Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2348
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬ / ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / MORALITY / EDUCATION / DEVELOPMENT / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна

В статье раскрыты теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников, определена актуальность формирования нравственности личности. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения, его значение и функции во все времена интересовали человека. Общество всегда волновал вопрос о важной роли нравственного воспитания, формирования и становления личности. Постоянная работа над этим вопросом требует от учителей внимательного изучения, осмысления положений и теорий. Каждая историческая эпоха накладывала свой отпечаток на теорию нравственного воспитания. В связи с этим изучаемая проблема является важной и актуальной и в наше время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article reveals the theoretical foundations of the problem of moral education of primary school children, determines the relevance of the formation of personal morality. The problem of moral education of the younger generation, its meaning and functions have always interested people. Society has always been concerned about the important role of moral education, formation and formation of the individual. Continuous work on this issue requires teachers to carefully study, understand the positions and theories. Each historical epoch has left its mark on the theory of moral education. In this regard, the studied problem is important and relevant in our time.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 371.8

кандидат педагогических наук, доцент Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье раскрыты теоретические основы проблемы нравственного воспитания младших школьников, определена актуальность формирования нравственности личности. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения, его значение и функции во все времена интересовали человека. Общество всегда волновал вопрос о важной роли нравственного воспитания, формирования и становления личности. Постоянная работа над этим вопросом требует от учителей внимательного изучения, осмысления положений и теорий. Каждая историческая эпоха накладывала свой отпечаток на теорию нравственного воспитания. В связи с этим изучаемая проблема является важной и актуальной и в наше время.

Ключевые слова: нравственность, мораль, воспитание, развитие, формирование.

Annotation. The article reveals the theoretical foundations of the problem of moral education of primary school children, determines the relevance of the formation of personal morality. The problem of moral education of the younger generation, its meaning and functions have always interested people. Society has always been concerned about the important role of moral education, formation and formation of the individual. Continuous work on this issue requires teachers to carefully study, understand the positions and theories. Each historical epoch has left its mark on the theory of moral education. In this regard, the studied problem is important and relevant in our time.

Keywords: morality, morality, education, development, formation.

Введение. Вопрос нравственного становления, воспитания и развития человека волновали общество на протяжении всего времени. Однако именно в наше время, когда все чаще встречается жестокость и насилие, проблема формирования нравственности становится наиболее актуальной. Недочеты и пробелы нравственного воспитания обусловлены возникающими жизненными обстоятельствами. Постоянные социальные и экономические изменения, происходящие в нашем обществе, вынуждают задумываться о будущем России, о ее подрастающем поколении. Проблема нравственного воспитания младших школьников достаточно актуальна и по таким причинам:

1. В первую очередь, современное общество нуждается в подготовке образованных, воспитанных людей, обладающих не только крепкими знаниями, но и важными чертами личности.

2. В современном мире ребенок растет и развивается, его окружает множество различных источников воздействия не только положительного, но и негативного характера, которые постоянно оказывают влияние на несозревший интеллект ребенка.

3. Образование не является гарантом высокого уровня нравственной воспитанности человека, потому что воспитанность - это прежде всего качество человека, которое определяет в поведении человека его отношение к окружающим на основе уважения и доброты к каждому человеку.

4. Освоение нравственных знаний и понятий является важным, так как они не только сообщают младшим школьникам о правилах поведения, принятых в обществе, но и предупреждают об итогах нарушения этих правил.

Изложение основного материала статьи. Важную роль в освоении задач нравственного воспитания младших школьников играют все субъекты социальной жизни. Особенно главенствующая роль принадлежит начальной школе. Ведь именно школа - ключевой элемент поликультурного, общенационального пространства нравственного развития личности граждан Российского государства.

Проблема нравственного воспитания младших школьников является чрезвычайно актуальной, как для педагогов, так и для исследователей, учёных. Этим важным вопросом занимается множество исследователей в своих работах, в которых раскрываются основные понятия нравственного воспитания, методы развития принципов, форм и способов нравственного воспитания.

Изучением вопросов нравственного воспитания занимались такие ученые, как М. Архангельский, Н.М. Болдырева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.Ф. Харламов. Кроме того, данную проблему освещали известные психологи, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Д. Поляков. В области педагогики -Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Н.Ф. Талызина и работы других ученых по данному направлению.

Роль начальной школы в системе образования состоит в преемственности ее с иными ступенями образования, в становлении и развитии личности младшего школьника. Одной из функции является развитие интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных способностей учеников к взаимодействию с окружающим миром. Решение важных задач воспитания предусматривает обеспечение формирования своего отношения к окружающим людям, изучение этических, эстетических и нравственных норм.

