117-123.
7. Utkin A. Vyzov Zapada [The challenge of the West]. Moscow, Eksmo, 2005, 608 p.
8. Marchenya P.P. Istoriya v podrobnostyakh, 2010, no. 5, pp. 86-91.
9. Kadzhaya V. Novoe vremya, 2006, no. 26, pp. 34-38.
10. Shirokova E.A. Sotsial'naya nostal'giya kak fenomen dukhovnoy zhizni obshchestva [Social nostalgia as a phenomenon of the spiritual life of a society. A thesis submitted for the degree of Candidate of Sociology]. Ekaterinburg, 2006, 22 p.
11 мая 2017 г.
УДК 101.1:316
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И РОЛЬ ЯЗЫКА В ЕЕ ФОРМИРОВАНИИ И СОХРАНЕНИИ
С.Г. Икиликян
DOI 10.23683/2072-0181-2017-90-2-22-27
События последней четверти XX в. и социально-политические процессы после распада СССР повлияли на актуализацию проблематики изучения языка и этнической идентичности. Это связано с изменением национальных границ после распада СССР, необходимостью пересмотреть прежние представление о самих себе. В условиях реэтнизации общества особую значимость приобрел фактор этнической принадлежности. Возникла непростая задача перед этническими общностями - сохранить этническую идентичность.
Вопросам взаимоотношения языка и этнической идентичности уделяют внимание многие современные авторы..Большинство исследователей считают, что этническую идентичность необходимо рассматривать в тесной связи с языком, так как именно он является одним из важнейших условий существования любой социальной общности [1]. Некоторыми исследователями язык рассматривается как один из базовых элементов в этнической идентификации [2]. Другие утверждают, что этническая идентичность и национальное самосознание находят в языке наиболее
Икиликян Сона Григорьевна - соискатель (экстерн) кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: [email protected], т. 8(863)2641755.
Sona Ikilikyan - Southern Federal University, Institute of Sociology and Regional Studies, 160, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2641755.
полное выражение. В научном дискурсе язык рассматривается как символ, важнейший компонент, признак и устойчивый определитель этнической принадлежности [3].
Следует отметить, что обзор работ по проблеме взаимосвязи языка и этнической идентичности выявил недостаточность исследований в проблематике роли языка в формировании и сохранении этнической идентичности. Эти вопросы оказались вне зоны когнитивного интереса ученых. В научной литературе рассматривались только отдельные аспекты языка и этнической идентичности, а влияние языка как конструктора этнической идентичности не изучалось.
В связи с этим в статье рассматриваются понятия "язык" и "этническая идентичность" в рамках различных научно- исследовательских практик с целью выявления тех аспектов, которые связаны с возможностью изучения языка как конструктора формирования этнической идентичности. Это даст возможность понимать важные процессы социальной реальности и получить ответ, каким образом происходит мобилизация языка и этнической идентичности в социальных практиках, что позволит подчеркнуть важность языкового фактора для самоидентификации нации и совершенствовать языковую политику государства в многонациональных обществах.
Рассмотрим проблему языка и этнической идентичности на основе междисциплинарного подхода.
Понятие этническая идентичность является одной из дискуссионных тем в научных исследованиях. Это обусловлено разнообразием научных подходов к исследованию данного понятия. Этническая идентичность -это особый вид социальной деятельности, который предполагает отождествление себя членам конкретной этнической группы. В научной литературе этническая идентичность трактуется как сознание общности людей, базирующееся на представлениях о своей национальности, языке, культуре, истории, территории, интересах, эмоциональном отношении к ним и при определенных условиях готовности действовать во имя этих представлений. В условиях глобализации этническую идентичность часто интерпретируют как проявление традиционализма, "она родом из прошлого" - утверждает Л.М. Дробижева [4, с. 50]. Этническая идентичность является неотъ-
емлемой частью общей социальной идентичности, психологической категорией, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности [5].
Этническая идентичность рассматривается данностью, предопределенной исторической основой развития данного общества. По справедливому заключениюП. Бергера и Т. Лукмана, культурный опыт, ценности, знания, накопленные данным обществом в определенной среде обитания, воспринимаются последующими поколениями так же, как данность -как институты, диктующие нормы, установки, ценности и т.д. для конкретного этноса [6].
Анализируя исследования этнической идентичности в рамках различных научно-исследовательских практик и изучая различные подходы, многие исследователи констатируют, что этническая идентичность является внутренним, субъективно- символическим аспектом этничности, выражая в осознании и переживании личности ее принадлежность к определенному этносу. Она основывается на комплексе национальных символов и признаков [7].
