УДК 159.92:159.95(056.31)
Сухарев А.В.*, Тимохин В.В.**, Выдрина Е.А.***, Шапорева A.A.****
А.В. Сухарев В.В. Тимохин Е.А. Выдрина А.А. Шапорева
Этническая функция культурных представлений
и уровень интеллекта
"Сухарев Александр Владимирович, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт психологии РАН (Москва) ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-3799-8180 E-mail: [email protected]; [email protected]
**Тимохин Владимир Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Московского государственного университета дизайна и технологий ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-2520-5638 E-mail: [email protected]; [email protected]
***Выдрина Екатерина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Академии гражданской защиты МЧС России (Химки) ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-1592-6634 E-mail: [email protected]; [email protected]
««Шапорева Анна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Московского государственного университета дизайна и технологий ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-9147-0571 E-mail: [email protected]; [email protected]
В статье рассматривается связь этнической функции различных параметров культуры и эт-носреды в целом с типом и уровнем интеллекта как важнейшего фактора адаптации. Установлено, что различие этнических функций когнитивного компонента отношений личности, ее представлений об этносреде связано с различным типом и уровнем ее интеллекта.
Ключевые слова: этническая функция; этнофункциональный подход; репродуктивный интеллект; креативный интеллект; культурные представления.
В современном мире применение типологических подходов в культурологии, социологии, этнопсихологии и кросскультурной психологии, а также ряде других наук о человеке затруднено из-за экспоненциального роста фактора этнической маргинализации1 современного человека, т.е. смешения в его психике культурных, социальных, природных, биологических и трансцендентных представлений. В целом этнические признаки (параметры в аспекте развития) рассматриваются ка клима-то-географические (включая флору и фауну), антропо-биологические и культурно-психологические. Кроме того, мы рассматриваем группу трансцендентных признаков - Бог, духи природных стихий и явлений, духовные сущности мировых религий и не только. Введение данной группы обусловлено необходимостью учета этнических параметров с позиций верующих людей, для которых они являются реальностью. Все перечисленные выше параметры отображаются в психике как индивидуальные и коллективные3 субъектные представления об этносреде, включающие не только представления о внешней среде человека, но и о его внутреннем мире, т.е. психологических особенностях, свойствах личности и психических процессах (восприятие, мышление, память).
1 Исследование осуществлено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 16-06-00218.
Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: Институт психологии РАН, 2008. С. 480. Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал.
2009. Т. 30. № 5. С. 72-80; Сухарев А.В. Указ. соч.
Исследование роли культурных и этнических факторов в формировании и функционировании интеллекта в основном сводятся к постановке данной проблемы в рамках типологического подхода, основанного на представлении о существовании относительно изолированных культур и этнических общностей. В данных исследованиях рассматривается кросскультурный аспект проблемы, базирующийся на неявном предположении о наличии культурной и этнической специфике интеллекта в данных группах1.
Однако в указанных исследованиях не учитывается фактор смешения отношений в той или иной мере этнически маргинализированного субъекта к различным этническим параметрам.
Для учета данного фактора, присущего в определенной степени каждому человеку в современном меняющемся мире, нами была разработана этнофункциональная методология1, позволяющая конструировать различные теоретические подходы и осуществлять эмпирические и экспериментальные исследования. Существенно, что сам факт «этничности по самоопределению» в рамках данной методологии имеет далеко не первостепенное значение, по сравнению, скажем значения отношений субъекта к природе, мифологическим и религиозным представлениям и пр. Данное обстоятельство позволяет избежать неполиткорректной процедуры «навешивания этнических ярлыков»3 в процессе проведения исследований, получать более дифференцированные и не всегда ожидаемые, с точки зрения обыденных представлений, результаты.
С позиций этнофункционального метода в психологии те или иные субъектные ментальные категории - представления, образы памяти, отношения (и их когнитивные, эмоционально-чувственные, двигательные и поведенческие компоненты), суждения, ценности и пр. - в идеале наделяются этнической функцией4 Таким образом, в рамках предлагаемого подхода этнической функцией могут наделяться отношения субъекта не только к явлениям культуры, но и существенно шире - к объектам природы, биологическим и трансцендентным факторам.