Проблема нравственности человека берет свое начало еще с Древней Греции. Философ Сократ утверждал, что существуют общие и основные нравственные понятия. Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не освоение природы вещей, а познание человеком самого себя, формирование нравственности [2, с. 43].

Аристотель был великим философом и ученым Древней Греции. В области нравственного воспитания Аристотель выдвигал в своем учении деятельное начало, придавая главное значение нравственным поступкам и упражнениям. Природные задатки, формирование навыков и интеллект -это по мнению Аристотеля, три фактора нравственного воспитания [3, с. 53].

Таким образом, в Древней Греции нравственному воспитанию отводилось особое место, а идеальным гражданином считали того, кто прекрасен в физическом и моральном отношении. Каждый древнегреческий философ имел свою точку зрения по поводу выбора форм и методов воспитания, многие вопросы были не изучены, цели нравственного воспитания не полностью раскрыты, но в определении самого понятия нравственного воспитания, все они были единого мнения.

Далее, в XVIII веке, вопрос изучения нравов продолжает волновать философов и педагогов.

Я.А. Коменский в своем труде «Наставление нравов» проводил цитату народного изречения: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает» [5].

Иоганн Гербарт полагал, что нравственность должна быть у человека на первом месте. Он придерживался своей точки зрения о том, что нужно обучать ребенка послушанию, подчинению порядку и законам общества, что важнейшей целью воспитания являются нравственные нормы поведения, выражающиеся в понятии «нравственность» [4].

Г. Песталоцци приводил доводы о том, что нравственное поведение ребенка формируется не посредством нравоучений, а благодаря формированию у него моральных качеств и нравственных чувств [6].

Проблемой изучения нравственного воспитания занимались также такие русские просветители, как А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, уделявшие пристальное внимание нравственному воспитанию подрастающего поколения, относили его к основным и нужным условиям гармоничного развития личности человека. Большое значение нравственному воспитанию придавал Л.Н. Толстой. Он утверждал, что «из всех наук, которые должен постичь человек, главная есть наука о том, как жить, делая как можно меньше злых поступков и как можно больше добрых» [7, с. 293].

«Нравственность» - русское слово, происходит от корня «нрав». Впервые встречается оно в словаре русского языка еще в XVIII веке и стало использоваться в речи вместе со словами «этика» и «мораль» как их синонимы. Таким образом в русском языке образовались новых три слова с почти одинаковым значением.

Известно, что любая историческая эпоха вместе со свойственными ей задачами социального и культурного развития предполагает овладение нравственными канонами и правилами культуры поведения. На протяжении развития всех этапов российского общества исследователи изучали проблему нравственности, морали и духовности. Вспомним, что именно К.Д. Ушинский очень ярко и содержательно описал роль нравственного воспитания в становлении личности человека. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он пишет: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы также убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, еще более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы знаниями» [3].

В.А. Сухомлинский писал о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить его «...умению чувствовать человека» [6, с. 129]. Великий педагог считал, что «...незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [7, с. 163].

В.И. Даль писал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

Со временем значение и сущность нравственности изменилось. У С.И. Ожегова мы читаем: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [4, с. 483].

Проблема нравственного воспитания личности находит свое отражение в многочисленных трудах

A.М. Архангельского, Ю.К. Бабанского, О.С. Богдановой, Л.И. Божович, Н.М. Болдырева, А.С. Макаренко,

B.А. Сухомлинского, Н.Ф. Талызиной, И.Ф. Харламова и других ученых. В этих работах изучается основные понятия нравственного воспитания, определяются формы и методы дальнейшего развития принципов, содержания и способов нравственного воспитания.

Школа - основное звено в системе воспитания подрастающей молодежи. На каждом этапе развития младшего школьника функционирует определённое направление воспитания. В обучении младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, таким направлением будет нравственное воспитание: младшие школьники овладевают элементарными нормами нравственности, учатся придерживаться их в разнообразных ситуациях. Школьное обучение находится во взаимосвязи с нравственным воспитанием [8, с. 352].

Н.И. Болдырев отмечает, что отличительной чертой нравственного воспитания является то, что его нельзя выделить в определенный воспитательный процесс. Формирование нравственности осуществляется в процессе разнообразной деятельности детей (игровой, учебной), в тех различных отношениях, в которые они вступают в жизненных ситуациях со своими друзьями, родителями и учителями. Однако, нравственное воспитание является сложным процессом, включающим в себя систему способов, форм и приемов педагогического действия [3, с. 102].

