Научная статья на тему 'Роль этнофункциональных параметров в психологической адаптации коренных народов Сахалинской области (на примере нивхов)'

Роль этнофункциональных параметров в психологической адаптации коренных народов Сахалинской области (на примере нивхов) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
361
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / НАРОДЫ СЕВЕРА / НИВХИ / ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ / ХРИСТИАНСТВО / ETHNO-PSYCHOLOGICAL STUDY / ETHNO-FUNCTIONAL APPROACH / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / PEOPLES OF THE NORTH / NIVKHS / TRADITIONAL BELIEFS / CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сухарев Александр Владимирович, Панкова Светлана Юрьевна, Соснин Вячеслав Александрович, Чулисова Анна Павловна

Проблема сочетания в ментальности коренных народов Севера, в частности, нивхов, традиционного мировоззрения, необходимого для сохранения их этнической идентичности, с русской культурой и неразрывно связанным с ней христианством, остается слабо разработанной. В статье представлены систематизация и анализ результатов исследования этнической функции элементов содержания ментальности нивхов отношений, представлений, ценностей, суждений и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сухарев Александр Владимирович, Панкова Светлана Юрьевна, Соснин Вячеслав Александрович, Чулисова Анна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Ethno-Functional Parameters in Sakhalin Indigenous Peoples’ Psychological Adaptation (Case Study of Nivkhs)

Socially relevant, especially from the perspective of Nivkhs, is the problem of saving of now endangered unique Nivkh language and traditions; and not only as such, in the ‘book’ version, but save them in the psychology of the people in everyday life. Nivkhs’ traditional worldview is necessary for the preservation of their ethnic identity. The scientific relevance of our research is caused by insufficient development of the problem of matching in indigenous North peoples’ mentality their traditional worldview with Russian culture and inextricably associated with it Christianity. The object of our study was an ethnic function of mentality contents of the Nivkhs: attitudes, beliefs, values, judgments, etc. In our research, we found the presence of distortions ethno-functional development of Sakhalin Nivkhs’ mentality is associated with disorders of their psychological adaptation fixed by means of socially-psychological, clinical, psycho-pedagogical and other indicators. On the basis of the obtained results, we conclude they confirm the findings of our previous studies, so ethno-functional approach in psychology is productive for use in ethno-psychological researches.

Текст научной работы на тему «Роль этнофункциональных параметров в психологической адаптации коренных народов Сахалинской области (на примере нивхов)»

УДК

[(159.922.4+159.9.07):(2-67:392:364-785.14)](=552)

Сухарев А.В.*, Панкова С.Ю.**, Соснин В.А.***,

Чулисова A.n.**** В А Соснин А п Чулисова

Роль этнофункциональных параметров в психологической адаптации коренных народов Сахалинской области (на примере нивхов)1

*Сухарев Александр Владимирович, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН

E-mail: [email protected]

**Панкова Светлана Юрьевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии и специальной педагогики ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» (Южно-Сахалинск)

E-mail: [email protected]

***Соснин Вячеслав Александрович, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН

E-mail: [email protected]

****Чулисова Анна Павловна, психолог психологической лаборатории ФКУ СИЗО-7 УФСИН России по г. Москве

E-mail: [email protected]

Проблема сочетания в ментальности коренных народов Севера, в частности, нивхов, традиционного мировоззрения, необходимого для сохранения их этнической идентичности, с русской культурой и неразрывно связанным с ней христианством, остается слабо разработанной. В статье представлены систематизация и анализ результатов исследования этнической функции элементов содержания ментальности нивхов -отношений, представлений, ценностей, суждений и пр..

Ключевые слова: этнопсихологическое исследование, этнофункциональный подход, психологическая адаптация, народы Севера, нивхи, традиционные верования, христианство.

Настоящая статья посвящена проблеме психологической адаптированности коренных народов России (на примере сахалинских нивхов), тесно связанной с проблемой оптимизации наследования ими своей национальной культуры, представлений о родной природе, традициях, вере, а также наследования государствообразующей русской культуры.

В этнологическом плане в настоящее время чрезвычайно актуальной, прежде всего, с позиции самих нивхов, является проблема сохранения ныне исчезающего уникального нивхского языка и традиций; причем не только их «книжного» варианта, но и в ментальности2 этноса или этнической системы - в повседневной жизни. Роль употребления нацио-

1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект № 14-06-18005е.

2 Ментальность личности и общества мы определяем систему типических представлений (воображения, памяти), связанную с отношениями, чувствами, эмоциями, ценностями, мышлением (умозаключениями, суждениями и пр.).

нального и русского языка в раннем онтогенезе личности также явилась предметом нашего исследования.

Особое внимание в исследовании уделено роли в формировании различных показателей психологической адапти-рованности нивхов возникновения у них системообразующих представлений о родной природе в раннем онтогенезе, являющихся важнейшим этнофункциональным показателем процесса психологической адаптации субъекта к различным сторонам действительности. Процесс психологической адаптации мы понимаем как оптимизацию отношений субъекта в собственной внутренней среде (культурно-психологической), внешней (природно-географической, социальной) и трансцендентной среде (Бог, духи природных стихий и явлений, духовные сущности различных религий)1.

Кроме того, следует подчеркнуть, что нивхи в наименьшей степени, по сравнению с некоторыми другими малыми народами Севера (например, с эвенами), подверглись христианизации. Поэтому в качестве важного аспекта исследования рассматривалась общая проблема оптимизации взаимодействия в ментальности представителей коренных народов традиционных национальных верований («языческих») и христианских представлений.

Целью работы было исследование общих этнофункциональных показателей оптимальной психологической адаптированности сахалинских нивхов в клинико-психологическом, психолого-педагогическом, культурно-психологическом и социально-психологическом аспектах.

