Научная статья на тему 'Взаимопонимание в психологическом консультировании: этнокультурные особенности и стратегии'

Взаимопонимание в психологическом консультировании: этнокультурные особенности и стратегии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
921
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ ПОНИМАНИЯ / СХЕМЫ ПОНИМАНИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ / UNDERSTANDING STRATEGIES / UNDERSTANDING SCHEMES / ETHNOCULTURAL UNDERSTANDING TRAITS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Минигалиева (арпентьева) Мариям Равильевна

Статья посвящена сравнительному анализу этнокультурных особенностей понимания психолога и клиента в ситуации психологического консультирования, специфики стратегий понимания субъектов, эффектам их взаимодействия и направлениям изменения в консультировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mutual understanding in consultative conversation: ethnocultural traits and strategies

The article is devoted to comparative analysis psychologist and client mutual understanding ethnocultural traits in multicultural counseling, strategies traits, theirs reciprocal actions effects and changes directions.

Текст научной работы на тему «Взаимопонимание в психологическом консультировании: этнокультурные особенности и стратегии»

чин, воспитывающих ребенка различного возраста. Ценности, мотивы личности мужчины связаны с отношением к ребенку в большей степени, чем на осознание себя как родителя (отца). Личностные детерминанты в набольшей степени соотносится с эмоциональным и поведенческим компонентами отцовского отношения.

Библиографический список

1. Архиреева Т. В. Влияние отношений с отцом на мотивационно-ценностные аспекты родитель-ства у мужчин, имеющих детей // Психологические проблемы современной Российской семьи: Материалы второй всерос. науч. конфренции. В 3-х ч. - Ч. 1 / под ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 64 с.

2. Кон И.С. Современное отцовство: мифы и проблемы // Семья и школа. - 2003. - № 4. -С. 17-20.

3. Куфтяк Е.В. Психология семейного совладания: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Кострома, 2011.

4. Куфтяк Е.В. Психология семьи: регуляция и защита. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова,

2011. - 384 с.

5. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. - М.: Наука, 1988.

6. Роль отца в психическом развитии ребенка / О.Г. Калинина, А.Б. Холмогорова. - М.: Форум,

2012. - 112 с.

7. Севастьянова У.Ю. Особенности отцовства мужчин с разным родительским стажем // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2012. - Т. 18. - № 4. - С. 39-43.

8. Barth S. Vaterschaft im Wandel // Sozialmagazin. - 2000. - Heft 1. - S. 14-22.

9. Cabrera N. Fatherhood in the twenty-first century // Child Develop. - 2002. - P. 127-136.

10. Lamb M. The role of the father in child development. - New Jersey: Wiley, 2004. - P. 272307.

УДК 159.9

Минигалиева (Арпентьева) Мариям Равильевна

Калужский государственный университет [email protected]

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СТРАТЕГИИ

Статья посвящена сравнительному анализу этнокультурных особенностей понимания психолога и клиента в ситуации психологического консультирования, специфики стратегий понимания субъектов, эффектам их взаимодействия и направлениям изменения в консультировании.

Ключевые слова: стратегии понимания, схемы понимания, этнокультурные особенности понимания.

Современные исследователи этнокультурных особенностей психологического консультирования отмечают, что любое консультирование является мультикультурным, как следствие, представляет собой процесс построения и развития взаимопонимания его субъектов [4; 8]. Очевидно, что достижение взаимопонимания будет происходить в процессе сближения ценностно-смысловых установок субъектов, их моделей общения и способов осмысления себя и мира. На разных этапах диалога соотношение этих компонентов взаимодействия может быть более или мене гармоничным, обусловливая продуктивность и эффективность помогающего контакта. В рамках исследования взаимопонимания в психологическом консультировании как мультикультурном феномене нами осуществлялся контент-анализ транскрип-тов реальных консультативных бесед - в начале и в конце психотерапевтических взаимоотношений (30 клиентов обоего пола в возрасте 25-45 лет). Нас интересовали стратегии и схемы понимания клиентом себя и консультанта, их изменение в процессе консультирования.

