Научная статья на тему 'Становление концепта парламентской культуры'

Становление концепта парламентской культуры Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
192
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТСКАЯ КУЛЬТУРА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Назарова Ю. В.

В статье проводится анализ методологических оснований парламентской культуры, через понимание парламентской культуры как концепта в контексте социокультурного и философского дискурса.Парламентская культура как социокультурный феномен;гражданское общество; концепт парламентской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление концепта парламентской культуры»

УДК 172.3

СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПТА ПАРЛАМЕНТСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье проводится анализ методологических оснований парламентской культуры, через понимание парламентской культуры как концепта в контексте социокультурного и философского дискурса.

Парламентская культура как социокультурный феномен; гражданское общество; концепт парламентской культуры.

Ключевые слова: парламентская культура, гражданское общество, философский дискурс.

Развитие современного парламентаризма показало, что его границы значительно расширились: парламентская культура вбирает в себя не только личностную культуру парламентария, но и аксиологические смыслы политических отношений в контексте этических противоречий и политического и социального неравенства, рождающих различные политические конфликты, войны, революции, что невозможно решить вне парламентских регуляций. В этом смысле парламентская культура выражает становление единого гражданского общества1. Объективное рассмотрение парламентской культуры, в соответствии с актуальными вызовами и проблемами современного общества, обусловленными процессами глобализации, можно осуществить через понимание парламентской культуры, как целостного феномена; через комплексный подход к данной проблеме. По этой причине, парламентскую культуру целесообразно рассматривать как концепт - что связано с расширением контента современной парламентской культуры, который вышел за рамки политики, и приобрел широкое значение, которое проявляется в ценностных установлениях (мировоззренческих, теоретических, экономических, философских, художественных и др.), институционально закрепленных (декларации, документы, кодексы, конституционные и правовые уложения), в аксиологических моделях парламентских институтов и в антропологических практиках, определяемых политической деятельностью граждан и профессиональных политиков, политическими отношениями, целостной политической культурой.

В данной статье мы поставим ряд вопросов, ответы на которые помогут охарактеризовать концепт современной парламентской культуры. В чем заключается разница между понятием парламентской культуры и ее концептом? В чем заключается смысл современной парламентской культуры и каково ее содержание? Что входит в ареал концепта современной парламентской культуры? Ответы на эти вопросы помогут обозначить процесс становления концепта современной парламентской культуры и выявить его основные черты.

В современных исследованиях парламентская культура определяется как понятие. Это - социально-политический феномен, связанный с политическими отношениями2, составная часть политических отношений, корпоративная и профессиональная

1 См.: официальный сайт «Всемирная организация парламентариев по борьбе с коррупцией»-(Электронный ресурс) URL: http://www.gopacnetwork.org/ (дата обращения: 14.08.2013)

2 Ачкасов В.А. «Взрывающаяся архаичность»: традиционализм в политической жизни России. -СПб.: СПбГУ, 1997. - 160 с. Его же: Трансформация традиций и политическая модернизация: феномен российского традиционализма // Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России. - Вып. 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. - 2004. -С. 173-191; Дука А..Политическая культура — поиск теоретических оснований / Антропология власти: Хрестоматия по политической антропологии: в 2 т. Т. 1: Политическая культура и политические процессы. - ьСПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. - С.103-115.Носков В.А. Политико-культурная детерминанта развития общества: герменевтика российской реальности. Белгород: Белгород, гос. ун-т, 2005.

Ю.В. НАЗАРОВА

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

e-maihFox353@yandex.ru

культура3, институциональная и неинституциональная сфера, в основе которых личностные ценности, мотивации субъектов4.

Парламентская культура в данных исследованиях представлена как система ценностных установок и мотиваций, которые обуславливают эффективность деятельности парламента как представительной власти: «доминирующие в обществе идейные и социально-политические установки относительно роли и значения представительной власти, её ответственности перед обществом, условиях формирования и общественной эффективности» 5.

В целом парламентская культура представлена в исследованиях в контексте общих политологических проблем6, в разработках по парламентской культуре отсутствует системный, комплексный характер исследований, который объединил философские, политические, социологические, лингвокультурологические подходы к изучению парламентской культуры7.

