Научная статья на тему 'Китайское "экономическое чудо": опыт сравнительного психологического анализа'

Китайское "экономическое чудо": опыт сравнительного психологического анализа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
952
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
китайское экономическое чудо / коллективный субъект / ментальность элиты / психологическая зрелость / этнофункциональный подход. / Chinese economic miracle / a collective subject / mentality of the elite / psychological maturity / ethno-functional approach

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сухарев Александр Владимирович

Предпринята попытка научного анализа психологических причин возникновения феномена «китайского экономического чуда». Сравнительный психологический анализ развития ментальности элит русского, западноевропейского и китайского коллективных субъектов с позиций психологической этнофункциональной методологии показал, что уровень психологической зрелости китайского коллективного субъекта является более высоким по сравнению с западноевропейским, а уровень зрелости западноевропейской элиты – более высоким по сравнению с характерным для русской элиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сухарев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE ‘ECONOMIC MIRACLE’: EXPERIENCE OF COMPARATIVE PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

Scientific analysis of the psychological causes of ‘Chinese economic miracle’ phenomenon is of great interest since such inquiry was never carried out in the context of ethno-psychological and ethno-cultural characteristics of these developments. The matter of my research is mentality of the elites of Russian, Western European and Chinese collective subjects: I believe that such mental characteristic, as psychological maturity level, is decisive in terms of the ability of a collective subject to make an economic breakthrough. To study this problem I used psychological ethno-functional approach, historical-genetic and comparative methods along with method of ethnofunctional historical and psychological reconstruction. In this article, I present in the most general terms some results of the comparative analysis of the ethno-functional development of such collective subjects, as Chinese, Russian and Western elites. In my previous works, I have shown that the most important indicators of high psychological maturity level are due to self-reflection in early childhood memories of archaic ethno-integrating natural, natural-animistic and on-the-ethnic-religious ideas. Thus, Russian elite was typically characterized by the ousting pre-Christian natural-animistic ideas from the mentality of the collective subject. Following the example of Byzantium, since the 14th century, the ancient Russian state began to pursue politically sins against the faith, which included manifestations of the pagan cult. The mentality development of the Western European elite, as compared with the Russian one, has an incomparably higher level of self-reflection in terms of the representation of pre-Christian natural-animistic and heroic ideas in written sources. In Italy, starting from the late 10th c., especially in the Renaissance, the attitude towards pre-Christian content of the mentality of one’s own ethnic environment became more and more positive. The essential difference between Western European and Russian mentalities was also in the fact that in Europe, starting at least from the 14th century, the natural science component was already sufficiently represented in schools and universities, and starting from the 17th century (from the 10th century in Iceland) schooling was carried out in the native language. Religious and philosophical-ideological components in the mentality of China throughout its history have been distinguished by pluralism. Moreover, Confucianism, Taoism and Buddhism either organically included the most ancient Chinese belief in ghosts, or were very loyal to it as a revered tradition. As a result, the level of psychological maturity of the Chinese collective subject is higher than that of Western Europe, which, in turn, is higher than this indicator among the Russian elite. Based on a brief comparative analysis, I conclude that in terms of creativity, socio-moral equilibrium and psychological adaptation possibilities the Chinese collective subject has the supreme politicaleconomic and humanitarian potential.

Текст научной работы на тему «Китайское "экономическое чудо": опыт сравнительного психологического анализа»

ПРОСТРАНСТВО ПРОСТРАНСТВ

УДК 159.922.4(510)(470+571) DOI: 10.24411/2226-7271-2018-11041

Сухарев А.В.

Китайское «экономическое чудо»: опыт сравнительного психологического анализа1

Сухарев Александр Владимирович, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН, Москва ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-3799-8180 E-mail: alexander-v-sukharev@j-spacetime.com, zavor753@mail.ru

Предпринята попытка научного анализа психологических причин возникновения феномена «китайского экономического чуда». Сравнительный психологический анализ развития мен-тальности элит русского, западноевропейского и китайского коллективных субъектов с позиций психологической этнофункциональной методологии показал, что уровень психологической зрелости китайского коллективного субъекта является более высоким по сравнению с западноевропейским, а уровень зрелости западноевропейской элиты - более высоким по сравнению с характерным для русской элиты.

Ключевые слова: китайское экономическое чудо; коллективный субъект; ментальность элиты; психологическая зрелость; этнофункциональный подход.

Внимание исследователей из разных стран мира в настоящее время все в большей мере уделяется характеру реформирования китайской экономики и общества и достигнутым при этом беспрецедентным результатам в ХХ-ХХ1 вв., обозначаемым таким образным определением как «экономическое чудо»

1 Работа подготовлена при финансовой поддержке РНФ: грант РНФ на 2017-2018 гг. в рамках продолжения научного проекта № 14-18-03271 «Макропсихологический анализ социальных явлений».

(economic miracle). Данное определение принято использовать для обозначения форсировано развивающейся экономики какой-либо страны или региона в определенный период. Китайское «экономическое чудо» связывается исследователями с реализацией в этой стране органичного, системного сочетания древних национальных традиций и мировых естественнонаучно-технологических и социально-экономических достижений, которые принято обозначать как «модернизация». Обычно рассматривается экономическая, политическая, культурная, социальная и научно-технологическая модернизация.

В настоящей статье предпринята попытка историко-психологического анализа факторов в развитии ментальности Китая, которые обусловили это «экономическое чудо». Анализ осуществлялся с позиций т.н. этнофункционального подхода1 к исследованию коллективного субъекта (общества)2.

В методологическом плане мы опирались на принцип этнофункционального единства микро- и макрокосма, постулирующему аналогию между последовательностью и содержанием стадий (этапов) развития индивида и общества. На основе этого принципа мы могли применять результаты психологических эмпирико-экспериментальных исследований индивида для анализа поведения коллективного субъекта.

В процессе анализа, также применялся сравнительный анализ исторического развития различных коллективных субъектов с позиций этнофункционального подхода.

Одним из важнейших свойств коллективного субъекта является его способность к саморефлексии, которая далеко не всегда характеризует ту или иную социальную группу3.

