Научная статья на тему 'Взгляды Н. И. Пирогова на воспитание детей'

Взгляды Н. И. Пирогова на воспитание детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6370
540
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Н. И. ПИРОГОВА / РАННЯЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА / ПРОБЛЕМА НАКАЗАНИЙ / СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ / ЛИЧНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ / PEDAGOGICAL SYSTEM OFN. I. PIROGOV / EARLY SPECIALIZATION / MORAL UPBRINGING / THE INDIVIDUALITY OF A CHILD / THE PROBLEM OF PUNISHMENTS / MEANS OF UPBRINGING / THE PERSONALITY OF THE TUTOR / THE PEDAGOGICAL COUNCIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокофьева Елена Анатольевна, Чмелева Елена Викторовна

В статье анализируются некоторые из педагогических идей знаменитого хирурга, педагога, попечителя Киевского и Одесского учебного округов Н. И. Пирогова, высказанные им в его педагогических сочинениях: взгляд на раннюю специализацию детей, отношение к наказаниям вообще и физическим наказаниям в частности, рассуждение о нравственном принципе в воспитании, изучение природы детей и другие. Мысли, высказанные Пироговым в работах, рассматриваемых в данной статье, логически продолжают педагогическую теорию, изложенную им в одном из своих фундаментальных и программных произведений «Вопросы жизни». Цель русской педагогики и русской школы есть воспитание Человека, умеющего подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной. Занимаясь школьными проблемами на практике в качестве попечителя учебных округов, Н. И. Пирогов выступил категорическим противником применения телесных наказаний, справедливо полагая, что страх перед ними унижает ученика, принуждает его не отвечать за свои поступки, а лгать и изворачиваться, что наносит воспитанию Человека в человеке огромный вред. Точно так же достижению главной цели педагогики не способствует и ранняя специализация школьников, т. к. она нацелена, прежде всего, на карьерные достижения и вредит духовному развитию. Пирогов одним из первых высказывает мысль, которую надо бы помнить и сегодня: юность требует к себе уважительного, бережного и чуткого отношения, каждый ученик индивидуален, и задача учителя — понять его индивидуальность. Педагогическое наследие Н. И. Пирогова не утратило своей актуальности и может представлять интерес для теории и современной педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEWS OF N. I. PIROGOV ON THE UPBRINGING OF CHILDREN1the FGI «Federal center for educational legislation»,the research Institute of theory and history of pedagogics» RAO (Moscow)

The article analyzes some pedagogical ideas of an outstanding surgeon, pedagogue, supervisor of the Kiev and Odessa educational districts N. I. Pirogov, expressed by him in his works: a view on the early specialization of children, an attitude to punishments in general and to corporal punishments, in particular, an argument about the moral principle in the upbringing, the study of children's nature and others. The ideas, expressed by N. I. Pirogov in the works considered in this article, do logically continue his pedagogical theory to be found in his fundamental and programme-aimed work "Problems of Life". The aim of the Russian Pedagogy and the Russian School has always been upbringing of a Person, being able to subjugate the material side of Life to the side of Life, moral and spiritual. Being engaged in the school problems in practice as a supervisor of the educational districts, N. I. Pirogov was a categorical opponent of corporal punishments, quite justifiably considering that a fear of such humiliates the pupil, causing him to be irresponsible for his deeds, but rather to lie and use every subterfuge, what leads to a great damage of an upbringing of Man within a man. Likewise the early specialization of schoolchildren doesn't lead to the main aim of Pedagogy, as it primarily is aimed at career achievements and detriments the child's spiritual development. N. I. Pirogov was one of the first researchers to express a thought, worth of being recollected today: youth requires a respectable, dearing, and sensitive attitude to itself; every student is very individual, and the task of the teacher is to understand this individuality. The pedagogical heritage of N. I. Pirogov has not lost its importance till to-day and may be of a considerable interest for the theory and practice the modern Pedagogy.

