Научная статья на тему 'Язык и этническая идентичность в армянской общине на Дону'

Язык и этническая идентичность в армянской общине на Дону Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
460
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / ЭТНОС / АРМЯНЕ НА ДОНУ / АРМЯНСКИЙ ЯЗЫК / ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА РФ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК / ЯЗЫКОВЫЕ КАНАЛЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / ETHNICAL IDENTITY / NATIONAL LANGUAGE / ETHNOS / THE DON ARMENIANS / THE ARMENIAN LANGUAGE / LANGUAGE POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION / STATE LANGUAGE / LANGUAGE CHANNELS OF FORMATION ANDPRESERVATION OF ETHNICAL IDENTITY / RUSSIAN SOCIETY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Икиликян Сона Григорьевна

Статья посвящена анализу роли национального языка в формировании этнической идентичности в контексте языковой политики РФ. Языковая политика РФ играет важную роль в контексте обеспечения защиты языковых и этнических интересов в российском полиэтническом социуме. Анализируется также роль основных языковых каналов в формировании и сохранении этнической идентичности. Армяне Дона благодаря сохранению армянского языка сумели сохранить этническую идентичность и не подвергаться ассимиляции, несмотря на длительность проживания и интенсивные контакты с местными жителями. Сделан вывод о том, что национальный язык является важным фактором формирования этнической идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Language and Ethnical Identity in Armenian Community of Don

The article examines the role of national language in formation of etnnical identity within the confines of language policy in Russia. Language policy in the Russian Federation plays an essential role in supporting language and ethnical interests of the nations in multi-ethnic Russian society. The article analyzes as well the role of the main language channels in formation and preservation of ethnical identity. By preserving the Armenian language, the Don Armenians could preserve their ethnical identity and not be assimilated, despite the long-term living and intensive contacts with the local inhabitants. Consequently, the study concludes that national language is considered to be a significant factor in formation of ethnical identity.

Текст научной работы на тему «Язык и этническая идентичность в армянской общине на Дону»

УДК 101.1:316

ЯЗЫК И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В АРМЯНСКОЙ ОБЩИНЕ НА ДОНУ

С.Г. Икиликян

DOI 10.18522/2072-0181-2018-96-4-68-73

Традиционно история армян в Донском крае ведется с 1779 г., когда было осуществлено их массовое переселение из Крыма [1]. После того как армяне-переселенцы из Крыма прибыли на Дон, основав здесь город Нахичевань и селения Крым, Несве-тай, Чалтырь, Большие Салы, Султан-Салы, их жизнь и судьба оказались накрепко связаны с историей России [2]. В условиях проживания за пределами исторической родины армянский народ столкнулся с проблемой интеграции в иноэт-ничную среду [3].

Сегодня особую актуальность приобрел вопрос о сохранении этнической идентичности донских армян в полиэтническом российском обществе. Научная значимость данного исследования заключается в том, чтобы выявить значение национального языка как конструктора этнической идентичности. Это позволит понимать важные процессы социальной идентификации армян на Дону и ответить на вопрос, каким образом происходит мобилизация национального языка и этнической идентичности у донских армян в контексте языковой политики, проводимой в Российской Федерации.

В современной научной литературе рассматривались исторические предпосылки образования армянской общины на Дону [4] и современные тенденции ее развития [5]. Особое внимание уделялось анализу языковой политики Российской Федерации в российском полиэтническом социуме [6] и армяно-русского двуязычия [7].

Изучая вопросы языка и этнический идентичности, некоторые современные исследователи придают особое значение этнодифферен-цирующим признакам языка [8]. Большинство авторов пришли к убеждению, что этническую идентичность необходимо рассматривать в

Икиликян Сона Григорьевна - соискатель (экстерн) кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, 344006, г Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, т. 8(863)2641755, e-mail: sonaik82@mail.ru.

тесной связи с языком, так как язык - символ этноса [9].

Обзор современной научной литературы выявил недостаточность исследований в области проблематики роли национального языка в формировании и сохранении этнической идентичности.

