Научная статья на тему 'Этические проблемы психологической помощи и профессиональная подготовка психологов'

Этические проблемы психологической помощи и профессиональная подготовка психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
641
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психотерапия / психологическое консультирование / помогающие отношения / «двойной агент» / правило Т. Тарасовой / этика помощи / принципы консультирования / psychotherapy / psychological counseling / helping relationships / “double agent” / Т. Таrаsova’s rule / ethics of help / principles of counseling

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Татьяна Леонидовна Худякова, Галина Валерьевна Валеева, Петр Викторович Меньшиков, Мариям Равильевна Арпентьева

Введение. Будущие специалисты нуждаются в способности идентифицировать и корректировать апрофессиональные тенденции и выбирать пути решения проблем, утверждающие их как профессионалов. Центральным здесь является «мужество продумывать все, что знаешь», включая «этическую зоркость» психолога-профессионала к своим поступкам и выборам и поступкам других профессионалов-коллег, клиентов (пациентов) и т. д. Психотерапия и психологическое консультирование рассматриваются как практики помогающего, диалогического взаимодействия психотерапевта или консультанта, обладающие сходными ценностно-смысловыми и технологическими особенностями. Цель — анализ этических проблем психологической помощи в контексте профессиональной подготовки психологов. Новизна исследования — интегративный анализ этических проблем помогающих отношений в контексте современных тенденций развития психотерапии и психологического консультирования. Материалы и методы. Использовался теоретический анализ этических и связанных с ними проблем психологической помощи в контексте профессиональной подготовки специалистов помогающих профессий. Результаты и обсуждение. Центральные проблемы современной подготовки квалифицированных, профессиональных специалистов связаны с построением и укреплением профессиональной идентичности и сопряженных с ней выборов относительно защиты интересов клиентов (пациентов) в повседневных и иных ситуациях, вариантов решения дилеммы «двойного агента», соблюдения профессиональных границ, а также с готовностью и способностью специалистов к переменам, к работе в условиях микросоциальных и макросоциальных кризисов. Выводы. Попытки «осовременить» этические принципы консультирования и психотерапии часто связаны с профессиональными деформациями отдельных специалистов и деструкцией помогающих практик. Замена «старых» этических принципов «новыми» означает уничтожение (отход) от практик помощи, в том числе в непсихологические, антипрофессиональные практики политического манипулирования. Одна из центральных задач подготовки специалистов в вузе — формирование и развитие «этической зоркости» специалиста, его стремления и умения понимать себя, клиентов (пациентов) и окружающий мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Татьяна Леонидовна Худякова, Галина Валерьевна Валеева, Петр Викторович Меньшиков, Мариям Равильевна Арпентьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical Problems of Psychological Assistance and Professional Training provided for Psychologists

Introduction. Future professionals need the ability to identify and correct unprofessional tendencies and choose solutions to the problems that establish them as professionals. The core is the “courage to think about everything you know,” including the “ethical vigilance” of the professional psychologist with regard to his own actions and choices and the actions of other professional colleagues, clients (patients), etc. Psychotherapy and psychological counseling are considered as practices of helping, dialogic interaction between a psychotherapist or a consultant, which have similar value-semantic and technological features. The objective is to analyze ethical problems of psychological assistance in the context of psychologists’ professional training. The novelty of the study is the integrative analysis of ethical problems of helping relationships in the context of modern trends in the development of psychotherapy and psychological counseling. Materials and Methods. A theoretical analysis of ethical and related problems of psychological assistance in the context of professional training of specialists of helping professions was used. Results and Discussion. The central problems of modern training of qualified, professional specialists are connected with building and strengthening of the professional identity and related choices regarding the protection of the interests of clients (patients) in everyday and other situations, options for solving the “double agent” dilemma, maintaining professional boundaries, as well as the willingness and the ability of specialists to change, to work in conditions of microsocial and macrosocial crises. Conclusions. Attempts to “modernize” the ethical principles of counseling and psychotherapy are often associated with professional deformations of individual specialists and the destruction of helping practices. Replacing “old” ethical principles with “new” ones means the destruction of (departure from) helping practices, including non-psychological, anti-professional practices of political manipulation. One of the central tasks of training specialists at a university is the formation and development of a specialist’s “ethical vigilance,” his desire and ability to understand himself, clients (patients) and the world around him.

Текст научной работы на тему «Этические проблемы психологической помощи и профессиональная подготовка психологов»

Педагогическая психология

Pedagogical psychology

Обзорная статья

УДК 378.1+159.98+316.61 © Худякова Т. Л., Валеева Г. В., Меньшиков П. В., Арпентьева М. Р., 2023 doi: 10. 24412/1999-6241-2023-394-309-318

5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

Этические проблемы психологической помощи и профессиональная подготовка психологов

Татьяна Леонидовна Худякова \ кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической психологии; tanya.dom@list.ru; https://orcid.org/0000-0002-4838-8126

Галина Валерьевна Валеева 2, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин Высшей школы физической культуры и спорта; valeeva-chel@mail.ru; http://orcid.org/0000-0001-7004-3864

Петр Викторович Меньшиков 3, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и образования; edeltanne@list.ru; https://orcid.org/0000-0001-5670-2755

Мариям Равильевна Арпентьева 4, доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования, член-корреспондент Российской академии естествознания, внештатный эксперт; mariam_rav@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-3249-4941

1 Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, 45500, Магнитогорск, пр. Ленина, 38, Россия 2Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69, Россия 3 Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского, 248023, Калуга, ул. Разина, 22/48, Россия 4Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие», 248000, Калуга, ул. Достоевского, 44, Россия Реферат

