УДК 101.1:316
ЯЗЫК И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В АРМЯНСКОЙ ОБЩИНЕ НА ДОНУ
С.Г. Икиликян
DOI 10.18522/2072-0181-2018-96-4-68-73
Традиционно история армян в Донском крае ведется с 1779 г., когда было осуществлено их массовое переселение из Крыма [1]. После того как армяне-переселенцы из Крыма прибыли на Дон, основав здесь город Нахичевань и селения Крым, Несве-тай, Чалтырь, Большие Салы, Султан-Салы, их жизнь и судьба оказались накрепко связаны с историей России [2]. В условиях проживания за пределами исторической родины армянский народ столкнулся с проблемой интеграции в иноэт-ничную среду [3].
Сегодня особую актуальность приобрел вопрос о сохранении этнической идентичности донских армян в полиэтническом российском обществе. Научная значимость данного исследования заключается в том, чтобы выявить значение национального языка как конструктора этнической идентичности. Это позволит понимать важные процессы социальной идентификации армян на Дону и ответить на вопрос, каким образом происходит мобилизация национального языка и этнической идентичности у донских армян в контексте языковой политики, проводимой в Российской Федерации.
В современной научной литературе рассматривались исторические предпосылки образования армянской общины на Дону [4] и современные тенденции ее развития [5]. Особое внимание уделялось анализу языковой политики Российской Федерации в российском полиэтническом социуме [6] и армяно-русского двуязычия [7].
Изучая вопросы языка и этнический идентичности, некоторые современные исследователи придают особое значение этнодифферен-цирующим признакам языка [8]. Большинство авторов пришли к убеждению, что этническую идентичность необходимо рассматривать в
Икиликян Сона Григорьевна - соискатель (экстерн) кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, 344006, г Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, т. 8(863)2641755, e-mail: [email protected].
тесной связи с языком, так как язык - символ этноса [9].
Обзор современной научной литературы выявил недостаточность исследований в области проблематики роли национального языка в формировании и сохранении этнической идентичности.
В связи с этим целью данной статьи является выяснение роли армянского языка в формировании и сохранении этнической идентичности армян на Дону в контексте языковой политики, проводимой в Российской Федерации.
Этническая идентичность - это особый вид социальной идентичности, предполагающий самоотождествление индивида с определенной этнической группой [10]. В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента: когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства) [11]. Этническая идентичность включает индивидуальную и коллективную идентичность. Индивидуальная идентичность рассматривается как отношение человека к самому себе в ходе социального взаимодействия, его способность рефлексивно рассуждать о своей природе и описывать себя набором социально конструируемых понятий. В качестве коллективных можно рассматривать идентичности, выступающие в виде коллективных образов или представлений, носящих дискурсивно-отчужденный характер, основу которых составляет «социальное воображаемое» [12].
Основными факторами формирования этнической идентичности выступают язык, культура, родная земля, историческое прошлое, обычаи, обряды и религия [13]. Среди них
Sona Ikilikyan - Southern Federal University, 160 Push-kinskaya Street, Rostov-on-Don, tel. +7(863)2641755, e -mail: [email protected].
национальным язык рассматривается как символ этнической принадлежности [14] и важнейшее средство формирования этнической идентичности [9].
Национальный язык как средство общения в этнической группе выступает в двух формах -устной и письменной [15].
Языковая политика Российской Федерации создает благоприятные условия для формирования и сохранения этнической идентичности в армянской общине на Дону, обеспечивая защиту языковых и этнических интересов в российском полиэтническом социуме [6]. На современном этапе формирование и осуществление языковой политики в Российской Федерации регулируется Конституцией* и несколькими основными нормативно-правовыми актами: законами «О государственном языке Российской Федерации» (2005)** и «О языках народов Российской Федерации» (1991 г.; обновлен 1998г.)***.
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов № 165-ФЗ от 11.12.2002 и № 126-ФЗ от 24.07.1998) определяет содержание социальной, экономической и юридической защиты языков России и обязывает Правительство РФ разрабатывать федеральные целевые программы сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации. В Законе констатируется, что «языки народов Российской Федерации - национальное достояние Российского государства и находятся под защитой государства», гарантировано право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, и обучения.
Языковая политика является неотъемлемой частью этнонациональной политики, про-
* Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
** Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»; Федеральный закон от 05.05.2014 № 101-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка».
*** Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов № 126-ФЗ от 24.07.1998 и № 165-ФЗ от 11.12.2002).
водимой государством [16]. В этой связи важно отметить, что Правительством Российской Федерации принята Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». При президенте Российской Федерации создан Совет по межнациональным отношениям и утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. Главной задачей в области межнациональных отношений президент В.В. Путин считает укрепление гармонии и согласия в многонациональном российском обществе, чтобы «люди, независимо от своей этнической, религиозной принадлежности осознавали себя гражданами единой страны» [17]. По словам президента, «.. .Конституция России гарантирует право всех народов на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. В том числе республики вправе устанавливать свои государственные языки и использовать их в работе органов государственной власти и местного самоуправления наряду с государственным языком России. Для каждого народа вопрос сохранения родного языка - это вопрос сохранения идентичности, самобытности и традиций» [18].
Сегодня для донских армян особую важность приобретает проблема сохранения армянского языка как фактора формирования и сохранения этнической идентичности. Важно отметить, что армянский язык на Дону долгое время был представлен лишь западноармянским на-хичеванским диалектом, существенно отличающимся от литературного языка на уровне основного словарного состава прежде всего обилием тюркизмов [19].
Город Нахичевань, который в 1838 г. был переименован в Нахичевань-на-Дону и располагался на территории современного Ростова-на-Дону, представлял собой моноэтнический город. Армянский язык имел статус официального, на нем заполнялись судебные иски и решения, издавались газеты, обучались в школах и ставились спектакли в театрах [5]. Кроме того, население первоначально вообще не зная русского, говорило исключительно на родном армянском языке [20].
Следует подчеркнуть роль языковых каналов формирования и сохранения этнической идентичности донских армян. Среди них образование и общение в семье являются важными каналами формирования этнической идентичности, а газеты, журналы и межличностная комму-
никация способствуют сохранению этнической идентичности.
На всем протяжении существования Нахичевани проблемы образования и просвещения всегда стояли очень остро, несмотря на то, что всегда находились в центре внимания руководства и духовных лидеров колонии [21]. Все села армянского района имели школы с армянским языком обучения [22]. Следует отметить, что на протяжении всего времени существования в российских армянских колониях, в частности, в Новой Нахичевани, часто обсуждался вопрос о том, как обучать детей родному языку - на местном нахичеванском диалекте или на непонятном для большинства детей литературном языке. Однако побеждала точка зрения преподавания литературного языка, становившегося все более понятным населению [4].
В настоящее время кроме школы с углубленным преподаванием армянского языка (в пос. Чалтырь) уже много лет при армянской общине Дона работают классы и воскресные школы по изучению армянского языка при церквах. Ростовский филиал Армянского виртуального колледжа проводит современное онлайн-обучение и вносит большой вклад в систему обучения армянскому языку.
Следует также упомянуть, что в последнее время в системе этнокультурного образования наблюдаются некоторые негативные факторы, касающиеся сокращения преподавания армянского языка в среднеобразовательных школах. Называются, прежде всего, следующие причины: отсутствие достаточно выраженного запроса предметов этнокультурного содержания и их непредставленность в учебных планах; перегруженность подготовкой к сдаче ГИА и ЕГЭ. Вместе с тем сами школы испытывают большие трудности с приобретением учебных пособий и учебной литературы на армянском языке из Армении [22]. В Мясниковском районе Ростовской области многие родители стараются отдавать своих детей в школы, где армянский язык не преподают, чтобы не загружать их еще одним предметом [23].
Опрос показал, что даже преподавательский состав школы с углубленным преподаванием армянского языка рассматривает в качестве родного все-таки русский или русский и армянский. По этому поводу некоторые респонденты высказали мнение о том, что сохранение родного языка не является прямым назначением школы. Они считают, что для этих целей больше подходит семья и община [22].
Общение в семье как один из важных каналов формирования этнической идентичности имеет особое значение, так как посредством национального языка формируются традиции и обычаи. Отметим, что в армянской общине на Дону сфера использования армянского языка, особенно в молодежной среде, часто ограничивается общением в семье с родственниками, старшими представителями этноса [8].
В сохранении этнической идентичности донских армян посредством языковых каналов важно подчеркнуть роль газет, литературы и межличностной коммуникации.
