Научная статья на тему 'ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НРАВСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ'

ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НРАВСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТИ / ЭТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротов Евгений Викторович

Статья посвящена теоретическому анализу феномена этического воспитания как неотъемлемой части нравственной педагогики. Подробно представлен терминологический аппарат исследования, охарактеризованы такие категории как «этика», «мораль», «нравственность». Рассмотрены задачи и функции этического воспитания. Представлено содержание воспитания и обозначена роль его этической составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL EDUCATION AS PART OF MORAL PEDAGOGY

The article is devoted to the theoretical analysis of the phenomenon of ethical education as an integral part of moral pedagogy. The terminological apparatus of the study is presented in details, such categories as «ethics», «morality», «moral» are characterized. The tasks and functions of ethical education are considered. The content of education is presented and the role of its ethical component is indicated.

Текст научной работы на тему «ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НРАВСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ»

- организовывать совместные проекты с обучающимися;

- развивать навыки общения с обучающимися.

Педагогические условия - это меры по воздействию педагога дополнительного образования на учащегося с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Выводы. Таким образом, организация проектной деятельности в системе дополнительного образования - это набор специально обоснованных и организованных требований образовательной деятельности, которые вместе помогают успешно достичь запланированного результата на разных этапах деятельности и в целом. Обобщив все позиции научных исследователей, были выделены педагогические условия для эффективной реализации проектной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования [7]:

- организационно-техническое оснащение работы;

- информационно-техническое сопровождение работы;

- ценностно-мотивационные условия успешности выполнения работы;

- условия по совершенствованию контроля самостоятельной деятельности обучающихся.

Литература:

1. Боровиков, Л.И. Педагогика дополнительного образования: учебно-методическое пособие для руководителей центров детского творчества. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2012. - 145 с.

2. Волкова, А.Т. Принципы организации проектной деятельности учащихся в Центре «Экология и культура». - М.: Инноватор, 2014. - 166 с.

3. Малкова, И.Ю. Педагогические функции метода проектов в условиях их реализации в школе. -Томск: Академия, 2014. - 123 с.

4. Пастарнак, М.П. Дидактические основы применения проектного обучения учащихся в процессе изучения образовательной области «Технология». - Брянск, 1997. - 423 с.

5. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2015. - 114 с.

6. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьника: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 159 с.

7. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 26 декабря 2017 года № 1642

8. Смирнова Ж.В., Большакова Ю.С., Мададова К.Х. Сущность контрольно-оценочной деятельности и ее особенности организации в дополнительном образовательном учреждении // В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования. сборник статей по материалам VII региональной научно-практической конференции. Мининский университет. 2020. -С. 34-36.

9. Ходырева, В.А. Проектная деятельность в духовно-нравственном воспитании учащихся. -Новокузнецк, 2005, - 47 с.

Педагогика

УДК 37.034

магистр педагогических наук Кротов Евгений Викторович

Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Оренбургская духовная семинария Оренбургской Епархии Русской Православной Церкви» (г. Оренбург)

ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НРАВСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. Статья посвящена теоретическому анализу феномена этического воспитания как неотъемлемой части нравственной педагогики. Подробно представлен терминологический аппарат исследования, охарактеризованы такие категории как «этика», «мораль», «нравственность». Рассмотрены задачи и функции этического воспитания. Представлено содержание воспитания и обозначена роль его этической составляющей.

Ключевые слова: этическое воспитание, нравственная педагогика, мораль, нравственности, этика. Annotation. The article is devoted to the theoretical analysis of the phenomenon of ethical education as an integral part of moral pedagogy. The terminological apparatus of the study is presented in details, such categories as «ethics», «morality», «moral» are characterized. The tasks and functions of ethical education are considered. The content of education is presented and the role of its ethical component is indicated. Keywords: ethical education, moral pedagogy, morality, morals, ethics.

«Ребенок - иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев.

Порой предпочитает осмотреться сам; трудно - попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы».