Согласно Ю.В. Бромлею, «этничность» есть понятие соотносительное, и этническая функция может иметь лишь два значения5. Во-первых, это этноинтегрирующее значение, которое определяет, что, например, конкретное отношение объединяет субъекта с тем или иным этносом или этнической системой. Во-вторых, данная функция может иметь этнодифференцирующее значение, т.е. отделяющее субъекта от того или иного этноса или этнической системы. В частности, если человек, родившийся и проживающий в Средней полосе России, не любит зиму и хочет жить климате, где отрицательных температур не бывает, то в данном отношении он «интегрируется» с коренными этносами южных стран, и «дифференцируется» от коренных этносов Северной Европы и т.д. Таким образом, базовым принципом этнофункциональной методологии является принцип этнофункциональности.
С одной стороны, в поведении человека регулятивную роль играет зрительная модальность вторичных образов - представлений, образов памяти, воображения, галлюцинаций и пр. Вторичные образы образуют образную сферу6 личности, в которой, с позиций нашей методологии, субъекту представлена этносреда. Причем не только антропогенные, но даже представления природных и трансцендентных объектов имеют культурную специфику уже хотя бы потому, что имена данных объектов определены языком - носителем культуры. В связи со сказанным, этносреда во всей полноте может быть описана культурными представлениями, наделенными этнической функцией.
1 Давыдова Ю.А., Белецкая А.А. История исследований когнитивных способностей в кросс-культурном аспекте // Вестник КРСУ. 2014. Т. 14. № 1. С. 89-92; Доржиева Т.В. Психологическое исследование роли этнических традиций в развитии творческого потенциала детей в младшем школьном возрасте: Автореф. дисс. ... к. психол. н. М., 2000; Изюмова С.А. Человеческая память. М.: Российский университет дружбы народов, 2014. С. 50-51, 271-301; Корнилов С.А. Кросс-культурная инвариантность аналитически, творческих и практических способностей российских, английских и американских учащихся. Автореф. дисс. ... к. психол. н. М., 2012; Поддьяков А.Н. Кросс-культурные исследования интеллекта и творчества: проблемы тестовой диагностики // Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы: материалы международной конференции. М.: АЛВИАН, 2007. С. 201-207; Поляков В.М. Развитие высших психических процессов в городской и сельской популяциях детей // Культурно-историческая психология. 2008. № 1. C. 9-16; Berry J.W. Towards a Universal Psychology of Cognitive Competence // Intern. J. Psychol. 1984. 19. P. 335-361; Rushton J.Ph., Skuy M. "Performance on Raven's Matrices by African and White university students in South Africa." Intelligence 28.4 (2000): 251-265; Rushton J. Ph., Bons T.A., Vernon Ph.A., Cvorovic J. "Genetic and Environmental Contributions to Population Group Differences on the Raven's Progressive Matrices Estimated from Twins Reared Together and Apart." Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences 274.1619 (Jul. 2007):
1773-1777; Taylor L.J., Skanes G.R. "A Cross-Cultural Examination of Some of Jensen's Hypotheses." Canad. J. Behav. Sci./Rev. Canad. Sci. Comp. 9.4 (1977): 315-322; Valencia R. "Comparison of Intellectual Performance of Chicano and Anglo Third-Grade Boys on the Raven's Coloured Progressive Matrices." Psychology in the Schools 16.3 (1979): 448-453 и д.
3 Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии.
Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М.: Смысл, 1993. С. 35.
Традиционно в этнологии рассматривалась лишь этническая функция культуры (Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983).
6 См.: Бромлей Ю.В. Указ. соч.
Гостев А.А. Психология вторичного образа. М.: Институт психологии РАН, 2007.
Этническая функция культурных представлений тем более выражена, чем ранее в онтогенезе человека и этногенезе этносреды они сформировались. Нулевой выраженностью этнической функции наделяются культурные представления естественнонаучного содержания. Здесь мы вплотную подошли еще к двум важным принципам этнофункциональной методологии - этнофункционального единства микро- и макрокосма и принцип этнофункционального развития.
