Научная статья на тему 'РАБОТА С ЦЕННОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ ВЗРОСЛЫХ КЛИЕНТОВ В РАЗНЫХ МОДЕЛЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ'

РАБОТА С ЦЕННОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ ВЗРОСЛЫХ КЛИЕНТОВ В РАЗНЫХ МОДЕЛЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностные отношения / взрослый / психологическое консультирование / консультант / клиент. / value relations / adult / psychological counseling / consultant / client.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прусова Александра Андреевна

в статье анализируются особенности работы с ценностными отношениями взрослых клиентов в разных моделях психологического консультирования. Отмечается, что в содержании разных направлений психотерапии и психологического консультирования сфокусированы ценности, которые важны для исцеляющегося и/или развивающегося пациента или клиента, и на которые ориентируется консультант в своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL WORK WITH VALUE RELATIONS OF ADULT CLIENTS IN DIFFERENT MODELS OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING

the article analyzes the features of work with value relations of adult clients in different models of psychological counseling. It is noted that the content of different areas of psychotherapy and psychological counseling focuses on values that are important for the healing and / or developing patient or client, and which the consultant is guided by in his work.

Текст научной работы на тему «РАБОТА С ЦЕННОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ ВЗРОСЛЫХ КЛИЕНТОВ В РАЗНЫХ МОДЕЛЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

РАБОТА С ЦЕННОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ ВЗРОСЛЫХ КЛИЕНТОВ В РАЗНЫХ МОДЕЛЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Прусова А.А.

Прусова Александра Андреевна - магистр психологии, институт психологии Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,

психолог, ИП Прусова А.А., г. Калуга

Аннотация: в статье анализируются особенности работы с ценностными отношениями взрослых клиентов в разных моделях психологического консультирования. Отмечается, что в содержании разных направлений психотерапии и психологического консультирования сфокусированы ценности, которые важны для исцеляющегося и/или развивающегося пациента или клиента, и на которые ориентируется консультант в своей деятельности.

Ключевые слова: ценностные отношения, взрослый, психологическое консультирование, консультант, клиент.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL WORK WITH VALUE RELATIONS OF ADULT CLIENTS IN DIFFERENT MODELS OF PSYCHOLOGICAL

COUNSELING Prusova A.A.

Prusova Alexandra Andreevna - Master of psychology, K.E. TSIOLKOVSKIY KALUGA STATE UNIVERSITY, Psychologist, INDIVIDUAL ENTREPRENEUR PRUSOVA A.A., KALUGA

Abstract: the article analyzes the features of work with value relations of adult clients in different models of psychological counseling. It is noted that the content of different areas of psychotherapy and psychological counseling focuses on values that are important for the healing and / or developing patient or client, and which the consultant is guided by in his work.

Keywords: value relations, adult, psychological counseling, consultant, client.

Актуальность проблемы. В содержании разных направлений психотерапии и психологического консультирования сфокусированы ценности, которые важны для исцеляющегося и/или развивающегося пациента или клиента, и на которые ориентируется консультант в своей деятельности.

Основная часть исследования. Ценностное отношение есть потенциал избирательной активности человека в связи с различными сторонами действительности», содержательно характеризующий деятельность человека и тем более активный, чем более значим объект отношений для человека. Ценностное отношение обладает целостью и структурой, существуя в качестве реальности, связывающей и проектирующей индивидуальное сознание и его развитие в контексте общественного сознания и бытия.

