Научная статья на тему 'Ресурсный потенциал этнической идентичности в современном обществе'

Ресурсный потенциал этнической идентичности в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
399
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / РЕСУРСНОСТЬ / ГИПОИДЕНТИЧНОСТЬ / ГИПЕРИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИТИЗАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / SOCIAL IDENTITY / ETHNIC IDENTITY / ETHNICITY / SOCIAL CAPITAL / RESOURCES / HYPOIDENTITY / HYPERIDENTITY / THE POLITICIZATION OF ETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Муха Виктория Николаевна

В статье рассматривается проблема использования этнической идентичности как особого социального ресурса. Цель данного исследования анализ функций этнической идентичность на индивидуально-личностном и коллективном уровнях с позиции концепции «социального капитала». Методологической основой выступают положения концепции «социального капитала» и инструменталистской концепции этноса. В работе рассмотрено соотношение понятий этничность и этническая идентичность, сделан вывод, что данные понятия не тождественны: этническая идентичность формируется на основе этничности, но не сводится к ней. Проведен анализ функций этнической идентичности на индивидуальном и коллективном уровнях. Показано, что на уровне личности этническая идентичность становится средством сохранения целостности и уникальности, а на коллективном уровне выполняет функции мобилизации и адаптации к социальным изменениям. Указано, что на современном этапе фиксируются тенденции как гиперидентичности, так и гипоидентичности, а также явление политизации этнической идентичности. Выводы работы могут быть использованы для исследования проблемы формирования этнической идентичности в условиях современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCE POTENTIAL OF ETHNIC IDENTITY IN CONTEMPORARY SOCIETY

In article is considered the problem of use of ethnic identity as special social resource. The purpose of this study the analysis functions of ethnic identity on the individual personal and collective levels from the perspective of the concept of "social capital". The methodological basis advocate of the concept of "social capital" and the instrumentalist conception of the ethnic group. In the paper we consider the relationship between the concepts ethnicity and ethnic identity, it is concluded that these concepts are not identical, ethnic identity is formed on the basis of ethnicity, but is not limited to it. The paper analyzes of the functions of ethnic identity at the individual and collective levels. It is shown that at the level of individual ethnic identity becomes a means of preserving the integrity and uniqueness, but on a collective level serves to mobilize and adapt to social change. Stated that at the present stage are recorded as hyperidentity trends and hypoidentity and politicization phenomenon of ethnic identity. Conclusions the work can be used to study the problem of formation of ethnic identity in the present.

Текст научной работы на тему «Ресурсный потенциал этнической идентичности в современном обществе»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9-3 УДК 316.4

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Муха В.Н.

В статье рассматривается проблема использования этнической идентичности как особого социального ресурса. Цель данного исследования - анализ функций этнической идентичность на индивидуально-личностном и коллективном уровнях с позиции концепции «социального капитала». Методологической основой выступают положения концепции «социального капитала» и инстру-менталистской концепции этноса. В работе рассмотрено соотношение понятий этничность и этническая идентичность, сделан вывод, что данные понятия не тождественны: этническая идентичность формируется на основе этничности, но не сводится к ней. Проведен анализ функций этнической идентичности на индивидуальном и коллективном уровнях. Показано, что на уровне личности этническая идентичность становится средством сохранения целостности и уникальности, а на коллективном уровне выполняет функции мобилизации и адаптации к социальным изменениям. Указано, что на современном этапе фиксируются тенденции как гиперидентичности, так и гипоидентичности, а также явление политизации этнической идентичности. Выводы работы могут быть использованы для исследования проблемы формирования этнической идентичности в условиях современности.

Ключевые слова: социальная идентичность, этническая идентичность, этничность, социальный капитал, ресурсность, гипоидентичность, гиперидентичность, политизация этнической идентичности.

RESOURCE POTENTIAL OF ETHNIC IDENTITY IN CONTEMPORARY SOCIETY

Mukha V.N.

In article is considered the problem of use of ethnic identity as special social resource. The purpose of this study - the analysis functions of ethnic identity on the individual personal and collective levels from the perspective of the concept of "social capital". The methodological basis advocate of the concept of "social capital" and the instrumentalist conception of the ethnic group. In the paper we consider the relationship between the concepts ethnicity and ethnic identity, it is concluded that these concepts are not identical, ethnic identity is formed on the basis of ethnicity, but is not limited to it. The paper analyzes of the functions of ethnic identity at the individual and collective levels. It is shown that at the level of individual ethnic identity becomes a means of preserving the integrity and uniqueness, but on a collective level serves to mobilize and adapt to social change. Stated that at the present stage are recorded as hyperidentity trends and hypoidentity and politicization phenomenon of ethnic identity. Conclusions the work can be used to study the problem of formation of ethnic identity in the present.