В работе представлены результаты полевых этнопсихологических исследований, проведенных на контингенте коренных жителей Сахалинской области - нивхов. Настоящее исследование представляет собой продолжение ряда экспедиционных исследований коренных народов Севера, осуществленных с позиций этнофункциональной методологии (1993 г. проект РФФИ № 97-06-80389, руководитель Ю.Б. Симченко; 2011 г. проект РГНФ № 11-06-18006е, руководитель А.В. Сухарев)3. Характеризуя данное исследование в целом, следует отметить, что оно интерпретирует особенности фундаментального и одновременно практико-ориентированного исследования4.

Метод и методика исследования. Исследование в целом методологически выполнено на междисциплинарном внепсихологическом уровне5. Возможность осуществления исследования на данном уровне открывается благодаря использованию этнофункциональной междисциплинарной методологии6, позволяющей проводить исследования поведения человека на стыке этнологии, психологии, культурологии, истории, религиоведения, биологии, медицины, географии и других наук, предметом которых является человек (субъект) и его среда обитания в широком смысле (включая внутреннюю - психологическую, а также «вневременную», трансцендентную). Социальная релевантность психологии в целом7 операционализируется и конкретизируется применением этнофункциональной методологии в широком спектре наук. Этнофункциональный подход изначально разрабатывался как метод оценки и коррекции адаптационного потенциала человека в целом и его психологического адаптационного потенциала, в частности.

Психологический адаптационный потенциал личности с позиций этнофункционального подхода рассматривается как ее общая способность к оптимальному эмоционально-чувственному, когнитивному и поведенческому взаимодействию с различными составляющими этносреды (одно из базовых понятий этнофункционального подхода). Эт-носреда представлена субъекту как система представлений - природно-географических (ландшафт, климат, флора, фауна), культурно-психологических, антропо-биологических и трансцендентных, т.е. не воспринимаемых нашими органами чувств (о Боге, духах природных стихий и явлений, духовных сущностях различных религий). Согласно базовому принципу этнофункциональности, все составляющие этносреды наделяются этнической функцией - интегрирующей субъекта с какой-либо одной этносредой и, в то же время, дифференцирующей его иной этносредой или системой этносред. Помимо этого, данный подход опирается на принципы этнофункциональной системности, единства микро- и макрокосма, развития и субъектности.

С позиций принципов этнофункционального единства микро- и макрокосма и развития оптимальное содержание и последовательность стадий развития ментальности личности аналогично содержанию и последовательности этапов развития ментальности ее родной этносреды. Теоретически для сахалинских нивхов этапами развития родной этносреды, в соответствии с выделенными А.Ф. Лосевым этапами развития мифа, являются природный (фетишизм, по А.Ф. Лосеву), языческий (анимизм и героизм, по А.Ф. Лосеву), христианский этап, этап Просвещения, современный этап этнической маргинальности и будущий, проектируемый этап. Аналогичное идеальное содержание и последовательность стадий развития ментальности мы рассматривали и для личности. В идеальном (проектируемом) прообразе развития ментально-сти (архегении9), как личности, так и общества должны быть гармонично (т.е. без аффективных искажений10) представ-

1 Сухарев А.В. Этническая функция культуры и психические расстройства // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 2. С. 129-137; Он же. Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: Институт психологии РАН, 2008 и др.

2 Уровень оптимизации ментальности личности фиксируется в соответствии с критериями психологической адаптирован-ности, разработанными в различных науках о человеке - социологии, педагогики, психиатрии, психологии личности и др.

3 Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии.

4 Журавлев А.Л. Взаимодействие фундаментальной психологии и психологической практики: направления развития // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С. 8-13; Ушаков Д.В., Журавлев А.Л. Исследование психологической практики как путь ее сближения с фундаментальной психологией // Вестник практической психологии образования. 2011. № 3. С. 17-21; Они же. Фундаментальная психология и практика: проблемы и тенденции взаимодействия // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 3. С. 5-16.

5 Журавлев А.Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 83-88; Он же. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. М.: ИП РАН, 2011; Психология: современные направления междисциплинарных исследований: Материалы научной конференции, посвященной памяти члена-корреспондента РАН А.В. Брушлинского, 8 октября 2002 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. М.: ИП РАН, 2003.

6 Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии.

7 Юревич А.В. Методология и социология психологии. М.: ИП РАН, 2010.

8 Этническая маргинальность (общества, личности) - понятие, введенное нами для обозначения ментальности в той или иной мере включающей этнодифференцирующее содержание; этап «этнической маргинальности» характеризуется практическим преобладанием этнодифференцирующего содержания над этноинтегрирующим. Подробнее см.: Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии.

9 Там же.

10 Там же. С. 93.

лены ведущее представления1 ментальности всех стадий (этапов) развития.

Как мы уже отмечали, нивхи в наименьшей степени подверглись христианизации, т.е. наднациональное религиозно-этическое (в данном случае христианское) содержание в относительно меньшей степени, по сравнению с другими народами Севера, представлено в их ментальности. Однако в советский период становления России все народы Севера, в той или иной мере, вступили, в определенном смысле, в эпоху Просвещения. Поэтому на данный момент, будем надеяться и впредь, несмотря на имеющиеся у нас проблемы в системе образования, практически любой представитель народов Севера знаком с законами физики, математики и положениями гуманитарных наук и т.п. Научными представлениями, по крайней мере, на бытовом уровне по понятным причинам пользуются практически все нивхи. Потому отношение нивхов к данным представлениям не стало предметом нашего исследования.

Что касается христианского просвещения нивхов, то оно осуществлялось преимущественно формально и ни до периода советской власти, ни тем более, после, особых успехов не имело. Вместе с тем, национальная вера (т.е. язычество) нивхов при советской власти сохранялась в виде «народных традиций». Из обследованных нами нивхов, даже формально считали себя христианами лишь единицы.

Для каждой стадии этнофункционального развития на материале русских испытуемых мы теоретически и эмпирически выделили оптимальные возрастные периоды начала каждой стадии: природная стадия от 1 года до 5 лет, сказочно-анимистическая от 2 лет до 5 лет, религиозно-этическая 6-8 лет, стадия Просвещения 7-9 лет и т.д.

Похоже, что, например, для чукчей оптимальный возрастной период начала религиозно-этической стадии может быть несколько более поздним (до 10 лет) и, соответственно, у них увеличивается длительность природной и сказочно-анимистической стадий2.