Гипотеза исследования. Продуктивность процесса консультирования связана с гармонизацией стратегий понимания клиента и консультанта: достижение взаимопонимания означает повышение сходства стратегий и схем осмысления себя и мира у клиента и консультанта.

Поскольку анализировались транскрипты как отечественных (российских консультантов и клиентов - 15 сессий), так и зарубежных (американских консультантов и клиентов - 15 сессий) консультаций, мы получили возможность сопоставить схемы, которые используют клиенты обществ, в которых психотерапевтическая помощь находится на разных этапах своего становления как общественного феномена. Т.е., схемы понимания себя и других людей клиентов разных стран в разной мере должны включать в себя профессионально-психологические понятия и взаимосвязи этих понятий. Так, мы полагали, что в схемах американских клиентов будет встречаться гораздо больше специальных психологических понятий, чем в схемах, используемых российскими клиентами. Вместе с тем, практика «кухонной психотерапии», су-

© Минигалиева (Арпентьева) М.Р., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

45

Таблица 1

Совпадения стратегий понимания себя и консультанта

Стратегии понимания клиентами себя и консультанта

Женщины Мужчины

Количество респондентов Объяс- Интерпре- Диало- Объяс- Интерпре- Диало-

нение тация гизация нение тация гизация

я ■ и Я № »О си я ■ и Я № »О си я ■ и Я № »О си я 1 и Я № »О си я ■ и Я № »О си я ■ и Я № »О си

В В В В В В

25-35 лет 5 4 0 2 3 2 2 2 4 4 1 1

35-45 лет 3 4 2 2 2 1 3 1 2 5 3 2

Всего 8 8 2 5 5 2 5 3 6 9 4 3

Совпадений 7(0.88) 2(0.58) 3(0.86) 3(0.76) 6(0.70) 3(0.86)

- совпадения стратегий осмысления себя и другого клиентом

ществовавшая в России в течение ХХ века и во многом заменявшая профессиональную психотерапевтическую помощь и помощь религиозно-ориентированную (исповедь), позволяет предположить,

что в схемах российских клиентов можно встретить понятия и взаимосвязи, отражающие духовную, ценностно-смысловую реальность человеческого бытия.

Рассмотрим основные результаты контент-анализа (табл. 1).

В данном исследовании наблюдается преобладание интерпретативных и диалогических стратегий осмысления другого человека - консультанта, и предпочтение объяснительных стратегий и стратегий интерпретации в осмыслении собственных переживаний, представлений, поступков и высказываний. Речь идет о двух вариантах взаимоотношений стратегий осмысления себя и другого человека клиентами:

1) использованием для понимания себя и другого одинаковых стратегий (доля совпадений составляет в среднем 0.83, 0.67 и 0.71 для разных стратегий);

2) использование для осмысления себя и других людей различных стратегий (доля несовпадений составляет в среднем 0.17 - 0.17 и 0.29):

- предпочтение в осмыслении других людей комплексного, осознанного подхода, чем в осмыслении самих себя, связанное часто с явным или скрытым предпочтением другого человека, его позиции, моделей общения, способов и схем понимания - иногда как склонность к «заражению» чужими способами осмысления происходящего, в частности, к индоктринации (более типично для женщин),

- предпочтение в осмыслении самого себя более сложных и более осознанных подходов, связанное с а) представлением о «лучшем знании самого себя по сравнению со знанием мира» и/или б) с отказом от понимания других людей («у каждого свои тараканы в голове, я могу лишь предположить самое простое»). Кроме того, существует и вариант в) «недооценки» другого субъекта: «все с ним по-

нятно», «побыл бы в моей шкуре» (более типично для мужчин).

