УДК 172.2.
Ю.В. Назарова (ТГПУ им. Л.Н. Толстого) Тел.: (4872) 35-74-37; e-mail: [email protected]
Опыт определения профессиональных этических ценностей
в политической сфере (по материалам зарубежных исследований)
В статье рассматриваются различные точки зрения на содержание профессиональных этических кодексов в сфере политики, по материалам зарубежных исследований; систематизируются ценности публичной политики, влияющие на формирование этических кодексов.
Ключевые слова: ценности; профессиональная этика; этический кодекс; публичная политика.
Вопрос о формировании профессиональных этических кодексов публичной политики не теряет актуальности как за рубежом, где проблемы публичной политики часто становятся объектом внимания общественного интереса, так и в нашей стране, где, например, кодекс парламентской этики вызывает активный интерес и является предметом разногласий в депутатской среде.
Теоретическая сторона вопроса активно обсуждается в работах американских и канадских исследователей с середины девяностых годов ХХ века, с тех пор, как премьер-министром Великобритании Дж. Мейджером было дано развернутое описание субъектов публичной политики и их функций. Доклад был обращен к Комитету по стандартам в публичной сфере (Committee on Standards in Public Life), и определял стандарты поведения лиц, занимающих публичные должности в политической сфере, а также содержал рекомендации поведения при столкновении с неоднозначными, с этической точки зрения, ситуациями [1]. Таким образом, было определено содержание этики публичной политики, базировавшееся на 7 основных принципах поведения (англ. The Seven Principles of Public Life). Эти принципы лежали в основании современных профессиональных этических кодексов публичной политики, в частности, были взяты за основу для формирования проекта кодекса парламентской этики в России [2]. В данной статье мы рассмотрим различные точки зрения на профессиональные ценности, определяющие содержание этических кодексов публичной политики, проанализируем условия, влияющие на содержание кодексов, систематизируем политические ценности.
Вопрос о содержании этических кодексов для политиков является актуальным, и до сих пор активно обсуждается как в философской литературе, так и в парламентах, поскольку процесс формирования этических кодексов ситуативен, и зависит от реальных проблем этического и политического характера, ставящих перед разработчиками кодексов все новые задачи, и заставляющих искать новые эффективные пути их разрешения. Профессиональные ценности являются основой для формирования содержания кодексов: на их основании
формируются принципы и правила, однако именно в определении ценностей зарубежные исследователи не могут придти к однозначным выводам.
Основой проблемы является спор о так называемой этике предписаний (Mandatory ethics) и этике предпочтений (Aspirational ethics) [3].Этика предписаний предполагает строгие нормы, на которых базируется профессиональное поведение. Основной ценностью здесь является ответственность, предполагающая результативность, эффективность работы. Не обязательно быть хорошим человеком, но важно быть хорошим профессионалом. Этика предпочтений, напротив, придает большее значение индивидуальным моральным качествам. Данный подход основан на ценности отзывчивости - необходимо решать проблемы, основываясь на собственном моральном опыте, а не на строгих нормах закона, вникая в текущую ситуацию. Разные подходы по-разному определяют базовые ценности, и, соответственно, предполагают разное содержание профессиональных этических кодексов. Этика предписаний предполагает жесткую отчетность, такую как, например, декларирование финансовой информации, запрет на совмещение полномочий, строгие правила, касающиеся дарения и т.п. Этика предпочтений предполагает программы этической консультации для публичных политиков, программы повышения профессиональной этической мотивации, открытое обсуждение проблем этического характера и меры по совместному разрешению этических проблем в профессиональной среде. Однако, очевидно, как пишет канадский исследователь Дж. Гоу, такое строгое разграничение этики предпочтений и этики предписаний неэффективно, потому что этика предписаний подразумевает большие обязательства, однако, и в регулируемом поведении существует фактор неопределенности, так как нельзя быть уверенным в том, что политик, парламентарий или министр действительно понимают полноту собственного долга - это уже вопрос их индивидуальной этики. С другой стороны, этика предпочтений также не гарантирует исполнения обязательств по причине отсутствия четко выраженных ограничительных мер
[4].
Возникает вопрос - какой подход является наиболее эффективным при формировании этического кодекса публичной политики? Так, представители канадской исследовательской школы прикладной этики (Квебек: Институт прикладной этики) полагают, что этические ценности являются главным фактором идентификации человека в публичной политике. Видение мира вообще построено на понимании и разделении всеобщих базовых ценностей, поэтому определение профессиональных ценностей необходимо для контроля деятельности публичного политика. Таким образом, этика предписаний должна сочетаться с этикой предпочтений, однако основой для формирования кодекса должны быть определенные ценности.