Теоретически не только содержание и последовательность ведущих представлений (и, соответственно, стадий) в развитии личности аналогичны этапам развития определенной этносреды, но и оптимальный возрастной период начала стадий в различных этносредах может различаться. Если, например, христианизация какого-либо народа произошла исторически позже, чем у другого народа, то и оптимальный период начала религиозно-этической (наднациональной) стадии развития личности должен начинаться относительно позже.

Как мы полагаем, оптимальный возрастной период начала религиозно-этической стадии у нивхов и чукчей3 должен быть, несколько позже, чем, например, у эвенов и существенно позже, чем у русских, в связи с тем, что христианизация чукчей и нивхов началась позже, чем у эвенов4 и, тем более у русских.

Различные реальные отклонения от идеального прообраза развития (архегении) конкретной этносреды: этнодифференцирующее содержание стадий, нарушение их последовательности (как и выпадение) и отклонение начала стадий за пределы оптимальных возрастных периодов рассматриваются как искажения развития.

Характеристика выборки. Всего был обследован 101 испытуемый. Все испытуемые были нивхами (по самоопределению). Из них более половины - женщины. Были обследовано большинство учащихся-нивхов МБОУ школы-интерната с. Некрасовка Охинского района Сахалинской области в возрасте 13-16 лет, всего 56 человек. Из всей группы 21 учащийся имел диагноз «легкая умственная отсталость» и обучался по программе VIII вида, как в отдельном классе, так и инклюзивно. Обследование школьников осуществлялось при содействии администрации школы. Кроме того, были обследованы 45 человек взрослых-нивхов, в возрасте от 35 до 70 лет, проживающих в с. Некрасовка и родившихся в традиционном ареале проживания сахалинских нивхов. Обследование взрослых в значительной степени осуществлялось на базе национальной общины «Кыхкых» («Лебедь») при содействии администрации общины.

В качестве методики исследования мы использовали, во-первых, структурированное этнофункциональное интервью,

Дети из школы-интерната с. Некрасовка Охинского района Сахалинской. Фото с сайтов http://pravosakh. ru/news/ и http://skr. su/news/

На открытии выставки, посвященной 10-летию общественной организации «Кыхкых» («Лебедь»)». Фото с сайта http://kykhkykh.org/

1 Ведущими представлениями ментальности общества на данном этапе развития этносреды называются те, которые в результате историко-психологической реконструкции определяются как детерминирующие ход исторического развития и подготовившие следующий его этап.

2 Сухарев А.В. Этнофункциональный анализ психологической адаптированности коренных народов Камчатского края: чукчей, коряков и русских камчадалов // Психологический журнал. 2013. № 3. Т. 34. С. 36-50.

3 Там же.

4 См., напр.: Эвены [Электронный ресурс] // Momotik.ru Народный проект. Режим доступа: 1Шр://тото&.га/гатс^ершау/Эве-ны; Сибирский сборник-3: народы Евразии в составе двух империй: Российской и Монгольской. Материалы VIII Сибирских чтений / Отв. ред. П.О. Рыкин. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, 2011.

разработанное А.В. Сухаревым. В процессе использования данного метода осуществляется этнофункциональный анализ актуального состояния ментальности личности и ее развития в онтогенезе. Т.е. на основе данных субъективного анамнеза выявляется содержание, последовательность и время начала стадий этнофункционального развития личности, а также представлений, суждений, отношений субъекта к родной этносреде на момент обследования; в частности, выявлялось отношение испытуемых к Заповедям Закона Божьего - к тем именно, где речь не шла об отношении человека и Бога (т.е. с V по X). Для обследования части испытуемых использовался также тест Роршаха, шифровка и интерпретация по Э. Бому . Использовался показатель гармоничного взаимодействия когнитивной и эмоционально-чувственной сферы (личностной зрелости) - ответ по тесту Роршаха типа FFb+ и показатель патологического торможения когнитивных процессов - ответ типа «отказ». Также анализировалась школьная документация, результаты анализа обсуждались с учителями и администрацией школы.

В целом, программа исследования соответствует требованиям, установившимся в современной психологии и сформулированным в учебниках и учебных пособиях по общей и социальной психологии2.

Искажения этнофункциональной целостности (системности) ментальности личности рассматривались как на настоящий момент, так и этнофункциональные искажения ее развития. Искажения этнофункциональной целостности в настоящий момент определялись по показателям наличия этнодифференцирующих отношений, оценок, суждений, касающихся современности, а искажения развития - по показателям, относящихся к более или менее ранней стадии онтогенеза ментальности личности.

Искажения этнофункционального развития и целостности ментальности личности в настоящем исследовании фиксировались как этнофункциональные особенности личности по следующим показателям - наличию в содержании мен-тальности этнодифференцирующих по отношению к нивхской этносреде представлений, отношений, оценок, суждений:

1. Этнодифференцирующие, т.е. слишком ранние или поздние, по сравнению с оптимальными возрастными периодами, возникновение представлений, относящихся к различным стадиям развития личности. В качестве этноинтегрирующего показателя развития для нивхов мы полагали начало природной и сказочно-анимистической стадий не позже 5 лет, а в качестве этнодифференцирующего - не ранее 6 лет.

2. В соответствии с теорией, в проектируемом содержании ментальности нивха должно быть гармонично представлено как национальное, «языческое» содержание, так и христианские представления, не говоря уже о научных представлениях. Поэтому, в качестве этноинтегрирующих показателей мы рассматривали принятие личностью Заповедей Закона Божьего, также как и принятие христианства, наряду с национальной верой. В качестве этнодифференцирующих показателей мы полагали неприятие личностью 3-х и более заповедей, атеизм (как неприятие и христианства и национальной веры), так и неприятие либо христианства, либо национальной веры.

3. Признание нивхского языка родным имеет этноинтегрирующую функцию, а не признание имеет этно-дифференцирующую функцию.