Анализируя систему нравственного воспитания, О.С. Богданова выделяет несколько аспектов:

- осуществление воспитательных влияний педагога и учащихся в решении педагогических задач, а внутри классного коллектива - сплоченность действий всех учеников;

- применение приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием;

- под системой нравственного воспитания подразумевают также взаимосвязь обучаемых в определённое время нравственных качеств детей.

В формировании личности младшего школьника, по мнению Л.И. Божович, важное место занимает вопрос формирования нравственных качеств, составляющих основу их поступков [4, с. 54]. В младшем школьном возрасте ребенок не только узнает сущность нравственных категорий, но и учится применять их в повседневной жизни. Процесс воспитания в школе основывается на принципе единства сознания и деятельности, посредством которого у ребенка формируются и развиваются устойчивые свойства личности.

«Совершенно любая деятельность имеет нравственную окраску, в том числе и учебная», которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями». Педагог представляет учебную деятельность младшего школьника основной. В этом возрасте учебная деятельность в большей степени влияет на личность младшего школьника, способствует образованию навыков и привычек поведения. В ней развиваются не только интеллектуальные способности, но и морально-нравственная сторона личности [4, с. 56].

Учебная деятельность, являясь в младшем школьником возрасте основной, помогает ребенку освоить знания в определенной последовательности, содействует созданию возможности для овладения учениками

приемами и способами решения различных нравственных задач. Педагогу отводится ведущая роль в воспитании и обучении младших школьников, в подготовке их к будущей взрослой жизни и общественно полезному труду. Учитель - это всегда пример и эталон нравственности и ценностного отношения к труду. Проблема нравственности школьников на современном этапе развития общества особенно актуальна и важна [3, с. 54].

Отличительной чертой нравственного воспитания необходимо считать то, что оно непрерывно и длительно, а плоды его освоения можно увидеть только со временем.

Ведущим признаком нравственного воспитания является его концентрическая структура: воспитательные задачи решаются с самого элементарного уровня и заканчиваются более высоким. Для достижения своих целей педагогом применяются все более сложные виды деятельности. Этот принцип осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся [1, с. 138].

Н.Ф. Талызина выделяет три группы факторов, обусловливающих нравственное формирование и развитие личности школьника: природные, социальные и педагогические. Все эти факторы, взаимодействуя и объединяясь, способствуют формированию опыта нравственного поведения личности [5, с.129].

На нравственное формирование личности оказывает влияние множество социальных условий и биологических факторов, но ведущую роль в этом процессе играют педагогические факторы, как наиболее важные, направленные на выработку определенных видов отношений. Одной из целей нравственного развития младшего школьника является правильная организация деятельности ребенка. В такой деятельности формируются нравственные качества, а формирующиеся отношения влияют на цели и методы деятельности, что влияет на усвоение нравственных норм и ценностей.

Формирование морального сознания ребенка осуществляется через освоение и осознание содержания воздействий, поступающих от родителей и учителей, окружающих людей через изменение этих воздействий в связи с нравственным опытом личности, его взглядами и личностными ориентирами. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает сугубо личное значение, т.е. формируется субъективное отношение к нему. Далее, формируется мотив поведения, принятие решения и нравственный выбор ребенком своих поступков и действий. Цель школьного воспитания и поступки детей могут быть несоответствующими, однако необходимо достигнуть равновесия между требованиями правильного поведения и внутренней готовности к этому.

Важное звено в процессе нравственного воспитания - морально-нравственное просвещение, целью которого является сообщение ребенку теоретических знаний о принципах и нормах поведения, которыми он должен овладеть. Осознание и овладение моральными принципами и нормами напрямую связано с осознанием эталонов нравственного поведения и способствует формированию моральных суждений [4, с. 86].

Следует отметить, что согласно требованиям Федерального Государственного Стандарта, в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. В процесс духовно-нравственного развития учеников следует включать все субъекты обучения и социализации детей: семью, социальные институты государства и общества, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Решая задачи нравственного воспитания, школа играет ведущую роль в этом процессе. Именно школа -ключевой элемент поликультурного, общенационального непрерывного духовно-нравственного развития личности гражданина России.

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников рассматривается система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. такие области общественных отношений, деятельности, сознания, основываясь на которые, человек может противостоять негативным влияниям [2]. Перечень базовых национальных ценностей, который приводится в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является примерным.

При этом нужно отметить, что школьники, получая представление о системе национальных ценностей, должны осознавать и принимать духовно-нравственную культуру нашего общества во всем ее поликультурном богатстве и национальном единстве.