Введение. Будущие специалисты нуждаются в способности идентифицировать и корректировать апрофессиональные тенденции и выбирать пути решения проблем, утверждающие их как профессионалов. Центральным здесь является «мужество продумывать все, что знаешь», включая «этическую зоркость» психолога-профессионала к своим поступкам и выборам и поступкам других профессионалов-коллег, клиентов (пациентов) и т. д. Психотерапия и психологическое консультирование рассматриваются как практики помогающего, диалогического взаимодействия психотерапевта или консультанта, обладающие сходными ценностно-смысловыми и технологическими особенностями. Цель — анализ этических проблем психологической помощи в контексте профессиональной подготовки психологов. Новизна исследования — интегративный анализ этических проблем помогающих отношений в контексте современных тенденций развития психотерапии и психологического консультирования. Материалы и методы. Использовался теоретический анализ этических и связанных с ними проблем психологической помощи в контексте профессиональной подготовки специалистов помогающих профессий. Результаты и обсуждение. Центральные проблемы современной подготовки квалифицированных, профессиональных специалистов связаны с построением и укреплением профессиональной идентичности и сопряженных с ней выборов относительно защиты интересов клиентов (пациентов) в повседневных и иных ситуациях, вариантов решения дилеммы «двойного агента», соблюдения профессиональных границ, а также с готовностью и способностью специалистов к переменам, к работе в условиях микросоциальных и макросоциальных кризисов. Выводы. Попытки «осовременить» этические принципы консультирования и психотерапии часто связаны с профессиональными деформациями отдельных специалистов и деструкцией помогающих практик. Замена «старых» этических принципов «новыми» означает уничтожение (отход) от практик помощи, в том числе в непсихологические, антипрофессиональные практики политического манипулирования. Одна из центральных задач подготовки специалистов в вузе — формирование и развитие «этической зоркости» специалиста, его стремления и умения понимать себя, клиентов (пациентов) и окружающий мир.

Ключевые слова: психотерапия, психологическое консультирование, помогающие отношения, «двойной агент», правило Т. Тарасовой, этика помощи, принципы консультирования

Для цитирования: Худякова Т. Л., Валеева Г. В., Меньшиков П. В., Арпентьева М. Р. Этические проблемы психологической помощи и профессиональная подготовка психологов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 3(94). С. 309-318. Шр*//Могд/10. 24412/1999-6241-2023-394-309-318

Review Article

UDC 378.1+159.98+316.61 © Khudyakova T. L., Valeeva G. V., Menshikov P. V., Arpentieva M. R., 2023

doi: 10. 24412/1999-6241-2023-394-309-318

5.3.5. Social Psychology, Political and Economic Psychology

5.3.4. Pedagogical Psychology, Psychodiagnostics of Digital Educational Environment

Ethical Problems of Psychological Assistance and Professional Training provided for Psychologists

Tatiana L. Khudyakova \ Candidate of Science in Psychology, Associate-Professor, head of the chair of Practical Psychology; tanya.dom@list.ru; https://orcid.org/0000-0002-4838-8126

Galina V. Valeeva 2, Candidate of Science in Psychology, Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of Life Safety and Biomedical Disciplines of the Higher School of Physical Culture and Sports; valeeva-chel@mail.ru; http://orcid.org/0000-0001-7004-3864 Petr V. Menshikov 3, Candidate of Science in Psychology, Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of Development and Education; edeltanne@list.ru; https://orcid.org/0000-0001-5670-2755

Mariam R. Arpentieva 4, Doctor of Science in Psychology, Associate-Professor, Academician of the International Academy of Education, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural History, freelance expert; mariam_rav@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-3249-4941

' Nosov Magnitogorsk State Technical University, 38 Lenin pr, Magnitogorsk, 455000, Russia

2 South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, 69 Lenin pr., Chelyabinsk, 454080, Russia

3 Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovskiy, 22/48 Razin st., Kaluga, 248023, Russia

4 Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance "Sodeistvie", 44 Dostoevsky st., Kaluga, 248000, Russia

Abstract

Introduction. Future professionals need the ability to identify and correct unprofessional tendencies and choose solutions to the problems that establish them as professionals. The core is the "courage to think about everything you know," including the "ethical vigilance" of the professional psychologist with regard to his own actions and choices and the actions of other professional colleagues, clients (patients), etc. Psychotherapy and psychological counseling are considered as practices of helping, dialogic interaction between a psychotherapist or a consultant, which have similar value-semantic and technological features. The objective is to analyze ethical problems of psychological assistance in the context of psychologists' professional training. The novelty of the study is the integrative analysis of ethical problems of helping relationships in the context of modern trends in the development of psychotherapy and psychological counseling. Materials and Methods. A theoretical analysis of ethical and related problems of psychological assistance in the context of professional training of specialists of helping professions was used. Results and Discussion. The central problems of modern training of qualified, professional specialists are connected with building and strengthening of the professional identity and related choices regarding the protection of the interests of clients (patients) in everyday and other situations, options for solving the "double agent" dilemma, maintaining professional boundaries, as well as the willingness and the ability of specialists to change, to work in conditions of microsocial and macrosocial crises. Conclusions. Attempts to "modernize" the ethical principles of counseling and psychotherapy are often associated with professional deformations of individual specialists and the destruction of helping practices. Replacing "old" ethical principles with "new" ones means the destruction of (departure from) helping practices, including non-psychological, anti-professional practices of political manipulation. One of the central tasks of training specialists at a university is the formation and development of a specialist's "ethical vigilance," his desire and ability to understand himself, clients (patients) and the world around him.

Keywords: psychotherapy, psychological counseling, helping relationships, "double agent", T. Tarasova's rule, ethics of help,

principles of counseling

Citation: Khudyakova I L., Valeeva G. V., Меnshikov P. V., Аrpentieva IVl. R. Ethical Problems of Psychological Assistance and Professional Training provided for Psychologists. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2023. Vol. 28. No. 3(94). Pp. 309-318 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2023-394-309-318

Основные положения

1. По мере того как специалисты заканчивают

получение профильного образования, проходят учебные супервизии и курсы повышения квалификации, они становятся более самостоятельными и квалифицированными, берут на себя большую ответственность, расширяют круг клиентов (пациентов) и проблем, с которыми они могут работать, обогащают свой профессиональный репертуар новыми методиками, пересматривают духовно-нравственные основания своей работы и т. д.

2. Неотъемлемой частью профессионализма специалиста является обязательство осознавать и по мере возможности в каждой конкретной ситуации успешно разрешать этические дилеммы в психотерапии (консультировании). Хотя разрешить этические дилеммы раз и навсегда не только сложно, но и невозможно, но их осознание, исследование и применение к ним различных этических теорий может помочь в систематическом осмыслении этических и связанных с ними принципов и подходов к помощи, в профилактике конфликтов и кризисов и уменьшении интенсивности

негативного воздействия этических дилемм и кризисов конфликтов интересов.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Помогающие практики крайне важны для