Парламентская культура как система института власти содержит элементы собственной культуры, такие как этическая культура8, этический режим9, этическая кодификация и регламентация, которые являются механизмами регуляции деятельности парламента.

3 Елисеев С.М. Легитимность власти: источники, структура и динамика развития в посткоммунистическом обществе: Aвтореф. дис.д-ра полит. Наук. - СПб., 1997; Гаман-Голутвина О.В. Развитие категории «Политическая культура» в общественно-политической мысли // Политэкс. - 2005.

- №5; Герасимов В.М., Деркач A.A, Косонкин B.C., Надеева Т.И. Психология парламента // Международная академия акмеологических наук. — М., Статус-кво, 1999; Лысенко В.И. Десять лет современного российского парламентаризма. Доклад к заседанию круглого стола на тему: "Десять лет современного российского парламентаризма: итоги и перспективы". - М.: Институт современной политики, 2000;. Павличенко Н.М. Парламентская этика: зарубежный опыт и его применение законодательными (представительными) органами Российской Федерации // Государство, право и управление. - М., 2002. - С. 71-85.

4 Воробьев И.В. Становление института парламентаризма в современной России: взаимодействие депутатского корпуса и аппарата Государственной Думы: Aвтореф. дис. канд. социол.наук. - М.: Рос.акад. гос. службы нри Президенте РФ, 2004..Константинова ЛА. Лаврикова A.A. Ценностные ориентации как фактор социальной стратификации современного российского общества. (Электронный ресурс) URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-kak-faktor-sotsialnoy-stratifikatsii-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva#ixzz2XUKA7vdt. (дата обращения:

5 См.: Ковбенко Л.Н. Парламентская культура в современном российском политическом

процессе: условия и факторы развития. СПб., 2009. (Электронный ресурс) URL:

http://www.dissercat.com/content/parlamentskaya-kultura-v-sovremennom-rossiiskom-poHticheskom-protsesse-usloviya-i-faktory-r#ixzz2XVI9WweX (дата обращения: 20.06.2013)

6 Подчеркивается «фрагментарность отечественной политической теории парламентской культуры, незавершенность познания и определения закономерностей личностной и нормативной регуляции профессионального поведения, механизмов интеграции норм в структуру парламентских отношений, а также потребность совершенствования существующего комплекса средств и условий формирования парламентской культуры на личностном, корпоративном и общесоциальном уровнях, как в тактическом, так и в стратегическом значении» Там же. (дата обращения: 20.06.2013)

7 Парламентская этика: сравнительный анализ. — М.: Национально-демократический институт международных отношений, 2000; Парламентская этика в России: Сборник материалов Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по этике - М.: Издание Государственной Думы, 2002; Наумова Е.А. Культурная детерминация властных отношений: Автореф. дис. канд. полит, наук: - Саратов: 2003; Петрова С.В. Гражданская культура: теоретическая модель и практическая реализация в процессе демократических реформ в России: Автореф. дис. канд. полит.наук:

- Ростов н/Д: 2004; Петухов В.В. Демократия участия в современной России // Общественные науки и современность. - 2007. - № 1. - С.73-90.

8 Термин «этическая культура» (Ethics Culture) представлен на сайте организации GOPAC http://www.gopacnetwork.org. (Всемирная организация парламентариев по борьбе с коррупцией). Понятие «этическая культура» включает в себя совокупность ценностей, принципов и норм, а также систему образования правовой и этической направленности в парламенте.

9 Этический режим (Ethics and conduct regime) - это совокупность принципов, норм парламентской деятельности, и механизмов их осуществления и регулирования (См.: Парламентская этика: сравнительный анализ. - Национальный демократический институт международных отношений, 2000)

20.06.2013)

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 23 (166). Выпуск 26

Внешняя культура парламентаризма зависит от сложившихся традиций общества, его ценностей, традиций, обычаев, религиозных и нравственных представлений, всего наследия национальной истории.