Каждая Целевая программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям: урочная деятельность; внеурочная деятельность (культурные практики); внешкольная деятельность (социальные и культурные практики); семейное воспитание; изучение культурологических основ традиционных российских религий [5].

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России предусматривает такие определения:

Духовно-нравственное развитие личности - это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество [4]. Согласно ФГОС НОО, школу нужно рассматривать как первый и важный социальный институт, который во взаимосвязи с другими субъектами социализации образует определенные условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и личностного развития обучающихся. Обучение является лишь одним из элементов личностного развития [1, с. 28].

Таким образом, если, нравственное воспитание представляет собой специально организованный процесс педагогического воздействия на учащихся в целях формирования у них моральных качеств, то это воздействие должно содействовать формированию у учеников потребностей в различных сферах деятельности и поведения, на развитие и овладение правилами поведения, на формирование практических

умений и навыков и развитие волевой сферы. Данное воздействие будет гармоничным тогда, когда учитель будет знать особенности нравственного воспитания младших школьников.

Выводы. Для современного этапа развития нашего общества характерным является формирования интереса к проблемам национального возрождения России, возрождению традиций нашего народа, его духовного наследия, нравственных основ российской культуры. Одним из решений данной проблемы является совершенствование системы нравственного воспитания. Для этого следует использовать накопленный опыт педагогов прошлого, а также искать новые пути решения воспитательных задач сегодня, изучать недостаточно раскрытые стороны данной проблемы. Недостаточно изученным в трудах философов и педагогов, посвящённых нравственному воспитанию, является вопрос об особенностях воспитания нравственности в разных возрастных группах детей, непосредственно в учебном процессе.

Литература:

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 68-71.

2. Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - № 6. - С. 3-7.

3. Бех И.Д. Концептуальные основы формирования у школьника личностных ценностей // Воспитание патриотизма у детей и молодежи в современных социально-экономических условиях. Матер. отчетной научно-практической конференции. - К., 1999. - С. 4-8.

4. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе [Текст] / Н.А. Ивашкина // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 29-33

5. Микляева Н.В. Нравственно - патриотическое и духовное воспитание дошкольников. - М.: Сфера, 2013. - 144 с.

6. Черноусова Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании [Текст]: учебн. пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 с.

Педагогика

УДК 378

аспирант Юрова Юлия Владимировна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск), педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования» (г. Невинномысск);

доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь), ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)

ПРОЕКТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается процесс развития проектно-методической деятельности педагога дополнительного образования детей. Уточняется понятие «проектно-методическая деятельность, ее составляющие, стандартные и нестандартные формы и методы проектно-методической деятельности. Приведены результаты продолжающейся опытно-экспериментальной работы проводимой на базе МБУ ДО ЦДО Ипатовского района с 2017 года, направленной на развитие проектно-методической деятельности педагогов.

Ключевые слова: проектно-методическая деятельность, этапы проектно-методической деятельности, стандартные и нестандартные формы проектно-методической деятельности, дополнительное образование.

Annotation. The article considers the process of development of project-methodical activity of a teacher of additional education of children. The concept of "project-methodical activity, its components, standard and nonstandard forms and methods of project-methodical activity is clarified. The results of ongoing pilot work carried out on the basis of MBOU DOD CDOD Ipatovsky district since 2017, aimed at the development of design and methodological activities of teachers.

Keywords: project-methodical activity, stages of project-methodical activity, standard and non-standard forms of project-methodical activity, additional education.

Введение. На современном этапе технологического роста форм и методов образовательной деятельности, педагоги стремятся своевременно опередить уровень потребности учащихся и родителей в современных подходах к организации комфортных и легкодоступных условий воспитательно-образовательной среды учреждения дополнительного образования детей. Для того, чтобы соответствовать новым требованиям педагогу необходимо постоянно совершенствовать проектно-методическую деятельность, а именно повышать педагогическое мастерство, профессиональную компетентность, уровень личного развития и творческого потенциала.

Проектно-методическая деятельность - это блок деятельности, позволяющий успешно создать модель развития педагога, которая включает собственный опыт педагогической деятельности, анализ, оценку перспектив использования такой деятельности. В свою очередь проектная деятельность включает: анализ проблем; постановку целей; выбор средств их достижения; поиск и обработку информации, ее анализ и синтез; оценку полученных результатов и выводов в педагогической деятельности. Методическая деятельность - это комплекс мероприятий для получения, систематизации и распространения методических знаний.

Таким образом, объединяя эти два больших понятия, можно получить необходимую платформу для успешной деятельности в педагогической практике. Проектная деятельность основана на перспективах решения конкретных педагогических проблем. В содержании такой деятельности отражаются идеи, цели и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.