Научно-теоретическая статья
УДК 159.98 © А. А. Прусова, 2022
doi: 10. 24412/1999-6241-2022-390-307-315
5.3.1 Общая психология, психология личности, история психологии 5.3.5 Социальная психология, политическая и экономическая психология
Ценностные отношения взрослых в психологическом консультировании
Александра Андреевна Прусова \ магистр психологии, психолог-консультант; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-2843-5933
' Институт психологии Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, 248023, Калуга, ул. Разина, 22/48, Россия
Реферат
Введение. Проблемы развития современного консультирования нередко связаны с тем, что многие специалисты не в полной мере учитывают воздействие ценностных отношений клиентов, их роль на успех консультирования, на продуктивное и эффективное преодоление существующих барьеров и масок, тормозящих развитие клиента и мешающих ему стать тем, кем он может стать. Цель исследования — обнаружить особенности проявления и характера изменения ценностных отношений взрослых людей в процессе их психологического консультирования. Объект исследования — ценностные отношения в жизненных ситуациях взрослых людей и их репрезентация в консультативных отношениях. Предмет исследования — консультативные проявления ценностных отношений взрослых людей в процессе психологического консультирования и их анализ. Новизна исследования связана с попыткой изучения особенностей проявления и трансформации ценностных отношений взрослых людей в процессе психологического консультирования. Результаты и обсуждение. Ценностные отношения — это множество человеческих потребностей и способов представления и переживания мира, которые объясняют существующее многообразие смыслов жизнедеятельности человека как личности, партнера и профессионала. Ценностные ориентации можно определить как направленность человека на присвоение, поддержание и утверждение в своей жизнедеятельности тех или иных ценностей, которые становятся для него более или менее общими целями его жизни, основаниями построения и трансформации отношений с собой и другими людьми, понимания внутренней и внешней действительности, а также совершения жизненных выборов и связанных с ними поступков, присвоения и трансформации моделей поведения и интеракций (общения). Выводы. Ценностные отношения взрослых людей связаны с повседневными практиками их жизнедеятельности: 1) ценностные отношения обнаруживаются во внутреннем и внешних конфликтах, в процессе принятия решения и совершения жизненно важного выбора, что подтверждается соотношением переживания вакуума, ценностных рассогласований и их соотношением с фундаментальными мотивациями экзистенциальной исполненности; 2) содействие психолога-консультанта в рефлексии ценностных оснований выбора позволяет взрослому человеку осознать роль ценностных отношений как в кризисных, так и в повседневных практиках их жизнедеятельности.
Ключевые слова: ценностные отношения; взрослый; психологическое консультирование; консультант; клиент
Для цитирования: Прусова А. А. Ценностные отношения взрослых в психологическом консультировании // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 3(90). С. 307-315. https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-390-307-315
Scientific and Practical Article
UDC 159.98 © A. A. Prusova, 2022
doi: 10. 24412/1999-6241-2022-390-307-315
5.3.1 General Psychology, Personality Psychology, History of Psychology 5.3.5 Social Psychology, Political and Economic Psychology
Value Attitudes of Adults in Psychological Counseling
Alexandra A. Prusova \ Master of Psychology, consulting psychologist; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-2843-5933 ' Institute of Psychology of Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky, 22/48 Razin st., Kaluga, 248023, Russia
Abstract
Introduction. The problems of the development of modern counseling frequently result from the situation that many specialists do not comprehensively take into account the impact of clients' value attitudes, their role in successful counseling, in the productive and effective tackling current barriers and masks that hinder the development of the client and prevent him from becoming what he can be. The purpose of the study is to identify the features of the manifestation and nature of the change in the value attitudes of adults in the process of their psychological counseling. The object of the study covers the value attitudes in life situations of adults and their representation in psychological counseling. The subject of the study includes counseling manifestations of the value attitudes of adults in the process of psychological counseling and their analysis. The novelty of the research lies in the attempt to study the peculiarities of the manifestation and transformation of the value attitudes of adults in the process of psychological counseling. Results and Discussion. Value attitudes are a set of human needs and ways of representing and experiencing the world, which explain the existing variety of meanings of human life as a person, partner and professional. Value orientations can be defined as a person's focus on the appropriation, maintenance and approval in his life of certain values that become more or less common goals of his life, the foundations for building and transforming of relationships with himself and other people, grounds for understanding internal
and external reality, for making life choices and actions based on them, appropriation and transformation of behavior patterns and interactions (communication). Conclusions. The value attitudes of adults are connected with the daily practices of their life: 1) value attitudes are revealed in internal and external conflicts, in decision-making and making a crucial choice, which is confirmed by the ratio of experiencing a vacuum, value mismatches and their relationship with the fundamental motivations of existential fulfillment; 2) the assistance of a counseling psychologist in reflecting on the value bases of choice enables an adult to realize the role of value attitudes both in crisis and in everyday practices of their life.
Keywords: value attitudes; adult; psychological counseling; consultant; client
Citation: Prusova A. A. Value Attitudes of Adults in Psychological Counseling. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2022. Vol. 27, No. 3(90). Pp. 307-315. (In Russ.) https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-390-307-315
Основные положения
1. Ценностные отношения — множество человеческих потребностей и способов представления и переживания мира, которые объясняют существующее многообразие смыслов жизнедеятельности человека как личности, партнера и профессионала.
