Научная статья на тему 'Воспитание патриотов малой Родины - педагогическая задача'

Воспитание патриотов малой Родины - педагогическая задача Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якупов К. А.

Качественное патриотическое воспитание школьников сегодня стало стратегическим ресурсом защиты суверенитета России. Именно оно позволит занять достойное место в мировом цивилизационном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical goal: educate patriots of small motherland

The article calls for high school student patriotic education because this "has become a strategic resource needed to defend Russia's sovereignty". The author maintains that by doing so the nation will enjoy a worthy place within global civilization.

Текст научной работы на тему «Воспитание патриотов малой Родины - педагогическая задача»

ственность”. Значит, “в жизни не должны встречаться умные, но безнравственные люди”, а “умный и образованный человек не всегда бывает непременно и нравственным”.

Таким образом, говоря о роли умственного развития на нравственное воспитание человека, А.Н. Острогорский подчеркивает его положительное влияние на данный процесс: “Умственное развитие если и не обладает всемогуществом и не всегда пересиливает другие влияния”, то оно не может не обладать “нравственно просветляющей силой”. Это не решает всех проблем нравственного воспитания” [5, с. 20]. Цель воспитания состоит в “развитии прирожденных человеку сил, чувствующих и деятельных. Законы развития этих сил, в сущности, те же, как и для образования ума”. Следовательно, “все средства умственного развития косвенно оказывают влияние на нравственное достояние человека” [5, с. 39].

Особая роль в развитии этических отношений в обществе принадлежит доброжелательности и справедливости, которые могут быть как внешней стороной (“фасадом”) личности, так и основой, мерилом его нравственных поступков. Именно внутреннее содержание человека определяет выбор тех или иных норм поведения. “Самое элементарное этическое требование, присущее человеку, на какой бы ступени развития ни стоял он, в каких бы общественных условиях ни находился”, является справедливость [8, с. 167] как “воздаяние каждому по делам его”, которая составляет “нравственное право” [8, с. 167, 168].

Идеи А.Н. Острогорского не потеряли своей значимости и актуальности и при ре-

шении этических проблем современности, исследование его педагогического наследия позволит по-новому взглянуть на многие идеи прошлого, увидеть их значимость для современной педагогики, обозначить преемственность.

Литература

1. Гуревич С.П. Философский словарь. М, 1997.

2. Острогорский А.Н. Наука и воспитание // Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения / Сост. М.Г. Данильченко. М., 1985.

3. Острогорский А.Н. Нравственные привычки // Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения / Сост. М.Г. Данильченко. М., 1985.

4. Острогорский А.Н. Образование и воспитание // Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения / Сост. М.Г. Данильченко. М., 1985.

5. Острогорский А.Н. О влиянии умственного развития на нравственное воспитание // Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения / Сост. М.Г. Данильченко. М., 1985.

6. Острогорский А.Н. По вопросу о нравственности // Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения / Сост. М.Г. Данильченко. М., 1985.

7. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение // Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения / Сост. М.Г. Данильченко. М., 1985.

8. Острогорский А.Н. Справедливость в школьной жизни // А.Н. Острогорский. Избранные педагогические сочинения / Сост. М.Г. Данильченко. М., 1985.

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТОВ МАЛОЙ РОДИНЫ -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА Якупов К.А.

Рассматривая понятие “отечество” в “родное слово”, “семья”, “соотечествен-

состоянии исторического измене- ник”, “труд”, “человек”. Долг перед Оте-

ния, развития, обогащения и рас- чеством - смысл и сущность жизни чело-

крывая его содержание, В.А. Сухомлин- века. Любовь к Родине - основа активной

ский связывал его с понятиями “долг”, жизненной позиции - зарождается в се-

“верность”, “красота”, “народ”, “природа”, мье: “Родина начинается с матери, родив-

© Якупов К.А., 2008

шей и вскормившей человека, с людей, отдавших частицу своей души во имя творения другого человека... От людей родных и близких, от духовного общения с ними юный гражданин приходит к понятию “соотечественник”, к великому представлению о Родине” [1]. Важными составляющими понятия “отечество” Сухомлинский считал родное слово, в котором видел носителя духовной культуры, действенный инструмент становления сознания и умственного роста подрастающего поколения; труд - практическую деятельность, вбирающую в себя опыт и знания всех предшествующих эпох; природу - могучий родник духовного развития человека. Отечество есть величайшая ценность, “сыновняя верность, преданность той земле, где ты родился и осмыслил сам себя, тому народу, который вскормил и взрастил тебя... в тебе, как солнечный огонь в капле воды, отражается его многовековая история” [1, с. 237].

Следуя идеям В.А. Сухомлинского, И.И. Валеев обосновывает и доказывает историческую и педагогическую значимость более полного знания истории малой родины не только для детей, подростков и молодежи, но и всего взрослого населения. Ипользуя данные Республики Башкортостан, ученый определяет компоненты малой Родины: прошлое, настоящее и будущее родного края; выдающиеся земляки; обряды и обычаи народов; связь времен и поколений; быт народа. “У каждого из нас свой уголок - родная деревня, станица, поселок, город. Мы помним его, пока живем” [2], - в этих словах фиксируется глубинная связь, которая соединяет личность и ее малую родину.