Что касается термина "этническая идентичность", некоторые исследователи подчеркивают, что среди ряда identities есть и ethnic identity, рассматриваемая как идентификация себя с этнической группой. Такое понимание ethnic identity мало чем отличается от понимания "этнического самосознания". Различие заключается лишь в понимании "этноса" и "этнической группы". Но оно представляется недостаточным для того, чтобы в русский язык вводить термин "этническая идентичность", если в нем есть почти идентичное понятие "этническое самосознание". Мы согласны с выводом Э.Г. Александрен-кова о том, что "чувство принадлежности" к группе, сформулированное на английском языке как ethnic identity, вполне соответствует русскому " этническое самосознание " [8].
Итак, анализируя существующие определения понятия "этническая идентичность", можно сформулировать дефиницию "этническая идентичность" как отождествление личности с определенной этнической общностью.
Основными индикаторами, к которым прибегают отечественные исследователи при измерении уровня этнической идентичности, выступают язык, культура, родная земля, территория, природа, историческое прошлое, обычаи, обряды, общая государственность,
религия и т. д. [9]. В контексте характеризующих признаков этнической идентичности в постсоветское время стали употребляться такие понятия, как государственная идентичность, россияне, российская идентичность. По мнению исследователей, этническая идентичность, так же, как и государственная, понимается не только как самоотождествление, но и представление о своем народе, его языке, культуре, территории, интересах, а также эмоциональное отношение к ним и при определенных условиях как готовность действовать во имя этих представлений. В условиях глобализации этническую идентичность чаще интерпретируют как проявление традиционализма, а гражданскую - современности [10].
В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента: когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства) [5].
В рамках изучения структуры этнической идентичности необходимо рассмотреть также понятие "этничность". В научной литературе "этничность" и "этническая идентичность" иногда рассматриваются как равнозначные понятия. Этничность понимается как социальное образование, а этническая идентичность - как духовное образование, осознание коллективной отличительности, представление о единой территории проживания, едином происхождении, языке и культуре, исторической памяти, этнических стереотипах, которые варьируются в зависимости от ситуации [7]. В научном дискурсе существует также мнение о том, что этничность является духовно-ценностным элементом объективной реальности -цивилизационного пространства. Это особенно важно, поскольку в поликультурной России этнические идентичности транслируют уникальный культурно-адаптивный опыт народов и тем самим отвечают модернизационным процессам в современности, сохраняя духовное единство традиции в период конфликтных ситуации [11].
Конструирование понятия этнической идентичности предполагает изучение разных представлений и подходов в психологической, культурологической, социологической научно-исследовательских практиках, а также в социальной философии.
В психологической научно-исследовательской практике этническая идентичность рассматривается как социокультурный и социально-психологический феномен, который соединяет когнитивные и аффективные представления и переживания личности об этнических группах, возникающих в реальных актах взаимодействия со своими и с другими этносами. При этом, - замечает Т.Л. Смолина, - психология фокусируется и на вопросах этнической самоидентификации как "сознательном акте" этнического самоопределения человека в контексте отнесения себя к конкретной этнической общности [12].
В культурологической научно- исследовательской практике понятие этническая идентичность предполагает включение в себя таких понятий, как нормы нравственности, художественные и эстетические достижения, усвоения языка, традиции, становление самосознания, мировоззрения, духовного мира, их преемственность, которая обеспечивает непрерывность существования человека во времени, сохраняя взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего и стабильность человеческого бытия [13].
При социологическом подходе этничекая идентичность рассматривается как ключевой элемент субъективной реальности, который поддерживается благодаря механизмам социального конструирования, функционирования и передачи знания. Этническая идентичность в рамках данного подхода функционирует благодаря наличию в обществе этнических категорий и этнических систем классификаций, усвоенных человеком в процессе социализации [6].
Чрезвычайную актуальность приобретает особенно философское осмысление феномена этнической идентичности с точки зрения социально-философского подхода. Этническая идентичность, - утверждает О.А. Катеринич, - не является ни генетически передаваемым свойством человека, ни актом сознательного выбора человека. Человек как "языковая личность" выступает носителем этнических свойств [14].