Ментальность субъекта (как коллективного, так и индивидуального) с позиций этнофункцио-нального подхода имеет слоистую структуру и включает, во-первых, подсистему его пространственных отношений, т.е. отношений к этносреде4 и ее параметрам, существующим в настоящий момент времени. Во-вторых, в нее включена временная как подсистема представлений о собственном прошлом и будущем развитии5. В этнофункциональном подходе содержание и последовательность этапов развития отношений субъекта в различных этносредах наделяется этнической функцией6 (этноинте-грирующей и этнодифференцирующей).

«Психологическая зрелость» субъекта связывается с развитием его отдельных характеристик -эмоциональной, интеллектуальной, нравственной, социально-психологической7. В качестве обобщенных показателей психологической зрелости индивидуального или коллективного субъекта можно выделить способность к саморефлексии8, гармоничность взаимодействия эмоционально-чувственных и когнитивных компонентов отношений, качество усвоения этических норм, а также уровень репродуктивного и креативного интеллекта.

В историческом развитии ментальности Китая можно выделить следующие условные этапы (по времени их возникновения): шэньцзяо («вера в духов»), даосизм, конфуцианство, буддизм, синкретические культы, иностранные религии и «модернизацию». Существенно, что с позиций этнофункционального подхода указанные «этапы» однажды возникнув или включившись в ментальность Китая, более или

1 См.: Сухарев А.В. Развитие русской ментальности. М.: Институт психологии РАН, 2017..

2 Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 5. С. 72-80.

3 Там же. С. 74-76.

4 В психологии мы рассматриваем идеальную систему представлений субъекта об этносреде, ее параметрах: природно-ландшафтных (включая фауну и флору), антропо-биологических, культурно-психологических и трансцендентных (Бог, духи природных стихий и явлений, различные трансцендентные сущности, такие как летающие тарелки, инопланетяне, религиозные сущности). Конкретный субъект раз-вития полагается «погруженным» в этносреду и особенности ментальности коллективного или индивидуального субъекта рассматриваются как характеристики самой этносреды; т. е. менталь-ность рассматривается как часть этносреды, в которой развивается субъект.

5 Развитие в данном подходе рассматривается как возвращение к изначально заданному идеалу - «архегении». Причем, при таком «идеальном» определении развития предусматривается теоретическая и эмпирическая возможность диагностики меры приближения к данному идеалу вполне позитивистскими психологическими методами (Сухарев А.В. Указ. соч. С. 11-28).

6 Этническая функция характеризуется степенью выраженности. Наибольшей степенью выраженности этнической функции наделяются, с позиций нашей концепции, представления наиболее архаичных этапов развития субъекта: природные и природно-анимистические. Несколько меньшей степенью выраженности этнической функции наделяются героические представления. Надэтнически-религиозные представления наделяются еще меньшей степенью выраженности этнической функции, они шире природных, природно-анимистических и героических и их этническая функция существенна для целых природно-культурных ареалов этносферы. Естественнонаучные представления, наделяются нулевой выраженностью этнической функции, могут идеально объединять людей и народы. Однако без целостной интеграции субъектом предыдущих ступеней развития полноценного усвоения нравственных норм и естественнонаучных представлений невозможно (подробнее см.: Сухарев А.В. Указ. соч. С. 28-32).

7 Русалов В.М. Зрелость: эмоциональная, нравственная, личностная, интеллектуальная, социальная, биологическая. Единая или множественная характеристика? // Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, А.Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2007. С. 29-47; Сергиенко Е.А. Зрелость: молярный или модулярный подход? // Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, А.Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2007. С. 13-29; Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, А.Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2007 и др.

8 Журавлев А.Л. Указ. соч.

менее успешно продолжали свою ассимиляцию в общее культурное пространство1. Для европейских стран, включая Россию, можно рассматривать следующие этапы развития ментальности коллективного субъекта в различных этносредах (по времени их возникновения): природный, природно-анимисти-ческий, надэтнически-религиозный и этап Просвещения. При этом надэтнически-религиозный этап в китайской ментальности представлен не одной-двумя (христианство и мусульманство, как в Европе), а как минимум тремя религиозно-мировоззренческими учениями - даосизм, конфуцианство, буддизм.

В настоящем исследовании способность коллективного субъекта к саморефлексии фиксировалась по наличию в материалах письма ведущих представлений2, относящихся к различным этапам его исторического развития. Отсутствие данных представлений в материалах письма, их политическое подавление, наличие антагонистических противоречий и органичной их взаимосвязи с другими компонентами ментальности рассматривались в качестве искажений этнофункционального развития коллективного субъекта.

Эмпирические и экспериментальные исследования на индивидуальном уровне показали, что важнейшие показатели высокого уровня психологической зрелости обусловлены саморефлексией в ранних детских воспоминаниях архаичных этноинтегрирующих природных, природно-анимистических и надэт-нически-религиозных представлений.

Рассмотрим на основе указанных исследований сравнение наиболее обобщенных этнофункциональ-ных параметров развития коллективного субъекта в России, западноевропейских странах и Китае, и в первую очередь, наличие содержания в ментальности правящей элиты указанных выше представлений. Отметим, что, по сравнению с Западной Европой и Китаем, различие ментальностей элит и простого народа в России было наиболее выражено, в первую очередь, по показателям: а) приверженности власти к официальному православию и б) нарастания влияния западноевропейских представлений не только в мировоззрении, но и на бытовом уровне4. Власть в России как минимум с XVII в. характеризовалась относительно меньшим уровнем психологической зрелости5. Похоже, что вера в духов не воспрещалась для правящей элиты Китая, придерживающейся конфуцианства, как минимум в последнее тысячелетие.

Специфические особенности ментальности русской элиты

Краткие выводы и иллюстрацию специфики развития определяющей развитие общества русской элиты6, в процессе сравнения с развитием западноевропейской ментальности, в данной работе осуществлялась по результатам наших ранее проведенных исследований7. Русская элита типически характеризовалась вытеснением из ментальности данного коллективного субъекта дохристианских природно-анимистических представлений. С XIV в. древнерусское государство по примеру Византии сменило «увещевательный» метод борьбы с язычеством на политическое преследование «прегрешений против веры», в которые включались проявления языческого культа, волхвование, чародейство и пр.8. Вследствие скрепляемого митрополичьими и княжескими ярлыками своеобразного политического «триумвирата» духовенства (митрополитов), княжеской власти и поддерживающих духовенство ордынских ханов «борьба с язычеством» получила шансы на успех. Например, в ярлыке хана Менгу-Темира митрополиту Кириллу II (ок. 1266-1267 гг.) указывается:

«Кто веру их (русских) похулит или ругается, то ничем не извинится и умрет злою смертью» и др.9.