В связи с этим целью данной статьи является выяснение роли армянского языка в формировании и сохранении этнической идентичности армян на Дону в контексте языковой политики, проводимой в Российской Федерации.

Этническая идентичность - это особый вид социальной идентичности, предполагающий самоотождествление индивида с определенной этнической группой [10]. В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента: когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства) [11]. Этническая идентичность включает индивидуальную и коллективную идентичность. Индивидуальная идентичность рассматривается как отношение человека к самому себе в ходе социального взаимодействия, его способность рефлексивно рассуждать о своей природе и описывать себя набором социально конструируемых понятий. В качестве коллективных можно рассматривать идентичности, выступающие в виде коллективных образов или представлений, носящих дискурсивно-отчужденный характер, основу которых составляет «социальное воображаемое» [12].

Основными факторами формирования этнической идентичности выступают язык, культура, родная земля, историческое прошлое, обычаи, обряды и религия [13]. Среди них

Sona Ikilikyan - Southern Federal University, 160 Push-kinskaya Street, Rostov-on-Don, tel. +7(863)2641755, e -mail: sonaik82@mail.ru.

национальным язык рассматривается как символ этнической принадлежности [14] и важнейшее средство формирования этнической идентичности [9].

Национальный язык как средство общения в этнической группе выступает в двух формах -устной и письменной [15].

Языковая политика Российской Федерации создает благоприятные условия для формирования и сохранения этнической идентичности в армянской общине на Дону, обеспечивая защиту языковых и этнических интересов в российском полиэтническом социуме [6]. На современном этапе формирование и осуществление языковой политики в Российской Федерации регулируется Конституцией* и несколькими основными нормативно-правовыми актами: законами «О государственном языке Российской Федерации» (2005)** и «О языках народов Российской Федерации» (1991 г.; обновлен 1998г.)***.

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов № 165-ФЗ от 11.12.2002 и № 126-ФЗ от 24.07.1998) определяет содержание социальной, экономической и юридической защиты языков России и обязывает Правительство РФ разрабатывать федеральные целевые программы сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации. В Законе констатируется, что «языки народов Российской Федерации - национальное достояние Российского государства и находятся под защитой государства», гарантировано право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, и обучения.

Языковая политика является неотъемлемой частью этнонациональной политики, про-

* Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

** Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»; Федеральный закон от 05.05.2014 № 101-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка».

*** Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов № 126-ФЗ от 24.07.1998 и № 165-ФЗ от 11.12.2002).

водимой государством [16]. В этой связи важно отметить, что Правительством Российской Федерации принята Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». При президенте Российской Федерации создан Совет по межнациональным отношениям и утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. Главной задачей в области межнациональных отношений президент В.В. Путин считает укрепление гармонии и согласия в многонациональном российском обществе, чтобы «люди, независимо от своей этнической, религиозной принадлежности осознавали себя гражданами единой страны» [17]. По словам президента, «.. .Конституция России гарантирует право всех народов на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. В том числе республики вправе устанавливать свои государственные языки и использовать их в работе органов государственной власти и местного самоуправления наряду с государственным языком России. Для каждого народа вопрос сохранения родного языка - это вопрос сохранения идентичности, самобытности и традиций» [18].

Сегодня для донских армян особую важность приобретает проблема сохранения армянского языка как фактора формирования и сохранения этнической идентичности. Важно отметить, что армянский язык на Дону долгое время был представлен лишь западноармянским на-хичеванским диалектом, существенно отличающимся от литературного языка на уровне основного словарного состава прежде всего обилием тюркизмов [19].

Город Нахичевань, который в 1838 г. был переименован в Нахичевань-на-Дону и располагался на территории современного Ростова-на-Дону, представлял собой моноэтнический город. Армянский язык имел статус официального, на нем заполнялись судебные иски и решения, издавались газеты, обучались в школах и ставились спектакли в театрах [5]. Кроме того, население первоначально вообще не зная русского, говорило исключительно на родном армянском языке [20].

Следует подчеркнуть роль языковых каналов формирования и сохранения этнической идентичности донских армян. Среди них образование и общение в семье являются важными каналами формирования этнической идентичности, а газеты, журналы и межличностная комму-

никация способствуют сохранению этнической идентичности.

