Научная статья на тему 'Сущность понятия "этическое воспитание"'

Сущность понятия "этическое воспитание" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1756
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЭТИКА / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ETHICS / MORALS / MORALITY / ETHIC UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брунчукова Н. М.

Сущность понятия "этическое воспитание" раскрывается на основе исследования его составляющих "воспитание" и "этика". В понятиях и категориях отражается система знаний любой науки, поэтому вопрос о ее понятийно-категориальном аппарате всегда является актуальным. В статье с точки зрения философии, психологии, социологии, педагогики, рассматриваются разные подходы к трактовке данных понятий, определяется их взаимосвязь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of the concept "

This article is devoted to the revealing of the essence of the concept "ethic upbringing" on the basis of the analysis of its constituent concepts "upbringing" and "ethics" as the most characteristic of the concept "ethic". Concepts and categories reflect the system of any scientific knowledge. Therefore, the problem of concept and category scientific instrument has always been matter of current interest. Different approaches to the interpretation of these concepts are considered, including philosophic, psychological, sociological, pedagogical points of view and their interrelation.

Текст научной работы на тему «Сущность понятия "этическое воспитание"»

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ"

Брунчукова Н.М.

В понятиях и категориях отражается система знаний любой науки. В связи с этим вопрос о ее понятийно-категориальном аппарате является актуальным во все времена. Более того, общеизвестно, что развитие любой науки вообще, и педагогики в частности, тесно связано с изменениями в понятийно - терминологическом аппарате в рамках определенных теоретических подходов.

Начало XXI века время перемен в жизни нашего общества, которое "переживает" уже проявившиеся результаты переходного периода от социализма к новой общественно-экономической формации, а значит, требует анализа, пересмотра тех устоявшихся канонов, важнейших категорий и понятий, которые не потеряли своей значимости на современном этапе. Более того, обновление определения многих из них влечет за собой перестройку не только формы, но и содержания самого понятия.

В связи с этим рассмотрим сущность одного из востребованных понятий настоящего времени - "этического воспитания", составляющими которого являются "этика" и "воспитание".

Понятие "воспитание" не является устоявшимся и однозначно определенным. Каждая историческая эпоха привносила свои изменения, уточнения в определение воспитания. Одна из первых трактовок данного понятия опубликована (в научных энциклопедических словарных изданий, опубликовавших трактовку данного понятия является) "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля : "Воспитывать, воспитать кого-то - заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем знач. - вскармливать, кормить и одевать до возраста; в высшем знач. - научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно".

Подтверждение данной мысли мы находим в "Энциклопедическом словаре"

© Брунчукова Н.М., 2008

Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, где воспитание "по отношению к человеку определяется следующим образом: это есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющего целью довести его до той самостоятельности, которая необходима человеку для использования своего назначения на земле" [14, с. 289].

Воспитать, по С.И. Ожегову, значит не только "вырастить (ребенка) воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения", но и определить пути решения поставленных задач, а именно: "путем систематического воздействия, влияния сформировать (характер, навыки) ", "привить, внушить что-нибудь кому-нибудь". Навыки поведения, "привитые семьей, средой и проявляющиеся в общественной жизни", отражают основные "житейские" стороны процесса воспитания [9, с.102].

Подобная трактовка воспитания характерна для обычного употребления, где затрагиваются основные жизненные составляющие, которые носят не столько информационный характер, сколько целеполага-ющий, определяющий значимость воспитания в жизни человека.

Дальнейшее развитие педагогики расширило и конкретизировало данное понятие. Так, в "Советском энциклопедическом словаре" "воспитание" определяется как "процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности ..." [12, с. 248]. Под воспитанием понимается "целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, умениями и навыками, способами творческой деятельности, со-

циальными и духовными отношениями" [13, с. 83].

Воспитание становится одним из ведущих понятий в педагогике и может употребляться в широком и узком смысле - социальном и личностном. В широком смысле оно рассматривается "как общественное явление, как воздействие общества на личность" и практически отождествляется с социализацией". В узком смысле - как "специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса" [10, с. 226].