Ученые выделяют три основных подхода к изучению этнической идентичности: примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский подходы. Конструируя понятия этнической идентичности с позиции примордиализма, можно выделить следующее его основное положение: этничность от-
носится к врожденным качествам человека. Инструменталистское понимание этничности делает акцент на отрицании онтологического статуса социальных феноменов, этническая идентичность рассматривается здесь как средство достижения интересов. Мы разделяем мысль Е.А. Белякова о том, что лишь конструктивистский подход позволяет рассматривать этническую идентичность как продукт социальной деятельности, как результат социальных отношений между людьми [15].
Анализируя понятия языка и языковых практик, можно заметить, что язык выступает, с одной стороны, как отражение социальной реальности, а с другой - как ее конструктор. Язык является не только знаковой системой и средством передачи и хранения информации, но и зеркалом окружающего мира, которое отражает действительность и создает свою картину мира, специфичную и уникальную для каждой этнической группы. Как отмечает О.А. Корнилов, каждый этнос по-своему воспринимает действительность окружающего мира, трактует общие понятия, исходя из особенностей своего языка [16].
В социокультурном контексте язык рассматривается как средство для обеспечения социальных связей и возможностей сохранения и развития социума в неразрывном единстве "индивид-этнос-общество". Язык является необходимым средством социализации личности, каналом вхождения человека в социальную среду, условием закрепления, сохранения и трансляции системы культурных ценностей в ряду поколений. Язык выполняет роль системообразующего фактора в упорядочении и сохранении коммуникативного пространства этноса и его этнокультурной идентичности [17].
В культурологической научно - исследовательской практике язык рассматривается как мощный транслятор культуры. Язык является незаменимым инструментом социальной коммуникации. Одним из важных факторов формирования национально-государственной идентичности является язык. Язык играет важную роль в национальной и этнической дифференциации, так как он фиксирует не только духовное бытие той или иной общности, но и обеспечивает ощущение отличия от других наций и этносов [18]. Язык нередко рассматривается как основа этнической культуры. Изучение языка как элемента этнического самосознания вместе с изучением
этнической культуры даёт возможность получения информации как о языковых процессах в обществе, так и об этнокультурной ориентации индивида и этноса - степени их языковой и этнокультурной ассимиляции или сохранения.
Таким образом, можно подчеркнуть, что язык как знаковая система участвует в формировании этнической идентичности. Язык универсален. Через язык возможно передать интеллектуальные и культурные ценности. Язык, как и сама отраженная в нем безграничная, абсолютная действительность, хранит в себе много тайн своего бытия, развития и функционирования [19]. Кроме коммуникативной функции, язык выполняет также функцию формирования этнической идентичности.
Вот почему, по нашему мнению, этническую идентичность необходимо рассматривать в тесной связи с языком. И хотя конструирование самого понятия "этническая идентичность" не элиминирует нравственных, художественных и эстетических достижений, главное в этой особой символической структуре состоит в усвоении языка, традиций, становлении самосознания, мировоззрения, духовного мира. В этом случае язык как хранилище и носитель культуры выступает своеобразным конструктором этнической идентичности, важнейшим фактором ее формирования и сохранения. Вместе с исчезновением языка с исторической арены человек теряет свою идентичность, свое Я в подсознательном уровне. Не случайно, что в наши дни изучение языка как фактора формирования этнической идентичности и ее сохранения приобретает особую актуальность и становится предметом многих отечественных и зарубежных исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Евсеева Л.Н. Роль языка в формировании национальной идентичности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Архангельск, 2009. 12 с.
2. Макарова Е.Ю. Язык в системе этнических признаков // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2: Языкознание. 2009. № 2. С. 184-188.
3. Целищев Н.Н. Язык, этническая идентичность и национальное самосознание // Аграрное образование и наука. 2014. № 1. С. 13-17.
4. Дробижева Л.М. Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтнической среде // Социологические исследования. 2010. № 12. С. 49-58.
5. Шергалиева М.Т. Этническая идентичность как вид социальной идентичности // Вестник Саратов-
ского государственного технического университета. 2014. № 1. С. 207-211.
6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. 280 с.
7. Шахбанова М.М. Этническое самосознание и этническая идентичность: современные концепции исследования // Вестник Института ИАЭ. 2013. № 1. С. 135-147.
8. Александренков Э.Г. Проблемы формирования этнического самосознания: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1997. 19 с.
9. Российское общество и вызовы времени / Под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова: В 4 кн. Кн. 2. М.: Весь мир, 2015. 432 с.