Текст научной работы на тему «Взгляды Н. И. Пирогова на воспитание детей»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2013. Вып. 4 (31). С. 102-112

ВЗГЛЯДЫ Н. И. ПИРОГОВА НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Е. А. ПРОКОФЬЕВА, Е. В. ЧМЕЛЕВА

В статье анализируются некоторые из педагогических идей знаменитого хирурга, педагога, попечителя Киевского и Одесского учебного округов Н. И. Пирогова, высказанные им в его педагогических сочинениях: взгляд на раннюю специализацию детей, отношение к наказаниям вообще и физическим наказаниям в частности, рассуждение о нравственном принципе в воспитании, изучение природы детей и другие. Мысли, высказанные Пироговым в работах, рассматриваемых в данной статье, логически продолжают педагогическую теорию, изложенную им в одном из своих фундаментальных и программных произведений «Вопросы жизни». Цель русской педагогики и русской школы есть воспитание Человека, умеющего подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной. Занимаясь школьными проблемами на практике в качестве попечителя учебных округов, Н. И. Пирогов выступил категорическим противником применения телесных наказаний, справедливо полагая, что страх перед ними унижает ученика, принуждает его не отвечать за свои поступки, а лгать и изворачиваться, что наносит воспитанию Человека в человеке огромный вред. Точно так же достижению главной цели педагогики не способствует и ранняя специализация школьников, т. к. она нацелена, прежде всего, на карьерные достижения и вредит духовному развитию. Пирогов одним из первых высказывает мысль, которую надо бы помнить и сегодня: юность требует к себе уважительного, бережного и чуткого отношения, каждый ученик индивидуален, и задача учителя — понять его индивидуальность. Педагогическое наследие Н. И. Пирогова не утратило своей актуальности и может представлять интерес для теории и современной педагогической практики.

На педагогическом небосклоне имя Николая Ивановича Пирогова поистине звездное. Когда читаешь его статьи, то актуальным и злободневным кажется все: и его взгляд на раннюю специализацию детей, и критика раннего обучения иностранным языкам, и отношение его к наказаниям, рассуждение о нравственном принципе в воспитании, твердая убежденность в необходимости изучения природы детей, а также его понимание роли гуманитарных дисциплин в формировании личности ребенка.

Однако прежде чем остановиться на некоторых идеях из его педагогического наследия, нам хотелось бы передать атмосферу, царившую в Петербурге чуть более ста лет назад, когда 7 ноября 1910 г., казалось, вся педагогическая общественность столицы собралась в большой аудитории Педагогического музея, чтобы отметить столетний юбилей Николая Ивановича. На эстраде возвышался бюст Н. И. Пирогова, артист Н. Н. Кедров спел под аккомпанемент рояля «Пророк»

(сл. А. С. Пушкина, муз. Н. А. Римского-Корсакова) и «Сейте разумное, доброе, вечное» (сл. Н. А. Некрасова, муз. Ц. А. Кюи). Лакримозу Моцарта исполнил на рояле сам хормейстер императорской оперы Г. А. Казаченко. Аудитория была переполнена.

Тогда, в 1910 г., творчество Н. И. Пирогова стало предметом анализа в трудах В. А. Волкович, П. Ф. Каптерева, И. А. Сикорского, Н. Е. Румянцева, С. Я. Штрайх и ряда других представителей научной мысли и общественной деятельности того времени. Вклад Н. И. Пирогова в педагогическую науку получил заслуженное признание. И ныне его педагогические взгляды становятся предметом научного исследования1.

Во времена, когда даже поэт был не просто поэтом, а в первую очередь чиновником, Н. И. Пирогов осмелился высказать самую простую мысль: школа должна растить не чиновника, не единицу для замещения должности в государственном аппарате, не юриста, а человека. В статье «Новоселье лицея» педагог пишет: «Словами "ищи и будь человеком" выражается одна главная мысль воспитания: научите с ранних лет подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной» .

Нельзя сказать, чтобы это была совершенно новая мысль в педагогике. Такие же слова можно встретить и у Ж.-Ж. Руссо, и у В. Ф. Одоевского, и у других. Все великие педагоги во все времена говорят как будто одно и то же, все утверждают гуманные истины, но каждый — в свое время, в своих трудных обстоятельствах, приводя все новые аргументы. Педагогику в этом плане можно сравнить с литературой: во все века поэты пишут о любви. Пишут будто бы об одном и том же, но каждый раз новое. Казалось бы, что можно сказать нового о любви после А. Пушкина? Но почитайте И. Анненского «Среди миров», А. Блока «Незнакомка», Е. Евтушенко: «И море — всем топотом, и ветви — всем ропотом, и всем своим опытом — пес на цепи». И в педагогике у Н. И. Пирогова старые истины приобрели новое звучание.