По замечанию Н.М. Гальковского, в то время как «греки и римляне в течение многих веков после принятия христианства еще помнили свое старое язычество...»; на Руси «через два-три века после

1 Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970; Виноградов А.В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. М.: НОФМО, 2008 и др.

2 В качестве ведущих представлений для конкретного этапа развития общества (и по аналогии для каждой стадии развития индивида) мы рассматриваем те, которые в исторической ретроспективе могут быть выявлены как определяющие развитие на данном этапе и сыгравшие роль фундамента для наступления последующего исторического этапа. Диагностика ведущих представлений осуществляется методом этнофункциональной историко-психологической реконструкции, базирующейся на методе историко-психологической реконструкции, разработанном французской историко-психологической школой (Блок М. Апология истории. М.: Наука, 1986).

3 См., напр.: Сухарев А.В., Тимохин В.В., Выдрина Е.А., Шапорева А.А. Этническая функция культурных представлений и уровень интеллекта // Пространство и Время. 2017. № 1 (27). С. 64-71.

Сухарев А.В. Указ. соч.; Буркгард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Смоленск: Русич, 2003.

5 Сухарев А.В. Указ. соч.

6 Понятия «русская ментальность» и «русская элита» для России мы использовали исходя из того, что русская культура является здесь системообразующей. Здесь и далее изложение результатов сравнительно исследования русской и западноевропейской ментальности осуществляется по монографии: Сухарев, 2017.

Сухарев А.В. Указ. соч. С. 116-358 и др.

8 Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества Древней Руси. Т. 1. М.: Индрик, 2000. С. 117.

9 Макарий (Булгаков), митрополит. История русской церкви: В 10 т. Кн. 3. М.: Изд-во Спасо-Преображенского монастыря, 1995. С. 199-201.

князя Владимира помнили, да и то плохо, имена своих древних богов, .. .»\ Г.М. Прохоров отмечает, что в целом «русский фольклор, вплоть до Нового, если не до Новейшего времени, так и не был допущен народом в материалы письма., в то время как в Скандинавии процесс записи песен скальдов и саг достиг своего апогея [в XIII в. - А.С.]». После XIII в. «ушла из жизни значительная часть языческих традиций, имевших наибольшее отражение в письменной литературе,... Остаткам языческой культуры на Руси золотоордынское иго причинило, кажется, более серьезный урон, чем церковной вере»2. Таким образом, на Руси в допетровскую эпоху ни природно-анимистические представления, ни даже представления о природе (за исключением, по-видимому, лишь «Слова о полку Игореве») не были представлены в материалах письма. Кроме того, в допетровскую эпоху вследствие настороженного отношения церковных властей и ордынских ханов к католическому Западу сдерживалось проникновение на Русь естественнонаучной книжности как проявления «католической ереси» - кроме достаточно краткого расцвета книжности в домонгольский период в Новгороде Великом3. Начиная с XIII в. до XVIII в. не было на Руси и школьного образования (были «мастера грамоты»; грамоте, в основном для целей богослужения, и счету учили также при храмах).

В монастырской школе. Петр I экзаменует учеников, возвратившихся из-за границы.

Гравюра из учебника Ф. Поликарпова. 1701 Художник Н.Н. Каразин. 1880-е-1890-е гг.

Внедрение в ментальность русской элиты естественнонаучных представлений и ряда других достижений эпохи Просвещения в целом была осуществлена в ХУШ в. Петром Великим. Мобилизационная модернизация в естественно-технологическом аспекте была необходима для спасения России от шведской экспансии, проводимой Карлом XII 4 Стратегическое значение имела также реформа в области образования, которая стала возможной благодаря оттеснению духовенства от руководства данным процессом. В ментальности русской элиты преследуемые духовенством природно-анимистические представления интенсивно замещались иностранными кунштами5, музыкой, театром и пр. Данное влияние началось еще в XVII в. во времена царя Алексея Михайловича. Характеризуя отношение к Западной Европе в русском обществе того времени, В.О. Ключевский приходит к выводу, что заимствование Россией в Западной Европе «плодов просвещения» в XV и XVI вв. являлось «общением», а «влияние» как осознание «превосходства» западноевропейской культуры и заимствование не одних только «житейских удобств», но и «самых основ житейского порядка» началось именно в XVII в.6. Объяснение данного явления, на наш взгляд, определяется этнофункциональными искажениями развития мен-тальности российской власти, сложившимися с конца XIII в. к XVII в., а именно - типическим вытеснением из ментальности русской элиты этноинтегрирующих природно-анимистических, отчасти природных представлений, а также натурфилософских представлений о живой и неживой природе (апокрифическими), расходившихся с каноническими трактовками7.

Данные искажения обусловили типическое снижение уровня психологической зрелости элиты и менее гармоничному взаимодействию эмоционально-чувственных и когнитивных компонентов отношений,

1 Гальковский Н.М. Указ. соч. С. 130-131.

2 Прохоров Г.М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. С. 130-131.

3 Сухарев А.В. Указ. соч. С. 116-137 и др.

4 Тарле Е.В. Северная война и шведское нашествие на Россию. М.: Соцэкгиз, 1958.

5 Куншт (нем. Kunst) - искусство, художество, мастерство, умение; кунсткамера (Kunstkammer - комната искусства) - кабинет редкостей, название различных исторических, художественных, естественнонаучных и др. коллекций редкостей и места их хранения; кунштюк (Kunststück) - ловкий прием, фокус, забавная проделка. (Прим. ред.).

6 Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть III. М.: Соцэкгиз, 1937. С. 275-276, 281.