Если проанализировать особенности понимания себя и других людей клиентами, принадлежащим разным этнокультурным группам, можно увидеть, что здесь также наблюдаются некоторые отчетливые различия в предпочтении стратегий осмысления себя и других людей. Исходя из представления об американцах как представителях скорее индивидуалистичной, чем коллективистической и более психологически просвещенной, чем российские клиенты, этнокультурной общности, можно было предположить, что для американцев будут более типичны стратегии осмысления себя и консультанта, близкие по своим характеристикам и осознанности профессиональным стратегиям, особенно наиболее распространенным в американской культуре психоаналитическому подходу, с его акцентом на интерпретации, и гуманистическому подходу, с его акцентом на диалогичности человеческой жизни. Для российских клиентов более типичны стратегии, связанные с бытующими в обществе обыденными объяснениями межличностных отношений и развития личности, а также более «диалогически ориентированное» и религиозно-окрашенное осмысление проявлений другого человека - консультанта - как «человека», «с его ценностями и духовными запросами».

Кроме того, естественным показалось разделение групп клиентов еще по одному параметру, часто дискутируемому в научных исследованиях психотерапии - параметру опытности клиента [1; 2; 3; 5; 7; др.]. Анализ различий групп клиентов по данному параметру позволяет также приблизится к пониманию проблем, связанных с различием обыденных и профессиональных психотерапевтических контактов, рассмотрев опытных клиентов как «стажеров» психотерапевта, стремящихся к реализации профессиональных моделей помощи, а неопытных клиентов - как субъектов, реализующих преимущественно обыденные модели психотерапевтической помощи. Всего в выборках присутствовало 15 опытных и 15 неопытных кли-

Таблица 2

Стратегии понимания себя и консультанта клиентами разных этнокультурных групп

Количество респондентов Стратегии понимания клиентами себя и консультанта

Американцы Россияне

Объяснение Интерпретация Диало-гизация Объяснение Интерпретация Диало-гизация

конс-а себя конс-а себя конс-а себя конс-а себя конс-а себя конс-а себя

Всего 5 3 5 9 5 3 8 8 3 5 4 2

«Опытные» клиенты 1 1 4 4 3 3 2 1 3 4 2 2

«Неопытные» клиенты 4 2 1 5 2 0 6 7 0 1 2 0

Совпадений 3(0.60) 5(0.71) 3(0.50) 7(1.00) 3(0.75) 2(0.67)

- совпадения стратегий осмысления себя и другого клиентом

ентов (8 и 7 - американских, 7 и 8 российских) (табл. 2).

В отношении данного деления предполагалось, что группа опытных клиентов проявит, по сравнению с группой неопытных: 1) большую согласованность в использовании стратегий понимания себя и консультанта, 2) большую склонность к выбору экспертно-интерпретативной и диалогической стратегий понимания, основанных на многоаспектном и комплексном осмыслении происходящего вне и внутри человека, между людьми.

Полученные результаты в целом подтверждают наши предположения. Американские клиенты, в отличие от российских, более ориентированы на использование интерпретирующей стратегии осмысления - как себя (0.6 против 0.33), так и другого человека (0.33 против 0.20). Менее распространенной является для них стратегия объяснения: особенно в отношении собственных действий, переживаний, представлений и высказываний (0.33 против 0.53 и 0.20 против 0.53). Стратегия диало-гизации встречается чаще, чем у российских респондентов (0.33/0.27 и 0.20/0.13).

Российские клиенты, соответственно, в большей мере сфокусированы на объяснении своего и чужого поведения и высказываний, переживаний и представлений, а также демонстрируют большую согласованность (процент совпадений) в использовании стратегий понимания себя и понимания консультанта. Причем, если опираться на ценностно-смысловые характеристики, то становится видно, что российские клиенты относятся к другому человеку с большим принятием, чем к себе. Американские клиенты - демонстрируют большее разнообразие ценностных позиций в отношении других людей и самих себя:

- ориентированные на диалогические, «человеческие» взаимоотношения с консультантом клиенты склонны «ставить консультанта» на более высокую ступень, проявлять к нему больше понимания и доверия, подчас даже больше, чем к себе;

- клиенты, ориентированные на объясняющие и интерпретирующие стратегии взаимодей-

ствия - склонны относится к консультантам «проще», чем к себе, используя для их понимания менее осознанные стратегии и менее дифференцированные и разнообразные схемы понимания: «психоаналитик есть психоаналитик, главное - что думаю я».