На всем протяжении существования Нахичевани проблемы образования и просвещения всегда стояли очень остро, несмотря на то, что всегда находились в центре внимания руководства и духовных лидеров колонии [21]. Все села армянского района имели школы с армянским языком обучения [22]. Следует отметить, что на протяжении всего времени существования в российских армянских колониях, в частности, в Новой Нахичевани, часто обсуждался вопрос о том, как обучать детей родному языку - на местном нахичеванском диалекте или на непонятном для большинства детей литературном языке. Однако побеждала точка зрения преподавания литературного языка, становившегося все более понятным населению [4].

В настоящее время кроме школы с углубленным преподаванием армянского языка (в пос. Чалтырь) уже много лет при армянской общине Дона работают классы и воскресные школы по изучению армянского языка при церквах. Ростовский филиал Армянского виртуального колледжа проводит современное онлайн-обучение и вносит большой вклад в систему обучения армянскому языку.

Следует также упомянуть, что в последнее время в системе этнокультурного образования наблюдаются некоторые негативные факторы, касающиеся сокращения преподавания армянского языка в среднеобразовательных школах. Называются, прежде всего, следующие причины: отсутствие достаточно выраженного запроса предметов этнокультурного содержания и их непредставленность в учебных планах; перегруженность подготовкой к сдаче ГИА и ЕГЭ. Вместе с тем сами школы испытывают большие трудности с приобретением учебных пособий и учебной литературы на армянском языке из Армении [22]. В Мясниковском районе Ростовской области многие родители стараются отдавать своих детей в школы, где армянский язык не преподают, чтобы не загружать их еще одним предметом [23].

Опрос показал, что даже преподавательский состав школы с углубленным преподаванием армянского языка рассматривает в качестве родного все-таки русский или русский и армянский. По этому поводу некоторые респонденты высказали мнение о том, что сохранение родного языка не является прямым назначением школы. Они считают, что для этих целей больше подходит семья и община [22].

Общение в семье как один из важных каналов формирования этнической идентичности имеет особое значение, так как посредством национального языка формируются традиции и обычаи. Отметим, что в армянской общине на Дону сфера использования армянского языка, особенно в молодежной среде, часто ограничивается общением в семье с родственниками, старшими представителями этноса [8].

В сохранении этнической идентичности донских армян посредством языковых каналов важно подчеркнуть роль газет, литературы и межличностной коммуникации.

Сегодня в возрождении духовных и культурных традиций армян на Дону важную роль играет многоплановая деятельность созданной в 1988-1989 гг. «Нахичеванской-на-Дону армянской общины». Основными направлениями работы общины является сохранение культуры и языка армянского народа, патриотическое воспитание молодежи. Печатный орган РРОО «На-хичеванская-на-Дону армянская община» (двуязычная газета «Нахичевань-на-Дону») и сайт nnao.ru - это те площадки, где молодежь высказывается о наболевших проблемах, обсуждает и предлагает свои пути решения [24]. При спонсорской поддержке «Ново-Нахичеванской - на-Дону армянской общины» регулярно издаются книги, брошюры, журналы.

В армянской общине на Дону немоловаж-ную роль играет образовательный исторический клуб «Мовсес Хоренаци», цель которого - воспитание у молодежи чувство патриотизма и возрождение интереса к истории Армении [25].

По результатам исследования очевидно, что у донских армян, особенно представителей традиционной диаспоры, сложилась двойная языковая идентичность. В настоящее время большинство донских армян используют армянский и русский языки в качестве родного. Так, 34,1 % армян (19 % в городе и 50 % в селе) владеют литературным армянским языком, могут читать и писать, используя его; 9,8 % умеют читать и 25,6 % владеют только устной речью [26].

Языковая политика Российской Федерации создает благоприятные условия для формирования и сохранения этнической идентичности в армянской общине на Дону. Принципы языковой политики и законодательные акты РФ предусматривают социальные меры, направленные на развитие не только русского языка, но и национальных языков на всей территории Российской Федерации.