Говоря об этическом воспитании, остановимся, прежде всего, на трактовке понятия "этика"1, которое является основой для образования понятия "этическое". Свой статус как особой дисциплины, этика получила благодаря трудам Аристотеля. Именно в названии работ "Никома-хова этика", "Большая этика", "Эвдемова этика" Аристотель впервые использовал термин "этика", отводя ей роль посредника между психологией и политикой. Труды Аристотеля положили начало не только новой науке, но и новому направлению в исследовании жизнедеятельности человека. "Отталкиваясь от слова "этос" (этика) в значении характера, Аристотель образовал прилагательное "этический" для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями" [4, с. 9]. Большой вклад в развитие этических взглядов (этической науки) внесли также римские стоики Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и другие.

С тех времен этика не только упрочила свои позиции, но и приобрела новые черты. Этика входит в перечень понятий, действие которых определяется различными научными сферами, что необходимо учитывать для определения сущности данного понятия.

Согласно С.И. Ожегову, этика - 1. Философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь группы [9, с. 910]. Таким обраом, этика рассматривается в двух аспектах: как философская категория и как учение о

морали. То же мы находим и в современных энциклопедических словарях.

Так, по мнению П.С. Гуревича, автора "Философского словаря", "этика - учение о нравственности, морали, оценивающее человеческую деятельность с точки зрения добра и зла. Этика осмысливает начала нравственности, обосновывает этические нормы и дает их систематическое изложение ... Этика как область философских знаний не может существовать без вечных идеалов. Если нет истины, добра и красоты как общепризнанных ценностей, то нет и нравственности [5, с. 309]. Авторы "Краткого психологического словаря" определяют этику как научную дисциплину, которая "отвечает на вопрос о том, на какие нормы и цели или ценности люди должны ориентировать свою деятельность" [6, с. 344].

Важность и значимость вопросов этики подчеркивалась и подчеркивается многими учеными либо напрямую занимавшимися проблемами этики, либо косвенно затрагивавшими их. Так, в своей работе "Философские мысли натуралиста" В.И. Вернадский писал: "Самыми главными вопросами являются вопросы этические, вопросы о том, как следует вести себя при тех или иных условиях жизни" [7, с. 121 - 122].

Исходя из данного далеко неполного перечня определений этики, можно сделать вывод о том, что трактовка данного понятия во многом обусловлена предметом изучения той дисциплины, которая трактует данное понятие, то есть в зависимости от того, какой аспект проблемы рассматривается, какой вопрос является приоритетным. Тем не менее, практически во всех источниках отмечается социальный и личностный аспект понятия "этика".

Мораль выступает в качестве родового понятия, что, в свою очередь, согласно логике, сужает содержание понятия "этика". Отождествление морали и этики также затрудняет обоснование использования того или иного понятия. Считается, что мораль -категория, обладающая больше психологическими и социальными признаками, в то время как этика - философскими. От трактовки понятия "мораль", его содержания будет зависеть определение предмета этики.

1 Этика в переводе с греческого (ethika от ethikos) означает "касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения"; ethos - привычка, обыкновение, нрав, характер.

В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова слово "мораль" имеет следующие значения: 1. Нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность. 2. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь [9, с. 362]. Нравственность представляет собой "внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами [9, с. 420].

В "Новейшем философскогом словаре": "Мораль - "специфический тип регуляции отношений, людей, направленный на их гуманизацию; совокупность, принятых том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений". Так как мораль существует на общечеловеческом и личностном уровнях, "можно утверждать, что она один из способов решения противоречий между всеобщим и индивидуальным. Она не имеет рецептурного характера. Мораль - постоянное творчество людей, в котором основная фигура - сам индивид, человек, творец своего бытия" [7, с. 647 - 648]. Аналогичное определение мы находим и во "Всемирной энциклопедии" [3, с. 657].

Сравнительный анализ данных определений убедительно доказывает, что они претерпели качественные (существенные) изменения, в соответствии с научными достижениями в теории и практике его изучения, изменился стиль подачи материала, расстановка приоритетов. Подтверждение находим в следующем определении в "Большом толковом психологическом словаре", где мораль - это "доктрина или набор принципов действия, моральный кодекс", а также "такое количество действия, благодаря которому эти действия, согласно конкретному моральному кодексу считается правильным и соответствующим или нет" [2, с. 461].