Несомненным «лидером» ценностно-ориентированных подходов выступает экзистенциально -гуманистическая психотерапия и религиозно-ориентированная. В гуманистической психологии и психотерапии особенно важными являются работы А. Маслоу и К. Роджерса и их последователей, разделяющих бытийные и дефициентные ценности, первичные и вторичные ценности (ценности человека как организма и социального существа и ценности человека как личности и духовного существа), полноценно функционирующих, самоактуализирующихся или страдающих от отказа или иных блокад развития людей [6; 7; 9; 10]: "ориентированных изнутри" актуализаторов и "ориентированных извне" манипуляторов (по Д. Рисмену и Э. Шострому) (Шостром Э., 2002). Согласно К. Роджерсу, люди ориентируются на ценности отношений (партнерских, психотерапевтических, ценностно-смысловых) и ценности самосовершенствования (Роджерс К., 2002 и др.) [7]. По мнению В. Франкла, личная значимость ценности сопутствует осознаванию ответственности за ее осуществление (Франкл В., 1990) [9, с. 288]. Принятие решения — акт свободы и ответственности, которая связана с даром и бременем быть человеком, выбирать самого себя. В. Франкл при этом полагает, что нет таких трагических и негативных аспектов, таких разрушений и деградаций, которые не могли бы посредством занимаемой по отношению к ним позиции быть превращены в позитивные, в достижения,

совершенствование и развитие. Ш. Шварц и У. Билски также задают дихотомические шкалы: ценности сохранения; ценности изменения; ценности самоопределения; ценности самовозвышения (Schwartz S.H., Bilsky W., 1987). А. Лэнгле (2002, 2015 и др.) отмечается значимость достижения человеком самого себя и своих истинных целей для самоосуществления и экзистенциальной исполненности [3].

В психосинтезе Р. Ассаджиоли отмечается, что психоаналитическое исследование психики индивида является недостаточным, задача человека - разотождествление со структурами/субличностями неистинного Я: «истинное Я — ... это состояние психической наготы, в котором мы сняли с себя все психические одежды» (Ассаджиоли А. и др., 1995). Этапы работы с субличностями (Руффлер М., 1998) включают осознание и распознавание; принятие; координацию и трансформацию; интеграцию и синтез. Завершающий синтез субличностей (мотивов и ценностей) дает возможность человеку свободнее выразить себя в бытии человека как личности, партнера и профессионала [2; 3].

Религиозная психотерапия направлена на раздвижение смыслообразующих рамок типичного психотерапевтического процесса, расширение психотерапевтического поля по горизонтали и вертикали, в том числе привлечения внимания клиента к базовой идее существования за пределами земной жизни, пониманию происходящего « с точки зрения вечности. Такая психотерапевтическая модель дает возможность выйти за границы конвенциональности традиционной научной психологии (Белорусов С.А., 2014, Флоренская Т.А., 2009 и др.), можно увидеть наличие специфических ценностных акцентов [8; 11]:

• в шаманизме важен поиск контактов человека как личности, партнера и профессионала с высшим через его проявления в окружающем мире, в том числе в природе и культуре;

• в индуизме значим поиск человеком как личностью, партнером и профессионалом истины через соответствие красоты смыслу;

• в буддизме - принципиальная отрешенность человека как личности, партнера и профессионала от низшего для торжества высшего;

• в иудаизме важна верность человека как личности, партнера и профессионала открытому свыше через следование предписаниям (талмудизм);

• в исламе важна покорность человека как личности, партнера и профессионала воле высшего вплоть до самопожертвования (шахида);

• в сикхизме важно непосредственное и ежедневное участие - труд человека, стремящегося в достижению себя и Бога;

• в христианстве важнее всего соподчинение духовной и обычной жизни человека высшей ценностной ориентации - любви.

Общей главной целью духовной или религиозной психотерапии является совместное («соборное») со странником достижение готовности и способности к синергии - соработничества с Творцом, переживание и осознание благодарности и благоговения перед жизнью [11].