Будучи выходцами из одних и тех же мест (Ани, позднее Крым), армяне Дона составили относительно однородную субэтническую группу, сохранившую свой национальный облик до наших времен [8].

В формировании и сохранении этнической идентичности в армянской общине на Дону важную роль играют языковые каналы, посредством которых функционирует армянский язык. Следует подчеркнуть роль образовательного канала в формировании этнической идентичности донских армян, а также роль семьи, где посредством армянского языка формируются традиции и обычаи. Такие языковые каналы, как газеты, литература и межличностная коммуникация, являются важными способами сохранения этнической идентичности.

Таким образом, во многом благодаря сохранению армянского языка армяне Дона сумели поддерживать этническую идентичность и медленнее подвергаться ассимиляции, несмотря на длительность проживания на Дону и интенсивные контакты с местными жителями, а также многочисленные межнациональные браки. Следовательно, можно сделать вывод о том, что армянский язык является важным фактором формирования и поддержания этнической идентичности армян на Дону.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аваков П.А. Армяне на Дону в ХУП-ХУШ вв. (до 1779 г.) // Армяне Юга России: история, культура, общее будущее. Мат-лы Всерос. Науч. Конф. (г. Ростов-на-Дону, 30 мая - 2 июня 2012 г.) / Под ред. Г.Г. Матишова. Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2012. С.120-125.

2. Бондарев В.А., Скорик А.П. Донские армяне в условиях советской действительности 1920-х гг. // Там же. С.140-146.

3. Манукян Е.В. Формы консолидации армян в Российской Федерации: этнополитический анализ // Евразийский союз: вопросы международных отношений. 2014. № 3-4 (8-9). С. 13-18.

4. Бархударян В.Б. История армянской колонии Новая Нахичевань (1779-1917). Ереван: Айастан, 1996. 528 с.

5. Акопян А.М., Григорян Э.Р. Исторические штрихи пребывания армян в России // Армяне в России сборник статей / Под ред. Э.Р. Григоряна. М.: Институт социальных наук, 2013.157 с.

6. Каневский А.А. Государственная языковая политика в российском полиэтническом социуме: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д, 2018. 30с.

7. Арутюнова Е.М. Об этнических организациях и тенденциях их консолидации. Материалы

опроса российских армян // Российские армяне. Этносоциологическое исследование / Под ред. Ю.В. Арутюнян, Р.С. Карапетян, Л.В. Остапенко. Ереван: Гитутюн, 2016. С. 137-201.

8. Тер-Саркисян А.Е. Армянсая диаспора России в исторической динамике // Там же. С. 14-80.

9. Целищев Н.Н. Язык, этническая идентичность и национальное самосознание // Аграрное образование и наука. 2014. № 1.С.13-17.

10. Лубский А.В. Методология регионального исследования. М.: ИНФРА-М, 2019. 516 с. С. 158-170.

11. Шергалиева М.Т. Этническая идентичность как вид социальной идентичности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. № 1. С. 207-211.

12. Лубский А.В. Общероссийская идентичность как предмет современных научно-исследовательских практик // Конструирование общероссийской идентичности в контексте межэтнического и межрелигиозного взаимодействия: монография / Под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2016. С. 16-32 .

13. Российское общество и вызовы времени / Под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова: В 4 кн. Кн. 2. М.: Весь мир. 2015. 432 с.

14. Кузнецова Е.В. Национальная идеология, национальная самоидентичность, культурный плюрализм, языковое многообразие, языковые мифы, языковая и культурная интеграция // Омский научный вестник. 2011. № 3. С. 122-126.

15. Лингвистический энциклопедический словарь // Академик. [Электронный ресурс]. URL: https:// les.academic.ru/732 (дата обращения 25.08.2018)

16. Перкова Д.В. Языковая политика как фактор эт-нополитической стабильности в регионах Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2013. 17 с.

17. Государственная языковая политика Российской Федерации: состояние и перспективы // Мат-лы «круглого стола» 28 ноября 2013 г. М.: Издание Государственной Думы. 2014. С. 48.