2. Ценностные отношения субъектов консультирования (клиента и консультанта) актуализируются в выборе ими направления и, значит, успехе консультирования и всей жизнедеятельности за пределами помогающих отношений.
3. В содержании разных направлений психотерапии и психологического консультирования сфокусированы ценности, которые важны для исцеляющегося и/ или развивающегося пациента или клиента и на которые ориентируется консультант в своей деятельности. Ценности опираются на конкретную палитру техник и практики, отражающую совокупность ведущих целей и правил помогающего взаимодействия.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы. В современной России консультирование и психотерапия становятся все более привычными практиками помощи взрослым людям в решении возникающих внутриличностных и межличностных проблем, карьерном и профессиональном становлении, решении задач совершенствования и развития, а также профилактике деформаций этого развития, девиаций и иных нарушений, вплоть до противоправного и преступного поведения. Вместе с тем привычность помогающих практик, их распространенность и активное развитие в образовательной (академической), медицинской (психиатрической) и социальной (социальная работа) сферах не означает, что эти практики освоены. Россия все еще не имеет высокоразвитой культуры консультативных и психотерапевтических отношений: проблемы совершенствования подготовки консультантов и психотерапевтов, а также оптимизации самой помощи, повышения психологической культуры населения страны в целом остаются актуальными. Одна из основных причин — малая осознанность проблематики ценностных отношений субъектов консультирования. Многие отечественные психологи-консультанты до сих пор работают, опираясь
на предпочитаемые ими подходы и технологии помощи «сами по себе», без их соотнесенности с ценностями, лежащими в основе подходов, и ценностями, которые разделяют сами консультанты как личности, партнеры и профессионалы. Специалисты часто не в полной мере учитывают воздействие ценностных отношений клиентов, их роль на успех консультирования в целом, на продуктивное и эффективное преодоление барьеров и масок, тормозящих развитие клиента и мешающих ему стать тем, кем он может стать, — самоактуализирующейся личностью, осуществляющей всей своей жизнью истинные, а не фиктивные жизненные ценности, в полном соответствии со своей внутренней сущностью и в гармонии с окружающим миром. В рамках подходов и традиций, обращающих особое внимание на ценностные отношения клиентов как взрослых, зрелых, имеющих сформированную систему ценностей людей, наблюдается возможность помогать людям даже в решении наиболее сложных, проблемных ситуаций, предотвращать и корректировать индивидуальные и социальные деформации и эксцессы.
Цель исследования — обнаружить особенности проявления и характера изменения ценностных отношений взрослых людей в процессе их психологического консультирования.
Объект исследования — ценностные отношения в жизненных ситуациях взрослых людей и их репрезентация в консультативных отношениях.
Предмет исследования — консультативные проявления ценностных отношений взрослых людей в процессе психологического консультирования и их анализ.
Методы исследования: теоретическое осмысление проблем формирования и развития ценностных ориен-таций взрослых людей в психологическом консультировании.
Новизна исследования связана с попыткой изучения особенностей проявления и трансформации ценностных отношений взрослых людей в процессе психологического консультирования.
Результаты и обсуждение
Ценности — один из наиболее важных междисциплинарных объектов современных научных исследований. Большую роль их изучению отводит и современная социальная психология. Ценности
в психологии изучались многими исследователями.
Среди зарубежных представителей можно особо отметить А. Маслоу, В. Франкла, Г. Олпорта, Л. Кольберга, М. Рокича, Э. Фромма и др. [1-4], среди отечественных — А. И. Донцова, В. Н. Мясищева, А. В. Серого, В. А. Ядова, М. С. Яницкого и др. [5-8]. Множественность обращений порождает множественность подходов. Результатом их различия служат возникающие проблемы соотнесения данных подходов и предлагаемых ими «ценностно-смысловых отношений», «(смысловых) мотивов», «ценностно-целевых ориентаций» и т. д. Все эти понятия, хотя и не имеют единого определения и истолкования, отражают факт существования и развития человека как субъекта культуры — «присваивателя», носителя, воплотителя и творца ценностей и конкретизирующих эти ценности целей. Роль ценностей, ценностных отношений человека особенно важна, когда он взаимодействует с другим человеком, в том числе по поводу данных ценностей. Примерами являются эдологи-ческие практики, практики социально-психологической помощи человека человеку, включая психологическое консультирование, направленное на разрешение проблем, причиной которых часто становятся деформации и затруднения в сфере осмысления себя и мира, построения ценностных отношений с собой и миром, выборе адекватных ценностям моделей поведения и взаимодействия [6; 9-11].
Ценностные отношения — множество человеческих потребностей и способов представления и переживания мира, которые объясняют существующее многообразие смыслов жизнедеятельности человека как личности, партнера и профессионала. То, что для одного человека имеет большую ценность, для другого — может иметь малую или вообще никакой. То, что важно для человека как личности, может не иметь никакого значения для него как профессионала и для «мира профессии» в целом. Ценностные ориентации мы можем определить как направленность личности на присвоение, поддержание и утверждение в своей жизнедеятельности тех или иных ценностей, которые становятся для человека:
а) более или менее общими целями его жизни, а также основаниями построения и трансформации отношений с собой и другими людьми;
б) основаниями понимания внутренней и внешней действительности;
в) совершения жизненных выборов и связанных с ними поступков, присвоения и трансформации моделей поведения и интеракций (общения).
