Научная статья на тему 'Видный Российский педагог и публицист А. Н. Острогорский'

Видный Российский педагог и публицист А. Н. Острогорский Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. Н. ОСТРОГОРСКИЙ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ / "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СБОРНИК" / «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ» / РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА / Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ / Н. А. ДОБРОЛЮБОВ / A. N. OSTROGORSKII / EDUCATION SYSTEM IN RUSSIA / “PEDAGOGICAL COLLECTION” / “PEDAGOGICAL ANTHOLOGY” / RUSSIAN PEDAGOGICAL PUBLICISM / N. G. CHERNYSHEVSKY / N. A. DOBROLYUBOV

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Помелов Владимир Борисович

В статье показаны факты биографии и профессиональной деятельности видного русского публициста в области педагогики второй половины XIX начала ХХ в. Алексея Николаевича Острогорского (1840-1917). Указаны его основные научно-педагогические и публицистические произведения, охарактеризованы ведущие педагогические идеи, которые развивал Острогорский в своих трудах. Педагогические сочинения Острогорского посвящены вопросам формирования личности учителя, влияния умственного развития на нравственное воспитание, формирования нравственных привычек, методики геометрии. Заметное место в наследии Острогорского занимают работы, в которых он давал подробный анализ классических произведений Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Ч. Диккенса, В. В. Крестовского, Н. Г. Помяловского, П. Д. Боборыкина и др. с точки зрения отражения в них моральных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTSTANDING RUSSIAN PEDAGOGUE AND PUBLICIST A. N. OSTROGORSKII

In the article, the facts of the biography and professional activity of an outstanding Russian publicist in the field of pedagogy of the second half of the XIX the beginning of the XX century Aleksei Nikolaevich Ostrogorskii (1840-1917) are shown. His main scientific, pedagogical and publicistic works are indicated, and the leading pedagogical ideas that Ostrogorskii developed in his writings are described. Ostrogorskii’s pedagogical works are devoted to the formation of a teacher’s personality, mental development influence on moral education, moral habits formation, and geometry methods. The writings where Ostrogorskii gave a detailed analysis of the classical works by L. N. Tolstoy, F. M. Dostoevsky, Ch. Dickens, V. V. Krestovsky, N. G. Pomyalovsky, P. D. Boborykin and others from the perspective of moral problems representation are of great significance in his heritage.

Текст научной работы на тему «Видный Российский педагог и публицист А. Н. Острогорский»

https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2018.4.3

Помелов Владимир Борисович

ВИДНЫЙ РОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГ И ПУБЛИЦИСТ А. Н. ОСТРОГОРСКИЙ

В статье показаны факты биографии и профессиональной деятельности видного русского публициста в области педагогики второй половины XIX - начала ХХ в. Алексея Николаевича Острогорского (1840-1917). Указаны его основные научно-педагогические и публицистические произведения, охарактеризованы ведущие педагогические идеи, которые развивал Острогорский в своих трудах. Педагогические сочинения Острогорского посвящены вопросам формирования личности учителя, влияния умственного развития на нравственное воспитание, формирования нравственных привычек, методики геометрии. Заметное место в наследии Острогорского занимают работы, в которых он давал подробный анализ классических произведений Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Ч. Диккенса, В. В. Крестовского, Н. Г. Помяловского, П. Д. Боборыкина и др. с точки зрения отражения в них моральных проблем. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2018/4/3.html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 4(12) C. 15-20. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net

Список источников

1. Ивлиева И. А. Значение и форма самостоятельной работы как средство формирования профессиональных умений и навыков студентов-юристов // Юридическое образование и наука. 2013. № 2. С. 18-20.

2. Карпова Ю. Н. Домашнее чтение как один из видов самостоятельной работы студентов-юристов НИУ ВШЭ // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 4. С. 113-117.

3. Лайтман В. И. Решение казусов как форма самостоятельной работы студентов-юристов // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: материалы XII Межвузовской научно-методической конференции / отв. ред. Е. В. Сапир. Ярославль: ЯрГУ, 2013. С. 282-284.

4. Остапенко А. В. Особенности организации педагогической поддержки студентов-юристов, испытывающих трудности в учении // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 3 (11). С. 38-41.

5. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. 528 с.

IMPROVING THE ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK AS A WAY TO INCREASE LEGAL EDUCATION QUALITY

Ostapenko Alena Viktorovna, Ph. D. in Pedagogy Plekhova Yuliya Olegovna, Doctor in Economics, Professor National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod alena-o1@ya. ru; yplehova@mail. ru

The article is devoted to the organization of the independent work of students receiving higher legal education as one of educational forms. The basic notions "independent work", "self-training", "self-education", "self-development" are considered. Emphasis is placed on the importance of introducing some forms of students' independent work during lectures, practical and seminar classes. The main difficulties that law students face in carrying out independent work are presented, and it is recommended to use actively the pedagogical support of students for the effective organization of their independent work.

Key words and phrases: independent work; self-development; self-education; pedagogical support; difficulties in studies; personalprofessional qualities; legal education; legal activity.

УДК 3.37.378 Дата поступления рукописи: 13.11.2018

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018.4.3

В статье показаны факты биографии и профессиональной деятельности видного русского публициста в области педагогики второй половиныXIX- началаХХв. Алексея Николаевича Острогорского (1840-1917). Указаны его основные научно-педагогические и публицистические произведения, охарактеризованы ведущие педагогические идеи, которые развивал Острогорский в своих трудах. Педагогические сочинения Острогорского посвящены вопросам формирования личности учителя, влияния умственного развития на нравственное воспитание, формирования нравственных привычек, методики геометрии. Заметное место в наследии Острогорского занимают работы, в которых он давал подробный анализ классических произведений Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Ч. Диккенса, В. В. Крестовского, Н. Г. Помяловского, П. Д. Бо-борыкина и др. с точки зрения отражения в них моральных проблем.

Ключевые слова и фразы: А. Н. Острогорский; система образования в России; «Педагогический сборник»; «Педагогическая хрестоматия»; российская педагогическая публицистика; Н. Г. Чернышевский; Н. А. Добролюбов.

Помелов Владимир Борисович, д. пед. н., профессор

Вятский государственный университет, г. Киров vladimirpomelov@mail. гы

ВИДНЫЙ РОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГ И ПУБЛИЦИСТ А. Н. ОСТРОГОРСКИЙ

А. Н. Острогорский

Имя видного русского педагога Алексея Николаевича Острогорского ныне почти забыто. Подчас его даже путают с другими видными педагогами XIX века, носившими ту же фамилию, - Александром Яковлевичем

и Виктором Петровичем, также оставившими заметный след в истории общественно-педагогической мысли. Однако имя и дела А. Н. Острогорского не должны кануть в Лету. Этот видный русский педагог и писатель пропагандировал и развивал передовые общественные и научные идеи, выдвинутые общественно-педагогическим движением 1860-х гг. «Шестидесятники» были его кумирами, и он стремился проводить в жизнь их мысли и чувства, правда, не в радикальном плане, а, скорее, через реализацию ставшей чрезвычайно популярной в те годы «теории малых дел». Предлагаемый материал о жизни и публикациях А. Н. Острогорского дает возможность рассказать современному читателю о том, какие проблемы в области образования были актуальны в годы его деятельности, а сам масштаб личности этого видного педагога заслуживает того, чтобы о нем состоялась достаточно обстоятельная статья.

А. Н. Острогорский родился 25 января (6 февраля) 1840 г. в г. Санкт-Петербурге в семье чиновника. Он получил высшее образование во 2-м Санкт-Петербургском кадетском корпусе и в Артиллерийской академии, но уже с молодых лет проникся желанием принести пользу народу на ниве просвещения. Примкнул к кружку студентов-энтузиастов столичного университета, которые открыли в 1860 г. на Васильевском острове начальную школу и стали там преподавать. В их числе были в будущем известные педагоги Ф. Ф. Резенер,

A. Я. Герд и В. П. Острогорский. В 1861-1906 гг. А. Н. Острогорский работал в военных учебных заведениях: во 2-й Санкт-Петербургской военной гимназии, Пажеском кадетском корпусе, учительской семинарии военного ведомства (в Москве) и на педагогических курсах при Педагогическом музее военно-учебных заведений.