Для З. Фрейда и психоанализа человек был машиной, регулируемой принципом сохранения минимального уровня возбуждения, фундаментально эгоистическким существом, общающимся с другими людьми только в силу взаимной нужды в удовлетворении инстинктивных желаний. При этом «иметь» становится важнее, чем «быть», поэтому, понимая свою неспособность что-то изменить, человек современности охвачен беспокойством, отчаянием, подавлен. Называя жизненными ценностями богатство, самобытность и предприимчивость, он лишает себя реальной, а не фиктивной цели в жизни (Адлер А., 1993 и др.) [1]. На вопрос о цели существования и смысле проходимых им испытаний и трудностей он не сможет дать понимающего ответа. Опасность и одиночество, а также бессилие — фрустрация инстинктов благополучия и размножения, власти и превосходства - единственно, чего такой человек стремится избежать. Неофрейдисты, в частности, Э. Фромм, полагают, что у человека имеется потребность в ценностях, которые направляют его поступки, переживания и представления, что человеку характерна потребность искать ответы на вопрос о смысле существования, постулируя нормы и ценности, согласно которым он должен жить, при этом человек соединен с миром благодаря процессам социализации, ассимиляции и интеграции, рождающие тот или иной тип социального характера, направленности субъекта на конкретную систему ценностей (Фромм Э., 1993) [10].

Совершенно иной подход к проблеме ценностных ориентаций в структуре личности сложился в "понимающей психологии". Э. Шпрангер, развивая представления В. Дильтея о том, что задача психологии состоит в раскрытии смысловой, душевной жизни личности, ценностных ориентаций, считал, что базой человека является ценностная ориентация, посредством которой человек познает себя и мир. Ценностная ориентация представляет собой духовное начало, выступающее производной частью общего человеческого духа [2; 3; 5].

В системных и интегративных подходах, в том числе в мультикультурном консультировании, отмечается, что уровень помощи связан с тем, насколько клиент готов и способен к более полному, точному пониманию себя как члена определенной социокультурной группы, живущего в определённый исторический период, в определенных политических реалиях и т.д. При этом конкретные техники

облегчают или затрудняют идентификацию человека с конкретными культурно-историческими ценностями [2].

Многие исследователи и практики отмечают общечеловеческие (экзистенциальные, а также личностные, семейные, профессиональные и другие) ценности, следование которым сделает жизнь клиента эффективнее и продуктивнее. Яркий пример - когнитивные модели, в том числе модели позитивной психотерапии (Селигман М., 2012 и др.) и психотерапии счастья (Спиваковская А.С., 2014 и др.) с их ценностями счастья и успешности, творчества и эффективности, мудрости, духовности и любви [2].

Заключение. Психотерапевтические отношения изначально строятся в рамках определенной системы ценностей помощи. Это и любовь, это и истина, и помощь, и служение и т.д. Цель помощи - сделать высшие ценности доступными клиенту, достичь экзистенциальной исполненности . Ценностные отношения субъектов консультирования (клиента и консультанта) актуализируются в выборе ими направления, и, значит, успехе консультирования и все жизнедеятельности, за пределами помогающих отношений. В содержании разных направлений психотерапии и психологического консультирования сфокусированы ценности, которые важны для исцеляющегося и/или развивающегося пациента или клиента, и на которые ориентируется консультант в своей деятельности. Ценности опираются на конкретную палитру техник и практики отражающую совокупность ведущих целей и правил помогающего взаимодействия. Персонализирует систему ценностей конкретный специалист, для которого избранный им подход является не просто технической системой, а способом существования и развития в мире.

Список литературы /References

1. Адлер А. Понять природу человека. М.: АСТ, 2022. 213 с.

2. Арпентьева М. Р. Взаимопонимание как феномен межличностных отношений (на материале психологического консультирования). Дисс. докт. психол. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2015. 497 с.

3. Арпентьева М.Р., Прусова А.А. Ценностные отношения взрослых в психологическом консультировании / Под ред. М.Р. Арпентьевой. Калуга: Политоп, 2022. 218 с.

4. ДонцовА.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика, 1974. № 5. С. 67-76.

5. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии, 1987. № 3. 41-49.

6. МаслоуА. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 425 с.

7. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия: Пер. С англ. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. 320 с.

8. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М.: Русский Хронограф, 2009. 480 с.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. ред. Л.Я. Гозмана. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

10. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с.

11. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. 343 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.