7 Естественнонаучные представления Древней Руси: Сб. статей / Ред. А.Н. Боголюбов, сост. Р.А. Симонов. М.: Наука, 1978. С. 4.

Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения. Художник И.Е. Репин. Фрагмент. 1903

Охранители. Иллюстрация к «Благо- Иллюстрация Кукрыниксов к

намеренным речам» М. Е. Салтыкова- «Истории одного города»

Щедрина из альбома А. И. Лебедева М. Е. Салтыкова-Щедрина. 1939 «Щедринские типы». 1880

что психологически обусловило периодическую смену импульсивно-мобилизационных этапов «консервативно-охранительными» «застоями» и отторжением творческих проявлений.

В исторических и экономических исследованиях весьма распространенным является представление о том, что российская цивилизация встала на «мобилизационный путь, тогда как западноевропейская приняла инновационное» направление1. Н.М. Морозов пишет:

«Начиная с XVI века, под воздействием мощных импульсов Смутного времени, и далее: петровских реформ; активной внешней политики Екатерины II; восстания декабристов; войн 1812 г., 1853-1856 гг., 1877-1879 гг. и особенно событий ХХ века, власти периодически тратили гигантские объемы продукции с целью содержания и технологического совершенствования в первую очередь военно-промышленного комплекса страны, снижая тем самым уровень потребления основной массы населения»2.

В XVIII и XIX вв. минимальное присутствие в ментальности властных сословий природно-анимистического компонента, он постепенно замещается этнодифференцирующими западноевропейскими (и не только) представлениями.

К XX в. до 1917 г. в ментальности элиты имели место относительно разобщенные подсистемы представлений: христианских, западноевропейских (включая античные), естественнонаучных. В советской ментальности поначалу были отвергнуты христианский и дохристианский компоненты. Социально-индустриальный подъем после 1917 г. был обусловлен произошедшей «ротацией кадров», в результате которой типические недостатки и достоинства дореволюционной русской элиты (отсутствие природно-анимистического компонента, официальное православие и наличие классического образования) сменились на более близкую к архаическим компонентам (и потенциально более творческую), но менее европейски образованных низов, в основном - представителей победивших во внутрипартийной борьбе, в понимании А.В. Пыжикова, беспоповско-старообрядческой «рабочей оппозиции»3. Но уже с конца 1950-х гг. советская система образования даже теоретически не предполагала «реанимации» природно-анимистического и христианского компонентов, а также представлений гуманитарной западноевропейской книжности.

К концу XX в. подавление этноинтегрирующей архаики и западноевропейского «гуманитарного инструментария», при склонности к мобилизационной «чрезвычайщине» и относительно низким уровнем креативности элиты, психологически обеспечило разрушение ее советской ментальности и идентичности со всеми вытекающими последствиями.

В качестве иллюстрации последствий: низкое, мягко выражаясь, качество принятия хозяйственно-экономических решений в современной России достаточно очевидно. По результатам отдельных исследований, условный «коэффициент интеллектуальности» (Щ) государственного управления России,

1 Пахомов П.В. Детерминанты становления власти как основного субъекта русской истории // Философия и общество. 2007. № 4. С. 138; и др.

2 Морозов Н.М. Мобилизационный путь развития российской цивилизации // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 2 (14). С. 177.

3 Пыжиков А.В. Грани русского раскола. М.: Древлехранилище, 2013; Он же. Пыжиков А.В. Корни сталинского большевизма. М.: Аргументы недели, 2015; Сухарев А.В. Указ. соч.

измеренный методом экспертных оценок, существенно уступает показателям других стран - Англии, Белоруссии, Франции, Казахстана, Индии, Израиля, США, Японии, Китая, Германии и Италии1.

Отличительные особенности западноевропейской ментальности (по сравнению с русской)

Основные результаты сравнительного этнофункционального анализа развития ментальности русского и западноевропейского коллективных субъектов в эпоху Ренессанса ниже кратко представлены по результатам уже упомянутых выше исследований2. Ментальность элиты западноевропейского коллективного субъекта по сравнению с русской отличается несравненно более высоким уровнем саморефлексии по показателю представленности дохристианских природно-анимистических и героических представлений в письменных источниках3.

Существенным отличием западноевропейской ментальности от русской состояло в том, что в первой, как показано в исследованиях Т.Н. Джаксон, Ф. Паульсена и др., минимум с XV в. в школах и университетах наряду с религиозным образованием уже был достаточно представлен естественнонаучный компонент, а начиная же с XVII в. (в Исландии с X в.) школьное обучение осуществлялось на родном живом языке (тогда как в допетровской России - на церковнославянском).

В анатомическом театре. Джон Банистер читает лекцию по анатомии Экскурсия студентов к дольмену в Пуатье. Гравюра из медицинского внутренних органов. Рисунок из анатомических Гравюра Й. Хофнагеля. Не позднее 1600 г. трактата немецкого таблиц хирурга Дж. Банистера. Ок. 1580

врача Йоханнеса де Ки-тама. Венеция, 1494

В Италии в эпоху Ренессанса (а фактически с конца Х в.) отношение к дохристианскому содержанию ментальности собственной этносреды становилось все более положительным (даже среди духовенства имел место интерес к античному «языческому» искусству и пр.4), что способствовало нарастанию степени этнофункциональной интеграции ее ментальности. По сравнению с Древней Русью политические возможности в идеологическом противостоянии со стороны как светской, так и духовной власти (Ватикана) были взаимно скомпенсированы. Еще в XII в. погружение латинских авторов в античные предания, мифы и историю вызывало в религиозной и отчасти в философской среде сопротивление, «которое, как это ни парадоксально, но и характерно, стремится говорить тем же голосом, какой оно пыталось заглушить»5. Это обусловило консолидацию итальянской идентичности, в равной мере как для «низов», так и для элиты, как минимум, флорентийского и венецианского коллективных субъектов6.

В «ренессансах» (в терминологии Э. Панофского) стран Северной Европы влияние этнодифферен-цирующих идей итальянского Ренессанса было «наносным», «рефлектирующим»7. Эти страны не были в состоянии достаточно быстро и органично усвоить этнодифференцирующие для них образы античной классической мифологии и приводившие в восторг итальянцев образы древнеримских развалин

1 Национальная идея России: В 6 т. / Под ред. С.С. Сулакшина Т. 1. М.: Научный эксперт, 2012; Юревич А.В. Психология социальных явлений. М.: Институт психологии РАН, 2014. С. 185.