Педагогической общественности стали известны его ранние статьи «Образцовый учитель» (1866), «Характеристика учеников» (1867), «Личность воспитателя в деле воспитания» (1868), «О влиянии умственного развития на нравственное воспитание» (1869), «Материалы по методике геометрии» (1883-1884).

В 1869-1877 гг. он был первым редактором популярного журнала «Детское чтение», куда в качестве авторов он привлек известных бытописателей Е. Н. Водовозову, А. И. Левитова, А. Н. Плещеева; сам нередко выступал с научно-популярными материалами для детей и юношества.

В 1883-1910 гг. А. Н. Острогорский возглавлял «Педагогический сборник», который издавался Главным управлением военно-учебными заведениями. В нем печатались статьи по дидактике, теории и практике воспитания, по общим и частным методикам. Среди авторов журнала были В. П. Острогорский, П. Ф. Каптерев,

B. И. Водовозов, А. П. Флеров, А. С. Вирениус. Даже в годы реакции журнал достаточно твердо отстаивал свою независимую позицию, поднимал актуальные общественные вопросы, такие как гуманное отношение к детям, взаимодействие семьи и школы, личность педагога, формирование культурной образованной личности с прочными нравственными убеждениями.

Большинство своих педагогических работ Острогорский и печатал в этом журнале. В их числе такие заметные статьи, как «Нравственные привычки», «По вопросу о нравственности», «Образование и воспитание», «Дисциплина и воспитание» и др. Здесь же печатались и его рецензии на произведения других авторов.

В 1903 г. А. Н. Острогорский издал составленную им «Педагогическую хрестоматию», которая содержала работы В. Г. Белинского, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, В. Я. Стоюнина и других крупных педагогов.

В заслугу А. Н. Острогорскому можно поставить то, что он подготовил к изданию «Собрание неизданных сочинений К. Д. Ушинского» (1908), которое включало, в частности, материалы для 3-го тома «Педагогической антропологии» Ушинского [2, с. 95]. Как известно, Константин Дмитриевич успел лишь собрать материал для 3-го тома.

В 1914 г. отдельной книгой вышла работа Острогорского «Н. И. Пирогов и его педагогические заветы».

В свое время автору данной статьи пришлось общаться с доктором педагогических наук, профессором Московского педагогического государственного университета М. Г. Данильченко, изучавшим творческое наследие А. Н. Острогорского. Он даже выступил составителем сборника его избранных произведений, кстати, единственного за все годы, последовавшие после смерти Острогорского. Михаил Герасимович характеризовал А. Н. Острогорского как чрезвычайно скромного человека, не оставившего воспоминаний, автобиографии. О его личной жизни также практически ничего не известно.

Жизнь А. Н. Острогорского протекала без каких-либо внешних потрясений и крупных событий. Умер он 2 (15) октября 1917 г.

Как мыслитель и педагогический деятель А. Н. Острогорский находился под идейным влиянием мировоззрения Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Последний, по словам Острогорского, поднял знамя борьбы за освобождение человеческой личности, выдвинул на передний план интересы и права личности; «благо реальной личности было для него той точкой зрения, с которой он смотрел на вещи» [3, с. 53].

Н. А. Добролюбов, по мнению Острогорского, верно показал обезличивание человека крепостным режимом. Участие Добролюбова в создании педагогической литературы оказало большое влияние на нравственное самосознание общества, особенно на педагогов. Н. А. Добролюбов хотел служить народу словом, - отмечал Острогорский, - а время призвало его к выполнению задачи воспитания у людей осознания собственных прав, к устранению из жизни всего того, что гнетет личность [6, с. 260-261].

А. Н. Острогорский усвоил у Чернышевского и Добролюбова идеи о благе народа, о превалировании общественных интересов над личными, о необходимости воспитания и образования детей всех сословий. Но он не разделял их революционно-демократический настрой, был далек от философского материализма.

Вот почему ему ближе был Пирогов с его презрением к низменной «практической» морали, с его стремлением, подчас наивным и утопическим, к светлым идеалам добра, правды и справедливости, с его религиозностью и надеждами на воспитание, нравственное формирование молодежи как главное средство преобразования всей

общественной жизни. Пирогов, а вслед за ним и Острогорский, придавал делу воспитания человека-гражданина, стремящегося к улучшению условий жизни, столь важное значение [5, с. 29].