Исходя из выделенных А.Ф. Лосевым этапов развития мифа - фетишизм (поклонение природным стихиям и явлениям), анимизм (духи природных стихий и явлений), героизм (взаимодействие человека и анимистических сущностей)1 - в развитии русской этносреды можно рассматривать следующие начальные этапы, с религиозных позиций обозначаемые в целом как «язычество»: природный, природно-анимистический и героический. Далее мы выделяем христианский надэтниче-ски-религиозный этап, этап Просвещения, современный этап этнической маргинализации и, наконец, будущий проектируемый этап.
В соответствии с принципом этнофункционального единства микро- и макрокосма, развитие личности в нашем подходе рассматривается по аналогии с развитием этносреды ее рождения и проживания. Таким образом, в развитии личности в русской этносреде можно выделить следующие стадии: природную, природно-анимистическую, героическую, надэтнически-религиозную, стадию Просвещения и будущую проектируемую стадию. В настоящем исследовании вторую и третью стадии мы для удобства обозначаем как «сказочно-анимистическую». Наибольшей выраженностью этнической функции наделяются природная и природно-анимистическая стадии. В наших исследованиях эмпирически выделены оптимальные возрастные периоды для начала каждой стадии: для природной стадии оптимальный возраст с 1 до 5 лет, сказочно-анимистической - с 2 до 5 лет, надэтнически-религиозной - с 7 до 8 лет, стадии Просвещения - с 7 до 9 лет.
Наличие этонодифференцирующих представлений у респондентов рассматриваются как эт-нофукнкциональное искажение его образной сферы или системы представлений об этносреде рождения и проживания. Если в воспоминаниях субъекта имеют место этнодифференцирующие представления, соответствующие определенным стадиям развития, но относимые субъектом ко времени до или после оптимального периода, то данные воспоминания фиксируются как искажения эт-нофункционального развития личности.
В связи со сказанным выше целью настоящего исследования было исследования роли этнической функции культурных представлений в формировании уровня интеллекта.
Методы исследования
Исследование уровня интеллекта в нашем исследовании осуществлялось в соответствии с современными представлениями о существования обычного интеллекта (общих способностей) и творческого (креативного) интеллекта2.
Исследование уровня репродуктивного интеллекта осуществлялось по методике КОТ (краткий отборочный тест)3. Исследование уровня креативного интеллекта использовалась с помощью методики Е. Торренса4, включающей два субтеста: вербальной креативности (ВК) и образной креативности (ОК). Также для исследования некоторых показателей репродуктивного и креативного интеллекта, а также некоторых характеристик эмоционально-чувственной и когнитивной сфер личности использовался тест Роршаха5.
Исследование этнофункциональных искажений образной сферы и развития личности осуществлялось с помощью метода структурированного этнофункционального интервью6.
В процессе интервью выявлялись искажения образной сферы личности как предпочтение этно-дифференцирующих климато-географических представлений (К-Г), предпочтение этнодифференци-
Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1957. С. 34-79.
Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. М.: Институт психологии РАН, 2004; Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) // Психологическое обозрение. 1995. № 1. С. 21-33; Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина и В.Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991; Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Институт психологии РАН, 2003 и др.
3 Данная методика представляет собой адаптированный В.Н. Бузиным тест определения интегрального показателя общих способностей Э.Ф. Вандерлика (См.: Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. Психодиагностическая серия. Вып. 4. М.: Смысл, 1998).
4 Данная методика использовалась нами в адаптированном варианте Е.Е. Туник (Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. СПб.: ИМАТОН, 1998. С. 121-126, 158, 160).
Bohm E. Lehrbuch der Rorschach Psychodiagnostik. Bern: Hans Huber, 1972. S. 208-211, 214.
6 Сухарев А.В. Указ. соч., 2008.
рующих антропоэстетических1 представлений (А), отрицание традиционной религиозной культуры, т.е. предпочтение этнодифференцирующих религиозных представлений, в т.ч. атеистических (Р), предпочтение этнодифференцирующих продуктов питания (П), негативное отношение к родному языку и культуре (Я-К), предпочтение этнодифференцирующих растений и животных (РЖ). Кроме того, фиксировалось отношение к заповедям Закона Божьего2; этнодифференцирующим считалось отрицание не менее двух заповедей (Зап). По существу, данные заповеди (кроме первой, которая была исключена) отражают современные нравственные нормы нашего общества.
Искажение этнофункционального развития личности фиксировались на природной стадии (П), природно-анимистической (ПА), надэтнически-религиозной (НР).