10. Дробижева Л.М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 7. М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 214-228.
11. Драч Г.В. Размышления об этносах и этнических многообразии в современном мире (на материалах I Международного Конгресса по эт-нокультуре, г. Грозный, 29 - 31 октября 2014 г.) // Научная мысль Кавказа. 2015. № 1. С. 39-46.
12. Смолина Т.Л. Этническое самосознание как социально-психологический феномен // Известия Российского государственного педогогического университета. 2014. № 171. С. 301-304.
13. Попова С.В. Философско-культурологические аспекты анализа этнической идентичности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2005. 20 с.
14. Катеринич ОА. Философский анализ этничности в поле межкультурного взаимодействия (на примере истории российской цивилизации): Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2009. 14 с.
15. Белякова Е.А. Конструирование этнической идентичности в современной России: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. Саратов, 2007. 25 с.
16. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов; изд. 2-е. М.: ЧеРо. 2003. 350 с.
17. Морзавченков Г.А. Язык как фактор этнокультурной идентичности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2015. 30 с.
18. Рахимуллина Г.З. Роль языка в формировании национальной идентичности (на примере Центральной Азии) // Идентичность как предмет политического анализа: Сб. статей по итогам Всероссийской научно-теоретической конференции (г. Москва, 21-22 октября 2010 г.) / Под ред. И.С. Семененко, Л. А.Фадеева, В.В Лапкин, П.В. Панов М.: ИМЭМО РАН, 2011. С. 123-127.
19. Ибрагимова В.Л. Язык в мире действительности // Российский гуманитарный журнал. 2015. Т. 4. № 2. С. 145-151.
REFERENCES 1. Evseeva L.N. Rol' yazyka v formirovanii natsionaVnoy identichnosti [The Role of Language in Formation of National Identity. A thesis submitted for the degree of Candidate of Philosophy]. Arkhangelsk, 2009, 12 p.
2. Makarova E.Yu. Vestnik Volgogradskogo gosudarst-vennogo universiteta. Ser. 2: Yazykoznanie, 2009, no. 2. pp. 184-188.
3. Tselischev N.N. Agrarnoe obrazovanie i nauka, 2014, no.1, pp. 13-17.
4. Drobi zheva L.M. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2010, no. 12, pp. 49-58.
5. Shergalieva M.T. Vestnik Saratovskogo gosudarstven-nogo tekhnicheskogo universiteta, 2014, no.1, pp. 207-211.
6. Berger P., Lukman T. Sotsialnoe konstruirovanie real'nosti [Social Construction of Reality]. Moscow, Medium, 1995, 280 p.
7. Shahbanova M.M. Vestnik Instituta IAE, 2013, no. 1, pp. 135-147.
8. Aleksandrenkov E.G. Problemy formirovaniya etnicheskogo samosoznaniya [The Problems of Formation of Ethnical Self - consciousness. A thesis submitted for the degree of Candidate of History]. Moscow, 1997, 19 p.
9. Rossiyskoe obshchestvo i vyzovy vremeni [Russian Society and Challenges of the Time]. Ed. by M.K.Gorshkov, V.V. Petukhov. In 4 book. Book 2. Moscow, Ves' mir, 2015, 432 p.
10. Drobizheva L.M. Natsional'no-grazhdanskaya i etnicheskaya identichnost': problemy pozitivnoy sov-mestimosti [National-civil Identity: the Problems of Positive Compatibility]. In: Rossiya reformiruyush-chayasya. Ezhegodnik [Reforming Russia]. Ed. by M.K. Gorshkov. Issue 7. Moscow, Institute of Sociology RAS, 2008, pp. 214-228.
11. Drach G.V. Naucnaa mysl' Kavkaza, 2015, no. 1, pp. 39-46.
12. Smolina T.L. EIzvestiya Rossiyskogo gosudarst-vennogo pedogogicheskogo universiteta, 2014, no. 171, pp. 301-304.
13. Popova S.V Filosofsko-kuPturologicheskie aspekty analiza etnicheskoy identichnosti [Philosophical and Cultural Aspects of the Analysis of Ethnical Identity. A thesis submitted for the degree of Candidate of Philosophy]. Stavropol, 2005, 20 p.
14. Katerinich O.A. Filosofskiy analiz etnichnosti v pole mezhkul'turnogo vzaimodeystviya (na primere istorii rossiyskoy tsivilizatsii) [Philosophical Analysis of Ethnicity in the Field of Intercultural Interaction (on the example of the history of Russian civilization). A thesis submitted for the degree of Candidate of Philosophy]. Rostov-on-Don, 2009, 14 p.