18. Стенограмма совместного заседания Совета по русскому языку и Совета по межнациональным отношениям 19 мая 2015 г. // Президент России. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.kremlin. m/events/president/news/49491 (дата обращения 22.08.2018).

19. Милевсакя Т.В. «Солнечное сплетение Евразии»: динамика лингвоцивилизационной ситуации на Юге России // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 1496-1500.

20. Казаров С.С. Нахичевань-на-Дону в борьбе за сохранение национальной идентичности в начале ХХв. // Армяне Юга России: история, культура, общее будущее. Мат-лы Всерос. науч. конф. (г. Ростов-на-Дону, 30 мая - 2 июня 2012 г.) / Под ред. Г.Г. Матишова. Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2012. С. 160-165.

21. Тикиджьян Р., Мелконян В. Этносоциальное сообщество донских армян:основные этапы становления и современное состояние // «Вопросы арменоведения». 2015. № 2(5). С. 111-121.

22. Состояние этнокультурного образования в регионах Юга России / Под ред. В.А. Тишкова и

B.В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2016. 297 с.

23. Как сохранить армянский язык в Мясниковском районе [Электронный ресурс]. URL: http:// nnao.ru/2018/07/30/арм_язык (дата обращения: 09.09.2018).

24. Сурмалян А.А. Из истории армянской общины на Дону. Аспекты общественно-политической деятельности // Армяне Юга России: история, культура, общее будущее. Материалы Всероссийской научной конференции (г. Ростов-на-Дону, 30 мая - 2 июня 2012 г.) / Под ред. Г.Г. Матишова. Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2012. С. 201-205.

25. Ростовская региональная общественная организация «Нахичеванская-на-Дону армянская община» // Энциклопедия фонда «Хайазг» [Электронный ресурс]. URL: http://ru.hayazg. info/Ростовская_региональная_общественная_ организация_«Нахичеванская-на-Дону_армян-ская_община» (дата обращения 29.08.2018).

26. Сериков А.В., Черноус В.В. Донские армяне в контексте укрепления российской идентичности // Армяне Юга России: история, культура, общее будущее. Мат-лы Всерос. науч. конф. (г. Ростов-на-Дону, 30 мая -2 июня 2012 г.) / Под ред. Г.Г. Матишова. Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2012.

C. 273-279.

REFERENCES

1. Avakov P.A. Armyane na Donu v XVII-XVIII vv. (do 1779) [The Don Armenians in the 17-18th centuries (until1779)]. In: Armyane Yuga Rossii: istoriya, kul'tura, obshchee budushchee. Materialy Vserossi-yskoy nauchnoy konferentsii [Armenians of the South of Russia: history, culture, common future. Proc. All-Rus. Sci. Conf. (Rostov-on -Don, May 30 - June 2, 2012)]. Ed. by G.G. Matishov. Rostov-on-Don, SSC RAS, 2012, pp.120-125.

2. Bondarev V.A., Skorik A.P. Donskie armyane v us-loviyakh sovetskoy deystvitel'nosti 1920-kh gg. [The Don Armenians in Conditions of Soviet Reality]. In: Armyane Yuga Rossii: istoriya, kul'tura, obshchee budushchee. Materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Armenians of the South of Russia: history, culture, common future. Proc. All-Rus. Sci. Conf. (Rostov-on -Don, May 30 - June 2, 2012)]. Ed. by G.G. Matishov. Rostov-on-Don, SSC RAS, 2012, pp.140-146.

3. Manukyan E.V Evraziyskiy soyuz: voprosy mezhdun-arodnykh otnosheniy, 2014, № 3-4 (8-9). pp. 13-18.

4. Barkhudaryan V.B. Istoriya armyanskoy kolonii No-vaya Nakhichevan' (1779-1917). [History of New Nakhichevan Colony (1779-1917)]. Yerevan, Ayas-tan. 1996, 528 p.

5. Akopyan A.M., Grigoryan E.R. Istoricheskie shtrikhi prebyvaniya armyan v Rossii [The Historical Details of the Armenians in Russia]. In: Armyane v Rossii sbornik statey [Armenians in Russia a collection of articles]. Ed. by E.R. Grigoryan. Moscow, Institute of social Sciences, 2013, 157 p.

