Научная статья на тему 'Этическое образование как фактор формирования профессиональных ценностей в парламентаризме'

Этическое образование как фактор формирования профессиональных ценностей в парламентаризме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
863
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / ПАРЛАМЕНТСКАЯ КУЛЬТУРА / МОРАЛЬНАЯ ДИЛЕММА / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Ю. В.

Статья посвящена вопросу о системе этического образования в парламентаризме; его влиянию на формирование профессиональных ценностей в сфере современной парламентской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этическое образование как фактор формирования профессиональных ценностей в парламентаризме»

УДК 177

ЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПАРЛАМЕНТАРИЗМЕ

©2014 Ю. В. Назарова

канд. филос.наук,

доцент каф. философии и культурологии e-mail: Fox353@yandex. ru

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Статья посвящена вопросу о системе этического образования в парламентаризме;

его влиянию на формирование профессиональных ценностей в сфере современной

парламентской культуры.

Ключевые слова: профессиональные ценности; этическое образование; этический

режим; парламентская культура; моральная дилемма; конфликт интересов.

В последнее время проблемы этического характера в различных видах профессиональной деятельности стали предметом обсуждения и повышенного внимания. Эта тенденция не обошла и сферу профессиональной политики, в частности сферу парламентаризма. Обзор различных источников, связанных с вопросами профессиональной деятельности парламентариев, таких как различные этические кодексы, материалы международных парламентских ассоциаций, документов, связанных с предотвращением коррупции в парламенте, позволяет выявить следующие особенности современного парламентаризма в сфере профессиональной этики.

1. Профессиональная этика в сфере политики приобретает острую актуальность как средство предотвращения коррупционных нарушений, формируя верное поведение парламентариев, алгоритм морального выбора, способы купирования конфликтов интересов, профессиональные ценности.

2. Основной задачей системы профессиональной этики является не наказание за совершенные нарушения, а их предотвращение.

3. Профессиональная этика парламентаризма на практике выражается в так называемом «этическом режиме» - особой системе, состоящей из закрепленных в кодексе этических принципов и правил, а также правовых процедур, реализующих эти правила на практике.

Тем не менее, как отмечено некоторыми парламентскими международными ассоциациями (например, Всемирной организацией парламентариев по борьбе с коррупцией), этический режим содержит характеристики дисциплинарной этики, что порождает поиск виновных, несущий за собой пагубные последствия. В то же самое время цель профессиональной этики - предотвращение, а не наказание [Gow; Power]. Следовательно, только этического режима недостаточно для полноценной системы парламентской этики; парламентскую культуру образует не один только этический режим, но и вся другая деятельность, имеющая не дисциплинарный, а профилактический характер. Меры, предотвращающие возможные нарушения и формирующие этическую культуру, этическую инфраструктуру в парламенте, разные исследователи характеризуют как контроль за предосудительными действиями; координацию, управление и оценку этических программ. Эти меры, наряду с нормами, принципами и механизмами их регулирования, являются частью этической инфраструктуры [Парламентская этика: сравнительный анализ 2000].

ФИЛОСОФСКИЕ НА УКИ

Этическое образование играет важную роль в предотвращении и профилактике возможных нарушений и конфликтов в парламенте, в нахождении верного, с нравственной точки зрения решения, в поддержании этических норм парламентской деятельности. Понятие «этического образования» в литературе о парламентаризме четко не сформировано. Мы выделили это понятие, обозначив, «этическое образование» как комплекс мер, которые, помимо «этического режима», направлены на профилактику нарушений, консультационную деятельность по этическим вопросам, различные образовательные программы этического характера. Некоторые исследователи подчеркивают значимость этического самообразования парламентариев, которое достигается посредством таких мероприятий, как проведение семинаров, дискуссий и консультаций по проблемам этики, справедливо полагая, что «этический режим сам по себе не может разрешить проблему неэтичного поведения, он также не может помочь найти универсальные решения в каждой конкретной ситуации; в этических нормах всегда будут пункты, сложные для трактовки» [Power]. Все эти меры преследуют цель познакомить парламентариев с этически верными направлениями принятия решений в ситуации выбора.

Таким образом, та часть парламентской культуры, которая не обладает чертами дисциплинарной этики,

1) имеет функции профилактики правонарушений, консультаций, так как возникает перманентная необходимость консультирования по проблемам нормативности, а также в связи с ситуациями индивидуального морального выбора, не подпадающими под нормативное регулирование;

2) характеризуется открытостьюи, корпоративной идентичностью, взаимной поддержкой и самообразованием, потому что парламентарии сообща могут разрешать конфликты ценностей и конфликты интересов посредством дискуссий и семинаров.