Ученый, «отец русской хирургии», протестовал против политики превращения общеобразовательной школы в специальную. Специальное образование вырабатывает карьериста с мелкими и низменными потребностями. Ранняя специализация вредит духовному развитию. Он восклицает: «Не спешите с вашей прикладной реальностью». Истинный идеал образования есть общее образование, развитие всех дарованных человеку способностей, всех его высоких и благородных стремлений.

Осуществление принципа нравственного воспитания обусловило необходимость познания ребенка и законов его развития. Н. И. Пирогов задолго до возникновения современного естественнонаучного направления в педагогике считал необходимым для педагога изучение природы детей. В «Автобиографии»

1 Овчинников А. В. Циркуляры попечителя округа (к 200-летию Н. И. Пирогова) // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2010. № 4 (20). С. 169-176; Прокофьева Е. А. У истоков образовательного права: педагогические взгляды Н. И. Пирогова. [Электронный ресурс.] иЯЬ: http://lexed.ru/pravo/notes/; Чмелева Е. В. Взгляды Н. И. Пирогова на природу детей и задачи воспитания // Воспитание детей и молодежи. 2010. № 4. С. 69-70.

2ПироговН. И. Собрание сочинений. СПб., 1900. Т. 1. С. 51.

Н. И. Пирогов рассказал, что попытка воспитать мальчика Н. Назарова, который доставил ему очень много хлопот, привела его к убеждению, что пример воспитателей — важное, но недостаточное средство эффективного воспитания. Главное — природные задатки индивидуума, знание природы ребенка и умение разбираться в его душевных переживаниях. «Детская душа — храм, — говорит Н. И. Пирогов, — надо ее изучать со вниманием. Поэтому — ступайте за кулисы детской жизни! Наблюдайте за их первым лепетом и первыми движениями души; наблюдайте их здесь и тогда, когда они возвратятся к вам утомленные играми и всегда готовые снова их начать» .

Кроме того, понимание индивидуальности ученика требует осторожного обращения с его личностью, уважения к его самостоятельности, к его чувству собственного достоинства. «Уважайте юность, — призывает Н. И. Пирогов, — которая имеет свои права». Личность одинаково неприкосновенна и в ребенке, и во взрослом человеке. Жизнь школьника есть такая же самостоятельная, подчиненная своим законам жизнь, как и жизнь любого взрослого, в том числе учителей, родителей. Воспитатели не имеют права безнаказанно и произвольно ниспровергать определенные законы мира детей. Подобную мысль в уста Алеши Карамазова вложил великий психолог XIX столетия Ф. М. Достоевский: «Если на алтарь гармонии положена хотя бы одна детская слеза, зачем такая гармония». Современные психолого-педагогические исследования убедительно доказали, что разрушение чувства собственного достоинства приводит к асоциальному поведению у подростков.

Н. И. Пирогов первым поднялся против жестоких наказаний, распространенных в русских школах. По школьному Уставу того времени детей официально дозволялось сечь до третьего класса гимназии. Понимая всю отвратительность телесных наказаний, педагог поднял эту проблему в 1858 г., когда был назначен попечителем в Киевский учебный округ, однако встретил среди коллег огромное число оппонентов. На своих собраниях представители школ утверждали, что без телесных наказаний школа просто немыслима. И Николай Иванович начинает убеждать педагогическую общественность в обратном. Из всех учебных заведений Киевского учебного округа к нему стекаются отчеты, содержащие сведения об учебной и воспитательной работе, в том числе, о мерах педагогического воздействия на нарушителей школьной дисциплины. Данные, которые поступили в его распоряжение, просто шокировали попечителя. Так, в отчете штурманского училища он обнаруживает, что из 27 учащихся, подвергшихся телесному наказанию, «9 наказаны за упорную лень, 3 — за курение табака, 4 — за ослушание,

6 — за грубость, 4 — за драку, 1 — за шалость»4. Таким образом, за самые разнородные проступки следовало единое наказание — розги. Но штурманское учебное заведение все же специализированное, там дисциплина достаточно сурова, а как обстояли дела в обычных гимназиях? Ничуть не лучше! Так, в 1858 г. в Житомирской гимназии наказанию розгой подверглись 290 учащихся, в Киевской второй гимназии — 43, в Полтавской — 39, в Белоцерковской — 38, в

3ПироговН. И. Собрание сочинений. СПб., 1900. Т. 2. С. 67.

4Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985. С. 245.

Е. А. Прокофьева, Е. В. Чмелева. Взгляды Н. И. Пирогова на воспитание детей Нежинской — 20, в Черниговской — 18, в Ровенской — 8, в Киевской первой

О 5

гимназии — 3 человека .

Если сравнить число учащихся, например, в Житомирской и Киевской второй гимназиях, то оно было примерно одинаковым: 600 и 625 соответственно, однако количество телесных наказаний в первой из них значительно выше, нежели во второй. И Николай Иванович Пирогов задается простым, казалось бы, вопросом — неужели нравственное развитие учеников в одной гимназии настолько хуже, чем в другой? Объяснение может быть только одно — в основе определения вида наказания лежит, как правило, произвол администрации того или иного учебного заведения.

Новый попечитель начинает выезжать на педсоветы, публиковать статьи, где высказывает собственную убежденность в пагубности и бесполезности телесных наказаний. В чем состоит основной смысл телесного наказания? — спрашивал Н. И. Пирогов. Выместить причиненную злобу? Но это чувство не должно быть свойственно ни христианину, ни вообще здравой нравственности. Пристыдить? Но тот, кто хочет телесным наказанием пристыдить виновного, хочет, на самом деле, стыдом воздействовать на человека, уже потерявшего стыд, что бесполезно. Устрашить? Хорошо, предположим, вам удалось возбудить страх в ребенке, чем вы будете его поддерживать? Вам понадобится еще его усиливать, а как определить границы этого усиления? Кроме того, ведь розга возбуждает совсем не тот страх, какого ждет применяющий ее воспитатель. «Не тот нравственный страх заслуженного наказания, который возбуждается внутренним чувством совести за нарушение предписываемых ею правил, а страх боли и истязаний. Неужели нужно у ребенка поставить совесть в зависимость от розги? Хорошо ли приучать совесть, это свободное чувство человека, с самых юных его лет к зависимости от телесных или даже духовных, но более зависимых ощущений?»6.

И еще один пагубный эффект розги приводит Н. И. Пирогов. В статье «Быть и казаться» он рассуждает о раздвоении личности и о причинах, к ней приводящих, так вот розга тоже, по его мнению, ведет к такому раздвоению. Приученный к порке человек испытывает страх, но страх, порожденный розгой — это внешний страх. Как только он пропадет, ребенок моментально воспользуется мнимой свободой и пустится «во все тяжкие» — опять получается раздвоение на человека внутреннего (быть) и человека внешнего (казаться). Да, школа и семья должны воспитывать страх, но страх внутренний, т. е. нравственные ограничения. «Сделайте так, чтобы наказание за проступок было не вне, а внутри виновного — и вы дойдете до идеала нравственного воспитания. Розга вселяет страх — это правда, но не исправительный, не надежный, а прикрывающий только внутреннюю порчу. Она исправляет только слабодушного, которого бы исправили и другие средства, менее опасные»7. Так он обосновывает мысль о бесполезности и безнравственности телесного наказания вообще. И уж тем более недопустимыми он считал практиковавшиеся публичные телесные наказания, справедливо полагая, что единственный результат, которого при этом мож-

5 ПироговН. И. Избранные педагогические сочинения. С. 179.

6 Там же. С. 103.

7 Там же. С. 104.

но добиться — так это воспитать в учениках чувство ненависти и негодования по отношению к тому, кто наказывает.

Вторым был вопрос практического характера — с помощью каких шагов можно убрать эту крайнюю, экстремальную меру из гимназий и училищ? Проведенный Н. И. Пироговым анализ статистических данных, почерпнутых из отчетов директоров и инспекторов училищ и гимназий, его беседы с директорами гимназий, учителями, родителями, показывает, что розга как средство воспитания применяется неоправданно часто. Ею наказываются и воровство, и невнимательность на уроке, и леность в выполнении задания, и ложь, и обычная детская шалость, т. е. видов проступков много, а спектр наказаний весьма и весьма узок. Другими весьма распространенными видами в практике наказаний стояли временное исключение из гимназии и помещение в карцер. Сохранившийся до наших времен карцер можно увидеть в Таганрогской гимназии, в которой обучался А. П. Чехов. Это маленькая узкая комнатка под лестницей, со столом и стулом, освещалась свечкой, в одной из стен находится окно, через которое можно было следить за наказанным учеником.