4. В качестве этноинтегрирующего показателя мы рассматривали употребление только нивхского языка в возрасте до 7 лет. Относительно этнодифференцирующим показателем мы полагали употребление до 7 лет только русского языка. Еще более выраженной этнодифференцирующей функцией обладает употребление до 7 лет нивхского языка, наряду с русским, т.к. взаимно этнодифференцирующей функцию имеет само по себе употребление нивхского и русского языков, кроме того, более выраженную этнодифференцирующую функцию относительно нивхского самосознания и этносреды в целом имеет русский язык.

5. Желание жить постоянно в родном природном ареале наделяется этноинтегрирующей функцией, а желание навсегда поменять природный ареал проживания имеет этнодифференцирующую функцию (даже в форме переезда из деревни в город на постоянное место жительства).

6. Наличие интереса к родному языку и традициям наделяется этноинтегрирующей функцией, отсутствие такового - этнодифференцирующей функцией.

7. Предпочтение в питании этнодифференцирующих продуктов - бананов, апельсинов и пр.

9. Предпочтение этнодифференцирующих растений и животных - пальма, кактус, гепард, попугай и пр.

10. Отрицательное отношение к зиме наделялется этнодифференцирующей функцией.

11. Наличие в воспоминаниях образов из мультфильмов (мультфильмов со сказочным нивхским или русским содержанием в ответах испытуемых не было зафиксировано) по сравнению с образами из любых народных или авторских сказок, рассказанных родителями, мы наделяем этнодифференцирующей функцией по следующим причинам. Во-первых, образное содержание мультфильмов представляли образы из мультфильмов «Ну, погоди», «Винни-пух», «Том и Джерри», «Микки-Маус» и т.п., являющиеся этнодифференцирующими. Во-вторых, сама «видеоподача» данных образов являлась также этнодифференцирующей, т.к. в технологическом плане осуществлялась на основе научных достижений эпохи просвещения (оптимальный период начала для русских - от 7 до 9 лет).

12. Наличие переживаний, связанные с представлениями о грехе, справедливости, совести или Боге в возрасте до 6-8 лет наделяется этноинтегрирующей функцией.

В ходе исследования наличие показателей искажения этнофункционального развития и этнофункциональной целостности ментальности личности сопоставлялись с различными показателями психологической адаптированности. При этом нами учитывались результаты исследований процессов адаптации, выполненные в Институте психологии РАН3.

1 Bohm E. Lehrbuch der Rorschach-Psychodiagnostik. Bern: Huber, 1972.

2 Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003; Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2008; Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002.

3 Бодров В.А., Дикая Л.Г., Журавлев А.Л. Психологическая адаптация профессиональной деятельности: Основные направления и результаты современных исследований // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Вып. 3 / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. М.: ИП РАН, 2012. С. 9-32; Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. М.: ИП РАН, 2008; Психология адаптации и социаль-

Социально-психологические показатели адаптированности личности использовались следующие.

1. В микросоциальном плане: а) желание иметь 3 < детей в семье (более оптимальный уровень адаптированности); желание иметь < 1 ребенка в семье (менее оптимальный уровень адаптированности).

2. В макросоциальном плане: б) принятие всех Заповедей Закона Божьего с V по X, т.е. тех, которые регулируют поведение не только христианина, но и соответствует общепризнанным моральным нормам, регулирующим поведение человека - отношение к родителям, к убийству, к прелюбодеянию, к воровству, ко лжи, к зависти (более оптимальный уровень адаптированности) или не принятие 3-х и более заповедей (менее оптимальный уровень адаптированности).

Психолого-педагогические показатели.

1. Академическая успеваемость в школе по 5-балльной системе: 5 баллов (высокий уровень адаптирован-ности); успеваемость 2-3 балла (низкий уровень адаптированности).

2. Оценка по поведению 5 баллов (высокий уровень адаптированности); оценка по поведению 2-3 балла (низкий уровень адаптированности).

Клинико-психологические показатели.

1. Жалобы на расстройство сна: наличие (низкий уровень адаптированности) / отсутствие (высокий уровень адаптированности).

2. Склонность к тоскливо-апатическому ведущему эмоциональному состоянию: наличие (низкий уровень адаптированности) / отсутствие (высокий уровень адаптированности).

3. Психосоматические расстройства: наличие (низкий уровень адаптированности) / отсутствие (высокий уровень адаптированности).

4. Легкая умственная отсталость: наличие (низкий уровень адаптированности) / отсутствие (высокий уровень адаптированности).

Общепсихологические показатели:

1. Гармоничность взаимодействия когнитивной и эмоционально-чувственной сферы: наличие (высокий уровень адаптированности) / отсутствие (низкий уровень адаптированности).

2. Эмоциональное торможение когнитивных процессов: наличие (низкий уровень адаптированности) / отсутствие (высокий уровень адаптированности).

Мы полагаем, что слабым местом приведенного исследования были небольшие выборки испытуемых, что явилось результатом достаточно стесненных местных социальных и финансово-организационных условий проведения полевого исследования, обсуждать которые мы считаем здесь неуместным. Однако, существенно то, что во всех исследуемых группах полученные результаты были статистически достоверны, а все полученные результаты согласовывались с теми или иными теоретическими и эмпирическими положениями этнофункционального подхода.

Данные исследования обрабатывались с помощью статистического критерия Пирсона %2. Максимальная вероятность ошибки полагалась при р < 0,05, %2 =3,8. Тенденция к достоверности полагалась при р < 0,1, %2=2,7.

Результаты исследования

По социально-психологическим показателям психологической адаптированности были получены следующие результаты (табл. 1, 1а, 2).