Януш Корчак «Как любить ребенка»

Введение. Базовые национальные ценности, присутствующие и одновременно составляющие религиозные, этические, социальные, семейные и иные системы ценностей, определяют содержание духовно-нравственного воспитания, развития и социализации - эта мысль не только прослеживается и находит свое подтверждение у педагогов и воспитателей, но и транслируется в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.», что определяет актуальность исследуемой темы.

Каменева О.Л., рассуждая об этике добродетели в педагогике, говорит о постмодернистском нигилизме; дискредитации всех норм; стирании границ прекрасного и безобразного; о ситуации, когда порок смешивается с добродетелью, ложь с правдой. В «открытой» истории нельзя спешить налагать запреты на

что бы то ни было, поскольку явления, события и понятия, ставшие во многом равновесными в постмодернистском мире, должны быть тщательно взвешены [9, с. 509].

В связи с присущим современной эпохе плюрализмом относительно различных сторон жизни человека, актуальным представляется исследование этических категорий как характеристик совершенствования личности в педагогической науке. Теоретические исследование библиографии, посвященной теме этики, вынуждает нас познакомиться с историко-философскими предпосылками становления понятия «этика» и смежных с ним понятий «мораль» и «нравственность» - важных составляющих нравственной педагогики.

Изложение основного материала статьи. Вопросам нравственного воспитания, сопряженного с духом патриотизма, народности, свободы и религиозного воспитания, уделено внимание в трудах отечественных педагогов конца XIX - начала XX вв. Вахтерова В.П., Острогорского А.Н., Ушинского К.Д., и др. Идеи нравственного образа жизни, служения абсолютному благу посвящают свои труды представители русского зарубежья Гессен С.И., Зеньковский В.В. и др.

Представителями философско-религиозного направления, обратившимися к теоретическим и методическим педагогическим вопросам явились Бердяев Н.А., Булгаков С., Ельчанинов А.В., Ильин И.А., Соловьев В.С., Франк С.Л. и др. Несмотря на идеологическую направленность педагогики советского периода, в это время зарождаются уникальные воспитательные системы Блонского П.П., Захаренко А.А., Караковского В.А., Макаренко А.С., Сухомлинского В.А. и других педагогов, уделявших особое внимание развитию внутреннего мира ребенка, его нравственной, моральной и этической стороне.

Перед педагогикой современности стоит задача преодоления «нравственного безвременья» конца XX века - утверждает Зелинский К.В., подчеркивая важность решения этико-педагогических проблем современности [7, с. 6]. Проблемы нравственной педагогики современности освещены исследованиями ученых: Болковитина С.М., Власовой Т.И., Гарифуллиной Р.С., Дивногорцевой С.Ю., Кондакова А.М., Никандрова Н.Д., Кульневича С.В., Масловой Н.В., Петраковой Т.И., Шадрикова В.Д., Шемшуриной А.И., и др. Психологические особенности духовной, нравственной личности, имеют освещение в трудах Василюка Ф.Е., Братуся Б.С., Непомнящей Н.И., Слободчикова В.И., Флоренского Т.А. и других. Важным в современной педагогической науке является мнение о необходимости исследования и обращения к педагогическому опыту предшествующих эпох [12, с. 161].

Вопросы православной культуры, ее значимости в воспитательной практике, в обогащении внутреннего мира субъектов воспитательного процесса; приобщения отечественной педагогической традиции воспитания, представлены трудами ученых: Аверинцева С.С., Белозерцева Е.П., Лихачева Д.С., Никандрова Н.Д., и др., активизация исследований в этой теме вызвана введением предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Обозначим терминологический инструментарий исследования. Так, философский словарь дает следующее определение этики. Этика (от греч. ethika: от ethos - нрав, обычай, образ мыслей, характер) можно рассмотреть на нескольких уровнях. На уровне субъективном этика представляет собой теорию морали, цель которой - обоснование модели добродетельной жизни. В историческом плане этика - обоснование той или иной конкретной моральной системы, фундированное конкретной интерпретацией универсалий культуры, относящихся к субъектному ряду универсалий: смысл жизни, совесть, честь, долг, добро и зло, справедливость и т.д. В связи с этим этика как моральное поучение и этика как теоретическая модель морали не всегда были дифференцированы (это и восточные кодексы духовной и телесной чистоты и «благодушие» Плутарха) [23].