гармоничного развития человека и общества. Однако, реализуя помощь, помогающий специалист так или иначе сталкивается с дилеммой «двойного агента»: он защищает интересы человека как индивида и интересы социума, в котором данный индивид себя осуществляет. Многочисленные этические проблемы, например, возникают, когда консультанты и психотерапевты сталкиваются с конфликтом лояльности к своим клиентам (пациентам) и к своим работодателям. Если специалисты считают себя агентами своих пациентов и клиентов, под угрозой может оказаться их занятость. Если они считают себя агентами своих работодателей, государства или бизнеса, то их клиентам (пациентам) в случае конфликта интересов вполне может быть причинен психологический и иной вред. Этот тип этического конфликта и называется «дилеммой двойного агента» [1-3]. С этой дилеммой теснейшим образом связана дилемма профессиональных границ, или границ помогающего взаимодействия: границы как надлежащее и ненадлежащее поведение специалиста (и клиента / пациента), фиксированное в этических и юридических принципах и нормах помогающих отношений, формируют каркас помогающих отношений как отношений, создающих условия для психологически безопасного, самостоятельного и успешного исследования проблем, совершения осознанного, компетентного и правильного выбора направлений преобразования проблемных ситуаций. Вместе с тем границы так или иначе очерчивают помогающие отношения как отношения асимметричные, ролевые, направленные на поддержку самостоятельного исследования и выборов клиента (пациента). Этих границ не всегда бывает достаточно уже потому, что специалист становится частью жизненного мира клиента (пациента) и как значимый, развивающийся и влиятельный человек также подвергается исследованию, принимается или отвергается как доверенное, помогающее лицо, т. е. «заслуженный собеседник» [4; 5]. И если в случае обычных людей, «кухонной психотерапии» и волонтерской помощи еще можно говорить о том, что желания помогать достаточно, то в случае профессиональной помощи, особенно психологической, требуются специальные компетенции, качественная профессиональная подготовка. Цель исследования — анализ этических проблем психологической помощи в контексте профессиональной подготовки психологов. Новизна исследования — интегративный анализ этических проблем помогающих отношений в контексте современных тенденций развития психотерапии и психологического консультирования.

Материалы и методы

Психотерапия и психологическое консультирование рассматриваются как практики помогающего, диалогического взаимодействия психотерапевта или консультанта, обладающие сходными ценностно-смысловыми и технологическими особенностями [1; 6].

Метод исследования — теоретический анализ этических и связанных с ними проблем психологической помощи в контексте профессиональной подготовки специалистов помогающих профессий.

Результаты и обсуждение

Дилеммы «двойного агента» и границ профессионализма в помогающих практиках. В настоящее время во многих странах наблюдаются дифференциация и трансформация психотерапии и психологического консультирования как области профессиональной деятельности по ее базовым, ценностно-смысловым основам: происходит поляризация мирового сообщества на сторонников «новой этики», ведущее направление активности которых задается политическими интересами государства и бизнеса, транснациональных корпораций и созданных ими надгосударствен-ных структур, и сторонников традиционной биоэтики и деонтологии, выраженной, в частности, в клятве Гиппократа, активность которых связана с интересами самого клиента как целостного, развивающегося индивида и члена сообщества [1; 6]. Это влечет за собой ряд последствий, в том числе для науки и практики помощи, для клиентов и самих специалистов, их подготовки. Часть этих последствий описывается в рамках дилеммы «двойного агента» [2; 3]. С теоретической точки зрения для понимания и преодоления данного конфликта (дилеммы) могут быть использованы различные этические теории: эгоистическая (эгоцентрическая), прагматико-утилитаристская и формалистская и т. д. Результаты осмысления, естественно, будут различными, так же как и предлагаемые меры профилактики и преодоления возникающих в случае той или иной асимметрии (учет специалистом интересов либо общества, либо индивида без их соотнесения друг с другом) проблем.

Эта дилемма тесно связана с еще одной дилеммой (конфликтом): между автономией пациента (клиента) и патернализмом помогающего специалиста, который может использовать этот патернализм как во благо подопечного, так и ради его эксплуатации. Для описания данного конфликта применяются понятие профессиональных границ и понятия об их намеренном или ненамеренном, продуктивном или деструктивном нарушении. Профессиональные границы являются базовыми составляющими психотерапевтической, помогающей ситуации. Их можно рассматривать как грань или предел надлежащего поведения специалиста во взаимодействии с клиентом в ситуации помощи. Принципы благотворительности, свободы и непри-

чинения вреда, сострадания, наряду с доверительным партнерством, являются ключевыми понятиями в отношениях между специалистом и клиентом (пациентом). Нарушение этих принципов — причина многих проблем и неуспешности работы: невежество и эксплуататорский характер специалиста, его психологическая нестабильность и уязвимость, моральная слабость и иные факторы могут привести к проблемам с границами: пересечению и нарушению границ помогающих отношений. Граница — грань надлежащего профессионального поведения, нарушение которой предполагает выход специалистом за рамки профессиональной роли, тогда помогающие отношения отклоняются от своей основной цели и становятся нетерапевтическими [4; 5]. Напротив, внимание к базовым аспектам профессиональной природы помогающих отношений, их тщательное соблюдение способствуют созданию и укреплению атмосферы безопасности и предсказуемости, способности и готовности клиента (пациента) в полной мере использовать оказываемую ему помощь.

По мере того как специалисты заканчивают получение профильного образования, проходят учебные супервизии и курсы повышения квалификации, они становятся более самостоятельными и квалифицированными, берут на себя большую ответственность, расширяют круг клиентов (пациентов) и проблем, с которыми они могут работать, обогащают свой профессиональный репертуар новыми методиками, пересматривают духовно-нравственные основания своей работы и т. д. Неотъемлемой частью такой растущей ответственности является обязательство распознавать и решать этические дилеммы в психотерапии (консультировании). Хотя разрешить этические дилеммы раз и навсегда не только сложно, но и невозможно, их осознание, исследование и применение к ним различных этических теорий могут помочь в систематическом осмыслении этических и связанных с ними принципов и подходов к помощи, в профилактике конфликтов и кризисов и уменьшении интенсивности негативного воздействия основных [7].

Зарубежные исследователи этических проблем и разработчики кодексов этики, в том числе Р. Милон, отмечают, что основная работа специалиста — помогать клиенту (пациенту), быть врачом (психологом) и никем иным, но каждый раз, когда специалист начинает быть чем-то другим для пациента или клиента, это начало проблем. М. Комрад полагает, что специалисты помогающих профессий более уязвимы к этическим нарушениям на определенных этапах своей карьеры,

чем на других. К тому же общество ожидает, что специалист выступит как его защитник и будет действовать как «двойной агент» — общества и индивида. Поэтому специалисту приходится выбирать, «на чьей он стороне», изменять свою активность и себя. Такой выбор обостряется и тогда, когда общество приходит на саму помогающую встречу: в случае группового, организационного или семейного консультирования (тренинга; психотерапевтической беседы), в ситуации мультикультурного взаимодействия, а также когда специалист работает со случаями типа «множественной личности», с клиентом (пациентом), не желающим помощи «исправления» и находящимся в «запутанном клубке» или «паутине» социальных и межличностных отношений [8] '. Оно также обостряется в период интенсивных социальных кризисов и перемен.