Keywords: social identity, ethnic identity, ethnicity, social capital, resources, hypoidentity, hyperidentity, the politicization of ethnic identity.

Полиэтничность и поликультурность современного мира диктует необходимость обращения к проблеме этнической идентичности. Идеологией общества становится мультикультурализм, который считает естественными границы между этническими культурами, трактуя социальную неоднородность посредством этнических различий, что в свою очередь порождает разного рода проявления этноцентризма.

В системе многоуровневой социальной идентичности этническая идентичность занимает особое место, позволяя индивиду ответить на вопрос «кто я?» по отношению к этнической общности, содержит в себе опыт этноса в самосохранении, саморазвитии, понимании окружающего мира и определении себя в нем. В человеческом восприятии этническая идентичность вписывается в другие множественные идентичности: семейные, ролевые, профессиональные, и в большинстве случаев не является доминирующей. Но при этом, именно этническая идентичность выступает как один из наиболее постоянных и практически неизменных компонентов человеческой субъективности. Становление этнической идентичность связано не только с принятием определенных групповых представлений и формированием готовности к сходному образу мыслей и этнических чувств, но и означает построение системы отношений и действий в различных ситуациях этнических контактов.

С понятием этнической идентичности тесно сопряжено, но не тождественно ему понятие «этничность». Этничность выступает как предписываемая и конституированная обществом характеристика, тогда как этническая идентичность формируется в результате конструирования социальной реальности на основе этничности, но не сводится к ней [1, с. 401]. Понятие «этничность», включает в себя объективные признаки, тогда как этническая идентичность субъективна. Как отмечает Л.М. Дробижева: «Этничность - это не только этническая идентичность, этническое самосознание людей, но и реальное следование этноспецифическим формам поведения, особенностям в видении и восприятии мира, в жизненных ориентациях»[3, с. 9].

Как известно, этничность может выступать в качестве особой формы социального капитала. Основу социального капитала составляют сети социальных связей, на основе которых складывается институциональная основа социального капитала - принадлежность к определенному социальному кругу или членство в группе [4, с.121-139]. С понятием «социальный капитал» связана идея об ожидаемой отдаче от инвестиций в социальные отношения. Индиви-

дуумы вступают в социальные отношения и включаются в определенные сети для получения прибыли. Основой прибыли могут стать, как минимум, четыре важнейших ресурса, которые возникают или усиливаются именно благодаря социальным связям: информация, влияние, социальные гарантии и солидарность. Данные ресурсы, способна предоставить этническая принадлежность.

Возможность использования этничности как особого социального ресурса рассматривается инструменталистской концепцией этноса. Ресурсность эт-ничности реализуется на двух уровнях: на уровне элиты как средство достижения и легитимизации политической власти и на уровне масс как способ преодоления социального отчуждения, фрустрации. Этнические связи служат примером того, как индивиды, объединенные общими ценностями и общей культурой, действуют совместно во имя взаимной выгоды: не только, и не столько экономической, а, прежде всего эмоциональной, духовной.

Подход к этничности с позиции социального капитала позволяет рассмотреть то, как этническая идентичность выполняет ряд функций на индивидуально-личностном и групповом уровнях.

На индивидуальном уровне этническая идентичность позволяет человеку ориентироваться в окружающей его социальной действительности. Групповые преставления, устойчивые этнически ценности выступают регулятором социального поведения, помогают выстраивать отношения как внутри своей группы, так и вне ее. Кроме того, этническая идентичность становится средством сохранения личностной целостности и социокультурной уникальности в условиях современных процессов унификации и стандартизации, вызванных глобализацией. Также осознание принадлежности к определенной этнической группе помогает защититься от травмирующих социальных преобразований: «смена социальных детерминант разрушает ценностный мир человека, неизменность же этнического, традиционного в противовес социальной инновации противодействует развитию фрустрации и аномии» [6, с. 72].

На коллективном уровне этническая идентичность может выполнять мобилизующую функцию, усиливать внутригрупповое единство, а в периоды радикальных преобразований позволяет этносу адаптироваться, становится средством преодоления насущных материальных, социальных и социально-психологических проблем. При этом следует отметить, что успешной адаптации к последствиям социокультурных трансформаций способствует этническая идентичность по типу нормы, которая предполагает положительное восприятие своей этнической группы, ее культуры и истории, что, в свою очередь формирует толерантное отношение к другим этносам, установку на взаимодействие с ними. Любые «отклонения» как в сторону доминирование, акцентированности этничности, так и в сторону ее отрицания затрудняют процесс адаптации к социокультурным изменениям, провоцируют рост межэтнической нетерпимости [2, с. 235].