Для классической культуры характерно то, что теоретики этических систем были одновременно и моралистами, создававшими этические системы (Сократ, Эпикур, Спиноза, Дидро, Кант, Гегель и пр.); в неклассической культуре этика - это одновременно и теория нравственного сознания и само нравственное сознание в теоретической форме (Марксизм).

Исходя из потребности человека в осмыслении отношений с другими людьми, мы признаем, что этика -одна из форм духовной деятельности. Этические представления содержатся уже в первых письменных свидетельствах, оставленных древними цивилизациями. Например, в древнеегипетском папирусе Присса (IV тысячелетие до н.э.) автор пишет о проблеме отношений поколений: «Жизнь теперь не та, что была прежде; дети не слушаются родителей». Еще в древности формируется перечень этических представлений, включающих в себя вопросы о том, что человек может вести себя хорошо или плохо, о влиянии действий человека на жизнь общества, о послушании или непослушании старшим (или требованиям общины). Но данные проблемы в разрозненном виде еще не представляют этики. Как стройная система взаимосвязанных проблем и соответствующих понятий этика возникает в I тыс. до н. э. Сначала греки начинают употреблять слово «этос», обозначающее «жилище», «привычное место обитания», «звериное логово» в совершенно новом качестве - «темперамент», «нрав», «привычки», «характер». В дальнейшем от слова «этос» происходит термин «этика», греческое происхождение которого не настаивает на локализации данного феномена только в греческой культуре, поскольку этика появляется почти одновременно в различных независимых друг от друга культурах:

1) в Палестине VIII-IV вв. до н.э. (учения иудейских пророков);

2) в Древней Индии V-IV вв. до н.э. (брахманические и буддийские идеи дхармы и кармы);

3) в Древнем Китае V-IV вв. до н.э. (конфуцианское учение о «дэ» как свойстве «благородного мужа», и даосское учение об определяющем путь и движение всего во вселенной законе - «дао»);

4) в Древней Греции V-IV вв. до н.э. (одна из трех составных частей философии, рассматривающая связь между нравом, словом и природой) [6. с. 6].

Несмотря на территориальную разобщенность и многие отличия этих систем, находящиеся в основании этических систем идеи очень близки друг другу. А именно, отношение человека к миру (или Абсолюту) определяет ответное отношение мира (или Абсолюта) к человеку, отсюда и одно из обозначений этики -«практическая философия».

Как термин и систематизированная дисциплина этика восходит к Аристотелю (IV в. до н.э.): встречается в названии сочинений, посвященных нравственным проблемам («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»). Для Аристотеля этика - это некий объем знаний и поучений о духовных качествах человека.

С III в. до н.э. понятие «этика» закрепляется в научном обиходе стоиками: они считают ее наряду с логикой и физикой - одной из трех частей философии. В последствии, этикой обозначают область

философских знаний, посвященную изучению добродетелей (нравственности), жизненной мудрости, в рамках которой происходило искание человеческих умов, пытавшихся найти путь к достижению счастья.

Понятие «мораль» - своего рода калька понятия «этика». Происходит это понятие от латинского слова «mores», что является смысловым аналогом греческого «этос». Оно было использовано в I в. до н.э. римским оратором Цицероном, переводившим тексты Аристотеля. Слово «мораль» можно перевести и как «нрав», «характер», «обычай»; и, в то же время, как «закон», «предписание», «правило». Несмотря на столь схожее значение, имеются различные оттенки понимания смысла этих терминов. Так, при переводе на различные языки возникают и иные определения, например, «нравственность» (от корня «нрав») - это слово попала в словарь русского языка в XVHI в. и стало употребляться как синоним понятий «мораль» и «этика». В последствии значение этих понятий претерпело трансформацию и они получили собственное содержание. Так, этика - это наука, теория; мораль и нравственность - практические явления в жизни человека. Несмотря на то, что до сих пор эти понятия синонимичны в обыденном сознании, стоит различать:

Нравственность (происходит от слова «нрав») - подразумевает поведение согласное с нормами, принятыми в обществе (традиции, обычаи, ценности). Критерий добродетели - традиционный образ жизни.