А. Н. Острогорский подходил к решению вопросов воспитания всесторонне, с учетом влияния других явлений жизни, сообразовываясь с особенностями народа, его прошлым и настоящим. Главную роль в воспитании подрастающего поколения он отводил школе, которую он постоянно критиковал за формализм, чиновничью атмосферу, придавливавшую детей и иссушавшую их души. Естественно, он не только критиковал, но и выдвигал позитивные идеи построения школы на основах народности, ее приближенности к реальным потребностям жизни, учета культурных и образовательных запросов всех народностей, проживавших на территории России, их приобщения к великой культуре русского народа [7, с. 137].

А. Н. Острогорский придавал равновеликое значение вопросам образования и проблемам воспитательной работы. Обобщив свой опыт работы в качестве педагога-математика, он изложил свои дидактические взгляды в книге «Материалы по методике геометрии» (1883), ставшей первой крупной работой по методике геометрии, вышедшей в России. Автор раскрыл в ней логические основы геометрии (понятия и их образование, определения, аксиомы, теоремы), дал обзор использовавшихся тогда учебников геометрии М. В. Остроградского. Часть книги посвящена рассмотрению состава теорем.

Острогорский дает многочисленные советы учителям по развитию абстрактного мышления учащихся. При этом он предлагает два пути - синтетический и аналитический; указывает на то, что сообщение школьникам знаний первым путем способствует лучшему усвоению мысли в готовом виде, но в определенной степени лишает детей инициативы и активности в процессе познания.

Второй путь дает возможность лучше освоить доказательство теорем, облегчает решение задач, учит искать математические зависимости, «дает направление уму», но пользоваться им следует в том случае, если дети имеют достаточный объем знаний. Таким образом, оба пути дополняют друг друга. Их рациональное использование способствует приведению в систему знаний учащихся. Этой же цели служит правильно поставленное обобщающее повторение, в ходе которого в сознании учеников логически соединяются связанные между собой теоремы из различных частей курса [6, с. 262].

А. Н. Острогорский считал необходимым изгнание из процесса обучения механической зубрежки, пробуждение в преподавании и учении живой мысли, развитие у учащихся умений самостоятельной работы. В учебном процессе на первое место он ставил руководящую роль учителя. Им разработан ряд методик, в частности методика опроса, рассчитанная на пробуждение умственной активности класса [Там же, с. 263].

Много внимания А. Н. Острогорский уделял воспитательным аспектам становления личности юного человека. Особенно активно работал он над вопросами нравственного воспитания, о чем свидетельствует даже сам перечень его работ: «О влиянии умственного развития на нравственное воспитание» (1869), «Нравственные привычки» (1869), «По вопросу о нравственности» (1887), «Педагогические экскурсии в область литературы» (1897).

В первой из указанных статей А. Н. Острогорский ставит ряд важных вопросов. Если предположить, полагает он, что развитие ума положительно влияет на нравственность человека, то откуда берутся образованные негодяи? Всегда ли умный человек одновременно и нравственен?

Педагог приходит к выводу, что умственное развитие - не единственный фактор формирования нравственности; немалое значение имеют и другие факторы, такие как среда, темперамент. Тем не менее умственное развитие в целом способствует формированию нравственных начал в человеке. Огромное значение в этом процессе играет учитель, который зачастую, желая заставить воспитанников исполнять те или иные правила, опирается не на любовь, а на силу. Он круто идет к цели, ломает непокорную волю ребенка, строго карает ослушание, одним словом, вступает в борьбу.

«Он остается победителем, но сама борьба дает начало таким ассоциациям, которые в воспитательном отношении едва ли желательны. Всякий, бывавший в школе, знает, что во время этой борьбы ученики рады всякому злу, которое им удается сделать учителю. Неуважение личности, обман, насмешка, иногда даже вред доставляют искреннее удовольствие воюющей стороне. И вот другая ассоциация, порожденная школой: удовольствие от злопыхательства. Человек приобретает вкус к деланию зла другому» [3, с. 17].