По критерию «опытности» также выделяется ряд интересных различий: в группе опытных клиентов чаще встречаются стратегии интерпретации и диалогизации, особенно - в американской подгруппе, где доля последних достигает 0.20. В группе неопытных клиентов максимальные значения принимают - особенно в российской выборке - частоты реализации клиентом стратегии объяснения - как по отношению к себе, так и к другим. Кроме того, в подгруппе опытных клиентов обоих этнокультурных групп оказывается выше частота совпадений стратегий понимания себя и консультанта. Здесь можно сделать вывод о том, что понимание клиентов имеет и ряд существенных особенностей, проявляющихся (1) на уровне тематического анализа происходящего (особенностях тематической категоризации), (2) на уровне особенностей структурной реорганизации происходящего и (3) процесса переработки смысловой информации.

Наиболее существенные и заметные различия клиентских, обыденных, и психологических, профессиональных, стратегий понимания себя и другого обнаруживается на уровне тематического анализа, типичных сценариев развития личности и отношений, их преобразования, а потом и на уровне процессуальном. Поэтому необходимым является тематический анализ, анализ сценарной организации данных клиентом как «человеком с улицы» (обыденным психологом). Это исследование связано с возможностью сценарного анализа личностного развития субъекта и его взаимоотношений с миром, с консультантом, возможностью анализа внутренних механизмов и содержания развития способности к пониманию себя и другого человека как одной из сущностных характеристик человеческого бытия (жизнедеятельности).

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

47

Диало-гизация не встречается Неко нгруэнтно сть: Друг°й -«духовный», я - «сложный» ко нгруэнтно сть: «человеческое», «духовное» понимание

Интерпретация Неконгруэнтность: другой -«сложный», я - «простой» конгруэнтность: экспертное понимание некогруэнтность: другой -«сложный», я - «духовный»

Объяснение конгруэнтность: «простое понимание» неконгруэнтность: другой- «простой», я - «сложный» не встречается

Объяснение Интерпретация Диалогизация

Стратегии понимания себя

Рис. 1. Типы понимания: конгруэнтность и неконгруэнтность его стратегий

В целом существующие у клиентов особенности ценностно-смысловой позиции в целом сказываются на способности понимать другого человека скорее негативно: способствуют формированию типичной для обыденного понимания установки на оказание воздействия и решение проблем, общей стереотипизации способов объяснения происходящего: сведению сложных психологических проблем к проблемам неадекватных или недостаточных поведенческих навыков, склонности переоценивать свои экспертные способности и уровень (межличностной) компетентности, игнорировать непонимание, отыскивая подтверждение своим гипотезам-решениям проблемных ситуаций исходя из анализа «подтекста» высказываний другого человека и не делая различия между ситуациями повседневного взаимодействия и ситуациями психотерапевтическими. Вероятно, это происходит и потому, что клиенты представляют себе психотерапевтическое, психологическое знание достаточно монологичным и единообразным, в отличие от восприятия этого знания профессионалом - как психологического, принципиально плюралистичного, в самой основе которого заложена толерантность по отношению к осмыслению происходящего во внешнем и внутреннем мире каждого человека, клиентов. Опыт пребывания в статусе клиента, опыт понимания себя и консультанта, по-видимому, в целом позитивно сказывается на развитии способности субъекта понимать других людей и самих себя: формировании сначала толерантной, затем - принимающей позиции по отношению к разнообразию существующих вариантов человеческой жизни - как вариантов способов воплощения каждым человеком ценностных оснований его жизни и, в тоже время, оснований человеческой цивилизации в целом.