Полагаем правильным дифференцировать понятия «ценностные ориентации» и «ценности»: ценностные ориентации характеризуют не только сознательное, но и действенное, активное отношение личности к миру, являются результатом «перехода» ценностей из «чистого» сознания в поведенческую плоскость.
Ценностные отношения актуализируются в ситуации выбора. Внутренняя структура ценностного отношения, как это отражено еще А. И. Донцовым [5], объединяет два компонента:
1) собственно ценностную, содержательную сторону — индивидуальные эталоны, регулирующие выборы и активность человека;
2) динамическую, активационную сторону — формы, степень и область активности субъекта, опосредованной этими эталонами.
Наиболее важными и часто сложными являются «стержневые» ценностные эталоны личности, которые опосредуют процесс социальной жизнедеятельности человека в целом; эти эталоны актуализируются в связи с основными сферами деятельности человека, образуя цель и смысл жизни. Данное понимание отражает влияние ценностей, их удовлетворения, подтверждения, доступности и общей удовлетворенности человека собой и миром, исполненности его жизни как социального существа.
В концепции Д. А. Леонтьева, развивающей модель Э. Фромма и В. Франкла [2; 3], выделен ряд «логик осуществления выборов»:
— логика удовлетворения потребностей («Я делаю так, потому что я так хочу») и парная ей логика социальной нормативности («Потому что так надо, так правильно»);
— логика реакции на стимул («Потому что он первый начал») и парная ей логика предрасположенности, стереотипа, диспозиции («Потому что я так привык»);
— логика смысла или жизненной необходимости («Потому что мне это важно») и парная ей логика свободного выбора («А почему бы и нет?») [12, с. 155-156].
В работах многих иных исследователей данные логики также описаны в категориях инстинктивного и осознанного поведения, а также поведения и выборов, отражающих меру развития человека, в том числе сложности его жизненного мира и взрослости [1; 13 и др.]. Ценностный выбор в узком смысле осуществляется в рамках последней группы логик (как борьба мотивов), когда субъект становится способным выходить за пределы конкретной ситуации и осмысливать жизнь в целом или отдельные ее аспекты, конкретные ситуации и конкретных людей, вместе со стратегической линией. Это предполагает наличие личностной, партнерской и профессиональной зрелости, рефлексии, способности к ценностно-смысловому определению и «подтверждению» жизни. Говорить о ценностных отношениях в консультировании и в контексте человеческой жизни в целом можно только при условии, что речь идет о взрослом человеке. Сформированность и гармоничность ценностных отношений человека — показатели его зрелости, одна из целей консультирования [1; 2; 9].
Гипотетически можно выделить такие этапы ценностного выбора, как осознание субъектом цен-
ностей, их большей или меньшей противоречивости и т. д., этап самоопределения в отношении этих ценностей (формирование отношения к осознанной ценности, определение ее места в иерархии личностных ценностей и структуре своего «Я»); осознание сути конфликта между конкурирующими мотивацион-ными линиями (осознание направленности мотива и определения «цены» намерения); собственно выбор альтернативы как ценностно-осмысленный выбор. Такой порядок в целом описан еще в классических социально-психологических работах, посвященных нравственному развитию (Л. Кольберг и К. (Дж.) Гил-лиган и др.) [4; 14]. Важно отметить, что ценностный выбор не только процесс и результат осознания личностью мотивообразующих ценностей и выбора конкретных мотивационных линий, но и понимание и принятие этих ценностей человеком, т. е. акт личностного, партнерского и профессионального роста, самореализации и социальной реализации субъекта. Поэтому развитие способности к осознанному ценностному выбору является одной из важнейших характеристик развития человека.
А. А. Кожурова указывает, что, рассматривая категорию «ценностное отношение», важно обратить внимание на концепт отношения [15]. Исследуя сущность понятия «отношение», В. Н. Мясищев подчеркивал, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей действительности. Он полагал ценностные отношения важнейшей характеристикой человека: «...система сознательных жизненных отношений, как в норме, так и патологии» [6, с. 16].
С. М. Ершова пишет, что структура ценностного отношения является многоуровневой и многокомпонентной, она включает первичный слой желаний, долженствований, нужд; выбор индивида между ориентацией на ближайшие цели и отдаленную перспективу (тактикой и стратегией, или стратегемой); осознание того, что жизненный выбор и ориентация на ценности являются относительно стабильным, «рутинным» состоянием; превращение жизненного выбора в основание для понимания ориентаций других людей [16].