Статья «Нравственные привычки» была посвящена актуальному в то время вопросу о роли привычки. Ученые по-разному оценивали значение привычки. С материалистических позиций А. Н. Острогорский рассматривал процесс формирования привычек, зависящий, по его мнению, от условий окружающей жизни и от качеств самого субъекта. Чем чаще ребенок подвергается влиянию тех или иных впечатлений, тем скорее он свыкается с ними, испытывает потребность в них [7, с. 138].

Существенной составляющей педагогического наследия А. Н. Острогорского явились работы, в которых он давал подробный анализ классических произведений Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Ч. Диккенса, В. В. Крестовского, Н. Г. Помяловского, П. Д. Боборыкина и др. с точки зрения отражения в них моральных проблем.

Наиболее известной работой такого рода стала крупная статья «Педагогические экскурсии в область литературы» (1885). Педагог указывал в ней, что в области нравственного воспитания учитель во многом опирается на наблюдения, опыт, вводит как бы «практический коэффициент в научную формулу» [3, с. 112].

А. Н. Острогорский отмечает, что современные дети раньше времени перестают быть детьми, в более раннем возрасте начинают задумываться над вопросами, которые прежде были доступны более зрелому возрасту. В частности, он рассматривает такую извечную проблему, как «дети и деньги». «Деньги - сила», -

приводит автор слова диккенсовского героя мистера Домби, гордившегося тем, что в руках у него была эта сила, и ему, Домби, поклонялась толпа.

«Всегда были люди, - с осуждением и сожалением пишет А. Н. Острогорский, - способные естественную в человеке потребность материального обеспечения обращать в цель жизни, не стесняясь средствами. В недавнее время круг лиц, уходящих в это стремление, расширился; расширился и круг средств, на это употребляемых. Явление стало бить в глаза, возмущать людей, сохранивших совесть. Литература в изобилии стала разрабатывать эту тему в сатире, в комедии, в очерках и сценах, в больших романах. Невольно является мысль, что в нездоровой атмосфере растет наше юношество, при отсутствии или слабости в обществе высших интересов, литературных, научных, эстетических, слыша постоянные жалобы на недостаток средств, видя, как быстро создаются состояния, создаются и часто также лопаются, слыша затем толки, что ловкие люди и после приговора суда уходят в Сибирь с деньгами и благополучно живут там с завидным комфортом. Да, "деньги - сила", должны они думать и с этой мыслью вступать в жизнь. Что же, однако, делать школе? Выступать в роли пророка, указывающего пропасть, в которую стремится общество, уже поздно, потому что явление, взятое нами темой, стало уже старым. И осуждение ему давно высказано и литературой, и обществом. Кажется даже, что нарыв назревает и надо ждать перелома болезни» [Там же, с. 115].

Прошло более ста лет со времени написания статьи, а проблемы, как видим, все те же, и даже стали, пожалуй, еще более актуальными в наши дни.

Своеобразным продолжением этой темы является статья «По вопросу о нравственности» (1887) [Там же, с. 119-165], в которой проводится мысль о зависимости нравственности от общественных условий. Взяв в союзники целый ряд французских философов, таких как Л. Леви-Брюль, Г. Тард, Ж.-Э. Рекан, Б. Паскаль, О. Конт, Э. Литтре и др., и приводя в качестве подкрепления своих мыслей отрывки из произведений ряда писателей, Острогорский подвергает резкой критике современное ему общество и представителей господствовавших классов.

А. Н. Острогорский приходит к выводу, который сейчас может показаться совершенно естественным; он состоит в том, что между нравственностью и безнравственностью, материальными интересами людей и их положением в классовом обществе существует непосредственная связь.

Однако неудивительно, что эта связь раскрыта А. Н. Острогорским не слишком глубоко; ясно, что более глубокий анализ непременно привел бы к революционно-демократическим выводам, а для либерала Острогорского это было делом невозможным.