Таблица 1

Различие количества этнофункциональных особенностей учащихся-нивхов,

принимающих все Заповеди Закона Божьего с V по X, по сравнению с теми, кто не принимает минимум три заповеди, в %

Этнофункциональные особенности личности Принимают все заповеди (п = 7) Не принимают минимум 3 заповеди (п = 23) 2 X р

Зима не нравится 0 17 15,8 р < 0,001

Есть желание переехать жить в другое место 29 70 3,8 р < 0,05

Считают себя атеистами (отрицают и христианство, и национальную веру) 14 43 2,0 -

Родным языком считают нивхский 0 22 1,83 -

Очень нравится нивхский язык и традиции 71 30 3,8 р < 0,05

Помнят образы родной природы после 5 лет 14 57 3,8 р < 0,05

Помнят образы родной природы до 5 лет включительно * 86 44 3,9 р < 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помнят себя до 5 лет включительно * 83 71 0,03 -

Русские народные сказки (слушали / читали) до 7 лет 29 18 0,35 -

Нивхские сказки до 7 лет 0 0 -

Воспоминания образов из мультфильмов до 5 лет включительно *** 0 39 3,9 р < 0,05

*Учащиеся нередко могут относить первые воспоминания о себе, например, к 8 годам, а первые воспоминания о природе к 5 годам и т.п.;

Сказки встречались: русские народные, сказки Пушкина. Нивхских сказок в обеих группах выявлено не было. Мультфильмы: 1. Ну, погоди!, Том и Джерри (преимущественно); 2. Микки-Маус; 3. Кот Леопольд; 4. Винни-Пух; 5. Горгульи.б.Телепузики.

ная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: ИП РАН, 2007.

Достоверных различий между группами учащихся-нивхов, придерживающихся христианства или придерживающихся национальной веры, а также придерживающихся и того и другого, по количеству принимаемых заповедей выявлено не было.

Данные табл. 1 свидетельствую о том, что в целом принятие всех заповедей связано с наличием у индивида ранних (до 5 лет) воспоминаний о родной природе, положительным отношение к родной природе и климату, желанием жить в родном природном ареале, повышенным интересом к родному языку и традициям, а также отсутствием в воспоминаниях этнодифференцирующих видеообразов - как по содержанию, так и по технологии их подачи, относящейся к стадии Просвещения (оптимальный возраст не ранее 7-9 лет). Существенно, что принятие заповедей, впрочем, как и другие этноинтегрирующие показатели связаны именно с первыми воспоминаниями о родной природе, а не с любыми первыми воспоминаниями до 5 лет («помнят себя»). Отметим, что обусловленность принятия заповедей с менее нарушенным эт-нофункциональным онтогенезом и их относительным непринятием при более выраженных нарушениях получены в ранее проведенных исследованиях1. Это также косвенно подтверждает результат, ранее полученный Е.А. Выдриной, что возникновение у детей представлений о Боге, обусловливается, кроме прочих причин, наличием в воспоминаниях у детей 5-6 лет представлений о родной природе и сказочно-анимистических образов, относящихся к оптимальным возрастным периодам2. Интересно отметить, что аналогичное исследование, проведенное не взрослых нивхах показало полное отсутствие каких-либо связей. Это объясняется, на наш взгляд, более напряженным отношением старшего поколения («доперестроечного» советского воспитания), чем современных учащихся, с которыми в рамках учебного процесса ведется определенная работа по ознакомлению с религиозным, в частности, православным мировоззрением и нравственностью.

Таблица 1а

Различие групп учащихся-нивхов, принимающих все Заповеди Закона Божьего с V по X, по сравнению с теми, кто не принимает минимум три заповеди, по количеству показателей теста Роршаха, в %

Показатели теста Роршаха Принимают все заповеди (n = 6) Не принимают минимум 3 заповеди (n = 20) 2 X Р

Гармоничное взаимодействие когнитивной и эмоционально-чувственной сферы (FFb+) 50 5 7,2 р < 0,01

Данные табл. 1а свидетельствуют о том, что принятие учащимися-нивхами Заповедей Закона Божьего связано со сформированностью у них способности к гармоничному взаимодействию когнитивной и эмоционально-чувственной сферы. В наших ранее проведенных исследованиях показано, что наличие гармоничного взаимодействия эмоционально-чувственной и когнитивной сферы связано с наличием в воспоминаниях испытуемых представлений о родной природе, сказочно-анимистических представлений, а также с наличием представлений о себе как о православном верующем человеке3. Эти результаты также согласуются с полученными нами в настоящем исследовании.

Таблица 2

Различие количества этнофункциональных особенностей личности у учащихся-нивхов, желающих иметь не более 1 ребенка, по сравнению с теми, кто хотел бы иметь не менее 3 детей, в %

Особенности личности учащихся-нивхов (вся группа 30 чел.) Хотели бы иметь не более 1 ребенка (n = 5) Хотели бы иметь не менее 3 детей (n = 13) X2 р

Помнят образы родной природы до 6 лет 17 50 3,14 р < 0,1 тенд.

Помнят образы родной природы после 5 лет 60 15 3,6 р < 0,05

Данные, представленные в табл. 2, свидетельствуют о связи повышения мотивации к биологическому воспроизводству с наличием воспоминаний о родной природе в раннем онтогенезе до 5 лет. Это вполне согласуется с эт-

1 Сухарев А.В., Грачев В.С. Роль восстановления этноинтегрирующих образов природы в психопрофилактике делин-квентного поведения у подростков // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 47-58; Сухарев А.В. Чулисо-ва А.П. Этнофункциональная коррекция образной сферы личности осужденных за насильственные преступления. М.: ИП РАН, 2013

2 Выдрина Е.А. Этнофункциональный аспект возникновения легкой умственной отсталости у дошкольников: Автореф. дисс. ... к. психол. н. М., 2007.

3 Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. С. 169.

Дети из школы-интерната с. Некрасовка Охин-ского района Сахалинской. Фото с сайта http://skr.su/news/235009

Посещение школы-интерната с. Некрасовка настоятелем прихода прп. Сергия Радонежского в г. Охе. Фото с сайта http://pravosakh.ru/news/

нофункциональной теорией и дополняет результаты исследования социально-психологических условий биологического воспроизводства населения, полученных в процессе ране проведенных полевых экспедиционных исследований в 1993, 2011 гг.1.

По психолого-педагогическим показателям психологической адаптированности были получены следующие результаты (табл. 3, 4).