Этические и правовые нормы помогающих отношений. Российские специалисты (консультанты, психотерапевты, психиатры) сейчас активно обсуждают законопроект о психологической помощи населению России, основные дискуссии идут в двух плоскостях: в отношении аксиологии и методологии практической психологии, а также профессиональной (пере) подготовки психологов-практиков [9; 10]. Недавно принят профессиональный стандарт «Психолога-консультанта» (утвержден приказом от 14 сентября 2022 г. № 537-н, вступил в силу с 1 марта 2023 г. и должен действовать до 1 марта 2029 г.), разработанный Национальной ассоциацией «Союз психотерапевтов и психологов».

1. Отмечается, что представленные проекты закона и стандарт не только не решают стоящих перед современными помогающими практиками проблем, частично игнорируя наиболее важные из них, но и способны усугубить их. Например, проблемы недостаточного количества профессиональных кадров из-за отсечения от «хаоса» современной психологической помощи в стране специалистов, не имеющих «серьезного» (базового) образования, не состоящих в профессиональных сообществах и не прошедших сертификацию. Законопроектом исключается самозанятость как форма работы психолога и закрепляется монополизация процессов подготовки и сертификации специалистов (ведение реестра профессионалов, обязательное членство в профессиональном сообществе, государственная сертификация и т. д.). Часть этой группы проблем легко разрешима, другая — уже вызвала волну критики со стороны практикующих специалистов, не имеющих базового образования в выбранной ими сфере профессионального труда.

1 Zilber Cl. When the Legal 'Floor' Doesn't Match the Ethical 'Ceiling'. Psychiatry News. 2019. Vol. 6. P. 1. https://doi.org/10.1176/appi. pn.2019.11a4 ; APA. APA's ethics procedures, Principles of Medical Ethics with Annotations Especially Applicable to Psychiatry. Psychiatry News. 2013. Pp. 1-35. URL: http://psychiatry.org/File%20Library/Practice/ Ethics% 20Documents/principles2013--final.pdf. (accessed: 10.02.2023) ; Arehart-Treichel J. Challenges Arise as Psychiatry's Ethics Landscape Changes. Psychiatry News. 2013. 10 September. P. 1. https://doi.org/10.1176/appi.pn.2013.8a1.

2. Специалисты усматривают в законопроекте многочисленные нарушения профессиональной этики и принципов помощи, включая обязанность психолога раскрыть тайну клиента при наличии об этом запроса государства и невозможность прервать работу с клиентом, даже если этого требуют его интересы и т. д. Законопроект де-факто уравнивает психологическую тайну с медицинской, разрешая открывать ее по запросу органов дознания и следствия без решения суда. Однако психологическая помощь традиционно была защищена как адвокатская тайна и тайна исповеди. К сожалению, в России, где люди привыкли обходиться «кухонной психотерапией» и обычно с трудом формируют даже намерение обратиться за помощью, такое положение дел может привести к эффекту тотального отчуждения населения от услуг психологов и психотерапевтов. Если люди будут бояться обращаться к психологам и психотерапевтам, это означает конец психотерапии и консультирования в стране.

3. Дискутируется предложение о введении в законопроект положения о том, что психологи должны трудиться в интересах национальной безопасности России, не поддерживая формирование или поощрение протестных настроений населения, а также лишаясь доступа к выполнению трудовых функций в случае, если они сами эти настроения поддерживают. Это предложение — российский аналог распространенного за рубежом понимания психологической помощи как «мягкой силы». Если говорить о современном социуме в целом как о психологическом сообществе, то его авангард — сообщество специалистов — само по себе, казалось бы, и существует для того, чтобы обеспечивать национальную безопасность страны: гармонию отношений в сообществе. Специалисты помогающих профессий во всем мире практически по умолчанию, имплицитно, по самой сути профессионального труда обязаны участвовать в деятельности, способствующей улучшению общества и общественного здоровья. Отдельное упоминание этой задачи в контексте работы по профилактике и коррекции протестного поведения свидетельствует о напряженности ситуации в стране и о попытках целенаправленной трансформации собственно психотерапевтических, помогающих отношений специалиста и клиента (пациента) в иные.

Здесь интересно отметить, что, хотя отечественные психологи и психотерапевты не являлись инициаторами разрыва с европейским и в каком-то смысле с мировым профессиональным сообществом в 2022 г., часть из них, однако, отреагировала симметрично. По-

литический контекст происходящего, таким образом, по обе стороны конфликта для многих оказался более значимым, чем профессиональный. Это отражает тенденцию к поляризации мира, нарастанию в нем конфликтности. В данной ситуации специалистам, не имеющим компетенций в работе с макросоциаль-ными стрессами, например, таких, которые развивают у себя психологи МЧС и МВД России, иных силовых ведомств и структур, по-видимому, корректнее оставаться в поле работы с микросоциальными и внутри-личностными проблемами, конфликтами и кризисами, как это предписывает традиционное «правило Б. Гол-дуотера» 2. И параллельно либо наращивать компетенции, осваивая в рамках курсов переподготовки и повышения квалификации блок компетенций помогающей работы в ситуации макросоциального стресса, либо, сознавая границы своей некомпетентности, избегая профанаций, четко ограничить круг проблем, по поводу которых может быть оказана поддержка [11].

4. Кроме того, законы и стандарты в лучшем случае могут лишь констатировать и высказывать пожелания, чтобы специалист соблюдал этические, духовно-нравственные законы, но никак не гарантировать этого, что и является основной проблемой правовой борьбы с непрофессионализмом помогающих отношений [9; 12].