Педагог с горечью констатирует, что с упадком общественных нравов неизбежно связан эгоизм, который не только понижает нравственный уровень одних, но, кроме того, делает более трудной борьбу с жизненными испытаниями для других. Едва ли мы дождемся того, - пишет педагог, - чтобы жизнь человеческая обходилась без тяжких испытаний, из которых есть два выхода. Один из них указывает «наслаждение в чистой совести», в сознании исполненного долга, несмотря на то, что он усеян материальными и духовными лишениями. Другой путь манит человека счастьем и подсказывает, что человек имеет право требовать от жизни возможно большего. Люди, вступающие на этот путь, часто пропускают мимо ушей воззвания к труду, хватаются за все, что облегчает борьбу, что оправдывает уступки, делаемые духом в пользу плоти. В итоге то, что предназначено природой служить средством для самой возможности высшей духовной деятельности, обращается в цель. Хороший стол, обстановка, развлечения - вот ради чего стоит жить, а нравственность, совесть - понятия условные, стесняться ими не стоит [Там же, с. 126].

И в этой статье А. Н. Острогорский, как мы видим, остается остросовременным, ставящим самые наболевшие социальные вопросы. И не вина педагога, что он только ставит вопрос и не дает ответа. Ответа не знаем мы до сих пор.

Своеобразным приложением к школьному делу нравственных проблем, поднимавшихся А. Н. Острогорским, является статья «Справедливость в школьной жизни» (1888) [Там же, с. 166-204].

А. Н. Острогорский считал справедливость элементарным этическим требованием, необходимость и обязательность которого всеми признается как воздаяние каждому по делам его. Он приводит в статье воспоминания Ф. М. Достоевского, С. Т. Аксакова, В. В. Стасова, К. К. Арсеньева, Т. Н. Грановского и других известных людей о своих школьных годах в качестве примеров, характеризующих положительные и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов и воспитанников, особенно в закрытых учебно-воспитательных заведениях.

А. Н. Острогорский различает «внешнюю справедливость», которая, как он отмечал, нередко приводит в делах слишком горячих фанатиков школьного режима к бессердечному отношению к воспитанникам, ибо ее цель - борьба с их недостатками, а сближение учителей с воспитанниками признается баловством, и «внутреннюю справедливость» - как систему общения воспитанников с лучшими представителями педагогического корпуса, знания и опыт, культура и образованность которых внушают их воспитанникам авторитет и уважение и способствуют их взаимному сближению в процессе делового общения.

То, что А. Н. Острогорский называл внешней и внутренней справедливостью, логично соотнести с известным противопоставлением дисциплины внешней, держащейся на авторитете педагога, а то и на страхе детей перед ним, и дисциплины внутренней, идущей от самодисциплины школьников, их воспитанности, от осознания ими необходимости придерживаться определенных правил поведения [Там же, с. 203-204].

А. Н. Острогорский защищал права личности ребенка, от которого, по его убеждению, логично требовать только то, что он способен дать. Педагог рассмотрел в статье вопросы, связанные с наказанием воспитанников.

Задолго до А. С. Макаренко он подчеркивал, что «взыскание, налагаемое на целые группы воспитанников, когда воспитателю не удается определить, кто именно из них был виновником того или иного проступка» [Там же, с. 185-186], является одним из видов школьной несправедливости, одной из крайне нежелательных форм наказания.

А. Н. Острогорский внес определенный вклад в педагогику в плане определения основных понятий этой науки. В статье «Образование и воспитание» (1897) он сделал попытку разграничить понятия «образование» и «воспитание», которые, как известно, нередко смешивают и отождествляют. Он приводит на этот счет мнения Л. Н. Толстого, Н. И. Пирогова, П. Ф. Каптерева, В. И. Даля, К. Д. Ушинского и др. [Там же, с. 205-271].

При этом он не ограничивается одним лишь уточнением дефиниций. Ценность статьи, прежде всего, в том, что ее автор дает крайне интересную педагогическую характеристику таких видных деятелей, как В. Г. Белинский, В. Я. Стоюнин, П. Г. Редкин и Н. И. Пирогов, анализируя их вклад в отечественную педагогику, образование и воспитание подрастающего поколения.

Основополагающий вывод, который проводится в статье, состоит в том, что не всякие знания являются убеждениями и могут служить руководством в поведении человека; важна не столько сумма знаний; главное, чтобы на основе этих знаний формировались взгляды и убеждения, определяющие направленность личности человека.