2 Сухарев А.В. Указ. соч. С. 185-200.

3 Буркгардт Я. Указ. соч.; Шкунаев С.В. Герои и хранители ирландских преданий // Предания и мифы средневековой Ирландии. М.: МГУ, 1991; Скандинавская и германская мифология [Электронный ресурс] // Энциклопедия мифологии. Режим доступа: http://godsbay.ru/vikings/; Кельтская мифология: Энциклопедия / Ред. С. Голова, А. Голов. М.: Эксмо, 2002 и др.

4 Варбург А. Великое переселение образов. СПб.: Азбука-классика, 2008; Буркгардт Я. Указ. соч. и др.

5 Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. СПб.: Азбука-классика, 2006. С. 142.

6 Буркгардт Я. Указ. соч.

7 Панофский Э. Указ. соч. С. 103-104, 348

Венера и Амур. Художник Геркулес и стимфалийские птицы. Бегство Помпея после битвы

Лукас Кранах Старший. Рисунок Альбрехта Дюрера. Ок. 1500 при Фарсале. Миниатюра Жана

1509 Фуке. Вторая половина XV в.

и ландшафтов1. Дохристианская ментальность стран Северной Европы к началу эпохи Ренессанса уже длительное время взаимодействовала с христианством. В связи с римской экспансией новая волна эт-нодифференцирующих античных природных и мифологических образов требовала от коллективных субъектов Северной Европы дополнительных адаптационных усилий. Этнодифференцирующие образы античности обусловили обращение североевропейских стран к источнику собственной архаической этнической энергии для обеспечения их выживания и развития, а именно, - образам родной (этноинте-грирующей) природы, а также природно-анимистическим и героическим компонентам их дохристианских ментальностей. Повышение адаптационного потенциала западноевропейской ментальности, уровня психологической зрелости ее коллективного субъекта и, вследствие снижения степени ката-тимности мышления, повышение уровня креативного интеллекта обеспечили возможность возникновения этнофункционально нейтральных (естественнонаучных) систем представлений во всех сферах жизнедеятельности. Саморефлексия и интеграция в их ментальности природных, природно-анимистических, героических и христианских представлений (школа Марсилио Фичино), психологически обеспечило, в свою очередь, возникновение и развитие такого явления как естественнонаучное теоретическое и экспериментальное познание в эпоху Просвещения2.

По сравнению с ментальностью древнерусской элиты, западноевропейская ментальность эпохи Ренессанса, как показано в нашем предыдущем исследовании, обладала более консолидированной национальной идентичностью, более гармоничным взаимодействием эмоционально-чувственных и когнитивных компонентов отношений (т.е. меньшей склонностью к «чрезвычайке» и мобилизационному типу развития), а также более высоким уровнем креативного интеллекта3.

Аллегория доброго правления. Палата общин.

Фреска Амброджо Лоренцетти. Фрагмент. 1337-1339 Английская гравюра. XVIII в.

1 Буркгардт Я. Указ. соч.

2 Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М.: Наука, 1980; Сухарев А.В. Указ. соч.

3 Сухарев А.В. Указ. соч. С. 187-200.

Китайская ментальность

Настоящий краткий анализ развития ментальности Китая далее осуществлен крупными штрихами, выделялись лишь существенные элементы развития коллективного субъекта - природно-анимисти-ческие, природные, надэтнически-религиозные и естественнонаучные представления, а также характер их взаимодействия.

Религиозные и философско-миро-воззренческие компоненты в менталь-ности Китая отличались плюрализмом с начала истории страны. В исследованиях отмечается синкретизм религий Китая, позволявший им мирно уживаться друг с другом и с древнейшей верой в духов, либо инкорпорированной в религиозно-философское мировосприятие, либо почитаемой в качестве древней традиции. В итоге был сформирован «единый комплекс переживаний и верований», различным образом представленный в разных социальных кругах и разных регионах Китая: исключительно конфуцианством в среде государственных чиновников и интеллектуалов, даосизмом среди лекарей, знахарей, медиумов. «Позже из Индии приходит буддизм, который стремительно утрачивает свои "индийские" самостоятельные черты и по сути становятся еще одним китайским учением»1 -буддизм становится наиболее распространенной религией в Китае с момента его появления в этой стране в I в. н.э., однако конфуцианство было и остается главной культурообразующей компонентой образованных слоев общества вплоть до настоящего времени.

В то же время ни буддизм, ни конфуцианство не вытеснили древние китайские народные верования - поклонение мифологическим персонажам, местным божествам, духам, героям и предкам2. Причем на протяжении всей истории Китая за исключением краткого периода «культурной революции» данные верования не преследовались, а меры притеснения не достигали на практике целей радикального преодоления инакомыслия.

Ритуал почитания предков в XIX в. и в наши дни (фото справа с сайта http://qjessaywkqn.frieslandvakantiebungalow.info/ancestor-worship-1.html)

Огромную роль в сохранении и развитии религиозных традиций сыграло развитие книгопечатания в эпоху Сун (960-1279 гг.) (показатель саморефлексии) в результате которого каждый грамотный желающий мог за относительно небольшие деньги приобрести в лавке священные тексты, которые до того переписывались от руки, стоили очень дорого и распространение которых сдерживалось

1 В шэньцзяо (веру в духов) иногда включают и даосизм (см.: Маслов А.А. Китай: укрощение драконов. М: Алетейа,Новый Акрополь, 2006. С. 22).

2 Васильев Л.С. Указ. соч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Противостояние диша, злых духов Духи и божества рек.

72-х звезд, оказывающих злотворное Китайский лубок. Конец XIX — влияние, и тяньган, 36-ти добрых начало ХХ вв.

духов звезд Большой Медведицы. Китайский лубок. Конец XIX в.

также по религиозным соображениям1.