Как можно заметить, этическая культура нацелена на формирование политических ценностей и добродетелей, наличие которых обеспечивает соблюдение принципов и норм парламентской этики. Но тут возникает вопрос - не надумана ли эта цель? Возможно ли обучение добродетели?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к определению сущности добродетели как цели обучения, в частности обучения политическим/ парламентским добродетелям.

Античная традиция понимания добродетели как знания со времен Сократа говорит о том, что добродетели можно научиться, поскольку зло делается не ради самого зла, а из-за непонимания и незнания блага. Платон в диалоге «Менон» формулирует основную дилемму обучения добродетели [Платон 1990]. С одной стороны, если добродетель - это нечто привнесенное извне, то тогда ей можно научить, однако в этом случае нужно признать, что добродетель придумана человеком, а раз так, то ее содержание относительно и поэтому добродетель нельзя определить обязательной к принятию и исполнению. В этом случае стираются ценностные границы зла и блага. С другой стороны, если добродетель является врожденным качеством человеческой души, то ей нельзя научить, но она может быть забыта, и поэтому можно не научить добродетели, а помочь вспомнить о ней. Именно во второй части дилеммы скрывается суть этического образования. Этическое образование - это сократовская майевтика, помогающая человеку по наводящим вопросам вспомнить о врожденной добродетели, помочь ей появиться на свет. В этом смысле, если этическое образование понимать не как передачу неких знаний о добродетели, а как помощь извлечения врожденного знания о добродетели, получается, что обучение добродетели возможно. Но извлечение (т.е. обучение) добродетели не может быть спонтанным, оно может быть только

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)

Назарова Ю. В. Этическое образование как фактор формирования профессиональных ценностей в парламентаризме

постепенным и поэтапным, когда с каждой ступенью пробуждения добродетели формируются особые уровни нравственного сознания.

На этой логике строится теория нравственного обучения Л. Кольберга, в основании которой - иерархия ступеней обучения, соответствующих определенным уровням нравственного сознания [Kohlberg 1963]. Несмотря на то что Кольберг создал эту систему с целью обучения детей и подростков, ее впоследствии стали использовать как схему для построения теорий профессиональной этики. Система нравственных уровней и ступеней обучения Л. Кольберга формировалась на основании разрешения моральных дилемм, которые предлагались для анализа в экспериментальных группах.

Процесс разрешения моральных дилемм помогает решить следующие задачи в сфере этической культуры парламента:

1) развивать и повышать уровень нравственного обучения;

2) выработать алгоритм принятия нравственно верного решения;

3) осознать и выработать актуальные ценности парламентской деятельности.

Одним из наиболее действенных методов разрешения моральных дилемм

является метод ситуационного анализа. Этот метод часто используется для обучения в гуманитарных науках, для комплексного исследования ситуации.

На наш взгляд, наиболее удачно метод ситуационного анализа работает в процессе изучения конфликтных ситуаций в парламенте, так как помогает выявить скрытые мотивы поведения, политическую составляющую конфликта, понять истинные причины конфликта и найти правовые или этические способы его регулирования. Необходимо отметить, что схема ситуационного анализа не может быть статичной, однако существуют некоторые детали, которые помогут лучше ориентироваться при построении алгоритма анализа. Приведем их примерное описание:

1) предыстория конфликта, в которой показаны действительные факты, приведшие к конфликтной ситуации;

2) динамика конфликта, реконструирующая эмоциональный фон и мотивы установления определенных санкций в отношении нарушителей;

3) санкции, их содержание и реакция на предложенные санкции;

4) контекст ситуации, в котором будут определены политическая и общественная составляющая конфликта;

5) мотивы, реконструкция которых позволит выделить правовое и нравственное содержание поступков депутатов, определить их общественную значимость;

6) формулировка моральной дилеммы, основанная на всех вышеперечисленных факторах;

7) этапы рассмотрения моральной дилеммы:

а) моральная оценка ситуации, согласно предложенным вопросам;

б) моральная оценка двух вариантов решений, согласно предложенным вопросам

в) поиск нестандартного варианта решения и его моральная оценка.

Метод ситуационного анализа при рассмотрении конфликтных ситуаций может

стать частью этического образования по следующим причинам.

• Данный метод позволяет найти верное решение для урегулирования конфликта и его купирования, что само по себе является профилактикой проблем парламентской этики.

• Совместный поиск решения путем обсуждений и дискуссий объединяет парламентариев в стремлении поддерживать этическую культуру.

• Открытое обсуждение конфликта дает представление о методе принятия моральных решений.

ФИЛОСОФСКИЕ НА УКИ

• Анализ с целью моральной оценки позволяет определить реальные ценности парламентской деятельности.