Мораль - это вся сфера морального сознания (нормы, заповеди, кодексы, личные убеждения). Понятие морали является более обобщенным и сложным, нежели понятие нравственности. Мораль относится к сфере знания, нравственность - к практике, к действию. Этика - это наука о морали и нравственности [6. с. 6].

Нравственное воспитание является ключевой задачей этики, несмотря на ее нормативный статус. Доводя до сознания принципы, влияющие на выбор человеческой воли, на оценку действительности, на выбор той или иной позиции, нормативность этики заключается лишь в степень ее воздействия на мыслящее сознание. Этика, передавая накопленный человечеством (народом, этносом, племенем) и систематизированный объем знаний о моральной действительности, учит о том, что такое «благо» [4, с. 110].

Становление этически зрелого человека возможно через нравственный опыт, в том числе и негативный -это тернистый путь через конфликт самой жизни. В полной мере личный нравственный опыт невозможно передать или завещать, поскольку он должен быть пережит. В итоге мы приходим к пониманию того, что у этического (нравственного) воспитания две стороны - сформированный «моральный субъект» становится субъектом «нравственным». Это происходит по мере того, как воспитание в виде внешних воздействий (педагога, семьи, общества, социальных институтов) переформируется во внутреннюю потребность в нравственном совершенствовании, саморазвитии [18, с. 206].

Сфера воспитательного воздействия семьи, школы, социальных институтов, имеющего целью формирование нравственных качеств, чувств, потребностей в нравственной жизни, ориентира на усвоение моральных норм, идеалов, принципов и применение их в практической деятельность - принадлежит этической педагогике. В отечественной научной литературе более употребительно название нравственная педагогика [16, с. 49]. Этическая педагогика исходит из утверждения о том, что нравственное невозможно познать теоретически, извне, но лишь практическим путем - это обуславливает важность самопознания, самооценки и саморазвития как экзистенциальной функции этического воспитания.

Выявляя роль и место этики в нравственной педагогике, рассмотрим основные задачи этического воспитания. К ним относятся:

- развитие нравственности обучающегося, предполагающее воспитание моральных качеств личности и осознанное принятие факта существования многообразия культур и соответствующих им нравственных и духовных ценностей. Через принятие многообразия формируется опыт нравственного поведения;

- самоидентификация субъекта этических отношений как представителя человеческого рода, гражданина своего Отечества, патриота, включенного в различные системы социальных ролей. На этом этапе происходит формирование гражданственности и патриотизма, основанного на любви к своему народу, языку, культуре, традициям, уважение исторического прошлого своего Отечества и т.д. [5, с. 21].

Этическое воспитание является частью длительного социо-культурного процесса воспитания, построенного с учетом личной активности воспитуемого. В целом, воспитание подготавливает и обеспечивает смену поколений, гарантируя стабильность существования той или иной общности - так было на протяжении столетий.

В XXI в. происходит ситуация противоречий, обусловленная процессами глобализации и интеграции. Задача воспитания на современном этапе развития общества, с одной стороны заключается в подготовке его к участию в глобальной мировой интеграции, с другой - в создании условий для сохранения своей идентичности. Данные противоречия обусловлены индивидуальным и универсальным характером культуры [12, с. 163].

Рассмотрим содержание воспитания как комплексного воздействия на личность со стороны общественных институтов для передачи накопленного опыта и подготовки к жизни (И.П. Подласый) [15, с. 117-120]. Представим в виде схемы содержание воспитания и уровни нравственного развития (Схема 1).