Следовательно, парламентская культура - охватывает широкий спектр социальных, культурных, правовых отношений, более того, парламентская культура воспроизводит через законотворчество правовой порядок и, в определенной степени, корректирует социальные отношения, регламентируя их в правовом и в политическом поле. В этой связи можно утверждать, что парламентская культура, выступая конструктом, в значительной степени изменяет социум, влияет на общественное развитие, способствуя становлению и укреплению гражданского общества. Одновременно развитие парламента как института в значительной степени зависит от социокультурных факторов.

Бытие парламентской культуры образует единое поле, в котором существуют и действуют различные общественные силы, фокусируясь в институциональных структурах, в ценностных установках общественного сознания, коммуникативных практиках. Бытие парламентской культуры проявляется через сущее, событийность, формируя, конструируя и конституируя ценностные инварианты. Парламентская культура в этом смысле представляется как единое социальное поле, которое проецируется через ценностные смыслы гуманистических либеральных идей, в рамках общекультурного социального проекта глобального демократического социума, проявляющиеся в культурно-коммуникативных антропологических практиках.

Парламентская культура имеет достаточно подвижный, характер, она находится в состояния перманентного изменения и становления. Становление парламентской культуры связано с конструированием новых смыслов, которые проявляются через культурные тексты, теории, документы. Теоретические основания конструкта парламентской культуры, в известной степени, обусловлены философскими, художественными проектами, в которых сфокусировались идейно-теоретические, ментальные, образные, языковые смыслы.

Историческое развитие ценностных оснований парламентаризма дает возможность рассматривать феномен парламентской культуры как явление, имеющее исторический и культурный смысл, то есть концепт10, который проявляется, во-первых, как институт власти, основывающийся на ценностях демократии и представляющий собой механизм регулирования общественных процессов, во-вторых, парламентская культура - это сложное политическое образование, в котором происходит процесс постоянного движения и взаимообмена: от общественных и политических событий, происходящих в социуме, до диалогов общества с институтом парламента, обсуждения и принятия законов и законодательных актов. В этом смысле парламентская культура обладает способностью законотворчества как своеобразного самовыражения интересов общества и парламента. Наконец, парламентская культура - это ценностный ареал, который включает в себя идеалы и ценности гражданского общества, сформированные в процессе культурного и исторического развития, которые основаны на демократизме и правах человека. В - третьих, парламентская культура, ее ценности и принципы, как сущностное отражение потребностей и целей политических и общественных отношений и запросов, выражены в языке, в текстах и документах правового и политического характера. В - четвертых, парламентская культура включает в свой контент понятия: политические отношения, правовые отношения, закон, законодательные акты, демократические институты и ценности, парламент как институт, парламентскую этику, профессиональную и политическую культуру парламентария, этическое кодифицирование, этическое и правовое обучение и т.д. В - пятых, парламентская культура является существенной характеристикой гражданского общества: развитие парламентской культуры, ее институциональные особенности и структура, в конечном итоге, определяют содержание и развитие гражданского общества в целом.

10 Понятие концепта от лат. сопсер^ — собрание, восприятие, зачатие) — акт “схватывания” смыслов вещи (проблемы) в единстве речевого высказывания. Термин “концепт” введен в философию Абеляром в связи с анализом проблемы универсалий, потребовавшим расщепления языка и речи.

Концепт парламентской культуры представляет собой синтез понятийных характеристик и ценностных экзистенциальных элементов, антропологических практик, проявляющихся в различных дискурсах11.

Концепт парламентской культуры выстраивается не только в текстах, документах декларациях, кодификациях, но и обусловлен коммуникативными речевыми и психологическими практиками, однако, ценностный аспект является центральным.

Можно констатировать, что в современных исследованиях по проблеме парламентской культуры существуют следующие подходы: а) парламентская культура рассматривается исключительно как понятие, что определяет объективность, системность, качественность характеристик; б) основной качественной характеристикой парламентской культуры признается система ценностей парламентаризма; в) парламентская культура ограничена рамками парламентских практик, функционирования данного института. В то же самое время признается взаимодействие социокультурных ценностей и ценностей парламентской культуры, транзита демократических ценностей и новаций в социокультурное пространство.