Вопросы семейного воспитания также интересовали А. Н. Острогорского. Чрезвычайно интересной представляется его работа «Семейные отношения и их воспитательное значение» (1898) [1, с. 322-355]. Приведем названия ее некоторых разделов: «Ради детей нам необходимо наблюдать над собою», «Склад прежней семейной жизни», «Семейные нелады. Детство Лермонтова, Жуковского, Корфа», «Совместная работа родителей. Разделение труда», «Дети не главные, а равноправные члены семьи», «Любимцы и отверженные. Родительский эгоизм». Любопытна и очень конкретна ссылка автора на характеристику детства ряда известных людей; это придает статье актуальный характер, ее хочется читать.

А. Н. Острогорский показывает, какой должна быть нормальная семья, в которой только и возможно разумное воспитание. К таким семьям он относит те, где царят дружеское взаимопонимание, помощь и взаимная поддержка, совместный труд. Дети приносят много хлопот, но и служат источником радости, надеждой и утешением в старости.

Большую роль педагог отводил матери, от которой ребенок перенимал культуру речи, умения читать, писать и ориентироваться в окружающем мире. Роль семьи не ослабевает с поступлением детей в школу. Семья оказывает помощь школе в приучении детей к режиму дня. Между школой и семьей должны царить взаимное доверие, доброжелательство и взаимопомощь. Одним из первых педагогов А. Н. Острогорский рекомендовал проведение родительских собраний [Там же, с. 355].

А. Н. Острогорский посвятил несколько своих работ проблеме подготовки учительских кадров. В частности, в статье под названием «И специальная подготовка преподавателя средней школы, и улучшение его положения» (1899) [3, с. 306-318] он анализирует взгляды ряда ученых по этому вопросу. Он разделяет высказанное в печати мнение известного педагога С. Зенченко о том, что по окончании университета лица, желающие занять учительскую должность, должны пройти теоретическую подготовку по педагогике, дидактике и некоторым другим дисциплинам со сдачей экзамена. Кроме того, необходима практическая двухгодичная подготовка на базе гимназии [Там же, с. 307].

Профессор Р. Виппер, - отмечал в своей статье А. Н. Острогорский, - выступает против какой-либо специализированной профессиональной подготовки для тех, кто прошел университетский курс; профессор считал учительское дело не таким уж и сложным - все, что нужно, молодой человек возьмет в университете. Практические же курсы никакого значения, по его мнению, не имеют [Там же, с. 312].

Опираясь на свой опыт и знание школьного дела, Острогорский решительно становился на сторону тех педагогов, которые считали необходимой дополнительную специализированную подготовку учительских кадров на педагогических курсах, ратовал за введение педагогической практики. Улучшение образованности педагогов, их подготовленности к работе в школе в определенной степени будет способствовать, считал он, и поднятию престижа профессии учителя.

Все работы А. Н. Острогорского написаны живым, остроумным языком, доступным широкому кругу читателей. Он внес заметный вклад в развитие отечественной педагогической мысли. В его многочисленных статьях содержится немало ценного, того, что не утратило актуальности в наши дни.

Список источников

1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала ХХ в. / гл. ред. В. Д. Шадриков. М.: Педагогика, 1990. 608 с.

2. Лебедев П. А. Острогорский Алексей Николаевич // Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. Т. 2 / гл. ред. В. В. Давыдов. С. 95-96.

3. Острогорский А. Н. Избранные педагогические сочинения / сост. М. Г. Данильченко. М.: Педагогика, 1985. 352 с.

4. Острогорский А. Н. Пирогов и Добролюбов // Педагогический сборник. 1900. № 2. С. 46-59.

5. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения / сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок. М.: Педагогика, 1985. 496 с.

6. Помелов В. Б. Российская педагогика в лицах: монография. Саарбрюккен: LAP, 2013. 608 с.

7. Помелов В. Б. Российские педагоги второй половины XIX - начала XX в.: учеб. пособие. Киров: Изд-во ВятГПУ, 2000. 218 с.