Сегодня в возрождении духовных и культурных традиций армян на Дону важную роль играет многоплановая деятельность созданной в 1988-1989 гг. «Нахичеванской-на-Дону армянской общины». Основными направлениями работы общины является сохранение культуры и языка армянского народа, патриотическое воспитание молодежи. Печатный орган РРОО «На-хичеванская-на-Дону армянская община» (двуязычная газета «Нахичевань-на-Дону») и сайт nnao.ru - это те площадки, где молодежь высказывается о наболевших проблемах, обсуждает и предлагает свои пути решения [24]. При спонсорской поддержке «Ново-Нахичеванской - на-Дону армянской общины» регулярно издаются книги, брошюры, журналы.
В армянской общине на Дону немоловаж-ную роль играет образовательный исторический клуб «Мовсес Хоренаци», цель которого - воспитание у молодежи чувство патриотизма и возрождение интереса к истории Армении [25].
По результатам исследования очевидно, что у донских армян, особенно представителей традиционной диаспоры, сложилась двойная языковая идентичность. В настоящее время большинство донских армян используют армянский и русский языки в качестве родного. Так, 34,1 % армян (19 % в городе и 50 % в селе) владеют литературным армянским языком, могут читать и писать, используя его; 9,8 % умеют читать и 25,6 % владеют только устной речью [26].
Языковая политика Российской Федерации создает благоприятные условия для формирования и сохранения этнической идентичности в армянской общине на Дону. Принципы языковой политики и законодательные акты РФ предусматривают социальные меры, направленные на развитие не только русского языка, но и национальных языков на всей территории Российской Федерации.
Будучи выходцами из одних и тех же мест (Ани, позднее Крым), армяне Дона составили относительно однородную субэтническую группу, сохранившую свой национальный облик до наших времен [8].
В формировании и сохранении этнической идентичности в армянской общине на Дону важную роль играют языковые каналы, посредством которых функционирует армянский язык. Следует подчеркнуть роль образовательного канала в формировании этнической идентичности донских армян, а также роль семьи, где посредством армянского языка формируются традиции и обычаи. Такие языковые каналы, как газеты, литература и межличностная коммуникация, являются важными способами сохранения этнической идентичности.
Таким образом, во многом благодаря сохранению армянского языка армяне Дона сумели поддерживать этническую идентичность и медленнее подвергаться ассимиляции, несмотря на длительность проживания на Дону и интенсивные контакты с местными жителями, а также многочисленные межнациональные браки. Следовательно, можно сделать вывод о том, что армянский язык является важным фактором формирования и поддержания этнической идентичности армян на Дону.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аваков П.А. Армяне на Дону в ХУП-ХУШ вв. (до 1779 г.) // Армяне Юга России: история, культура, общее будущее. Мат-лы Всерос. Науч. Конф. (г. Ростов-на-Дону, 30 мая - 2 июня 2012 г.) / Под ред. Г.Г. Матишова. Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2012. С.120-125.
2. Бондарев В.А., Скорик А.П. Донские армяне в условиях советской действительности 1920-х гг. // Там же. С.140-146.
3. Манукян Е.В. Формы консолидации армян в Российской Федерации: этнополитический анализ // Евразийский союз: вопросы международных отношений. 2014. № 3-4 (8-9). С. 13-18.
4. Бархударян В.Б. История армянской колонии Новая Нахичевань (1779-1917). Ереван: Айастан, 1996. 528 с.
5. Акопян А.М., Григорян Э.Р. Исторические штрихи пребывания армян в России // Армяне в России сборник статей / Под ред. Э.Р. Григоряна. М.: Институт социальных наук, 2013.157 с.
6. Каневский А.А. Государственная языковая политика в российском полиэтническом социуме: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д, 2018. 30с.
7. Арутюнова Е.М. Об этнических организациях и тенденциях их консолидации. Материалы
опроса российских армян // Российские армяне. Этносоциологическое исследование / Под ред. Ю.В. Арутюнян, Р.С. Карапетян, Л.В. Остапенко. Ереван: Гитутюн, 2016. С. 137-201.
8. Тер-Саркисян А.Е. Армянсая диаспора России в исторической динамике // Там же. С. 14-80.
9. Целищев Н.Н. Язык, этническая идентичность и национальное самосознание // Аграрное образование и наука. 2014. № 1.С.13-17.
10. Лубский А.В. Методология регионального исследования. М.: ИНФРА-М, 2019. 516 с. С. 158-170.
11. Шергалиева М.Т. Этническая идентичность как вид социальной идентичности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. № 1. С. 207-211.