Предметом отношения могут выступать разные виды и формы деятельности человека, включая помогающую деятельность. Многочисленные типологии таких отношений представлены, в частности, в посвященных данной проблематике работах М. Р. Арпентьевой, Ф. Е. Василюка, Г. А. Ковалева, А. Ф. Копьева, Т. А. Флоренской и многих иных представителей диалогического подхода в консультативной психологии [17-20], полагающих, что существует богатая палитра вариантов отношений людей в ситуации помощи и в иных ситуациях: человек двигается в своем отношении к миру, к другому и к себе по континуумам. При этом, наряду с непосред-
ственным, существуют опосредстованные отношения, которые связаны с местом ожидаемого результата деятельности в системе целей личности. Чрезмерное преобладание в жизнедеятельности человека опосредствованных отношений говорит о том, что он живет, игнорируя собственную суть. Поэтому психологическое консультирование и психотерапия предлагают ему восстановить связи с теми первичными, непосредственными ценностями, или «данностями» его бытия, которые действительно значимы именно для него, а не только для окружающих. Ценность всегда ценность и для общества, и для человека. Рассогласованность в этой сфере ведет к отчуждению в отношениях человека с собой и миром и утере ценностей (в том числе десакрализации). Сложное сочетание мотивов, формирующих отношение, описывается исследователями как структура отношения [6]. О нарушенных взаимоотношениях как причине проблем человека как личности партнера и профессионала рассуждали и зарубежные психологи-гуманисты и пер-сонологи: А. Адлер [21], выделивший ценности и отношения истинные и фиктивные, ведущие к развитию и любви и к деградации и конфликтам; К. Роджерс [22], определивший три ступени становления человека: становление личностью, становление партнером и становление профессионалом; А. Маслоу [1], описавший дефициентные и недифициентные отношения человека с миром, а также многие иные классики и современники. Проблемы, с которыми сталкиваются клиенты, в целом могут быть охарактеризованы как связанные преимущественно с нарушениями и затруднениями понимания социальных ситуаций, себя или окружающих людей в интимно-личностном, деловом и других видах отношений. Эти проблемы локализованы на ценностно-целевых, смысловых и интерактивно-ролевых уровнях жизнедеятельности. Однако при внимательном рассмотрении можно увидеть, что источниками всех проблем человека являются деформации и иные нарушения формирования и развития его ценностных отношений. Пример — концепции конфликта и насилия, конформности и подчинения социальному насилию и т. д., а также концепции отчуждения и аномии, которые говорят о том, что жизнь человека и его выборы в первую очередь связаны с характером жизненных ценностей, так же как и жизнестойкость человека, способность и готовность к активному совладанию с жизненными трудностями.
Ценностные отношения представлены в поведении и интеракциях людей в повседневных и кризисных ситуациях в большей или меньшей степени. Наиболее ярко и полно они выражены, когда человек имеет возможность выбирать модель поведения или интеракций, свободу осмысления себя и мира, свободу формирования и проявления целей. Это не всегда возможно в повседневности, но весьма желательно в консультировании и психотерапии. Ряд исследователей подчеркивает, что характер воздействия личност-
ных ценностей на поведение субъекта связан с мерой их ясности (осознанности) и непротиворечивости, согласованности друг с другом и с тем, что субъект ощущает как собственную суть.
Проблемами клиента в консультировании часто выступают следующие ситуации:
1. Ценностно-смысловой конфликт, ценностно-смысловой диссонанс, ведущие к межличностным и внутриличностным конфликтам, например, когда две важные ценности претендуют в той или иной ситуации на первое место одновременно.
2. У человека рассогласованы декларируемые и истинные ценности, фиктивные ценности заняли место истинных [16; 21 и др.].
3. У человека наблюдаются яркие проявления отчуждения и аномии, десакрализации и экзистенциального вакуума, неверия в себя и жизнь, жизнеотри-цание [2; 23].
Поэтому в консультативной психологии современности одной из задач выступает анализ того, как именно проявляются ценности в консультативном, психотерапевтическом и супервизорском процессах.
Типологизация ситуаций и форм психотерапии и психологического консультирования на основании выделения различных типов клиентов и стоящих перед ними проблем дает возможность определить следующие виды консультирования:
1) обращенных к решению в разной мере выраженных проблем (конфликтов и рассогласований, выгорания и перенапряжения, деформаций и деструк-ций) внутриличностного и межличностного уровней;
2) проблем социально-психологического функционирования и его восстановления (психологической защиты и совладания с жизненными трудностями) и проблем социально-психологического развития (самореализации и наставничества) в сфере семейных, профессиональных и иных отношений.
Они могут стремиться пережить травмирующую внешнюю экстремальную ситуацию, травмирующую ситуацию в межличностных «объектных» отношениях или найти выход из внутреннего кризиса, связанного с «экзистенциальной фрустрацией» и задержкой (нежеланием) развития.
Во всех вышеперечисленных случаях они могут пытаться понять и изменить себя, окружающих людей или ситуацию своей жизни: свои ценности и связанные с ними ролевые позиции; свои модели общения с другими людьми; уровни, способы и фокусы понимания себя и мира, т. е. свою жизнедеятельность. Наиболее яркие проявления ценностного отношения на уровне вербальных показателей встречаются в высказываниях (вопросах, комментариях клиента или пациента и т. д.), указывающих:
1) на изменения ценностей и целей жизни, деса-крализацию или ресакрализацию;
2) изменения самопонимания и миропонимания, их расширение или сужение, углубление или уплощение, непонимание или развитие понимания и т. д.;
3) (непонятные) изменения общения и поведения, резкие и выраженные трансформации в своем или чужом поведении и общении, выступающих диссонансами по отношению к привычным, сложившимся паттернам;
4) необходимость перемен и существование конфликтов, в том числе возникшие «разрывы» и «провалы» в жизнедеятельности, невозможность целостного, нефрагментарного осмысления жизнедеятельности;
5) невозможность оставаться прежним (на прежнем месте, в привычном времени, в привычном окружении, в привычном статусе и т. д.).