Среди споров о ценностях важна оппозиция между деонтологической и телеологической точками зрения. Первая точка зрения определяет ценности как факторы, независимые от внешних обстоятельств. Проблема такой точки зрения заключается в том, что люди могут отделять и ставить выше прочих те фундаментальные ценности, которые находят свое оправдание в интуитивном опыте или религии. Вторая, телеологическая точка зрения, рассматривает, ка-
ковы возможности того, что решение или направление действия принесет желаемый эффект. Это кажется намного более подходящим для анализа политических вопросов. В политической деятельности любая ценность должна соотноситься с тем возможным результатом, который она принесет за собой [4].
Дж. Гоу выдвигает проблему иерархии ценностей в административной деятельности, способов их фундирования, соподчиненности и межценностных связей. Проведя исследование различных современных теорий по определению политических ценностей, он выделяет следующие группы ценностей: Правосудие; Социальная справедливость; Нормы закона; Индивидуальные права; Конституционные ценности; Лояльность; Служение; Гражданская позиция. Кроме того, в современной зарубежной литературе существуют и альтернативные точки зрения на определение ценностей. Так, исследователи феминистских направлений утверждают, что ценности должны быть более гибкими и определяться солидаризацией нужд населения и политиков [5]; постмодернисты считают, что ценности должны быть ситуативны и вариативны, а в основании этики публичной политики должны лежать не правила и нормы, а воспитание подотчетности политиков обществу и связь между обществом и политикой в пути формирования этических кодексов [6].
Даже краткий обзор современных исследований по определению профессиональных ценностей показывает многообразие точек зрения, которые, зачастую, предполагают потенциальный конфликт ценностей, что наводит на мысль - насколько академические исследования ценностей согласуются с реальной политической практикой? Нельзя не указать на разрыв теории и реальности - так, академические исследователи большее внимание уделяют индивидуальным ценностям, в то время как в политической практике кодексы представляют собой своды четких правил, направленных на предотвращение конфликта интересов. Однако последние современные тенденции стремятся сгладить разграничение между этикой предписаний и этикой ограничений в публичной политике, что хорошо видно на примере парламентаризма. Такая организация, как Всемирная организация парламентариев по борьбе с коррупцией вводит новый термин - «этическая культура парламентаризма», который предполагает включение в систему норм парламентской этики программ так называемого этического образования для парламентариев, с целью определения базовых этических ценностей профессии и различных программ, повышающих профессиональную этическую мотивацию[8]. Формирование этической культуры в парламентаризме является рекомендованным направлением деятельности -пока не существует четких программ развития систем этической культуры. Возможно, будущее публичной политики будет заключаться в компромиссе, в сочетании этики предписаний и этики предпочтений. Во всяком случае, вопрос об определении ценностей публичной политики еще долгое время будет считаться открытым. В настоящее время, как видно из проведенного обзора, спектр политических ценностей расширился, что требует изменения подхода к формированию профессиональных этических кодексов.
Литература
1. Этика публичной политики: из опыта работы Комитета по стандартам публичной сферы Великобритании. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Институт права и публичной политики, 2005. 190 с.
2. Парламентская этика в России : сборник материалов Комиссии государственной Думы Федерального Собрания РФ по этике. М.: Издание Государственной Думы, 2002. 192 с.
3. Corey G., Schneider-Corey, M., Callanan, P. Issues and ethics in the helping professions (7th ed.). Belmont, CA: Brooks/Cole, 2007. 154 p.
4. Gow J.I. A Practical Basis for Public Service Ethics. Paper prepared for the annual conference of the Canadian Political Science [Electronic resource] // Canadian Political Science Association : [site]. Association Western University, London Ontario, 2005. URL: http://www.cpsa-acsp.ca/papers-2005/Gow (дата обращения: 15.05.2013).
5. Gilligan C. In a Different Voice: Psychological Theory and Women's Development. Cambridge MA: Harvard University Press, 1982. 184 p.
6. Denhardt K.G. The Ethics of Public Service. Resolving Moral Dilemmas in Public Organizations. Westport, CT : Greenwood Press, 1988. 197 p.
7. Harmon, M.M. Responsibility as Paradox: A Critique of Rational Discourse on Government. Thousand Oaks CA: Sage, 1995. 115 p.
8. Всемирная организация парламентариев по борьбе с коррупцией [Electronic resource] // GOPAC : [site]. URL: http://www.gopacnetwork.org (дата обращения: 15.05.2013).
Yu. V.Nazarova
THE EXPERIENCE THE DEFINITION OF PROFESSIONAL ETHICAL VALUES IN THE POLITICAL SPHERE
The article discusses various viewpoints on the content of professional codes of ethics in politics, based on foreign studies; systematized the value of public policy affecting the formation of ethical codes.
Keywords: Values; professional ethics; Code of Ethics; Public Policy.