Зарубежные исследователи, чьи представления о структуре и содержании этических стандартов и принципов помогающих отношений были для российской психологии длительное время модельными, отмечают по этому поводу, что специалисты должны сознавать различие между законным и этическим. Используя метафору комнаты, закон можно считать полом, обеспечивающим минимальный стандарт помощи, а профессиональные кодексы этики — потолком, обеспечивающим желаемые цели. Обычно специалисты работают где-то посередине 3. Иногда «пол» и «потолок» не совпадают: в тоталитарных сообществах закон может быть неэтичным, а этика — незаконной. Так, обязанностями специалиста являются достойное и уважительное отношение к каждому клиенту (пациенту) и уделение первоочередного внимания его благополучию, а не самого по себе социума, государства или бизнеса. Поэтому, в частности, этические принципы профессиональных помогающих ассоциаций фиксируют, что специалист не должен быть участником какой-либо политики, которая исключает, изолирует или унижает достоинство любого клиента (пациента) из-за этнического происхождения и вероисповедания,

2 Levin A. Goldwater Rule's Origins Based on Long-Ago Controversy. Professional news. 2016. 25 August. P. 1. https://doi.org/10.1176/ appi.pn.2016.9al9 ; APA. APA's ethics procedures, Principles of Medical Ethics with Annotations Especially Applicable to Psychiatry. Psychiatry News. 2013. Pp. 1-35. URL: http://psychiatry.org/File%20Library/Practice/ Ethics% 20Documents/principles2013--final.pdf. (accessed 10.02.2023).

3 Zilber Cl. When the Legal 'Floor' Doesn't Match the Ethical 'Ceiling'. Psychiatry News. 2019. Vol. 6. P. 1. https://doi.org/10.1176/appi. pn.2019.11a4.

пола и возраста, социально-экономического и профессионального статуса и т. д. 4

До последнего времени подготовка психологов и психотерапевтов в нашей стране велась с опорой на достижения и подходы зарубежных коллег, предложенные ими и проработанные классические принципы, структурирующий процесс взаимодействия специалиста и клиентов (пациентов). Однако зарубежные исследователи уже неоднократно отмечали, что после периода постепенного формирования психологического общества как новой формы социума психотерапия и консультирование в их странах стали активно использоваться как политическое орудие — вариант «мягкой силы»: орудие подчинения и эксплуатации человека [13-15].

Психологическая (психотерапевтическая) помощь стала частным случаем того «фармагеддона», который охватил США, Евросоюз и многие иные «страны первого мира» [16]. Психотерапия и иные помогающие практики стали именоваться «токсичными», наносящими клиентам (пациентам) вред. Особенно заметно это в отношении психосоциальной и собственно социально-юридической работы, например в контексте ювенальной юстиции, которая широко используется для вторжения в отношения членов семьи и разрушения семьи в целом. Токсичность называющихся ранее «помогающими» практик стала особенно заметной на фоне событий 2020-2023 гг., когда психологические сообщества многих стран оказались парализованы вызовами так называемой пандемии, а затем и событиями на территории Украины. Помимо неготовности и неспособности признать ответственность США и иных стран «первого мира» с их транснациональными корпорациями за происходящее на Украине, они продемонстрировали теоретическую и этическую неготовность и неспособность сохранять профессиональную позицию «эстетической вненаходимости», о которой в последние десятилетия активно писали отечественные специалисты [1; 17; 18]. Зарубежные коллеги, по сути, отказались от приоритета защиты интересов клиента (клиент-центрированности), сохранения и развития его связей с социумом, от попытки системного понимания происходящего, перенеся фокус внимания на защиту интересов государств и надгосударственных (финансовых и бизнес) структур. Многочисленные зарубежные психологи и иные специалисты помогающих профессий включились в разделяющую, отчуждающую политическую борьбу с «противником». Поворотным пунктом стали санкции в отношении российского психологического сообщества со стороны психологов Евросоюза. Данные

санкции отражают не просто отдельные нарушения в области профессиональной компетентности, но отказ специалистов этих стран от профессиональной позиции и идентичности в целом.

Поиск путей разрешения и смягчения этических дилемм. Альтернативам такому поведению посвящено множество уже вполне классических и современных зарубежных работ, где отмечается, что помогающие специалисты обычно стремятся к этическому совершенству, т. е. к «потолку», поэтому им важно осознавать этические проблемы, связанные с законами и со своей ролью двойных агентов как таковых. Примерами являются правило Т. Тарасовой и правило (предостережение, принцип) Б. Голдуотера — одни из ведущих «шедевров» этических противоречий профессии психолога (психотерапевта) 5. Для специалистов помогающих профессий всегда декларировалось как важное пожелание (принцип) или даже обязанность предупреждать о наличии опасности со стороны клиента или его знакомых [19]. Это давний принцип психиатрии, связанный с ситуацией, когда пациент или его знакомые представляют серьезную и неминуемую опасность для себя или других, в этом случае психиатр обязан сообщить о наличии или даже о характере такой опасности (как в случае с пациентом, обсуждавшим и совершившим убийство некой Т. Тарасовой). Так гласит «правило» Т. Тарасовой, однако его применение на практике непросто, поскольку оно нарушает базовый принцип конфиденциальности помощи — основы доверительных отношений. В частности, при освоении правила Т. Тарасовой нужно научиться проводить различие между клиентами (пациентами), которые откровенно угрожают, сообщая о намерении причинить вред, и которые представляют угрозу (т. е. обладают способностью планировать и развивать насильственные действия, но необязательно их совершат, т. е. возможность скорректировать поведение). После скандала вокруг публичных психологических «диагнозов» в отношении американского политика Б. Голдуотера было принято решение (правило), во многом «обратное» правилу Т. Тарасовой: специалисты не должны высказывать «профессиональное мнение» об общественном деятеле (публичном лице) без личного осмотра и получения его согласия. Однако с этим правилом сразу же возникает комплекс проблем: оно препятствует общественному просвещению и лишает людей касающейся их интересов информации, а неспециалисты (парапсихологи и «обыденные психологи») в любом случае поставят свои диагнозы, качество которых непредсказуемо. К тому же специалисты нередко оценивают исторических личностей, которых не обследовали

4 APA. APA's ethics procedures, Principles of Medical Ethics with Annotations Especially Applicable to Psychiatry. Psychiatry News. 2013. P. 1-35. URL: http://psychiatry.org/File%20Library /Practice/Ethics% 20Documents/principles2013--final.pdf. (accessed: 10.02.2023).

5 Levin A. Op. cit. ; APA. APA's ethics procedures, Principles of Medical Ethics with Annotations Especially Applicable to Psychiatry. Psychiatry News. 2013. Pp. 1-35. URL: http://psychiatry.org/File%20Library/Practice/Ethics%20Documents/principles2013--final.pdf. (accessed: 10.02.2023).

лично, что является традицией, включая, например, работы З. Фрейда. Если специалист игнорирует эти

и аналогичные проблемы, то происходит деформация: его собственной деятельности и деятельности окружающих его коллег, явно или неявно согласившихся с его позицией и выбором. Примером служит «новая этика»: она выступает рубежом, за которым традиционные психотерапия и психологическое консультирование завершают свое существование, превращаясь в инструмент психологического манипулирования человеком. Это превращение подобно тому, что произошло со СМИ.