Сегодня очевидно, что успешное развитие страны обусловливается рациональным сочетанием федерального и регионального, объединением усилий всех регионов. Региональное образование и воспитание становятся исторической необходимостью, предпосылкой формирования у населения осознанности своей принадлежности к определенному региону, к определенной региональной культуре. Необходимость такого воспитания, начиная с детского сада и со школьной скамьи, диктуется и демографической ситуацией. Сокращение роста населения делает актуальным вопросы, будет ли подрас-

тающее поколение жить и работать в своем регионе, как оно относится к своему краю и что оно сделает для его развития, наконец, станут ли молодые люди патриотами своей малой Родины.

В формировании и развитии чувства патриотизма и ответственности за родной край, за его растительный и животный мир, за людей, в нем живущих, неоценимую роль играет школьное краеведение.

Под краеведением в общеобразовательных учебных заведениях понимается системное познание учащимися родного края в процессе учебной и внеклассной работы. Изначальным объектом краеведения является семья, и дети должны понимать, что от успешного развития каждой отдельной семьи зависит успешное развитие общества. Незнание своей родословной (шежере) - неуважение к самому себе, поэтому очень важным этапом в формировании патриотических чувств детей является сбор, хранение и пропаганда традиций семьи, деревни, региона.

Знакомство с историей и культурой местного края предполагает овладение знаниями древнейшем периоде, о народах, о государствах, в состав которых входила данная местность, о развитии экологии, культуры, образования и здравоохранения местного края, об исследованиях этого региона. Сюда же относится история революционного движения и военное прошлое местного края, история советского и постсоветского периода.

Патриотическое воспитание сегодня стало важнейшей стратегической целью образования школьников. Оно направлено на формирование у молодых людей жизненной философии на основе устойчивой системы ценностей, состоящей из разумного сочетания гуманистических (способность к состраданию и милосердию, уважение к окружающим, толерантность, человеколюбие), гражданских (патриотизм, гражданская ответственность, готовность разделить судьбу Родины), и прагматических ценностей (карьера, материальный достаток).

Современное российское общество диктует необходимость специального теоретического анализа проблемы человека гражданского общества, причины генезиса этого типа личности, его места и роли в системе субъектов общественного про-

цесса, его общих социокультурных характеристик, его социальной и национальной типологии, его последующей исторической динамики, в том числе динамики его культурного потенциала.

В настоящее время, в условиях общемировых процессов интернационализации и глобализации, политических и социально-экономических реформ, в России этнизация содержания образования и воспитания, учет национальных особенностей культуры народов, проживающих на территории нашей страны, приобретают первостепенное значение. Национальное воспитание подрастающего поколения неразрывно связано с формированием патриотизма и гражданственности. В Законе РФ “Об образовании”(ст. 2)среди приоритетов в области образования отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества. В Федеральной программе развития образования указывается на необходимость усиления воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе, то есть воспитание патриотизма.

История свидетельствует, что переходные этапы развития общества характеризуются тяготами и испытаниями, в которых, несомненно,виноваты и политики.

Сегодня, когда низвержены прежние ценностные ориентации, и все еще не утвердились новые, найти себя, самоопределиться гражданину, и тем более народу, крайне тяжело. Для этого требуется время, знания, терпение, и главное - огромный потенциал духовности, совести. Сегодня чувствуется острый дефицит совести и культуры, в частности, культуры дружбы между народами, культуры взаимоуважения и патриотизма.

Мир культуры с древности называют второй природой, созданной человеком и во благо человека, вне его существование человечества немыслимо. Школьники должны иметь представление о специфике и закономерностях развития мировых культур. Поэтому школьные предметы “История России”, “История и культура Республики Башкортостан” и “Мировая худо-

жественная культура” должны обеспечить формирование у детей ценностных критериев относительно разнообразных явлений и тенденций культурно-исторического процесса в целом, явлений духовной жизни современного мира, а также должны способствовать выработке умений адекватно воспринимать и оценивать особенности развития культуры в новых исторических условиях.

Важно всегда помнить очевидную истину: культура не существует вне человека, а человека не существует вне культуры. Только высокая культура рождает цивилизацию, а цивилизация соответственно является показателем культурной развитости и состоятельности. Культура - это связь людей, совокупность их осмысленной творческой деятельности. Д.С. Лихачев писал, что ничего мы не сможем добиться, если станем пренебрегать культурной жизнью, если не будет должного отношения к музеям, библиотекам, памятникам, к маленьким городам, к “незаметным” деревням. Нужно научить детей стремиться понять жизнь великих исторических личностей, ибо это означает понять лучшее, что есть в России, понять те крупицы хорошего и ценного, что есть в нас самих. Чтобы быть хоть немного похожими на эти легендарные личности, почти особую породу людей российских. Они были опорой России, ее гордостью, ее героическим прошлым, но они - и достойное настоящее, и надежное будущее нашего Отечества [3].

Чтобы перенести патриотические традиции прошлого в будущее в настоящем молодежь нужно воспитывать на этих традициях. Поэтому современная национально-патриотическая идеология призвана учитывать интересы всех народов России и каждой нации в отдельности и служить им всем. Сегодня важная задача отечественной школы - помочь формированию нового поколения интеллигентов, которые станут истинными патриотами.

Литература

1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990.

2. Валеев И.И. Традиции башкирского национального воспитания в творчестве Мустая Карима. Уфа, 2005

3. Запесоцкий А.С. Дмитрий Лихачев -великий русский культуролог. СПб., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.