12. Лубский А.В. Общероссийская идентичность как предмет современных научно-исследовательских практик // Конструирование общероссийской идентичности в контексте межэтнического и межрелигиозного взаимодействия: монография / Под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2016. С. 16-32 .
13. Российское общество и вызовы времени / Под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова: В 4 кн. Кн. 2. М.: Весь мир. 2015. 432 с.
14. Кузнецова Е.В. Национальная идеология, национальная самоидентичность, культурный плюрализм, языковое многообразие, языковые мифы, языковая и культурная интеграция // Омский научный вестник. 2011. № 3. С. 122-126.
15. Лингвистический энциклопедический словарь // Академик. [Электронный ресурс]. URL: https:// les.academic.ru/732 (дата обращения 25.08.2018)
16. Перкова Д.В. Языковая политика как фактор эт-нополитической стабильности в регионах Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2013. 17 с.
17. Государственная языковая политика Российской Федерации: состояние и перспективы // Мат-лы «круглого стола» 28 ноября 2013 г. М.: Издание Государственной Думы. 2014. С. 48.
18. Стенограмма совместного заседания Совета по русскому языку и Совета по межнациональным отношениям 19 мая 2015 г. // Президент России. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.kremlin. m/events/president/news/49491 (дата обращения 22.08.2018).
19. Милевсакя Т.В. «Солнечное сплетение Евразии»: динамика лингвоцивилизационной ситуации на Юге России // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 1496-1500.
20. Казаров С.С. Нахичевань-на-Дону в борьбе за сохранение национальной идентичности в начале ХХв. // Армяне Юга России: история, культура, общее будущее. Мат-лы Всерос. науч. конф. (г. Ростов-на-Дону, 30 мая - 2 июня 2012 г.) / Под ред. Г.Г. Матишова. Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2012. С. 160-165.
21. Тикиджьян Р., Мелконян В. Этносоциальное сообщество донских армян:основные этапы становления и современное состояние // «Вопросы арменоведения». 2015. № 2(5). С. 111-121.
22. Состояние этнокультурного образования в регионах Юга России / Под ред. В.А. Тишкова и
B.В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2016. 297 с.
23. Как сохранить армянский язык в Мясниковском районе [Электронный ресурс]. URL: http:// nnao.ru/2018/07/30/арм_язык (дата обращения: 09.09.2018).
24. Сурмалян А.А. Из истории армянской общины на Дону. Аспекты общественно-политической деятельности // Армяне Юга России: история, культура, общее будущее. Материалы Всероссийской научной конференции (г. Ростов-на-Дону, 30 мая - 2 июня 2012 г.) / Под ред. Г.Г. Матишова. Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2012. С. 201-205.
25. Ростовская региональная общественная организация «Нахичеванская-на-Дону армянская община» // Энциклопедия фонда «Хайазг» [Электронный ресурс]. URL: http://ru.hayazg. info/Ростовская_региональная_общественная_ организация_«Нахичеванская-на-Дону_армян-ская_община» (дата обращения 29.08.2018).
26. Сериков А.В., Черноус В.В. Донские армяне в контексте укрепления российской идентичности // Армяне Юга России: история, культура, общее будущее. Мат-лы Всерос. науч. конф. (г. Ростов-на-Дону, 30 мая -2 июня 2012 г.) / Под ред. Г.Г. Матишова. Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2012.
C. 273-279.
REFERENCES
1. Avakov P.A. Armyane na Donu v XVII-XVIII vv. (do 1779) [The Don Armenians in the 17-18th centuries (until1779)]. In: Armyane Yuga Rossii: istoriya, kul'tura, obshchee budushchee. Materialy Vserossi-yskoy nauchnoy konferentsii [Armenians of the South of Russia: history, culture, common future. Proc. All-Rus. Sci. Conf. (Rostov-on -Don, May 30 - June 2, 2012)]. Ed. by G.G. Matishov. Rostov-on-Don, SSC RAS, 2012, pp.120-125.
2. Bondarev V.A., Skorik A.P. Donskie armyane v us-loviyakh sovetskoy deystvitel'nosti 1920-kh gg. [The Don Armenians in Conditions of Soviet Reality]. In: Armyane Yuga Rossii: istoriya, kul'tura, obshchee budushchee. Materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Armenians of the South of Russia: history, culture, common future. Proc. All-Rus. Sci. Conf. (Rostov-on -Don, May 30 - June 2, 2012)]. Ed. by G.G. Matishov. Rostov-on-Don, SSC RAS, 2012, pp.140-146.