В качестве объекта исследования рассматривались студенты московских вузов гуманитарных и информационно-технологических специальностей (всего 175 человек). Вся выборка была сбалансирована по признаку пола, все респонденты считали себя русскими, а 69% считали себя русскими и православными.
Математическая обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью программы PSPP 0.10.1 со свободной лицензией. Проверка статистических гипотез проводилась с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, как метода непараметрического анализа. Результаты статистической обработки полагались значимыми при р < 0,05.
Далее в табл. 1 представлены результаты эмпирического исследования. В табл. 1 и 2 представлены только показатели, имеющие достоверные различия хотя бы по одному параметру. Числовые значения представляют коэффициенты ранговой корреляции Спирмена, а жирным шрифтом выделены статистически значимые коэффициенты.
Таблица 1
Связь уровня репродуктивного и креативного интеллекта с наличием искажений образной сферы и этнофункционального развития личности
Наличие искажений образной сферы Наличие искажений на стадиях развития ЗАП
Показатели интеллекта Р А РЖ Природная (П) Природно-анимистическая (ПА) Надэтни- чески-религиозная (НР)
В. Беглость 0,019 0,080 0,155 -0,234 -0,096 -0,257 0,111
В. Гибкость 0,056 0,146 0,149 -0,249 -0,169 -0,329 0,125
В. Оригинальность 0,081 0,171 0,110 -0,255 -0,200 -0,333 0,151
Вербальная креативность (ВК) 0,052 0,139 0,151 -0,250 -0,160 -0,318 0,134
О. Беглость -0,101 -0,023 -0,008 -0,006 0,061 -0,015 0,001
О. Оригинальность 0,110 -0,016 0,080 -0,061 0,061 -0,197 0,122
О. Разработанность -0,084 -0,120 -0,011 -0,099 0,062 0,038 0,024
О. «Абстрактность названия» 0,127 0,073 0,036 -0,035 -0,031 -0,323 0,159
О. «Сопротивление замыканию» -0,134 -0,113 -0,171 0,060 0,190 0,047 -0,031
Образная креативность (ОК) -0,044 -0,069 -0,011 -0,064 0,055 -0,127 0,075
Репродуктивный интеллект (KOT) 0,149 0,002 0,027 -0,231 0,007 -0,242 0,203
Примечание: (КГ) - предпочтение этнодифференцирующих климато-географических представлений; (А) - предпочтение этнодифференцирующих антропоэстетических представлений; (Р) - этнодифференцирующие религиозные представления; (П) - предпочтение этнодифференцирующих продуктов питания; (ЯК) - негативное отношение к родному языку и культуре; (РЖ) - предпочтение этнодифференцирующих растений и животных; (ЗАП) - этнодифференцирующее отношение к заповедям Закона Божьего.
Из табл. 1 следует, что относительно высокие показатели репродуктивного интеллекта (тест КОТ) связаны с увеличением количества искажений образной сферы по показателям наличия этно-дифференцирующих религиозных представлений и отрицания нравственных норм. В аспекте развития высокие показатели репродуктивного интеллекта связаны с уменьшением количества искажений развития личности на природной и надэтнически-религиозной стадиях.
Также из табл. 1 видно, что высокие показатели вербальной креативности (ВК) связаны с увеличением количества искажений образной сферы по показателю наличия этнодифференцирующих предпочтений животных и растений. В то же время увеличение показателей ВК связано со снижени-
1 Термин Н.И. Халдеевой: предпочтения при перекрестно-половых выборах.
2 Данные заповеди мы полагали культурно значимыми также для обследованных атеистов.
ем количества искажений развития личности на природной, природно-анимистической и надэтниче-ски-религиозной стадиях. Существенно, что Торренс отмечал, что вербальная креативность отражает «общую креативную энергию личности» наиболее надежно и стабильно1.
Результаты исследования связи показателей креативного и репродуктивного интеллекта по методу Роршаха с наличием этнофункциональных искажений образной сферы и развития личности представлены в табл. 2.