Наиболее содержательные и научно обоснованные подходы к осмыслению проявлений ценностей в психологическом консультировании и психотерапии представляют собой исследования идентичности и самоопределения человека, совершения им жизненного выбора и выбора самого себя, особенно в ситуации так называемого экзистенциального выбора. Хотя ценности присутствуют в Я-концепции человека как личности, партнера и профессионала постоянно, имманентно, наиболее выразительно они проявляются и трансформируются в процессе столкновения с жизненными трудностями, перипетиями. Жизненные трудности, состояния стрессов и дистрессов, а также травмы и посттравматические состояния ярко обнаруживают ценностный мир человека. В моменты переживания травм, кризисов и т. д. активизируются задачи совершения более или менее глобального, важного, оперативного принятия решений о переменах в своей жизни, ценностях и целях, своей личности и отношениях, своей карьере и профессии и т. д. Человек выбирает самого себя, свое окружение, и в этом выборе он проверяет и подтверждает или изменяет свои ценности, трансформирует ценностные отношения, сложившиеся в предшествующей жизни и ведущие его к более или менее желательным последствиям.
Консультативная ситуация — это ситуация выбора. Консультант интегрирует переживания, представления и поведенческие реакции клиента, возвращая их клиенту в едином ценностно окрашенном представлении («интегрирующем впечатлении»). Клиент может использовать данное впечатление для того, чтобы осознать что-то важное для него, что-то значимое, в том числе в качестве значимого и ценного. Рефлексия ценностей, рефлексия представлений и переживаний, связанных с этими ценностями, рефлексия моделей поведения и общения — центральные процессы консультирования [9].
В консультировании и психотерапии человек обращается к своим ценностям: тем базовым постулатам, которые связаны с этими ценностями и которые позволяли ему успешно справляться с жизненными задачами (переводить проблемы в задачи) ранее. Однако очень
часто в кризисной ситуации человек обнаруживает, что разделяемые или даже декларируемые им ценности в ситуации кризиса оказываются недейственными, не способными помочь ему решить проблему. Нередко перед человеком стоит и задача подтверждения ценности [24], ее утверждения и осуществления: то, что ранее декларировалось и считалось само собой разумеющимся, обретает статус задачи. Человек должен подтвердить свои ценности и таким образом себя самого (свою Я-концепцию и самопонимание, свои концепции, других людей и мира — их понимание). Это состояние часто соотносят с понятием взрослости или зрелости. Трудности, связанные с выбором, многочисленны, они касаются как самых общих ориентаций человека («быть или иметь»), так и более частных. Так, в ситуации кризисов, затрагивающих самые основы бытия человека (духовный или ценностный кризис, экзистенциальный кризис, кризис смены или потери члена семьи, работы, места жительства и т. д.), деструкции (в том числе деса-крализации), трансформации ценностей отражаются в ряде состояний отчужденной аномии (и астенического безразличия), жизненного тупика и безнадежности, переживания / осознания бессмысленности и невозможности понимания, неверия в себя и людей и сверхдоверия к миру и т. п. Эти трансформации и деформации проявляются также в различных видах активности и на уровнях поведения: чем более масштабны трансформации, тем в большей мере деятельность поиска и пересмотра ценностных отношений — смыслов жизнедеятельности — выступает как самостоятельная, осознанная. Как писал В. Франкл [2], иногда человеку недоступна иная деятельность как деятельность пересмотра и построения своего ценностного, смыслового отношения к обстоятельствам жизни, изменившимся столь резко, радикально и субъективно негативно, что отрицают не только отдельные шаблоны поведения и интеракций, не только некоторые понимания себя и мира, но порой, как кажется, все цели и ценности человека, всю его жизнь и жизнь человечества в целом.
Помимо этого, многие ценностные трансформации исходят из простого процесса «перерастания»: клиент или пациент обладает стремлением к развитию и достижению высших (для него или для человеческого бытия в целом) ценностей. Он часто стремится и ставит задачу достижения чего-то, что выходит за рамки его наличных способностей, статуса, привычных ценностей и целей. Он решается достичь чего-то. Очень часто, однако, за этим стремлением самореализации все же стоят проблемы, связанные с нежеланием мириться с чем-то в мире партнерских (интимно-личностных) и профессиональных отношений. Они не удовлетворяют какие-то запросы внутреннего мира, рождая дисбаланс или деструкции внутриличностных отношений.
Внутренний конфликт обычно является следствием внешнего. При этом можно назвать огромную об-
ласть современных конфликтологических исследований, которая описывает типы конфликтов, в том числе ценностно-смысловые или экзистенциальные. Конфликтология — огромная междисциплинарная сфера исследований противоречий между социальными субъектами разного типа, большая доля исследований в которой посвящена различиям ценностных ориентаций как «истинным», базовым причинам конфликта и снятию различий ценностных ориентаций в разрешении конфликта (медиации и т. д.). При этом консультативная конфликтология акцентирует внимание на проблемах конфронтации и консенсуса (в медиационных и посреднических технологиях).