Схема 1. Содержание воспитания

Формирование мировоззрения. Сагатовский В. Н. полагает, что основной мировоззренческий вопрос раскрывается с позиции трех аспектов: 1) статического, цель которого - ответить на вопрос о месте человека в мире; 2) динамического, призванного установить гармоничные отношения человека с миром; 3) аксиологического, задающего вопрос о смысле и ценности жизни человека в системе взаимоотношений «Человек - Мир». Ответ на эти вопросы обеспечивает человеку жизнь в осознанном мире [8, с. 87].

Становление мировоззренческих установок в процессе воспитания является эффективным при прояснении воспитаннику и включении его в систему отношений, руководством к принятию решений в которой будет являться нравственная максима как повседневная норма. Не являясь императивами, мировоззренческие представления диктуют человеку представления о некой «норме» в свете законов этики как критериев отношений человека к себе, к социальной группе, к обществу, государству, мировому сообществу. Эти критерии являются общим знаменателем (мораль), определяющим целеполагающие мировоззренческие позиции [20, с. 23].

Сознательное отношение обучающегося к процессу обучения, развитие культуры умственного труда и познавательной активности. Сознательность как присущее только человеку проявление высшей формы развития психики, представляет собой совокупность явлений психологического и духовного характера, обеспечивающих идеальное воспроизводство объективной реальности. Сознательность как проявление сознания, способно проявляться в различных формах отражения мира в границах общественно-исторического развития [21, с. 21].

Формирование цифровой грамотности. Цифровая грамотность представляет собой широкий диапазон компетенций, позволяющий оценить достоверность веб-сайтов и способствующий обмену медиаконтентом, быть коммуникабельным и этичным в новом социальном формате [24, с. 7]. Правительством Российской Федерации была утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» сроком до 2024 г. (Распоряжение Правительства от 28 июля 2017 года № 1632-р). В 2018 году по поручению Президента Российской Федерации Путина В. В. программе был предан статус национальной. Согласно документу, разработаны приоритетные федеральные проекты: «нормативное регулирование цифровой среды; кадры для цифровой экономики; цифровые технологии и проекты; информационная инфраструктура; информационная безопасность; цифровое государство» [13, с. 149]. В связи с цифровизацией экономики возрастает потребность в цифровой грамотности и для того, чтобы противостоять явлениям кибертерроизма [1, с. 6-7; 2, с. 12].

Говоря о политической грамотности, основными ее целями являются:

- воспитание молодежи в духе добросовестного служения Отечеству;

- повышение уровня политической культуры;

- стимулирование правового самообразования;

- формирование уважительного отношения к правовым нормам, преодоления невежества сфере правовых отношений.

Меркулов П.А. и Малик Е.Н. считают гражданскую ответственность и правовую грамотность «ядром общественной политической культуры» [14, с. 83-85; 10, с. 120]. Ходякова Ю.А. определяет вопросы политической грамотности во взаимосвязи с проблемами воспитания правосознания и гражданской ответственности. Так, ученый считает, что в условиях быстро меняющегося мира очень важным является формирование у молодежи нравственных и гражданско-патриотических представлений на основе традиционных ценностей. Важными являются ценности свободы, ответственности, уважения к труду и трудящимся, почитания старших, любви к Отечеству. Связь с историей своего государства, память его героев и защитников [25, с. 817].

Воспитание нравственности и культуры поведения. Петрова А.А. полагает, что на формирование нравственности большое влияние оказывают объективные условия жизни, воспитания, состояния культуры общества на момент развития личности, и ближайшее окружение. Проблема нравственности, нравственного становления, присутствует для каждого поколения и имеет свои оттенки. Любая эпоха решает проблемы нравственного воспитания в соответствии с специфической социально-экономической и культурной обстановкой в обществе [17, с. 125-126].