3. Manukyan E.V Evraziyskiy soyuz: voprosy mezhdun-arodnykh otnosheniy, 2014, № 3-4 (8-9). pp. 13-18.
4. Barkhudaryan V.B. Istoriya armyanskoy kolonii No-vaya Nakhichevan' (1779-1917). [History of New Nakhichevan Colony (1779-1917)]. Yerevan, Ayas-tan. 1996, 528 p.
5. Akopyan A.M., Grigoryan E.R. Istoricheskie shtrikhi prebyvaniya armyan v Rossii [The Historical Details of the Armenians in Russia]. In: Armyane v Rossii sbornik statey [Armenians in Russia a collection of articles]. Ed. by E.R. Grigoryan. Moscow, Institute of social Sciences, 2013, 157 p.
6. Kanevskiy A.A. Gosudarstvennaya yazykovaya poli-tika v rossiyskom polietnicheskom sotsiume [Language Policy in Russian Multi-etnical Society. A thesis submitted for the degree of Candidate of Politol-ogy]. Rostov-on-Don, 2018, 30 p.
7. Arutyunova E.M. Ob etnicheskikh organizatsiyakh i tendentsiyakh ikh konsolidatsii. Materialy oprosa rossiyskikh armyan [About Ethnical Organizations and Tendecies of their Consolidation. The Interview Materials of the Russian Armenians]. In: Rossiyskie armyane. Etnosotsiologicheskoe issledovanie [Russian Armenians. Ethno-sociological research]. Ed. by Yu.V. Arutyunyan, R.S. Karapetyan, L.V Ostapenko Yerevan, Gitutyun, 2016, pp. 137-201.
8. Ter-Sarkisyan A. E. Armyanskaya diaspora Ros-sii v istoricheskiy dinamike [Armenian Diaspora of Russia in Historical Dynamic]. In: Rossiyskie army-ane. Etnosotsiologicheskoe issledovanie [Russian Armenians. Ethno-sociological research]. Ed. by Yu.V. Arutyunyan, R.S. Karapetyan, L.V Ostapenko Yerevan, Gitutyun, 2016, 2016, pp. 14-80.
9. Tselischev N.N. Agrarnoe obrazovanie i nauka, 2014, no.1, pp.13-17.
10. Lubskiy A.V. Metodologiya regional'nogo issledo-vaniya [Methodology of a Regional Study]. Moscow, INFRA-M, 2019, pp. 158-170.
11. Shergalieva M.T. Vestnik Saratovskogo gosudarst-vennogo tekhnicheskogo universiteta, 2014, no. 1, pp. 207-211.
12. Lubskiy A.V. Obshcherossiyskaya identichnost' kak predmet sovremennykh nauchno-issledovatel'skikh [All-Russian Identity as a Subject of Contemporary Research Practices]. In: Konstruirovanie obshcheros-siyskoy identichnosti v kontekste mezhetnicheskogo i mezhreligioznogo vzaimodeystviya:monografiya [Construction of All-Russian Identity in the Context of Interethnic and Interreligious Interaction: monog-raphy. Ed. by Yu.G. Volkov. Rostov-on-Don, Fond nauki I obrazovaniya Publ., 2016. pp.16-32.
13. Rossiyskoe obshchestvo i vyzovy vremeni [Russian Society and Challenges of the Time]. Ed. by M.K. Gorshkova, V.V. Petukhova. In 4 book. Book 2. Moscow, Ves' mir, 2015, 432 p.
14. Kuznetsova E.V. Omskiy nauchnyy vestnik, 2011, № 3, pp. 122-126.
15. Lingvisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar [Linguistic encyclopeadic dictionary ], available at: https://les.academic.ru/732 (accessed August 30, 2018).
16. Perkova D.V. Yazykovaya politika kak faktor etnop-oliticheskoy stabil'nosti v regionakh Rossiyskoy Fed-eratsii [Language Policy as a Factor of Etnopolitical Stability in the Regions of the Russian Federation.
A thesis submitted for the degree of Candidate of Politolohy]. Moscow, 2013, 17 p.
17. Gosudarstvennaya yazykovaya politika Rossiys-koy Federatsii: sostoyanie i perspektivy [Language Policy of the Russian Federation:the Situation and Perspectives]. In: Materialy «kruglogo stola» 28 noyabrya 2013 g. [Proc. of the «Round Table» November 28, 2013]. Moscow, Publication Of the state Duma, 2014, 48 p.