6. Kanevskiy A.A. Gosudarstvennaya yazykovaya poli-tika v rossiyskom polietnicheskom sotsiume [Language Policy in Russian Multi-etnical Society. A thesis submitted for the degree of Candidate of Politol-ogy]. Rostov-on-Don, 2018, 30 p.

7. Arutyunova E.M. Ob etnicheskikh organizatsiyakh i tendentsiyakh ikh konsolidatsii. Materialy oprosa rossiyskikh armyan [About Ethnical Organizations and Tendecies of their Consolidation. The Interview Materials of the Russian Armenians]. In: Rossiyskie armyane. Etnosotsiologicheskoe issledovanie [Russian Armenians. Ethno-sociological research]. Ed. by Yu.V. Arutyunyan, R.S. Karapetyan, L.V Ostapenko Yerevan, Gitutyun, 2016, pp. 137-201.

8. Ter-Sarkisyan A. E. Armyanskaya diaspora Ros-sii v istoricheskiy dinamike [Armenian Diaspora of Russia in Historical Dynamic]. In: Rossiyskie army-ane. Etnosotsiologicheskoe issledovanie [Russian Armenians. Ethno-sociological research]. Ed. by Yu.V. Arutyunyan, R.S. Karapetyan, L.V Ostapenko Yerevan, Gitutyun, 2016, 2016, pp. 14-80.

9. Tselischev N.N. Agrarnoe obrazovanie i nauka, 2014, no.1, pp.13-17.

10. Lubskiy A.V. Metodologiya regional'nogo issledo-vaniya [Methodology of a Regional Study]. Moscow, INFRA-M, 2019, pp. 158-170.

11. Shergalieva M.T. Vestnik Saratovskogo gosudarst-vennogo tekhnicheskogo universiteta, 2014, no. 1, pp. 207-211.

12. Lubskiy A.V. Obshcherossiyskaya identichnost' kak predmet sovremennykh nauchno-issledovatel'skikh [All-Russian Identity as a Subject of Contemporary Research Practices]. In: Konstruirovanie obshcheros-siyskoy identichnosti v kontekste mezhetnicheskogo i mezhreligioznogo vzaimodeystviya:monografiya [Construction of All-Russian Identity in the Context of Interethnic and Interreligious Interaction: monog-raphy. Ed. by Yu.G. Volkov. Rostov-on-Don, Fond nauki I obrazovaniya Publ., 2016. pp.16-32.

13. Rossiyskoe obshchestvo i vyzovy vremeni [Russian Society and Challenges of the Time]. Ed. by M.K. Gorshkova, V.V. Petukhova. In 4 book. Book 2. Moscow, Ves' mir, 2015, 432 p.

14. Kuznetsova E.V. Omskiy nauchnyy vestnik, 2011, № 3, pp. 122-126.

15. Lingvisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar [Linguistic encyclopeadic dictionary ], available at: https://les.academic.ru/732 (accessed August 30, 2018).

16. Perkova D.V. Yazykovaya politika kak faktor etnop-oliticheskoy stabil'nosti v regionakh Rossiyskoy Fed-eratsii [Language Policy as a Factor of Etnopolitical Stability in the Regions of the Russian Federation.

A thesis submitted for the degree of Candidate of Politolohy]. Moscow, 2013, 17 p.

17. Gosudarstvennaya yazykovaya politika Rossiys-koy Federatsii: sostoyanie i perspektivy [Language Policy of the Russian Federation:the Situation and Perspectives]. In: Materialy «kruglogo stola» 28 noyabrya 2013 g. [Proc. of the «Round Table» November 28, 2013]. Moscow, Publication Of the state Duma, 2014, 48 p.

18. Stenogramma sovmestnogo zasedaniya Soveta po russkomu yazyku i Soveta po mezhnatsional'nym otnosheniyam 19 maya 2015 g. [Transcript of the Joint Council Meeting of the Russian language and Council on Interethnic Relations May 19, 2015], available at: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/49491 (accessed September 09, 2018).