• Метод ситуационного анализа конфликта, вместе с формулировкой его моральной дилеммы, помогает в нравственном обучении, повышая этический уровень парламентариев.

Таким образом, на основании вышеизложенного предлагается условная модель этического образования, формирующаяся из следующих составляющих.

1. Содержание этического образования может выражаться в нравственном обучении парламентариев. Способы реализации нравственного обучения могут осуществляться через формирование программы нравственного обучения по методу Л. Кольберга. Как отмечают некоторые исследователи, именно метод Кольберга помогает разрешить спор между этикой предпочтений и этикой ограничений: «Спор между ценностями и дисциплинарной этикой отсылает к изысканиям Л. Кольберга и тех, кто разделял его теорию, доказывающим, что обращение к этическим проблемам само по себе поднимает уровень моральной мотивации» [Gow; Power]. Функции комиссии по этике или советника по этике в системе этического образования в данном случае заключаются в организации программ нравственного обучения; проведении мониторингов с целью выявления базовых ценностей парламентской деятельности; в создании тренингов с целью нравственного обучения.

2. Содержание этического образования может заключаться также в выделении моральных дилемм как моделей для этического анализа; анализе реальных моральных дилемм. Способы реализации этического образования в данном случае могут проходить через ситуационный анализ дилеммы в условиях семинара или дискуссии, выделение ценностей; определение нравственных критериев выбора. Функции комиссии по этике или советника по этике здесь заключаются в организации дискуссий и форумов по поводу моральных дилемм, индивидуальном консультировании, создании алгоритма разрешения моральных дилемм, создании банка моделей моральных дилемм, основанных на реальной парламентской практике, а также в этикоправовой консультации.

3. Содержание этического образования может проявляться и через анализ конфликтных ситуаций. Способы реализации этического образования, таким образом, заключаются в ситуационном анализе конфликта в условиях семинара или дискуссии, определении причин ситуации и истинных мотивов конфликтующих сторон, формулировании моральной дилеммы, являющейся сердцевиной конфликта, в поиске оптимального или альтернативного решения, в определении ценностного выбора из возможных решений. Функции комиссии по этике или советника по этике в системе этического образования в данном случае заключаются в выделении конфликтов в парламентской среде и приглашении участников к их открытому обсуждению, с позиций парламентской этики; в организации дискуссий и форумов по поводу конфликтных ситуаций; в создании некодифицированного алгоритма разрешения конфликтных ситуаций.

4. Содержанием этического образования является также и обеспечение необходимой информацией. Способы реализации этического образования в этом направлении заключаются в разработке программ по повышению уровня профессиональной этики парламентариев; в международном сотрудничестве по вопросам парламентской этики; в разработке «handbook» - путеводителей по основным этическим принципам и нормам [Всемирная организация парламентариев...]. Необходимы развернутые источники информации по парламентской этической культуре (сайты, литература, лекции, конференции и т.п). Особую роль здесь играют председатель парламента и лидеры политических партий. По утверждению Всемирной

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)

Назарова Ю. В. Этическое образование как фактор формирования профессиональных ценностей в парламентаризме

организации парламентариев против коррупции, именно лидеры задают тон в отношении к этической культуре в парламенте, и если они проявят свою заинтересованность в этом вопросе, то система этической культуры, и в частности этического образования, будет формироваться намного быстрее [Там же]. Функции комиссии по этике или советника по этике в системе этического образования, в данном случае, заключены обеспечении необходимой информацией заключаются в разработке программ по повышению уровня профессиональной этики; в консультативной деятельности по вопросам нормированных и некодифицированных ситуаций; в организации информационно-этического обеспечения, проведении издательской деятельности, информационном продвижении ценностей и принципов этической культуры.

Библиографический список

Всемирная организация парламентариев по борьбе с коррупцией [Сайт]. URL: http://www.gopacnetwork.org/ (дата обращения: 20.05.2013).

Парламентская этика: сравнительный анализ. М.: Национальный демократ. ин-т междунар. отношений, 2000. - 52 с.

Платон. Менон / пер. С. А. Ошерова // Платон. Собр. соч.: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990-1994. С. 575-612.

Gow J.I. A Practical Basis for Public Service Ethics. Paper prepared for the annual conference of the Canadian Political Science. Association Western University, London Ontario, 2005 [Сайт] URL: http://www.cpsa-acsp.ca/papers-2005/Gow.pdf (дата

обращения: 15.05.2013)

Kohlberg L. The development of children's orientations toward a moral order // Vita Humana. 1963. № 6. P. 11-35.

Power G. A Guide for Parliamentarians /Global Task Force on Parliamentary Ethics. Paper prepared by Westminster Foundation for Democracy (WFD) [Сайт]. URL: http://www.gopacnetwork.org/ (дата обращения: 20.05.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.