Чтобы решить столь больной (как в прямом, так и в переносном смысле) вопрос о мерах воздействия на нерадивых учащихся, Пирогов сформировал комитет для составления правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа, куда вошли: помощник попечителя, директора, инспекторы двух киевских гимназий, инспектор казенных училищ, некоторые профессора и некоторые учителя. Другими словами, он создает коллегиальный орган, который разрабатывает и издает знаменитый Циркуляр № 8 от 1859 г. В этом акте содержалась таблица, где перечислялись виды проступков и варианты педагогического воздействия на нарушителей. Спектр воздействия предлагался самый широкий — от исключения из учебного заведения как случай крайний и экстраординарный до увещевания. Сюда входили и суд товарищей, и оставление без ужина, и арест, и принуждение просить извинение, и плата за испорченную вещь, и внесение вины в штрафной журнал, и стояние у доски в младшем классе, и выговор педсовета, а также замечание директора и инспектора. Розга среди наказаний тоже упоминалась, при этом было нормировано количество ударов — от 5 до 10.

На наш взгляд, это был уникальный по своей значимости документ. Своего рода кодекс прав и обязанностей как учащихся, так и учащих. Н. И. Пирогов попытался построить основанную на праве систему воздействия на ученика в отдельно взятом учебном округе. «Я остаюсь того мнения, что в больших учебных заведениях исправительные меры и наказания для каждого рода проступков должны быть не только определены с точностью, но и объявлены положительно всем ученикам и воспитателям. ...У нас нужно приучать молодых людей с ранних лет к законности; они должны знать положительно, что их ожидает за тот или другой проступок и какие обстоятельства начальство берет в соображение, определяя степень вины и меру наказания. Еще более они должны быть убеждены, что наказание определяется не по произволу начальника, а по утвержденным постановлениям. Наконец, чувство справедливости в учащихся разовьется еще более, если они убедятся, что воспитатели их верно и беспристрастно следу-

ют однажды принятым постановлениям, не делая никаких исключений»8. Вот с такими целями и вводит попечитель Киевского учебного округа Н. И. Пирогов краткий кодекс, содержащий в себе правила о проступках и наказаниях.

Это был настоящий прорыв. В российском обществе развернулась весьма оживленная дискуссия по вопросу о наказаниях, имевшая положительный итог — школьный Устав 1864 г. отменил телесные наказания в общеобразовательных учебных заведениях. В этом отношении Россия на много лет опередила Западную Европу. Так, крупный философ русского Зарубежья, педагог, знаток зарубежной педагогики В. В. Зеньковский в своем труде «Психология детства» (1922 г.) говорил о широком применении телесных наказаний в Германии, а Англия избавилась от этого постыдного явления лишь во второй половине ХХ в.

Тем не менее современная историко-педагогическая литература говорит о том, что Н. И. Пирогов, закрепив Циркуляром № 8 наказание розгой, пошел на поводу у реакционной, консервативной части учительства и сдал, таким образом, свои гуманистические позиции9. На самом деле его позиция по отношению к телесным наказаниям как была нетерпимой, так ею и оставалась. Он был человеком цельным и свои убеждения не менял даже под чьим бы то ни было влиянием или давлением. Тогда почему он уступил своим оппонентам и действительно позволил внести в Циркуляр разрешение в исключительных случаях применять телесные наказания в количестве от 5 до 10 ударов?

В основании такого непопулярного решения Н. И. Пирогова лежат те принципы работы с педагогами, которыми он очень дорожил и которыми не мог поступиться. В противном случае это было бы уже не отступление, а самая настоящая капитуляция. Один из принципов — коллегиальное принятие решений, другой — гласность. «Вопиющая потребность нашего времени» — так говорил Н. И. Пирогов о коллегиальности. «Лишенный голоса преподаватель неминуемо теряет свой авторитет в глазах учеников, быстро улавливающих слабые стороны школы. Коллегия должна быть поставлена выше лица. Несправедливо и вредно предоставлять начальнику школы право не исполнять или отменять постановления педагогического совета»10. При принятии Циркуляра № 8 перед Н. И. Пироговым как перед государственным чиновником, отвечающим за образовательный процесс в округе, стоял выбор — либо административным методом отменять розги, но тогда придется пожертвовать коллегиальностью, поскольку многие учителя не представляли себе воспитания без телесных наказаний, либо сохранить этот принцип, отстоять его, что означает оставить в правилах о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа телесные наказания. И он выбрал последний вариант. Но, несмотря на сохранение в правилах возможности применения телесных наказаний, его борьба с этим постыдным явлением даром не пропала. Уже через год после обнародования Циркуляра № 8 количество телесных наказаний заметно снизилось. Если из 4109 учеников 11-й гимназий Киевского учебного округа в 1858 г. телесному наказанию подвер-

8 ПироговН. И. Избранные педагогические сочинения. С. 246.