С приходом к власти в 1949 г. коммунистической партии атеизм стал официальной идеологией Китая; религии рассматривались как нечто, отживающее свой век, а христианство понималось как идеологический инструмент Запада. Долгое время руководители КПК называли себя атеистами. После 1949 г. религии были существенно «оттеснены от власти». Например, земельные владения буддийских монастырей были конфискованы, а большая часть монахов и монахинь возвращена в мир. При этом китайским буддистам была гарантирована свобода вероисповедания. Потеснивший было конфуцианство буддизм в современной КНР оказался теперь дальше от власти не только по сравнению с конфуцианством, но и с даосизмом. С 1989 г. была разрешена свобода вероисповедания для членов КПК. При этом, отмечает А.В. Виноградов, «КПК была близка фундаментальным, даосско-буддийским слоям культуры, которые только и смогли объединиться с "прогрессивным западным символом" - социализмом, также вы росшими из общины»2.

В период «культурной революции» с 1968 по 1978 гг. гонениям подверглись уже не только относительно чуждые христианство и ислам. Были разрушены и многие традиционные буддистские и даосские религиозные памятники. Но в 1980-х гг. в процессе реформ были предоставлены определённые религиозные свободы, а буддизм и даосизм стали официально поддерживаться в качестве неотъемлемых элементов китайской культуры.

Среди простых людей в Китае, по сравнению с элитой, могли в большем объеме сохраняться и возникать те или иные верования и практики: большая часть китайцев обладала своим собственным сложным комплексом верований, сверхъестественных существ, который с трудом поддавался хотя бы описанию. Таковые верования могли быть даже весьма предосудительными с позиций, например, конфуцианства. В зависимости от местной культуры, где проживали те или иные социальные группы, китайцы, как правило, лишь эпизодически обращались к буддистским и даосским служителям. В условиях современной тотальной секуляризации и кризиса религиозной ментальности в мире в Китае многие элементы традиционной религиозной системы продемонстрировали удивительную устойчивость и, похоже, имеют тенденцию сохраняться в обозримой исторической перспективе3.

Достаточно серьезные социологические исследования (2012 г.), как отмечает К.М. Тертицкий, показывают, что в современном Китае около 90% населения считали себя не придерживающимися каких либо религиозных верований, около 7% относят себя к буддистам, около 2% - к протестантам, 0,5% к даосам и 0,9% не придерживаются никаких верований. Однако более углубленные исследования, осуществленные на Тайване, показали, что из приблизительно того же процента обследованных 60% верят в существование т.н. «божеств» (например, божеств различных профессий, мест в жилище, природных явлений, элементов ландшафта и пр.), 70% выполняют традиционные религиозные обряды поклонения божествам и лишь около 6% считают себя убежденными атеистами. Причем многие китайцы считают для себя возможным одновременно посещение самых различных храмов, не говоря уже о почитании духов (шэнь)4.

Современное отношение к религии со стороны КПК, за исключением достаточно краткого периода «культурной революции», является весьма гибким5.

Китайское «экономическое чудо», начавшееся в 80-е годы XX в., явилось следующим этапом и продолжением политики модернизации, в которой существенную роль сыграла социальная модернизация на основе главенства марксистской идеологии6. По существу именно марксизм с его политэко-номическими законами и идеей социальной справедливости стал связующей нитью для китайской и западноевропейской ментальности в сфере социальных отношений.

В современной системе образования страны «связь времен» в развитии и интеграции ментальности Китая обеспечивает ей стратегическую перспективу. В целом данная система ориентируется на учение

1 Тертицкий К.М. Китайские религии: от говорящих лисиц до храмов председателя Мао [Электронный ресурс] // Портал Богословии. Центр информационных технологий Московской духовной академии Русской Православной Церкви. 2016. 9 дек. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/5154859/mdex.htm. Напомним для сравнения, что книгопечатание в Европе возникло в XV в. В России книгопечатание исключительно православных текстов началось в XVI в.; отдельные апокрифы начали печататься лишь с середины XVII в.

2 Виноградов А.В. Указ. соч. С. 153.

3 Тертицкий К.М. Указ. соч.

4 Там же.

5 Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в XX в. Автореф. дисс. ... д. ист. н. М., 2001.

6 Виноградов А.В. Указ. соч.

«Разрушим старый мир и построим новый». Плакат периода «культурной революции», 1966 г. Китайский рабочий крушит христианский крест, статую Будды и китайский классический текст

Конфуция (^-У вв. до н.э.) и на сбалансированное сочетание эт-нопедагогики (в дошкольном возрасте) и естественнонаучных представлений, представлений об «общем благе» и других представлений, связанных с модернизацией (в более старшем воз-расте)1.

Важным этапом становления «экономического чуда» стала модернизация в научно-технологической сфере. С позиций многих исследователей модернизация в Китае представляла собой достаточно длительный процесс, в котором выделяются определенные этапы начиная с 1840 г. - вследствие поражения в опиумных войнах. Национальная идентичность страны была ущемлена - с этого момента Китай перестал быть «срединной державой» и «центром мира», и его интересы подавлялись в угоду иностранным державам. Основанное на древних традициях и стремлении к духовному совершенству, его могущество оказалось подавлено материально-техническим превосходством Запада, занимавшим в китайской иерархии ценностей далеко не первое место. Именно это обстоятельство оказало решающее воздействие на умы традиционного Китая, исторически ориентированного на приоритет этических и духовных норм2. При этом «чувство культурного превосходства было мощным стимулом для протеста против западной экспансии»3.

Путь Китая, считает профессор Xуан Пин, не повторяет никакую другую известную модель, его развитие с начала реформ уникально. При этом цементирующим фактором в развитии Китая является то, что, несмотря на «вестернизацию», традиции предков в обществе не исчезают4.

Дж. Рамо обозначил китайскую модель развития как «пекинский консенсус», для которого характерны: инновационный путь развития, обеспечение качества и сбалансированности развития, сохранение в обществе базы социального равенства и национальной самобытности. При этом основной целью реформ являются социальные перемены, улучшение жизни населения, никаких лозунгов и призывов жертвенного характера; постепенные качественные позитивные достижения. Рамо утверждает, что «китайская модель» прокладывает дорогу и для других народов, предполагающую не только их развитие, но при сохранении собственной полной независимости возможность вписаться в мировой порядок5.

