Научная статья на тему 'Идеи этического воспитания в педагогическом наследии А. Н. Острогорского'

Идеи этического воспитания в педагогическом наследии А. Н. Острогорского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брунчукова Н. М.

Статья посвящена вопросам этического воспитания учащихся во второй половине XIX в., которые рассматривались в научном наследии известного российского педагога А.Н. Острогорского (1840 -1917). Обращается внимание на важность влияния семьи и качеств вопитателя на формирование личности вопитанника. Рассматриваются этические эталоны воспитания, характеризуются взаимоотношения, влияние внешней среды, психологические особенностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some ideas of ethical upbringing according to A.N. Ostrogorsky's pedagogical legacy

This article is aimed at the problems of ethic upbringing of pupils in the second half of the 19th century. Different aspects were suggested by A.N. Ostrogorsky to solve this problem: influence of the family (or influence of educators) as exponents of ethical model; physiological features of a person; the role of external environment; interconnections and interdependence of these factors. Particular attention was paid by A.N. Ostrogorsky to the influence of intelligence on upbringing of children.

Текст научной работы на тему «Идеи этического воспитания в педагогическом наследии А. Н. Острогорского»

сейчас”, наблюдательность к особенностям влияния средств искусства на участников конкретной группы в данныхусловиях, демонстрируя бережное отношение к любому художественному продукту, к возможностям понимания культурных и личностных смыслов.

Арт-педагогические принципы позволяют педагогу правильно выстроить деятельность по реализации профессиональных педагогических замыслов и целей средствами искусства.

Литература

1. Воспитательная деятельность педагога / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова. М., 2005.

2. КаганМ.С. Философия культуры. СПб., 1996.

3. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. М., 2007.

4. Сергеева Н.Ю. Содержание понятия “арт-педагогика” // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 1(25).

ИДЕИ ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ А.Н. ОСТРОГОРСКОГО

Брунчукова Н.М.

Вторая половина XIX - начало XX века -время серьезных политических и экономических изменений, которые потребовали перестройки и совершенствования общественного сознания, пересмотра ценности человеческих отношений. Особая роль в этом процессе отводилась школе. Содержание образования российской школы, отечественной педагогики должно было отвечать объективным потребностям современного общества, проявляться в идеологии, педагогической культуре, отношениях учителей и учеников, в организации учебно-воспитательного процесса. Демократы нового поколения (В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптеров, Н.В. Чехов, В.И. Чарнолус-кий и другие) ратовали за утверждение идеи новой единой общеобразовательной школы, теоретически и практически обосновывали ее значимость и жизненность, формировали новое педагогическое сознание.

Одно из почетных мест в плеяде педагогов второй половины XIX века, ратовавших за новую школу, занимает Алексей Николаевич Острогорский (1840 - 1917) - педагог, писатель, пропагандист передовых идей общественного движения 60-х годов XIX века, который стремился подходить к вопросам воспитания всесторонне и рассматривать их во взаимосвязи с другими жизненными явлениями.

© Брунчукова Н.М., 2008

Особое место в педагогическом наследии ученого занимают вопросы этики, этического воспитания подрастающего поколения.

Однако прежде чем исследовать идеи этического воспитания, изложенные в трудах А.Н. Острогорского, считаем целесообразным уточнить, сущность понятия “этика”. Проанализировав трактовки (определения) данного понятия, можно сказать, что оно является, прежде всего, философской категорией, что не оспаривается ни в одном источнике. В содержание понятия входят мораль и нравственность: “этика - учение о нравственности, морали, оценивающее человеческую деятельность с точки зрения добра и зла; этика осмысливает начала нравственности, обосновывает этические нормы и дает их систематическое изложение...” [1, с. 309].

Идеи этического воспитания представлены в таких работах педагога, как “Личность воспитателя в деле воспитания”, “О влиянии умственного развития на нравственное воспитание”, “Нравственные привычки”, “По вопросу о нравственности”, “Образование и воспитание”, “Семейные отношения и их воспитательное значение”, “Справедливость в школьной жизни” и других.

Название работ говорят о том, что данная проблема рассматривалась А.Н. Остро-

горским и с позиции ученика (активного субъекта процесса воспитания), и с позиций учителя и родителей (деятельность направлена на объект воспитания).

Таким образом, школа выступает как социальный институт и развивается в параметрах, которые ей задает государство, в то же время в рамках самой школы происходят активные процессы по совершенствованию образования и воспитания.

По определению А.Н. Острогорского, “воспитанием называют воздействие ... на всего человека, на всю личность с ее разумом, чувством и волей, и в частности на какую-либо одну душевную область (воспитание ума, воспитание воли) “; “приучение человека к обыденным формам общежития (вежливость, сдержанность, соблюдение приличий) “ [4, с. 205].

Такое же разнообразное применение имеет и слово “образование”, хотя чаще всего, употребляя его, имеют в виду умственную сферу. Однако, говоря о нравственном образовании, педагог подразумевал “и процесс (образование привычек, склонностей), и результат (получить ... образование)”. Именно такой взгляд на сущность и содержание основных понятий педагогики определил выбор основных составляющих нравственного становления и развития личности.

Вопросы этики и их роль в жизни общества А.Н. Острогорский рассматривает с учетом уровня развития политической экономии, криминалистики, статистики, психологии, психиатрии и других, что нашло отражение в разработке форм и методов этического воспитания подрастающего поколения.