9 История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001. С. 353-354.

10 Современное значение педагогических идей Н. И. Пирогова. СПб., 1911. С. 45-46.

глись 551 ученик, то в 1859/1860 — 2711. Педагоги стали использовать рекомендованные «кодексом Пирогова» другие меры борьбы с непослушанием и нарушениями. Так, в Новгородсеверской гимназии розгами до введения правил были наказаны 3 учащихся, карцером — 10, выговором педсовета — 0, арестом — 35, замечаниями директора и инспектора — 2, после же введения правил розги не применялись ни разу, карцер — в одном случае, выговор педагогического совета был сделан одному ученику, остальные нарушители наказывались арестом и замечаниями директора или инспектора. Поясним, что означал арест. Арестом считалось оставление ученика в классе, часто открытом, в том числе и для повторения недоученного урока. Результат введения правил говорит сам за себя. Таким образом, уступка Н. И. Пирогова, выглядевшая на поверхностный взгляд его поражением, отступлением, оказалась на поверку победной. По мнению многих представителей педагогической общественности конца XIX — начала XX в., розга, лишенная патриархальности, в ореоле законного воздействия сразу показалась настолько нелепой, что за один год число телесных наказаний снизилось в десятки раз12. Разве это не победа?

Будучи человеком последовательным и ответственным, Н. И. Пирогов не успокоился на издании правил, а попросил в конце учебного года директоров гимназий, учителей, педагогические советы высказать свои наблюдения, замечания, мысли по итогам нововведения. Ему очень важно было проследить, насколько эффективны или, наоборот, бесполезны, оказались предпринятые меры. И со всех гимназий к нему стали стекаться сведения. Все мнения он тщательно изучил, систематизировал, а затем последовательно и подробно ответил на высказанные коллегами замечания и предложения в своем «Отчете о следствиях введения по Киевскому учебному округу правил о проступках и наказаниях учеников гимназий». Такому примеру гласности и открытости в наше время можно только позавидовать.

Пресса буквально обрушила на Н. И. Пирогова поток обвинений. Но Н. И. Пирогов придерживался правила, которое характеризует его как человека очень мужественного — не только гласно обсуждать свои ошибки, но также знакомить коллег и читателей со всеми обвинениями в свой адрес и не просто знакомить, но и отвечать на них. Заметим, что он не всегда защищался или оправдывался, но часто и соглашался с тем или иным доводом, или, по меньшей мере, обещал подумать. Поэтому Н. И. Пирогов не мог не включиться в развернувшуюся полемику. Цель принятия правил, — объяснял он, — не противодействовать административному началу, а приостанавливать, насколько это возможно, движение административного начала к произволу. И это ему, несомненно, удалось.

И еще одну задачу пытался решить Н. И. Пирогов путем введения правил. Он хотел с их помощью возвести между наказывающим (инспектором или директором, т. е. чиновником) и наказываемым (т. е. учеником) заградительный барьер в виде сообщества учителей — педагогического совета, наладив тем самым беспрерывную связь учителей с учениками, которая, с его точки зрения, была школой потеряна. Он искренне надеялся, что правила окажут воспитыва-

11 ПироговН. И. Избранные педагогические сочинения. С. 256.

12 Современное значение педагогических идей Н. И. Пирогова. С. 47.

ющее воздействие и на самих педагогов: они должны будут понять, что кодекс — это не мертвая буква закона, и, несмотря на кажущуюся похожесть, типичность проступков, в основании их лежат разные мотивы и, что очень важно, нужно разбираться всегда и с конкретным нарушением, и с породившим его мотивом.

Н. И. Пирогов с помощью введенных им правил попытался внести в школу тот элемент индивидуализации, которым далеко не каждая школа могла в то время похвастаться; впрочем, нельзя сказать, что она всегда может сделать это и сейчас.