Соотношение нормальных и кризисных (этноцентризм, этнофанатизм, этнонигилизм) форм этнической идентичности может расцениваться как показатель не только социально-психологического состояния народа в данный исторический момент, но состояния общества в целом, и системы межнациональных отношений, в частности.

Однако в настоящее время наблюдаются существенные изменения этнической идентичности, которые идут в двух основных направлениях: с одной стороны этническая идентичность может быть направлена в сторону гиперболизации (преувеличения), а с другой, происходит литотизация (преуменьшение) ее. Этническая идентичность в гиперболизированном виде, в форме гиперидентичности связана со сверхпозитивным эмоционально-оценочным отношением к собственной этнической группе и, как правило, негативным восприятием других этнических групп. Этническая идентичность в форме гипоидентичности предполагает негативное эмоциональное восприятие и оценивание собственного этноса при позитивном отношении к другому значимому этносу. Как гиперидентичность, так и гипоидентичность выполняют функцию социально-

психологической защиты этноса от нарушения его целостности, рассогласования его организации и способов жизнедеятельности [5, с.242-243].

Еще одной тенденцией современности, отражающей ресурсность этнической идентичности, становится такое явление как политизация этнической идентичности. Политизированная этническая идентичность - это форма социальной идеологии и политической практики, ориентированная на изменение (достижение и закрепление) социально-институционального статуса этнической группы в этносоциальной и политической структуре полиэтнического общества [7, с. 21]. То есть по сути можно говорить о превращении этничности из социально-психологической и культурной категории в политическую. В условиях современной России данная тенденция может угрожать становлению общегражданской идентичности. Позитивная, не гипертрофированная и не политизированная этническая идентичность - это средство обеспечения стабильности межнациональных отношений. Уважение к своему народу, его культуре и истории создает возможность для понимания подобных чувств у «других», способствует формированию толерантных установок.

Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы» и проект 14.B37.21.0542.(«Самопонимание субъекта в разных этнокультурных средах».

Список литературы

1. Бакланов И.С., Душина Т.В., Микеева О.А. Человек этнический: проблема этнической идентичности // Вопросы социальной теории. 2010. Том IV. С. 396-408.

2. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. 376 с.

3. Дробижева Л.М. Ценности и символы в контексте новых концепций этничности // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества: Сборник статей. М., 1994. С. 8-25.

4. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 121-139.

5. Мухлынкина Ю. В. Этническая идентичность в эпоху глобализации // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. №4. С. 233-244.

6. Сикевич З.В. О соотношении этнического и социального // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 2. Вып. 2. С. 71-81.

7. Широкова Т.И. Феномен политизированной этнической идентичности: социально-философский анализ: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Сочи, 2011. 26 с.

References

1. Baklanov I.S. Dushina T.V., Mikeeva O.A. Voprosy social'noj teorii [Questions of social theory] IV (2010): 396-408.

2. Drobizheva L.M. Social'nye problemy mezhnacional'nyh otnoshenij v postsovetskoj Rossii [Social problems of inter-ethnic relations in post-Soviet Russia]. Moscow: Center for Human Values, 2003. 376 p.

3. Drobizheva L.M. Cennosti i simvoly nacional'nogo samosoznanija v uslovijah izmenjajushhegosja obshhestva: Sbornik statej [The values and symbols of national identity in a changing society: Collection of articles]. Moscow, 1994. pp. 825.

4. Coleman J. Obshhestvennye nauki i sovremennost' [Social Sciences and the present], no. 3 (2001).121-139.

5. Muhlynkina V. Nauchnye vedomosti BelGU. Serija: Filosofija. Sociologija. Pravo. [Scientific Statement BSU], no. 4 (2008): 233-244.

6. Sikevich Z.V. Zhurnal sociologii i social'noj antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology] 2, no. 2 (1999): 71-81.

7. Shirokova T.I. Fenomen politizirovannoj jetnicheskoj identichnosti: social'no-filosofskij analiz [The phenomenon of politicized ethnic identity: the socio-philosophical analysis]. Author. dis. ... PhD in Philosophy Science. Sochi, 2011. 26 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Муха Виктория Николаевна, доцент кафедры социологии, правоведения и

работы с персоналом, кандидат социологических наук, доцент

Кубанский государственный технологический университет

ул. Московская, д. 2, г. Краснодар, Краснодарский край, 350072, Россия

e-mail: v.mukha@bk.ru

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 2682-7982

DATA ABOUT THE AUTHOR

Mukha Viktoria Nikolaevna, Associate Professor, Department of sociology, jurisprudence and personnel management, PhD in Sociology

Kuban State University of Technology

2, Moskovskaya Str., Krasnodar, Krasnodar region, 350072, Russia e-mail: v.mukha@bk.ru

Рецензент:

Сергиенко Нина Леонидовна, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социологии, правоведения и работы с персоналом Кубанского государственного технологического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.