Таблица 3

Различие количества этнофункциональных особенностей личности у учащихся-нивхов в группе 24 чел. с различным уровнем академической успеваемости, в %

Этнофункциональные особенности учащихся-нивхов Учащиеся с уровнем успеваемости 2-3 балла (n = 12) Учащиеся с уровнем успеваемости 4-5 баллов (n = 5) 2 X Р

Помнят образы родной природы с 7 лет и старше 50 17 3,0 р < 0,1 тенд.

Помнят образы из мультфильмов до 5 лет включительно* 80 8 8,7 р < 0,01

'Мультфильмы: 1.Ну, погоди!, Том и Джерри (преимущественно); 2. Кот Леопольд, Микки-Маус; 3. Винни-Пух; 4. Горгульи. 5. Телепузики.

Согласно табл. 3, низкая академическая успеваемость учащихся связана с отсутствием у них воспоминаний о родной природе в возрасте до 7 лет, что согласуется с нашими ранее проведенными исследованиями2, а также с исследованиями, проведенными под нашим руководством3. Кроме того, низкая успеваемость связана с наличием в воспоминаниях этнодифференцирующих видеообразов, относимых ими к возрасту до 5 лет.

Таблица 4

Различие количества этнофункциональных особенностей личности в группе учащихся-нивхов (42 чел.)

с различными оценками по поведению, в %

Особенности личности учащихся-нивхов Учащиеся с оценками по поведению 2-3 балла(п=10) Учащиеся с оценками по поведению 5 баллов (n=32) 2 X р

Помнят образы родной природы после 5 лет 60 31 2,7 р < 0,1 тенд.

Считают себя атеистами (не принимают ни христианства, ни национальной веры) 50 13 5,8 р < 0,05

Жалобы на расстройство сна 40 16 2,5 р < 0,1 тенд.

Данные табл. 4 подтверждают наши ранее проведенные исследования о повышения связи мотивации к учению с наличием воспоминаний о родной природе в возрасте до 5 лет и наличия положительных христианских религиозных переживаний (т.к. наличие данных переживаний в оптимальном возрасте 6-8 лет связано с наличием христианского мировоззрения в более зрелом возрасте4. Связь низкой успеваемости с наличием клинико-психологических показателей расстройства сна свидетельствует о достаточно редко учитываемым в педагогической практике факторе обусловленности низкой успеваемости данного рода причинами.

По клинико-психологическим показателям психологической адаптированности были получены следующие результаты (табл. 5, 6).

Склонность к тоскливо-апатическому эмоциональному состоянию в группе учащихся-нивхов (56 чел.) выявлена у 23% учащихся, а дети с жалобами на расстройство сна составляли 18%.

Таблица 5

Количество этнофункциональных особенностей у учащихся-нивхов в психической «норме» по сравнению с жалобами на тоскливо-апатическое ведущее эмоциональное состояние, в %

Этнофункциональные особенности Ничего не помнят до 7 лет Очень интересуются нивхским языком и традициями Предпочитают этнодифференцирующих животных и (или) растения

«Норма» (п = 35) 6 46 11

Преобладает тоскливо-апатическое состояние (п = 17) 35 18 41

Пирсон - х2 7,7 3,9 2,6

Вероятность ошибки (р) р < 0,01 р < 0,05 р < 0,1 тенденция

Данные, приведенные в табл. 5, практически полностью подтверждают результаты нашего ранее проведенного экспедиционного исследования на контингенте чукчей5. Следует отметить, что склонность к тоскливо-апатическому эмоциональному состоянию внешне может выглядеть как лень и связана со снижением у детей энергетического потенциала.

1 Сухарев А.В. Этнофункциональный анализ психологической адаптированности коренных народов... и др.

2 Там же.

3 Неверова Т.В. Роль психологических этнофункциональных факторов повышению уровня мотивации к учению у подростков // Вопросы психологии. 2011. № 5. С. 81-91.

4 Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии; Сухарев А.В., Грачев В.С. Роль восстановления этноинте-грирующих образов природы в психопрофилактике делинквентного поведения у подростков // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 47-58.

5 Сухарев А.В. Этнофункциональный анализ психологической адаптированности коренных народов.

Таблица 6

Различие количества этнофункциональных особенностей учащихся в интеллектуальной «норме» от обучающихся по программе VIII вида (с диагнозом «легкая умственная отсталость»), в %

Очень высокий интерес к нивхскому языку и традициям Не интересны нивхский язык и традиции Нивхский язык считаю родным Помню родную природу до 6 лет Придерживаюсь национальной веры

«Норма» (п = 35) 51 3 34 63 20

«Легкая умственная отсталость» (п = 21) 24 33 10 38 5

Пирсон - X 4,1 10,0 4,3 3,2 2,5

Вероятность ошибки (р) 0,05 0,01 0,05 0,1* тенденция 0,1* тенденция

'Тенденция: р < 0,1 при х2=2,7

Данные, представленные в табл. 6, частично совпадают с результатами, полученными в процессе полевого исследования чукчей, частично же дополняют их; все полученные данные согласуются с теоретическими и эмпирическими положениями этнофункционального подхода1. Связи наличия диагноза «легкая умственная отсталость» с принятием христианства или атеистическими взглядами выявлено не было. В целом этнофункциональная теория и эмпирические исследования позволяют интерпретировать наличие у учащихся легкой умственной отсталости со снижением энергетического (адаптационного) потенциала и снижением направленности на родную этносреду.

В группе учащихся-нивхов (всего 44 чел.) здоровые учащиеся-нивхи (35%), по сравнению с учащимися-нивхами, страдающих различными заболеваниями (это преимущественно аллергии и гастриты, 6%), чаще считают нивхский язык своим родным (%2=5,1; р<0,05). Данный результат дополняет полученные нами ранее результаты исследования на контингенте чукчей о связи отсутствия воспоминаний о родной природе до 5 лет с наличием психосоматических расстройств2.

Результаты исследования связи общепсихологического показателя гармоничности взаимодействия эмоционально-чувственной и когнитивной сферы с различными этнофункциональным показателям адаптированности (FFb+).