Эстетическая культура. Значимость эстетическое воспитания, его значение для духовного развития личности отмечено в трудах философов: Белинского В.Г., Герцена А.И., Чернышевского Н.Г., и других. Бикмаева М.А. при рассмотрении данного вопроса замечает, что мыслители древности и современные ученые объектом эстетики считают «прекрасное» [3, с. 101]. Содержание и принципы эстетического воспитания были заложены еще в античности (Аристотель, Демокрит, Пифагор, Платон, Сократ и другие). Среди отечественных педагогов и психологов, разрабатывавших эту тему, ответим Кабалевского Д.Б., Лихачева Д.С., Макаренко А.С., Сухомлинского В.А. и других [22, с. 211].

Этническая и религиозная идентификация определяются отношением себя к своей семье, роду, нации, религии. В этой связи человек способен осознать себя частью огромного мира людей, установить духовную взаимосвязь со своим народом. Эта позиция очень важна для воспитания, поскольку оказывает большое значение в формировании мировоззрения. Этнорелигиозная идентичность является фундаментом нации в целом [21, с. 23].

Функции этического воспитания исходят из содержания воспитания. К ним отображая роль и значение этического воспитания, обозначим его функции: развития; социализации; индивидуализации; гуманитарная; культурообразующая.

Дильдибекова Г.А. рассматривает функции этического воспитания и приходит к выводу, что функции этического направлены на становление «Я-образа» в системе социальных ролей и отношений; на развитие личности как субъекта культуры, ее транслятора и творца; формирование направленности личности на благотворные изменения в русле традиционных ценностных установок; усвоение социального опыта и принятие гражданских ценностей. Функции этического воспитания обеспечивают состояние морального и психо-физического здоровья [5, с. 21].

Выводы. Сегодня среди задач воспитания особое место занимает необходимость воспитания сознательной, активной и творческой личности, способной на осуществление нравственного выбора. Формирование нравственных качеств личности - процесс достаточно длительный. По большому счету, человек в нравственном отношении воспитывает себя всю сознательную жизнь. Подласый И.П. утверждает, что «этическое воспитание - систематическое направленное воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали» [19, с. 162]. Образовательное пространство призвано стать пространством дружеской поддержки, взаимовыручки, великодушия, внимательности и других показателей качества взаимоотношений между людьми, чтобы реализация содержания воспитания (о котором мы говорили выше), была максимально эффективна. Большая ответственность возлагается на педагога как на модератора отношений в учебном коллективе, педагог - это выражение и образ этичности, - утверждает Косова В.В. [11, с. 117]. Это является стимулом и призывом к нравственному росту педагогов и родителей как трансляторов ценностей и отношений. Этическое воспитание - неотъемлемая часть целостного воспитательного процесса, осуществляющее собой исполнение цели нравственной педагогики - становление целостной, этической, нравственно развитой личности.

Литература:

1. Азизова Г.А. Психолого-педагогические аспекты изучения представлений подростков о безопасности жизнедеятельности в системе информации и компьютерных технологий / Г.А. Азизова, Л.М. Гаджиахмедова, Э.А. Пирмагомедова // Мир науки, культуры, образования. - 2019,№ 1 (74). - С. 6-8.

2. Архипова Р.П. «Аммосов - 2018» / Р.П. Архипова // Сборник материалов Общеуниверситетской конференции научной молодежи СВФУ-2018. Якутск, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 16 мая 2018 г. / под ред. Н.В. Малышевой. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018. -С. 12-13.

3. Бикмаева М.А. Культура и школа (воспитание эстетической культуры школьников) / М.А. Бикмаева // Философия отечественного образования: история и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией П.А. Гагаева, 2014. - С. 100-105.

4. Гартман Н. Этика. - СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2002. - 708 с.

5. Дильдибекова Г.А. Духовно-нравственное воспитание подростков: сущность, структура и функции / Г.А. Дильдибекова // Тенденции развития науки и образования: материалы XXXVI международной научной конференции «Тенденции развития науки и образования» 31 марта 2018 г. Часть 3 Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2018. - С. 18-21.

6. Есикова М.М. Основы этики: учебное пособие / М.М. Есикова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2007. - 80 с.

7. Зелинский К.В. Нравственное воспитание младших школьников на занятиях с православно-культурным компонентом содержания: автореф. дисс. канд. пед. наук:13.00.01 / К.В. Зелинский. - Волгоград, 2011. - 17 с.

8. Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания / В.П. Зинченко // Вопросы философии, 2011. №8. -С. 85-98.

9. Каменева О.Л. Этика добродетели в педагогике: совершенство как цель нравственного воспитания / О.Л. Каменева // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 1А. - С. 508-517.

10. Коршунова О.С. Политическое воспитание и его сущностные характеристики / О.С. Коршунова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2009, Т 15. - С. 118-122.

11. Косова В.В. Теоретические аспекты этического воспитания младших школьников / В.В. Косова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2015. №14. - С. 114-118.

12. Кузнецова В.В. Векторы развития российского образования: взгляд из прошлого / В. В. Кузнецова // Экономика, право и образование в условиях риска и неопределенности: тенденции и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Нижний Тагил, 25 февраля 2016 г.) / [отв. за вып.: С.А. Упоров, Е.Н. Ялунина]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2016. - С. 159-169

13. Малинина Т.Б. Человек в цифровую эпоху / Т.Б. Малинина // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2018, №4(34). - С. 146-156.

14. Меркулов П.А. Государственная политика в сфере политической грамотности и политического воспитания российской молодежи / П.А. Меркулов, Е.Н. Малик // Власть. 2016 № 4. - С. 83-87.

15. Педагогика в опорных конспектах и таблицах / сост. В.В. Базелюк, Р.С. Димухаметов, Т.Г. Пташко, С.В. Рослякова, Н.А. Соколова; под ред. д-ра пед. наук, проф. Р.С. Димухаметова; руководитель проекта профессор В.В. Латюшин. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. - 234 с.

16. Петрова А.А. Нравственная педагогика / А.А. Петрова // Вопросы науки и образования. 2017, № 4. С. 49-52.

17. Петрова А.А. Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста / А.А. Петрова // European research. 2015 № 10(11). - С. 125-127.

18. Пископпель А.А. Этика и воспитание в процессе формирования личного этоса / А.А. Пископпель // Этнометодология: проблемы, подходы, концепции, 2017. - Вып.22. - С. 185-207.

19. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов вузов / И. П. Подласый. - М.: Владос, 2007. - 841 с.

20. Салов А.И. О функциях мировоззрения учителя / А.И. Салов // Поволжский педагогический вестник. 2016. №1(10). - С. 22-27.

21. Сугаипова Э.И. Проблема соотношения этнического и религиозного сознания как фактор формирования мировоззрения современной молодежи / Э.И. Сугаипова //Общество: философия, история, культура. 2018. №6 (50). - С. 21-24.

22. Уколова Л.И. Основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов к проблеме эстетического воспитания подрастающего поколения / Л.И. Уколова, И.В. Сокерина, Цзян Шанжун // Мир науки, культуры, образования. 2016 №1(56). - С. 211-213.

23. Философский словарь [Электронный ресурс]: Этика: URL: http://www.philosophydic.ru/etika (дата обращения: 25.02.2021).

24. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. - Киров: ИРО Кировской области, 2019. - 47 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Ходякова Ю.А. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» как средство формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся / Ю.А. Ходякова // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки, 2018. №5(21). - С. 815-820.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Щербакова Антонина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассмотрены возможности формирования навыков работы в команде и развития лидерских качеств студентов в рамках сетевой проектной деятельности. Рассмотрены цифровые инструменты для организации общения, сотрудничества, совместного создания различных информационных продуктов. Приведены примеры информационных продуктов, созданных в ходе совместной сетевой деятельности студентами Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

Ключевые слова: универсальные компетенции, командообразование, проектная деятельность, сетевые сервисы, сотрудничество.

Annotation. The article discusses the possibilities of forming teamwork skills and developing students' leadership qualities within the framework of network project activities. Digital tools for organizing communication, cooperation, joint creation of various information products are considered. The examples of information products created in the course of joint network activity by students of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University are given.

Keywords: universal competencies, team building, project activities, network services, cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.