Ценностные отношения субъектов консультирования (клиента и консультанта) актуализируются в выборе ими направления и, значит, успехе консультирования и всей жизнедеятельности за пределами помогающих отношений. В. В. Колпачников, А. Сосланд и многие другие отечественные исследователи считают, что элементы любой психотехнической системы или любого психотерапевтического подхода или школы интегрируют и системы ценностей и целей [9; 25; 26]. Данные системы могут декларироваться явно или оставаться скрытыми (как в религиозно-ориентированных подходах) или даже скрываемыми (как в некоторых парадоксальных подходах), но всегда есть. Раскрывается та или иная система ценностей через согласованную модель человека и общества (их развития и жизнедеятельности), человеческих или социальных отношений, трудности и кризисы развития. Ценности опираются на конкретную палитру техник и практики, отражающую совокупность ведущих целей и правил помогающего взаимодействия. Персонализирует систему ценностей конкретный специалист, для которого избранный им подход является не просто технической системой, а способом существования и развития в мире. В процессе индоктринации, длительного и интенсивного взаимодействия психолог как «значимый другой» организует, вдохновляет, корректирует активность пациента в контексте концептуальных основ подхода / психотехнической системы. Однако любому «психотерапевту важно удерживать в мысли то очевидное обстоятельство, что у человека, ставшего пациентом психотерапии, есть независимая от психотерапии жизнь, в контексте которой вся психотерапия — только маленькая и необязательная часть» [10, с. 45].
Переживание ценностного конфликта делает человека открытым для консультативных воздействий. Как показало наше эмпирическое исследование [27], не само стремление к какой-то ценности и не переживание ее трудности достижения каким-то образом артикулируют и усиливают переживание удовлетворенности собой и миром, гармонии и экзистенциальной исполненности, в конфликте переживаются и утверждаются экзистенциальные мотивации. Экзистенциальные смыслы, к ко-
торым побуждается индивид, и ценностный конфликт, который он переживает, сопряжены. Они находятся в едином пространстве поиска и самоопределения. Переживание конфликта и переживание экзистенциальной исполненности находятся, таким образом, в единой связи. Не сама ориентация на те или иные ценности или переживание о том, насколько они доступны, сопряжены с процессом развития экзистенциальной исполненности, а наличие конфликта усиливает эти процессы в определенной сфере.
Поэтому неслучайно, что любой консультативный подход направлен на ценности. Любое психологическое отношение отражает ценность, поэтому понятие «ценностное отношение» во многом тавтологично, оно может быть использовано лишь для того, чтобы подчеркнуть, что объект данного отношения имеет особую значимость, ценность для субъекта (терминальную или инструментальную). Ценностные отношения, будучи оформлены в виде личностных «принципов», обладают большим мотивационным влиянием на поведение человека. Они придают целостность и направление различным мотивам человеческого познания, общения и практической деятельности в ходе решения общих и типичных человеческих проблем.
В содержании разных направлений психотерапии и психологического консультирования сфокусированы ценности, которые важны для исцеляющегося и/или развивающегося пациента или клиента и на которые ориентируется консультант в своей деятельности. Несомненным «лидером» ценностно-ориентированных подходов в консультировании при этом выступает религиозно-ориентированная [13; 24] и экзистенциально-гуманистическая модели психотерапии [1-3]. В системных и интегративных подходах, в том числе в мульти-культурном консультировании, отмечается, что уровень помощи связан с тем, насколько клиент готов и способен к более полному, точному пониманию себя как члена определенной социокультурной группы, живущего в определенный исторический период, в определенных политических реалиях и т. д. При этом конкретные техники облегчают или затрудняют идентификацию человека с конкретными культурно-историческими ценностями. Большое значение имеют и уровень квалификации специалиста, и уровень развития человека как личности, партнера и профессионала.
Основными процессами в практике работы с клиентами являются процессы и результаты (взаимопонимания как (пере)осознания и переработки, изменения индивидуальных способов (путей) жизни, интраперсо-нальных (внутриличностных) и интерперсональных (межличностных) отношений личности. Эти процессы реализуются в ходе работы с индивидом или всей группой, среди них основными являются «понимание для профилактики» (например, проговаривание и вы-говаривание), в котором доминирующую роль играют
процессы осознания и переживания, «понимание для реабилитации» (сопровождающееся феноменами катарсиса, личностных и межличностных изменений на уровне ценностей, способов понимания себя и мира, моделей общения и поведения), в рамках которого акцент смещается на действенные компоненты понимания [28], а также «понимание для развития» — творчество клиентом себя и окружающей жизни в диалоге с консультантом. Основные шаги на этом пути осознания и смысловой переработки таковы:
1) осознание стереотипов взаимоотношений и их проекции на жизнь клиентов и социальных работников, их профессиональные контакты, их интраперсональ-ные и интерперсональные аспекты, анализ проблем соотношения социального и психологического уровней жизнедеятельности;
2) осознание шагов и стадий различных поведенческих паттернов («поведений») клиентов;
3) осознание способов осмысления (осознания, переживания) клиентом мира, людей, себя самих;
4) осознание наиболее сложных (экзистенциальных) и распространенных (обыденных) проблем клиентов;
5) осознание достижений, успехов и неудач, их переживание, коррекция программ интервенций и
построение планов развития клиентов и специалистов;
6) осознание, переживание возможностей и ограничений, преодоление ограничений и развитие возможностей, формирование, апробация и коррекция проектов и планов будущего и пересмотр заключений прошлого;
7) пересмотр ценностей и целей жизни и деятельности в разных ее сферах.
В контексте данных представлений психологическое консультирование может быть определено как процесс диалогического, ценностно-смыслового взаимодействия индивидов и групп по поводу исследования проблем их социально-психологического становления, функционирования и развития, способов разрешения этих проблем, а также по поводу оптимизации их жизнедеятельности, (ре)социализации и самореализации («социальной исполненности») и в конечном счете самоактуализации и достижения состояния экзистенциальной, а не только социальной исполненности. Однако до настоящего времени эта сфера не стала предметом системного изучения ни с точки зрения методологической, ни с точки зрения практической. Мы надеемся, что наше исследование является вкладом в решение данной задачи, а также в разработку эффективных и продуктивных подходов к работе с клиентами (пациентами) [29].