Современными исследователями отмечается общественная значимость данного понятия, его роль в жизнедеятельности человека. Исследуя основные сферы жизни общества, П.В. Алексеев особое внимание уделяет морали как форме общественного сознания. Одной из задач морали является регулирование поведения человека во всех сферах его жизнедеятельности. Значимость морали как "непи-санного" закона отражает общепринятые

общественные устои, строй жизни. Более того, моральные принципы не допускают исключений, "претендуют на абсолютность" [1, с. 86]. При этом в основе оценки господствующих на данном этапе развития общества нравов и обычаев лежат общие принципы морали, которые могут находиться в оппозиции к существующему образу жизни.

Как видно из вышеназванных определений морали, данное понятие настолько сложно, что его трудно "вместить" в определенные рамки. Поэтому нельзя не согласиться с утверждением, что мораль - "больше, чем совокупность фактов, которая подлежит обобщению", она "не просто то, что есть", а "скорее то, что должно быть" [4, с. 11].

В "Словаре по педагогике" нравственность определяется так: "особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм (нормы - обычаи, уклад общественной жизни, имеющие моральное значение; могут быть подвергнуты нравственной оценке). В отличие от простых норм и традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного"; "система внутренних прав человека, в основе которой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие" [7, с. 206].

Таким образом, прослеживается взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимозависимость, взаимопроникновение понятий "этика", "мораль", "нравственность". Меняются общественно-экономические формации - меняется содержание морали и (или) нравственности, как объекта и предмета изучения этики.

Следовательно, определяя понятие "этическое воспитание", необходимо учитывать черты, присущие составляющим его понятиям.

Социально-психологические исследования последних лет этики отношений людей в процессе их жизнедеятельности убедительно доказывают, что моральное состояние современного общества во многом зависит (определено) нравственными нормами, ценностями, действующими в данном обществе, а социально-нравственное преобразование существующего должно составлять смысл общественной сущ-

ности человека. Однако в современном мире далеко не всегда понятия "этика", "мораль", "нравственность" являются основополагающими факторами при определении целей и задач, а также способов их разрешения, что, естественно, сказывается на результатах такой "преобразующей" деятельности человека. Подобная динамика, естественно, сказывается на образовательном процессе - меняются цели воспитания.

Оценивая современное состояние проблемы, на наш взгляд, целесообразно привести слова президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова,сказанные еще в 2000 году: "Мы живем в переходное время. Не очень ясно, в каком обществе мы жили (понятия коммунизма или тоталитаризма далеко не охватывают всех его реалий), еще менее ясно, к чему мы идем" [8, с. 26].

Литература

1. Алексеев П.В. Социальная философии: Учебное пособие. М., 2003.

2. Большой толковый психологический словарь / Пер. с англ. Ребер Артур. М., 2003. Т.1 (А - О).

3. Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М. - Мн. 2001. С. 657

4. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М., 2000.

5. Гуревич С.П. Философский словарь. М., 1997.

6. Дьяченко М.И., Кондыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность образование, самообразование, профессия. Мн., 1998.

7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М. - Ростов-на-Дону, 2005.

8. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий М., 2000.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой М., 1990.

10. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М., 1997.

11. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2000.

12. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. ПрохоровА.М. М., 1987.

13. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М., 1990.

14. Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1802. Кн.13. Т. 7.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

Руяткина O.A.

В современном обществе образование направлено на воспитание человека с гуманистическим мироот-ношением, который был бы способен ориентироваться в сложной социокультурной ситуации, строил бы свои отношения с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества, толерантности. Поэтому одной из приоритетных задач сегодня в общеобразовательной школе является нравственное воспитание школьников.

Большой вклад в разработку методологии нравственного воспитания внесли

Н.И. Болдырев, В.Е.Гурин, И.С. Марьенко, Л.И. Рувинский, Ю.П. Сокольников, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова и другие. Большинство авторов определяют его как процесс целенаправленного формирования нравственных убеждений, чувств, привычек, потребностей, устойчивых моральных качеств личности. Мы разделяем позицию (Н.С. Дежникова, И.А. Каирова, С.А. Козлова, О.Д. Мукаева, Т.Н. Петрова, И.С. Норт-нягина, Л.И. Федорова), согласно которой нравственное воспитание направлено на формирование нравственной культуры личности.

© Руяткина O.A., 2008 |124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.