Таблица 2
Связь признаков (показателей) репродуктивного и креативного интеллекта по тесту Роршаха с наличием искажений образной сферы и этнофункционального развития личности
Показатели интеллекта по тесту Роршаха Наличие искажений образной сферы Наличие искажений на стадиях развития
ЯК КГ Р А П РЖ Природная Природно-анимистическая Надэтниче-ски-рели-гиозная
F+ -0,206 -0,096 0,053 0,044 0,049 0,054 -0,155 -0,214 -0,305
GF+ -0,283 -0,067 0,010 -0,058 0,069 0,000 -0,152 -0,155 -0,192
FZw+ -0,017 -0,080 0,118 0,011 -0,108 -0,007 -0,079 -0,165 -0,169
FFb+ -0,129 -0,088 0,152 0,051 0,059 -0,006 -0,228 -0,253 -0,375
B+ -0,132 -0,017 0,031 0,194 0,003 -0,099 -0,208 -0,230 -0,004
Orig+ 0,010 0,091 0,166 0,129 0,209 0,173 -0,071 -0,117 -0,283
Примечание: аббревиатуру по оси абсцисс см. в Примечании к табл. 1. Знак (-) - наличие достоверных отрицательных корреляций; знак (+) - наличие достоверных положительных корреляций. Показатели теста Роршаха: Ё+ ответы с хорошей формой, показатель хорошего репродуктивного интеллекта; GF+ целостные ответы с хорошей формой, показатель хорошего репродуктивного; Fzw+ ответы по белому фону, показатель критичности мышления, хорошего репродуктивного и креативного интеллекта; FFb+ гармоничное взаимодействие когнитивной и эмоционально-чувственной сфер личности, показатель хорошего репродуктивного интеллекта; В+ антропоморфные по содержанию ответы с идентификацией, показатель хорошего репродуктивного и креативного интеллекта; Orig+ оригинальные ответы (частота встречаемости 1:100) с хорошей формой, показатель хорошего репродуктивного и креативного интеллекта.
Из табл. 2 видно, что минимальное количество искажений этнофункционального развития на всех стадиях связано с показателем гармоничного взаимодействия когнитивной и эмоционально-чувственной сфер личности; в то же время данный показатель является признаком хорошего репродуктивного интеллекта (FFb+). Также минимум искажений связан с показателями репродуктивного интеллекта F+ и GF+. Показатели FZw+ и 01^+ связаны с относительно большим количеством искажений развития личности. В целом, наименьшее количество показателей репродуктивного и креативного интеллекта, по тесту Роршаха, связано с минимумом искажений этнофункционального развития на природно-анимистической стадии (кроме показателя 01^+).
В связи с тем, что наибольшую выраженность этнической функции имеют искажения этнофунк-ционального развития на природной и природно-анимистической стадиях, то, наряду с показателем FFb+, наиболее выраженную связь с высоким уровнем креативного и репродуктивного интеллекта имеет показатель теста Роршаха В+.
Обращает на себя внимание факт, что как показатель В+, так и показатель FFb+ связаны с наличием искажений этнофункциональной сферы личности. Показатель В+ связан с эстетическим предпочтением этнодифференцирующих антропотипов при перекрестно-половых выборах (А), а FFb+ связан с предпочтением этнодифференцирующего языка и культуры. Данный результат косвенно свидетельствует о связи показателя FFb+ с высоким уровнем креативного интеллекта (ВК), что было подтверждено и непосредственно ф < 0,05).
Снижение показателей только репродуктивного интеллекта GF+) связано с уменьшением количества этнофункциональных искажений на надэтнически-религиозной стадии и искажений образной сферы личности по показателю отсутствия предпочтений этнодифференцирующих представлений о языке и культуре (также как и показатель FFb+).
Таким образом, по результатам этнофункционального исследования показатель теста Роршаха FFb+ наиболее выраженно связан с высоким креативным интеллектом.
1 Туник Е.Е. Указ. соч. С. 113. 68
Обсуждение результатов
Наиболее интересным результатом проведенного исследования, с одной стороны, является то, что высокие показатели репродуктивного интеллекта и вербальной креативности, связаны с наименьшим количеством искажений этнофункционального развития личности. С другой стороны, все показатели репродуктивного и креативного по тесту Роршаха также связаны с уменьшением количества тех или иных искажений этнофункционального развития.