Выводы
Ценностные отношения субъектов консультирования (клиента и консультанта) актуализируются в выборе ими направления и, значит, в успехе консультирования и всей жизнедеятельности за пределами помогающих отношений. В содержании разных направлений психоте-
рапии и психологического консультирования сфокусированы ценности, которые важны для исцеляющегося и/ или развивающегося пациента или клиента и на которые ориентируется консультант в своей деятельности. Ценности опираются на конкретную палитру техник и практики, отражающую совокупность ведущих целей и правил помогающего взаимодействия. Персонализирует систему ценностей конкретный специалист, для которого избранный им подход является не просто технической системой, а способом существования и развития в мире.
Ценностные отношения взрослых людей связаны с повседневными практиками их жизнедеятельности:
1) ценностные отношения обнаруживаются во внутреннем и внешних конфликтах, в процессе принятия решения и совершения жизненно важного выбора, что подтверждается соотношением переживания вакуума, ценностных рассогласований и их соотношением с фундаментальными мотивациями экзистенциальной исполненности;
2) содействие психолога-консультанта в рефлексии ценностных оснований выбора позволяет взрослому человеку осознать роль ценностных отношений как в кризисных, так и в повседневных практиках их жизнедеятельности.
Перспективы исследования
1. Ведущей задачей дальнейших исследований мы видим проведение и анализ эмпирического изучения проблемы, в том числе на основе осуществления с помощью разработанной нами схемы про-
цедуры контент-анализа консультативных бесед взрослых в контексте экзистенциально-гуманистической и иных школ и направлений работы с клиентами.
2. Полезна разработка авторской модели консультирования, ориентированного на трансформацию и развитие ценностных отношений взрослых людей, осознание и преобразование ценностного конфликта как источника внутренних и внешних трудностей и нарушений, достижения состояний личностной, межличностной и профессиональной эффективности, идентичности и исполненности.
3. Ближайшей перспективой приложения результатов проведенного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию процессов консультаций при работе со взрослыми людьми разных возрастных и социальных групп.
4. На основе полученных результатов может быть усовершенствована модель практической подготовки психологов в вузе, разработан практикум психологического консультирования.
5. Может быть разработана система рекомендаций по совершенствованию подготовки специалистов иных профессий, сталкивающихся с конфликтами и деформациями ценностей и носителями таких деформаций и конфликтов (педагогов и социальных работников, сотрудников право- и здравоохранительных учреждений и т. д.).
Список источников
1. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. 425 с.
2. Франкл В. Человек в поисках смысла : сборник / общ. ред. Л. Я. Гозмана. М., 1990. 368 с.
3. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. 415 с.
4. Kohlberg L., Levine Ch., Hewer A. Moral stages: a current formulation and a response to critics. Basel, N-Y, 1983. 300 p.
5. Донцов А. И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. № 5. С. 67-76.
6. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. М., 1960. 320 с.
7. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35-52.
8. Яницкий М. С., Серый А. В., Пелех Ю. В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. 2013. № 1(46). С. 175-186.
9. Арпентьева М. Р. Взаимопонимание как феномен межличностных отношений (на материале психологического консультирования) : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2015. 497 с.
10. Василюк Ф. Е. Модель хронотопа психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2009. № 4. C. 26-49.
11. Леонтьев Д. А. Психология выбора. Часть I. За пределами рациональности // Психологический журнал. 2014. № 5. С. 5-18.
12. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999. 487 с.
13. Василюк Ф. Е. Типы духовного совладания // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22, № 5. С. 139-152. https://doi.org/10.17759/cpp.2014220507.
14. Gilligan C. In a Different Voice: Psychological Theory and Women's Development. Harvard, 1993. 192 p.
15. Кожурова А. А. Особенности ценностных отношений как основа формирования личности // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 6. С. 143-146.
16. Ершова С. М. Теоретическое осмысление категорий «Ценность» и «Ценностные отношения» // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С. 52-59.
17. Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 41-49.
18. Копьев А. Ф. О духовно-аксиологических предпосылках монологизма // Труды по психологическому консультированию и психотерапии. 2009. № 2. С. 144-156.
19. Копьев А. Ф., Топольская Т. А. Психотерапия обыденной жизни (феноменологическое исследование диалога) // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25, № 4. С. 94-114. https://doi.org/10.17759/cpp.2017250407.
20. Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М., 2009. 480 с.
21. Адлер А. Понять природу человека. М., 2022. 213 с.
22. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия / пер. с англ. М., 1997. 320 с.
23. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. 343 с.
24. Ханжина О. А. Ценностное отношение студентов к образованию как аспект культуры образовательных отношений: элементы измерения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. Т. 5, № 3. С. 122-125.
25. Колпачников В. В. Психотехническая система обучения человекоцентрированному подходу // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 3. С. 135-146. https://doi.org/10.17759/chp.2015110312.
26. Сосланд А. Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или Как создать свою школу в психотерапии. М., 1999. 368 с.
27. Арпентьева М. Р., Прусова А. А. Ценностные отношения взрослых в психологическом консультировании / под ред. М. Р. Арпентьевой. Калуга, 2022. 218 с.
28. Флоренская Т. А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно ориентированный подход) // Психологический журнал. 1994. № 5. С. 12-15.