Такое понимание парламентаризма, на наш взгляд, не может дать полной всеобъемлющей научной рецепции парламентской культуры, которая является не только институцией, но и энергией исторических событий, в которых войны, революции определяли человеческие судьбы, а личности способствовали движению и развитию живой истории. Вся эта синергетика политической борьбы в горниле исторических событий, преломляясь в философских трактатах, политических документах, в живом слове и составляет экзистенциальный смысл парламентской культуры как концепта, «вынуждают» к необходимости обозначения этого смысла в человеческой практике и культуре. А смысл предполагает целостность, которая проявляется в системе парламентских институтов, ценностей и механизмов, коммуникативных и творческих практик, аксиологических моделей, определяющих наличное бытие парламентаризма как такового в его экзистенциальном и символическом проявлении.

В широком общемировом смысле парламентская культура включается в развернутый во времени общемировой гуманитарный и социальный проект построения глобального демократического общества, основанный на идеалах равенства, справедливости и гуманизма, и определяющийся различными экономическими, нравственными, правовыми интересами и оценками. Парламентская культура в рамках этого проекта имеет культурно-исторические и национальные дискурсы, исходящие из единого идейного, ценностного начала.

Подытоживая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

Парламентская культура - это социокультурный феномен, являющийся существенным элементом гражданского общества в различных исторических и культурных дискурсах. Парламентская культура включает в себя как неинституциональные, так и институциональные элементы. Неинституциональный (объективный) элемент парламентской культуры включает в свой содержательный ареал политические отношения, выражающие интересы различных социальных групп, их ценностные экономические, мировоззренческие, нравственные установки и мотивации, уровень политической культуры, формирующие отношение к представительской власти. Институциональный элемент находит свое выражение в институте парламента как институте власти, политическом режиме, политическом управлении, публичной политике, этики публичной политики, этической культуре, политической системе и т.д.

Таким образом, и парламентская культура охватывает широкий спектр социальных, культурных, правовых отношений, воспроизводя правовой порядок через

11 «Образная сторона концепта - это зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, воспринимаемые обонянием характеристики предметов, явлений, событий, отражённых в нашей памяти, это реле-вантные признаки нашего знания. Понятийная сторона концепта - это языковая фиксация концепта, его... дефиниция, сопоставительные характеристики данного концепта по отношению к тому или иному ряду концептов. Ценностная сторона концепта - важность этого психического образования как для индивидуума, так и для коллектива. Ценностная сторона концепта является определяющей для того, чтобы концепт можно было выделить». См. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М., 2004. - С. 109.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 23 (166). Выпуск 26

законотворчество и корректируя социальные отношения, в правовом и в политическом поле. Парламентская культура, выступает конструктом, изменяя социум и влияет на общественное развитие, в контексте становления и укрепления гражданского общества.

Парламентская культура представляется как единое социальное поле, которое проецируется через ценностные смыслы гуманистических либеральных идей, в рамках общекультурного социального проекта глобального демократического социума, проявляющиеся в культурно-коммуникативных антропологических практиках

Парламентская культура может быть рассмотрена как концепт по следующим причинам: феномен парламентской культуры имеет исторический и культурный смысл, кроме того, оно связано и с конструированием новых смыслов, проявляющихся через культурные тексты, теории, документы.

Концепт парламентской культуры представляет собой синтез понятийных характеристик и ценностных экзистенциальных элементов, антропологических практик, проявляющихся в различных дискурсах, обусловленный коммуникативными речевыми и психологическими практиками, смысловой центр которых притягивает ценностный аспект.

Парламентская культура в единстве ее институциональных и неинституциональных сегментов представляет собой институт власти и синтез антропологических практик и институционального творчества как сложное политическое образование, в котором происходит процесс постоянного движения и взаимообмена: от общественных и политических событий, происходящих в социуме, до диалогов общества с институтом парламента, обсуждения и принятия законов и законодательных актов (в этом смысле парламентская культура и обладает способностью законотворчества).

В смысловое поле понятия «политическая культура» входят политические и правовые отношения, закон, законодательные акты, демократические институты и ценности, парламент как институт, ценности парламентской культуры, парламентская этика, профессиональная и политическая культура парламентария, этическое кодифицирование, этическое и правовое обучение и т.д. В этом аспекте парламентская культура является существенной характеристикой гражданского общества: развитие парламентской деятельности, ее институциональные особенности и структура, в конечном итоге, определяют содержание и развитие гражданского общества в целом. Следовательно, концепт парламентской культуры - синтез понятийных определений и ценностных экзистенциальных элементов, антропологических коммуникативных практик, проявляющихся в различных дискурсах, находящийся в процессе культурного становления, изменения и развития.