Требуя уважения к личности воспитанника, Николай Иванович учил воспитывать детей с помощью добра, справедливого и любовного отношения к ним, рекомендовал использовать науку и художественные произведения гениальных писателей как средства, необходимые для достижения этого. Задумаемся: сегодня эстрадная музыка, спорт занимают в мировом сознании намного большее место, чем наука, литература, искусство, размышления о мире. Ослабление преподавания литературы, истории в школе ведет к беспамятству, ослаблению чувств, бездушию и черствости. Ф. М. Достоевский в «Идиоте» говорил: «Сострадание есть главнейший, и, может быть, единственный закон бытия всего человечества».

Определить общее направление воспитания, его характер и содержание, конечно, важно для подготовки «истинных людей». Но при всем этом решающей силой в осуществлении намеченных задач является личность воспитателя. Учитель, любящий ученика, самый лучший воспитатель. От него требуется, кроме любви к детям, еще умение понимать детскую душу, понимать язык чувств, свойственный ребенку. К сожалению, образ русского учителя что теперь, что раньше оценивался негативно. В рассказе «На переломе» А. И. Куприн нарисовал мрачную картину ученичества в военной гимназии, в которой «нормой жизни» являлось грубое надругательство над учащимися, избиение слабых, дикая, необузданная власть хулиганов, бездушие и черствость педагогов. В «Жизни Клима Самгина» М. Горького среди гимназистов ходячим выражением было: «Смотри, вырастешь — учителем будешь». Интересные воспоминания на этот счет оставил художник А. П. Боголюбов, который маленьким мальчиком был определен в привилегированный Александровский Царскосельский малолетний Корпус, где обучался с 1831 по 1835 гг.: «Инспектор, господин Мец, получил название Живодера за то, что драл всех беспощадно солдатскою рукою, тогда как дамы секли руками ротных нянек. Арифметике обучал Кох, бывший флотский офицер. Этот обращался варварски. Бывало, схватит за ухо, хорошо, если за оба, и подымет на воздух, иногда бросит на пол. Выщипывал он также вихры волос и бил щелчком по губам, когда молчишь»13.

Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию, Н. И. Пирогов считал необходимым дать самостоятельность не только ученику, но и учителю, изменить отношения между ними. По мнению педагога, отношения между учителями и учащимися должны быть основаны на взаимном доверии и уважении, причем учителя не должны смотреть на учеников как на лиц, которых нужно только укрощать, а ученики — на учителей как на врагов, которых следует обманывать. Ослабление нравственного влияния учителей на учащихся и их поступки серьез-

13 Боголюбов А. П. Записки моряка-художника // Волга. 1996. № 2-3. С. 11.

но беспокоило Пирогова. Он считал глубоко ошибочной позицию тех преподавателей, которые видели своей миссией только обучение, не обращая при этом внимания на поступки учеников. Это в конечном итоге разъединяло ученический и педагогический коллективы. Там, где нет нравственной связи и доверия между учащими и учащимися, не может быть и речи о каком-либо нравственном влиянии первых на последних.

В этом отношении лучшей воспитательницей является женщина, которая, по мысли Н. И. Пирогова, ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства, научая его уста лепетать первые слова, становится первым зодчим общества; краеугольный камень кладется ее руками. В начале XX в. впервые в России были опубликованы письма Николая Ивановича к своей невесте — баронессе Бистром, написанные еще в 1850 г. Они вызвали живой общественный интерес и явились весьма ценными педагогическими документами. В них ярко обрисован идеал женщины-матери, обозначены задачи и средства воспитания детей, как себе представлял их Н. И. Пирогов. Главную задачу воспитания он видел не в наполнении детей случайными разрозненными знаниями, а в воспитании характера, твердой, нравственной личности.

Передовые люди того времени обратили пристальное внимание на подготовку женщины к материнству и воспитанию детей. На ней одной, поскольку отец обыкновенно был занят делом, дающим ему средства к содержанию семьи, лежала великая обязанность воспитать ребенка так, чтобы в нем свободно могли развиться его умственные, физические и нравственные свойства. «В воспитании женщины заключается воспитание всего человечества», — говорил Н. И. Пирогов.

Хотя Н. И. Пирогов никогда не писал специального научного педагогического трактата и высказывал свои мысли о воспитании в статьях, относившихся к тем или иным злободневным вопросам школы, нет ни одной области школьной жизни, которая не была бы им затронута и самобытно и глубоко освещена.