18. Stenogramma sovmestnogo zasedaniya Soveta po russkomu yazyku i Soveta po mezhnatsional'nym otnosheniyam 19 maya 2015 g. [Transcript of the Joint Council Meeting of the Russian language and Council on Interethnic Relations May 19, 2015], available at: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/49491 (accessed September 09, 2018).
19. Milevsaya T.V Dinamika yazykovykh i kul'turnykh protsessov v sovremennoy Rossii, 2016, no. 5, pp. 1496-1500.
20. Kazarov S.S. Nakhichevan'-na-Donu v bor'be za sokhranenie natsional'noy identichnosti v nachale XX v. [ Nakhichevan'-na-Donu in the Struggle for the Preservation of National Identity in the Early 20th century]. In: Armyane Yuga Rossii: istoriya, kul'tura, obshchee budushchee. Materialy Vserossi-yskoy nauchnoy konferentsii [Armenians of the South of Russia: history, culture, common future. Proc. All-Rus. Sci. Conf. (Rostov-on -Don, May 30 - June 2, 2012)]. Ed. by G.G. Matishov. Rostov-on-Don, SSC RAS, 2012, pp.160-165.
21. Tikidzh'yan R., Melkonyan V. Voprosy armenove-deniya, 2015, no. 2(5), pp. 111-121.
22. Sostoyanie etnokul'turnogo obrazovaniya v re-gionakh Yuga Rossii [The State of Ethnocultural Education in the Regions of South Russia]. Ed. by
V A. Tishkov and V.V. Stepanov. Moscow, IEA RAN, 2016, 297 p.
23. Kak sokhranit' armyanskiy yazyk v Myasnikovskom rayone [How to Preserve the Armenian Language in Myasnikovskiy region], available at: http://nnao. ги/2018/07/30/арм_язык (accessed August 30, 2018).
24. Surmalyan A.A. Iz istorii armyanskoy obshchiny na Donu.Aspekty obshchestvenno-politicheskoy deyatel'nosti [From the History of the Armenian Community on the Don. Aspects of Social and Political Activity]. In: Armyane Yuga Rossii: istoriya, kul'tura, obshchee budushchee. Materialy Vserossi-yskoy nauchnoy konferentsii [Armenians of the South of Russia: history, culture, common future. Proc. All-Rus. Sci. Conf. (Rostov-on-Don, May 30 - June 2, 2012)]. Ed. by G.G. Matishov. Rostov-on-Don, SSC RAS, 2012, pp. 201-205.
25. Rostovskaya regional'naya obshchestvennaya or-ganizatsiya «Nakhichevanskaya-na-Donu army-anskaya obshchina» [ Rostov Regional Public Organization «Nakhichevan-on-Don Armenian Community»], available at: http://ru.hayazg.info/ Ростовская_региональная_общественная_ организация_«Нахичеванская-на-Дону_ армянская_община» (accessed August 31, 2018).
26. Serikov A.V, Chernous V.V. Donskie armyane v kontekste ukrepleniya rossiyskoy identichnosti. In: Armyane Yuga Rossii: istoriya, kul'tura, obshchee budushchee. Materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Armenians of the South of Russia: history, culture, common future. Proc. All-Rus. Sci. Conf. (Rostov-on -Don, May 30 - June 2, 2012)]. Ed. by G.G. Matishov. Rostov-on-Don, SSC RAS, 2012, pp. 273-279.
17 сентября 2018 г.
УДК 316.334.52+801.311
ТОПОНИМИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И
ПАМЯТИ В КБР: НАЛЬЧИК
В.Х. Тхакахов
DOI 10.18522/2072-0181-2018-96-4-73-80
Урбанонимы - часть символического пространства города. Изучая структуру урбанонимов, историю и механизмы их трансформации, можно анализировать процессы конструирования и деконструк-
Тхакахов Валерий Хазраилович - доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета, 191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3, 9-й подъезд, e-mail: [email protected], т. 8(812)3241270, доб. 6938.
ции идентичности и памяти применительно к тому или иному региону или городу. Исключением являются пространства, в которых сложилась традиция наименований и переименований городских объектов вне явных идеологических
Valeriy Thakakhov - St.-Petersburg State University, 1/3 Smolny Street, St.-Petersburg, 191124, e-mail: atalik7 @yandex.ru, tel. +7(812)3241270, ext. 6938.