Различия высокого уровня репродуктивного интеллекта от креативного состоят в том, что последний связан с отсутствием искажений на всех стадиях развития, а репродуктивный интеллект -лишь на природной и надэтнически-религиозной стадиях. При этом креативный интеллект связан с наличием в образной сфере этнодифференцирующих представлений растений и животных, а репродуктивный - с наличием этнодифференцирующих религиозных представлений, а также увеличением выраженности отрицательного отношения к заповедям Закона Божьего.
Ранее проведенные исследования на испытуемых подросткового возраста (13-15 лет) показали, что психокоррекционное восстановление в их психике этноинтегрирующих природных и природно-анимистических представлений обусловливает повышение показателей F+, FFb+, GF+, FFb+, 0^.+, В+ по тесту Роршаха, т.е. практически те же, что оказались связаны со снижением количества искажений развития на природной и природно-анимистической стадиях в настоящем исследовании1.
Кроме того, исследования, проведенные с детьми (5-7 лет), страдающими легкой умственной отсталостью, показали, что восстановление в образной сфере этноинтегрирующих природно-анимисти-ческих представлений обусловливает появление у них признаков повышения уровня интеллекта FFb+ по тесту Роршаха)2.
С другой стороны, исследования, осуществленные в полевых условиях, показали, что наличие у подростков - нивхов и чукчей - диагноза «легкая степень дебильности» связаны, соответственно, с искажениями на природной и природно-анимистической стадиях3.
В процессе сравнительного экспериментального исследования, проведенного на контингенте подростков (11-12 лет), было установлено, что восстановление в образной сфере этноинтегрирую-щих природных и природно-анимистических образов повышает у них уровень вербальной и образной креативности, а также уровень интеллекта по показателю теста Роршаха FFb+. При этом внедрение в образную сферу этнодифференцирующих образов, напротив, снижает уровень креативности и частоту встречаемости показателя интеллекта FFb+4.
Тот факт, что у респондентов с высоким репродуктивным интеллектом установлена связь с наличием этнодифференцирующих религиозных представлений и более выраженным отрицательном отношении к заповедям Закона Божьего, на наш взгляд, связан с обследуемым контингентом - студентами московских вузов. Принято считать (так считают преимущественно и сами студенты), что именно студенты являются молодым образованным слоем общества, будущей интеллигенцией. Русская интеллигенция, возникшая в XIX в., традиционно была ориентирована на западноевропейские ценности5, за исключением, возможно, последней трети XX в. Одновременно «ум» и «интеллект» как ценность связывались в их представлении с западноевропейским пониманием, а са-
Сухарев А.В., Неверова Т.В. Роль психологических этнофункциональных факторов в повышении уровня мотивации к учению у подростков // Вопросы психологии. 2011. № 5. С. 81-91.
Выдрина Е.А. Этнофункциональный аспект возникновения легкой умственной отсталости у дошкольников. Автореф. дисс. ... к. психол. н. М., 2007.
3 Сухарев А.В. Этнофункциональный анализ психической адаптированности коренных народов Камчатского края - чукчей, коряков и русских камчадалов // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 36-50; Сухарев А.В., Панкова С.Ю., Соснин В.А., Чулисова А.П. Роль этнофункциональных параметров в психологической адаптации коренных народов Сахалинской области (на примере нивхов) // Пространство и Время. 2015. № 1-2 (19-20). С. 279-289.
4 Сухарев А.В., Кравченко О.Ф., Овчинников Е.В., Тимохин В.В., Шапорева А.А., Щербак С.Ю. Этнофункциональный родход в воспитании и психопрофилактике // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 68-80.
Боборыкин П.Д. Воспоминания: В 2 т. М.: Художественная литература, 1965.
Студент-нигилист. Курсистка. Художник
Художник И.Е. Репин. 1883 Н.А. Ярошенко. 1883
Сходка. Художник И.Е. Репин. Отказ от исповеди. Художник И.Е. Ре-пин.
1883 1879-1885
ма интеллигенция имела специфические взаимоотношения с духовенством и православием1. Поэтому современная «молодая интеллигенция» часто весьма критически настроена по отношению как к религиозным нормам, так и к религии в целом. Тем же может объясняться наличие этнодифферен-цирующих религиозных представлений у респондентов с большим количеством ответов FFb+ и 0rig.+ по тесту Роршаха.