Так, исследование процесса нравственного становления человека и его развития рассматривается А.Н. Острогорским в нескольких аспектах: влияние семьи (воспитателей) как “колыбели” и образца нравственности, физиологических особенностей человека, роли внешней среды; взаимосвязь и взаимообусловленность данных факторов,

Одной из важнейших составляющих воспитательного процесса является нравственный облик воспитателей, что отмечается практически во всех работах педагога: “Самый существенный вопрос в воспитании есть строгость воспитателей (в обширном смысле слова) к самим себе, это усло-

вие остается одинаково важным в применении ко всякому воспитанию, как семейному, так и общественному” [5, с. 18].

“После строгости к самим себе работа родителей и воспитателей должна клониться к двум целям: образованию привычек (нравственных) и умственному развитию”, - пишет ученый. Тем самым, он определяет задачу воспитателей, которые должны не только словом, но и делом учить детей поступать правильно: «...Эпитет “нравственный” мы придаем обыкновенно только тем качествам человека, которые проявляются в действиях» [5, с. 21].

Человек живет и развивается в обществе, на формирование его этических взглядов оказывают влияние “беспрестанные столкновения с другими людьми”, которые “знакомят человека с господствующими в обществе мнениями, страстями, идеалами, вкусами, стремлениями”; условия жизни, которые влияют “на образование распространенных в обществе понятий о различных нравственных вопросах”, при этом “люди, пользующиеся различными удобствами жизни, будут относиться к нарушениям нравственных требований с различной степенью строгости” [3, с. 48, 50].

Такой подход к определению роли этики в жизни общества в целом и отдельного человека делает очевидной проблему равновесия между желаниями человека и требованиями общества, которая решается так: “практика приводит к указанию, что счастье человека зависит от равновесия между его личными запросами и теми жертвами, которые приходится нести ради жизни в обществе”, а “равновесие, в сущности, есть дело субъективное и зависит от широты умственного кругозора, от нравственных воззрений лица и проч.” [6, с.138]. Однако в таком утверждении таится определенная опасность, которая может возникнуть при осознании личностью своих прав, при определении приоритета духовности или выгоды.

В качестве одного из основополагающих факторов нравственного воспитания подрастающего поколения выступает умственное развитие ребенка. При этом, если справедливо, что “влияние ума так благотворно влияет на нравственный склад человека, то можно предположить, что оно, парализуя неблагоприятное действие прошлых причин, все-таки дает хорошую нрав-

ственность”. Значит, “в жизни не должны встречаться умные, но безнравственные люди”, а “умный и образованный человек не всегда бывает непременно и нравственным”.

Таким образом, говоря о роли умственного развития на нравственное воспитание человека, А.Н. Острогорский подчеркивает его положительное влияние на данный процесс: “Умственное развитие если и не обладает всемогуществом и не всегда пересиливает другие влияния”, то оно не может не обладать “нравственно просветляющей силой”. Это не решает всех проблем нравственного воспитания” [5, с. 20]. Цель воспитания состоит в “развитии прирожденных человеку сил, чувствующих и деятельных. Законы развития этих сил, в сущности, те же, как и для образования ума”. Следовательно, “все средства умственного развития косвенно оказывают влияние на нравственное достояние человека” [5, с. 39].

Особая роль в развитии этических отношений в обществе принадлежит доброжелательности и справедливости, которые могут быть как внешней стороной (“фасадом”) личности, так и основой, мерилом его нравственных поступков. Именно внутреннее содержание человека определяет выбор тех или иных норм поведения. “Самое элементарное этическое требование, присущее человеку, на какой бы ступени развития ни стоял он, в каких бы общественных условиях ни находился”, является справедливость [8, с. 167] как “воздаяние каждому по делам его”, которая составляет “нравственное право” [8, с. 167, 168].

Идеи А.Н. Острогорского не потеряли своей значимости и актуальности и при ре-

шении этических проблем современности, исследование его педагогического наследия позволит по-новому взглянуть на многие идеи прошлого, увидеть их значимость для современной педагогики, обозначить преемственность.

Литература

1. Гуревич С.П. Философский словарь. М, 1997.

2. Острогорский А.Н. Наука и воспитание // Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения / Сост. М.Г. Данильченко. М., 1985.

3. Острогорский А.Н. Нравственные привычки // Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения / Сост. М.Г. Данильченко. М., 1985.

4. Острогорский А.Н. Образование и воспитание // Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения / Сост. М.Г. Данильченко. М., 1985.

5. Острогорский А.Н. О влиянии умственного развития на нравственное воспитание // Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения / Сост. М.Г. Данильченко. М., 1985.

6. Острогорский А.Н. По вопросу о нравственности // Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения / Сост. М.Г. Данильченко. М., 1985.

7. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение // Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения / Сост. М.Г. Данильченко. М., 1985.

8. Острогорский А.Н. Справедливость в школьной жизни // А.Н. Острогорский. Избранные педагогические сочинения / Сост. М.Г. Данильченко. М., 1985.

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТОВ МАЛОЙ РОДИНЫ -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА Якупов К.А.

Рассматривая понятие “отечество” в “родное слово”, “семья”, “соотечествен-

состоянии исторического измене- ник”, “труд”, “человек”. Долг перед Оте-

ния, развития, обогащения и рас- чеством - смысл и сущность жизни чело-

крывая его содержание, В.А. Сухомлин- века. Любовь к Родине - основа активной

ский связывал его с понятиями “долг”, жизненной позиции - зарождается в се-

“верность”, “красота”, “народ”, “природа”, мье: “Родина начинается с матери, родив-

© Якупов К.А., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.