Таблица 7

Различия количества этнофункциональных особенностей личности у взрослых-нивхов, говоривших до 7 лет только по-нивхски, по сравнению с теми, кто говорил только по-русски, в %

Этнофункциональные особенности личности Говорили только по-нивхски до 7 лет (п = 12) Говорили только п о - р у с с к и до 7 лет (п = 21) 2 X Р

Придерживаются и национальной веры, и христианства 50 19 3,5 р < 0,05

Придерживаются национальной веры 42 24 1,2 -

Придерживаются христианства 0 24 3,4 р < 0,05

Помнят образы родной природы до 5 лет включительно 100 42 4,8 р < 0,05

Слушали нивхские сказки до 6 лет 42 5 7,0 р < 0,01

Слушали русские народные сказки до 6 лет 0 24 3,4 р < 0,05

Гармоничное взаимодействие эмоциональной и когнитивной сферы FFb+ 67 62 0,1 -

Таблица 8

Различия количества этнофункциональных особенностей личности у взрослых-нивхов, говоривших до 7 лет только по-нивхски, по сравнению с теми, кто говорил и по-нивхски и по-русски, в %

Этнофункциональные особенности личности Только по-нивхски до 7 лет (п= 12) По-нивхски и по-русски до 7 лет (п=12) 2 X Р

Придерживаются и национальной веры, и христианства 50 17 3,0 р < 0,1, тенд.

Придерживаются национальной веры 42 42 - Нет разл.

Придерживаются христианства 0 0 - Нет разл.

Помнят образы родной природы до 5 лет включительно 100 42 9,9 р < 0,01

Слушали нивхские сказки до 6 лет 42 8 3,6 р < 0,05

Слушали русские народные до 6 лет 0 0 -

Гармоничное взаимодействие эмоциональной и когнитивной сферы FFb+ 67 17 6,17 р < 0,05

1 Там же.

2 Там же.

Таблица 9

Различия количества этнофункциональных особенностей личности у взрослых-нивхов, говоривших до 7 лет только по-русски, по сравнению с теми, кто говорил и по-нивхски и по-русски, в %

Этнофункциональные особенности личности Только по-русски до 7 лет (n = 21) По-нивхски и по-русски до 7 лет (П = 12) 2 X Р

Придерживаются и национальной веры и христианства 19 17 0,03 Нет разл.

Придерживаются национальной веры 24 42 1,3 Нет разл.

Придерживаются христианства 24 0 3,2 р < 0,1, тенд.

Образы родной природы до 5 лет включительно 71 42 2,3 -

Слушали нивхские сказки до 6 лет 5 8 0,17 -

Слушали русские народные до 6 лет 24 0 3,4 р < 0,05

Гармоничное взаимодействие эмоциональной и когнитивной сферы FFb+ 57 17 5,12 р < 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, было установлено, что у взрослых-нивхов, говоривших до 7 лет только по-русски, по сравнению с теми, кто говорил и по-русски и по-нивхски ответы типа FFb+ также встречаются чаще (63% к 17%) (%2 = 8,2; р < 0,01). Данный результат, наряду с данными табл. 8, свидетельствует о том, что более однородная культурная направленность в возрасте до 7 лет в может более благотворно влиять на развитие личности, т.е. способствует формированию более гармоничного взаимодействия эмоционально-чувственной и когнитивной сферы и способствует более гармоничному сочетание традиционного мировоззрения («веры») и христианства.

Было также установлено, что у учащихся-нивхов, относящих воспоминания о родной природе к возрасту до 5 лет включительно (12 чел.), по сравнению с теми, кто относит данные воспоминания к возрасту после 6 лет включительно (13 чел.) чаще встречаются ответы типа FFb+ (%2 = 6,8; р < 0,01); это также подтверждается результатами наших предыдущих исследований1. Согласно данным табл. 7, 8, 9, взрослые испытуемые, говорившие до 7 лет только на нивхском языке чаще по сравнению с говорившими только на русском языке, имеют относительно ранние воспоминания о родной природе и более склонны именно к сочетанию христианской и национальной веры, не отдавая предпочтения ни традиционной национальной вере, ни христианству. Наши ранее проведенные исследования н контингенте чукчей и русских свидетельствуют о том, что воспоминания о родной природе, относимые к периоду до 5, лет связаны, а ряде случаев обусловливают более оптимальное развитие личности и оптимизацию ее психосоматического здоровья2. Сочетание положительно окрашенных воспоминаний о родной природе и сказочно-мифологических и анимистических образах, а также моральных (по сути - христианских) переживаний относимых к оптимальным возрастным периодам (соответственно в 1-5 и 6-8 лет), связано с гармоничным взаимодействием когнитивной и эмоционально-чувственной сферы (наличие показателей FFb+ по тесту Роршаха), а также со снижением эмоционального торможения когнитивных

процессов (снижение количества показателей «отказы» и «шоки» по тесту Роршаха) и др.3.

* * *

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Принятие учащимися-нивхами Заповедей Закона Божьего (с V по X) связано с наличием у них воспоминаний о родной природе до 5 лет, положительным отношение к родной природе и климату, желанием жить в родном природном ареале, повышенным интересом к родному языку и традициям, а также отсутствием в воспоминаниях этнодифференцирующих видеообразов - как по содержанию, так и по технологии их подачи, относящейся к стадии Просвещения (оптимальный возраст не ранее 7-9 лет), а также со сформированностью у них способности к гармоничному взаимодействию когнитивной и эмоционально-чувственной сферы. Существенно, что принятие заповедей связано именно с наличием относимых к возрасту до 5 лет воспоминаний о родной природе, а не с наличием любых воспоминаний, относимых к данному возрасту.

2. Повышение мотивации к биологическому воспроизводству связано с наличием воспоминаний о родной природе, относимых ими к возрасту до 5 лет.

3. Низкая академическая успеваемость учащихся-нивхов связана с отсутствием у них воспоминаний о родной природе, относимых к возрасту до 7 лет.

4. Низкие оценки по поведению у учащихся-нивхов связаны с отсутствием у них воспоминаний о родной природе, относимых к возрасту до 5 лет, а также с наличием атеистических взглядов.