19. Milevsaya T.V Dinamika yazykovykh i kul'turnykh protsessov v sovremennoy Rossii, 2016, no. 5, pp. 1496-1500.

20. Kazarov S.S. Nakhichevan'-na-Donu v bor'be za sokhranenie natsional'noy identichnosti v nachale XX v. [ Nakhichevan'-na-Donu in the Struggle for the Preservation of National Identity in the Early 20th century]. In: Armyane Yuga Rossii: istoriya, kul'tura, obshchee budushchee. Materialy Vserossi-yskoy nauchnoy konferentsii [Armenians of the South of Russia: history, culture, common future. Proc. All-Rus. Sci. Conf. (Rostov-on -Don, May 30 - June 2, 2012)]. Ed. by G.G. Matishov. Rostov-on-Don, SSC RAS, 2012, pp.160-165.

21. Tikidzh'yan R., Melkonyan V. Voprosy armenove-deniya, 2015, no. 2(5), pp. 111-121.

22. Sostoyanie etnokul'turnogo obrazovaniya v re-gionakh Yuga Rossii [The State of Ethnocultural Education in the Regions of South Russia]. Ed. by

V A. Tishkov and V.V. Stepanov. Moscow, IEA RAN, 2016, 297 p.

23. Kak sokhranit' armyanskiy yazyk v Myasnikovskom rayone [How to Preserve the Armenian Language in Myasnikovskiy region], available at: http://nnao. ги/2018/07/30/арм_язык (accessed August 30, 2018).

24. Surmalyan A.A. Iz istorii armyanskoy obshchiny na Donu.Aspekty obshchestvenno-politicheskoy deyatel'nosti [From the History of the Armenian Community on the Don. Aspects of Social and Political Activity]. In: Armyane Yuga Rossii: istoriya, kul'tura, obshchee budushchee. Materialy Vserossi-yskoy nauchnoy konferentsii [Armenians of the South of Russia: history, culture, common future. Proc. All-Rus. Sci. Conf. (Rostov-on-Don, May 30 - June 2, 2012)]. Ed. by G.G. Matishov. Rostov-on-Don, SSC RAS, 2012, pp. 201-205.

25. Rostovskaya regional'naya obshchestvennaya or-ganizatsiya «Nakhichevanskaya-na-Donu army-anskaya obshchina» [ Rostov Regional Public Organization «Nakhichevan-on-Don Armenian Community»], available at: http://ru.hayazg.info/ Ростовская_региональная_общественная_ организация_«Нахичеванская-на-Дону_ армянская_община» (accessed August 31, 2018).

26. Serikov A.V, Chernous V.V. Donskie armyane v kontekste ukrepleniya rossiyskoy identichnosti. In: Armyane Yuga Rossii: istoriya, kul'tura, obshchee budushchee. Materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Armenians of the South of Russia: history, culture, common future. Proc. All-Rus. Sci. Conf. (Rostov-on -Don, May 30 - June 2, 2012)]. Ed. by G.G. Matishov. Rostov-on-Don, SSC RAS, 2012, pp. 273-279.

17 сентября 2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 316.334.52+801.311

ТОПОНИМИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И

ПАМЯТИ В КБР: НАЛЬЧИК

В.Х. Тхакахов

DOI 10.18522/2072-0181-2018-96-4-73-80

Урбанонимы - часть символического пространства города. Изучая структуру урбанонимов, историю и механизмы их трансформации, можно анализировать процессы конструирования и деконструк-

Тхакахов Валерий Хазраилович - доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета, 191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3, 9-й подъезд, e-mail: atalik7@yandex.ru, т. 8(812)3241270, доб. 6938.

ции идентичности и памяти применительно к тому или иному региону или городу. Исключением являются пространства, в которых сложилась традиция наименований и переименований городских объектов вне явных идеологических

Valeriy Thakakhov - St.-Petersburg State University, 1/3 Smolny Street, St.-Petersburg, 191124, e-mail: atalik7 @yandex.ru, tel. +7(812)3241270, ext. 6938.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.