Наличие этнодифференцирующих культурных представлений о растениях и животных в образной сфере у респондентов с высоким уровнем креативного интеллекта мы рассматриваем в качестве фактора, инициирующего креативную активность2. Тем же можно объяснить наличие предпочтений этнодифференцирующих представлений о растениях, животных, продуктах питания у респондентов с большим количеством ответов 0^+, а также этнодифференцирующих перекрестно-половых ан-тропоэстетических выборов у респондентов с большим количеством В+.
Представляет также интерес тот результат, что высокий креативный интеллект связан с высокими значениями выраженности показателя FFb+ по тесту Роршаха (гармоничное взаимодействие эмоционально-чувственной и когнитивной сфер личности), а также с принятием религиозной культуры и более положительным отношениям к заповедям Закона Божьего. Качество контроля эмоций и чувств, в сочетании с высоким уровнем нравственности, является наиболее общим показателем уровня психологической зрелости личности, отмечаемым в исследованиях3.
Основываясь на эмпирических результатах настоящего исследования на уровне индивидуального субъекта (личностном) и принципе этнофункционального единства микро- и макрокосма4, в продолжение наших ранее проведенных исследований5 можно предположить следующее. Низкий уровень саморефлексии в ментальности коллективного субъекта6 природно-анимистических представлений, например, по показателю их недостаточности в памятниках письма, может обусловливать низкий уровень адаптированности общества, государства. Низкий уровень адаптированности коллективного субъекта может проявляться, прежде всего, в неспособности госаппарата к выработке инновационных («креативных») решений в условиях кризисов7.
Заключение
Таким образом, в проведенном исследовании было установлено, что искажение этнофункцио-нального развития у личности у взрослых респондентов (студентов) связано со снижением у них уровня интеллекта. Уменьшение количества искажений на надэтнически-религиозной и природной
Об этом см. подробнее: Сухарев А.В. Инновационное развитие и ментальность русской элиты: историко-психологический анализ // Человеческий фактор. 2015. № 2(73). С. 20-29; Он же. Этнофункциональный анализ личности Петра I в контексте развития русской ментальности конца XII - начала XVII веках // Пространство и Время. 2014. № 4 (18). С. 134-143; Он же. Структура ментальности русского и западноевропейского общества в эпоху Возрождения: этнофункциональный анализ // Психологический журнал. 2014. Т. 36. № 2. С. 129-140.
Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. С. 117, 484.
Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Когито-Центр, 2007; Беспаль-ко И.Г., Раева М.Н. О применении метода Роршаха в изучении возрастных особенностей психического развития // Медико-психологические аспекты реабилитации детей с психическими заболеваниями. Л.: Медицина, 1978.
Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии.
Сухарев А.В. Структура ментальности русского и западноевропейского общества...; Он же. Этнофункциональный анализ личности Петра I., Он же. Инновационное развитие и ментальность русской элиты. и др.
Журавлев А.Л. Указ. соч.
Сухарев А.В. Структура ментальности русского и западноевропейского общества.; Он же. Инновационное развитие и ментальность русской элиты...
стадиях связано с повышением уровня репродуктивного интеллекта; а если, наряду с уменьшением количества данных искажений, уменьшается количество искажений и на природно-анимистической стадии, то это связано с повышением уровня креативного интеллекта. Исследование показало также, что среди респондентов с высоким уровнем креативного интеллекта, по сравнению с респондентами с высоким уровнем репродуктивного интеллекта, чаще встречаются личности с высоким уровнем психологической зрелости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. Психодиагностическая серия. Вып. 4. М.: Смысл, 1998.
2. Беспалько И.Г., Раева М.Н. О применении метода Роршаха в изучении возрастных особенностей психического развития
// Медико-психологические аспекты реабилитации детей с психическими заболеваниями. Л.: Медицина, 1978.
3. Боборыкин П.Д. Воспоминания: В 2 т. М.: Художественная литература, 1965.
4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.
5. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. М.: Институт психологии РАН, 2004.
6. Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) // Психологическое обозре-
ние. 1995. № 1. С. 21-33.
7. Выдрина Е.А. Этнофункциональный аспект возникновения легкой умственной отсталости у дошкольников: Автореф.
дисс. ... к. психол. н. М., 2007.
8. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей / Под ред.
В.Н. Дружинина и В.Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991.