Весьма отчетливо выражена тенденция к быстрому и часто лишенному промежуточных звеньев переходу от ознакомления с проблемной ситуацией к поиску ее решения и преобразования, от опре-

деления сущности того или иного высказывания, переживания, представления или поступка человека к попыткам оказания воздействия. Понимание часто носит характер аналогий, преобладают формально-логические процедуры и причинный анализ нарушений поведения «объекта». Дискурс клиента организован вокруг поиска «правды», «правдивости» и «правильности» поступков, переживаний и т.д.

Респонденты делятся на две группы. Одни неоправданно оптимистичны в отношении оценки другого человека, самих себя и проблемной ситуации. Другие, напротив, отмечаются выраженной необоснованной особенностями ситуации тревогой, сомнениями в возможности разрешения проблемы и личностного изменения, своей способности воздействовать на нее ситуацию, себя и другого человека в позитивном направлении. Сомневаться клиенты могут и в возможностях консультанта помочь ему -в решении конкретной или более общей «жизненной проблемы», в том, «соответствует ли его консультант профессиональному уровню» или нет, является ли то, с чем столкнулся клиент «психотерапевтической ситуацией», если то, что происходит не вписывается в его представления о психотерапевтических отношениях [1; 3; 6; 7].

Таким образом, среди клиентов наиболее распространенной является объясняющая стратегия понимания себя и других людей, в ее обыденном варианте, представляющем смешение различных компонентов различных стратегий, сочетающаяся со схемами понимания человека и межличностных отношений, привнесенными не только из фолк-психологии и психологии профессиональной, но и медицины, биологии, психиатрии, социологии, т.д. Стратегия диалогизации, напротив, встречается в группе клиентов редко, что указывает на то, что она вероятнее всего является собственно психологической стратегией. Кроме того, клиенты, реализующие эту стратегию склонны к использованию целого ряда различных схем по-

нимания, не ограниченных усвоенными в их жизни, но и присвоенных в процессе психотерапевтического общения, из других источников.

Итак, можно выделить три аспекта взаимоотношений консультанта с клиентами, принадлежащими разным этнокультурным группам:

- концептуальный аспект, аспект, понимание - представление клиента и консультанта об открытости, честности, мотивированности и направленности, сензитивности друг друга как представителей разных этнокультурных групп,

- поведенческий аспект, аспект общения -восприятие клиентом терапевта как компетентного в его/ее профессии, решении тех или иных проблем, а также восприятие терапевтом клиента с точки зрения его готовности и способностей следовать рекомендациям и планам, выработанным в ходе консультаций, совместных обсуждений,

- ценностно-культурный аспект, аспект мировоззренческих установок и идеологий, фиксирующих представление индивида о том, что является высшей целью и задачами его жизни и жизни этнокультурной общности, к которой он себя относит.

В продуктивном консультировании происходит процесс согласования этих аспектов отношений, достигается внутренняя конгруэнтность схем и стратегий осмысления себя и другого. Отдельные варианты и уровни такого согласования могут стать предметом дальнейшего исследования, раскрыва-

ющего механизм взаимопонимания как один из наименее изученных феноменов в данной области научных исследований и один из практически наиболее значимых вопросов в контексте оптимизации этнокультурного диалога.

Библиографический список

1. Бюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академ. проект, 1999. - 240 с.

3. Меновщиков В.Ю. Психотерапевтическая практика: мифы клиентов // Вопросы психологии. -1999. - № 1. - С.77-88.

4. Минигалиева М.Р. Толерантность и мульти-культурализм: современная этнопсихология и муль-тикультурное консультирование. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского. - 2012. - 332 с.

5. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. - М.: Прогресс, Универс, 1994. - 480 с.

6. Эриксон М., Хейли Дж. Стратегии семейной терапии. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 448 с.

7. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. -М.: НФ «Класс», 2000. - 576 с.

8. Pedersen P. Multicultural counseling // Improving intercultural interactions: Modules for cross-cultural training programs / Eds. by R.W. Brislin, T. Yoshida. Newbury Park, CA: Sage, 1994. 360 p. - P. 221-240.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.