29. Foresight Education: Values, Models and Technologies of Didactic Communication of the XXI Century / Ed. by M. R. Arpentieva, etc. Сanada, Toronto, 2018. 710 p. (Ser. Actual problem of the practical psychology. Vol. 4).
Поступила 25.05.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 30.06.2022.
References
1. Maslow A. New frontiers of human nature. Moscow, 1999. 425 p. (In Russ.)
2. Frankl V. Man in search of meaning. Collected papers. Ed. by Gozman L. Ya. Moscow, 1990. 368 p. (In Russ.)
3. Fromm E. Psychoanalysis and ethics. Moscow, 1993. 415 p. (In Russ.)
4. Kohlberg L., Levine Ch., Hewer A. Moral stages: a current formulation and a response to critics. Basel, N-Y, 1983. 300 p.
5. Dontsov A. I. On the value relations of an individual. Soviet Pedagogy. 1974. No. 5. Pp. 67-76. (In Russ.)
6. Myasishchev V. N. The main problems and the current state of the psychology of human relations. Moscow, 1960. 320 p. (In Russ.)
7. Yadov V. A. Social identification in a crisis society. Sociological Journal. 1994. No. 1. Pp. 35-52. (In Russ.)
8. Yanitskiy M. S., Seriy A. V., Pelekh Yu. V. Value-semantic paradigm as the basis of post-non-classical pedagogical psychology. Philosophy of Education. 2013. No. 1(46). Pp. 175-186. (In Russ.)
9. Arpentieva M. R. Mutual understanding as a phenomenon of interpersonal relations (on the material of psychological counseling). Doctor of sciences dissertation (in Psychology). Moscow, 2015. 497 p. (In Russ.)
10. Vasilyuk F. E. Model of the chronotope of psychotherapy. Counseling Psychology and Psychotherapy. 2009. No. 4. Pp. 26-49. (In Russ.)
11. Leontiev D. A. Psychology of choice. Part I. Beyond Rationality. Psychological Journal. 2014. No. 5. Pp. 5-18. (In Russ.)
12. Leontiev D. A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of meaning reality. Moscow, 1999. 487 p. (In Russ.)
13. Vasilyuk F. E. Types of spiritual coping. Counseling Psychology and Psychotherapy. 2014. Vol. 22, No. 5. Pp. 139-152. https://doi. org/10.17759/cpp.2014220507. (In Russ.)
14. Gilligan C. In a Different Voice: Psychological Theory and Women's Development. Harvard, 1993. 192 p.
15. Kozhurova A. A. Features of value attitudes as the basis for the formation of personality. Siberian Pedagogical Journal. 2006. No. 6. Pp. 143-146. (In Russ.)
16. Ershova S. M. Theoretical understanding of the categories "Value" and "Value Attitudes". Siberian Pedagogical Journal. 2011. No. 8. Pp. 52-59. (In Russ.)
17. Kovalev G. A. Three paradigms in psychology — three strategies of psychological influence. Psychological Issues. 1987. No. 3. Pp. 41-49. (In Russ.)
18. Kopiev A. F. On the spiritual and axiological prerequisites of monologism. Proceedings on Psychological Counseling and Psychotherapy. 2009. No. 2. Pp. 144-156. (In Russ.)
19. Kopiev A. F., Topolskaya T. A. Psychotherapy of everyday life (phenomenological study of dialogue). Counseling Psychology and Psychotherapy. 2017. Vol. 25, No. 4. Pp. 94-114. https://doi.org/10.17759/cpp.2017250407 (In Russ.)
20. Florenskaya T. A. The world is your home. Man in solving life's problems. Moscow, 2009. 480 p. (In Russ.)
21. Adler A. To understand the nature of man. Moscow, 2022. 213 p. (In Russ.)
22. Rogers С. Client-centered therapy. Transl. from English. Moscow, 1997. 320 p. (In Russ.)
23. Schweitzer A. Culture and ethics. Moscow, 1973. 343 p. (In Russ.)
24. Khanzhina O. A. Value attitude of students to education as an aspect of culture of educational relations: elements of measurement. Bulletin of South Ural State University. Series: Education. Pedagogical Sciences. 2013. Vol. 5, No. 3. Pp. 122-125. (In Russ.)
25. Kolpachnikov V. V. Psychotechnical system of teaching a human-centered approach. Cultural-Historical Psychology. 2015. Vol. 11, No. 3. Pp. 135-146. https://doi.org/10.17759/chp.2015110312. (In Russ.)
26. Sosland A. Fundamental structure of the psychotherapeutic method or how to create your own school in psychotherapy. Moscow, 1999. 368 p. (In Russ.)
27. Arpentieva M. R., Prusova A. A. Value attitudes of adults in psychological counseling. Ed. by Arpentieva M. R. Kaluga, 2022. 218 p. (In Russ.)
28. Florenskaya T. A. Dialogue as a method of counseling psychology (spiritually oriented approach). Psychological Journal. 1994. No. 5. Pp. 12-15 (In Russ.)
29. Foresight Education: Values, Models and Technologies of Didactic Communication of the XXI Century. Ed. by Arpentieva M. R. Toronto, 2018. 710 p. (Ser. "Actual problem of the practical psychology". Vol. 4).
Submitted 25.05.2022; approved after reviewing: 30.05.2022; accepted for publication: 30.06.2022.