9. Гостев А.А. Психология вторичного образа. М.: Институт психологии РАН, 2007.
10. Давыдова Ю.А., Белецкая А.А. История исследований когнитивных способностей в кросс-культурном аспекте // Вест-
ник КРСУ. 2014. Т. 14. № 1. С. 89-92.
11. Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический жур-
нал. 2009. Т. 30. № 5. С. 72-80.
12. Изюмова С.А. Человеческая память. М.: Российский университет дружбы народов, 2014.
13. Корнилов С.А. Кросскультурная инвариантность аналитически, творческих и практических способностей российских,
английских и американских учащихся. Автореф. дисс. ... к. психол. н. М., 2012.
14. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Государственное учебно-педагогическое издатель-
ство Министерства просвещения РСФСР, 1957.
15. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М.: Смысл, 1993.
16. Поддьяков А.Н. Кросс-культурные исследования интеллекта и творчества: проблемы тестовой диагностики // Культур-
но-историческая психология: современное состояние и перспективы: материалы международной конференции. М.: АЛВИАН, 2007. С. 201-207.
17. Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: Институт психологии РАН, 2008.
18. Сухарев А.В. Этнофункциональный анализ психической адаптированности коренных народов Камчатского края - чук-
чей, коряков и русских камчадалов // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 36-50.
19. Сухарев А.В. Структура ментальности русского и западноевропейского общества в эпоху Возрождения: этнофункцио-
нальный анализ // Психологический журнал. 2014. Т. 36. № 2. С. 129-140.
20. Сухарев А.В. Этнофункциональный анализ личности Петра I в контексте развития русской ментальности конца XII -
начала XVII веках // Пространство и Время. 2014. №4 (18). С. 134-143.
21. Сухарев А.В. Инновационное развитие и ментальность русской элиты: историко-психологический анализ // Человече-
ский фактор. 2015. №2. С. 20-29.
22. Сухарев А.В., Кравченко О.Ф., Овчинников Е.В., Тимохин В.В., Шапорева А.А., Щербак С.Ю. Этнофункциональный
подход в воспитании и психопрофилактике // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 68-80.
23. Сухарев А.В., Неверова Т.В. Роль психологических этнофункциональных факторов в повышении уровня мотивации к
учению у подростков // Вопросы психологии. 2011. № 5. С. 81-91.
24. Сухарев А.В., Панкова С.Ю., Соснин В.А., Чулисова А.П. Роль этнофункциональных параметров в психологической
адаптации коренных народов Сахалинской области (на примере нивхов) // Пространство и Время. 2015. № 1-2 (1920). С. 279-289.
25. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. СПб.: ИМАТОН, 1998.
26. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Институт психологии РАН, 2003.
27. Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Когито-Центр, 2007.
28. Berry J.W. "Towards a Universal Psychology of Cognitive Competence." Intern. J. Psychol. 19 (1984): 335-361.
29. Bohm E. Lehrbuch der Rorschach Psychodiagnostik. Bern: Hans Huber, 1972.
30. Rushton J.Ph., Skuy M. "Performance on Raven's Matrices by African and White university students in South Africa." Intelli-
gence 28.4 (2000): 251-265.
31. Rushton J.Ph., Bons T.A., Vernon Ph.A., Cvorovic J. "Genetic and Environmental Contributions to Population Group Differ-
ences on the Raven's Progressive Matrices estimated from Twins Reared Together and Apart." Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences 274.1619 (Jul. 2007): 1773-1777.
32. Taylor L.J., Skanes G.R. "A Cross-Cultural Examination of Some of Jensen's Hypotheses." Canad. J. Behav. Sci./Rev. Canad.
Sci. Comp. 9.4 (1977): 315-322.
33. Valencia R. "Comparison of Intellectual Performance of Chicano and Anglo Third-Grade Boys on the Raven's Coloured Pro-
gressive Matrices." Psychology in the Schools 16.3 (1979): 448-453.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Сухарев, А. В., Тимохин, В. В., Выдрина, Е. А., Шапорева, А. А. Этническая функция культурных представлений и уровень интеллекта / А.В. Сухарев, В.В. Тимохин, Е.А. Выдрина, А.А. Шапорева // Пространство и Время. — 2017. — № 1(27). — С. 64—71. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st1-27.2017.23.