Собирая из его статей крупицы педагогических мыслей, мимолетные замечания по поводу различных вопросов воспитания и пытаясь их кратко систематизировать, мы видим, как перед нами вырисовывается глубоко продуманная, стройная и психологически обоснованная целостная педагогическая система. Основная мысль — необходимость понимать душу ребенка и сообразовываться в воспитании с особенностями детской психологии — проходит красной нитью через все его сочинения. Мы все знаем, что нужно почитать стариков, но не все отдают себе отчет в том, что и молодость должно уважать. Понимать молодость — это значит уважать ее права и личность, относиться к ней с доверием и уважением.

Этот завет великого педагога перекидывает мост между прошлыми и новыми идеями о воспитании детей и молодежи и показывает тот путь, по которому идет современная педагогическая наука. Перефразируя известные слова К. Д. Ушинского по поводу гениального хирурга, мы можем сказать: «Если наши учителя будут иметь всегда перед собою светлый образ Пирогова, будущность нашей школы обеспечена».

В заключение хотим отметить, что личность Николая Ивановича Пирогова оказалась настолько притягательна, что он стал героем нескольких лите-

ратурных произведений: рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор», повести А. М. Горбачева с одноименным названием, пьесы Ю. П. Германа «Сестры», романа Б. Ю. Золотарева и Ю. П. Тюрина «Тайный советник».

Ключевые слова: педагогическая система Н. И. Пирогова, ранняя специализация, нравственное воспитание, индивидуальность ребенка, проблема наказаний, средства воспитания, личность воспитателя, педагогический совет.

VIEWS OF N. I. PIROGOV ON THE UPBRINGING OF CHILDREN

E. A. PROKOFYEVA, E. V. CHMELEVA

The article analyzes some pedagogical ideas of an outstanding surgeon, pedagogue, supervisor of the Kiev and Odessa educational districts N. I. Pirogov, expressed by him in his works: a view on the early specialization of children, an attitude to punishments in general and to corporal punishments, in particular, an argument about the moral principle in the upbringing, the study of children's nature and others. The ideas, expressed by N. I. Pirogov in the works considered in this article, do logically continue his pedagogical theory to be found in his fundamental and programme-aimed work "Problems of Life". The aim of the Russian Pedagogy and the Russian School has always been upbringing of a Person, being able to subjugate the material side of Life to the side of Life, moral and spiritual. Being engaged in the school problems in practice as a supervisor of the educational districts, N. I. Pirogov was a categorical opponent of corporal punishments, quite justifiably considering that a fear of such humiliates the pupil, causing him to be irresponsible for his deeds, but rather to lie and use every subterfuge, what leads to a great damage of an upbringing of Man within a man. Likewise the early specialization of schoolchildren doesn't lead to the main aim of Pedagogy, as it primarily is aimed at career achievements and detriments the child's spiritual development. N. I. Pirogov was one of the first researchers to express a thought, worth of being recollected today: youth requires a respectable, dearing, and sensitive attitude to itself; every student is very individual, and the task of the teacher is to understand this individuality. The pedagogical heritage of N. I. Pirogov has not lost its importance till to-day and may be of a considerable interest for the theory and practice the modern Pedagogy.

Keywords: pedagogical system ofN. I. Pirogov, early specialization, moral upbringing, the individuality of a child, the problem of punishments, means of upbringing, the personality of the tutor, the pedagogical council.

Список литературы

1. Боголюбов А. П. Записки моряка-художника // Волга. 1996. № 2—3.

2. История педагогики и образования / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001.

3. Овчинников А. В. Циркуляры попечителя округа (к 200-летию Н. И. Пирогова) // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2010. № 4 (20). С. 169—176.

4. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

5. ПироговН. И. Собрание сочинений. В 2 т. СПб., 1900.

6. Прокофьева Е. А. У истоков образовательного права: педагогические взгляды Н. И. Пирогова. [Электронный ресурс.] иЯЬ: http://lexed.ru/pravo/notes/

7. Современное значение педагогических идей Н. И. Пирогова. СПб., 1911.

8. Чмелева Е. В. Взгляды Н. И. Пирогова на природу детей и задачи воспитания // Воспитание детей и молодежи. 2010. № 4. С. 69—70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.