15. Belyakova E.A. Konstruirovanie etnicheskoy identichnosti v sovremennoy Rossii [Construction of Ethnical Identity in Contemporary Russia. A thesis submitted for the degree of Candidate of Sociology]. Saratov, 2007, 25 p.
16. Kornilov O.A. Yazykovye kartiny mira kak proiz-vodnye natsional'nykh mentalitetov [The Language Pictures of the World as a Product of National Mentalities]. 2nd ed., Moscow, CheRo, 2003, 350 p.
17. Morzavchenkov G.A. Yazyk kak faktor etnokul'turnoy identichnosti [Language as a Factor of Ethnocultural Identity. A thesis submitted for the degree of Candidate of Philosophy]. Nizhny Novgorod, 2015, 30 p.
18. Rakhimullina G.Z. Rol' yazyka v formirovanii natsional'noy identichnosti (na primere Tsentral'noy Azii) [The Role of Language in Formation of National Identity (on the example of Central Asia)]. In: Identichnost' kak predmet politicheskogo analiza. Sbornik statey po itogam Vserossiyskoy nauchno-teo-reticheskoy konferentsii [Identity as a matter of political analysis. Proc. All-Rus.Sci.-Tec. Conf. (Moscow,
October 21-22, 2010). Ed. by I.S. Semenenko, L.A. Fadeeva, V.V. Lapkin, P.V. Panov. Moscow, Institute of World Economy and International Relations RAS, 2011, pp. 123-127.
19. Ibragimova V.L. Rossiyskiy gumanitarnyy zhurnal, 2015, vol. 4, no. 2, pp. 145-151.
30 мая 2017 г.
УДК 23/28
ТРАНСФОРМАЦИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЗАПАДНОГО ХРИСТИАНСТВА В ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ
О.А. Богданова, Т.В. Плотникова
Б01 10.23683/2072-0181-2017-90-2-27-32
Христианство является традиционной для западной культуры религией, на протяжении многих веков определявшей ее основополагающие принципы, систему ценностей и идеалов. Однако, начиная с культуры Возрождения, в странах Западной Европы начинается процесс секуляризации, достигающий своего апогея в период Нового времени, когда рождается такая радикальная ее форма, как атеизм, отрицающий существование Бога и объявивший войну религии и церкви. При этом исследования истории секуляризации в западной культуре показывают, что она заключалась не только в падении роли религии и церкви, но и в секуляризации самого западного христианства, что выражалось в его адаптации к духу века сего. Поэтому весьма актуальным является решение вопроса о том, как трансформировалось западное христианство в обществе потребления, каковым является современное западное общество.
Проблема модернизации западного христианства привлекает к себе внимание зарубежных и отечественных авторов, как светских, так и религиозных. Значительный вклад в ее изучение внесли такие западные иссле-
дователи, как Д. Бонхеффер, К. Барт, Р. Буль-тман, К. Кюнг, Х. Кокс И.Б. Мец, Г. Рормозер др. Различные аспекты адаптации католицизма и протестантизма к реалиям общества потребления рассматривались в работах Р.Н. Лункина, В.Ю. Катасонова, Т.Б. Коваль, Ю.Ю. Синелиной, Н.В. Сомина др.
Вместе с тем недостаточно исследованной является эволюция адаптации западного христианства к ценностям общества потребления. Очевидно, что анализ данной проблемы делает необходимым рассмотрение социокультурных детерминант модернизации католицизма и протестантизма.
"Предмет исследования, определенный как трансформация христианства в современной западной культуре", предполагает использование методологии, делающей возможным осмыслить влияние ценностей, доминирующих в странах Западной Европы и США на католицизм и протестантизм. Теоретико-методологической основой такого анализа является системный метод, постигающий культуру как целостную динамичную, структурно-функциональную систему, что позволяет установить детерминированность ос-
Богданова Оксана Александровна - доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии Ростовского государственного экономического университета, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69, e-mail: [email protected], т. 8(863)2613814;
Плотникова Татьяна Валерьевна - доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии Ростовского государственного экономического университета, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69, e-mail: [email protected], т. 8(863)2613814.
Oxana Bogdanova - Rostov State University of Economic, 69, B. Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2613814;
Tatyana Plotnikova - Rostov State University of Economic, 69, B. Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2613814.