1. Ачкасов В.А. «Взрывающаяся архаичность»: традиционализм в политической жизни России. - СПб.: СПбГУ, 1997.

2. Ачкасов В.А. Трансформация традиций и политическая модернизация: феномен российского традиционализма // Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России. - Вып. 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. -2004. - С. 173-191.

3. Воробьев И.В. Становление института парламентаризма в современной России: взаимодействие депутатского корпуса и аппарата Государственной Думы: Автореф. дис. канд. социол.наук. - М.: Рос.акад. гос. службы при Президенте РФ, 2004..

4. Гаман-Голутвина О.В. Развитие категории «Политическая культура» в общественнополитической мысли // Политэкс. - 2005. - №5.

5. Герасимов В.М., Деркач А.А, Косопкин B.C., Надеева Т.И. Психология парламента // Международная академия акмеологических наук. — М.: Статус-кво, 1999.

6. Дука А. Политическая культура — поиск теоретических оснований / Антропология власти: Хрестоматия по политической антропологии: в 2 т. Т. 1: Политическая культура и политические процессы. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. - С.103-115.

7. Елисеев С.М. Легитимность власти: источники, структура и динамика развития в посткоммунистическом обществе: Автореф. дис.д-ра полит. наук. - СПб., 1997.

Список литературы

8. Лысенко В.И. Десять лет современного российского парламентаризма. Доклад к заседанию круглого стола на тему: "Десять лет современного российского парламентаризма: итоги и перспективы". - М.: Институт современной политики, 2000.

9. Наумова Е.А. Культурная детерминация властных отношений: автореф. дис. канд. полит, наук: - Саратов, 2003.

10. Носков В.А. Политико-культурная детерминанта развития общества: герменевтика российской реальности. Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2005.

11. Павличенко Н.М. Парламентская этика: зарубежный опыт и его применение законодательными (представительными) органами Российской Федерации // Государство, право и управление. - М.: 2002. - С. 71-85.

12. Парламентская этика в России: Сборник материалов Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по этике - М.: Издание Государственной Думы, 2002.

13. Парламентская этика: сравнительный анализ. — М.: Национально-демократический институт международных отношений, 2000.

14. Петрова С.В. Гражданская культура: теоретическая модель и практическая реализация в процессе демократических реформ в России: Автореф. дис. канд. полит.наук: - Ростов н/Д: 2004.

15. Петухов В.В. Демократия участия в современной России // Общественные науки и современность. - 2007. - № 1. - С.73-90.

16. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М., 2004. - С. 109.

«Всемирная организация парламентариев по борьбе с коррупцией»- (Электронный

ресурс) URL: http://www.gopacnetwork.org/ (дата обращения: 14.08.2013)

17. Ковбенко Л.Н. Парламентская культура в современном российском политическом

процессе: условия и факторы развития. СПб., 2009. (Электронный ресурс) URL:

http://www.dissercat.com/content/parlamentskaya-kultura-v-sovremennom-rossiiskom-politicheskom-protsesse-usloviya-i-faktory-r#ixzz2XVІ9WweX (дата обращения: 20.06.2013)

18. Константинова Л.А. Лаврикова А.А. Ценностные ориентации как фактор социальной стратификации современного российского общества. (Электронный ресурс) URL: http://cyberleшnka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-kak-faktor-sotsialnoy-stratifikatsii-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva#ixzz2XUKA7vdt. (дата обращения: 20.06.2013)

DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF PARLIAMENTARY CULTURE

The article is about the methodological foundations of the parliamentary culture by the understanding the parliamentary culture as a concept in the context of the sociocultural and philosophical discourse.

Parliamentary culture as a sociocultural phenomenon; civil society; concept of parliamentary culture.

Keywords: parlamentary culture, civic society, philosophical discourse.

Y.V. NAZAROVA

Tula State Pedagogical University e-maihFox353@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.