Вместе с тем варианты решения этой проблемы представлены еще создателями психотерапии и психологического консультирования: 1) дистанцирование и исследование культурно-исторических аспектов травмирующих событий в случае З. Фрейда, переход к роли наблюдателя; 2) разработка альтернативной существующей психолого-политической модели «второй демократии» А. Адлером, переход от роли жертвы или служителя («винтика») системы к роли субъекта перемен [20; 21]. Ни одна из этих моделей многими специалистами современности не востребована в полной мере. Поэтому возник вопрос, какую модель выберут для себя российские специалисты, окажется ли искушение «симметричного ответа» важнее этических и иных базовых принципов профессионального труда, как это отразится на качестве и общем характере профессиональной подготовки специалистов в настоящем и будущем.

Опасности «новой этики»: крах помогающих практик. Таким образом, современная психотерапия и консультативная психология в целом переживают этап крайне важных перемен и выборов. В ряде зарубежных стран очень многие психологи и психотерапевты, а также часть российских специалистов стали сторонниками «новой этики»: они отказались от принципа нейтральности как краеугольного принципа профессиональной активности [6]. Однако без нейтральности не работают принцип конфиденциальности (не обеспечивается и не формируется доверие), принцип клиент-центрированности или благополучия клиента (пациента), иные принципы консультирования и психотерапии. Принцип нейтральности позволяет специалисту оказывать помощь всем, кто в ней нуждается, сотрудничать с другими специалистами, невзирая на внешние обстоятельства. Сторонники «новой этики» принимают принцип коллективной ответственности ради достижения политических и бизнес-целей: зарубежная психотерапия и консультирование давно стали частью тотального «фармагеддона» [16], инструментом политического управления и важной частью рынка услуг. В настоящее время осуществляется очередной «передел рынка» этих услуг, поэтому в контексте политических и экономических целей многие специалисты, профессиональные ассоциации и образовательные институты оказались исключены из международных

структур. Следуя принципу коллективной ответственности, сторонники «новой этики» манипулятивно эксплуатируют традиционный фокус альтернативной группы специалистов помогающих профессий к вопросам психотерапевтической (консультативной) этики, транслируя и навязывая им чувства вины и стыда, создавая и используя психологическое замешательство, провоцируя на деструктивные действия, противопоставляющие общечеловеческие ценности и несовершенные национальные законодательные системы [6]. В зарубежных помогающих практиках активно используется известный феномен социальной психологии «Окно Дж. Оверто-на»: идеологизация помогающей деятельности, с одной стороны, понятна, поскольку «жить в обществе и быть свободным от общества — нельзя» [22], а с другой — такая идеологизация прямо противоречит традиционной идеологии (аксиологии) как системе ценностей и целей помогающих практик.

При этом путаются «свобода от общества» и «свобода в обществе»: обладающее активностью, осознанностью, индивидуальностью, целостностью человеческое существо живет и реализует себя в процессе свободного выбора, а там, где выбор невозможен, где он сделан за человека, человек может либо покинуть сообщество, либо смириться с имеющимися обстоятельствами, продолжая выполнять свои функции, пока не будет достигнут «предел» или ситуация не разрешится. Специалист помогающей профессии как двойной агент учитывает интересы обеих сторон, сохраняя осознанность, активность, целостность, индивидуальность [2-4]. В некоторых ситуациях возникает такое нарушение функционирования и развития, когда специалист перестает отличать иллюзии, обман и бред от реальности, может следовать за модой или разделять массовый психоз, ведомый, однако, конкретными субъектами с конкретными целями: важно понимать, чьи интересы стоят за толпой сторонников «новой этики» и как это учесть в процессе подготовки будущих специалистов [6].

Помимо самообладания и способности управлять ситуацией, помимо сотрудничества и взаимопомощи, нужно понимать специфику ситуации, в которой оказались специалист и все сообщество профессионалов. Так, в ситуациях военных действий и ЧС действует своя логика событий, свои принципы, включая принципы стремления к индивидуальному и коллективному выживанию. Тем не менее и здесь выживание за счет собственных ресурсов, принятие помощи и оказание помощи другим — важная часть и критерий здоровья человека, его профессионализма, а выживание за счет уничтожения других, поглощения или лишения их ресурсов существования — критерий и часть деструкции. Специалист как целостный человек делает выбор сам, он может и выйти из системы, и, напротив, полнее войти в нее, выбрать особую позицию или последовать за большинством. Многое решает самопонимание и миропо-

нимание специалиста: допустимость (толерантность) в ситуациях разотождествления.

«Новая этика», «новый мировой порядок» — доктрина, логически продолжающая идеи фашистской Германии ХХ в.: коллективный принцип вины и культура отмены, расчеловечевания, призывов к «сокращению» человечества (убийствам) ради ничем не обоснованных деклараций «заботы» об экологии, ресурсах и качестве самого человеческого капитала [6]. Часть отечественных практиков и теоретиков психотерапии и консультирования говорит поэтому о важности отечественной, суверенной психотерапии, психологического консультирования, в которых базовые принципы не искажены и соотнесены с традиционными духовно-нравственными ценностями и законами жизни человека. За традиционной этикой помощи стоят идеалы счастливой и здоровой жизни, полноценного бытия и ценности человека, идеалы гармонии и совместного развития человека и общества, дара и жертвы со стороны сильных и успешных слабым. За «новой этикой» находятся идеалы успеха и превосходства, накопления и потребления, выживания и коммерционализации (коммодификации) отношений.