5. Склонность учащихся-нивхов к тоскливо-апатическому эмоциональному состоянию связана отсутствием каких-либо воспоминаний, относимых к возрасту до 7 лет, отсутствием интереса родному языку и традициям и предпочтением этнодифференцирующих растений и животных.

6. Наличие диагноза «легкая умственная отсталость» у учащихся-нивхов связана с отсутствием интереса к родному языку и традициям, непризнанием национальной веры, непризнанием нивхского языка родным, отсутствием воспоминаний о родной природе, относимых к возрасту до 6 лет.

7. Взрослые испытуемые, говорившие до 7 лет только на нивхском языке чаще, по сравнению с говорившими только на русском языке, имели относительно ранние воспоминания о родной природе и были склонны именно к сочетанию христианской и национальной веры, не отдавая предпочтения ни традиционной национальной вере, ни христианству.

1 Там же; Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии.

2 Там же.

3 Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии.

8. У взрослых-нивхов, говоривших до 7 лет только по-русски, по сравнению с теми, кто говорил и по-русски и по-нивхски показатели гармоничного взаимодействия эмоционально-чувственной и когнитивной сферы встречаются чаще.

9. Более однородная этнофункциональная направленность в возрасте до 7 лет (употребление только нивхского или русского языка) может более благотворно влиять на развитие личности, т.е. способствует формированию более гармоничного взаимодействия эмоционально-чувственной и когнитивной сферы и способствует более гармоничному сочетание традиционного мировоззрения («веры») и христианства. Однако употребление до 7 лет только нивхского языка связано с наличием направленности на родную природу и культуру, что обусловливает более высокий адаптационный потенциал личности.

10. Здоровые учащиеся-нивхи (35%), по сравнению с учащимися-нивхами, страдающими различными заболеваниями, (преимущественно аллергиями и гастритами - 6%), чаще считают нивхский язык своим родным.

В итоге проведенного исследования было установлено, что наличие искажений этнофункционального развития ментальности личности у сахалинских нивхов связаны с нарушениями у них психологической адаптированности по ряду социально-психологических, клинико-психологических, психолого-педагогических и общепсихологических показателей. Полученные результаты подтверждают выводы наших предыдущих исследований о продуктивности использования этнофункционального подхода в этнопсихологических исследованиях. Перспективным направлением этнофунк-циональных этнопсихологических исследований является дальнейшая разработка теоретических и эмпирических оснований целостного учета факторов этносреды для оптимизации (прогноза и коррекции) поведения личности и общества

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодров В.А., Дикая Л.Г., Журавлев А.Л. Психологическая адаптация профессиональной деятельности: Основные направле-

ния и результаты современных исследований // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Вып. 3 / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. М.: ИП РАН, 2012. С. 9-32.

2. Выдрина Е.А. Этнофункциональный аспект возникновения легкой умственной отсталости у дошкольников: Автореф.

дисс. ... к. психол. н. М., 2007.

3. Журавлев А.Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6.

С. 83-88.

4. Журавлев А.Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. М.: ИП РАН, 2011.

5. Журавлев А.Л. Взаимодействие фундаментальной психологии и психологической практики: направления развития //

Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С. 8-13.

6. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ФО-

РУМ; ИНФРА-М, 2008.

7. Неверова Т.В. Роль психологических этнофункциональных факторов повышению уровня мотивации к учению у под-

ростков // Вопросы психологии. 2011. № 5. С. 81 - 91.

8. Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л.

Журавлева. М.: ИП РАН, 2008.

9. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая,

А.Л. Журавлев. М.: ИП РАН, 2007.

10. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003.

11. Психология: современные направления междисциплинарных исследований: Материалы научной конференции, посвя-

щенной памяти члена-корреспондента РАН А.В. Брушлинского, 8 октября 2002 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Та-рабрина. М.: ИП РАН, 2003.

12. Сибирский сборник-3: народы Евразии в составе двух империй: Российской и Монгольской. Материалы VIII Сибир-

ских чтений / Отв. ред. П.О. Рыкин. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, 2011.

13. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002.

14. Сухарев А.В. Этническая функция культуры и психические расстройства // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 2.

С. 129-137.

15. Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: ИП РАН, 2008.

16. Сухарев А.В. Этнофункциональный аспект исследования ментальности // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 3. С.

118-127.

17. Сухарев А.В. Этнофункциональный анализ психологической адаптированности коренных народов Камчатского края:

чукчей, коряков и русских камчадалов // Психологический журнал. 2013. № 3. Т. 34. С. 36-50

18. Сухарев А.В., Грачев В.С. Роль восстановления этноинтегрирующих образов природы в психопрофилактике делин-

квентного поведения у подростков // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 47-58

19. Сухарев А.В. Чулисова А.П. Этнофункциональная коррекция образной сферы личности осужденных за насильственные

преступления. М.: ИП РАН, 2013

20. Ушаков Д.В., Журавлев А.Л. Исследование психологической практики как путь ее сближения с фундаментальной пси-

хологией // Вестник практической психологии образования. 2011. № 3. С. 17-21.

21. Ушаков Д.В., Журавлев А.Л. Фундаментальная психология и практика: проблемы и тенденции взаимодействия // Пси-

хологический журнал. 2011. Т. 32. № 3. С. 5-16.

22. Эвены [Электронный ресурс] // Momotik.ru Народный проект. Режим доступа: http://momotik.ru/ramoefepusav/Эвены.

23. Юревич А.В. Методология и социология психологии. М.: ИП РАН, 2010

24. Bohm E. Lehrbuch der Rorschach-Psychodiagnostik. Bern: Huber, 1972.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Сухарев, А. В., Панкова, С. Ю., Соснин, В. А., Чулисова, А. П. Роль этнофункциональных параметров в психологической адаптации коренных народов Сахалинской области (на примере нивхов) / А.В. Сухарев, С.Ю. Панкова, В.А. Соснин, А.П. Чулисова // Пространство и Время. — 2015. — № 1—2(19—20). — С. 279—288. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st1_2-19_20.2015.85._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.