Обсуждение результатов и выводы

По сравнению с Западной Европой Китай, хотя и не продемонстрировал в XX-XXI вв. рождения самобытной естественнонаучной школы, по сравнению с Западной Европой, но продемонстрировал уникальный пример относительно быстрого, по сравнению с Россией, и органичного включения в менталь-ность этнофункционально нейтральных научных достижений. Органичность включения модернизацион-ных естественнонаучных представлений в китайскую ментальность мы видим, с одной стороны, в обосновании необходимости данных представлений коллективным субъектом элиты с позиций различных толкований конфуцианских доктрин и, с другой стороны, в отсутствии антагонистических противоречий между модернизационными естественнонаучными представлениями и природно-анимистическими представлениями народной религии шэньцзяо. Вера в духов природы, предков и пр. (шэньцзяо), вместе с тем, не противоречила религии власти, хотя, по-видимому, идеология элит была менее синкретична.

Дело в том, что сближение и взаимовлияние даосизма, конфуцианства и буддизма вело к созданию системы религиозного синкретизма. Началу данной системы положил конфуцианец Ван Тун (конец VI - начало VII вв.), которому принадлежит концепция единства трех учений. Помимо наличия обобщенных космологических построений, в процессе единения данных учений конфуцианство преобладало в области этики. В области бытовой веры в духов и магических обрядов преобладал даосизм, а в заботе о

1 Цао Ян. Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая: Автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2006.

2 Виноградов А.В. Указ. соч. С. 99-313.

3 Там же. С. 115.

4 Xасбулатов Р.И. Мировая экономика: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2015.

5 Рамо Дж. Пекинский консенсус как согласие наций [Электронный ресурс] // Русский журнал. 2009. № 49. С. 12-13. ИН-ТЕЛРОС - Интеллектуальная Россия. Режим доступа: http://www.intelros.ru/pdf/Rus_Jornal/49/10.pdf.

Сочетание традиционных этнокультурных и новационных научно-технических элементов в китайских плакатах 1962-1985 гг., адресованных детям и направленных на пропаганду развития космонавтики

спасении души, ее пребывании в потустороннем мире и т.п. преобладал буддизм. Тем не менее, все три учения дожили до настоящего времени как мирно сосуществующие, но различные доктрины1.

Власть в Китае придерживалась конфуцианской идеологии («шэньши» - ученые государственные чиновники), образованные монахи исповедовали буддизм, а даосизм поддерживали и развивали даосские проповедники, лекари, алхимики. Существенно, что для простых китайцев различия между тремя религиями были минимальны. В «народной религии» при необходимости использовались поклонение духам, богам - уровень синкретизма был очень высоким. Данная «синкретическая религия» характеризовалась тем, что а) все верования в рамках новой системы продолжали свое существование; б) данная система охватила практически всю духовную жизнь Китая, и ни один из культов не был обязательным для всех.

Существенно, что, в отличие от стран Западной Европы и России, религии и религиозные секты Китая преследовались лишь в тех случаях, если их деятельность имела отчетливые политические цели. Синкретическая религия пронизывала ментальность Китая на протяжении всего последнего тысячелетия, включая современность2.

В Китае разные религии были относительно органично взаимосвязаны на протяжении длительного исторического периода. Коллективный субъект его элиты оказался, сравнительно даже с Западной Европой, не говоря уже о России, психологически более готовым к органичному усвоению «модернизирующих» естественнонаучных и социально-экономических представлений. Данная психологическая готовность китайского коллективного субъекта с позиций этнофункциональной теории и на основе результатов экспериментальных исследований на индивидуальном уровне обеспечивалась именно сохранностью и распространенностью не только среди простого народа, но и в ментальности элиты при-родно-анимистических представлений, играющих, в частности, важнейшую роль в формировании креативного интеллекта3. По сравнению с другими субъектами, этноинтегрирующие природные и при-родно-анимистические представления с древнейших времен уживались и органично вплетались в ткань надэтнически-религиозных представлений даосизма, конфуцианства, и буддизма, чему, по-видимому, способствовало и относительно раннее развитие и распространение книгопечатания и доступности религиозных текстов среди грамотных слоев населения. Данное сочетание обеспечило наиболее высокий уровень психологической зрелости коллективного субъекта китайской элиты, среди сравниваемых в данной статье. Наши экспериментально-психологические исследования на индивидуальном уровне, а также сравнительные историко-психологические исследования позволяют предполагать, что данный субъект может характеризоваться наибольшей готовностью к эволюционному типу развития, ориентацией на нравственные идеалы и креативным интеллектом. Внешний вызов - противостояние Западу - позволил активировать психологический потенциал китайского коллективного субъекта (и элиты - в первую очередь) в процессе относительно органичного усвоения (по сравнению с ментальностью русской элиты) естественнонаучных и других модернизационных представлений. Психологическая готовность китайской элиты заключалась в наличии у нее «креативных способностей», в частности, способности делать правильные выводы из совершенных ошибок. Данные способности, как показано в наших экспериментальных исследованиях, могли сформироваться у китайской элиты вследствие отсутствия политических преследований за веру в духов и природно-анимистиче-ские представления4. Похоже, что в современной внутренней и внешней политике Китай демонстрирует сравнительно оптимальное политическое и социально-экономическое поведение.

Коллективный субъект западноевропейских стран по показателю саморефлексии природных и природно-анимистических представлений, несколько уступает Китаю (по давности и объему их наличия в материалах письма). Взаимосвязь архаических и надэтнических христианских представлений рефлексировалась, подчас, затруднительно (имели место относительные искажения развития) и лишь сбалансированность политического влияния Ватикана и светской власти сдерживало подавление этноинтегрирующих архаических импульсов в разных странах, что и создало условия для сохранения архаических представлений в текстах и умах. В то же время по показателю наличия в материалах письма природно-анимистических представлений русский коллективный субъект, мягко говоря, сильно отличается от западноевропейского и, тем более, от китайского.

В свою очередь, по показателям качества и скорости реализации государственных и социокультурных решений, их нравственной направленности и пр. коллективный субъект западноевропейской элиты уступает китайскому, но, очевидно, существенно превосходит субъекта русской элиты.