Очевидно, что помогающие профессии тесно связаны с влиянием специалистов на клиентов (пациентов) и общество в целом, поэтому специалисты стремились публично дискутировать только по поводу собственно профессиональных проблем. Ранее в этических кодексах профессиональных психотерапевтических и консультативных ассоциаций разных стран присутствовало положение об осторожности в использовании влияния специалиста в случаях, где оно связано с пониманием и действием человека в той или иной социально-политической ситуации, необходимостью предотвращения злоупотреблений. Сторонники «новой этики» отменяют данное предписание: помогающая практика становится инструментом «мягкой силы». Очевидно также, что помогающие практики, позиционирующие себя как бизнес, рано или поздно должны были встать на сторону тех, кто способен заплатить больше и разрешить противоречия, становящиеся особенно выпуклыми, масштабными в период социальных кризисов и перемен: быть двойным агентом, соблюдающим и интересы общества, и интересы клиента, сложно [2-4]. Проще работать на одного «хозяина», заказчика, например, на государство или бизнес. Еще сложнее учитывать макросоциальные аспекты ситуации и сохранять автономность по отношению к тем интерпретациям происходящего, которые транслируются для их нерефлексивного присвоения: привычка фокусироваться на интересах и внутренних состояниях и процессах клиента нередко «приземляет», сужает понимание специалиста [11]. С. Цвейг давно сформулировал как ведущую компетентность психолога «мужество продумывать все, что знаешь» [23]. Сейчас даже у отечественных

психологов стала модной «свобода не знать»: не просто не понимать, не рефлексировать, а полностью игнорировать происходящее. Можно было бы усмотреть в этом процессе «всего лишь» линию отстранения, идущую от З. Фрейда, а еще ранее от Демокрита (как некое «мудрое неведение», «знаю, что ничего не знаю»). Однако З. Фрейд был исследователем, причем крайне активным. В итоге такого отказа и специалисты, и студенты теряют интерес к проблематике макросоциальных кризисов, их прохождения клиентами (пациентами), профессиональной стратегии специалиста в ситуациях такого рода кризисов.

Многие публикации и статьи зарубежных исследователей 2020-2023 гг. посвящены проблемам роста количества и утяжеления качества социально-психологических проблем клиентов (пациентов) в связи с пандемией [24]. В России активность такого уровня существенно ниже: не столько потому, что само профессиональное сообщество меньше, но и потому, что психологи оказались не готовыми и не способными работать с возникающими за пределами «временного и парциального неблагополучия» отдельного клиента (пациента) проблемами. Например, проявились некоторые черты так называемой «черной психологии»: попытки игнорирования и маскировки актуальных проблем (травматических состояний умирания и потерь, угроз жизни и т. д., посттравматических расстройств) существенно более безобидными и менее разрушительными их аналогами (тревожность и т. п. эвфемизмы). В частности, некоторые психологи публично предлагали населению, столкнувшемуся с масштабной и неясной до конца угрозой, с потерей здоровья, умиранием, смертями близких и знакомых, «поработать со стрессами», «практиковать маленькие удовольствия» и «находить в происходящем хорошее» и т. д. Интересно, что эта тенденция возникла не как результат стрессов и травм самих психологов в тот же период 2020-2022 гг., а существенно ранее, в том числе в ходе подготовки игнорирующей компетенции в области макросоциальных стрессов. При этом поляризация, расслоение специалистов на сторонников и противников той или иной макросоциальной ситуации существует и внутри России. Современное образование для психологов и психотерапевтов поэтому должно учитывать данные моменты, предоставляя студентам возможность работать над осознанием «неинтересных» проблем, которые являются решающими, определяющими, станет ли студент специалистом и каким именно.

Что касается второй дилеммы, границы помогающих отношений (профессиональные границы) никоим образом не подразумевают холодности или отчужденности. Это структурные характеристики отношений, позволяющие взаимодействовать с клиентами (пациентами) с сопереживанием и спонтанностью в условиях, создающих атмосферу безопасности. Специалисты должны осознавать, что в психотерапии всегда суще-

ствует «дифференциал власти», даже если они заявляют о своей приверженности реляционным или интерсубъективным теоретическим моделям, подчеркивающим взаимность. Необходимость гибкости в понимании и поддержании профессиональных границ приводит к разграничению между их нарушением и пересечением [25]. Нарушения границ потенциально вредны для пациента или эксплуатируют его. Они обычно повторяются, но специалист не поощряет их исследования. В отличие от них, пересечение границ — это благоприятные и даже полезные перерывы, возникающие изолированно и обычно обсуждающиеся в процессе работы. Неспособность быть человеком в экстраординарных ситуациях может быть более серьезной ошибкой, чем гибкость границ. Есть хорошо известный феномен «скользкой дорожки» («скользкого склона») — постепенной прогрессии нарушений границ от самых незаметных и асексуальных до откровенного сексуального участия или иной эксплуатации [26]. Если специалист искренне раскаивается и стремится избежать будущих проступков, если нарушение единично, если специалист готов взять на себя полную ответственность за то, что произошло, и сочувствовать переживанию пациентом травмы, это является хорошим прогностическим признаком. Сначала сторонники гипотезы «скользкой дорожки» отмечали, что кажущиеся незначительными пересечения границ ведут к каскаду все более крупных пересечений границ. В более современных работах указывается, что концепция «скользкой дорожки» может навредить клиентам, запрещая пересечение границ, которое может быть терапевтическим [27]. Терапевт делает выбор относительно того, как действовать с той или иной границей. Он должен сделать этот выбор с точки зрения фидуциарного долга, помня о наилучших интересах клиента.

Проблемы этической подготовки специалистов. В подготовке необходимо обращать особое внимание на следующие моменты:

1. Транспредметное и самостоятельное обучение и воспитание этике помогающих отношений.

2. Обучение и воспитание будущего специалиста на основе решения разных типов практических задач (анализа и поиска выхода из проблемных ситуаций разных типов и т. д.).

3. Обучение управлению рисками, исследование и освоение результативных моделей профилактики и коррекции конфликтов и кризисов на разных стадиях работы с клиентами (пациентами).

4. Обязательная супервизия и ковизия в подготовке и переподготовке специалиста.

5. Рефлексивные практики, направленные на осмысление профессиональных стандартов и их выполнение.

6. Надлежащее ведение клиентской и иной рабочей документации.

Необходимо готовить психиатров, психологов и других специалистов в области психического здоровья, предлагая курсы по этике, границам и управлению переносом и контрпереносом, чтобы обеспечить концептуальную основу, осознать риски и следствия нарушения границ и тщательно отслеживать контрперенос, если они заметили отклонения, порожденные их стандартным способом практики. Образование не остановит недобросовестных людей с антиобщественными наклонностями, но обучение и воспитание может обратить внимание на то, чтобы тщательно проверять таких людей и выявлять нечестное или коррумпированное поведение в ходе получения профессионального образования, включая супервизию. Полезны регулярные консультации и практика. Чувства всемогущества, способности и готовности справиться со всеми трудными ситуациями самостоятельно подготавливают к розыгрышу (нарушениям) слепых зон контрпереноса. Поэтому супервизии и группы ковизии (коллегиального надзора) — формы получения помощи при уязвимости в ситуации контрпереноса. Кроме того, психотерапевты не всегда внимательны к себе, их жизнь должна быть счастливой, иначе они не смогут помогать.