OUTSTANDING RUSSIAN PEDAGOGUE AND PUBLICIST A. N. OSTROGORSKII

Pomelov Vladimir Borisovich, Doctor in Pedagogy, Professor Vyatka State University, Kirov vladimirpomelov@mail. ru

In the article, the facts of the biography and professional activity of an outstanding Russian publicist in the field of pedagogy of the second half of the XIX - the beginning of the XX century Aleksei Nikolaevich Ostrogorskii (1840-1917) are shown. His main scientific, pedagogical and publicistic works are indicated, and the leading pedagogical ideas that Ostrogorskii developed in his writings are described. Ostrogorskii's pedagogical works are devoted to the formation of a teacher's personality, mental development influence on moral education, moral habits formation, and geometry methods. The writings where Ostrogorskii gave a detailed analysis of the classical works by L. N. Tolstoy, F. M. Dostoevsky, Ch. Dickens, V. V. Krestovsky, N. G. Pomyalovsky, P. D. Boborykin and others from the perspective of moral problems representation are of great significance in his heritage.

Key words and phrases: A. N. Ostrogorskii; education system in Russia; "Pedagogical Collection"; "Pedagogical Anthology"; Russian pedagogical publicism; N. G. Chernyshevsky; N. A. Dobrolyubov.

УДК 37.01; 37.012 Дата поступления рукописи: 13.11.2018

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018.4.4

The article is devoted to the issues of considering the new philosophy of education as a cross-disciplinary research field. It is shown that its emergence is connected with the change of education role and place in a man's life, with information technologies spread. The key positions of the ideologists of the new philosophy of education in Russia and abroad are analyzed. Special attention is paid to the place of the philosophy of education, as a scientific area, in the theory and practice of the Russian education that is capable to comprehend new pedagogical reality and help to develop the national education strategy.

Key words and phrases: philosophy and ideology of education; cross-disciplinary research; traditional system of education; new forms and methods of education; pedagogical community; humanistic pedagogy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shurukhina Tat'yana Nikolaevna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor

Far Eastern Federal University, Vladivostok tn_shurukhina@mail. ru

NEW PHILOSOPHY OF EDUCATION: ATTEMPT OF PEDAGOGICAL REALITY COMPREHENDING

The mankind's entering a new era, connected with the incredible pace of information technologies spread, makes many representatives of the progressive world community think about the character social institutions will acquire. Education plays an important role in the issues concerning the future. It is counted on not only as a social institution training a man for the future, but also as a phenomenon modelling this future in the present.

Nowadays, the new philosophy and ideology of education are being actively formed in the world, and this process involves not only philosophers and pedagogues, but natural scientists, industrialists and entrepreneurs as well.

The fact that education becomes a sphere of cross-disciplinary interest is proved by the creation of the international programme "Global Education Future (GEF)" as an "international cooperation platform uniting global education leaders, innovators, educational start-ups founders, investors in education sphere, heads of educational establishments and administrators of the national and supranational levels for discussing and introducing the necessary transformations of the traditional forms of educational systems in educational ecosystems" [12].

Thus, the new research area unites the efforts of not indifferent representatives of various scientific and economic spheres aimed at pedagogical theory and practice comprehension and pedagogues ready to apprehend philosophizing principles and methods for deeper understanding of their own activity. As the Russian scientists А. P. Ogurtsov and V. V. Platonov note: philosophy of education becomes not only the platform of cross-disciplinary research, the "thematization of the general work area" of scientists, but the "reflection as well, in which new research area, new approaches and new cooperation methods are not only realized but constructed" [6, с. 5].

Issues that are the essence of the philosophy of education ideas nowadays are as follows:

- education understanding as a new infrastructure in connection with education terms extension, its popularization and accessibility, internalization, individualization and multicultural character. The statement that "education is not a hereditary privilege, but a common good, which must be accessible regardless of income, social origin, national or religious identity" [1, с. 189] had become a prominent achievement by the ХХ - the beginning of the XXI century;

- education understanding as a starting point for the future's image formation and, consequently, the solution of the following problems: what the education content should be in the situation of information redundancy; what kind of man to train; what qualities he should possess to survive in the future;

- change of forms and methods of education realization in connection with the Internet total spread, gamifica-tion and so on, or solution of the problem of diversified sources of knowledge acquisition;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.