1 Суровягин С.П. Конфуцианство: мораль и религия [Электронный ресурс] // VIDYA. 2018. 1 марта. Режим доступа: https://vidya613.wordpressxom/2018/01/03/конфуцианство-мораль-и-релиraЯ/.

2 Там же.

3 См.: Сухарев А.В., Тимохин В.В., Выдрина Е.А., Шапорева А.А. Указ. соч. и др.

4 Там же.

На основании приведенного выше краткого сравнительного историко-психологического анализа можно предположить, что по показателям креативности, социально-нравственной сбалансированности и психологического адаптационного потенциала китайский коллективный субъект обладает наивысшим политико-экономическим и гуманитарным потенциалом в современном мире. Несмотря на некоторые пессимистические экономические и политические прогнозы, проведенный краткий анализ позволяет предположить, что внутренний приоритет развития остается за коллективным субъектом с максимальным психологическим потенциалом, т.е. за Китаем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Е.В. Диффузия европейских инноваций в России (XVII[ - начало XX вв.): Автореф. дисс. ... д. ист. н. Екатеринбург, 2007.

2. Бергер Я.М. Перспективы политической реформы в современном Китае [Электронный ресурс] // Отечественные записки.

2008. №3 (42). С. 8-27. Режим доступа: http://www.strana-oz.rU/2008/3/perspektivy-politicheskoy-reformy-v-sovremennom-kitae.

3. Блок М. Апология истории. М.: Наука, 1986.

4. Буркгард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Смоленск: Русич, 2003.

5. Варбург А. Великое переселение образов. СПб.: Азбука-классика, 2008.

6. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970.

7. Виноградов А.В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. М.: НОФМО, 2008.

8. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества Древней Руси. Т. 1. М.: Индрик, 2000.

9. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М.: Наука, 1980.

10. Естественнонаучные представления Древней Руси: Сб. статей / Ред. А.Н. Боголюбов, сост. Р.А. Симонов. М.: Наука, 1978.

11. Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический жур-

нал. 2009. Т. 30. № 5. С. 72-80.

12. Кельтская мифология: Энциклопедия / Ред. С. Голова, А. Голов. М.: Эксмо, 2002.

13. Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть III. М.: Соцэкгиз, 1937.

14. Макарий (Булгаков), митрополит. История русской церкви: В 10 т. Кн. 3. М.: Изд-во Спасо-Преображенского монастыря, 1995.

15. Маслов А.А. Китай: укрощение драконов. М: Алетейа,Новый Акрополь, 2006.

16. Морозов Н.М. Мобилизационный путь развития российской цивилизации // Вестник Томского государственного уни-

верситета. 2011. № 2 (14). С. 175-184.

17. Морозов Н.М. Концептуализация исторического знания о российской цивилизации на рубеже XX-XXI вв. в отече-

ственной историографии: Дисс. . д. ист. н. Кемерово, 2014.

18. Национальная идея России / Под ред. С.С. Сулакшина: В 6 т. Т. 1. М.: Научный эксперт, 2012.

19. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. СПб.: Азбука-классика, 2006.

20. Пахомов П.В. Детерминанты становления власти как основного субъекта русской истории // Философия и общество.

2007. № 4. С. 131-141.

21. Пенник Н., Джонс П. История языческой Европы. СПб.: Евразия, 2000.

22. Прохоров Г.М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010.

23. Пыжиков А.В. Грани русского раскола. М.: Древлехранилище, 2013.

24. Пыжиков А.В. Корни сталинского большевизма. М.: Аргументы недели, 2015.

25. Рамо Дж. Пекинский консенсус как согласие наций [Электронный ресурс] // Русский журнал. 2009. № 49. С. 12-13.

ИНТЕЛРОС - Интеллектуальная Россия. Режим доступа: http://www.intelros.ru/pdfRus_Jornal/49/10.pdf.

26. Русалов В.М. Зрелость: эмоциональная, нравственная, личностная, интеллектуальная, социальная, биологическая. Еди-

ная или множественная характеристика? // Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, А.Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2007. С. 29-47.

27. Сергиенко Е.А. Зрелость: молярный или модулярный подход? // Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред.

Е.А. Сергиенко, А.Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2007. С. 13-29.

28. Скандинавская и германская мифология [Электронный ресурс] // Энциклопедия мифологии. Режим доступа:

http://godsbay.ru/vikings/.

29. Суровягин С.П. Конфуцианство: мораль и религия [Электронный ресурс] // VIDYA. 2018. 1 марта. Режим доступа:

https://vidya613.wordpress.com/2018/01/03/конфуцианство-мораль-и-религия/.

30. Сухарев А.В. Развитие русской ментальности. М.: Институт психологии РАН, 2017.

31. Сухарев А.В., Тимохин В.В., Выдрина Е.А., Шапорева А.А. Этническая функция культурных представлений и уровень

интеллекта // Пространство и Время. 2017. № 1 (27). С. 64-71.

32. Тарле Е.В. Северная война и шведское нашествие на Россию. М.: Соцэкгиз, 1958.

33. Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в ХХ в. Автореф. дисс. ... д. ист. н. М., 2001.

34. Тертицкий К.М. Китайские религии: от говорящих лисиц до храмов председателя Мао [Электронный ресурс] // Портал

Богословии. Центр информационных технологий Московской духовной академии Русской Православной Церкви. 2016. 9 дек. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/5154859/index.html.

35. Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, А.Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2007.

36. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2015.

37. Цао Ян Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая: Автореф. дисс. ... к.пед.н. М., 2006.

38. Шкунаев С.В. Герои и хранители ирландских преданий // Предания и мифы средневековой Ирландии. М.: МГУ, 1991. С. 5-30.

39. Юревич А.В. Психология социальных явлений. М.: Институт психологии РАН, 2014.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Сухарев, А. В. Китайское «экономическое чудо»: опыт сравнительного психологического анализа / А.В. Сухарев // Пространство и Время. — 2018. — № 1—2(31—32). — С. 76—87. Стационарный сетевой адрес 2226-7271provr_st1_2-31_32.2018.41. DOI: 10.24411/2226-7271-2018-11041.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.