Выводы

Духовно-нравственные вопросы помогающих отношений отражены в этических принципах и нормах помогающих практик, в том числе психологического консультирования и психотерапии. Центральными проблемами современной подготовки квалифицированных, профессиональных специалистов являются проблемы построения и укрепления профессиональной идентичности и связанных с нею выборов относительно защиты интересов клиентов (пациентов) в повседневных и иных ситуациях, а также проблемы готовности и способности специалистов к переменам, к работе в условиях не только микросоциальных и индивидуальных кризисов, с которыми они сталкиваются, но и макросоциальных кризисов и перемен, которые являются общими для специалиста и его подопечных. Попытки «осовременить» этические принципы консультирования и психотерапии часто связаны с профессиональными деформациями отдельных специалистов и деструкцией помогающих практик как таковых. Замена «старых» этических принципов «новыми» означает уничтожение практик помощи, в том числе переход в апсихологические, апрофессиональные практики политического манипулирования и потребления [6; 12]. Будущие специалисты нуждаются в способности идентифицировать апрофессиональные тенденции и выбирать пути решения проблем, утверждающие их как профессионалов даже в ситуациях макросоциальных кризисов. Центральным здесь является «мужество продумывать все, что знаешь», включая «этическую зоркость» психолога-профессионала к своим поступкам и выборам и поступкам других профессионалов-

коллег, клиентов (пациентов) и т. д. [28]. Поэтому одна из ведущих задач подготовки специалистов в вузе была, есть и, по-видимому, будет заключаться в формирова-

нии и развитии «этической зоркости» специалиста, его стремления и умения понимать себя, клиентов (пациентов) и окружающий мир.

Список источников / References

1. Арпентьева М. Р. Взаимопонимание как феномен межличностных отношений (на материале психологического консультирования) : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2015. 478 с.

2. Bruckner J. Physical Therapists as Double Agents Ethical Dilemmas of Divided Loyalties. Physical therapy. 1987. Vol. 67. Pp. 383-387. https://doi.org/10.1093/ptj/67.3.383.

3. Lennard H. L., Bernstein A. and Epstein L. J. The Psychotherapist as a Double Agent. Psychotherapy and Psychosomatics. Vol. 24, No. 4/6, What Is Psychotherapy? Proceedings of the 9th International Congress of Psychotherapy, Oslo, June 25-30, 1973: Part I. Oslo, 1974. Pp. 419-422 (JSTOR Collection).

4. Aravind V. K., Krishnaram V. D., Thasneem Z. Boundary crossings and violations in clinical settings. Indian Journal of Psychological Medicine. 2012. Vol. 34(1). Pp. 21-24. https://doi.org/10.4103/0253-7176.96151.

5. Gabbard G. O. Patient-Therapist Boundary Issues. Psychiatric Times. 2005. Vol. XXII. Iss. 12. URL: https://www.psychiatrictimes. com/view/patient-therapist-boundary-issues (accessed: 10.02.2032).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Слабинский В. Ю. Психотерапия. СПб., 2020. 608 с.

7. Клюева Н. В., Руновская Е. Г., Армашова А. Б. Этика в психологическом консультировании / под ред. Н. В. Клюевой. М., 2020. 186 с.

8. Niemeyer G. J., Taylor J. M., Wear D. M. Continuing education in professional psychology: do ethics mandates matter? Ethics Behavior. 2011. Vol. 2. Pp. 165-172.

9. Забродин Ю. М., Пахальян В. Э. Проблемы оценки соответствия профессиональной деятельности практических психологов требованиям внедряемых стандартов // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10, № 2. С. 21-42, https://doi. org/10.17759/psyedu.2018100203.

10. Минигалиева М. Р. Проблема понимания психологом клиента. Калуга, 1999. 234 с.

11. Арпентьева М. Р. Конфликтная компетентность и интегративная модель кризисной терапии // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2019. № 13. С. 16-21.

12. Психологическая экспертиза: современность и тенденции развития / под науч. ред. О. А. Белобрыкиной, В. Л. Дрес-вянникова. Новосибирск, 2016. 180 с.

13. Смит Р., Сироткина И. «Психологическое общество» и социально-политические перемены в России // Методология и история психологии. 2008. Т. 3, № 3. С. 73-90.

14. Gross M. The Psychological Society. N. Y., 1978. 369 p.

15. Leahey T. H. A History of Modern Psychology. N. Y., 2000. 432 p.

16. Healy D. Pharmageddon. California, 2012. 320 р.

17. Копьев А. Ф. Особенности индивидуального психологического консультирования как диалогического общения : ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1991. 18 с.

18. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии: наука о душе. М., 2001. 208 с.

19. Johnson R., Persad G., and Sisti D. The Т. Tarasoff Rule: The Implications of Interstate Variation and Gaps in Professional Training. Journal of American Academician Psychiatry Law. 2014. Vol. 42. Pp. 469-477. https://doi.org/10. 1176/appi.focus.17402.

20. Арпентьева М. Р. Партисипация и модель интерсубъективного управления инновациями // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Государственное и муниципальное управление». 2018. T. 5, № 2. С. 190-199.

21. Freud S. Observations on transference-love. Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud / Ed. by J. Strachey. London, 1958. Vol. XII. Pp. 159-173.

22. Ленин В. Партийная организация и партийная литература // Полное собрание сочинений : в 25 т. М., 1968. Т. 12. С. 99-105.

23. Цвейг Ст. Фридрих Ницше. Таллинн, 1990. 63 с.

24. Chaudhary A. M. D., Musavi N. B., Saboor S., Javed S., Khan S., Naveed S. Psychosis during the COVID-19 pandemic: A systematic review of case reports and case series. Journal of Psychiatric Results. 2022. Vol. 153. Pp. 37-55. https://doi.org/10.1016/jj.jpsychires.2022.06.041.

25. Gabbard G. O., Lester E. P. Boundaries and Boundary Violations in Psychoanalysis. Washington, 2005. 223 p.

26. Celenza A., Gabbard G. O. Analysts who commit sexual boundary violations: a lost cause? Journal of American Psychoanalytical Association. 2003. Vol. 51(2). Pp. 617-636.

27. Hook J., & Devereux D. Boundary violations in therapy: The patient's experience of harm. British Journal of Psychological Advances. 2018. Vol. 24(6). Pp. 366-373. https://doi.org/101192/bja.2018.2.

28. Армашова А. Б. Уровни этической зоркости психолога-консультанта и их детерминация // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Познание». 2018. № 5. С. 62-66.

Поступила 04.05.2023; одобрена после рецензирования 15.05.2023; принята к публикации 30.06.2023.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.